Научная статья на тему 'Конституционное развитие местного самоуправления в Республике Тыва: история развития, анализ правовой базы и кадрового обеспечения'

Конституционное развитие местного самоуправления в Республике Тыва: история развития, анализ правовой базы и кадрового обеспечения Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
227
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / LOCAL GOVERNMENT / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА / УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MUNICIPAL SERVICE / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / MUNICIPALITY CHARTERS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ондар Николай Алдын-оолович

В статье анализируется состояние правового регулирования местного самоуправления в Республике Тыва. Особое внимание уделяется содержанию уставов муниципальных образований. Автор рассматривает специфику приграничных муниципальных образований. На примере деятельности муниципальных образований выделяются проблемы правоприменения в них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ондар Николай Алдын-оолович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional Development of Local Government in the Republic of Tyva: History and Analysis of Legal Framework and Staffing

The article analyzes legal regulation of local self-government in the Republic of Tyva, a special attention being paid to the contents of the municipal entities charters. The author considers the specifics of near-border municipalities. The problems of law enforcement in the municipalities are illustrated with the particular municipal entities.

Текст научной работы на тему «Конституционное развитие местного самоуправления в Республике Тыва: история развития, анализ правовой базы и кадрового обеспечения»

УДК 93:342(571.52)

КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, АНАЛИЗ ПРАВОВОЙ БАЗЫ И КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Н. А. Ондар

Тувинский государственный университет

В статье анализируется состояние правового регулирования местного самоуправления в Республике Тыва. Особое внимание уделяется содержанию уставов муниципальных образований. Автор рассматривает специфику приграничных муниципальных образований. На примере деятельности муниципальных образований выделяются проблемы правоприменения в них.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальная служба, правовое регулирование, устав муниципального образования.

В Республике Тыва уже сложилась определённая правовая база, регулирующая вопросы местного самоуправления. Так, на 1 апреля 2006 года в базе данных федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации содержалось 86 нормативных правовых актов Республики Тыва, регулирующих вопросы местного самоуправления, в том числе Конституция Республики Тыва, 52 закона, восемь указов Председателя Правительства Республики Тыва, пять постановлений Правительства республики, одно постановление законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Тыва, 18 уставов муниципальных образований и два решения местных Хуралов представителей. Кроме того, по результатам мониторинга законодательства о местном самоуправлении в Республике Тыва в декабре 2005 года конституционным законом республики [1] статья 62 Конституции Республики Тыва приведена в соответствие с Федеральным законом № 131-Ф3.

Одним из важных шагов в организации местного самоуправления стало принятие закона Республики Тыва «О статусе и границах муниципальных образований Республики Тыва» [2], в соответствии с которым на территории Республики Тыва образовано 143 муниципальных образования, в том числе 2 городских округа, 17 ко-жуунов, 4 городских и 120 сельских поселений. Все муниципальные образования внесены в государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации.

Численность населения, проживающего во всех муниципальных образованиях, составляет 350 510 человек, в том числе в городских округах - 117 070 человек, муниципальных районах - 188 440 человек, городских поселениях - 36 523 человека, сельских поселениях - 151 917 человек. Доля городского населения в Республике Тыва составляет 43,8 %, а доля сельского населения - 56,2 %.

Особенностью организации органов местного самоуправления в Республике Тыва является то, что все 120 сельских муниципальных образований осуществляют свою деятельность на территориях с низкой плотностью населения, из них восемь - в отдалённых и труднодоступных местностях. К территориям с высокой плотностью населения относятся лишь два городских округа и четыре городских поселения.

Кроме того, к особенностям осуществления местного самоуправления в Республике Тыва относится и то, что в 4 муниципальных районах: Эрзинском, Тес-Хемском, Овюрском и Монгун-Тайгинском - органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в приграничных с Монголией территориях. Их деятельность усложняется в связи с организацией международного сотрудничества и приграничного пропускного режима. В таких муниципалитетах возникают проблемы в правовом регулировании обеспечения их деятельности. Возникают вопросы о полномочиях органов местного самоуправления в сфере организации и осуществления внешних связей в Российской Федерации, юридической природе соглашений, принятых в рамках приграничного сотрудничества.

В настоящее время федеральные законы не содержат прямых запретов на участие муниципальных образований в международных отношениях, однако они и не включают положения, непосредственно регулирующего этот процесс. Сам Федеральный закон № 131-ФЗ также дает право органам местного самоуправления на осуществление международных и внешнеэкономических связей. Подпункт 8 п. 1 ст. 17 относит к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [3] устанавливает, что внешнеторговая деятельность органов местного самоуправления осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 8.1).

