УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2020-10521
КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВА НА ИНФОРМАЦИЮ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
История и современность
Аннотация. В статье автор исследует становление и развитие законодательства Республики Таджикистана, регулирующего право на информацию, в различные периоды развития государства. В результате анализа норм ранее существовавших конституций сделан вывод о том, что право на информацию не является новым явлением в ныне действующей Конституции Таджикистана. Первые предпосылки закрепления данного права можно наблюдать в нормах советских конституций Таджикистана.
Ключевые слова: Конституция Республики Таджикистан, информация, право на информацию, доступ к информации, Республика Таджикистан, Таджикский ССР.
Annotation. In the article, the author explores the formation and development of the legislation of the Republic of Tajikistan regulating the right to information, various periods of development of the state. As a result of the analysis of the norms of all the earlier existing constitutions, the author concluded that the right to information is not a new phenomenon in the current Constitution of Tajikistan. The first prerequisites for this right can be observed in the norms of the Soviet constitutions of Tajikistan.
Keywords: Constitution of the Republic of Tajikistan, information, right to information, access to information, Republic of Tajikistan, Tajik SSR.
Информация всегда играла важную роль в истории развития человечества, но в первые этапы своего существования человеку необходимо было создавать условия и среду для нормального проживания, и оно поэтапно переходило с одной ступени на другую.
XIX век называли веком производства, XX — веком управления, а XXI по праву именуют веком информации.
Важную роль в этом процессе наряду с техническим прогрессом сыграло и развитие законодательства в данной сфере.
Первыми законодательными актами на территории современного Таджикистана, регулирующими эту сферу отношений, были законодательные акты, которые действовали в Россий-
Зафар Нарзуллоевич МАХМУДОВ, адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России E-mail: [email protected]
ской империи, так как начиная с конца XIX в. и до начала XX в. на территории Таджикистана действовали императорские указы.
Деятельность средств массовой информации регулировалась имперским правом.
Как отмечает Р.И. Бурлакова, главным в цензурной политике был не закон, а настроение царя, его высказывания, его личное мнение.
В Российской империи было принято несколько нормативных актов, регулирующих общественные отношения, связанные с печатью, среди которых особое место занимали императорские и сенатские указы, цензурные уставы 1804, 1826, 1828, 1890 гг., а также Указ «О даровании некоторых облегчений и удобств отечественной печати» от 6 апреля 1865 г., Указ
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020
«О временных правилах, о повременных изданиях» от 24 ноября 1905 г., Закон об авторском праве от 20 марта 1911 г.
Дальнейшее развитие право на доступ к информации и связанные с ним правами происходило с образованием Таджикской АССР и принятием Конституции 1929 г.
Общепризнанным является утверждение, что конституция, являясь основным политико-правовым документом государства, закрепляет основные положения, связанные с функционированием государства, и определяет взаимоотношения человека и государства. Именно конституционное закрепление определяет, насколько то или иное право будет реализовываться, а также направления его развития в отраслевом законодательстве.
При этом следует подчеркнуть, что периоды принятия конституций в Таджикистане отображают определенные этапы в развитии страны и исторические процессы каждого отдельного права.
Конституция Таджикской АССР сыграла важную роль в формировании Таджикистана как государства и заложила основу для дальнейшего развития многих правовых институтов, в том числе и прав человека. Относительно права на доступ к информации в Конституции Таджикской АССР непосредственного указания на данное право не закреплялось. Это связано с тем, что такое право отсутствовало в Конституции СССР 1924 г., на основе которой и была разработана Конституция Таджикской АССР. Однако это не означает, что вопросы, связанные с доступом к информации, полностью отсутствовали в Конституции Таджикской АССР 1929 г. Несмотря на все существующие идеологические взгляды того времени, в Конституции 1929 г. были закреплены отдельные элементы, обеспечивающие право на доступ к информации граждан, к которым относятся свобода слова и свобода печати.
В частности, в Конституции 1929 г. устанавливалось, что трудящимся предоставляются все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг и других произведений печати и обеспечивается их свободное распространение по всей республике.
