Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ'

КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
68
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudArctic Forum
Ключевые слова
БАРХАТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ДЕМОКРАТИЯ / КОНСТИТУЦИЯ / ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА / СМЕНА ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Костева Дарья Алексеевна

В статье рассмотрено конституционное законодательство постсоциалистических стран Центральной и Восточный Европы. В работе проанализировано законодательство таких стран как Румыния, Латвия, Литва, Эстония и Словения. Представлена историческая справка, которая повлияла на смену власти в этих странах, а соответственно и на принятие новых законодательных актов - Конституций, которые закрепили новые демократические основы государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL LEGISLATION OF THE POST-SOCIALIST COUNTRIES OF CENTRAL AND EASTERN EUROPE

The article examines the constitutional legislation of the post- socialist countries of Central and Eastern Europe. The paper analyzes the legislation of such countries as Romania, Latvia, Lithuania, Estonia and Slovenia. The article presents a historical background that in uenced the change of power in these countries, and, accordingly, the adoption of new legislative acts-Constitutions that consolidated the new democratic foundations of States.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ»

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

https://petrsu.ru

Студенческий научный электронный журнал StudArctic Forum

https://saf.petrsu.ru ISSN 2500-140Х

Студенческий научный электронный журнал

StudArctic Forum

№ 4 (20), 2020

Главный редактор

И. М. Суворова

Заместитель главного редактора

М.И. Зайцева

Редакционный совет

B.А. Шлямин В.С. Сюнёв

Г.Н. Колесников

C.В. Волкова

Редакционная коллегия

А.Ю. Борисов П.С. Воронина (ответственный секретарь) Р.В. Воронов Т.А. Гаврилов Е.О. Графова Л.А. Девятникова

А.А. Ившин А.Ф. Кривоноженко А.А. Кузьменков А.А. Лебедев (ответственный секретарь) Е.Н. Лузгина Ю.В. Никонова М.И. Раковская А.А. Скоропадская Е.И. Соколова И.М. Соломещ А.А. Шлямина

Службы поддержки

Е. В. Голубев А. А. Малышев

Издател ь

ФГБОУ «Петрозаводский государственный университет» Российская Федерация, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33

Адрес редакции

185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленина, 33. Е-mail:saf@petrsu.ru http://saf.petrsu.ru

© ФГБОУ «Петрозаводский государственный университет», 2012-2021

Scientific journal StudArctic Forum

PFTROZAVOD5K STATE UNIVERSITY

©

https://saf.petrsu.ru ISSN 2500-140Х

https://petrsu.ru

Scientific journal

StudArctic Forum

No 4 (20), 2020

Editor-in-Chief

Irina Suvorova

Associate editor

Maria Zaitseva

Editorial staff

Valery Shlyamin Vladimir Siounev Gennady Kolesnikov Svetlana Volkova

Editorial staff

Alexey Borisov Polina Voronina (executive secretary) Roman Voronov Timmo Gavrilov Elena Grafova Lyudmila Devyatnikova Alexander Ivshin Alexander Krivonozhenko Alexander Kuzmenkov Alexander Lebedev (executive secretary) Elena Luzgina Yulia Nikonova Marina Rakovskaya Anna Skoropadskaya Evgeniya Sokolova

Ilya Solomesh Anastasia Shlyamina

Support Services

Evgeniy Golubev Anton Malyshko

Publisher

© Petrozavodsk State University, 2021

Address

33, Lenin av., 185910 Petrozavodsk, Republic of Karelia, Russia Е-mail:saf@petrsu.ru http://saf.petrsu.ru

© Petrozavodsk State University, 2012-2021

Студенческий научный электронный журнал StudArctic Forum

ПЕТРОЭАЕ

http://saf.petrsu.ru

http://petrsu.ru

Юриспруденция

КОСТЕВА Дарья Алексеевна

Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск,

Российская Федерация),

kosteva.1999@mail.ru

Конституционное законодательство постсоциалистических стран

Центральной и Восточной Европы

Для цитирования: Костева Д. А. Конституционное законодательство постсоциалистических стран Цен тральной и Восточной Европы // StudArctic Forum. 2020 № 4(20)

Во второй половине XX века, после антикоммунистических революций, вошедших в историю как «Осень народов», в странах Центральной и Восточной Европы, были приняты новые Конституции, которые регулировали общественную жизнь населения государств. Речь идет о таких странах как Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чешская Республика, Югославия, раздел которой начался в 1991-1992 годах, результатом которого стало появление таких самостоятельных государств как Словения, Босния и Герцеговина, Хорватия и Македония, также к постсоциалистическим странам следует отнести страны бывшего СССР. Эти государства получили название постсоциалистических государств, так как в середине XX века принадлежали к такому направлению в политике как социалистический лагерь.

