Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННО -ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

КОНСТИТУЦИОННО -ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
511
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Review of law sciences
Область наук
Ключевые слова
экологическая политика / реализация экологической политики / экологическая функция / экологические требования / конституционные гарантии / экологическое законодательство. / environmental policy / implementation of environmental policy / environmental function / environmental requirements / constitutional guarantees / environmental legislation.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Файзиев Шухрат

В статье проанализированы конституционно-правовые гарантии реализации экологической политики Республики Узбекистан. Раскрываются закрепленные в Основном законе государства наиболее существенные принципы формирования экологической деятельности государственных органов и общественных организаций, гарантии экологических прав, интересы личности, экологические обязанности и ограничения физических и юридических лиц, приоритетные направления экологически устойчивого развития общества и др. Автором указывается, что система гарантий экологической политики в Конституции Республики Узбекистан делится на следующие составные части: общие регулирующие конституционные гарантии в сфере экологии и специальные экологические нормы и требования. Общие нормы социально-политического характера играют важную роль при формировании демократического правового государства и гражданского общества, определении основных принципов организации деятельности органов государственной власти и управления, гарантировании жизненно важных прав и интересов граждан, укреплении экологического правопорядка. Исследованы полномочия парламента, Президента, правительства и органов государственной власти на местах в сфере реализации экологической политики. Раскрыто содержание специальных конституционных норм и требований в сфере экологии. Автором проанализирована система специальных экологических норм Конституции Республики Узбекистан: экологические обязанности граждан; экологические требования, предъявляемые при использовании имущества; нормы, определяющие принципы осуществления экологической политики государства; экологические полномочия органов государственной власти на местах. Изучены конституционные нормы зарубежных стран в сфере реализации экологической политики. В результате сделан вывод о том, что определение основных направлений экологической политики в Конституции, их конкретизация в нормативно-правовых актах и четкая правоприменительная культура способствуют экологически устойчивому развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTITUTIONAL AND LEGAL GUARANTEES FOR THE IMPLEMENTATION OF THE ENVIRONMENTAL POLICY OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

The article analyzes the constitutional and legal guarantees for the implementation of the environmental policy of the Republic of Uzbekistan. The author reveals the most important principles for the formation of the environmental activities of state bodies and public organizations, guarantees of environmental rights, personal interests, environmental obligations and restrictions of individuals and legal entities, priority areas for the environmentally sustainable development of society, etc. The system of guaranteeing environmental policy in the Constitution of the Republic of Uzbekistan is divided into the following components: general regulating constitutional guarantees in the field of ecology and special environmental norms and requirements. General norms of a socio-political nature play an important role in the formation of a democratic rule-of-law state and civil society, defining the basic principles of organizing the activities of public authorities and administration, guaranteeing the vital rights and interests of citizens, strengthening environmental law and order, etc. The author analyzes the powers of parliament, president, government and local government bodies in the field of environmental policy implementation. The content of special constitutional norms and requirements in the field of ecology is revealed. The following system of special environmental norms in the Constitution of the Republic of Uzbekistan is examined: environmental obligations of citizens; environmental requirements for the use of property; norms defining the principle of implementation of the state’s environmental policy; environmental powers of local government bodies. The article analyzes the constitutional norms of foreign countries in the field of environmental policy implementation. A brief review of the constitutional environmental norms of different countries of the world confirms once again that the definition of the main directions of environmental policy in the Constitution, their specification in regulatory legal acts, and a clear law enforcement culture contribute to environmentally sustainable development.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННО -ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

UDC: 342.4 (042)(575.1)

Файзиев Шухрат

доктор юридических наук, профессор кафедры «Экологическое право» Ташкентского государственного юридического университета

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Аннотация. В статье проанализированы конституционно-правовые гарантии реализации экологической политики Республики Узбекистан. Раскрываются закрепленные в Основном законе государства наиболее существенные принципы формирования экологической деятельности государственных органов и общественных организаций, гарантии экологических прав, интересы личности, экологические обязанности и ограничения физических и юридических лиц, приоритетные направления экологически устойчивого развития общества и др. Автором указывается, что система гарантий экологической политики в Конституции Республики Узбекистан делится на следующие составные части: общие регулирующие конституционные гарантии в сфере экологии и специальные экологические нормы и требования. Общие нормы социально-политического характера играют важную роль при формировании демократического правового государства и гражданского общества, определении основных принципов организации деятельности органов государственной власти и управления, гарантировании жизненно важных прав и интересов граждан, укреплении экологического правопорядка. Исследованы полномочия парламента, Президента, правительства и органов государственной власти на местах в сфере реализации экологической политики. Раскрыто содержание специальных конституционных норм и требований в сфере экологии. Автором проанализирована система специальных экологических норм Конституции Республики Узбекистан: экологические обязанности граждан; экологические требования, предъявляемые при использовании имущества; нормы, определяющие принципы осуществления экологической политики государства; экологические полномочия органов государственной власти на местах. Изучены конституционные нормы зарубежных стран в сфере реализации экологической политики. В результате сделан вывод о том, что определение основных направлений экологической политики в Конституции, их конкретизация в нормативно-правовых актах и четкая правоприменительная культура способствуют экологически устойчивому развитию.

