Научная статья на тему 'Конституционно-правовые основы формирования рыночной экономики в Республике Таджикистан'

Конституционно-правовые основы формирования рыночной экономики в Республике Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / MARKET ECONOMY / СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА / MIXED ECONOMY / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / MARKET RELATIONS / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / SOCIAL PROTECTION / ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / PRIVATE PROPERTY / CONSTITUTIONAL-LEGAL GROUNDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойматова Дилобар Пулотовна

Конституционные нормы, обладая высшей юридической силой, признаются важнейшими источниками, регулирующими экономические отношения. В статье даётся классификация моделей рыночной экономики, анализируются особенности экономического развития Республики Таджикистан и обосновывается необходимость построения рыночной экономики с учетом специфики развития и национальных особенностей Таджикистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional-Legal Grounds of Market Economy Formation in RT

Constitutional norms possessing supreme juridical validity are acknowledged as the most important sources regulating economy relations. In her article the author adduces a classification of market economy models and analyzes the peculiarities of economic development in Tajikistan Republic, she substantiates a necessity of building market economy with taking into consideration the specificity of development and national peculiarities of Tajikistan.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые основы формирования рыночной экономики в Республике Таджикистан»

УДК 34С3 Д.П. БОЙМА ТОВА

Б-77

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

Конституция суверенного Таджикистана является значимым политико-правовым явлением, содержание которого не имеет аналога в предыдущей истории страны. Она отличается также по форме принятия. Впервые в практике государственного строительства Таджикистана Конституция принята путем всенародного голосования, что являет собой новую философию современной национальной таджикской государственности. Таджикский народ путем принятия акта высшей юридической силы (6 ноября 1994 года) изъявил твердую волю и желание строить независимое, демократическое, правовое, светское, социальное государство с унитарным устройством, жить в мире и стабильности в семье цивилизованных наций планеты. Примечательно, что Основной закон страны получил высокую оценку авторитетных международных организаций и зарубежных экспертов.

С высоты сегодняшнего дня мы ясно видим, сколь мудрым и одновременно судьбоносным было инициативное предложение политического руководства страны во главе с Эмомали Рахмоном по разработке проекта Конституции в условиях затянувшегося межтаджикского гражданского противостояния. Бесспорно, всенародная воля, выраженная в преамбуле и тексте Конституции, заложила политико-правовой фундамент мирного урегулирования конфликта, утверждения мира и согласия на многострадальной таджикской земле.

Начало 90-х годов ознаменовало проведение реформ во всех сферах общественной жизни, и в том числе в экономике.

Отказ от этатистской экономики и переход на рельсы рыночной экономики поставил перед Таджикистаном новые задачи и проблемы, от решения которых зависело будущее государства.

Конституция, закрепив многообразие форм собственности и объявив их основой экономики Таджикистана, заложила правовой фундамент для становления рыночной экономики, утверждения новых ценностей, вытекающих из её философии, где государство гарантирует свободную экономическую деятельность, равноправие и правовую защиту всех форм собственности, в том числе и частной собственности (ст.12 Конституции РТ) [1].

В юридической научной литературе проблемам взаимодействия триады «государство, экономика и право» уделяется особое внимание. Вопрос о соотношении государства, права и экономики практически существовал с тех пор, как появилось первое государство, и будет существовать до тех пор, пока государство будет существовать [2, с.268]. Государство, право и экономика не просто соотносятся, а

взаимодействуют, взаимовлияют друг на друга. До известной степени право представляет собой продолжение экономики. В свою очередь, и экономика может существовать и развиваться в той или иной степени как регулируемая и направляемая с помощью государственно-правовых установлений.

Сегодня учеными высказываются различные точки зрения относительно моделей экономики. Что касается моделей экономики, то между учеными нет единой точки зрения, единой классификации. Так, профессор М.Н. Марченко условно выделяет следующие три группы моделей экономики:

- те, в которых полностью или почти полностью отсутствуют традиционные рыночные элементы. Этим моделям присуще преобладание государственного регулирования экономики. Это этатистские модели экономики;

- с зарождающимися рыночными отношениями, развивающимися в направлении становления рыночных институтов и соответствующих им форм рыночного регулирования. Назовем их переходными;

- обладающие высокоразвитыми рыночными отношениями, для которых основополагающими являются рыночные регуляторы [3, с. 266]. Назовем их либеральными.

