Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ'

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
143
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО / ИМУЩЕСТВО / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИВАТИЗАЦИЯ / MUNICIPAL PROPERTY / PROPERTY / LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES / PRIVATIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пашиева Марина Владиславовна

Органы местного самоуправления наделены возможностью владеть, распоряжаться и управлять муниципальным имуществом. Управление в этом контексте надо рассматривать как одну из функций, которой обладают органы местного самоуправления. Рассматривая в статье конституционно-правовые особенности полномочий органов местного самоуправления на основании ч. 1 ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2], приведены виды собственности муниципальных образований. Особенностью полномочий органов местного самоуправления является то, что они вправе отдавать муниципальное имущество в пользование физическим и юридическим лицам, органам власти РФ, органам местного самоуправления других муниципальных образований на временное или постоянное пользование, в том числе, производить сделки иного характера согласно ФЗ. В связи с этим, автором приведены некоторые моменты относительно приватизации муниципального имущества и особенностей полномочий органов местного самоуправления в сфере управления муниципальным имуществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL FEATURES OF THE POWERS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES IN THE FIELD OF MUNICIPAL PROPERTY MANAGEMENT, MUNICIPALITY

Local self-government bodies are empowered to own, manage and manage municipal property. Management in this context should be considered as one of the functions that local self-government bodies have. Considering in the article the constitutional and legal features of the powers of local self-government bodies on the basis of part 1 of article 50 of the Federal law «On General principles of local self-government organization in the Russian Federation» [2], the types of ownership of municipalities are given. A feature of the powers of local authorities is that they are entitled to pay municipal property for use to natural and legal persons, authorities of the Russian Federation, local governments of other municipalities for temporary or permanent use, including to make transactions of a different nature according to the law. In this regard, the author provides some points regarding the privatization of municipal property and the features of the authorities' powers.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ»

УДК 340

DOI 10.23672/e5763-1998-0453-o

Пашиева Марина Владиславовна

начальник правового отдела, Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края manikina@rambler.ru

Marina V. Pashieva

Head of the Legal Department, Ministry of Regulation

Contract System in the Field of Procurement of the Perm region manikina@rambler.ru

Конституционно-правовые

особенности полномочий органов местного самоуправления в сфере управления муниципальным имуществом

Constitutional

and legal features of the powers of local self-government bodies in the field of municipal property management, municipality

Аннотация. Органы местного самоуправления наделены возможностью владеть, распоряжаться и управлять муниципальным имуществом. Управление в этом контексте надо рассматривать как одну из функций, которой обладают органы местного самоуправления. Рассматривая в статье конституционно-правовые особенности полномочий органов местного самоуправления на основании ч. 1 ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2], приведены виды собственности муниципальных образований. Особенностью полномочий органов местного самоуправления является то, что они вправе отдавать муниципальное имущество в пользование физическим и юридическим лицам, органам власти РФ, органам местного самоуправления других муниципальных образований на временное или постоянное пользование, в том числе, производить сделки иного характера согласно ФЗ. В связи с этим, автором приведены некоторые моменты относительно приватизации муниципального имущества и особенностей полномочий органов местного самоуправления в сфере управления муниципальным имуществом.

Ключевые слова: муниципальное имущество, имущество, органы местного самоуправления, муниципальное образование, приватизация.

Annotation. Local self-government bodies are empowered to own, manage and manage municipal property. Management in this context should be considered as one of the functions that local self-government bodies have. Considering in the article the constitutional and legal features of the powers of local self-government bodies on the basis of part 1 of article 50 of the Federal law «On General principles of local self-government organization in the Russian Federation» [2], the types of ownership of municipalities are given. A feature of the powers of local authorities is that they are entitled to pay municipal property for use to natural and legal persons, authorities of the Russian Federation, local governments of other municipalities for temporary or permanent use, including to make transactions of a different nature according to the law. In this regard, the author provides some points regarding the privatization of municipal property and the features of the authorities' powers.

Keywords: municipal property, property, local self-government bodies, privatization.

