Научная статья на тему 'Конституционное право на свободу слова в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"'

Конституционное право на свободу слова в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1167
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РФ / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ СЕТЬ / ИНТЕРНЕТ / ПРАВО НА СВОБОДУ СЛОВА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чернова П.А.

В статье анализируются нормативно-правовые акты, регулирующие право на свободу слова в Интернете. Указываются случаи, в которых право на свободу слова ограничивается. Рассматривается механизм работы Роскомнадзора по контролю и надзору в сфере электронных коммуникаций. Вырабатываются предложения, направленные на совершенствование нормативно-правовых актов, регулирующих право на свободу слова в Интернете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционное право на свободу слова в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"»

Конституционное право на свободу слова в информационно-телекоммуникационной

сети "Интернет"

Constitutional right to freedom of speech in the information and telecommunication network

"Internet"

Чернова П.А.

Студент 2 курса

Института экономики и права Петрозаводского Государственного Университета

Россия, г. Петрозаводск e-mail: p_a_sh@mail.ru

Chernova P.

Second-year student

Of the Institute of Economics and law of Petrozavodsk State University

Russia, Petrozavodsk e-mail: p_a_sh@mail.ru

Аннотация.

В статье анализируются нормативно-правовые акты, регулирующие право на свободу слова в Интернете. Указываются случаи, в которых право на свободу слова ограничивается. Рассматривается механизм работы Роскомнадзора по контролю и надзору в сфере электронных коммуникаций. Вырабатываются предложения, направленные на совершенствование нормативно-правовых актов, регулирующих право на свободу слова в Интернете.

Annotation.

The article analyzes the legal acts regulating the right to freedom of speech on the Internet. The cases in which the right to freedom of speech is restricted are indicated. The mechanism of work of Roskomnadzor on control and supervision in the sphere of electronic communications is considered. Proposals aimed at improving the legal acts regulating the right to freedom of speech on the Internet are being developed.

Ключевые слова: Конституция РФ, информационно-телекоммуникационная сеть, Интернет, право на свободу слова, государственный орган, государственная власть, регулирование.

Key words: Constitution of the Russian Federation, information and telecommunication network, the Internet, right to freedom of speech, state body, state power, regulation.

Конституция Российской Федерации гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства"[1]. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина является основным. Конституция обеспечивает такие права человека, как право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на защиту своей чести и доброго имени и др. В связи с тем, что человек - существо биосоциальное, способное мыслить, ставить цели и выражать свое собственное мнение, Конституция гарантирует такое право человека, как право на свободу мысли и слова. "И никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них"[1]. В современном мире одной из платформ, где человек может реализовывать свои права, гарантированные государством, является Интернет. В том числе и право на свободу мысли и слова. Условием существования Интернета является свободный обмен информацией. Однако Интернет - не только среда возможностей осуществления своих прав, но и среда конфликтов и правонарушений, которые должны разрешаться в рамках определенной предметной области.

Сегодня Интернет является принципиально новым условием производства и распространения информации, позволяет осуществлять ее передачу, прием, обработку и хранение в более сжатые сроки. Кроме того, он широко используется в бизнесе, государственном управлении, науке, образовании и во многих других отраслях человеческой деятельности. Именно поэтому на настоящий момент Интернет-право - это быстро развивающаяся область знаний и практики, еще не обособившаяся в самостоятельную отрасль.

По данным Федеральной службы государственной статистики [10], часть населения, которая никогда не использовала Интернет с каждым годом уменьшается. В 2015 году процент составил 22,3, в 2016 г - 19,2%, в 2017 г - 16,3% от общей численности населения в возрасте от 15 до 72 лет. Потенциальных субъектов права становится все больше. И верно будет рассуждать, что каждый пользуется правом на свободу мысли и слова в информационно -телекоммуникационной сети.

Проблема как международного, так и российского законодательства состоит в том, что применительно к Интернету оно не совершенно. Систематизация и кодификация норм, регулирующих общественные отношения в Интернете, отсутствуют. Поэтому уполномоченные государственные органы вынуждены применять общие правовые нормы, конкретно не предназначенные для регулирования сети.

Конституция РФ в ч.1 ст.17 устанавливает: «Права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права"[1]. В настоящее время существует большой перечень международных документов, регламентирующих право на свободу мысли и слова. Так, Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. и ратифицированная Россией 5 мая 1998 г., в ст.19 провозглашает право человека на свободу убеждений и свободное выражение их. В Международном Пакте гражданских и политических прав, который был принят 16 декабря 1966 г. и был ратифицирован СССР 18 сентября 1973 г, ст. 19 указывает на "право беспрепятственно придерживаться своих мнений". В Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной РФ 30 марта 1998, ст. 10 утверждает, что каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Правовые нормы, содержащиеся в международных актах, оказывают большое влияние на формирование национального законодательства.