М.В. Малышева считает, что с данной классификацией можно согласиться лишь отчасти и при условии, если дополнить её еще двумя группами моделей, а именно смешанными, в которых рационально сочетаются рыночные и государственные регуляторы, и конвергентными, в которых органически интегрируются в единое целое наиболее эффективные формы рыночного и государственного регулирования [4, с.72].

Достаточно традиционным для современной науки стало деление экономических систем на рыночные, командные и смешанные. Такую классификацию дают, например, американские ученые-экономисты Пол А.Самуэльсон, Вильям Д. Норд-хаус, которые выделяют рыночную, командную и смешанную экономику. При этом подчеркивается, что классификация носит во многом условный характер, выделенные типы экономических систем не существуют в чистом виде ни в одной стране мира. По их мнению, скорее все страны имеют смешанную экономику - экономику с элементами рынка и командной формой управления [5, с.50-51].

Для обществ с командно-административной экономикой прежде всего характерно централизованное регулирование, которое осуществляется на императивных началах. Рыночная экономика, напротив, характеризуется тем, что регулирование носит децентрализованный характер, на ход которого во многом оказывают влияние сами экономические агенты путем заключения договоров.

Общества со смешанной экономикой представляют собой комбинирование первого и второго методов. Соотношение между этими методами своеобразно применительно к каждой конкретной стране.

Есть достаточно оснований считать, что Таджикистан сегодня идет по пути построения смешанной экономики рыночного типа. Так, в своем выступлении на первой сессии Маджлиси Оли Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон говорил, что в стратегическом плане есть лишь одно средство исправить положение - перейти к рыночным отношениям. При этом было бы губительной ошибкой слепо копировать чужие образцы. Мы должны выработать свой путь, отвечающий нашей специфике [6]. Учитывая наши национальные традиции, геополитическое положе-

ние Таджикистана, необходимо исходить из уже сложившихся социальных ценностей: коллективизма, справедливости, защищенности населения.

В Таджикистане сегодня создана надежная правовая база для формирования рыночной экономики, где государству отводится важнейшая роль. В процессе создания таких условий особое место занимает Конституция Республики Таджикистан. Благодаря своей высшей юридической силе во всей правовой системе республики, она установила основы экономического устройства республики и определила в своем содержании базовые правовые нормы для формирования правовой экономики в государстве.

Конституционные нормы, как известно, обладают прямым действием. Основы экономики, закрепленные в Конституции, являются базовыми для всего экономического законодательства, устанавливают основные методы правового регулирования экономики, определяют стратегические направления развития экономики. Например, в действующей Конституции Китайской Народной Республики особо закрепляется, что государство: «гарантирует укрепление и развитие государственного сектора экономики»; «неуклонно повышает производительность труда и эффективность экономики»; «развивает производительные силы общества», «неуклонно проводит в жизнь режим экономии и ведет борьбу против расточительства», «охраняет право собственности граждан на законные доходы, сбережения, жилище и другую законную собственность», «с помощью всесторонне сбалансированных хозяйственных планов и вспомогательной роли рыночного регулирования гарантирует пропорциональное, гармоничное развитие народного хозяйства» и т.д. [7, с. 26-27]. Приведенные выше нормы китайской Конституции прямо указывают на то, что в этом государстве преобладают командно-административные методы регулирования экономики.

Что касается становления рыночной экономики в Республике Таджикистан, то базовой нормой является ч.2 ст. 1 Конституции, провозгласившая Таджикистан социальным государством, вся политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека. Данная статья Конституции предусматривает следующие конституционные обязанности государства, имеющего социальную сущность: защита труда и здоровья населения, установление минимального размера оплаты труда, государственная поддержка семьи, инвалидов и престарелых, систематическое развитие системы органов социального обеспечения, установление государственных пенсий, пособий и других гарантий социальной защиты. Социальная сущность государства выражается также и в том, что внутренняя политика Таджикистана направлена на обеспечение достойного уровня жизни и всестороннего развития личности. Одним из основных направлений правотворческой деятельности в Таджикистане, по мнению А.Х. Маликовой, является правовое регулирование заработной платы, дифференциация налогообложения, установление социальных льгот, пособий, разного рода выплат для социально не защищенных слоев населения [8, с.159]. Только путем максимальной защищенности своих граждан государство может показать развитость своей экономики. Иначе говоря, критерием развития экономики выступает социальная защищенность его граждан.

