УДК 342.4
КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРИСЯГИ В СТРАНАХ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
THE CONSTITUTIONAL UNDERPINNING OF THE OATH IN
EASTERN EUROPE
М.В. Мархгейм, Ф.Ф. Чаплицкий M.V. Markhgeym, F.F. Chaplickij
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85
Belgorod State National Research University, 85 Pobeda St, Belgorod, 308015, Russia
E-mail: markheim@bsu.edu.ru; i2i0040@bsu.edu.ru
Аннотация. В данной статье представлены результаты исследования подходов государств Восточной Европы к конституционному закреплению присяги. Использование различных критериев анализа ее текста, осуществленного с использованием различных критериев, позволило выявить отдельные закономерности. Выводы систематизированы в определенной последовательности и изложены с учетом адресатов присяги; идентификации присяги в качестве юридического факта для приобретения / утраты правового статуса субъекта публичной власти; общих и особенных положений в текстах самой присяги.
Resume. This article presents the results of a study of the approaches of Eastern European States to the constitutional consolidation of the oath. The use of different criteria of analysis of the text carried out using various criteria revealed the individual laws. The conclusions are systematized in a certain order and are set out with the recipients of the oath; identification of the oath as a legal fact for the acquisition / loss of the legal status of a legal person of public authorities; General and particular provisions in the texts of the oath.
Ключевые слова: присяга, президент, депутат, член правительства, судья, правовой статус.
Key words: oath, President, member of Parliament, member of government, judge, legal status.
Присяга относится к тем признакам, которые можно причислить к атрибутам правового статуса публичных субъектов, таких, например, как глава государства, депутаты, судьи. Она получает формализацию в правовых актах различных уровней. «Применительно к конституционной сфере присяга может приобретать дополнительные черты, например, предусматриваться конституцией страны; адресоваться определенным конституционным субъектам; получать конституционную формализацию текста иногда с упоминанием чего-либо священного и ценностно-значимого. В связи с присягой могут прописываться условия и порядок ее принесения, последствия не принесения или принесения с оговорками» [Мархгейм, с. 61].
В данной статье представлены конституционные подходы стран Восточной Европы к закреплению присяги. Уточним, что все восточноевропейские государства, как и Россия являются республиками. Соответственно одна из целей данной работы состоит в выявлении закономерностей и особенностей конституционализации присяги публичных субъектов с целью возможности заимствования такого опыта. Исходный анализ текстов конституций указанной группы стран позволил выявить первую закономерность: нормы о присяге можно назвать типичными, поскольку только в одном основном законе - Конституции Боснии и Герцеговины - таких положений нет.
Конституции указанной фокусной группы стран характерно употребляют термин «присяга». Однако в некоторых конституциях используются формулировки «присяга на верность» (Литва и Эстония), торжественная присяга (Хорватия), священная клятва (Македония).
По способу закрепления присяги в тексте конституций, можно выделить: простое упоминание о ней (Венгрия, Литва и Хорватия) и изложение ее текста (Албания, Болгария, Латвия, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Чехия и Эстония).
Как правило, адресатами присяги в текстах конституций являются: президент (ч. 3 ст. 88 Конституции Албании, ст. 96 Конституции Болгарии, ст. 82 Конституции Литвы, ст. 130 Конституции Польши, ст. 83 Конституции Румынии, ч. 7 ст. 101 и ст. 104 Конституции Словакии, ст. 104 Конституции Словении, ст. 95 Конституции Хорватии, ст.ст. 55 и 59 Конституции Чехии, ст. 61 Кон-
ституции Эстонии); депутаты (ст. 72 Конституции Албании, ч. 2 ст. 76 Конституции Болгарии, ст. 59 Конституции Литвы, ст. 104 Конституции Польши, ч. 2 ст. 82 Конституции Румынии, ст. 75 Конституции Словакии, ст. 23 Конституции Чехии, ст. 81 Конституции Эстонии); председатель правительства, его заместители / члены правительства / министры (ст. 99 Конституции Албании, ст. 76 Конституции Болгарии, ч. 9 ст. 16 Конституции Венгрии, ст. 93 Конституции Литвы, ст. 151 Конституции Польши, ч. 1 ст. 103 Конституции Румынии, ст. 112 Конституции Словакии, ст. 113 Конституции Словении, ст. 109 Конституции Хорватии, ст. 69 Конституции Чехии, ст. 91 Конституции Эстонии); судьи высших судебных инстанций (ст. 129 Конституции Албании, ст. 104 Конституции Литвы, ст.ст. 112 и 145 Конституции Словакии, ст. 85 Конституции Чехии).