Отдельные элементы межрегионального регулирования устанавливаются Концепцией приграничного сотрудничества в Российской Федерации [4], определяющей цели, принципы и приоритеты в деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере приграничного сотрудничества [5].

На наш взгляд, для более полного и детального регулирования вопросов осуществления приграничного сотрудничества, таких как: заключение соглашений в сфере приграничного сотрудничества; создание с органами местного самоуправления сопредельных государств совместных координирующих органов по приграничному сотрудничеству; принятие и организация выполнения совместных с органами местного самоуправления сопредельных государств планов, программ и инвестиционных проектов по вопросам местного значения, а также

установление порядка осуществления приграничных связей органами местного самоуправления - необходимо принятие специального федерального закона. Проект такого закона уже имеется и внесён в Государственную Думу.

В 2004-2005 гг. в целях правового обеспечения реформы местного самоуправления принят ряд постановлений Правительства Республики Тыва: о планах подготовки нормативных правовых актов Республики Тыва и органов местного самоуправления, необходимых для реализации положений вышеуказанного федерального закона; о мероприятиях по приведению законодательства Республики Тыва и уставов муниципальных образований в соответствие с ним; о методических рекомендациях по разработке органами местного самоуправления нормативных правовых актов; о республиканской программе повышения квалификации муниципальных служащих, председателей администраций и представительных органов муниципальных образований, их заместителей, депутатов, иных специалистов на 2005-2006 годы и других организационных мероприятиях.

В 2004 году одним из первых был принят Закон Республики Тыва «О статусе и границах муниципальных образований Республики Тыва» [6], в соответствии с которым каждое муниципальное образование наделено соответствующим статусом, утверждены картографические описания границ новых муниципальных районов и границ муниципальных образований. Всего в республике образовано 143 муниципальных образования (из них вновь образованных 124), в том числе, 2 городских округа, 17 кожуунов, вновь образованных четыре городских и 120 сельских поселений.

Органами государственной власти и местного самоуправления Республики Тыва была проделана значительная работа по подготовке к государственной регистрации уставов муниципальных образований. Для упорядочения деятельности по регистрации уставов муниципальных образований, проведения их юридической экспертизы принятие закона «О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований Республики Тыва» было необходимым. Кроме того, проведена значительная работа по оказанию организационной и методической помощи муниципальным образованиям, экспертной работе по разработке, принятию и государственной регистрации уставов. При этом проводились еженедельные селекторные и кустовые совещания непосредственно в муниципальных образованиях. Данная работа принесла свои плоды: уставы всех муниципальных образований были зарегистрированы в запланированный срок в органах Министерства юстиции России по Сибирскому федеральному округу в Республике Тыва в конце 2005 и в начале 2006 гг. Это в свою очередь позволило органам местного самоуправления вовремя приступить к планомерной деятельности по реализации Федерального закона № 131-ФЗ.

Анализ уставов муниципальных образований Республики Тыва показал следующее.

Формирование представительного органа муниципального района имеет свою специфику, которая заключается в двух вариантах его формирования:

1. В представительный орган входят главы расположенных на территории муниципального района поселений, а также депутаты представительных органов этих поселений, избираемые данными органами из своего состава в соответствии с равной нормой представительства, независимо от численности населения поселений. Таким способом в Республике Тыва сформировано девять представительных органов муниципальных районов с численностью 181 депутат.

2. В представительный орган избираются депутаты на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. По такому варианту хуралы представителей в Республике Тыва сформированы в восьми муниципальных районах с численностью депутатов 159 человек.

На наш взгляд, для республики с преобладающей низкой плотностью населения целесообразно прибегнуть к первому варианту организации представительных органов муниципальных районов, однако навязывать ту или иную модель формирования представительного органа не позволяет федеральное законодательство, которое относит решение этого вопроса непосредственно населению и закрепляется в уставе муниципального образования.

Глава муниципального района избирается из числа депутатов представительного органа муниципального района в 13 кожуунах, в четырёх - на муниципальных выборах непосредственно населением; в трёх кожуунах глава является одновременно председателем администрации; 14 председателей администраций кожуунов назначаются на контрактной основе.

