5.5. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ
Манукян Алинэ Романовна, кандидат юридических наук, доцент, полковник полиции заместитель начальника кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин
Место работы: Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
Аннотация: в любой сфере общественных отношений, основополагающее значение имеют нормы Конституции РФ. Не является исключением и деятельность субъектов общегосударственной системы противодействия терроризму. Несмотря на отсутствие в Основном законе упоминания о терроризме, конституционно-правовые нормы оказывают прямое и опосредованное влияние на антитеррористическую политику российского государства.
Поскольку субъектный состав противодействия терроризму весьма обширен, в основу их деятельности положен конституционный принцип разделения полномочий. Содержание и объем соответствующих полномочий определяется федеральным законодателем на основании и в соответствии с Конституцией РФ.
Ключевые слова: терроризм, противодействие терроризму, Конституция, органы государственной власти, основы конституционного строя, угроза национальной безопасности
CONSTITUTIONAL AND LEGAL BASES OF COUNTERACTION TO TERRORISM
Manykian Aline R., PhD in Law, associate professor, deputy chief of department of the state and civil disciplines
Place of employment: North Caucasian Institute of Professional Development (branch) of the Krasnodar University Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
Abstract: in any sphere of the public relations, standards of the Constitution of the Russian Federation have fundamental value. Also activity of subjects of nation-wide system of counteraction to terrorism isn't an exception. Despite the absence of in the Fundamental law of a mention of terrorism, constitutional precepts of law exert the direct and mediated impact on antiterrorist policy of the Russian state.
As the subject composition of counteraction to terrorism is very extensive, the basis of their activities is the constitutional principle of separation of powers. The content and scope of the relevant powers is determined by the federal legislator on the basis and in accordance with the Constitution of the Russian Federation.
Keywords: terrorism, counteraction to terrorism, Constitution, public authorities, bases of the constitutional system, threat of national security.
На протяжении последних десятилетий терроризм остается основной социально-политической проблемой мирового уровня, представляющей серьезную угрозу национальной и международной безопасности, решение которой следует признать приоритетной задачей современного государства.
Терроризм оказывает существенное влияние на конституционные основы общества и государства, действия террористов подрывают авторитет государственной власти, угрожают территориальной целостности и безопасности государства, негативно отражаются на реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина. Как отмечают В. В. Собольни-ков и В. Д. Путятин, «являясь сущностной составляющей глобальных процессов, терроризм превратился не только в значительный фактор нагнетания страха, но и средство социально-психологической регуляции и воздействия через массы на субъекты политики» [6, с. 41].
В Конституции РФ прямое упоминание о терроризме и террористической деятельности отсутствует, тем не менее, расширительное толкование норм Основного закона и иных нормативно-правовых актов обнаруживает заложенные в них конституционные основы противодействия терроризму. Так, например, подп. «е» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ закрепляет положение, согласно которому Правительство РФ осуществляет меры по борьбе с пре-
ступностью, а, следовательно, и по борьбе с терроризмом, поскольку последний отнесен к преступлениям против общественной безопасности (гл. 24 УК РФ).
Конституция РФ содержит императивное правило, согласно которому общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В этой связи деятельность по противодействию терроризму в Российской Федерации основывается на положениях международных договоров, которые были ратифицированы российским государством. Среди таких актов можно назвать Международные конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма, с финансированием терроризма, о борьбе с бомбовым терроризмом, Конвенцию Шанхайской организации сотрудничества против терроризма и т.д.
В ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» [1] противодействие терроризму определяется как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц. Деятельность указанных субъектов должна быть направлена на обеспечение безопасности граждан, общества и государства, а так же незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета государства от террористической угрозы.
Манукян А. Р.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ
Как справедливо отмечает Е. В. Троицкая, большинство полномочий в сфере противодействия терроризму принадлежит преимущественно федеральным органам государственной власти [7, с. 223], при этом компетенция органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере достаточно невелика, что обусловлено большой социальной опасностью экстремизма и объективной сложностью для муниципальных органов власти противостоять такой деятельности. В этой связи участие органов местного самоуправления, как правило, ограничивается предупреждением террористических проявлений и минимизацией и (или) ликвидацией их последствий.
Поскольку субъектный состав противодействия терроризму весьма обширен, в основу их деятельности положен конституционный принцип разделения полномочий. Содержание и объем соответствующих полномочий определяется федеральным законодателем на основании и в соответствии с Конституцией РФ. Координацию деятельности указанных субъектов по противодействию терроризму осуществляют Национальный антитеррористический комитет.
Все субъекты противодействия терроризму обязаны соблюдать общие принципы:
- «принцип соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
- законности; гласности; приоритетности обеспечения безопасности Российской Федерации;
- приоритетности упреждающих мер по отношению к террористической деятельности;
- сотрудничества государственных органов с общественными организациями;
- неотвратимости наказания за осуществление террористической деятельности» [5, с. 233].
Деятельность по противодействию терроризму включает в себя три направления: профилактику терроризма, борьбу с терроризмом и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма. Профилактика терроризма представляется первоочередной задачей, поскольку государству важно добиваться устранения причин, продуцирующих различного рода противоречия и конфликты.