Также Конституция 1929 г. в целях обеспечения действительного доступа к получению знаний для трудящихся ставила одной из задач государства предоставление рабочим и крестьянам полное всестороннее и бесплатное образование.
Наряду с правами Конституция 1929 г. возлагала и ряд обязанностей на народных представителей по информированию граждан. В частности, было предусмотрено, что все члены Верховного Совета обязаны периодически представлять отчеты своим избирателям.
Первая Конституция Таджикской ССР от 1931 г. в регулировании вопроса доступа к информации не отличалась от положений, закрепленных в Конституции Таджикской АССР 1929 г. Связано это, прежде всего, с тем, что данная Конституция также была разработана на основе Конституции 1924 г. СССР.
По сравнению с конституциями 1929 и 1931 гг. Конституция Таджикской ССР от 1937 г. имела существенные отличия. Принятая на основе Конституции СССР 1936 г., Конституция Таджикской ССР закрепила ряд новых положений. Так, впервые ст. 6 Конституции закрепляла издание законов, принятых Верховным Советом Таджикской ССР, на таджикском, узбекском и русском, а для районов Мургаба и Джиргатола на киргизском языках.
Поскольку гласность судопроизводства является важнейшей гарантией прав личности, ст. 98 Конституции закрепляла гласность судопроизводства, а также Конституция гарантировала защиту тайны переписки.
Как показывает анализ Конституции 1937 г., в вопросе гарантий и обеспечения прав и свобод граждан она сыграла заметную роль. Как отмечают исследователи данной сферы, для своего времени Конституция 1937 г. являлась одной из демократических конституций своего времени, но, насколько ее положения реализовалась на практике, — это другой вопрос.
Советские конституции 1918 — 1936 гг. большое значение уделяли закреплению социально-экономических прав граждан, при этом закрепленные личные и политические права на практике не осуществлялись, что напрямую зависело от государства. Использование политических прав было ограничено Конституцией в «целях развития коммунистического строительства», «в целях укрепления и развития социалистического строя» и т.п.
Дальнейшее развитие права на доступ к информации нашло отражение в Конституции 1978 г., которая была принята в соответствии с Конституцией СССР 1977 г. Правовое положение граждан закрепляется в главе 6 «Основные права, свободы и обязанности граждан Таджикской ССР» (статьи 37—67). Как видно, количество статей,
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020
посвященных правам и обязанностям человека, выросло вдвое.
Конституция провозгласила, что граждане Таджикской ССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических, личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией Таджикской ССР и советскими законами. Социалистический строй обеспечивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по мере выполнения программ социально-экономического и культурного развития. При этом в Конституции подчеркивалось, что использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан. То есть, фактически права личности всегда рассматривались через призму интересов государства.
Впервые в ст. 9 было зафиксировано, что основным направлением развития политической системы советского общества является «дальнейшее развитие социалистической демократии», и были указаны пути его развития.
В Конституции 1978 г. нашли отражение и общепризнанные международные принципы прав и свобод человека и гражданина. Это связано с тем, что СССР становится участником ряда международных конвенций, в частности, Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.
Статья 45 гарантировала право граждан на пользование достижениями культуры, обеспечивая право на общедоступность ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах; развитие и равномерное размещение культурно-просветительных учреждений на территории страны; развитие телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети бесплатных библиотек; расширение культурного обмена с зарубежными государствами.
В Конституцию 1978 г. также была включена новая норма об охране прав авторов и ее гарантирование со стороны государства.
Еще одним новшеством в Конституции 1978 г. было то, что каждый гражданин Таджикской ССР имел право вносить в государственные органы и общественные организации предложения по улучшению их деятельности, критиковать недостатки в работе. Должностные лица были обязаны в установленные сроки рассматривать предложения и заявления граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры. Пресле-
дование за критику запрещалось. Лица, преследующие за критику, привлекались к ответственности (ст. 46).
В соответствии со ст. 56 у граждан Таджикской ССР появилась возможность обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. Закрепление данной нормы являлось одним из важных механизмов реализации права на доступ к информации, так как в случае непредоставления вышеуказанными субъектами информации граждане могли это обжаловать.