Глава сельского поселения избирается на муниципальных выборах в 90 сельских поселениях, а в 28 - из числа депутатов представительного органа поселения. В соответствии с уставами 97 сельских поселений глава муниципального образования одновременно является председателем местной администрации; в 22 поселениях председатель местной администрации назначается по контракту. В четырёх сельских поселениях полномочия представительного органа осуществляют сходы граждан.

Главы двух городских округов (г. Кызыла и Ак-Довурака) избираются из числа депутатов, председатели администраций назначаются по контракту.

В трёх городских поселениях (п. Каа-Хем, г. Чадан, г. Шагонар) глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах, в одном из числа депутатов; главы двух городских поселений являются одновременно председателями местных администраций, председатели двух администраций городских поселений назначаются по контракту.

Срок полномочий абсолютного большинства глав муниципальных образований и представительных органов муниципальных образований составляет 4-5 лет, и только в одном муниципальном районе (Эрзинский кожуун)

- 3 года. В четырёх сельских поселениях срок полномочий как глав, так и представительных органов муниципальных образований определён в два года.

Уставами 138 муниципальных образований предусмотрено формирование контрольного органа, однако на практике такие органы функционируют всего в нескольких муниципальных образованиях.

Уставы шести муниципальных образований предусматривают наличие избирательных комиссий с образованием юридического лица (Чаа-Хольский кожуун, город Кызыл, город Туран, сумоны Каргы и Моген-Бурен Монгун-Тайгинского кожууна, сумон Кызыл-Даг Чаа-Хольского кожууна). В соответствии с уставами 118 муниципальных образований для проведения муниципальных выборов формируются избирательные комиссии без образования юридического лица.

Согласно уставам муниципальных образований общая численность депутатов представительных органов (представителей местных хуралов) муниципальных образований в Республик Тыва составляет 1 526 депутатов, в их числе 45 депутатов двух городских округов, 278 депутатов муниципальных районов, 58 депутатов городских поселений, 1 145 депутатов сельских поселений; в четырёх поселениях общей численностью 151 917 человек полномочия представительного органа поселения осуществляет сход граждан. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, то один депутат.

В Российской Федерации на постоянной основе в среднем работают 2,7 % депутатов представительных органов местного самоуправления от их общей численности. Стоит отметить, что в Республике Тыва данный показатель составляет 13,3 %, это обусловлено значительным количеством муниципальных образований и численностью представительных органов менее 10 человек.

С принятием в 2005 году закона Республики Тыва «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Республике Тыва» [7] были установлены наименования представительных и исполнительных органов местного самоуправления, должностей глав муниципальных образований, глав местной администрации; установлены дополнительные требования к кандидатам, претендующим на должность главы местной администрации муниципального района и городского округа, в частности таких, как высшее образование и опыт работы на государственной службе; определены права главы администрации муниципального района (городского округа) по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления законами Республики Тыва, а также полномочия органов государственной власти Республики Тыва в сфере местного самоуправления.

Республиканским законодателем была урегулирована численность и сроки полномочий депутатов представительных органов первого созыва и глав вновь образованных муниципальных образований [8], установлено, что депутаты представительных органов первого созыва и главы вновь образованных муниципальных образований избираются на всеобщих выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, срок их полномочий составляет два года. Установлена численность депутатов представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований от 7 до 15 человек.

В соответствии с выборным законодательством Республики Тыва: законами «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Республике Тыва» [9], «О выборах выборных должностных лиц местного самоуправления в Республике Тыва» [10] -3 июля 2005 года проведены выборы депутатов представительных органов и глав поселений. Всего по 1 126 избирательным округам было зарегистрировано 2 137 кандидатов в депутаты представительных органов вновь образованных муниципальных образований, избраны 1 112 депутатов; представительные органы в 118 городских и сельских поселениях из 124 сформированы в правомочных составах [11].

Таким образом, в результате принятых мер по реализации положений закона № 131-ФЗ, на 1 января 2009 года представительные органы (хуралы представителей) созданы в 139 муниципальных образованиях, куда было избрано 1 248 депутатов. В четырёх сельских поселениях (сумоны Эмми, Балыктыг Тере-Хольского кожууна, сумон Эйлиг-Хем Дзун-Хемчикского кожууна, сумон Чазылары Тоджинского кожууна) число избирателей составляет менее 100; в этих сельских поселениях представительные органы не формировались, полномочия представительных органов осуществляются собраниями (сходами) граждан.

Большая активность проведения выборов была отмечена во время выборов глав вновь образованных муниципальных образований, которые прошли в 124 поселениях, избраны 124 главы поселений. Всего на должности глав поселений было зарегистрировано 547 кандидатов.

