Научная статья на тему 'Конституционное большинство в государственной Думе VII созыва получил Президент РФ'

Конституционное большинство в государственной Думе VII созыва получил Президент РФ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
205
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ильин Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционное большинство в государственной Думе VII созыва получил Президент РФ»

ОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

DOI: 10.15838/esc/2016.5.47.1 УДК 338.2, ББК 65.050

© Ильин В.А.

Конституционное большинство в Государственной Думе VII созыва получил Президент РФ

Владимир Александрович ИЛЬИН

Институт социально-экономического развития территорий РАН

160014, Россия, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а

ilin@vscc.ac.ru

18 сентября состоялись выборы в Государственную Думу РФ — главное политическое событие 2016 г. в России, открывающее новый политический цикл. По данным Центральной избирательной комиссии, действующая партия власти «Единая Россия» упрочила свои позиции в парламенте, получив конституционное большинство.

Сегодня очень многие эксперты обсуждают результаты голосования и то, каким образом и почему они были достигнуты.

Однако гораздо меньшее внимание уделяется историческому значению результатов выборов в Государственную Думу VII созыва.

Между тем исторические параллели между современной Россией, СССР периода распада и Царской Россией в эпоху революционных событий начала XX в., на наш взгляд1, убедительно показывают, что выборы, прошедшие 18 сентября, могут стать очередной важной ступенью в переходе России к новому этапу развития.

1 Ильин В.А. Правящие элиты — проблема национальной безопасности России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2016. — № 4. — C. 9-34.

Для цитирования: Ильин, В.А. Конституционное большинство в Государственной Думе VII созыва получил Президент РФ / В.А. Ильин // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2016. — № 5. — С. 9-26. DOI: 10.15838/esc/2016.5.47.1

For citation: Ilyin VA. Russian President got a constitutional majority in the State Duma ofthe Seventh Convocation. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2016, no. 5, pp. 9-26. DOI: 10.15838/esc/2016.5.47.1

Этот переход начался в 2000 г., когда В. Путин впервые занял пост главы государства и им были предприняты решительные действия, способствовавшие выходу страны из комплексного социально-экономического и культурно-нравственного кризиса: эффективная антитеррористическая кампания и урегулирование конфликта в Чечне, введение налога на добычу полезных ископаемых, позволившее увеличить доходы федерального бюджета в 3,6 раза (с 615,5 млрд. руб. в 1999 г. до 2204,7 млрд. руб. в 2002 г.) и т.д.

В 2000—2007 гг. рост цен на нефть благоприятствовал положительной динамике уровня и качества жизни населения. В этот период стабилизации российское общество смогло осознать и сопоставить исторический опыт своего существования в периоды Советского Союза и «лихих 90-х».

В 2007 г. в мюнхенском выступлении на международной конференции по вопросам политики безопасности Президент РФ В. Путин заявил об угрозах однополярно-го мира, а также о том, что Россия будет продолжать независимую внешнюю политику, направленную на повышение своего суверенитета. Это был четкий сигнал зарубежным государствам (прежде всего США) о намерениях России участвовать в глобальной конкуренции.

Окончание второго президентского срока В. Путина и начало президентского срока Д. Медведева, сопровождавшееся тяжелыми для экономики последствиями мирового финансового кризиса (2008—2009 гг.), не позволили российскому обществу осознать и прочувствовать концептуальный характер мюнхенской речи В. Путина.

Вторая после мюнхенской речи попытка сформулировать основные положения

новой государственной идеологии была предпринята В. Путиным через 6 лет (в сентябре 2013 г.), в период его третьего президентского срока, на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай». Именно в этой речи лидером страны была сформулирована идеологическая парадигма развития, которой планирует придерживаться государство: «Наше движение вперёд невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения, иначе мы не сможем противостоять внешним и внутренним вызовам, не сможем добиться успеха в условиях глобальной конкуренции»2.

Следующая ступень в переходе России к новому этапу исторического развития связана с вхождением в её состав Крыма и Севастополя. Это событие (причем на фоне «украинского кризиса» и обострения отношений с США) объединило все слои общества. Ведущие российские ученые говорили в этот период о том, что «после долгого, почти 15-летнего периода ожидания «новая возрождающаяся» Россия наконец-то осуществила переход в свой новый век — светлый и жизнеутверждающий... Лишь бы не упустить представившийся шанс!»3

Однако успехи международной политики Президента, направленной на повышение суверенитета России и обеспечение ее национальных интересов, не были поддержаны курсом внутренней экономической политики, проводимой Правительством РФ. После мирового финансового кризиса отечественная экономика так и не вышла на устойчивый позитивный тренд,

2 Путин В.В. Выступление на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» 19 сентября 2013 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/19243

3 Осипов Г.В. Не упустить представившийся шанс! // Социология и экономика современной социальной реальности. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2013 году. - М.: ИСПИ РАН. - С. 6-18.

Рисунок 1. Дефицит консолидированных бюджетов субъектов РФ, млрд. руб.

2011 2012 2013 2014 2015

Чистый дефицит, млрд. руб.* —•— Количество регионов, имеющихдефицит

* Без учета профицита.

Источник: данные отчетности Федерального казначейства России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.roskazna.ru/

а с 2011 г. в России начался бюджетный кризис регионов, который продолжается до сих пор: за период с 2011 по 2015 г. количество субъектов РФ, имеющих дефицит бюджета, увеличилось с 57 до 76 (рис. 1).

В условиях многолетнего затяжного экономического кризиса всё более актуальной становилась задача повышения эффективности государственного управления, национализации элит, кадровых перестановок в системе управления с целью эффективного удовлетворения первоочередных потребностей населения — в повышении уровня и качества жизни, в стабильности экономического роста и в социальной справедливости.

Выборы в Государственную Думу РФ 18 сентября 2016 г., на наш взгляд, следует рассматривать именно с этой — исторической — точки зрения. Дальнейшее развитие политической системы, кадровые измене-

ния, новые люди, пришедшие во власть, и, главное, — сможет ли Президент РФ В.В. Путин воспользоваться конституционным большинством «Единой России» в парламенте для того, чтобы реализовать стратегические цели, обозначенные им еще в 1999 г. в статье «Россия на рубеже тысячелетий», — от этого будет зависеть жизнь страны в ближайшие годы и, в частности, характер общественных настроений в период проведения президентских выборов 2018 г.

В этой программной статье В. Путин в качестве важнейших стратегических задач развития России отмечал необходимость повышения эффективности государственного управления, укрепления государственной власти, а также преодоления состояния раскола и внутренней разобщенности среди основных социальных слоев и политических элит. Важность достижения

Убежден, что достижение необходимой динамики роста - проблема не только экономическая. Это проблема также политическая и, не побоюсь этого слова, в определенном смысле идеологическая. Точнее, идейная, духовная, нравственная. Причем последний аспект на современном этапе мне представляется особенно значимым с точки зрения консолидации российского общества.

Плодотворная созидательная работа, в которой так нуждается наше Отечество, невозможна в обществе, находящемся в состоянии раскола, внутренне разобщенном.

Ключ к возрождению и подъему России находится сегодня в государственно-политической сфере. Россия нуждается в сильной государственной власти и должна иметь ее4.