Закрепляя права и свободы, суверенитет, территориальную целостность, достойное качество и уровень жизни граждан в качестве основ конституционного строя, Конституция РФ гарантирует их незыблемость, стабильность и необходимость защиты. В юридической литературе под основами конституционного строя понимается способ организации государственной власти и процесс государственного властвования, позволяющий соблюдать права и свободы человека и гражданина [4, с. 125].
Конституционный строй учреждает основополагающие начала организации общества и государства, а прямая или косвенная возможность нанесения ущерба его основам, согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [3], является угрозой национальной безопасности.
Основным источником угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности выступает деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и обще-
ственных деятелей). В этой связи в ст. 13 Конституции РФ содержится запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства; создание вооруженных формирований; разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. А в соответствии с ч. 2 ст. 29 Конституции РФ не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.
Конституционные основы противодействия терроризму получили свое развитие и в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации [2], в соответствии с которой общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
Общегосударственная система противодействия терроризму включает целый комплекс мер социально-политического, информационного, военно-силового и организационного характера. Эффективность этого комплекса мер оценивается величиной предотвращенного возможного ущерба от теракта при наименьших затратах экономических ресурсов, выделяемых обществом на это предотвращение.
Таким образом, к основным объектам противодействия терроризму относятся:
- личность - ее права и свободы;
- общество - его материальные и духовные ценности;
- государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации на государственном уровне проводится активная политика противодействия терроризму, реализуются меры по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму. При этом меры, принимаемые в рамках противодействия и борьбы с терроризмом, должны соответствовать конституционным нормам.
Таким образом, конституционные нормы оказывают прямое и опосредованное влияние на антитеррористическую политику российского государства, что способствует повышению эффективности мер противодействия терроризму, а, следовательно, являются первостепенными в вопросах обеспечения безопасности российского государства. Основы конституционного строя представляют целостный правовой фундамент для осуществления деятельности по противодействию терроризму. В целом следует признать, что существующая правовая база противодействия терроризму достаточна для эффективной борьбы с данным негативным социально-политическим явлением [8]. Однако в целях устранения негативного влияния террористических актов государству нельзя останавливаться на достигнутом и необходимо продолжать совершенствовать деятельность по профилактике терроризма, борьбе с терроризмом и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 86,93%.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 06.03.2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (ред. от 06.07.2016) // СЗ РФ. 2006. №11. Ст. 1146; 2016. №28. Ст. 4558.
2. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009) // Российская газета. 2009. 20 октября. №198.
3. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. №1 (ч. 2). Ст. 212.
4. Гошуляк В. В. Правовые принципы закрепления основ конституционного строя России в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации // Lex russica. 2017. №1.
5. Машекуашева М. Х., Кочесокова З. Х. Эффективное противодействие экстремизму и терроризму как фактор национальной безопасности России // Научные исследования: от теории к практике. 2016. №2-2 (8).
6. Манукян А. Р. «Некоторые аспекты идеологической составляющей террористической и экстремистской деятельности»// Пробелы в российском законодательстве. 2017. №3. С. 47-48.
7. Собольников В. В., Путятин В. Д. Терроризм как юри-дико-психологическое явление: проблемно-психологический анализ и перспективы противодействия // Российский следователь. 2016. №10.
8. Троицкая Е. В. Особенности конституционно-правового регулирования участия органов местного самоуправления в противодействии терроризму и экстремизму в Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2013. №2 (32).
РЕЦЕНЗИЯ
В представленной статье проанализированы конституционно-правовые основы противодействия терроризму. Автором исследованы отдельные аспекты международного сотрудничества государств в рамках деятельности универсальных и региональных международных организаций, сделан вывод о наличии масштабной правовой базы по исследуемой проблематике и сохранении проблем ратификации международных актов и имплементации отдельных норм. Предложены
пути противодействия международному сотрудничеству путем активизации работы над эффективным функционированием существующих механизмов международного сотрудничества в рамках их правовых систем.
В любой сфере общественных отношений, основополагающее значение имеют нормы Конституции РФ. Не является исключением и деятельность субъектов общегосударственной системы противодействия терроризму. Несмотря на отсутствие в Основном законе упоминания о терроризме, конституционно-правовые нормы оказывают прямое и опосредованное влияние на антитеррористическую политику российского государства.
Поскольку субъектный состав противодействия терроризму весьма обширен, в основу их деятельности положен конституционный принцип разделения полномочий. Содержание и объем соответствующих полномочий определяется федеральным законодателем на основании и в соответствии с Конституцией РФ.
Общегосударственная система противодействия терроризму включает целый комплекс мер социально-политического, информационного, военно-силового и организационного характера. Эффективность этого комплекса мер оценивается величиной предотвращенного возможного ущерба от теракта при наименьших затратах экономических ресурсов, выделяемых обществом на это предотвращение.
Интересным представляется вывод автора о том, что к основным объектам противодействия терроризму относятся:
- личность - ее права и свободы;
- общество - его материальные и духовные ценности;
- государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
В целом, статья «Конституционно-правовые основы противодействия терроризму» Манукян А. Р. отвечает требованиям, предъявляемые к подобного рода работам и может быть опубликована в открытой печати.
Заместитель начальника кафедры ОПД, кандидат юридических наук полковник полиции
Татаров Л. А.