Научная статья на тему 'Конституционно-правовые гарантии реализации территориальных основ местного самоуправления'

Конституционно-правовые гарантии реализации территориальных основ местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
Конституция Российской Федерации / местное самоуправление / конституционно-правовые гарантии / муниципальные образования / Constitution of the Russian Federation / local self-government / constitutional and legal guarantees / municipalities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артем Николаевич Тихонов

Данная статья представляет собой исследование механизмов и институтов, обеспечивающих реализацию территориальных основ системы местного самоуправления в контексте конституционно-правовых норм. Автор статьи анализирует ключевые аспекты конституционно-правового регулирования, исследуя, как юридические гарантии и правовые механизмы способствуют эффективной реализации местного самоуправления на различных уровнях территориальной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional and legal guarantees for the implementation of the territorial foundations of local self-government

This article is an in-depth study of the mechanisms and institutions that ensure the implementation of the territorial foundations of the local government system in the context of constitutional and legal norms. The author of the article analyzes the key aspects of constitutional and legal regulation, exploring how legal guarantees and legal mechanisms contribute to the effective implementation of local self-government at various levels of territorial organization.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые гарантии реализации территориальных основ местного самоуправления»

Закон и право. 2024. № 10. С. 126-130. Law and legislation. 2024;(10):126-130.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-126-130 NIION: 1997-0063-10/24-512

EDN: https://elibrary.ru/JDSFVS MOSURED: 77/27-001-2024-10-712

Конституционно-правовые гарантии реализации территориальных основ местного самоуправления

Артем Николаевич Тихонов

Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Москва, Россия, tikhonov_artem89@mail.ru

Аннотация. Данная статья представляет собой исследование механизмов и институтов, обеспечивающих реализацию территориальных основ системы местного самоуправления в контексте конституционно-правовых норм. Автор статьи анализирует ключевые аспекты конституционно-правового регулирования, исследуя, как юридические гарантии и правовые механизмы способствуют эффективной реализации местного самоуправления на различных уровнях территориальной организации.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, местное самоуправление, конституционно-правовые гарантии, муниципальные образования.

Для цитирования: Тихонов А.Н. Конституционно-правовые гарантии реализации территориальных основ местного самоуправления // Закон и право. 2024. № 10. С. 126—130. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-126-130. ББЫ: https://elibrary.ru/JDSFVS

Original article

Constitutional and legal guarantees for the implementation of the territorial foundations of local self-government

Artem N. Tikhonov

Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia, Moscow,

Russia, tikhonov_artem89@mail.ru

Abstract. This article is an in-depth study of the mechanisms and institutions that ensure the implementation of the territorial foundations of the local government system in the context of constitutional and legal norms. The author of the article analyzes the key aspects of constitutional and legal regulation, exploring how legal guarantees and legal mechanisms contribute to the effective implementation of local self-government at various levels of territorial organization.

Keywords: Constitution of the Russian Federation, local self-government, constitutional and legal guarantees, municipalities.

For citation: Tikhonov A.N. Constitutional and legal guarantees for the implementation of the territorial foundations of local self-government // Law and legislation. 2024; (10): 126—130. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2073-3313-2024-10-126-130 EDN: https://elibrary.ru/JDSFVS

Местное самоуправление — важнейший элемент демократического устройства государства, предоставляющий возможность населению активно участвовать в управлении локальными делами и решении воп-

© Тихонов А.Н. М., 2024.

росов, имеющих местное значение. Существенную роль в осуществлении территориальных основ местного самоуправления играют конституционно-правовые гарантии. Они представляют собой совокупность норм и принципов, обеспечивающих автономию и самостоятельность муниципальных образований.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

Основополагающим документом, регулирующим данные отношения, является Конституция Российской Федерации [1], которая закрепляет право народов на самоуправление и определяет основные принципы организации местного самоуправления: законность, уважение к правам граждан, финансовую независимость муниципалитетов и участие жителей в управлении. Эти принципы обеспечивают устойчивость и эффективность местного самоуправления, создавая условия для демократического участия граждан в решении локальных вопросов.

Обратимся более подробно к конституционно-правовым гарантиям.

1. Право на участие в местном самоуправлении

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам право участвовать в местном самоуправлении как напрямую путем выборов, сборов, референдумов, публичных слушаний, так и через выборные органы местного уровня. Эти механизмы способствуют более активному участию граждан в управлении их местным сообществом и повышают прозрачность и подотчетность местных органов власти.

2. Доступ к информации и контроль

Граждане имеют право на получение информации о деятельности органов местного самоуправления, а также на участие в контроле за их деятельностью. Это обеспечивает транспарентность и подотчетность.

Отметим, что данный принцип подчеркивает важность открытости и ответственности органов местного самоуправления перед гражданами. Доступ к информации позволяет людям быть осведомленными о действиях и решениях властей, что способствует более активному участию в местных делах. Участие в контроле за деятельностью органов власти может осуществляться через общественные обсуждения, участие в заседаниях, запросы на получение информации, а также посредством механизмов обратной связи и мониторинга. Это способствует предотвращению коррупции, созданию доверия и более эффективному управлению в интересах общества.