этих целей подчеркивалась Президентом и в последующих программных заявлениях и стратегических документах: в мюнхенской речи 2007 г., в выступлении на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» в 2013 году, в Стратегии национальной безопасности 2015 г. и т.д.

Сегодня наибольший положительный тренд наблюдается в решении только первой из этих ключевых задач: для укрепления государственности Президент активно осуществляет кадровые перестановки на всех уровнях системы управления5. Однако что касается преодоления раскола в российском обществе и внутри правящих элит, то говорить об очевидных успехах в этом направлении пока преждевременно: в России по-прежнему актуальна проблема социального расслоения и имущественного неравенства, а в отношении системы

государственного управления создается ощущение, что «сложились две России: одна «глубоко встроена в западный мир», другая — «новая плеяда русских государственников, которые неизбежно сопровождают державный рост»6.

4 Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетий // Российская газета. — 1999. — 30 дек.

5 Например:

3 марта 2016 г. Президент РФ подписал Указ «О членах Центральной избирательной комиссии», согласно которому в состав ЦИК вошла бывший председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Э.А. Памфилова. 28 марта 2016 г. она была избрана Председателем Центральной избирательной комиссии.

28 июля 2016 г. Президент РФ В.Путин объединил два федеральных округа, а также сменил нескольких губернаторов и полпредов:

• Крымский федеральный округ вошел в состав Южного федерального округа (его главой был назначен В. Усти-

• С. Меликов был назначен первым заместителем директора Федеральной службы войск национальной гвардии, а его место на посту полпреда Президента в Северо-Кавказском федеральном округе занял О. Белавенцев;

• Н. Рогожкин был освобожден с поста полпреда Президента в Сибирском федеральном округе. Его место занял С. Меняйло;

• врио губернатора г. Севастополя (вместо С. Меняйло) был назначен Д. Овсянников;

• место В.Булавина на должности полпреда Северо-Западного федерального округа занял Н.Цуканов;

• Д. Миронов был освобожден от должности заместителя министра внутренних дел и назначен врио губернатора Ярославской области;

• вместо утратившего доверие Президента Н. Белых губернатором Кировской области был назначен И. Васильев — бывший аудитор Счетной Палаты и руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Россреестр).

5 октября 2016 г. В. Путин подписал Указ о назначении С.Е. Нарышкина директором Службы внешней разведки РФ (он занял место М.Е. Фрадкова).

В этот же день спикером Государственной Думы был избран В.В. Володин (бывший руководитель администрации Президента. Его место занял С.В. Кириенко).

6 Проханов А.А. «Государство Полярной звезды» [Электронный ресурс] // Газета «Завтра». — 2016. — 17 марта.

На наш взгляд, отдельного внимания заслуживают особенности, которыми запомнились выборы в Государственную Думу VII созыва:

1. 18 сентября российское общество продемонстрировало крайне низкую явку: на избирательные участки пришло 47,9% россиян (52,6 млн. чел.). Для сравнения: явка на думские выборы в 2011 г. составила 60,2% (65,7 млн. чел.), а в 2007 г. - 63,7% (69,5 млн. чел.).

2. «Единая Россия», благодаря в первую очередь возвращению смешанной системы выборов (голосование по партийным спискам и одномандатным округам), получила конституционное большинство в парламенте7. Это открывает перед Президентом РФ качественно новые возможности по реализации курса внутренней и внешней политики (в том числе по повышению эффективности системы государственного управления) и соответствует высокой исторической ответственности главы государства перед страной, которую он взял на себя, закрепив свою личную ответственность по реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности (Указ № 683

от 31.12.2015 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»/.

Давая оценку окончательным результатам голосования, В. Путин отметил: «В условиях достаточно больших сложностей в экономике и в социальной сфере, большого количества неопределённостей, рисков люди, безусловно, выбирают стабильность и доверяют ведущей политической силе... Кроме того, результаты голосования — это ещё и реакция наших граждан на попытки внешнего давления на Россию, на угрозы, на санкции, на попытки раскачать ситуацию в нашей стране изнутри»9.

Однако динамика такого показателя, как явка людей на избирательные участки, наглядно свидетельствует о том, что значительное количество россиян не удовлетворены положением дел в стране. Явка на выборы в Государственную Думу снижается с 2007 г., причем если в 2011 г. по сравнению с 2007 г. явка на избирательные участки сократилась всего на 4 млн. чел., то в 2016 г. по сравнению с 2011 г. — на 13 млн., то есть в 3 раза больше. В целом же за период с 2007 по 2016 г. явка россиян на выборы в парламент сократилась на 16,9 млн. чел. (рис. 2).

7 В Государственной Думе VII созыва «Единая Россия» получила 343 мандата из 450: 140 депутатских мест (из 225) — по федеральному списку и 203 места (из 225) в одномандатных округах.

8 В Стратегии национальной безопасности-2015 зафиксировано, что «реализация государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности осуществляется путем согласованных действий всех элементов системы ее обеспечения под руководством Президента Российской Федерации и при координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации» (источник: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Российская газета. — 2015. — 31 дек. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html). Таким образом, Президент принимает на себя персональную ответственность за обеспечение реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности.

9 Стенограмма совещания Президента РФ В.В. Путина с членами Правительства РФ 19 сентября 2016 г. // Официальный сайт Президента РФ. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/52913

Рисунок 2. Динамика явки избирателей на выборы в Государственную Думу РФ

за период с 1999 по 2016 г.

{---1---1-—-ь

1999 г. 2003 г. 2007 г. 2011 г. 2016 г.

I абс.(чел.) —•—в%от уровня 1999 г.

Прирост/снижение явки избирателей на выборы в Государственную Думу РФ (млн. чел.).

Эксперты выделяют множество причин низкой явки на выборы в Государственную Думу VII созыва: отсутствие политической конкуренции; недоверие людей в отношении прозрачности выборных процедур; тот факт, что выборы проводились в сентябре, а не в декабре (как обычно); плохо организованная информационная кампания и т.д. Вместе с тем нельзя не отметить, что при всех этих нюансах явка на выборы была и остается «лакмусовой бумажкой» общественных настроений и гражданского самосознания. Добровольный отказ людей от участия в одной из основных демократических процедур эксперты ИС РАН трактуют как скрытую форму протеста: «Именно неучастие, а не протестное

голосование становится в большей степени самым распространённым средством выражения политического недовольства граждан»10.

И в этом смысле низкий показатель явки избирателей 18 сентября наглядно отражает неудовлетворенность населения динамикой уровня и качества жизни, которую фиксируют данные социологических исследований. Так, в феврале — октябре 2016 г. по сравнению с 2015 г. доля положительных оценок успешности решения Президентом проблемы подъема экономики и роста благосостояния граждан уменьшилась во всех основных социально-демографических категориях населения (на 2—9 п.п., вкладка 1).

