Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ МИРНЫХ СОБРАНИЙ'

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ МИРНЫХ СОБРАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
222
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРНЫЕ СОБРАНИЯ / ПУБЛИЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД / ПРИНЦИП СОРАЗМЕРНОСТИ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маргарян Наре Валентиновна

В статье дан анализ оснований ограничения права проведения публичных мероприятий и произведено толкование понятия с точки зрения международного и национального права; исследованы пределы допустимости конституционно-правовых ограничений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL FRAMEWORK FOR RESTRICTIONS ON FREEDOM OF PEACEFUL ASSEMBLEY

The article analyzes the grounds for restricting the right to hold public events and interprets the concept from the point of view of international and national law; the limits of admissibility of constitutional and legal restrictions are investigated.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ МИРНЫХ СОБРАНИЙ»

Конституционно-правовые основы ограничения свободы мирных собраний Constitutional framework for restrictions on freedom of peaceful assembley

Маргарян Наре Валентиновна

Студент 1 курса Факультет Юридический факультет Пермский государственный национальный исследовательский университет

Россия, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15 e-mail: naremargaryan17aug@mail.ru

Margaryan Nare Valentinovna

Student 1 term Faculty of Law faculty Perm state university Russia, 614990, Perm, ul. Bykireva, 15 e-mail: naremargaryan17aug@mail.ru

Научный руководитель Кочев Владимир Александрович

доктор юридических наук Пермский государственный национальный исследовательский университет

Россия, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15 e-mail: kochevvladimir@mail. ru

Scientific adviser Kochev Vladimir Aleksandrovich

Doctor of Science in Juridical Sciences Perm state university Russia, 614990, Perm, ul. Bykireva, 15 e-mail: kochevvladimir@mail. ru

Аннотация.

В статье дан анализ оснований ограничения права проведения публичных мероприятий и произведено толкование понятия с точки зрения международного и национального права; исследованы пределы допустимости конституционно-правовых ограничений.

Annotation.

The article analyzes the grounds for restricting the right to hold public events and interprets the concept from the point of view of international and national law; the limits of admissibility of constitutional and legal restrictions are investigated.

Ключевые слова: мирные собрания, публичное мероприятие, ограничение прав и свобод, принцип соразмерности, конституционные основания.

Key words: peaceful assembly, public event, restriction of rights and freedoms, the principle of proportionality, constitutional grounds.

Право граждан на свободу мирных собраний, являющееся одним из основных субъективных политических прав человека и гражданина, входит в группу тех из них, которые признаются международным сообществом государств в целом и закреплены в основополагающих международно-правовых актах. Среди них - Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 21). Присоединившиеся к Пакту государства включили данную норму и в свои национальные правовые системы. Так, право на мирные собрания закрепляется статьей 31 Конституции РФ [4], а также конкретизируется в специальном ФЗ от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» [6].

Использование права на мирные собрания в современных демократических государствах является действенным инструментом выражения своего мнения по значимым общественно-политическим вопросам и

участия в принятии решений, в большей или меньшей степени влияющих на жизнь как крупных объединений, так и относительно небольших групп людей и отдельных индивидов путем организации и проведения мероприятий, направленных на привлечение внимания органов публичной власти и должностных лиц, уполномоченных на принятие этих решений. При этом в последние годы проведение в разных формах мирных собраний становится все более частой практикой, а распространение новой короновирусной инфекции, известной как СОУГО-2019, вынудило правительства многих государств, в том числе и России, прибегнуть к установлению ограничений на проведение массовых мероприятий с целью пресечения роста числа заболевших. Естественно, что это ограничение распространяется и на проведение мирных собраний, особенно коллективных их форм.