Норма, по которой органы местного самоуправления получают права собственника относительно муниципального имущества, закреплена в ст. 125 ГК РФ и п. 1 ст. 29 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Согласно ГК РФ, органы местного самоуправления, являясь юридическими лицами, действуют от своего имени по осуществлению определенных обязанностей и прав. Должностные лица и, в целом, органы местного самоуправления обладают полномочиями, которые дают им возможность решать какое муниципальное имущество должно быть приобретено и порядок его отчуждения. В том числе, в их обязанности

входит ведение учета имеющегося муниципального имущества, хранение документов, которые подтверждают право муниципального имущества создавать, реорганизовывать, а также, закрывать унитарные предприятия муниципального характера. В полномочия органов местного самоуправления входит периодический контроль за тем, на сколько эффективно использовано муниципальное имущество и его сохранность. Исключительной компетенцией органов местного самоуправления можно назвать определения порядка распоряжения и управления муниципального имущества. К примеру, органом местного самоуправления определяется механизм приватизации и

реализации муниципального имущества, доходы от такого процесса полностью должны поступить в местный бюджет. Любое муниципальное образование имеет в собственности какой-то набор имущества (движимого и недвижимого). Само понятие «имущество», рассматриваясь с позиции ГК РФ, означает всю совокупность принадлежащих вещей, имущественных прав и обязанностей, которые принадлежат субъекту гражданского права [1].

Статья 1 ФЗ от 06.10.2003 № 131 говорит нам о том, что органами местного самоуправления являются органы, которые наделены полномочиями по решению вопросов местного значения, избираемые либо населением, либо (и) образованными представительным органом МО. Обратившись к конституционно-правовым особенностям полномочий органов местного самоуправления на основании ч. 1 ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2], мы видим, что собственностью муниципальных образований может быть:

- имущество, которое было передано органам местного самоуправления, с целью осуществления каких-то государственных функций;

- имущество, которое служит для реализации деятельности органов местного самоуправления, а также должностных лиц органов местного самоуправления, работников и служащих муниципальных учреждений и предприятий.

- имущество, целью которого является решение разных вопросов местного значения (имущество поселений, районов, ГО).

В обозначенном выше законе [1] в ч. 2-4 описаны объекты, входящие в перечень муниципального имущества, органы местного самоуправления наделяются возможностью владеть, распоряжаться и управлять муниципальным имуществом. Управление в этом контексте надо рассматривать как одну из функций, которой обладают органы местного самоуправления. По этому поводу А.И. Радченко говорил о том, что функцию управления можно рассматривать как вид деятельности, помогающий органам местного самоуправления воздействовать на объект управления [3]. Управление муниципальным хозяйством может менять свой характер в зависимости от видов и цели назначения этого имущества. Ведущую роль в процессе управления обозначенного имущества имеет местная администрация, выступая в роли исполнительного и распорядительного органа МО, другие органы МО также могут принимать участие в этом процессе на основании своих полномочий, не превышая их. Муниципальное управление является важным видом деятельности, которое служит в интересах конкретного населения и обеспечивает жизнедеятельность МО.

Органы местного самоуправления имеют право на основании Указа Президента РФ от 22.12.1993 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» подготавливать и утверждать список имущества, которое составляет

муниципальную собственность, это право закреплено в приложении 3 постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Одной из особенностей полномочий органов местного самоуправления является то, что они могут муниципальное имущество отдавать в пользование физическим и юридическим лицам, органам власти РФ, органам местного самоуправления на временное или постоянное использование, а также производить сделки согласно ФЗ иного характера. Определение порядка и необходимых условий для приватизации муниципального имущества происходит на основании правовых актов органов местного самоуправления, которые издаются только в соответствии с ФЗ. В данный момент времени возможность и условия для приватизации муниципального хозяйства расписаны в ФЗ от 21.12.2001 № 178 «О приватизации государственного и муниципального имущества». Основные положения программы приватизации расписаны в Указе Президента от 21.05.1999, данные положения могут быть применены при приватизации муниципального имущества при условии, что населением этих МО или органами местного самоуправления не определен иной порядок и условия приватизации муниципального имущества. Орган местного самоуправления представляет и утверждает план по приватизации муниципального имущества, при составлении данного плана важно, в первую очередь, ориентироваться на цели приватизации. Способы приватизации муниципального имущества:

- выкуп из аренды муниципального имущества;

- создание в процессе приватизации акций ОАО и продажа их работникам данной организации;

- отчуждение принадлежащих МО акций ОАО созданных в процессе приватизации в пользу владельцев муниципальных ценных бумаг, которые показывают наличия права по приобретению данных акций;

- реорганизация унитарных предприятий, находящихся в муниципальной собственности в ОАО (все акции также находятся в собственности МО);

-муниципальное имущество может служить вкладом в уставной капитал хозяйственного общества;

- проведение аукциона по продаже муниципального имущества, равно как и продажа акций ОАО, созданных в ходе приватизации;

- продажа заявленного имущества с социальными и инвестиционными условиями.

От приватизации защищены все типы муниципальных образовательных учреждений, согласно ФЗ от 16.05.1995 «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных

учреждений и моратории на их приватизацию», ликвидация таких учреждений, учредителем которых является орган местного самоуправления, становится возможной, только если на это даст согласие представительный орган местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления самостоятельно решают, какой порядок управления муниципальным имуществом будет принят, в том числе, устанавливают обязательные правила касаемо вопросов управления обозначенного имущества, например:

- правила использования зданий, которые предназначаются для решения нужд населения;

- правила регулирования сдачи в аренду муниципального имущества, в частности жилья;

- правила продажи муниципального имущества (жилья) гражданам и организациям.

Орган местного самоуправления (ОМС), являясь представителем МО, должен максимально эффективно использовать свои права в качестве собственника муниципального имущества. Это становится особенно актуальным в условиях, когда МО, к которым относится данный орган местного самоуправления, является дотационным, в этом случае эффективность управления муниципальным имуществом будет являться важным

Литература:

1. Гражданский кодекс РФ (часть первая) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 09.11.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». ЫЯЬ : http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_44571/41cc8390f274c9f8504 c13251ffa7756f3503ed5

3. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход : учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Март; Ро-стов-н/Д. : Издательский центр «МарТ», 2007. С. 109.

критерием финансового благополучия МО. ОМС имеет право создавать организации, учреждения и предприятия в процессе хозяйственной деятельности в соответствии с законом, а также, решать вопросы по переоборудованию или закрытию этих учреждений.

Обратимся к ГК РФ, здесь в ст. 215 видим, что часть муниципального имущества закрепляется за муниципальным предприятием на хоть и самостоятельных, но отчасти ограниченных правах по части управления и ведения хозяйственной деятельности. Другая часть этого имущества, которая не была распределена, входит в казну МО, на территории которого она находится. Муниципальные учреждения согласно ГК РФ, выступая от имени органов местного самоуправления, исходя из целей своей деятельности, осуществляют владение, пользование и распоряжение муниципальным хозяйством. В свою очередь, ОМС, осуществляя права собственника от имени МО, имеют право изымать лишнее, используемое не по назначению муниципальное имущество или неиспользуемое имущество по своему усмотрению.

Осуществляя управление муниципальным имуществом, ОМС, действуя в интересах населения МО, могут, не нарушая закон, вести внешнеэкономическую деятельность.

Literature:

1. Civil code of the Russian Federation (part one) // Sz RF. 1994. № 32. Art. 3301.

2. Federal law of 06.10.2003 № 131-FZ (ed. of 09.11.2020) «On General principles of organization of local self-government in the Russian Federation». URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_44571/41cc8390f274c9f8504c13251ffa7756f3 503ed5

3. Radchenko A.I. Fundamentals of state and municipal management: a systematic approach : textbook. 3rd ed., reprint. and add. M. : March; Rostov-on/D. : Publishing center «March», 2007. P. 109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.