«Бархатные» революции, как их еще называют в истории, прошли практически одновременно в странах социалистического лагеря. Одной из главных причин, по которой в этих государствах произошли революции, которые привели к коренному изменению жизни многих стран, их жителей — тяга населения государств к Западной Европе[6].

По мнению Д. Травина, пока лидеры социалистических государств могли сдерживать волну революционных движений народа, тоталитарный режим имел место быть в Центральной и Восточной Европе, но после того, как возможность подавления со стороны власти исчезла, население стран быстро смогло совершить государственный переворот, изменив политическую ситуацию[6]. Такую быстроту революционного движения Д. Травин связывает с тем, что в конце 1980-х годах СССР начал реформироваться, начал сдавать свои лидирующие позиции[6]. Ведь именно он смог подавить Пражскую весну в Чехословакии. А после внутренних противоречий населения государств социалистического лагеря начали понимать, что время для изменения жизни пришло, так как лидеры государств заняты другим.

С изменением государственного режима изменились и основные нормативные источники, которые регулируют общественную жизнь государств. Все страны бывшего социалистического лагеря приняли новые Конституции. Принципиальным их отличием от социалистических Конституций было то, что они не только закрепляли права и свободы личности, но и регулировали правовой механизм их защиты.

Появление новых конституций должны были выполнить следующие задачи — закрепить основы демократического режима, обеспечить функционирование общества в складывающейся рыночной

Научный руководитель:

Аннотация: В статье рассмотрено конституционное законодательство постсоциалистических стран Центральной и Восточный Европы. В работе проанализировано законодательство таких стран как Румыния, Латвия, Литва, Эстония и Словения. Представлена историческая справка, которая повлияла на смену власти в этих странах, а соответственно и на принятие новых законодательных актов — Конституций, которые закрепили новые демократические основы государств.

Блаткова Вера Валентиновна Рецензент: Р. О. Малышева

Статья поступила: 09.12.2020;

Принята к публикации: 15.12.2020;

Ключевые слова: Бархатная революция, демократия, конституция, постсоциалистические государства, смена власти.

экономической системе, а также не допустить узурпации власти.

В докладе будут рассмотрены изменения конституций на примерах таких стан как Румыния, Латвия, Литва, Эстония и Словения.

Особенностью революции в Румынии стало то, что это единственная революция, которая привела к свержению социалистического режима через вооруженный конфликт, а также был казнен бывший глава Румынии Николае Чаушеску[7]. После свержения встал вопрос о том, какой будет форма правления в государстве, какой будет основной закон, который будет регулировать жизнь общества.

Был создан парламент, состоящий из двух палат: верхней палаты — Сената и нижней палаты — Народного собрания. Был выбран новый Президент — Ион Илиеску. А 8 декабря 1991 года на всенародном референдуме была одобрена и вступила в силу Конституция Румынии, которая взяла за основу французскую модель и установила смешанную республику, то есть республику с президентско-парламентским управлением государством[7].

Новая Конституция закрепила Румынское государство как «правовое, демократическое и социальное государство, в котором достоинство человека, права и свободы граждан, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм представляют собой наивысшую ценность и гарантируются»[4]. Большое количество изменений последовали в 2003 году. Они касались увеличения президентского срока, ограничения депутатского иммунитета, а также отмены обязательной воинской повинности.

Как таковой принцип разделения властей в Конституции не был закреплен. Однако определение порядка полномочий, и структура высших и местных органов власти в главном источнике государства позволяет сделать вывод о том, что этот принцип реализуется.

По сравнению с Конституцией Румынии 1965 года, которая хоть и закрепляла права и свободы граждан, но с оговоркой о том, что нельзя использовать «для целей против социалистической структуры и интересов тех, кто работает», Конституция 1991 года гарантирует и претворяет в жизнь права и свободы человека. Это объясняется тем, что социалистическая Конституция определяла государственный режим как тоталитарный, а Конституция 1991 года — демократический режим.