Раскрытие юридической природы анализируемого права требует предварительного разбора термина. Так, в Руководящих принципах по свободе мирных собраний приводится определение собрания как намеренного и временного присутствия в общественном месте группы лиц с целью выражения общих интересов. Собрание следует признать мирным, если его организаторы имеют мирные намерения и собрания имеет ненасильственный характер. Термин «мирное» распространяется и «на такое поведение, которое может раздражать или обижать других лиц, и даже на такое поведение, которое временно препятствует, затрудняет или создает помехи действиям третьих лиц» [3]. Только мирное собрание подлежит защите. При этом оно может проходить статично или в движении, вне помещения или на территории государственного либо частного объекта, а также, как добавляет Комитет по правам человека при ООН, в онлайн-режиме, в местах общественного и частного пользования, в случае сочетания нескольких из указанных мест.

Комитет далее указывает, в каких формах могут проходить мирные собрания: «демонстрации, протесты, собрания, шествия, митинги, сидячие забастовки, протестные или памятные мероприятия при свечах и флешмобы» [2]. Из текста процитированного акта становится ясно, что приведенный перечень форм проведения мирных собраний не является закрытым. Здесь видно, что термин «собрание» употребляется и в широком, родовом смысле, и в узком - видовом.

В российском праве в широком смысле используется иное понятие - «публичное мероприятие». Оно проводится в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм. Собрание в узком смысле есть «совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов» [6]. В целях исследования проблемы ограничения права на собрания, носящие мирный характер, мы будем использовать этот термин в широком смысле.

Целью публичного мероприятия, согласно ст. 2 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», является «свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики». Из этого видно, что право на проведение публичных мероприятий состоит в тесной связи с свободой мысли и слова, можно сказать, что последние являются содержанием, а само мероприятие формой одного и того же присущего человеку сущностного признака свободы. _Это согласуется и с пониманием некоторыми учеными-конституционалистами, в частности С.А.Авакьяном, публичности мероприятия [9, с. 724]. Он же, раскрывая сущность исследуемого права, делает акцент на протестных отношениях.

Думается, такая трактовка справедлива, ведь вне зависимости от сферы общественной жизни - будь то политика, экология, бытовые проблемы жильцов - право на манифестации используется гражданами именно для выражения недовольства действующим положением дел и, возможно, выдвижения предложений по разрешению проблемных вопросов. Поэтому право на проведение публичных мероприятий играет важнейшую роль в демократическом обществе, представляет собой действенный механизм осуществления народовластия, и

государство, сталкиваясь с вопросом ограничения этого права, обязано строго следовать Конституции и закону, не допуская злоупотреблений и произвольных толкований своих полномочий.

Нормы международного права устанавливают, что право на мирные собрания не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые устанавливаются законом (в соответствии с ним) и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц [1]. Однако государство при введении любых ограничений должно учитывать необходимость соблюдения баланса между целями ограничений и гарантированными правами. Ограничения должны быть пропорциональны возможной опасности. При этом важно различать собственно общественную безопасность и некоторые неудобства для других граждан, которые неизбежны при осуществлении права на мирные собрания (например, перекрытие движения по части улиц города из-за проведения демонстрации) и не могут служить поводом для ограничения права [12, с. 5]. Ограничение права на свободу мирных собраний должно основываться на принципах обоснованности и соразмерности и не может посягать на основное содержание соответствующего конституционного права и препятствовать открытому и свободному выражению гражданами своих взглядов, мнений и требований посредством организации и проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований [7].

Право на мирные собрания, согласно ч. 3 ст. 56 Конституции РФ, не относится к тем, которые не подлежат ограничению.

Ст. 56 Конституции РФ устанавливает возможность установления отдельных ограничений прав и свобод с указанием пределов и срока их действия в условиях чрезвычайного положения. ФЗ «О чрезвычайном положении» определяет меры и временные ограничения, которые могут вводиться Указом Президента РФ, называя в их числе запрещение или ограничение права на проведение публичных мероприятий, а также иных массовых мероприятий. Однако в связи с тем, что режим чрезвычайного положения на территории России или отдельных ее субъектов введен не был, положения ст. 56 Конституции, а равно и конкретизириующего их ФЗ, неприменимы к сложившейся в связи с распространением СОУГО-2019 ситуации.