Помимо представленных типичных адресатов в отдельных конституциях встречаются и иные. К примеру, в Болгарии предусмотрен пост вице-президента и конституционно (ст. 96) закреплена его присяга [2]. В Конституции Литвы (ст. 133) закреплена необходимость присяги государственного контролера [3].
На наш взгляд, интересной представляется формулировка ч. 2 ст. 50 Конституции Румынии с наименованием «Верность стране», в которой отражено: «Граждане, которым доверено осуществление публичных функций, а также военнослужащие отвечают за надлежащее исполнение возложенных на них обязанностей и в этих целях приносят требуемую законом присягу» [4]. Таким образом, данным установлением фактически охвачены все лица, которые в стране официально исполняют властные полномочия, а также военнослужащие.
Вернемся к тому, что присяга, действительно, является непосредственным атрибутом правового статуса лица, реализующего государственные функции в установленном законом порядке. В текстах конституций это выражено в формулировках, уточняющих приобретение статуса при принесении присяги и, наоборот, в случае ненадлежащего отношения к ней.
В указанном контексте применительно к президенту выявлены следующие юридические конструкции:
- «Президент вступает в должность после принесения присяги» (ч. 3 ст. 88 Конституции Албании) [5];
- «Президент вступает в должность по принесении перед Национальным Собранием присяги...» (ст. 130 Конституции Польши) [6];
- «срок мандата Президента Румынии - 4 года, течение его начинается со дня принесения присяги; Президент Румынии осуществляет мандат до принесения присяги новоизбранным Президентом» (ст. 82 Конституции Румынии);
- «избранный кандидат принимает функции Президента путем принесения присяги» (ч. 7 ст. 101 Конституции Словакии) и «отказ от присяги или присяга с оговоркой влекут за собой недействительность выборов Президента» (ч. 2 ст. 104 Конституции Словакии) [7];
- «перед вступлением в должность Президент Республики в Государственном собрании приносит присягу» (ст. 104 Конституции Словении) [8];
- «перед вступлением в должность Президент Республики приносит торжественную присягу» (ст. 95 Конституции Хорватии) [9];
- «Президент республики приступает к исполнению своих обязанностей с момента принесения присяги» (ст. 55 Конституции Чехии), а также «отказ президента республики принести присягу или принесение присяги с оговоркой рассматриваются как неизбрание президентом республики» (ст. 60 Конституции Чехии) [10];
Применительно к парламентариям характерны нижеследующие формулировки:
- «перед началом действия мандата депутаты приносят присягу» (ст. 72 Конституции Албании);
- «избранный член Сейма все права представителя народа приобретает только после принесения им в Сейме присяги на верность Литовской Республике» (ст. 59 Конституции Литвы);
- «прежде чем приступить к осуществлению мандата депутаты приносят перед Сеймом присягу; отказ от принесения присяги означает отречение от мандата» (ст. 104 Конституции Польши);
- «член Сейма, не принесший в установленном законом порядке присягу или принесший присягу условно, утрачивает мандат члена Сейма (ст. 59 Конституции» Литвы);
- «на первом заседании народные представители приносят присягу.» (ст. 76 Конституции Болгарии);
- «кандидат, выборы которого признаны действительными, приносит перед Палатой Депутатов и Сенатом на их совместном заседании присягу» (ч. 2 ст. 82 Конституции Румынии);
- «на заседании Национального совета Словацкой Республики депутат, впервые участвующий в его работе, приносит присягу; отказ от присяги или присяга с оговоркой влекут за собой утрату мандата» (ст. 75 Конституции Словакии);
- «депутат / сенатор приносит присягу на первом заседании Палаты депутатов / Сената, в работе которого он участвует (ст. 23 Конституции Чехии), а также «мандат депутата или сенатора
прекращается в случаях отказа от присяги или принесения присяги с оговоркой» (ст. 25 Конституции Чехии);
- «перед тем как приступить к исполнению своих обязанностей, член Государственного Собрания приносит должностную присягу» (ст. 61 Конституции Эстонии) [11].
