Научная статья на тему 'Конституционное право российских граждан на создание (организацию) семьи'

Конституционное право российских граждан на создание (организацию) семьи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1017
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / HUMAN RIGHTS AND CITIZEN / СЕМЬЯ / FAMILY / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / FAMILY VALUES / БРАК / MARRIAGE / РАЗВОД / DIVORCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богатырев Владимир Николаевич, Богатырев Юрий Владимирович

Статья посвящена актуальной проблеме конституционного права российских граждан на создание (организацию) семьи. Раскрываются вопросы порядка, особенностей регистрации брака, развода, алиментных обязательств по содержанию детей, раздела имущества, брачного договора, вносятся предложения по совершенствованию законодательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional Law of the Russian Citizens on Creation (Organization) of a Family

Article is devoted to an actual problem of a constitutional law of the Russian citizens on creation (organization) of a family. There are features of registration of marriage, divorce, money obligations about children, property, the marriage contract. There are legislation suggestions for improvement.

Текст научной работы на тему «Конституционное право российских граждан на создание (организацию) семьи»

9 См.: Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 7, ст. 300; Соб. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 30, ст. 4600.

10 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 28, ст. 3347; Российская газета. 2013. 11 июня.

11 См: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 49, ст. 5197, 5198; 2006. № 31, ч. 1, ст. 3448, 3451, 3452.

12 См.: Трофимов А.Р. Хочу всех знать! // Независимая газета. 2005. 30 нояб.; Черешнев С. Правительство пронумерует граждан // Известия. 2005. 17 июня; Демидов А. «Персональная информация в России никак не защищена»: интервью // Там же. 2006. 2 марта.

13 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 7, ст. 776; Российская газета. 2013. 11 июня.

14 См.: Концепции развития российского законодательства / под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М., 2004. С. 119-120, 122, 320; Просвирнин Ю.Г. Совершенствование российского информационного законодательства // Вестник Воронежского госуниверситета. Сер. «Право». 2007. № 1 (2). С. 21; Архангельский А. Телевизор с человеческими лицами: интервью // Российская газета. 2009. 31 дек.; Никифоров Н. Предпосылки перемен: интервью // Российская газета. 2013. 8 окт.

15 См.: Концепции развития российского законодательства / под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова. С. 538-540; ПогребинскаяЛ.А. Реализация конституционной свободы массовой информации: российское

законодательство и практика его применения: автореф. дис.....канд. юрид. наук. Тюмень, 2009. С. 8, 16;

Солдаткина О.Л., Санина А.С. Правовое регулирование отношений в сети Интернет как важнейшая проблема современности // Правовая политика и правовая жизнь. Саратов; М., 2013. № 1. С. 93-97.

16 Романова А. Миллиарды из Сети // Российская газета. 2013. 21 мая.

В.Н. Богатырев, Ю.В. Богатырев

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН НА СОЗДАНИЕ (ОРГАНИЗАЦИЮ) СЕМЬИ

Статья посвящена актуальной проблеме конституционного права российских граждан на создание (организацию) семьи. Раскрываются вопросы порядка, особенностей регистрации брака, развода, алиментных обязательств по содержанию детей, раздела имущества, брачного договора, вносятся предложения по совершенствованию законодательства.

0 Ключевые слова: Конституция, права человека и гражданина, семья, семейные ценности, брак, развод.

ш СП

g V.N. Bogatyrev, U.V. Bogatyrev

s

1 CONSTITUTIONAL LAW OF THE RUSSIAN CITIZENS ON f CREATION (ORGANIZATION) OF A FAMILY

0

^ Article is devoted to an actual problem of a constitutional law of the Russian citizens on

^ creation (organization) of a family. There are features of registration of marriage, divorce,

a money obligations about children, property , the marriage contract. There are legislation sug-

^ gestions for improvement.

£ Keywords: Constitution, human rights and citizen, family, family values, marriage, divorce.