Однако нужно понимать, что абсолютной свободы слова быть не может [9]. Так или иначе, свобода слова связана с таким объектом, как информация. Ограничить свободу слова - значит ограничить распространение информации. Российское законодательство прописывает случаи, в которых право на свободу мысли и слова ограничивается. Можно выделить 3 случая:

1) Ограничение распространения информации, ущемляющей права других лиц. В соответствии с ч.3 ст.17 Конституции РФ "осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц". Однако в Интернете возникает проблема: свобода мысли и слова одного человека может задевать честь и достоинство другого человека. Гражданский Кодекс РФ в ч.5 ст.152 устанавливает запрет на распространение несоответствующих действительности, порочащие честь и достоинство сведений [2]. Гражданин имеет право требовать удаления информации, порочащей его честь, достоинство или деловую репутацию, а также опровержения соответствующей информации, если такая информация стала доступной после ее распространения в Интернете.

В практике Конституционного суда РФ было дело, непосредственно связанное с интернет-отношениями. Это дело выразилось в Постановлении Конституционного суда РФ от 9.07.2013 г №18П [7]. Содержание дела заключалось в том, что на интернет-форуме (Сургутский форум) неизвестные пользователи распространили сведения, которые порочат честь и достоинство гражданина, не соответствуют действительности и в части являлись оскорбительными. В ходе производства в судах общей юрисдикции по этому делу возник вопрос: можно ли привлечь владельца форума к ответственности за распространение информации пользователями, которые были неизвестны и установить их нельзя, а владелец способствовал созданию комфортных условий для совершения такого вида гражданского правонарушения? И КС РФ постановил: на информационного посредника (владельца интернет-форума, на котором пользователями была распространена порочащая и не соответствующая действительности информация, а также информация в оскорбительной форме) не может быть возложена

ответственность за действия пользователей без его участия, но может быть возложена обязанность по удалению соответствующего контента.

Российское законодательство устанавливает ответственность за нарушения при реализации права на свободу мысли и слова. В частности, Уголовный кодекс РФ в ст.282 прописывает санкции, которые будут применены к лицу, совершившему "действия, направленные на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием сети "Интернет"[3]. С 2018 г. законодатели решили усилить ответственность в сфере Интернета. Так, к уголовной ответственности привлекут лиц, ранее подвергавшихся административному наказанию за распространение клеветы в Интернете, но продолжающих злостно игнорировать или препятствовать исполнению решения суда об удалении или опровержении ложной информации [5]. В данном случае наиболее ярко представлена защита государством личности.

2) Ограничение распространения незаконной информации. Положения части 2 статьи 29 Конституции РФ твердят о "недопущении пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства"[1]. Ст. 282 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за нарушение и такой нормы.

Верховный Суд РФ рассматривал апелляционную жалобу на приговор Приволжского окружного военного суда от 3 апреля 2018 г., согласно которому гражданин был осужден за действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды, унижение достоинства групп лиц по признакам расы и национальности, совершенные с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Это выразилось в размещении по месту своего жительства в г. Самаре на созданной им через сеть "Интернет" в одной из социальных сетей личной странице пользователя доступные для общего пользования видеоматериалы, которые содержат психолингвистические признаки, направленные на возбуждение ненависти и вражды, унижение достоинства групп лиц по признакам расы и национальности. В апелляционном определении от 14 июня 2018 г. N 203-АПУ18-10 Верховный Суд оставил приговор без изменений.

Положение части 4 статьи 29 Конституции РФ указывает, что "каждый имеет право распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется Федеральным Законом"[1]. А именно, ст.5 Закона "О государственной тайне" [6] дает перечень сведений, составляющих государственную тайну: сведения в военной области, сведения в области экономики, науки и техники, сведения в области внешней политики и экономики, сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты. Сведения, составляющие служебную, коммерческую, банковскую и иные тайны, т.е. сведения, отнесенные к категории ограниченного доступа, не могут быть распространены. Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны указана в ст.283 УК РФ. Указанные ограничения позволяют сохранить необходимую защиту государства, общества и личности. В конкретной выделенной автором ситуации государство обеспечивает такую защиту.

3) Ограничение государством права на свободу мысли и слова в чрезвычайных ситуациях. Конституция РФ в ч.3 ст. 55 предусматривает "ограничение прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства"[1]. Помимо этого, ч.1 ст.56

Конституции РФ разрешает в условиях чрезвычайного положения устанавливать отдельные ограничения прав и свобод. В ч.3 этой же статьи в перечне прав, которые могут быть ограничены, ст.29 о свободе мысли и слова не фигурирует. Значит, право на свободу мысли и слова может быть ограничено как в реальной, так и виртуальной действительностях. В этом случае государство вводит ограничения прав для защиты собственной безопасности и не ставит в приоритет защиту личности. Однако оно не может ограничить такие права человека, как право на жизнь, на защиту доброго имени и др.