В отношении сопряжения присяги членов правительства с их правовым статусом выявлены следующие варианты конституционных установлений:
- «перед тем как начать исполнять свои обязанности Премьер-министр, заместитель Премьер-министра и министры приносят присягу» (ст. 99 Конституции Албании);
- «до исполнения своих обязанностей Премьер-министр и министры приносят в Сейме присягу хранить верность Литовской Республике» (ст. 93 Конституции Литвы);
- «председатель правительства и министры приносят перед Государственным собранием после выборов или, соответственно, назначения присягу» (ст. 113 Конституции Словении);
Формулировки, сопряженные в присягой судьей, представлены следующими вариантами:
- «судья ... вступает в должность после принесения присяги» (ст. 129 Конституции Албании);
- «до исполнения своих обязанностей судьи Конституционного суда приносят в Сейме присягу на верность Литовской Республике и Конституции» (ст. 104 Конституции Литвы);
- «судья Конституционного суда приступает к осуществлению своей функции с момента принесения присяги» (ч. 5 ст. 112 Конституции Словакии) и «принесением присяги судья принимает свою функцию» (ч. 5 ст. 145 Конституции Словакии);
- «судья Конституционного суда приступает к осуществлению своих функций с момента принесения присяги президенту республики» (ч. 1 ст. 85 Конституции Чехии), а также «если судья откажется принести присягу или принесет присягу с оговоркой, он считается не назначенным» (ч. 3 ст. 85 Конституции Чехии). Аналогично положение и в отношении судьи (ч. 1 ст. 93 Конституции Чехии).
Из всех проанализированных конституций особенно хотелось бы выделить Конституцию Литвы, которая в одной норме (ст. 74) предусмотрела, что за нарушение присяги Президент Республики, председатель и судьи Конституционного суда, председатель и судьи Верховного Суда, председатель и судьи Апелляционного суда, члены Сейма могут быть отстранены от занимаемых должностей или лишены мандата члена Сейма. Таким образом, этот базовый закон для широкого круга субъектов власти в качестве основания утраты соответствующего правового статуса назвал нарушение присяги.
Также Конституцию Литвы отличает подробная процедура «активизации» статуса президента, а именно:
- избранный Президент Республики приступает к исполнению своих обязанностей на следующий день по истечении срока полномочий Президента Республики после того, как в Вильнюсе при участии представителей Народа - членов Сейма он принесет присягу;
- акт о принесении присяги Президентом Республики подписывается им самим и председателем Конституционного суда, а в его отсутствие - одним из судей Конституционного суда (ст. 82).
Непосредственный анализ текстов присяги, предусмотренных для различных субъектов в конституциях государств Восточной Европы, позволил сделать ряд выводов.
1. Традиционно в текстах присяги (за исключением судей) дают клятву: верности государству (Словакия, Чехия) / Конституции (Польша); подчиняться / соблюдать Конституцию и законы страны (Албания, Болгария, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Чехия, Эстония); уважать права и свободы граждан (Албания, Румыния); защищать независимость государства (Албания, ) / оберегать суверенитет и интересы государства (Польша); защищать суверенитет, независимость, единство и территориальную целостность (Румыния) / независимость и безопасность государства (Польша); выполнять обязанности перед народом (Польша) / добросовестно исполнять свои обязанности и не злоупотреблять своим положением (Чехия) / верой и правдой исполнять свои обязанности (Эстония); служить всеобщим интересам (Албания) / руководствоваться интересами народа (Албания, Болгария, Чехия) / интересам граждан (Словакия); делать все для благополучия страны и блага граждан (Польша, Словения, Эстония).
2. Оригинальные формулировки в текстах присяги представлены следующим образом: служить прогрессу Албанского Народа (Албания); непоколебимо стоять на страже достоинства Народа (Польша); защищать демократию ., посвятить все свои силы и умение духовному и материальному процветанию румынского народа (Румыния); заботиться о благе словацкой нации, национальных меньшинств и этнических групп, живущих в стране (Словакия); по справедливости и нелицеприятно пользоваться данной мне властью (Эстония, присяга Президента).
Интересна ремарка в присяге президентов Албании и Польши: .может сделать дополнение: «Да поможет мне Бог!», а в Конституции Румынии указанное дополнение является обязательной частью присяги.
3. Конституционно текст присяги адресован разным субъектам: народным представителям, президенту и вице-президенту, членам Совета министров в Болгарии; народным представителям, премьер-министру, министрам и остальным членам Правительства в Румынии; депутатам и чле-
нам правительства в Словакии; президенту, председателю правительства и министрам в Словении; депутатам, сенаторам и президенту в Чехии.