1

01 Ш и a ro

S Семья в Российской Федерации является типичной, часто встречающейся и

0 U U U —

>1 самой распространенной формой добровольного союза мужчины и женщины.

| Возможность организации семьи на взаимных чувствах привязанности, друж-

1 бы, любви, взаимовыручки и поддержки позволяет всем ее членам, включая

го

I и старшее поколение, развивать, укреплять традиции и совершенствовать их, | что в конечном итоге должно способствовать культу семьи и супружеству, приобретает вид семейных ценностей. Следует обратить внимание на тот факт, что

© Богатырев Владимир Николаевич, 2014

Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия), нотариус г. Саратова

© Богатырев Юрий Владимирович, 2014

Соискатель кафедры конституционного и муниципального права (Московский государственный юри-

140

дический университет имени О.Е. Кутафина)

носителем и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3 Конституции РФ), представители которого в своем большинстве образуют семейные пары. Для желающих воспользоваться демократическим институтом семьи созданы определенные условия, предполагающие, прежде всего, равенство прав и обязанностей супругов, возможность решать возникшие разногласия на привычном и удобном «семейном уровне», с учетом взаимного согласия. Оно необходимо и для такого приоритетного направления, как рождение и воспитание детей, развитие их способностей и талантов, а также защита прав и интересов нетрудоспособных членов семьи.

Первичная ячейка российского общества в настоящее время нуждается в качественном правовом регулировании и дополнительной социальной защите. Строительство социального государства неотделимо от успешной работы в направлении создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека и гражданина. В этом случае следует говорить об обязанности Российского государства (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ) создать действенный, обеспечительный механизм, направленный на поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. Действительно, в последнее время стали появляться новые понятия в обозначенной проблематике в противовес общеизвестным, устоявшимся и проверенным временем. Это касается создания фактической семьи, без необходимости в последующем ее юридического оформления, появления «гражданской» жены, мужа, стремления «пожить некоторое время вместе», а затем, в зависимости от результата, организовать «полноценную семью». Наверное, это не только желание молодых людей в противовес родителям сказать свое веское слово в семейном строи- ш тельстве, а поведение, ориентированное на опыт близких, знакомых, друзей, н которые знают, как следует строить семейную политику и как себя вести в С

а

случае разрыва отношений. т

о

Существует законодательный запрет на ограничения прав граждан при к

о

вступлении в брак. Он касается группы семейных отношений по признакам со- о' циальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. | Вместе с тем интернациональные браки дают основание говорить об известных в

корректировках в жизни семьи, где одним из супругов является российский нн

о

гражданин. Конституционно-правовая характеристика особенностей охраны и Ю защиты семьи согласуется с требованиями международно-правовых докумен- и

тов. Так, Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 161 закрепила одно с

к

из важнейших требований к организации и созданию семьи, являющихся в а настоящее время стрежневым направлением государственной политики в этой д

е

области, и определила, что «семья является естественной и основной ячейкой | общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства». Между- № народный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.2 9 в ст. 10 также указывает на это направление жизнедеятельности человека. 22 В документе обращено внимание компетентных государственных структур на 4 тот факт, что «семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании».

В связи с этим вполне логичными являются положения, закрепленные в ст. 38 Конституции РФ, предписывающие обязанность защиты государством мате- 141

ринства и детства, семьи, где забота о детях, их воспитание представляют собой равное право и обязанность обоих родителей, а трудоспособным детям, достигшим 18 лет, вменяется забота о нетрудоспособных родителях. Государственная обязанность проявляется в активной деятельности данного направления всех без исключения ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной, а также органов местного самоуправления. Более того, граждане, состоящие в зарегистрированном браке и желающие его оформить или организовать надлежащим образом, могут стать и становятся участниками программ в области жилищного строительства, медицинского обслуживания, получения образования. Следовательно, семейные граждане должны видеть и знать перспективу состояния в браке, где на них накладывается дополнительная обязанность на выполнение общей задачи, которую в целом принято называть государственной программой семейного строительства.