10 Двадцать лет реформ глазами россиян (опыт многолетних социологических замеров) : Аналитический доклад Института социологии РАН в сотрудничестве с Представительством Фонда имени Фридриха Эберта в Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://wwwisras.ru/files/File/Doklad/20_years_reform.pdf

Вкладка 1

Насколько успешно, на Ваш взгляд, Президент РФ справляется с проблемой подъема экономики, роста благосостояния? (вариант ответа «очень успешно и довольно успешно»)*

Социально-демографические категории 2000 2004 2005 2008 2009 2012 2013 2014 2015 фев. -окт. 2016 Изменение + /-

2004 к 2000 2008 к 2004 2012 к 2008 фев. - окт. 2016 к 2012 фев. - окт. 2016 к 2015

Мужской 26,9 35,3 37,3 36,0 33,7 27,5 31,3 33,6 34,0 27,3 +8 +1 -9 0 -7

Женский 24,7 31,9 33,4 37,2 29,9 29,2 31,3 35,8 34,3 27,6 +7 +5 -8 -2 -7

Возраст

До 30 лет 28,5 39,7 38,0 37,5 31,8 26,7 29,9 34,8 34,7 29,6 +11 -2 -11 +3 -5

30-55 лет 24,8 32,7 34,8 36,2 30,8 28,1 31,6 33,4 34,6 26,4 +8 +4 -8 -2 -8

Старше 55 лет 24,2 28,7 33,3 36,7 32,7 30,5 32,1 36,8 33,1 27,1 +5 +8 -6 -3 -6

Образование

Среднее и н/среднее 27,5 32,5 35,5 32,8 31,3 26,2 30,0 32,6 31,9 24,4 +5 0 -7 -2 -8

Среднее специальное 26,2 32,8 34,5 37,7 30,9 28,6 31,0 36,1 34,3 26,4 +7 +5 -9 -2 -8

Высшее и н/высшее 22,1 35,0 35,6 39,9 32,5 30,1 33,1 36,0 36,3 31,6 +13 +5 -10 +2 -5

Доходные группы

20% наименее обеспеченных 21,4 28,0 40,6 35,0 31,0 20,6 24,2 24,6 20,4 18,3 +7 +7 -14 -2 -2

60% среднеобеспеченных 25,7 33,3 35,7 36,5 31,6 30,5 31,8 35,7 36,1 26,8 +8 +3 -6 -4 -9

20% наиболее обеспеченных 30,7 42,5 36,3 37,7 32,9 34,6 37,1 43,6 41,8 36,3 +12 -5 -3 +2 -6

Территории

Вологда 28,3 32,2 30,7 34,9 30,7 26,3 27,3 30,5 30,8 27,6 +4 +3 -9 +1 -3

Череповец 21,8 32,7 36,3 34,3 25,4 30,9 32,1 40,2 37,5 30,5 +11 +2 -3 0 -7

Районы 26,3 34,4 36,6 38,7 35,0 28,2 33,0 34,2 34,1 25,2 +8 +4 -11 -3 -9

Область 25,6 33,4 35,1 36,7 31,6 28,4 31,3 34,8 34,1 27,2 +8 +3 -8 -1 -7

Январь 2000 - май 2004 г. -1 президентский срок В.В. Путина; май 2004 - май 2008 г. - II президентский срок В.В. Путина; май 2008 - май 2012 г. - президентский срок Д.А. Медведева; май 2012 г. - н.в. - III президентский срок В.В. Путина. * Без учета доли затруднившихся ответить.

Насколько успешно, на Ваш взгляд, Президент РФ справляется с проблемой подъема экономики, роста благосостояния? (вариант ответа «без особого успеха и совершенно не успешно»)*

On

-J Ю

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о>

ON

ш ^

о

■е-

аз сг

Социально-демографические категории 2000 2004 2005 2008 2009 2012 2013 2014 2015 фев. -окт. 2016 Изменение + /-

2004 к 2000 2008 к 2004 2012 к 2008 фев. - окт. 2016 к 2012 фев. - окт. 2016 к 2015

Мужской 54,1 50,1 50,0 47,8 51,7 60,0 57,6 54,7 52,6 59,0 -4 -2 +12 -1 +6

Женский 52,2 49,4 51,4 44,6 53,0 56,3 56,2 52,4 52,1 59,1 -3 -5 +12 +3 +7

Возраст

До 30 лет 52,8 43,6 47,2 45,2 51,1 57,6 55,3 52,2 50,1 56,9 -9 +2 +12 -1 +7

30-55 лет 55,0 51,2 51,3 47,1 53,7 59,0 57,5 54,8 52,9 60,6 -4 -4 +12 +2 +8

Старше 55 лет 48,7 52,7 52,7 44,9 51,5 56,5 56,9 52,3 52,9 58,2 +4 -8 +12 +2 +5

Образование

Среднее и н/среднее 49,1 48,5 49,8 43,6 48,7 57,4 57,0 54,6 52,8 59,3 -1 -5 +14 +2 +7

Среднее специальное 51,6 49,1 50,3 45,7 55,1 57,5 57,1 52,5 51,6 59,1 -3 -3 +12 +2 +8

Высшее и н/высшее 60,1 51,6 52,3 49,1 53,9 59,0 56,4 52,9 52,6 58,5 -9 -3 +10 -1 +6

Доходные группы

20% наименее обеспеченных 53,8 52,2 45,8 46,8 50,7 63,1 61,8 63,4 61,8 63,1 -2 -5 +16 0 +1

60% среднеобеспеченных 53,6 51,7 50,9 45,8 53,0 57,6 56,7 52,6 51,4 60,1 -2 -6 +12 +3 +9

20% наиболее обеспеченных 52,6 43,4 52,7 50,4 56,4 53,6 53,8 47,4 47,3 55,4 -9 +7 +3 +2 +8

Территории

Вологда 55,7 54,4 53,6 46,8 49,8 58,8 61,3 53,2 54,8 59,3 -1 -8 +12 +1 +5

Череповец 52,8 51,8 52,2 56,4 65,3 58,6 57,5 51,7 51,8 62,5 -1 +5 +2 +4 +11

Районы 51,7 46,4 48,8 40,5 47,2 57,2 54,2 54,4 51,3 56,9 -5 -6 +17 0 +6

Область 53,0 49,7 50,7 46,0 52,4 57,9 56,8 53,4 52,3 59,1 -3 -4 +12 +1 +7

Январь 2000 - май 2004 г. -1 президентский срок В.В. Путина; май 2004 - май 2008 г. - II президентский срок В.В. Путина; май 2008 - май 2012 г. - президентский срок Д.А. Медведева; май 2012 г. - н.в. - III президентский срок В.В. Путина. * Без учета доли затруднившихся ответить.

я

о К о н 5 н

S о к

К

о ft о>

0 й т

Е

5

1

о н м о м

51

о

й 03

43 о н м ft к к о Sc

о о

м

03

я

о fc

5

t

я

43 ft

СО

й й ft к

н

1J ©

Удельный вес людей, негативно оценивающих работу главы государства по решению экономических проблем, за период с 2015 по февраль—октябрь 2016 года также возрос во всех основных слоях, особенно сильно (на 8—9 п.п.) — среди людей в возрасте 30—55 лет, имеющих среднее специальное образование, по самооценке доходов относящихся к группам 60% среднеобеспеченных и 20% наиболее обеспеченных граждан. Таким образом, скрытый потенциал протеста сегодня аккумулируется не только в социально уязвимых категориях общества (лица пенсионного возраста, наименее обеспеченные слои), но и среди людей со средним и высоким уровнем материального достатка.

Как отмечают некоторые российские и зарубежные11 эксперты, «власть на этих

выборах сознательно использовала тактику снижения явки: при более низкой явке больше доля управляемого электората, голосующего за «партию власти» и ее кандидатов...