Также рассмотрим, как сложилась судьба некоторых постсоветских государств, а именно Прибалтийских стран — Латвии, Литвы и Эстонии. Как известно, это первые государства, которые вышли из состава СССР в 1991 году. Однако Латвия не пошла по пути соседних Литвы и Эстонии, принявших в 1992 году новые конституции, а восстановила действие своей «старой» Конституции, принятой 15 февраля1922 года.

Конституции этих стран закрепили, что все три государства являются демократическими, независимыми и главным источником в них признается народ, права и свободы которого гарантируются и исполняются. Так, Прибалтийские страны являются и социальными государствами, что можно подтвердить тем, что в Конституциях этих государств закреплено, что граждане имеют право на различного рода социальную поддержку государства в виде социальных выплат, например, по потере кормильца, нетрудоспособности, по бедности и иная социальная помощь, исходящая государства.

Как уже было упомянуто Латвия восстановила действие прежней Конституции 1922 года. В нормативно-правовом акте не установлен принцип разделения властей. Президент как глава государства избирается Сеймом на 4 года, что позволяет сделать вывод о том, что Латвия является парламентской республикой[1]. Конституция не предусматривает нормы, которые касались бы деятельности органов местного самоуправления!!].

Если сравнить Конституцию Литовской ССР и ныне действующую, которая была принята 25 октября 1992 года, то можно увидеть следующее различие: в первом случае законодательная власть принадлежала Сейму, а исполнительная — Президенту[3]. В настоящее время существует принцип разделения властей, при котором законодательную власть осуществляет Сейм, исполнительную — Правительство, судебную - суды, а Президент является главой государства[2]. В Конституции Литовской ССР нет отдельно посвященных глав человеку или обществу; есть главы, которые называются «Человек и Государство», «Общество и Государство» [3]. В ныне действующей Конституции отдается большое внимание правам и свободами человека и гражданина, что говорит о том, что Литва является демократическим государством, в котором не только гарантируются неотчуждаемые права и свободы личности, но и реализуются они государством[2].

Конституция Эстонии была принята 28 июня 1992 года. Эстония является в настоящее время самостоятельным и независимым демократическим государством с республиканской формой правления[8]. Органы местного самоуправления в Эстонии не входят в систему государственной власти, однако при вхождении Эстонии в состав СССР эти органы, которые назывались Местные Советы народных депутатов, входили в состав органов государственной власти, что говорит о авторитарности и полном контроле со стороны государства за общественной жизнью людей. Также претерпела изменения и судебная система, если Конституция Эстонской ССР определяла порядок назначения судей следующим образом: «Народные судьи районных (городских) народных судов избираются гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет[9]. Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на собраниях граждан по месту их работы или жительства открытым голосованием сроком на два с половиной года». Действующая Конституция определяет пожизненный срок назначения судей[8]. Если коснуться образовательной сферы, то и тут можно увидеть отличия: когда Эстония входила в состав СССР, то образовательная система велась на двух языках — эстонском и русском[9]. Сейчас же в государстве русскоязычного образования практически не осталось, учебные заведения переводят на эстонский язык[8].

Если рассмотреть административно-территориальное деление, то все три государства являются унитарными. Единицами деления являются уезды, которые лишены автономии. В период советского правления название уездов было заменено на районы.

Еще одним примером постсоциалистической страны будет являться Словения и ее Конституция, которая была принята на заседании Государственного собрания 23 декабря 1991 года. Особенностью нормативно-правового акта является то, что Конституция основана на Основной конституционной хартии самостоятельности и независимости Республики Словения, которая располагается сразу после преамбулы. Как и остальные рассматриваемые государства, Словения является демократическим, правовым и социальным с республиканской формой правления[5]. Административно-территориальное деление основано на единстве и неделимости, то есть имеет унитарное государственно-территориальное устройство, в отличии от того периода времени, когда она входила в состав Югославии — являлась страной с федеративным устройством. Словения является социальным государством, что так же можно подтвердить тем, что большое внимание уделяется «защите личности и достоинства». Этому аспекту посвящена отдельная глава Конституции[5].

Как упоминалось ранее, Словения, как государство, образовалась вследствие распада Югославии в конце XX века на ряд самостоятельных государств. Соответственно проведем небольшой анализ Конституции Югославии 1974 года и Конституции Словении, как нового государства. Так, Конституция Югославии не содержит норм, которые касались бы органов местного самоуправления, чего не скажешь о Конституции Словении, которая регулирует их организацию в муниципалитетах и общинах, а также в области общественной деятельности. В Конституции Югославии 1974 года роль Президента скорее второстепенная, так как большое влияние имеет Скупщина Социалистически Федеративной Республики Югославии[10]. В ныне действующей Конституции Словении роль Президента как главы государства велика[5]. Так, например, к одному из полномочий Скупщина Социалистически Федеративной Республики Югославии относилось то, что она принимала решение об изменении Конституции Югославии[10]. В настоящее время те же поправки в Конституцию могут вноситься как путем законодательной инициативы, так и на выноситься на референдум^.