Следующим этапом развития права на доступ к информации стало принятие Конституции Республики Таджикистан (РТ) 1994 г. Ее принятие было обусловлено конкретно-историческими условиями — Таджикистан стал независимым государством.
Поэтому Конституция РТ выступала не только в качестве Основного закона государства, но и как учредительный акт, юридически оформляющий возникновение нового независимого государства. Важнейшей функцией Конституции РТ является закрепление прав и свобод человека и гражданина, а также тех начал, на основе которых они должны реализоваться в жизни. Естественно, Конституция не может и не должна исчерпывающим образом закреплять все права и свободы человека и гражданина.
Таджикистан, объявив себя демократическим государством, закрепил это положение в своей Конституции. Одним из основных составных элементов демократии выступает обеспечение свободы слова, которая, в свою очередь, является одним из средств обеспечения и реализации права на доступ к информации.
Несмотря на то что в Конституции РТ нет прямой нормы, закрепляющей право на доступ к информации, как, например, право на труд, на личную неприкосновенность и право на образование, это не означает отсутствия конституционной регламентации данного права.
Право на доступ к информации рассматривается более чем в 20 конституционно-правовых установлениях. Содержание этих конституционных норм свидетельствует о том, что право на доступ к информации далеко не второстепенное, и реализация любых других прав граждан непосредственно связана с правом на информацию.
Одной из основных статей, гарантирующих право граждан на доступ к информации, является ст. 30 Конституции РТ, в которой каждому
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020
гарантируется свобода слова, печати, право на пользование средствами информации.
Что касается других статей, имеющих наиболее тесную связь с правом на доступ к информации, то к ним относятся положения, закрепленные в статьях 2, 23, 25, 26, 27 и 29 Конституции Республики Таджикистан.
Так, в ст. 23 закрепляется неприкосновенность частной жизни, личной тайны, а, значит, сведений (информации) о них. Эти сведения могут находиться в личной корреспонденции граждан (переписке), в телефонных и иных сообщениях. Без согласия граждан не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации об их частной жизни (ч. 1 ст. 23).
В Конституции указывается, что ограничение права на неприкосновенность частной жизни допускается только на основании судебного решения (ст. 23).
Конституция Республики Таджикистан закрепляет положение, в соответствии с которым граждане Республики Таджикистан имеют право на пользование родным языком и свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 3. ст. 2) и свободы совести и вероисповедания, предусматривающие право распространять религиозные и иные убеждения (ст. 26), что также невозможно без передачи, производства и распространения определенной информации.
Таким образом, в результате анализа норм всех ранее существовавших конституций можно сделать вывод, что право на информацию не является новым явлением в ныне действующей Конституции Таджикистана. Первые предпосылки данного права можно наблюдать в нормах советских конституций Таджикистана. Развитие данного права проходило поэтапно, в ус-
ловиях эволюции прав человека и их закрепления в конституциях.
Ныне действующая Конституция Таджикистана в полной мере смогла включить не только нормы прежних конституций, но и закрепила положения международных актов, признанных Республикой Таджикистан, что доказывает признание и стремление государства и таджикского демократического общества к реализации и га-рантированности одного из важнейших прав граждан — права на доступ к информации.
Библиографический список
1. Бурлакова Р.И. Правовое регулирование цензуры печати в России в XVII — начале XX века: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
2. Диноршоев А.М. Права и свободы человека и гражданина в Конституции Республики Таджикистан и международно-правовых документах: особенности закрепления и имплементация в национальное законодательство // Гос-во и право. 2009. № 3.
3. Достиев А.С. Конституция Республики Таджикистан 1994 года; история разработки, принятия и основные положения. Душанбе, 2001.
4. Имомов А. Роль конституции в образовании таджикской государственности. Душанбе, 2011.
5. Имомов А.И. Укрепление государственности и создание гражданского общества в Таджикистане. Душанбе, 2003.
6. Корабелъникова Ю.Л. Личная неприкосновенность и безопасность: поиск баланса интересов в условиях цифровизации городов // Юрид. мир. 2020. № 3. С. 22—25.
7. Меликов У.А. Правовое регулирование предпринимательской деятельности при создании и распространении СМИ. Душанбе, 2011.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020