Подытоживая, отметим, что закрепление присяги на конституционном уровне придает ей правовой характер. В силу этого принятие присяги (приобретение статуса, возможность реализовать функции, полномочия и пр. конкретного должностного лица или государственного служащего), отказ от принесения присяги влечет конкретные юридические последствия. При этом за нарушение присяги меры юридической ответственности предусматриваются в единичных случаях. Подытоживая, отметим, что присягу конституционных субъектов можно признать атрибутом их правового статуса.
Список литературы References
1. Мархгейм М.В. Конституционная присяга: черты к восточно-европейскому портрету // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. № 1 (80). С. 61-64.
Markhgeym M.V. Konstitucionnaya prisyaga: cherty k vostochno-evropejskomu portretu // Nauka i obrazovanie: hozyajstvo i ehkonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. 2017. № 1 (80). S. 61-64.
2. Конституция Республики Болгарии // http://worldconstitutions.ru/?p=120&page=3 (дата обращения 30.11.2016 г.).
Konstituciya Respubliki Bolgarii // http://worldconstitutions.ru/?p=120&page=3 (data obrashcheniya 30.11.2016 g.).
3. Конституция Литовской Республики от 25 октября 1992 г. // http: //worldconstitutions.ru/?p=115&page=3 (дата обращения 30.11.2016 г.).
Konstituciya Litovskoj Respubliki ot 25 oktyabrya 1992 g. // http://worldconstitutions.ru/?p=115&page=3 (data obrashcheniya 30.11.2016 g.).
4. Конституция Румынии от 21 ноября 1991 г. // http://constitutions.ru/archives/184 (дата обращения 30.11.2016 г.).
Konstituciya Rumynii ot 21 noyabrya 1991 g. // http://constitutions.ru/archives/184 (data obrashcheniya 30.11.2016 g.).
5. Конституция Республики Албания от 21 октября 1998 г. // http://worldconstitutions.ru/?p=104 (дата обращения 30.11.2016 г.).
Konstituciya Respubliki Albaniya ot 21 oktyabrya 1998 g. // http://worldconstitutions.ru/?p=104 (data obrashcheniya 30.11.2016 g.).
6. Конституция Республики Польша от 2 апреля 1997 г. // http://worldconstitutions.ru/?p=112 (дата обращения 30.11.2016 г.).
Konstituciya Respubliki Pol'sha ot 2 aprelya 1997 g. // http://worldconstitutions.ru/?p=112 (data obrash-cheniya 30.11.2016 g.).
7. Конституция Словацкой Республики от 1 сентября 1992 г. // http://pandia.ru/text/77/352/37184.php (дата обращения 30.11.2016 г.).
Konstituciya Slovackoj Respubliki ot 1 sentyabrya 1992 g. // http://pandia.ru/text/77/352/37184.php (data obrashcheniya 30.11.2016 g.).
8. Конституция Словении от 23 декабря 1990 г. // http://worldconstitutions.ru/?p=109%20%28%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B0 (дата обращения 30.11.2016 г.).
Konstituciya Slovenii ot 23 dekabrya 1990 g. //
http://worldconstitutions.ru/?p=109%20%28%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B0 (data obrashcheniya 30.11.2016 g.).
8. Конституция Республики Хорватия от 22 декабря 1990 г. // http://mspa7520.ru/konstituciya-respubliki-horvatiya (дата обращения 30.11.2016 г.).
Konstituciya Respubliki Horvatiya ot 22 dekabrya 1990 g. // http://mspa7520.ru/konstituciya-respubliki-horvatiya (data obrashcheniya 30.11.2016 g.).
10. Конституция Чешской Республики от 16 декабря 1992 г. // http://worldconstitutions.ru/?p=106 (дата обращения 30.11.2016 г.).
Konstituciya CHeshskoj Respubliki ot 16 dekabrya 1992 g. // http://worldconstitutions.ru/?p=106 (data obrashcheniya 30.11.2016 g.).
11. Конституция Эстонской Республики принята на референдуме 28 июня 1992 г. // http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions/constit/estonia/estoni-r.htm (дата обращения 30.11.2016 г.).
Konstituciya EHstonskoj Respubliki prinyata na referendume 28 iyunya 1992 g. // http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions/constit/estonia/estoni-r.htm (data
obrashcheniya 30.11.2016 g.).