Многообразие форм собственности является одним из фундаментальных достижений не только экономической, но и юридической теории. Оно нашло свое отражение также в Конституции республики и закреплено в ст. 12, которая гласит, что основу экономики Таджикистана составляют различные формы собственности. Данная норма Конституции по своему содержанию отражает всё, многообразие и свободу экономической деятельности. В этой статье не названа основная форма собственности, а это значит, что государство гарантирует равную защиту и свободное развитие различных форм собственности. Конституция обязывает государство обеспечить свободную экономическую деятельность и здоровую конкуренцию, что является немаловажным фактором развития и важнейшим принципом рыночной экономики.

В условиях формирования рыночной экономики возрастает роль профессионального парламента. На смену государственному планированию приходит государственно-правовое регулирование экономики. Конечно, в нынешних условиях государство уже не является «ночным сторожем» или сторонним наблюдателем развития экономики. Без сомнения, экономика развивается по своим, рыночным законам. Но она должна направляться государством в правильное русло.

Другой принципиальной нормой, касающейся собственности, является ст. 13 Конституции РТ, которая закрепила землю, её недра, воду, воздушное пространство, животный и растительный мир и другие природные ресурсы как исключительную собственность государства. При этом ст. 13 гарантирует эффективное их использование в интересах народа. Анализируя категорию «право собственности», необходимо помнить, что это основа производства и ежедневной деятельности участников общественных отношений. Объекты права собственности могут иметь различный правовой статус. Часть из них - земля, вода, природные ресурсы, полезные ископаемые, воздушное пространство, флора и фауна - является основой жизнедеятельности человека. Другие же объекты права собственности можно отнести к производным, которые служат для удовлетворения тех или иных интересов. Названные объекты не могут выступать в качестве объектов права собственности других субъектов или выступают как таковые только по разрешению государства. Особенностью ст. 13 Конституции РТ является то, что в ней четко констатируется, что государство обязано использовать эти природные богатства исключительно в интересах своего народа и направлять эти ресурсы на развитие экономики государства. С этой целью в Республике Таджикистан принят ряд законов, например, Земельный кодекс Республики Таджикистан от 13.12.1996., Водный кодекс от 29.11.2000., Воздушный кодекс от 13.11.1998., Лесной кодекс от 2.08.2011., закон Республики Таджикистан «О защите окружающей среды» от 27.12.1993., закон Республики Таджикистан «О защите атмосферного воздуха» от 1.02.1995. и др.

Сегодня, когда идет процесс глобализации экономики, остро стоит вопрос о защите экономических интересов государства и обеспечении его экономической безопасности. Именно правовая норма ст. 13 Конституции республики может сыграть ключевую роль в разработке новых законов, направленных на защиту экономических интересов республики в круговороте глобализационных процессов как на мировом, так и на региональном уровне.

Одной из важнейших норм Конституции, направленной на формирование рыночной экономики в республике, является статья 45. Налог является одним из основных признаков государства и основным источником пополнения государственного бюджета. В связи с этим, уплата налогов и сборов, установленных законом, имеет обязательный характер с целью поддержания действенности экономики. Т.Н. Назаров пишет, что налогообложение является одним из важнейших факторов развития экономики и локомотивом экономического роста государства [9, с.43]. Правовая норма ст. 45 Конституции Республики Таджикистан, закрепляющая обязанность каждого гражданина и организаций по оплате установленных законом налогов и сборов, является конституционно-правовой основой обеспечения доходной части бюджета государства. Однако мы согласны с теми авторами, которые утверждают, что налоги - это только один из источников, хотя и важный, доходов государственной казны. Помимо него, основными источниками бюджета государства могут выступать также государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги и валютные ценности [10, с.57].

Таким образом, Конституция Республики Таджикистан закрепила правовые основы формирования рыночной экономики и заложила фундамент благосостояния общества и государства.

