Научная статья на тему 'Конституционное правосознание в странах СНГ как общественно-психологический метод контрпропаганды для защиты их суверенных интересов от угроз терроризма и экстремизма'

Конституционное правосознание в странах СНГ как общественно-психологический метод контрпропаганды для защиты их суверенных интересов от угроз терроризма и экстремизма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
91
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ В СТРАНАХ СНГ / ОБЩЕСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД КОНТРПРОПАГАНДЫ / ДОВЕРИЕ ГРАЖДАН К СОЦИАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВУ / CONSTITUTIONAL SENSE OF JUSTICE IN THE CIS COUNTRIES / SOCIO-PSYCHOLOGICAL METHOD OF COUNTER-PROPAGANDA / CITIZENS' CONFIDENCE IN THE SOCIAL STATE / ЗАЩИТА СУВЕРЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВ ОТ УГРОЗ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА / PROTECTION OF THE SOVEREIGN INTERESTS OF STATES FROM THE THREATS OF TERRORISM AND EXTREMISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ступаков Николай Валерьевич

В статье рассматривается конституционное правосознание граждан как особая категория общественного сознания и общественно-психологический метод контрпропаганды для защиты суверенных интересов государств СНГ от угроз терроризма и экстремизма. Конституционное правосознание отражает степень доверия граждан к государству, их уважение к конституции, способствует нейтрализации информационно-пропагандистского воздействия антироссийских и антиевразийских СМИ. Отмечена важность понимания гражданами значения конституций стран СНГ как основ жизнедеятельности государства и общества. Отмечены критерии отграничения конституционных основ свободы критики гражданами общественных пороков от уголовно наказуемых деяний по ст. 282 УК РФ о действиях по возбуждению ненависти либо вражды, унижающих человеческое достоинство либо достоинство социальных групп лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional sense of justice in the CIS countries as a socio-psychological method of counter-propaganda to protect their sovereign interests from the threats of terrorism and extremism

The article considers the “constitutional sense of justice” of citizens as a special category of public consciousness and a socio-psychological method of counter-propaganda to protect the sovereign interests of the CIS states from the threats of terrorism and extremism. The constitutional sense of justice reflects the degree of citizens’ trust in the state, their respect for the constitution, and contributes to neutralizing the information and propaganda influence of the anti-Russian and anti-Eurasian media. The importance of understanding by citizens of the meaning of the constitutions of the CIS countries as the basis of the life of the state and society is noted. Criteria for demarcating the constitutional foundations of “freedom of criticism” by citizens of public “vices” from criminal acts under Article 282 of the Criminal Code of the Russian Federation on actions to incite hatred or enmity degrading human dignity or dignity of social groups are noted

Текст научной работы на тему «Конституционное правосознание в странах СНГ как общественно-психологический метод контрпропаганды для защиты их суверенных интересов от угроз терроризма и экстремизма»

Конституционное правосознание в странах СНГ как общественно-психологический метод контрпропаганды для защиты их суверенных интересов от угроз терроризма и экстремизма

СТУПАКОВ НИКОЛАЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ,

директор Института проблем безопасности СНГ, член научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации, главный редактор журнала «Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право», кандидат юридических наук

Аннотация: В статье рассматривается конституционное правосознание граждан как особая категория общественного сознания и общественно-психологический метод контрпропаганды для защиты суверенных интересов государств СНГ от угроз терроризма и экстремизма. Конституционное правосознание отражает степень доверия граждан к государству, их уважение к конституции, способствует нейтрализации информационно-пропагандистского воздействия антироссийских и антиевразийских СМИ. Отмечена важность понимания гражданами значения конституций стран СНГ как основ жизнедеятельности государства и общества. Отмечены критерии отграничения конституционных основ свободы критики гражданами общественных пороков от уголовно наказуемых деяний по ст. 282 УК РФ о действиях по возбуждению ненависти либо вражды, унижающих человеческое достоинство либо достоинство социальных групп лиц.