После проведения выборов в 2005 году была завершена работа по передаче властных полномочий избранным главам городских и сельских поселений, последние приступили к их выполнению с 1 января 2006 года.

В мае 2009 года во всех 17 муниципальных районах и двух городских округах в соответствии с прежними уставами истёк срок полномочий председателей администраций муниципальных районов и городских округов, в связи с этим в течение 2008 года проведены выборы и конкурсы на замещение вакантных должностей глав -председателей администраций.

Исследование депутатского корпуса представительных органов муниципальных образований Республики Тыва по социальному составу показывает, что к работникам бюджетной сферы относится 53,0 % от общей численности депутатов; коммерческих организаций - 1,5 %; работникам некоммерческих организаций - 4,5 %; предпринимателям - 3,6 %; пенсионерам - 5,8 %; студентам - 0,2 % и безработным - 13,3 %. Оставшиеся 17,6 % депутатов составляют представители иных социальных слоёв граждан.

Среди избранных депутатов 43,4 % составляют граждане мужского пола и 56,5 % - женского.

По образовательному уровню показатели таковы: высшее образование имеют 42,7 % депутатов (в том числе один человек имеет учёную степень), среднее и среднеспециальное образование - 56,2 %, начальное образование - 0,8 %,.

Возрастные показатели следующие: депутатов до 30 лет - 9,9 %, от 30 до 39 лет - 28,9 %, от 40 до 49 лет -39, 7%, от 50 до 59 лет - 18,6 %, старше 60 лет - 2,7 %.

Главы в 126 муниципальных образованиях (88,1 % от общего их количества) Республики Тыва избираются на муниципальных выборах. При этом после избрания в девяти муниципальных образованиях глава муниципального образования входит в состав представительного органа с правом решающего голоса. В 17 муниципальных образованиях глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава.

Главами муниципальных образований являются граждане Российской Федерации разного пола, возраста, уровня образования. В 74,8 % муниципальных образований главами муниципальных образований являются мужчины, а в 25,2 % - женщины.

Высшим образованием обладают 54,4 % глав муниципальных образований. Из 17 глав администраций муниципальных районов и двух городских округов все 19 имеют высшее образование и соответствующий опыт работы на государственной муниципальной службе.

В 44,8 % муниципальных образований главы имеют среднее и среднеспециальное образование, в 0,7 % муниципальных образований - начальное. Из 17 глав администраций муниципальных районов и двух городских округов все 19 имеют высшее образование, соответствующий опыт работы в государственных муниципальных службах

Возраст глав муниципальных образований таков:

- до 30 лет в 6,7 % муниципальных образований;

- от 30 до 39 лет в 28,3 % муниципальных образований;

- от 40 до 49 лет в 38,8 % муниципальных образований;

- от 50 до 59 лет в 20,1 % муниципальных образований.

В восьми муниципальных образованиях (5,9 % от общего количества) главы муниципальных образований старше 60 лет.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

В 128 муниципальных образованиях Республики Тыва главой местной администрации является глава муниципального образования. В 15 муниципальных образованиях (двух городских округах, в 13 муниципальных районах) глава администрации назначается по результатам конкурса на контрактной основе, что составляет 10,4 % от общего количества муниципальных образований.

Правовое регулирование назначения глав администрации по контракту осуществляется ст. 108 Конституции Республики Тыва, ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 16 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ». Правительством Республики Тыва 23 декабря 2008 года принят Закон Республики Тыва «О типовой форме контракта с лицом, назначаемым на должность председателя администрации муниципального образования по контракту».

Правовое регулирование муниципальной службы на территории Республики Тыва осуществляется на основании Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» [12] и Закона Республики Тыва «О муниципальной службе (новая редакция)» [13]. К категории муниципальных служащих в Республике Тыва относится 1 152 человека. Из них 48 % имеют высшее, 42 % - среднее специальное, 10 % - среднее образование. Относительно опыта работы муниципальных служащих следует отметить, что 42 % из них имеют стаж муниципальной (государственной) службы более пяти лет.

Исходя из приведённой статистики можно сделать вывод о том, что на муниципальной службе недостаточно квалифицированных и имеющих опыт государственной муниципальной службы работников, что затрудняет организацию эффективной работы органов местного самоуправления в Республике Тыва.