Однако в ч. 3 ст. 55 Конституции общие цели ограничения отдельных прав и свобод граждан перечислены закрытым списком - их всего 6, и они не вызывают разногласий, так как позволяют оградить большинство от злоупотреблений меньшинства своими правами и создать условия для реализации иных прав и свобод [10, с. 192]. Среди перечисленных в основном законе целей - защита нравственности и здоровья. Понятие «нравственности» легально не определено, а потому порождает правовую неопределенность. Согласно позиции Конституционного Суда РФ, «нравственность», как и любая оценочная категория в праве, наполняется содержанием в зависимости от того, как его трактуют участники гражданского оборота (в более широком смысле - правоотношений вообще) и правоприменительная практика, однако оно не является настолько неопределенным, что не обеспечивает единообразное понимание и применение соответствующих законоположений [8]. В правовой науке общепринято, что нравственность предполагает ценностное отношение человека к другим и к себе, предписывает человеку выверять свои поступки в соответствии с категорией совести, пресекает любые формы нечестности и антиобщественного поведения (в отличие от права, которое защищает от общественно вредных и опасных случаев такого поведения), требует не только не совершать «дурных» дел, но и быть благородным, отзывчивым, предельно порядочным [11, с. 213,217]. В России на законодательном уровне закреплена заинтересованность и забота государства о воспитании в детях высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности, а содействие нравственному развитию подрастающих поколений есть одна из

целей государственной политик РФ в интересах детей [5]. То есть нравственность является охраняемой законом и приоритетной общественной ценностью.

Угрозу нравственности может представлять реальная, фактическая сущность публичных мероприятий, которые часто выходят за предписанные законодательными положениями и определенные в программах организаторов этих мероприятий рамки. В общемировой практике нередки случаи возникновения споров и столкновений между участниками публичного мероприятия и призванными обеспечивать общественный порядок и безопасность граждан сотрудниками органов внутренних дел. Иногда имеют место провокации с той или иной стороны.

Известно, что во время проведения публичных мероприятий в форме митинга и демонстрации, организованных в январе 2021 года на территории ряда городов России некоммерческой организацией «Фонд борьбы с коррупцией», несовершеннолетние участники использовали снежные комья и иные подручные средства для нанесения ударов с расстояния по представителям органов внутренних дел, выкрикивали в их адрес оскорбительные и провокационные высказывания. Подобное поведение, без сомнения, не соответствует требованиям нравственности и, следовательно, противоречит, как было выяснено выше, государственно-охраняемой ценности.

В связи с этим возникает проблема: с одной стороны, чтобы обеспечить последовательную реализацию названной ценности, имело бы смысл ввести ограничение на участие в публичных мероприятиях несовершеннолетних, так как они представляют угрозу для их нравственного развития с учетом еще не сформировавшегося в полной мере правосознания и низкого уровня политической культуры, понимания политического процесса. С другой стороны, такое ограничение противоречило бы принципу соразмерности, открывая поле для злоупотребления государством своим правом на ограничение отдельных прав свобод. Кроме того, введение ограничительных мер для несовершеннолетних шло бы в явное противоречие с запретом дискриминации по признаку возраста при толковании и применении законов государством. Представляется уместным сделать вывод о том, что угроза нравственности как цель ограничения прав и свобод человека на практике труднодостижима, так как обоснованность критерия должна быть неоспорима, что в отношении нравственности (которая в праве является оценочной формулировкой) требует наличия конкретных убедительных фактов, свидетельствующих об опасности для охраняемых законом отношений и интересов.