Ключевые слова: конституционное правосознание в странах СНГ, общественно-психологический метод контрпропаганды для защиты суверенных интересов государств от угроз терроризма и экстремизма, доверие граждан к социальному государству

Constitutional sense of justice in the CIS countries as a socio-psychological method of counter-propaganda to protect their sovereign interests from the threats of terrorism and extremism.

STUPAKOV NIKOLAI VALEREVICH,

Director of Institute of the security problems CIS, Member of the Scientific Council under the Security Council of the Russian Federation, chief redactor journal «International Cooperation Eurasian States: Politics, Economics, Law», candidate of legal sciences

Abstract: The article considers the "constitutional sense of justice" of citizens as a special category of public consciousness and a socio-psychological method of counter-propaganda to protect the sovereign interests of the CIS states from the threats of terrorism and extremism. The constitutional sense of justice reflects the degree of citizens' trust in the state, their respect for the constitution, and contributes to neutralizing the information and propaganda influence of the anti-Russian and anti-Eurasian media. The importance of understanding by citizens of the meaning of the constitutions of the CIS countries as the basis of the life of the state and society is noted. Criteria for demarcating the constitutional foundations of "freedom of criticism" by citizens of public "vices" from criminal acts under Article 282 of the Criminal Code of the Russian Federation on actions to incite hatred or enmity degrading human dignity or dignity of social groups are noted.

Keywords: constitutional sense of justice in the CIS countries, socio-psychological method of counter-propaganda to protect the sovereign interests of states from the threats of terrorism and extremism, citizens' confidence in the social state

Уровень конституционного правосознания граждан при отражении степени их доверия к государству как социально ориентированному суверенному образованию

Термины «правосознание», «конституционное правосознание», «осознание национальной идеи», «гражданская сознательность» давно сформировались в правовой науке. Они отражают совокупность правовых, индивидуально-психологических, научно-политических, социально-экономических и иных мировоззренческих позиций граждан, направленных на поддержку конституционных основ государства и институтов гражданского общества. При этом правосознание индивида подразумевает его уважение к законам, народу и отечеству и не может быть антиконституционным, антигосударственным, антиобщественным1.

Ни в коей мере это не умаляет свободы слова, гарантированной конституциями стран СНГ. Если у гражданина возникает по каким-либо причинам негативная позиция относительно действия власти и какой-либо нормы права, он может защитить свои интересы, высказывая это публично, включая разные суды, СМИ, но обосновывая свою позицию достоверными аргументами и фактами.

Однако правосознанием как индивидуальной позицией гражданина не может считаться клевета на право, историю, власть, народ, общество и другие гражданские ценности в СМИ, на собраниях, на других публичных мероприятиях, если высказывания являются обвинениями без доказательств, имеющими признаки лжи и экстремизма.

Поэтому клевета, направленная против интересов Российской Федерации, распространяемая, например, для невыгодного сравнения социальных и политических гарантий в страны с сомнительно высокими социальными и поли-

тическими гарантиями в ЕС и США (о которых большинство населения знает из сомнительных интернет-источников) в целях подрыва доверия граждан России к своему государству и свержения законной власти, может рассматриваться как общественно опасное деяние.

Конституция является основой государственного правопорядка и формирования правосознания граждан России как граждан социального государства. Понимание значимости конституционного правосознания необходимо гражданам, как и власти, для обеспечения стабильности и социально-экономического развития Российской Фе-

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 См. Зорькин В.Д. Буква и дух Конституции // Российская газета. 10.10.2018; Колосова Н.М. Теория конституционной ответственности: природа, особенности, структура: дис. ... д-ра юр. наук. М., 2006; ЛукашоваЕ.А. Правосознание и законность в социалистическом обществе. М., 1973; Наквасина Г.А., Хрулева В.В. Конституционное правосознание и правовая культура в механизме правового регулирования // Вестник Воронежского института МВД России. 2014. № 2; Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М.: ИНФРА-М, 1999.