«Единая Россия» почти везде улучшила свой относительный результат по сравнению с итогами голосования 4 декабря 2011 года. Однако вследствие низкой явки в абсолютных числах голосов результат «Единой России» везде ниже, чем 4 декабря 2011 года»12.

Лидер КПРФ Г. Зюганов на встрече с Президентом РФ отметил: «В целом надо обратить внимание нам всем: за партию власти в 2007 г. проголосовало почти 45 миллионов, это очень мощная поддержка и исключительно важная. В кризисные, критические минуты важна широкая поддержка общества. В этом году за партию власти, по официальной статистике,

11 Зарубежные СМИ о выборах в Государственную Думу РФ 2016 г. (источник: газета «Коммерсант.га» от 19.09.2016 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/3093506):

«Еще до выборов Кремль позаботился о том, чтобы выборы прошли так, как было желательно для него...выборы прошли на фоне такого политического климата, когда все оппозиционеры клеймятся «предателями», наносящими удар в спину «осажденной» России и ее президенту» (источник: немецкое издание Frankfurter Allgemeine Zeitung (Schmidt F. Keine oppositionelle Partei schafft es in die Duma // Frankfurter Allgemeine Zeitung 18.09.2016 // http://www.faz.net/aktuell/ politik/ausland/europa/in-russland-schafTt-es-keine-oppositionelle-partei-ins-parlament-14442041.html).

«Результаты выборов, как ожидается, не приведут к каким-то драматическим изменениям. Системные политические партии в значительной степени широко поддерживают президента страны В. Путина, а низкая явка избирателей дает возможность предположить, что оппозиционно настроенное городское население России просто осталось дома» (источник: английское издание The Guardian / Russian election unlikely to loosen Putin's grip on power // The Guardian 18.09.2016 // https://www.theguardian.com/world/2016/sep/18/russia-votes-in-election-unlikely-to-loosen-putins-grip-on-power).

«Самый низкий показатель явки за последние четверть века помимо апатии объясняется тем, что с традиционного декабря, когда, по статистике, люди более склонны отдавать свои голоса оппозиции, Кремль перенес выборы на сентябрь, когда многие уезжают в отпуска» (источник: американское издание Wall Street Journal / Ferris-Rotman M. Putin's Party Shores Up Power in Parliamentary Elections Amid Weak Turnout // The Wall Street Journal 18.09.2016 // http://www.wsj. com/articles/russians-head-to-polls-to-vote-for-new-parliament-1474184676).

12 Любарев А. (эксперт Комитета гражданских инициатив). Низкая явка спасла «Единую Россию» // Информационный портал «Газета.т» от 16.10.2016 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.gazeta.ru/ comments/2012/10/16_x_4813741.shtml

проголосовали 28,5%, потеряли 17 миллионов. Понимаю, тут есть вопросы и причины: если в 2012 году темпы роста ВВП были плюс 3,4%, в прошлом году — минус 3,7% и сейчас проседаем. Потерять за пять лет минус 7% — это, значит, недополучили ВВП почти 90 триллионов, или 35 триллионов бюджета. Это два нынешних бюджета»13.

По данным ЦИК, в процентном соотношении поддержка «Единой России» на выборах 2016 г. увеличилась на 5% (с 49 до 54%), однако по факту она потеряла почти

4 млн. голосов избирателей (3,85 млн. чел.), а по сравнению с выборами 2011 г. — почти 16 млн. (16,19 млн. чел.;рис. 3).

Только в 15 из 83 субъектов РФ отмечается увеличение количества избирателей, которые отдали свой голос за партию «Единая Россия» 18 сентября 2016 г. В остальных регионах поддержка партии власти, по сравнению с 2011 г., снизилась. Если сравнивать итоги голосования с выборами 2007 г., то увеличение числа голосов, отданных за «Единую Россию», отмечается только в 5 из 83 регионов России (вкладка 2).

Рисунок 3. Динамика доли голосов, отданных за партию «Единая Россия» (в 1999 г. - блок «Единство») на выборах в Государственную Думу РФ за период с 1999 по 2016 г.

50 000 45 000 40 000 35 000 30 000 25 000 20 000 15 000 10 000 5 000

300

250

200

150

100

50

ч-■-■-1- --1- --[

1999 г. 2003 г. 2007 г. 2011 г. 2016 г.

|абс.(чел.) —в%от уровня 1999 г.

* Прирост/снижение числа избирателей, проголосовавших за партию «Единая Россия» на выборах в Государственную Думу РФ (млн. чел.).

0

13 Стенограмма встречи Президента РФ с лидерами партий, прошедших по итогам выборов в Госдуму // Официальный сайт Президента РФ. — Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/52957

со

о

Вкладка 2

-е-

аз сг

■-о

ю о>

Динамика голосов, отданных за «Единую Россию» на выборах в Государственную Думу РФ в 2007, 2011 и 2016 гг. (данные ЦИК)*

Территория В% Чел.

2007 г. 2011 г. 2016 г.** Изменение (+/-) 2016 г. к 2011 г. Изменение (+/-) 2016 г. к 2007 г. 2007 г. 2011 г. 2016 г.** Изменение (+/-) 2016 г. к 2011 г. Изменение (+/-) 2016 г. к 2007 г.

Российская Федерация 64,30 4932 5522 5,90 -9,08 44714241 32371737 28527828 -3843909 -16186413

Чеченская республика 99,36 99,48 96,33 -3,15 -3,03 574101 607909 635729 27820 61628

Республика Бурятия 65,59 49,0 89,38 40,38 23,79 267776 186953 126461 -60492 -141315

Республика Татарстан 81,07 77,8 85,77 7,97 4,70 1950839 1777189 1941068 163879 -9771

Республика Мордовия 93,41 91,6 84,78 -6,82 -8,63 580894 565597 440108 -125489 -140786

Республика Тыва 89,21 85,3 83,52 -1,78 -5,69 118255 119705 116372 -3333 -1883

Карачаево-Черкесская республика 92,90 89,8 81,84 -7,96 -11,06 262308 267475 233498 -33977 -28810

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кабардино-Балкарская республика 96,12 81,3 77,72 -3,58 -18,40 481583 428171 375942 -52229 -105641

Кемеровская область 76,82 64,6 77,69 13,09 0,87 1258100 931474 1363181 431707 105081

Республика Ингушетия 98,72 91,0 72,65 -18,35 -26,07 159496 151257 129222 -22035 -30274

Республика Калмыкия 72,43 66,1 71,67 5,57 -0,76 100170 90089 85923 -4166 -14247

Саратовская область 64,81 64,9 68,74 3,84 3,93 800272 863047 854702 -8345 54430

Ямало-Ненецкий автономный округ 78,35 71,7 68,01 -3,69 -10,34 243337 209327 177428 -31899 -65909

Республика Северная Осетия - Алания 71,60 67,9 67,43 -0,47 -4,17 204132 297704 303794 6090 99662

Пензенская область 70,31 56,3 65,19 8,89 -5,12 556210 410858 427283 16425 -128927

Брянская область 61,77 50,1 64,73 14,63 2,96 368750 312620 357780 45160 -10970

Тамбовская область 59,79 66,7 64,60 -2,10 4,81 325732 399705 268116 -131589 -57616