Юридическое оформление отношений мужчины и женщины предполагает выполнение всех необходимых в таких случаях формально-правовых условий, т.е. брак должен быть свободным и добровольным и порождать взаимные права и обязанности супругов. Общее правило, позволяющее российским гражданам реализовать свое конституционное право на создание семьи, предполагает достижение им 18-летнего возраста. Однако он может быть снижен в случае уважительных причин, среди которых следует выделить условия длительного совместного проживания, призыв на действительную военную службу, беременность или рождение ребенка. Важным следует считать следующее обстоятельство: вступивший в брак до 18 лет приобретает дееспособность в полном объеме * с момента регистрации отношений. Впоследствии, если такой брак будет рас? торгнут, приобретенная дееспособность сохранится.

а. Существующие ограничения для желающих вступить в брак должны слу-

жить организации стабильных супружеских отношений. В частности, при по-I даче заявления граждане обязаны известить другую сторону об отсутствии на

1 данный момент каких-либо брачных отношений. Подтверждением этому могут

го

| служить соответствующие документы, в частности, свидетельство о разводе,

| смерти супруга, решение судебных органов о признании ранее заключенного

| барака недействительным и т.д. Являются запретом и браки между родствен-

2 никами, усыновителями и усыновленными, а также недееспособность одного ° из граждан. Конечно, можно задаться вопросом и об общем состояния здоро-твен вья лиц, желающих создать семью. В настоящее время не ясно, кто, каким | образом, в какие сроки может представить документ, исключающий наличие о опасных болезней, которые не представляют возможным совместное прожи-° вание и создание семьи. Вероятно, это дело брачующихся, их родственников,

0

° органов ЗАГСа, ведь такие сведения, согласно ст. 15 СК РФ, составляют меди-

го

цинскую тайну и могут быть сообщены лицу, с которым возможно заключение

1 брачного союза только с согласия того, кто пришел на обследование. Конечно, | желательно исключить ситуацию, при которой брак юридически оформлен, а

затем возникают проблемные вопросы, главный из которых: а правильно ли мы поступили?

Полагаем уместным постановку вопроса о т.н. «неравных браках», где, как правило, подразумевается ситуация, при которой, кто женился на молодой, расплатился сполна: она его никогда не увидит молодым, он ее никогда не увидит

142

старой3. В этой связи каким образом следует относиться к состоянию брака,

где мужчина гораздо моложе своей избранницы? Тогда, что таит в себе понятие «равный брак»? Наверное, это, прежде всего, возможность молодой семьи реализовать весь свой потенциал полученного образования на практике, где оба супруга имеют «равностартовую» возможность стать первым среди равных, когда возникает ситуация, позволяющая взять на себя обязанность главы семьи или хранителя семейного очага. Не будет являться лишним и знание членами молодой семьи перспектив т.н. «продвижения по службе». Это включает в себя не только производственный стаж по избранной специальности, но и т.н. «аттестационный период», позволяющий предложить свои услуги такому работодателю, который сможет создать условия не только для организации труда, но и получения реального заработка. Создание достаточной экономической базы в виде достойной заработной платы, которая дает возможность получить сертификат, например на жилищное строительство, позволит планировать долгосрочное и гармоничное развитие ячейки нашего общества. Все сказанное будет одним из стержневых направлений, позволяющих говорить о здоровых, перспективных и стабильных семейных отношениях.

Практика семейного строительства знает и такой прецедент, как досрочное прекращение семейно-брачных отношений. В этом отношении представляет интерес статистика разводов в Российской Федерации. Так, только за 2010 г. их было 153 тыс. на 185 тыс. браков, что в процентном отношении составляет 80 %4. Поэтому право на создание и организацию семейного очага предполагает и право на развод. Конституционное право граждан на развод представляет собой равное право на прекращение состояния брака, оно возможно на любой стадии, при этом для его реализации достаточно простого волеизъявления одного из супругов. Вместе с тем это не простой вопрос, как может показаться на первый взгляд. Сопровождается он значительным количеством поставленных вопросов, но еще большим количеством неполученных ответов. Минимизировать, нейтрализовать, сделать их понятными и доступными для лиц, вступающих в брак или уже состоящих в нем, призван брачный договор. Этот документ требует обязательной нотариальной формы, призван укрепить семейные отношения, определить вектор их совершенствования. Тем самым государство предлагает дополнительную квалифицированную юридическую помощь и правовую защиту российским гражданам.