15 МАРТА -

ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

дерации и других стран СНГ. Это особенно важно с точки зрения продвижения процессов позитивного восприятия гражданами основных государственно-правовых, общественно-политических, национально-культурных, социальных институтов развития, определенных в конституциях стран СНГ.

Указом Президента РФ от 30.01.2019 г. № 30 «О грантах Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества» установлены приоритеты поддержки общественного правосознания, выраженные в развитии институтов гражданского общества и России как социального государства1.

К числу таких приоритетов относятся меры обеспечения государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций (НКО), развивающих институты гражданского общества посредством реализации социально значимых

проектов по социальному обслуживанию, социальной поддержке и защите граждан, охране их здоровья и пропаганде здорового образа жизни. Указом Президента РФ от 30.01.2019 г. предусмотрены государственные меры финансовой поддержки семьи, материнства, отцовства, детства, молодежи, науки, образования, просвещения, культуры, искусства.

Несомненно, такие меры укрепляют доверие граждан к государству как социально ориентированному суверенному образованию, формируя их конституционное правосознание и выступая действенным общественно-психологическим методом контрпропаганды при защите от угроз терроризма и экстремизма. Особенно важно, что при этом государство охраняет историческую память, защищает права, свободы человека и гражданина, включая права заключенных, сохраняет окружающую среду, укрепляет межнациональное и межрелигиозное согласие развитием общественной дипломатии, поддержкой соотечественников, развитием институтов гражданского общества.

Указ Президента Республики Беларусь от 13.09.2013 г. № 425 «О грантах Президента Республики Беларусь в науке, образовании, здравоохранении, культуре (в ред. Указов Президента РБ от 16.12.2014 г. № 589, от 25.05.2015 г. № 214, от 14.03.2017 г. № 87), как и Указ Президента РФ от 30.01.2019 г., направлен на оказание финансовой поддержки приоритетных направлений деятельности в науке, образовании, здравоохранении, культуре. В нем указано, что такая финансовая поддержка отражает конституционные подходы по развитию социального государства в части расширения научных исследований, инновационных проектах, имеющих приоритетное значение для реализации государственных программ и важнейших направлений социально-экономического развития Республики Беларусь2.

1 Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2019 г. № 30 «О грантах Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/

2 Указ Президента Республики Беларусь от 13 сентября 2013 г. № 425 «О грантах Президента Республики Беларусь в науке, образовании, здравоохранении, культуре» http://research.bsu.by/wp-content/uploads/2017/

Общность интересов стран СНГ в повышении уровня конституционного правосознания как общественно-психологического метода контрпропаганды для защиты их суверенных интересов от угроз терроризма и экстремизма

Создание в странах СНГ высокоэффективного механизма социального государства, правопорядка и правосознания имеет целью расширить понимание гражданами социальной направленности правовых идей и принципов фундаментального характера, определенных конституциями стран СНГ. Активная социальная политика государства позволит укрепить конституционное правосознание граждан и противодействовать экстремистской пропаганде, направленной на разрушение конституционных основ стран СНГ.

В том и состоит социально-регулирующая роль права и государства, что основы конституционного правосознания формируются у граждан в зависимости как от результативности социальных функций государства, так и от правовой культуры, юридических и иных общественных знаний населения, социального положения, национальности, религиозного сознания граждан. При этом особую роль играет мировоззренческое воздействие законодательных и иных актов органов трех ветвей власти, влияющих на коллективное сознательное и бессознательное.

Имеет место опасность негативного влияния антироссийской и антиевразийской пропаганды на процесс формирования у граждан стран СНГ глубокого и позитивного понимания социально-политического значения основ конституционного строя.