Чукотский автономный округ 78,13 70,3 61,56 -8,74 -16,57 24206 19037 11266 -7771 -12940

Республика Адыгея 70,97 61,0 60,64 -0,36 -10,33 142627 136612 108778 -27834 -33849

Краснодарский край 62,06 56,3 60,14 3,84 -1,92 1522005 1527253 1211518 -315735 -310487

Ростовская область 71,89 50,2 59,75 9,55 -12,14 1604372 985470 924004 -61466 -680368

Воронежская область 57,46 49,5 59,35 9,85 1,89 739269 614484 600109 -14375 -139160

Нижегородская область 60,63 45,0 59,20 14,20 -1,43 964302 713289 694713 -18576 -269589

Тюменская область 73,57 65,1 58,75 -6,35 -14,82 603230 494437 511529 17092 -91701

Липецкая область 62,30 40,3 56,99 16,69 -5,31 382341 218095 279969 61874 -102372

Республика Башкортостан 83,12 70,5 56,88 -13,62 -26,24 2170241 1684953 1195246 -489707 -974995

Ставропольский край 62,20 49,2 55,87 6,67 -6,33 672070 495691 446630 -49061 -225440

Белгородская область 65,39 51,2 55,59 4,39 -9,80 585723 465571 410373 -55198 -175350

Рязанская область 57,10 39,8 55,33 15,53 -1,77 318581 202638 220944 18306 -97637

Тульская область 61,72 61,3 54,03 -7,27 -7,69 459366 562073 291219 -270854 -168147

Курская область 62,74 45,7 52,96 7,26 -9,78 387829 237415 229092 -8323 -158737

Чувашская республика 62,27 43,4 52,70 9,30 -9,57 428160 262526 283568 21042 -144592

Самарская область 56,04 39,1 52,21 13,11 -3,83 736838 531254 653139 121885 -83699

Удмуртская республика 60,57 45,1 51,79 6,69 -8,78 453248 311721 268070 -43651 -185178

Волгоградская область 57,74 36,2 51,60 15,40 -6,14 647137 366888 410656 43768 -236481

Ленинградская область 59,23 33,7 51,54 17,84 -7,69 419701 224332 293758 69426 -125943

Республика Алтай 69,46 53,3 49,80 -3,50 -19,66 68573 51342 35065 -16277 -33508

Ханты-Мансийский автономный округ 65,96 41,0 49,45 8,45 -16,51 464999 243431 213426 -30005 -251573

Ульяновская область 66,24 43,6 49,36 5,76 -16,88 455666 277048 256438 -20610 -199228

Орловская область 59,85 38,9 49,15 10,25 -10,70 281992 166642 164864 -1778 -117128

о о

5

ы

у I

м

>

Ко О

ю о>

Ш о

аз сг

Территория В% Чел.

2007 г. 2011 г. 2016 г.** Изменение (+/-) 2016 г. к 2011 г. Изменение (+/-) 2016 г. к 2007 г. 2007 г. 2011 г. 2016 г.** Изменение (+/-) 2016 г. к 2011 г. Изменение (+/-) 2016 г. к 2007 г.

Смоленская область 53,92 36,2 48,53 12,33 -5,39 248128 147111 155001 7890 -93127

Камчатский край 63,67 45,3 48,32 3,02 -15,35 98695 62240 44849 -17391 -53846

Республика Марий Эл 67,54 52,2 47,46 -4,74 -20,08 287333 198570 134998 -63572 -152335

Московская область 60,26 32,5 47,29 14,79 -12,97 2047427 167251 989418 822167 -1058009

Республика Саха 63,99 49,2 47,27 -1,93 -16,72 275856 184552 141128 -43424 -134728

Еврейская автономная область 66,22 48,1 46,68 -1,42 -19,54 56871 33933 23819 -10114 -33052

Калужская область 61,65 40,5 46,60 6,10 -15,05 284219 185508 156802 -28706 -127417

Сахалинская область 62,96 41,9 46,18 4,28 -16,78 139295 81419 66712 -14707 -72583

Владимирская область 56,75 38,3 46,13 7,83 -10,62 416375 230059 200175 -29884 -216200

Псковская область 56,73 36,7 46,05 9,35 -10,68 221253 112581 104976 -7605 -116277

Тверская область 59,71 38,4 45,99 7,59 -13,72 401115 234104 202855 -31249 -198260

Магаданская область 55,31 41,0 45,77 4,77 -9,54 42284 25895 19780 -6115 -22504

Архангельская область 56,72 31,9 45,21 13,31 -11,51 312249 157599 152836 -4763 -159413

Калининградская область 57,38 37,1 44,78 7,68 -12,60 246120 156131 154668 -1463 -91452

Пермский край 62,06 36,3 44,53 8,23 -17,53 721729 369944 311774 -58170 -409955

Республика Дагестан 89,19 82,8 44,48 -38,32 -44,71 1163300 1368980 1294629 -74351 131329

Астраханская область 58,00 58,1 43,50 -14,60 -14,50 273921 256994 117631 -139363 -156290

Мурманская область 55,11 32,0 43,26 11,26 -11,85 226582 111676 104181 -7495 -122401

Ивановская область 60,76 40,1 43,07 2,97 -17,69 298590 180730 136756 -43974 -161834

Курганская область 64,43 44,4 42,16 -2,24 -22,27 326566 190519 125058 -65461 -201508

Томская область 58,41 37,5 42,11 4,61 -16,30 267289 148082 108028 -40054 -159261

Ненецкий автономный округ 48,78 36,0 41,89 5,89 -6,89 8315 7176 6993 -183 -1322

Оренбургская область 60,31 34,9 41,88 6,98 -18,43 563489 294249 270594 -23655 -292895

Свердловская область 62,04 32,7 41,81 9,11 -20,23 1327711 586298 574059 -12239 -753652

Красноярский край 60,68 36,7 41,64 4,94 -19,04 768099 397941 322136 -75805 -445963

Новгородская область 63,13 35,3 40,98 5,68 -22,15 218812 103232 81216 -22016 -137596

Забайкальский край Н.Д. 43,3 40,94 -2,36 Н.Д. Н.Д. 190756 128964 -61792 Н.Д.

