Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ'

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
56
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шошина Мария Александровна

В статье исследуется конституционное право человека на образование. Рассмотрено законодательное регулирование образовательных отношений, проанализированы проблемы, возникающие на современном этапе развития сферы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTITUTIONAL RIGHT TO EDUCATION AND THE PROBLEMS OF ITS REALIZATION

This article deals with the constitutional right of a person to education. Legislative regulation of the educational relations is considered, the problems arising at the present stage of development of education are analysed.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ»

ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ

1

УДК 34.02

Мария Александровна Шошина, выпускник 2015 года направления «Юриспруденция» Алтайского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Барнаул, Россия)

В статье исследуется конституционное право человека на образование. Рассмотрено законодательное регулирование образовательных отношений, проанализированы проблемы, возникающие на современном этапе развития сферы образования.

Ключевые слова: образование, конституционное право на образование, законодательное регулирование образовательных отношений.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

НА ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

THE CONSTITUTIONAL RIGHT TO EDUCATION AND THE PROBLEMS OF ITS REALIZATION

В условиях модернизации всех сфер жизнедеятельности знания становятся все более востребованными, а вопросы реформирования науки и образования - актуальными. Основой развития образования является закрепленное в статье 43 Конституции Российской Федерации1 право человека на образование. В настоящее время принимается комплекс правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений в сфере образования. Однако в целом законодательное регулирование указанных общественных отношений недостаточно структурировано, а принимаемые правовые акты подчас противоречивы. В связи с этим актуальным является исследование сферы образования и ее законодательного регулирования.

В системе прав и свобод человека и гражданина право на образование является одной из базовых категорий, так как его реализация предполагает получение определенного уровня образования, что способствует полноценному и всестороннему развитию, позволяющему свободно оценивать и реализовывать другие виды прав.

Наша страна имеет давнюю историю правового регулирования общественных отношений в сфере

образования. На разных этапах развития России понятие и сущность указанного права трактовались неоднозначно. Стоит отметить, что в различные периоды для определенных групп населения существовали ограничения, затрудняющие либо приводящие к невозможности реализации права на образование.

Реализация права на образование носит комплексный характер, так как связана с возникновением, изменением и прекращением разнообразных правоотношений (в том числе конституционно-правовых, административно-правовых, гражданско-правовых, семейно-правовых, трудовых и образовательных).

Административно-правовые отношения проявляются в организации государственной системы, осуществляющей управление образованием. Отношения между преподавателями и образовательными организациями являются трудовыми. Заключение различных договоров (возмездного оказания образовательных услуг, о целевом приеме, о сетевой форме реализации образовательных программ) осуществляется в рамках гражданско-правовых правоотношений. Во взаимоотношениях между обучающимися, родителями (законными представителями)

и образовательными организациями возникают семейно-правовые отношения.

Система российского законодательства в сфере образования представлена рядом нормативных правовых актов, регулирующих различные аспекты образовательных отношений, основными из которых являются Конституция Российской Федерации и Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»2. В свете реформирования сферы образования особое внимание уделяется локальным нормативным актам, утверждаемым и применяемым образовательными организациями.

Наряду с этим в интересах государственного управления системой образования в Российской Федерации утверждена программа «Развитие образования» на 20132020 годы, устанавливающая важнейшие институциональные элементы образовательной сферы, в которых возможно эффективное использование ресурсов для достижения целей и решения задач социально-экономического развития страны3.

Управление в сфере образования реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях. Федеральные органы государственной

2 * !-«

9 * tllfl

АЛТАИСКИИ ВЕСТНИК , ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОМ СЛУЖБЫ 2

власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственное управление образованием. На муниципальном уровне управление в сфере образования осуществляется органами местного самоуправления.

В Алтайском крае государственное управление системой образования осуществляют Администрация Алтайского края, иные уполномоченные органы исполнительной власти Алтайского края в соответствии с полномочиями, определенными федеральным законодательством, Уставом Алтайского края, законами Алтайского края и иными нормативными правовыми актами Алтайского края4. Полномочия в сфере образования распределены между Алтайским краевым Законодательным Собранием, Администрацией Алтайского края, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Алтайского края, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

В современных условиях система образования должна быть устойчивой и стабильной, но при этом обладать возможностью постоянного совершенствования и динамического развития. Все это требует глубинных преобразований, в первую очередь связанных с изменением законодательства.

Наряду с происходящими новациями - утверждение новых федеральных государственных образовательных стандартов, использование различных форм контроля эффективности (в том числе мониторинг), внедрение общественной аккредитации - система образования функционирует не в полной мере, ее отдельные элементы недостаточно эффективны.

В соответствии с частью 3 статьи 43 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном

учреждении и на предприятии5. Реализация данного права должна гарантироваться условиями конкурса, проводимого при приеме в образовательные организации высшего образования.