Рассматривая конституционное правосознание в странах СНГ как общественно-психологический метод контрпропаганды для защиты суверенных интересов от угроз терроризма и экстремизма, следует сказать, что в этом направлении следует выработать новую концепцию Российской Федерации и СНГ о сотрудничестве в сфере укрепления гуманитарных, культурных, социаль-

но-правовых, иных научных и общественных основ развития конституционного правосознания как части правовой культуры общества. Этого требуют внешние и внутренние угрозы стабильности и безопасности в странах СНГ.

Западная антироссийская и антиевразийская пропаганда пользуются тем, что у граждан России и других стран СНГ не хватает должного правового менталитета жить по конституции и понимать, что все демократические, социально-экономические, политические преобразования в их интересах основаны на конституции.

Состояние массового правосознания, в том числе конституционного правосознания, часто отражает правовую неграмотность, особенно у сельского населения, порождающую ложные представления о правовых отношениях государства, общества и гражданина, навязанные недружественной пропагандой. В конечном итоге, отсутствие знаний о своих конституционных правах, свободах, обязанностях формирует антиобщественное поведение личности и провоцирует акты терроризма.

Усилиями западной антироссийской и антиевразийской пропаганды в сознание части граждан, включая молодежь, государственных и муниципальных служащих, внедряются антиконституционные идеи социально-экономической бесперспективности СНГ и иных форм евразийского сотрудничества, навязываются нигилистические, антиправовые формы поведения, сознательного игнорирования и неисполнения гражданами юридических предписаний.

Враждебной для общества и государства пропагандой западных СМИ умышленно замалчиваются, стираются, искажаются в сознании граждан стран СНГ фундаментальные ценности

конституций о власти народа, имеющие глубокие мировоззренческие, философские корни, затрагивающие глубинные основы организации

жизни и государства и человека в демократическом обществе. Этому необходимо противодействовать.

Понимание смысла и значения конституции как основы жизнедеятельности: ее наступательная функция в контрпропагандистской информации

Важно научно обосновать преимущества конституционного правления и суверенитета в странах СНГ, подтверждая это теорией международного права о роли суверенитета. А на примере зависимых стран, включая страны ЕС, зависимые от НАТО, показать будущим поколениям негативные последствия потери политической самостоятельности.

Анализируя в ЕС скандальную парламентскую практику взаимных претензий старых европейских и новых европейских стран - членов ЕС друг к другу, важно показывать молодому поколению как под видом защиты оборонительного блока НАТО страны ЕС оказались политически зависимыми от США территориями, сравнимыми с подконтрольными европейскими территориями времен Единой Европы Наполеона или Единой Европы Гитлера.

Глубокое понимание смысла и значения конституции, отношение к ней как к незыблемой основе жизнедеятельности государства и каждого человека и гражданина составляют ядро конституционного правосознания.

Общественное значение конституционного правосознания как метода противодействия экстремизму заключается в том, что это исключительная форма общественного сознания, основанная на единстве общечеловеческих, политических, правовых, социально-экономических и культурно-исторических интересов. Поэтому конституционное правосознание позволяет сформировать в сознании общий для всех граждан науч-

но-теоретический, философско-идеологический и политико-правовой критерий защищенности и стабильности их прав и свобод.

Значение конституционного правосознания огромно, как мощный идеологический фактор, способный консолидировать все слои населения, обеспечивать социально-политическую стабильность, межэтническое и межконфессиональное согласие и сотрудничество в условиях, когда допускается политическое и идеологическое многообразие в обществе.

Конституционное правосознание поможет всем гражданам, независимо от их социального, религиозного, служебного положения, политической и национальной принадлежности, единообразно понимать и соблюдать нормы Конституции. В этом смысле конституционное правосознание можно считать важным компонентом национальной идеи каждой страны СНГ.