Санкт-Петербург 50,33 35,4 40,66 5,26 -9,67 971272 703209 495230 -207979 -476042

Иркутская область 58,50 34,9 40,56 5,66 -17,94 620673 312709 262030 -50679 -358643

Приморский край 54,87 33,3 40,35 7,05 -14,52 476318 246059 217859 -28200 -258459

Новосибирская область 59,07 33,8 39,32 5,52 -19,75 726328 408209 285700 -122509 -440628

Челябинская область 61,11 49,4 39,29 -10,11 -21,82 1128588 32371737 456485 -31915252 -672103

Ярославская область 53,17 29,0 39,14 10,14 -14,03 352568 171326 149492 -21834 -203076

Республика Коми 62,06 58,8 39,06 -19,74 -23,00 305906 316916 106426 -210490 -199480

Республика Хакасия 59,53 40,1 38,98 -1,12 -20,55 129321 84843 59357 -25486 -69964

Кировская область 55,38 34,9 38,94 4,04 -16,44 451719 212389 171833 -40556 -279886

Амурская область 69,75 43,5 38,85 -4,65 -30,90 316190 154129 103010 -51119 -213180

Республика Карелия 57,28 32,3 38,50 6,20 -18,78 177322 90942 79446 -11496 -97876

Москва 54,13 46,6 38,44 -8,16 -15,69 194027 2053156 991676 -1061480 797649

Хабаровский край 60,68 38,1 38,33 0,23 -22,35 401043 213616 139494 -74122 -261549

Вологодская область 60,47 33,4 38,03 4,63 -22,44 386002 184715 145404 -39311 -240598

Омская область 60,14 39,6 37,48 -2,12 -22,66 608208 344713 218577 -126136 -389631

Костромская область 56,36 30,7 37,20 6,50 -19,16 200963 99283 78106 -21177 -122857

Алтайский край 54,69 37,2 35,95 -1,25 -18,74 666941 384429 273105 -111324 -393836

* Ранжировано по доле голосов, отданных за «Единую Россию» в 2016 г. ** Данные за 2016 г. - предварительные (на 15.10.2016).

я

о К о н

Н

8 О К Я о а> а>

0 й т

Е

1

О

н м о м

51

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

й 03

43 о н м а> Я Я о Ее

о о

м

03

Я

О

ь

5

1=

Я

43

а>

со

Й й а> Я

н ©

Переход на смешанную систему выборов в парламент более удобен «Единой России», потому что по партийным спискам она уже не способна выиграть выборы и получить большинство. В общей сложности все эти партии могут собрать 10-12%, которые перейдут к «Единой России». По одномандатным округам они могут получить вообще 100%14.

При медведевской модели партия власти, набрав 30%, могла получить максимум 150 депутатов. При новой модели, даже если они получат 30% от 225 мест, это будет 70 депутатов. Но по одномандатным округам, используя административный ресурс, они смогут провести представителей партии власти и «Общероссийского народного фронта», забрав максимальное количество округов. По этой схеме они смогут иметь не простое, а конституционное большинство15.

Конституционное большинство «Единой России» в парламенте обусловлено несколькими факторами. Прежде всего, такими как:

■ возвращение смешанной системы выборов16, что вполне ожидаемо17 позволило партии власти набрать абсолютное большинство голосов по одномандатным округам (таблица);

■ создание условий, способствующих снижению явки избирателей (в частности, перенос даты единого дня голосования с декабря на сентябрь);

■ поправки к ФЗ «О политических партиях»18, приведшие к появлению «заведомо непроходных» политических сил, которые отобрали часть голосов у оппозиционных парламентских партий;

■ грамотно выстроенная пиар-кампания, обращающая внимание избирателей на то, что «Единая Россия» —

партия Президента (хотя на самом деле «партия, называющая себя «партией президента», собрала лишь одну четверть тех, кто уважает В.В. Путина, несмотря на огромную пропагандистскую кампанию»19).

14 Соловьев В. (секретарь ЦК КПРФ, депутат ГД РФ; источник: Дума по новым правилам // Газета.га от 01.03.2013. — https://www.gazeta.ru/politics/2013/03/01_a_4993629.shtml).

15 Нилов Я. (заместитель руководителя фракции ЛДПР в Государственной Думе; источник тот же).

16 Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. №20 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.rU/hotlaw/federal/526816/#ixzz4Lq0DppDP

17 Мнение экспертов (источник: Дума по новым правилам // Газета.ги от 01.03.2013. — https://www.gazeta.ru/ politics/2013/03/01_a_4993629.shtml):

1. Любарев А. (эксперт Комитета гражданских инициатив): «При нынешнем уровне поддержки «Единая Россия» может получить гораздо больше мандатов за счет одномандатных округов, нежели она получает по партийным спискам. Цель этого законопроекта была в том, чтобы Госдума не изменилась и большинство осталось за единороссами».

2. Голосов Г. (профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге): «Медведевский законопроект практически ничего не менял в существующей системе. А Владимир Владимирович, очевидно, рассудил, что изменения назрели, почему он так рассудил, понятно: потому что «Единая Россия» перестала выигрывать выборы по пропорциональной системе. Старая избирательная система возвращается для того, чтобы законсервировать ситуацию с политической монополией «Единой России» на уровне Госдумы».

18 Федеральный закон от 2 апреля 2012 г. № 28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях»» / https://rg.ru/2012/04/04/partii-dok.html

19 Стариков Н.: «Рейтинг доверия Путина — 84% зз всего населения страны. Из этих 84% чуть более половины пришло на выборы в сентябре 2016 г. (явка 47,9%), и из пришедших лишь половина отдала свой голос ЕР» (источник: Стариков Н. Итоги избирательной кампании 2016 года // блог Н.В. Старикова от 19.09.2016. — Режим доступа: Ы^:// nstarikov.ru/blog/70943

Официальные результаты выборов в Государственную Думу VII созыва*

Партии, вошедшие в Государственную Думу по итогам голосования 18 сентября 2016 г. Количество мандатов, полученных по спискам Количество мандатов, полученных по одномандатным округам Общее количество мандатов

Единая Россия 140 203 343

КПРФ 35 7 42

ЛДПР 34 5 39

Справедливая Россия 16 7 23

Общее количество мандатов: 225 225 450

* Еще 3 мандата в Государственной Думе VII созыва получили председатель партии «Родина» А. Журавлев, руководитель федерального политкомитета «Гражданской платформы» Р. Шайхутдинов и самовыдвиженец В. Резник, входивший в шестом созыве Думы во фракцию «Единой России». Источник: ЦИК обнародовал окончательные итоги выборов в Госдуму [Электронный ресурс] // РБК, 23.09.2016. -Режим доступа: http://www.rbc.ru/politics/23/09/2016/57e458999a7947b5f68a8268

Является ли укрепление позиций «Единой России» результатом повышения доверия населения партии власти и лично Президенту РФ или это в большей степени результат действия вышеперечисленных причин — ключевой вопрос, от которого будут зависеть взаимоотношения между обществом и властью в ближайшем будущем. Пока что однозначно можно утверждать, что победа действующей власти на выборах 18 сентября 2016 г. — это «кредит доверия», выданный российским обществом Президенту РФ. При этом данный «кредит доверия» не означает, что людей устраивает существующее положение вещей в динамике уровня и качества жизни, социальном неравенстве, социальной справедливости; это не значит, что люди проголосовали за «стабильность» сложившейся ситуации.

Напротив, итоги выборов означают то, что Президенту дается карт-бланш, чтобы проявить себя в реальных действиях, соответствующих национальным интересам и его стратегической линии, намеченной еще в 1999 году21 и продолженной в последующих выступлениях — в мюнхенской речи (2007) и на валдайском форуме (2013), в Послании к Федеральному Собранию (2014), в Стратегии национальной безопасности (2015).

Успех на выборах, мы с вами это хорошо знаем, это всегда новый вызов, новый рубеж, потому что перед выборами и с выборами люди связывают свои ожидания, а эти ожидания нужно оправдывать, нужно отрабатывать, потому что парламент избирается как раз для того, чтобы решать вопросы страны, вопросы которые избиратели ставят перед различными органами власти, в том числе и перед высшим законодательным органом власти страны20.