Таким образом, были рассмотрены государства бывшего социалистического лагеря, которые после революций, которые привели к смене режима, приняли новые конституции. Все страны стали демократическими, правовыми государствами с активной социальной политикой. Если коснуться административно-территориального устройства, то большинство стало унитарными государствами, то есть территориальные образования не имеют автономии. Государства изменили не только свои названия, но и внесли большие коррективы во все сферы общества. Это касается и экономической области, в которой большое значение стала играть развитие рыночной экономической системы, развитие предпринимательства, появление разнообразных форм собственности. Ведь при социалистическом режиме основу составляла социалистическая собственность на все средства производства и потребления.

Список литературы

1. Конституция Латвии / Конституции государств (стран) мира, Библиотека Конституций Пашкова Романа.

5

— Москва, 2010. — URL : https://worldconstitutions.ru/?p=116 (дата обращения 06 июня 2020 г.). — Текст : электронный.

2. Конституция Литвы / Конституции государств (стран) мира, Библиотека Конституций Пашкова Романа.

— Москва, 2010. — URL : https://worldconstitutions.ru/?p=115 (дата обращения 15 апреля 2020 г.). — Текст : электронный.

3. Конституция Литовской ССР / Народно-освободительное движение СССР, Правительство Союза Советских Социалистических республик. — Москва, 2018. —URL : http://nodussr.ru/konstituciya-litovskoj-ssr (дата обращения 15 апреля 2020 г.). — Текст : электронный.

4. Конституция Румынии / Конституции государств (стран) мира, Библиотека Конституций Пашкова Романа. — Москва, 2010. — URL : https://worldconstitutions.ru/?p=111 (дата обращения 14 апреля 2020 г.). — Текст : электронный.

5. Конституция Словении / Конституции государств (стран) мира, Библиотека Конституций Пашкова Романа. — Москва, 2010. — URL : https://worldconstitutions.ru/?p=109 (дата обращения 16 апреля 2020 г.). — Текст : электронный.

6. Почему были успешны бархатные революции 1989 года. — Текст : электронный // Ведомости ; мнения, аналитика / Д. Травин. — Москва. — URL : https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2019/01/17/791757-1989

7. Революция в Румынии в декабре 1989 года / Риа Новости. — Москва, 2009. — URL : https://ria.ru/20091216/199409501.html (дата обращения 14 апреля 2020 г.). — Текст: электронный.

8. Конституция Эстонии / Геннадий Афанасьев. — Москва, 2015. — URL : http://genadiafanassjev.blogspot.com/2015/02/blog-post_46.html (дата обращения 17 апреля 2020 г.). — Текст : электронный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Конституция Эстонской ССР / Народно-освободительное движение СССР, Правительство Союза Советских Социалистических республик. — Москва, 2018. — URL : http://nodussr.ru/konstituciya-estonskoj-ssr (дата обращения 17 апреля 2020 г.). — Текст : электронный.

10. Конституция Югославии / Конституции государств (стран) мира, Библиотека Конституций Пашкова Романа. — Москва, 2010. — URL : https://worldconstitutions.ru/?p=781 (дата обращения 17 апреля 2020 г.) — Текст : электронный.

Constitutional legislation of the post-socialist countries of Central and

Eastern Europe

KOSTEVA Darya

Jurisprudence

Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russian Federation), kosteva.1999@mail.ru

Scientific adviser:

Blatkova Vera Reviewer: R. Malysheva

Paper submitted on: 12/09/2020; Accepted on: 12/15/2020;

Abstract: The article examines the constitutional legislation of the post-socialist countries of Central and Eastern Europe. The paper analyzes the legislation of such countries as Romania, Latvia, Lithuania, Estonia and Slovenia. The article presents a historical background that influenced the change of power in these countries, and, accordingly, the adoption of new legislative acts-Constitutions that consolidated the new democratic foundations of States.

Keywords: Velvet revolution, democracy, the Constitution, the post-socialist States, a change of government.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.