В Республике Казахстан, как и в Российской Федерации, политическая, юридическая, социально-психологическая и другие науки уделяют большое внимание укреплению конституционного правосознания граждан и правопониманию конституционных основ единства и стабильности общества, защиты прав граждан, суверенитета государства для борьбы с терроризмом и экстремизмом во всех его проявлениях1.

Например, правовая политика в Республике Казахстан возведена в стратегическую политику государства, что подтверждается Концепцией правовой политики Республики Казах-

1 Кудайбергенов У. Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года в формировании конституционного правосознания граждан // Закон. 2011. № 6.

стан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента РК Н.А. Назарбаевым от 24.09.2009 г. № 858.В ней говорится, что режим законности и стабильности в Республике Казахстан опирается на системные меры укрепления национального правопорядка в рамках действующей Конституции Казахстана, что выстраивает качественно новую модель государственного управления, ориентированную на защиту прав и свобод граждан, интересов общества и государства1.

Критерии разграничения конституционного правосознания граждан и свободы слова и клеветнических действий терроризма и экстремизма

Конституционное правосознание как контрпропаганда выступает психологическим средством повышения уважения граждан к конституции, а также самоуважения и уверенности в защищенности своих интересов. Это приводит к нейтрализации информационно-пропагандистского воздействия антироссийских и антиевразийских СМИ, поскольку граждане видят ложь западных СМИ. Особенно важно знать о роли Конституционного Суда РФ и других стран СНГ, в защите конституционных прав граждан.

Конституционное правосознание граждан СНГ, являясь контрпропагандой в ответ на антиконституционную информацию иностранных СМИ против СНГ, означает поддержку идей независимости и суверенности государств СНГ, развития их евразийского сотрудничества при самостоятельных политических и экономических моделях развития.

В противоположность принципу конституционности и законности особенно опасна вседозволенность в трактовке того или иного государственного события внешней и внутренней поли-

тики. Например, однобокая позиция либеральной интеллигенции России, которая не желает видеть позитива ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем России без копирования западных моделей развития, становится фактором разрушения конституционного правосознания граждан, особенно молодежи, которые начинают сомневаться в прогрессивном будущем развитии своей страны. Критика недостатков российского правопорядка не должна превращаться в оголтелый нигилизм, отрицающий все позитивное в России2.

Роль политической пропаганды заключается в ее связи с другими политическими коммуникациями, информационно-коммуникативными системами, отражающими информационный процесс воздействия на эмоционально-волевое поведение граждан при создании устойчивых массовых стереотипов. Результативность психоинформационного воздействия зависит не только от информационных технологий, но и от правовой культуры и настроя массового сознания граждан, уровня их конституционного правосознания, эмоци-

1 Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года», утвержденная Указом Президента РК Н.А. Назарбаевым от 24 августа 2009 года № 858. http://adilet.zan.kz/rus/docs/

2 Ступаков Н.В. «Мягкая сила» как фактор, влияющий на результативность внешней политики в международных отношениях евразийских государств и построение стратегической платформы безопасности России, стран СНГ и ЕАЭС // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2018. № 3. С. 24-37.

онального настроя воспринимать ту или иную информацию как верную, границ уровня пренебрежительного отношения к государству и праву, традиций поиска врагов, воздействия массовой культуры и др..

Конституционная контрпропаганда в СНГ должна проявлять себя как наступательная информационная технология, жестко критикуя и разоблачая научные статьи в СМИ, направленные на разрушение конституционного строя стран СНГ.

Постановление Пленума ВС РФ от 20.09.2018 г. «О судебной практике по уголовным делам экстремистской направленности» определяет, что гарантированные Конституцией РФ и международно-правовыми актами свобода мысли и слова, а также право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом могут быть ограничены в случаях, закрепленных в законодательстве (например, в УК РФ), если распространение информации носит экстремистский характер, угрожая безопасности государства, его конституционным, нравственным, оборонным основам, здоровью, правам и законным интересам граждан.