Список использованной литературы:

1.Конституция Республики Таджикистан: -Душанбе: Паёми Сомониён, 2013, от 6.11.1994.

2. Проблемы теории государства и права: под ред. М.Н.Марченко.-М.: Зерцало, 2002. -714 с.

3. Теория государства и права: учебник/ Под ред. проф. М.Н. Марченко. -M.: ИКД ЗЕРЦАЛО. -М., 2001.-810с.

4. Малышева, М.В. Государственно-правовое регулирование экономики при переходе к рынку: дисс. ... канд. юрид. наук./ М.В. Малышева. - Махачкала, 2002.- 158 с.

5. Самуэльсон, П.Л., Нордхаус, В.Д. Экономика/ П.Л. Самуэльсон, В.Д. Нордхаус. - М., 2000.-517 с.

6. Рахмон, Эмомали. Доклад на первой сессии Маджлиси Оли Республики Таджикистан (7 апреля 1995 г.)/Э. Рахмон. - Душанбе, 1995.

7. Китайская Народная Республика. Конституция и законодательные акты. -М.,1984.

8. Маликова, А.Х. Организационно-правовые аспекты функции государства по социальной защите престарелых и инвалидов в Республике Таджикистан / А.Х. Маликова. -Душанбе, 2005.-26 с.

9. Назаров, Т.Н. Таджикистан: экономический рост, интеграция и региональное сотрудничество / Т.Н. Назаров. - Душанбе, 2004.-48 с.

Reference Literature

1. Constitution of Tajikistan Republic. - Dushanbe: Somonids* Message, 2013, from 6.11.1994.

2. Problems of State and Law Theory: under the editorship of M.N. Marchenko. -M.:Mirror, 2002.

3. State and Law Theory: manual. Under the editorship of Professor M.N. Marchenko. - M.: Mirror-IKD. - M., 2001

4. Malysheva M.V. Statal-Legal Regulation of Economy under Transition to Market. //Dissertation for Candidate s degree in Law //Makhachkala, 2002

5. Samuelson P.L., Nordhaus B.D. Economics. -M., 2000.

6. Rakhmon Emomali. Report on the first Session of Tajikistan Republic Majlisi Oli (April 7, 1995). - Dushanbe, 1995.

7. Chinese People s Republic. Constitution and Legislative Instruments. - M, 1984.

8. Malikova A.Kh. Organizational-Legal Aspects of the State Function on Social Protection in Reference to Old-Aged People and Invalids in Tajikistan Republic. - Dushanbe, 2005.

9. Nazarov T.N. Tajikistan: Economy Growth, Integration and Regional Cooperation. -Dushanbe, 2014.

Конституционно-правовые основы формирования рыночной экономики в Республике

Таджикистан

Ключевые слова: конституционно-правовые основы, рыночная экономика, смешанная экономика, рыночные отношения, социальная защита, частная собственность

Конституционные нормы, обладая высшей юридической силой, признаются важнейшими источниками, регулирующими экономические отношения.

В статье даётся классификация моделей рыночной экономики, анализируются особенности экономического развития Республики Таджикистан и обосновывается необходимость построения рыночной экономики с учетом специфики развития и национальных особенностей Таджикистана.

Constitutional-Legal Grounds of Market Economy Formation in RT

Key words: constitutional-legal grounds, market economy, mixed economy, market relations, social protection, private property

Constitutional norms possessing supreme juridical validity are acknowledged as the most important sources regulating economy relations. In her article the author adduces a classification of market economy models and analyzes the peculiarities of economic development in Tajikistan Republic, she substantiates a necessity of building market economy with taking into consideration the specificity of development and national peculiarities of Tajikistan.

Сведения об авторе:

Бойматова Дилобар Пулотовна, старший преподаватель кафедры коммерции и права права Института экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции (Республика Таджикистан, г.Худжанд) e-mail: d_boymatova@mail.ru

Information about the author:

Boymatova Dilobar Pulotovna, senior teacher of the department and commerce and law of the institute Economy and Trade under the Tajik State University of Commerce (Tajikistan Republic, Khudjand) e-mail: d_boymatova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.