Формирование имущественного комплекса для осуществления полномочий органов местного самоуправления в Республике Тыва проводилось в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ и с учётом предложений отраслевых министерств и ведомств. В 2004 году по разграничению имущественного комплекса органов местного самоуправления в Республике Тыва было принято 19 постановлений Правительства Республики Тыва. В соответствии с ними произведено разграничение собственности муниципальных районов на собственность муниципального района, сельского поселения, городского округа. Данная работа организована на основании распоряжения Правительства Республики Тыва «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в собственности Республики Тыва, предназначенного для решения вопросов местного значения, в муниципальную собственность». Всего в перечень внесено 112 объектов государственной собственности Республики Тыва. По состоянию на 1 декабря 2005 года все объекты переданы в муниципальную собственность. Для организации работы по распределению имущества в каждом муниципальном районе, городских, сельских поселениях и городских округах были созданы специальные комиссии, подготовлена примерная форма передаточного акта, направленная в каждое муниципальное образование.

Согласно ст. 66 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в каждом субъекте Российской Федерации должны образовываться Советы муниципальных образований с целью проведения организационной работы по сотрудничеству, взаимодействию, координации деятельности органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований, представления указанных интересов в органах государственной власти и иных объединениях муниципальных образований Российской Федерации. Для реализации ст. 66 Федерального Закона Правительством Республики Тыва принят ряд мер по содействию создания Совета муниципальных образований Республики Тыва.

12 августа 2005 года в соответствии со ст. 66, 85 Федерального Закона № 131 -ФЗ главами муниципальных образований и председателями районных и городских хуралов представителей республики подписан учредительный договор о создании Совета муниципальных образований Республики Тыва. В октябре был проведён первый организационный съезд представителей муниципальных образований Республики Тыва. Принят устав Совета, избраны председатель Совета и его заместитель, секретариат Совета, осуществляющий свою деятельность на постоянной основе.

22 октября 2005 года состоялся первый организационный Съезд представителей муниципальных образований. Учредителями Совета муниципальных образований являются 143 муниципальных образований, из них 17 муниципальных кожуунов, два городских округа, 120 сельских и четыре городских поселения. На Съезде был принят Устав Совета, избраны председатель, его заместитель и члены Правления, секретариат Совета, состав контрольно-ревизионной комиссии, а также представитель Правительства, работающий непосредственно с Советом.

В настоящее время Советом муниципальных образований Республики Тыва разрабатывается проект Закона Республики Тыва «О Совете муниципальных образований Республики Тыва», в котором будут закреплены нормы и принципы взаимодействия с органами государственной власти субъекта Федерации, с территориальными органами федеральных структур, также права и обязанности членов Совета.

Советом муниципальных образований поддержана законодательная инициатива ассоциаций и советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации по вопросу о внесении изменений в ч. 6 ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ в целях содействия реализации населением форм осуществления местного самоуправления, в результате чего упрощены указанные в ней чрезмерно жёсткие условия для организации территориального общественного самоуправления: участие в собраниях граждан не менее половины жителей, участие в конференциях граждан не менее двух третей избранных на собраниях граждан, достигших 16-летнего возраста.

Советом постоянно оказывается содействие в организации проведения и участия населения в муниципальных выборах, в территориальном общественном самоуправлении, публичных слушаниях, собраниях (сходах) граждан.

Финансовыми источниками деятельности Совета являются ежегодные членские и целевые взносы членов Совета. Согласно п. 6 учредительного договора учредители обязуются перечислять на расчётный счёт Совета муниципальных образований Республики Тыва вступительный взнос, ежегодные членские взносы.

Изучив данный вопрос, можно сделать вывод, что неудовлетворительное финансовое состояние муниципальных образований большинства кожуунов и поселений, поиск средств для уплаты членских взносов представляет достаточно сложную проблему. За 2006 год перечислено взносов на сумму 235 тыс. рублей, из предусмотренных 780 тыс., что составляет 24 %. Из-за финансовых затруднений по настоящее время не погашены налоговые платежи, платежи по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, платежи в органы соцстраха, долги за аренду помещений.

В целях повышения эффективности работы Совета муниципальных образований республики необходимо использовать опыт работы других регионов. Согласно рекомендации Конгресса Совета муниципальных образований субъектов Российской Федерации «О механизмах финансирования Совета муниципальных образований субъектов Российской Федерации из бюджета Российской Федерации» необходимо ускорить разработку механизма финансирования и направить в виде субвенций администрациям муниципальных образований средства в республиканские бюджеты для решения проблемных вопросов. Кроме того, изучение опыта работы других субъектов Российской Федерации требует определённых финансовых затрат со стороны Совета муниципальных образований. До настоящего времени этот вопрос остаётся нерешённым.