В то же время, пользователи Интернета должны быть уверены, что свобода их мнения будет охраняться и гарантироваться государством [8]. Оно должно обеспечивать защиту чести и достоинства человека и гражданина, пресекать распространение незаконной информации.

В системе органов государственной власти РФ органом, осуществляющим контроль и надзор в сфере электронных коммуникаций, является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Контроль и надзор должен осуществляться в соответствии различными уровнями интернет-архитектуры. Регулирование должно обращать свое внимание на тот уровень, который непосредственно связан с рассматриваемыми отношениями:

1. Уровень контента. В юридическом смысле он связан с таким объектом, как информация.

2. Уровень приложений. Это программное обеспечение, которое используется для функционирования различных элементов сетевой инфраструктуры.

3. Уровень передачи данных. Он включает в себя протокол TCP, который предоставляет транспортировку потока данных.

4. Уровень протокола IP определяет порядок передачи данных.

5. Уровень сети (соединение) включает в себя интерфейс между всеми вышестоящими элементами и нижестоящим - физическим - уровнем.

6. Уровень аппаратной части. Это физические устройства.

Статья 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» определяет базовую модель блокировки незаконной информации в сети [4]. Она предполагает последовательное взаимодействие на нескольких уровнях интернет-архитектуры.

Сначала уполномоченный орган (Роскомнадзор) направляет требование об удалении соответствующей запрещенной информации провайдеру-хостинга или владельцу сайта. Это взаимодействие на уровне контента. В случае, если провайдер-хостинга или владелец сайта не выполнят данное требование, то IP-адрес сайта вносится в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Тогда оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должен этот сайт блокировать. В такой ситуации можно говорить о перемещении спора на уровень протокола. Регулирование должно обращать внимание на тот уровень, который непосредственно связан с рассматриваемыми отношениями. Если мы, например, ограничим использование компьютеров на уровне аппаратной части, то, исходя из соответствующего законодательства, ограничим свободу слова на уровне контента.

В целом, необходимо сказать, что законодательство, связанное с регулированием Интернета, развивается в наши дни достаточно быстро. Появляются изменения в статьях ГК РФ, УК РФ и др., вводятся новые положения в различные Федеральные законы. Однако единый и общий кодекс, регулирующий конкретно отношения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", отсутствует.

Подводя итог, необходимо отметить, что для снижения количества правонарушений в Интернете, связанных с осуществлением права на свободу слова, необходимо иметь четкую нормативно-правовую базу, усилить ответственность за нарушения положений существующих нормативно-правовых актов, регулирующих свободу слова в Интернете. Только тогда получится добиться эффективной работы органов государственной власти, осуществляющих выявление незаконной информации и ее блокировку в информационно -телекоммуникационной сети "Интернет", и снижение количества правонарушений, связанных с ущемлением права на свободу слова. Специальное регулирование поможет не допускать нарушения прав других лиц при реализации человеком права на свободу мысли и слова.

Список используемой литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30. 12. 2008 N 6 -ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - N 31. - ст. 4398.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - N 32. - ст. 3301.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ//Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - N 25. - ст. 2954.

4. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 19.07.2018) // Собрание законодательства РФ. - 31.07.2006. - N 31 (1 ч.). - ст. 3448.

5. О внесении изменения в статью 315 уголовного кодекса российской федерации: Федеральный закон от 2 октября 2018 года № 348-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 08.10.2018. - N 41. - ст. 6188.

6. О государственной тайне: Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1// Собрание законодательства РФ. -13.10.1997. - N 41. - ст. 8220-8235.

7. По делу о проверке конституционности положений пунктов 1, 5 и 6 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Е.В. Крылова: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 18-П // Собрание законодательства РФ. - 22.07.2013. - N 29. - ст. 4019.

8. Донай Лукаш Гражданское общество и свобода слова в Интернете. Избранные вопросы регулирования содержимого сети [Электронный ресурс] / Донай Лукаш. - Электрон. ст. - 2015. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskoe-obschestvo-i-svoboda-slova-v-intemete-izbrannye-voprosy-regulirovaniya-soderzhimogo -seti

9. Лавров С.С. Свобода слова в сети Интернет [Электронный ресурс]/ С.С. Лавров. - Электрон. ст. -2013. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svoboda-slova-v-seti-internet

10. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. - URL: http://www.gks.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.