Практика показывает, что в своем большинстве брачные договора семейные граждане стали активно оформлять перед непосредственным расторжением брака. Дело даже не в том, что игнорируется такое нотариальное действие, как раздел супругами совместно нажитого имущества. Главным является то обстоятельство, что брачный договор не подписывается непосредственно перед оформлением брачного союза. С одной стороны, имеется реальная возможность получить квалифицированную юридическую помощь, которая позволит оговорить все сложные и спорные вопросы, касающиеся общего имущества, имущества каждого из супругов, воспитания детей, ситуации, связанной с бракоразводным процессом; с другой стороны, появляется надежда на исключение спорной ситуации мелкого дележа имущества, вплоть до вилок и ложек. Следует помнить, что расторжение брака осуществляется между мужчиной и женщиной, ранее состоящих в браке, а содержание своих несовершеннолетних детей является их общей конституционной обязанностью. В том случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям,

объем этих средств может быть определен и взыскан с родителей в судебном порядке. Важным представляется не только составление и подписание соглашения родителей об уплате алиментов, но и контроль за его непосредственным исполнением. Необходимо закрепить правовой порядок, согласно которому в случае его нотариального удостоверения оставить право обращения к нотариусу с целью воздействия на нерадивого родителя или придания этому документу силы исполнительного листа.

При разводе определить степень вины одного или обоих супругов довольно сложно, однако в этом случае важен результат, а он отрицательный - семью сохранить не удалось. Извечный вопрос: как быть с жилищем, где раньше совместно проживала семья? Считаем необходимым закрепить положение, согласно которому, жилище покидает, оставляет тот супруг, который настаивает, желает развода и уходит из семьи. Безусловно, требуется дифференцированный подход к различным типам семей. Необходимо брать в расчет их материальное положение, количество детей и состояние здоровья. В настоящее время следует обратить внимание на решение задач по укреплению института брака, сокращению числа разводов, в первую очередь разводов супругов, имеющих несовершеннолетних детей, детей, рожденных вне брака. Концепция государственной семейной политики включает в себя введение специального федерального сбора, взимаемого при разводе, и направленного на формирование алиментного фонда в целях оказания помощи детям, родители которых уклоняются от выполнения алиментных обязательств. Предполагается направить усилия на совершенствование положений, регламентирующих алиментные обязательства родителей и детей, 3 включая установление минимального размера алиментов, выплата которых ? не должна зависеть от наличия или отсутствия дохода у родителя, обязанного а уплачивать алименты5.

ü Материальные затраты при расторжении брака неизбежны, но они должны

| быть согласованными и учитывать ряд объективных обстоятельств, а не служить | реальным препятствием к этому действию. Необходимо учитывать личностно->| доверительный характер отношений, которые складываются между родителями | и детьми. Ведь развод означает, прежде всего, отдельное проживание от других | членов семьи, но жить интересами и заботами семьи не запрещено. Поэтому 2 длительность таких контактов и общения может привести к организации ново-§ го брачного союза в том же составе, но с учетом накопленного семейного опыта. | Следует создавать организационные, социальные, правовые условия культа рос-| сийской семьи, позволяющие дорожить семейными ценностями и традициями, 2 минимизировать состояние развода, сделать его исключением из правила. Такой § опыт существует во многих странах, хотя и имеет ограниченное распространение

ш

й и свою специфику.

п.

га

U

! 1 URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения:

£ 25.11.2013).

2 URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml (дата обращения: 25.11.2013).

3 См.: Жванецкий М. Тщательней... - М:, 2008. С. 284.

4 URL: http://www.russia-on.ru/45837 (дата обращения: 15.12.2013).

5 См. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (Общественный проект). URL: // http://www.komitet2-6.km.duma.gov.ru/site.xp/050049124053056052.html (дата обращения: 27.11.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.