20 Стенограмма выступления В. Путина на встрече с лидерами партий, прошедших по итогам выборов в Госдуму // Официальный сайт Президента РФ. — Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/52957

21 Более подробно стратегические цели и задачи развития России на ближайшие десятилетия изложены в программной статье В. Путина «Россия на рубеже тысячелетий», опубликованной в «Российской газете» от 30.12.1999 г.

«Во власти есть люди, которые не обольщаются результатами «Единой России», они понимают, что те люди, которые не пришли голосовать, — это очень серьезный сигнал. Потому что пассивность очень легко может смениться на другой политический знак. Тем более что раздражение в обществе нарастает. Поэтому возникает идея, что надо что-то изменить»22. В связи с этим в самой партии власти уже появилось много новых лиц; Президент осуществил ряд кадровых перестановок, назначив новых людей на ключевые посты в системе управления; как отмечают многие авторитетные эксперты, дело идет к комплексной перезагрузке политической системы. Не исключен вариант того, что государственное управление в стране движется по пути создания двух- или даже однопартийной системы23.

Однако, какими бы ни были кадровые перестановки во власти, следует помнить, что они не должны быть самоцелью. Если они не будут сопровождаться удовлетворением потребности людей в социальной справедливости, то это станет всего лишь очередным проявлением имитации, о которой уже

неоднократно говорили ученые и с которой российское общество уже сталкивалось в своей новейшей истории.

Кроме того, у многих экспертов возникают большие сомнения по поводу того, что действующая власть способна изменить тренд экономической ситуации, — то ли от элементарного непонимания законов современной экономики, то ли от нежелания их понимать в силу личной заинтересованности в существующем на сегодняшний день положении вещей25.

Еще одна важная проблема, которую действующей власти придется решать: события «крымской весны» сдвинули в российском обществе мощный пласт духовных потребностей, которые «лежат в основе русского цивилизационного проекта»,

Имитация становится плодом деятельности (сознательной или неосознанной) когда создаются искусственные условия процессов и явлений», предназначенных для достижения специфических (корыстных), мнимо общественно значимых, групповых и корпоративных целей... она процветает в тех условиях, когда нет устойчивой обратной связи с народом, когда не считаются с его мнением, не советуются с ним, а предлагают ему руководствоваться решением функционеров, которые стоят у власти24.

22 Интервью проф. МГИМО В. Соловья радио «Комсомольская правда». Эфир от 30.09.2016 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kp.ru/radio/guest/823390/

23 «Совершенно очевидно, что сейчас в России формируется система с так называемой доминирующей партией. Это партия «Единая Россия», которая будет пользоваться не просто монопольным правом в политике, но и она уже готова к тому, чтобы объявить себя авангардом общества. Как авангардом была Коммунистическая партия Советского Союза...» (источник тот же).

24 Тощенко Ж.Т. Новые лики деятельности: имитация // Социологические исследования. — 2012. — № 12. — С. 23.

25 «В экономическом блоке правительства и Банка России никогда не признают свои ошибки. Ведь цена их огромна — только за последние два года из-за того, что ЦБ вслед за прекращением внешних источников кредита из-за западных санкций сократил и внутренний кредит, недопроизводство ВВП составило около 10 трлн. рублей, а падение инвестиций — более двух триллионов. Вдвое обесценились рублёвые доходы и сбережения граждан и предприятий» (мнение С.Ю. Глазьева о статье Д.А. Медведева «Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики», опубликованной в журнале «Вопросы экономики» № 10 за 2016 г. (источник: Глазьев С.Ю. Чего не хочет знать премьер? // Газета «Завтра» от 29.09.2016 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zavtra.ru/blogs/chego_ne_hochet_znat_ prem_er)

хотя и находились в «спящем, латентном состоянии»26. Сегодня этот эффект носит затухающий характер, он уступает место социально-экономическим проблемам, но совершенно очевидно, что потребность в новой идеологической парадигме развития уже не сможет остаться без ответа со стороны государства.

Этого требует и положение России на международной арене, поскольку ни один из центров многополярного мира не может существовать без идеологического стержня, по силе аналогичного американскому «обществу потребления». При этом ни социализм, ни капитализм в российском обществе доминировать уже не будут, поскольку опыт и того и другого был пережит. «При социалистическом строе мы уже жили и хорошо помним его достоинства и ограниченность... Реставрация чего бы то ни было (особенно в политической сфере) редко открывает новые горизонты»27. Поэтому требуется совершенно новое содержание идеологии, основанное на глубинном, ментальном, объединяющем большинство социальных слоев российского общества, чувстве — социальной справедливости и высокой моральной нравственности.

Таким образом, «тактическое достижение не устраняет стратегической неопределённости»28. Победа действующей власти на выборах в Государственную Думу возлагает на нее ответственность за решение двух

26 Горшков М.К. «Русская мечта»: опыт социологического измерения // Социологические исследования. - 2012. - № 12. - С. 10.

27 Савельев Д. Зачем идти назад в социализм? // Литературная газета. — 2016. — № 36 (6566). -14 сент.

28 Коньков Н., Нагорный А. Но пораженья от

победы... [Эл. рес.] // Газета «Завтра». - 2016. - 22 сент. -Реж. дост.: http://zavtra.ru/blogs/no_porazhen_ya_ot_ pobedi

сложнейших вопросов — вывод экономики из состояния «вялотекущей депрессии» и формирование новой идеологической парадигмы духовно-нравственного развития. После того как «Единая Россия» получила конституционное большинство в парламенте, во всей властной вертикали (Президент, Правительство, Государственная Дума, губернаторы), у правящей элиты нет более-менее весомой оппозиции, которая могла бы стать препятствием для принятия тех управленческих решений, которые элита считает необходимыми. Единственное препятствие находится внутри нее самой — это уже долгие годы существующее противостояние между «государственниками» и либералами, отстаивающими свои личные интересы и интересы «коллективного Запада». Первая группа аккумулирует «достаточно сильные позиции прозападной „агентуры влияния", тех компрадорских сил, чьи интересы и активы находятся в сфере влияния „коллективного Запада" и которым любой ценой, „хоть тушкой, хоть чучелом", нужны от Запада гарантии неприкосновенности этих интересов и активов». Вторая группа «готова добиваться таких гарантий „с позиции силы", используя военно-политический потенциал России»29.

Решающую роль в этом противостоянии будет играть глава государства — его политическая воля и талант стратегического планирования. Возможно, именно это станет ключевым фактором, который повлияет на выбор россиян в марте 2018 г., во время выборов Президента РФ.

29 Гордеев А. Спор Путина и Кудрина [Электронный ресурс] // Там же. — 2 июня. — Режим доступа: http:// zavtra.ru/content/view/nagornyij-2/

Литература

1. Горшков, М.К. «Русская мечта»: опыт социологического измерения [Текст] / М.К. Горшков // Социологические исследования. — 2012. — № 12. — С. 3-11.

2. Двадцать лет реформ глазами россиян (опыт многолетних социологических замеров) : Аналитический доклад Института социологии РАН в сотрудничестве с Представительством Фонда имени Фридриха Эберта в Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/ Doklad/20_years_reform.pdf

3. Осипов, Г.В. Не упустить представившийся шанс! [Текст] / Г.В. Осипов // Социология и экономика современной социальной реальности. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2013 году. - М.: ИСПИ РАН, 2014. - С. 6-18.