3. Финансово-экономические гарантии

Финансово-экономические гарантии играют ключевую роль в обеспечении устойчивого развития регионов и местных сообществ. Обязанность Федерации и ее субъектов по обеспечению финансовой состоятельности местных бюджетов

предполагает, что они должны предоставлять финансовую поддержку в форме дотаций и субвенций. Это особенно важно для регионов, где собственные источники доходов недостаточны для покрытия всех необходимых расходов.

Основные аспекты финансово-экономических гарантий включают:

■ Дотации и субвенции: эти механизмы позволяют выравнивать бюджетные возможности различных регионов и муниципалитетов, обеспечивая им средства для выполнения их функций и обязательств перед гражданами.

■ Собственные источники доходов: несмотря на внешнюю поддержку, местные бюджеты должны развивать собственные источники доходов. Это может включать сбор местных налогов, управление муниципальной собственностью, а также поддержку малого и среднего бизнеса.

■ Баланс интересов: важно, чтобы система финансово-экономических гарантий не только обеспечивала территориальное выравнивание, но и стимулировала экономическое развитие регионов, создание рабочих мест и повышение качества жизни населения.

■ Транспарентность и эффективность: финансовая поддержка должна предоставляться на основе объективных критериев и подлежать строгому контролю на предмет целевого и эффективного использования выделенных средств.

Таким образом, обеспечение финансовой стабильности местных бюджетов через дотации и субвенции, наряду с развитием собственных доходов, является важной задачей для создания гармоничного и устойчивого экономического пространства в стране.

4. Защита прав органов местного самоуправления

На федеральном уровне в России действительно предусмотрены различные механизмы, направленные на защиту прав и интересов органов местного самоуправления. Основные из них включают:

Судебные гарантии: органы местного самоуправления имеют право обратиться в суд для защиты своих прав и интересов. Это может вклю -чать споры по поводу компетенции, нарушений со стороны государственных органов или других субъектов.

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 10-2024

Прокуратура: Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением законодательства, включая защиту прав органов местного самоуправления. Прокуратура может инициировать проверки, опротестовывать незаконные акты и принимать меры прокурорского реагирования.

Конституционный Суд РФ: органы местного самоуправления имеют возможность обратиться в Конституционный Суд РФ для проверки соответствия нормативных актов Конституции Российской Федерации, если они считают, что их права нарушены.

Муниципальные ассоциации: организации, объединяющие муниципальные образования, также играют важную роль в защите интересов местного самоуправления. Они могут выступать в качестве посредников и представлять интересы муниципалитетов на федеральном уровне.

Федеральные законы и нормативные акты: существуют федеральные законы, такие, как Федеральный закон № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2], Федеральный закон № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [3], Федеральный закон № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» [4], которые устанавливают правовые основы функционирования местного самоуправления и механизмы защиты их прав.

В.И. Матросов видит в правовой базе местного самоуправления систему нормативных правовых актов, определяющих его организацию, формы реализации и гарантии. Эта система ясно очерчивает задачи и функции местного самоуправления, компетенции и ответственность его органов и должностных лиц. Она регулирует их взаимодействие с органами государственной власти, гражданами и их объединениями в Российской Федерации [5].

В соответствии со ст. 4 ФЗ № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют: общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации; Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правитель-

ства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти); уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации; уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты [2].

Заслуживает внимания тот факт, что граждане Российской Федерации играют колоссальную роль в формировании нормативного правового фундамента местного самоуправления, обладая для этого конституционным правом. При этом стоит сосредоточить наше внимание на ст. 72, п. «н», Конституции Российской Федерации, которая гласит: «в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления». Именно это определяет статус муниципального права в России. Таким образом, это определяет положение муниципального права в Российской Федерации. В дополнение хочется сказать, что данное конституционное право дает возможность гражданам контролировать, участвовать и управлять, принимать участие в функционировании публичной власти.

В вопросе полномочий граждан Российской Федерации в сфере муниципального управления необходимо внести дополнительные уточнения и конкретизацию. Мы предлагаем разделить полномочия на две категории: «обязательные» и «второстепенные», между которыми существуют определенные различия. Например, к «обязательной» компетенции относится ответственность субъектов правоотношений за выполнение функций местного самоуправления. В то время как «второстепенная» компетенция предоставляет гражданам полную свободу выбора действий.

Статья 73 Конституции Российской Федерации гласит: «вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти» [1]. Субъекты Российской Федерации обладают полномочием самостоятельно решать вопросы регулирования на «собственном уровне» либо передавать эту управленческую власть муниципалитетам.

В ходе дальнейшего исследования следует отметить, что региональные законодатели, досконально изучая деятельность муниципальных

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

образований, часто используют терминологию и положения из Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Однако внимание привлекает тот факт, что возможности граждан участвовать в нормотворческом процессе практически отсутствуют, хотя некоторые права у них все же имеются.