На сегодняшний день при приеме на обучение законодательно предусмотрена квота для отдельных категорий граждан. Данные меры направлены на поддержку лиц, находящихся в сложной жизненной ситуации, связанной с потерей родителей или заболеванием, а также лиц, показавших особые успехи в обучении.

Однако в настоящее время прослеживается тенденция сокращения бюджетного финансирования образовательных организаций высшего образования, следовательно, складывается ситуация, в которой часть бюджетных мест распределяется между особыми категориями поступающих вне зависимости от соотношения баллов единого государственного экзамена, полученных ими и другими абитуриентами. Таким образом, положения, определяющие гарантированность бесплатного обучения, выполняются не в полном объеме.

На основании вышеизложенного предлагаем внести изменения в законодательство, регламентирующее порядок приема. Прием в образовательные организации высшего образования для всех следует проводить на общих основаниях, а при условии прохождения граждан, относящихся к особым категориям, - по общему конкурсу, создавать необходимые условия для их обучения (для сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, оказывать финансовую и психологическую поддержку; для инвалидов создавать необходимую инфраструктуру, а также осуществлять финансовую и психологическую поддержку). Для победителей олимпиад и конкурсов возможно сохранение преимущества в форме приравнивания их к лицам, набравшим по вступительному испытанию максимальное количество баллов, но исключить поступление вне конкурса.

Положение статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»6 регламентирует бесплатность образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, но гарантии бесплатного образования закреплены в Конституции Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным предлагаем следующую формулировку статьи 5: «В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность соответствующего требованиям федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые».

В течение 2014-2015 учебного года были утверждены федеральные государственные образовательные стандарты по ряду направлений подготовки, например, 20 февраля 2015 г. вступил в силу ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата)»7, которым была утверждена новая структура программы бакалавриата, в частности изменилось соотношение зачетных единиц для прохождения практики и государственной итоговой аттестации. Однако график учебного процесса был уже утвержден и частично реализован, что существенно затруднило приведение его в соответствие с новым федеральным государственным образовательным стандартом.

В связи с этим считаем целесообразным утверждение и введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов перед началом очередного учебного года, что позволит структурировать учебный процесс с учетом новых требований.

В целях приведения системы образования в соответствие с европей-

ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ

скими стандартами с 2003 г. Россия стала участницей Болонского процесса по созданию общеевропейского образовательного пространства. Однако утвержденные уровни профессионального образования, установленные в Российской Федерации, не идентичны европейским, так как содержат элементы прежней системы российского образования.

Европейская система устанавливает следующие уровни образования: бакалавриат, магистратура и докторантура. В России также существует специалитет и аспирантура. Такое наложение двух образовательных систем приводит к ряду противоречий.

Например, при решении вопроса о признании высшего образования вторым или последующим законодателем определено, что по программам магистратуры для лиц, имеющих диплом специалиста или диплом магистра, данное образование будет являться вторым или последующим. Однако лица, получившие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации «дипломированный специалист», имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования. Подобная формулировка вызывает определенные трудности, связанные с приемом на обучение. Неполное совпадение образовательных уровней также создает сложности в осуществлении образовательной мобильности.

Наиболее актуальной проблемой современного российского образования является отсутствие норма-

тивного правового акта, всесторонне регулирующего общественные отношения в сфере образования. Принятие нового федерального закона выступило попыткой к целостному регулированию образовательных отношений, однако не решило некоторых проблем.

Статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» определено, что образование -единый целенаправленный процесс воспитания и обучения8. Однако в указанном законе вопросы воспитания отражены косвенно, в основном регулируются общественные отношения, связанные с обучением.

Ряд вопросов отнесен на подзаконный уровень и регулируется большим количеством несистематизированных нормативных актов Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации и иных органов власти.

В связи с вышеизложенным предлагаем дополнение действующего федерального закона главой, посвященной вопросам воспитания, а также более полное регламентирование глав, регулирующих общественные отношения, связанные с получением общего, профессионального, дополнительного образования и профессионального обучения.

1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря; Собрание

законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

2 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.

3 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 17. - Ст. 2058.

4 Об образовании в Алтайском крае: Закон Алтайского края от 04 сентября 2013 г. № 56-ЗС // Сборник законодательства Алтайского края. - 2013. - № 209 (ч. 1). - С. 56.

5 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря; Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

6 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.

7 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата): Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2014 г. № 1567 [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации ЬИ:р://"№№№. pravo.gov.ru (дата обращения: 15 октября 2015 г.).

8 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.

Maria Alexandrovna Shoshina, graduate of 2015 of the Department of Law of the Altai Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Barnaul, Russia).

This article deals with the constitutional right of a person to education. Legislative regulation of the educational relations is considered, the problems arising at the present stage of development of education are analysed.

Keywords: education, the constitutional right to education, legislative regulation of educational relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.