4. Путин, В.В. Россия на рубеже тысячелетий [Текст] / В.В. Путин // Российская газета. — 1999. -

30 декабря.

5. Стенограмма встречи Президента РФ с лидерами партий, прошедших по итогам выборов в Госдуму // Официальный сайт Президента РФ. — Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/52957

6. Стенограмма выступления В.В. Путина на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» 19 сентября 2013 г. // Официальный сайт Президента РФ [Эл. рес.]. — Режим доступа: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/19243

7. Стенограмма совещания Президента РФ В.В. Путина с членами Правительства РФ 19 сентября 2016 г. // Официальный сайт Президента РФ [Эл. ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/52913

8. Тощенко, Ж.Т. Новые лики деятельности: имитация [Текст] / Ж.Т. Тощенко // Социологические исследования. — 2012. — № 12. — С. 12-23.

9. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Российская газета. — 2015. —

31 дек. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html

10. Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // ГАРАНТ.РУ. — Режим доступа http://www.garant. ru/hotlaw/federal/526816/#ixzz4Lq0DppDP

11. Федеральный закон от 2 апреля 2012 г. № 28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях»». — Режим доступа: https://rg.ru/2012/04/04/partii-dok.html

12. Ferris-Rotman M. Putin's Party Shores Up Power in Parliamentary Elections Amid Weak Turnout // The Wall Street Journal 18.09.2016 // http://www.wsj.com/articles/russians-head-to-polls-to-vote-for-new-parliament-1474184676

13. Russian election unlikely to loosen Putin's grip on power // The Guardian 18.09.2016 // https://www.theguardian. com/world/2016/sep/18/russia-votes-in-election-unlikely-to-loosen-putins-grip-on-power

14. Schmidt F. Keine oppositionelle Partei schafft es in die Duma / Frankfurter Allgemeine Zeitung 18.09.2016 // http://www.faz.net/aktuell/politik/ausland/europa/in-russland-schafft-es-keine-oppositionelle-partei-ins-parlament-14442041.html

Сведения об авторе

Владимир Александрович Ильин — доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель

науки РФ, научный руководитель, Институт социально-экономического развития территорий

Российской академии наук (160014, Россия, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а, ilin@vscc.ac.ru)

Ilyin V.A.

Russian President Got a Constitutional Majority in the State Duma of the Seventh Convocation

References

1. Gorshkov M.K. "Russkaya mechta": opyt sotsiologicheskogo izmereniya ["Russian dream": an experience of sociological assessment]. Sotsiologicheskieissledovaniya [Sociological Studies], 2012, no. 12, pp. 3-11. (In Russian).

2. Dvadtsat' let reform glazami rossiyan (opyt mnogoletnikh sotsiologicheskikh zamerov): Analiticheskii doklad Instituta sotsiologii RANv sotrudnichestve s Predstavitel'stvom Fonda imeni Fridrikha Eberta v Rossiiskoi Federatsii [Twenty years of reforms in the eyes of Russians (an experience of sociological measurements): Analytical report of RAS Institute of Sociology in cooperation with the representative office of the Friedrich Ebert Foundation in the Russian Federation]. Available at: http://www.isras.ru/files/File/Doklad/20_years_reform.pdf (In Russian).

3. Osipov G.V. Ne upustit' predstavivshiisya shans! [Do not miss this chance!]. Sotsiologiya iekonomika sovremennoi sotsial'noireal'nosti. Sotsial'naya isotsial'no-politicheskaya situatsiya vRossii v 2013godu [Sociology and economics of contemporary social reality. Social and socio-political situation in Russia in 2013]. Moscow: ISPI RAN, 2014. Pp. 6-18. (In Russian).

4. Putin V.V. Rossiya na rubezhe tysyacheletii [Russia at the turn of the millennium]. Rossiiskayagazeta [Russian Newspaper], 1999, December 30. (In Russian).

5. Stenogramma vstrechi Prezidenta RF s liderami partii, proshedshikh po itogam vyborov v Gosdumu [Transcript of the meeting of Russian President with leaders of the parties, held after the State Duma election]. Ofitsial'nyi sait Prezidenta RF [Official website of Russian President]. Available at: http://kremlin.ru/events/president/ news/52957 (In Russian).

6. Stenogramma vystupleniya V.V. Putina na zasedanii mezhdunarodnogo diskussionnogo kluba "Valdai" 19 sentyabrya 2013 g. [Transcript of Vladimir Putin's speech at the meeting of Valdai International Discussion Club, September 19, 2013]. Ofitsial'nyi sait Prezidenta RF[Official website of Russian President]. Available at: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/19243 (In Russian).

7. Stenogramma soveshchaniya Prezidenta RF V.V. Putina s chlenami Pravitel'stva RF 19 sentyabrya 2016 g. [Transcript of the meeting of President of the Russian Federation Vladimir Putin with members of the Russian Government on September 19, 2016]. Ofitsial'nyi sait Prezidenta RF [Official website of Russian President]. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/52913 (In Russian).

8. Toshchenko Zh.T. Novye liki deyatel'nosti: imitatsiya [New faces of activity: imitation]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies], 2012, no. 12, pp. 12-23. (In Russian).

9. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 31 dekabrya 2015 goda №683 "O Strategii natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii" [Decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 No. 683 "On the National Security Strategy of the Russian Federation"]. Rossiiskaya gazeta [Russian Newspaper], 2015, December 31. Available at: http://www.rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html (In Russian).

10. Federal'nyi zakon ot 22 fevralya 2014 g. №20 "O vyborakh deputatov Gosudarstvennoi Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossiiskoi Federatsii" [Federal Law of February 22, 2014 No. 20 "On the election of deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation"]. GARANT.RU [Garant.ru]. Available at http:// www.garant.ru/hotlaw/federal/526816/#ixzz4Lq0DppDP (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Federal'nyi zakon ot 2 aprelya 2012 g. № 28-FZ «O vnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon "O politicheskikh partiyakh"» [Federal Law of April 2, 2012 No. 28-FZ "On amendments to Federal Law "On political parties"]. Available at: https://rg.ru/2012/04/04/partii-dok.html (In Russian).

12. Ferris-Rotman M. Putin's party shores up power in parliamentary elections amid weak turnout. The Wall Street Journal 18.09.2016. Available at: http://www.wsj.com/articles/russians-head-to-polls-to-vote-for-new-parliament-1474184676

13. Russian election unlikely to loosen Putin's grip on power. The Guardian 18.09.2016. Available at: https://www. theguardian.com/world/2016/sep/18/russia-votes-in-election-unlikely-to-loosen-putins-grip-on-power

14. Schmidt F. Keine oppositionelle Partei schafft es in die Duma. Frankfurter Allgemeine Zeitung 18.09.2016. Available at: http://www.faz.net/aktuell/politik/ausland/europa/in-russland-schafft-es-keine-oppositionelle-partei-ins-parlament-14442041.html

Information about the Author

Vladimir Aleksandrovich Ilyin — Doctor of Economics, Professor, Honored Scientist of the Russian

Federation, Scientific Director, Institute of Socio-Economic Development of Territories of Russian

Academy of Science (56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation, ilin@vscc.ac.ru)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.