Более определенной представляется угроза здоровью как конституционная цель ограничения права на мирные собрания. Охрана здоровья населения «может в исключительных случаях становиться основанием для введения ограничений, например в случае опасности собраний по причине вспышки инфекционного заболевания» [2]. Короновирусная инфекция СОУГО-2019 за короткое время обнаружила свою опасность для здоровья населения, послужила достаточным основанием для государственного ограничения отдельных прав, среди них - право на проведение публичных мероприятий. К 19 марта 2020 г. органы государственной власти всех 85 субъектов РФ ввели на своих территориях режим повышенной готовности, а с 1 апреля федеральный законодатель внес изменения в ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС», управомочив глав субъектов в условиях чрезвычайной ситуации или режима повышенной готовности вводить обязательные для граждан ограничения и требования.

Таким образом было соблюдено конституционное требование к форме установления ограничения прав и свобод - они могут устанавливаться только федеральным законом. (Хотя в науке существует мнение, что для этого стоило бы прибегнуть к более «авторитетному», то есть обладающему большей юридической силой и принимаемому по вопросам, предусмотренным Конституцией, федеральному конституционному закону [10, с. 193].) Основываясь на вновь введенных нормах, высшие должностные лица регионов РФ начали издание актов,

запрещающих публичные мероприятия в течение определенного срока. Представляется, что такие ограничения, во-первых, социально адекватны, так как соответствуют фактически сложившейся эпидемиологической обстановке и запросу большинства населения, заинтересованному в сохранении своего здоровья и здоровья их близких, а во-вторых, соразмерны, так как не препятствуют гражданам в осуществлении права проводить публичные мероприятия с целью выражения мнений и выдвижения требований по общественно и политически значимым вопросам в иных формах, в частности в форме онлайн-акций, допустимость которых была отмечена выше со ссылкой на Комитет по правам человека при ООН.

Итак, проанализированные в статье конституционно установленные обоснования ограничения права на проведение мирных собраний при их реализации требуют детального правового анализа, чтобы фактические обстоятельства, порождающие необходимость такого ограничения, точно соответствовали принципам обоснованности, пропорциональности и требованиям социальной адекватности.

Список используемой литературы:

1. "Международный пакт о гражданских и политических правах" (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС «КонсультантПлюс»

2. Замечание общего порядка № 37 (2020) о праве на мирные собрания (статья 21). Комитет по правам человека. // URL:

http://docstore.ohchr.org/SelfServices/FilesHandler.ashx?enc=6QkG1d%2FPPRiCAqhKb7yhsrdB0H1l5979OVGGB% 2BWPAXj3%2Bho0P51AAHSqSubYW2%2FROAag545hCEpG5u5zQsDpYQPUYSNeyb456XRPbWnwZ%2Bpk4w qETaf037bwQ9eOWaCR

3. Руководящие принципы по свободе мирных собраний, Издание 2-е Издатель Organization for Security and Co-operation in Europe Дата 25 октября 2010

4. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс»

5. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»

6. Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19.06.2004 N 54-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»

7. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июня 2020 г. N 27-П город Санкт-Петербург "по делу о проверке конституционности статьи 34 Закона Самарской области "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области" в связи с жалобой граждан Н.П.Барановой, А.Г.Круглова и Д.И.Сталина" // Российская газета - Федеральный выпуск № 136(8190) от 25 июня 2020 г.

8. Определение Конституционного Суда РФ от 8 июня 2004 г. N 227-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Уфанефтехим" на нарушение конституционных прав и свобод статьей 169 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзацем третьим пункта 11 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12037037/

9. Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс : учеб. пособие : в 2 т. / С. А. Авакьян. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. :Норма : ИНФРА-М, 2014 Т. 1. — 864 с.

10. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М. : Норма, 2007— 784 с.

11. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. — 528 с.

12. Свобода мирных собраний в практике Европейского Суда и Комиссии по правам человека: сб. решений и постановлений / С.С. Дикман, К.И. Терехов; под общ. ред. С.С. Дикмана. - М.: РИО «Новая юстиция», 2011. - 360 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.