Важно иметь четкие критерии отграничения конституционных основ свободы критики граж-

данами общественных пороков от уголовно наказуемого деяния по ст. 282 УК РФ о действиях по возбуждению ненависти либо вражды, унижающих человеческое достоинство либо достоинство социальных групп лиц, совершенных публично или по ст. 280 УК РФ о публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности.

Конституционный Суд РФ в своем Определении от 22.04.2010 г. № 564-0-01 указал, что ст. 282 УК РФ охраняет общественные отношения, гарантируя признание и уважение достоинства личности, но в статье отсутствуют критерии выделения и определения социальных групп, относительно которых возбуждаются ненависть и вражда. Некоторые авторы считают, что должностные лица государства по профессиональной деятельности могут рассматриваться как социальные группы.

Как вытекает из конституции, законодательства и судебной практики Российской Федерации, конституционное правосознание граждан, отражающее понимание права граждан на свободу слова и убеждений, несовместимо с экстремистской деятельностью, нарушающей права других граждан или социальных групп.

В Федеральном законе от 06.03.2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (ред. от 18.04.2018 г.) дается расширенное определение понятия «терроризм». В ст. 3 сказано, что к числу понятий терроризма относятся пропаганда идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

1 Определение КС РФ от 22.04.2010г № 564-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жадобы гражданина Замурае-ва Р.В. на нарушение его конституционных прав положением части первой статьи 282 УК РФ». http://sudbiblioteka.ru/ks/ docdelo_ks/konstitut_big_8662.htm

Нормативно-правовые акты и литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ). http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/

2. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_191669/

3. Указ Президента РФ от 30 января 2019 г. № 30 «О грантах Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества». http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/

4. Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утв. Указом Президента РК Н.А. Назарбаевым от 24.08.2009 г. № 858.

5.Указ Президента Республики Беларусь от 13.09.2013 г. № 425 «О грантах Президента Республики Беларусь в науке, образовании, здравоохранении, культуре». http://research.bsu.by/wp-content/ uploads/2017/

6. Уголовный кодекс РФ. Глава 29 «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства» (ред. от 27.12.2018 г. № 519-ФЗ). http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/

7. Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 (ред. от

18.04.2018 г., с изм. от 17.01.2019 г.) «О средствах массовой информации». http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_1511/

8. Постановление Конституционного Суда РФ от

17.01.2019 г. по делу «О проверке конституционности статьи 19.1 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации». http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_191669/

9. Определение Конституционного Суда РФ от 22.04.2010 г. № 564-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жадобы гражданина Замураева Р.В. на нарушение его конституционных прав положением части первой статьи 282 УК РФ». http://sudbiblioteka. ru/ks/docdelo_ks/konstitut_big_8662.htm

10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.09.2018 г. № 32 «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 11 „О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности"». https://www.sova-center.ru/misuse/docs/2018/09/d40044/

11. Зорькин В.Д. Буква и дух Конституции // Российская газета. 10.10.2018 г. https://tatpolit.com/ politiya/a -zorykin-zdesy-ne-tihiy.html

12. Колосова Н.М. Теория конституционной ответственности: природа, особенности, структура: дис. ... д-ра юр. наук. М., 2006. http://www.dissercat. com/content/teoriya-konstitutsionnoi-otvetstvennosti-priroda-osobennosti-struktur

13. Кудайбергенов У. Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 г. в формировании конституционного правосознания граждан // Закон. 2011. № 6.

14. Лукашова Е.А. Правосознание и законность в социалистическом обществе. М., 1973.

15. Наквасина Г.А., Хрулева В.В. Конституционное правосознание и правовая культура в механизме правового регулирования // Вестник Воронежского института МВД России. 2014. № 2. https://cybe rleninka.ru/a rticle/v/konstitutsionnoe-pravosoznanie-i-pravovaya-kultura-v-mehanizme-pravovogo-regulirovaniya

16. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М.: ИНФРА-М, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.