На примере ст. 12 Федерального закона № 131: «Изменение границ муниципального образования совершается в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, исходя из инициативы населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации или федеральных органов власти, в согласии с данным Федеральным законом» [2].

Обратим внимание, что текущая структура местного самоуправления демонстрирует значительные различия в зависимости от региона, что влияет на эффективное функционирование муниципальных органов.

Первый тип субъектов, таких, как Ставропольский край и Калининградская область, показывает позитивные примеры взаимодействия региональных и местных властей. В подобных регионах полномочия местного самоуправления поддерживаются и развиваются без конфронтации. Однако важно учитывать механизм взаимодействия, который может стать образцом для распространения в других регионах.

Второй тип, представленный такими регионами, как Волгоградская область и Приморский край, сталкивается с конфликтами между уровнями власти. Здесь становится важной разработка механизмов урегулирования и коммуникации, чтобы снизить вероятность открытых конфликтов.

Третий тип субъектов демонстрирует необходимость коренного изменения подхода к формированию местного самоуправления, в частности Башкортостан и Калмыкия, где его развитие значительно отстает.

Изменения в Федеральном законе № 131 могут стать основой для реформирования и улучшения положения местного самоуправления. Однако важна не только законодательная база, но и практика ее реализации. Поэтому одной из простейших стратегий может быть улучшение процесса законотворчества на уровне субъектов, а также внедрение механизмов, которые позволят учитывать общественное мнение и обеспечат поддержку территориальному общественному самоуправлению.

Разумеется, каждое изменение должно сопровождаться продуманной реализацией на местном уровне, которое обеспечит эффективность и будет способствовать развитию демократических институтов.

В заключение исследования отметим следующее:

1. Конституционно-правовые гарантии являются ключевым элементом для обеспечения самостоятельности и независимости местных органов власти. Они создают правовые рамки для функционирования муниципальных структур, определяя их полномочия, функции и взаимодействие с государственными органами.

2. Одной из основных гарантий является закрепление принципов местного самоуправления в конституционных нормах, таких, как независимость в решении местных вопросов, финансовая и экономическая самостоятельность, а также участие граждан в управлении делами региона.

3. Территориальные особенности: реализация территориальных основ самоуправления требует учета национальных, исторических и культурных особенностей региона. Конкретизация границ муниципальных образований и учет местных традиций способствуют более эффективному применению конституционно-право -вых гарантий.

4. Большую роль играют механизмы защиты прав и свобод муниципальных образований, включая возможность судебного оспаривания действий государственных органов, которые ущемляют автономию местного самоуправления.

5. Необходимо постоянное совершенствование законодательства, регулирующего вопросы местного самоуправления, для адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям и вызовам времени.

Конституционно-правовые гарантии имеют ключевое значение для реализации территориальных основ местного самоуправления. Их эффективность напрямую связана с уровнем правовой осведомленности населения и политической инициативой на всех уровнях власти.

В дальнейшем важно продолжать исследования в этой области, чтобы разработать новые методы обеспечения устойчивого развития муниципальных образований с учетом различий территориальных особенностей.

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 10-2024

Список источников

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // https://www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_28399/ (Дата обращения: 29.09.2024)

2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 08.08.2024, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // https://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 04.10.2024)

3. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ // https://www.con-sultant.ru/ (Дата обращения: 04.10.2024)

4. Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 № 54-ФЗ https://www.con-sultant.ru/ (Дата обращения: 04.10.2024)

5. Матросов В.И. Формирование правовой основы местного самоуправления в субъектах Российской Федерации // Юристъ-Правоведъ. 2010. № 2. С. 31—34.

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993, with amendments approved during the All-Russian vote on 01.07.2020) // https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/ (Accessed: 29.09.2024)

2. Federal Law «On the general Principles of the organization of local self-government in the Russian Federation» № 131-FZ of 06.10.2003 (as amended on 08.08.2024, with amendments and additions, intro effective from 01.09.2024) // https://www.con-sultant.ru/ (Accessed: 04.10.2024.

3. Federal Law № 67-FZ of 12.06.2002 «On basic guarantees of electoral rights and the right to participate in a referendum of citizens of the Russian Federation» // https://www.consultant.ru/ (Accessed: 04.10.2024)

4. Federal Law №. 54-FZ of 19.06.2004 «On meetings, rallies, demonstrations, marches and picketing» // https://www.consultant.ru/ (Accessed: 04.10.2024)

5. Matrosov V.I. Formation of the legal basis of local self-government in the subjects of the Russian Federation // Jurist-Pravoved. 2010. № 2. Pp. 31—34.

Информация об авторе

Тихонов А.Н. — аспирант, научный сотрудник Международного научно-исследовательского центра судебной экспертизы и исследований

Статья поступила в редакцию 08.08.2024; одобрена после рецензирования 08.09.2024; принята к публикации 14.09.2024.

Information about the author

Tikhonov A.N. — graduate student, researcher at the International scientific research center for forensic examination and research

The article was submitted 08.08.2024; approved after reviewing 08.09.2024; accepted for publication 14.09.2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.