В Республике Тыва при Председателе Правительства Республики сформирован состав Совета по развитию местного самоуправления, который является совещательным органом при Председателе Правительства Республики Тыва. Названный Совет создан в целях обеспечения реализации реформы местного самоуправления в Республике Тыва. Положение о Совете при Председателе Правительства Республики Тыва утверждено Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 11 января 2008 года.

В состав Совета входят: Председатель Правительства Республики Тыва - Председатель Совета, главы муниципальных районов и городских округов Республики Тыва (по согласованию), председатели администраций муниципальных районов и городских округов Республики Тыва, мэр г. Кызыла (по согласованию). На уровне Председателя Совета проводятся совещания с участием всех глав, председателей администраций городских округов и муниципальных районов, на которых рассматриваются следующие вопросы: развитие экономической основы местного самоуправления, проблемы по принятию республиканского бюджета на очередной финансовый год, обсуждение вопросов социально-экономического развития Республики Тыва и иные вопросы, касаю-

щиеся интересов муниципальных образований. В Послании Председателя Правительства Республики Тыва Великому Хуралу Республики Тыва 2008 года «О положении дел в республике и государственной политике» поставлены конкретные задачи перед руководителями муниципалитетов и по активизации эффективной работы Совета муниципальных образований, накоплению и распространению позитивного опыта, реформированию и развитию местного самоуправления в Республике Тыва, так как работа Совета муниципальных образований остаётся на низком уровне, а зачастую его работа носит формальный характер.

Кроме того, в целях обеспечения эффективного функционирования системы управления процессами экономического и социального развития на территории Республики Тыва и организации взаимодействия с органами местного самоуправления в части осуществления исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий в отношении муниципальных образований в структурах законодательных и исполнительных органов и государственной власти республики функционируют следующие подразделения, к полномочиям которых относятся вопросы по реализации Федерального закона № 131-ФЗ: комитет по развитию местного самоуправления Верховного Хурала Республики Тыва и департамент Аппарата Правительства Республики Тыва.

Библиографический список

1. Конституционный Закон Республики Тыва от 28 декабря 2005 года № 1415 ВХ-1 «О внесении изменений в статью 62 Конституции Республики Тыва» // Тувинская правда. - 30 декабря 2005.

2. Закон Республики Тыва от 29 декабря 2004 года № 1027 ВХ-1 в редакции от 30.11.2007 «О статусе и границах муниципальных образований Республики Тыва» // Тувинская правда. - 31 декабря 2004.

3. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ в редакции от 02.02.2006 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 15.12.2003. - № 50. - Ст. 4850.

4. Об утверждении концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.02.2001 № 196-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 19.02.2001. - № 8. - Ст. 764.

5. Быкова, Л. А. Муниципальные образования как субъекты приграничного сотрудничества / Л. А. Быкова // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2009. - № 1.

6. О статусе и границах муниципальных образований Республики Тыва: Закон Республики Тыва от 29 декабря 2004 года № 1027 ВХ-1 // Тувинская правда. - 31 декабря 2004.

7. О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Республике Тыва: Закон Республики Тыва от 06 апреля 2005 года № 1237 ВХ-1 // Тувинская правда. - 12 апреля 2005.

8. Об установлении численности и сроков полномочий депутатов представительных органов первого созыва и глав вновь образованных муниципальных образований: Закон Республики Тыва от 6 апреля 2005 года № 1242-ВХ-1 // Тувинская правда, 9 апреля 2005.

9. О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Республике Тыва: Закон Республики Тыва от 4 сентября 2001 года № 1168 // Собрание законодательства Республики Тыва. - 12 сентября 2001. - № 3. - Ст. 421.

10. О выборах выборных должностных лиц местного самоуправления в Республике Тыва: Закон Республики Тыва от 4 сентября 2001 года № 1166 // Собрание законодательства Республики Тыва. - 12 сентября 2001. - № 3. Ст. 353.

11. Местное самоуправление: проблемы, решения // Тувинская правда. - 10 сентября 2005. - № 105.

12. О муниципальной службе в Российской Федерации Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ // Российская газета. -07.03.2007. - № 47.

13. О муниципальной службе: Закон Республики Тыва от 12.01.2000 № 389, в редакции от 28.11.2008 г. // Собрание законодательства Республики Тыва. - 20.06.2001. - № 1. - Ст. 121.

© Ондар Н. А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.