Ключевые слова: экологическая политика, реализация экологической политики, экологическая функция, экологические требования, конституционные гарантии, экологическое законодательство.

Файзиев Шухрат

Тошкент давлат юридик университети "Экология ^у^у^и" кафедраси профессори, юридик фанлар доктори

УЗБЕКИСТОН РЕСПУБЛИКАСИ ЭКОЛОГИК СИЁСАТИНИ АМАЛГА ОШИРИШНИНГ КОНСТИТУЦИЯВИЙ-ХУЦУЦИЙ КАФОЛАТЛАРИ

Аннотация. Мацолада Узбекистон Республикаси экологик сиёсатини амалга оширишнинг конституциявий-ууцуций кафолатлари тащил цилинган. Давлатнинг Асосий цонунида мустаукамланган давлат органлари ва жамоат ташкилотлари экологик фаолиятининг шаклланиши, шахс экологик ууцуц ва манфаатлари кафолатланиши, юридик ва жисмоний шахсларнинг экологик мажбуриятлари ва чекловлари эътироф этилиши уамда жамият экологик барцарорлиги устувор йуналишларининг белгиланиши каби мууим тамойиллар очиб берилган. Муаллиф томонидан Узбекистон Республикаси

Конституциясида давлат экологик сиёсатининг кафолатлари тизими цуйидаги таркибий цисмларга булиниши белгиланган: умумий тартибга солувчи нормалар ва махсус экологик цоида-талаблар. Демократик цуцуций давлат ва фуцаролик жамиятни шакллантириш, давлат цокимияти ва бошцарув органларини шакллантиришнинг асосий тамойилларини белгилаш, фуцароларнинг муцим цуцуц ва манфаатларини кафолатлаш цамда экологик цуцуций тартиботни мустацкамлашда ижтимоий-сиёсий ацамиятдаги умумий нормалар муцим роль уйнайди. Давлат экологик сиёсатини амалга оширишда парламент, президент, цукумат ва мацаллий давлат цокимияти органларининг ваколатлари тацлил этилган. Экология соцасида махсус конституциявий нормаларнинг мазмуни очиб берилган. Узбекистон Республикаси Конституциясининг махсус экологик нормаларининг цуйидаги тизими тацлил цилинган: фуцароларнинг экологик мажбуриятлари; мулкдан фойдаланиш жараёнидаги экологик талаблар; давлат экологик сиёсатини амалга ошириш тамойилларини белгиловчи нормалар; мацаллий давлат цокимияти органларининг экология соцасидаги ваколатлари. Экологик сиёсатни амалга оширишда хорижий давлатларнинг конституциявий нормалари тацлил этилган. Хорижий давлатлар конституцияларидаги экологик нормаларнинг цисцача тацлили шуни курсатадики, Конституцияда давлат экологик сиёсатининг асосий йуналишлари белгиланиши, уларнинг норматив-цуцуций цужжатларда конкретлашиши цамда тизимли цуцуцни цуллаш маданияти, уз навбатида, экологик барцарорликка эришишга замин яратади.

Калит сузлар: экологик сиёсат, экологик сиёсатни амалга ошириш, экологик функция, экологик талаблар, конституциявий кафолатлар, экологик цонунчилик.

Fayziev Shukhrat

Doctor of Law, Professor of the Environmental Law Department, Tashkent State University of Law

THE CONSTITUTIONAL AND LEGAL GUARANTEES FOR THE IMPLEMENTATION OF THE ENVIRONMENTAL POLICY OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abüract. The article analyzes the con&itutional and legal guarantees for the implementation of the environmental policy of the Republic of Uzbekistan. The author reveals the moSt important principles for the formation of the environmental activities of Mate bodies and public organizations, guarantees of environmental rights, personal interests, environmental obligations and restrictions of individuals and legal entities, priority areas for the environmentally sustainable development of society, etc. The syStem of guaranteeing environmental policy in the Con&itution of the Republic of Uzbekistan is divided into the following components: general regulating con&itutional guarantees in the field of ecology and special environmental norms and requirements. General norms of a socio-political nature play an important role in the formation of a democratic rule-of-law State and civil society, defining the basic principles of organizing the activities of public authorities and administration, guaranteeing the vital rights and interests of citizens, Strengthening environmental law and order, etc. The author analyzes the powers of parliament, president, government and local government bodies in the field of environmental policy implementation. The content of special con&itutional norms and requirements in the field of ecology is revealed. The following syStem of special environmental norms in the Con&itution of the Republic of Uzbekistan is examined: environmental obligations of citizens; environmental requirements for the use of property; norms defining the principle of implementation of the State's environmental policy; environmental powers of local government bodies. The article analyzes the con&itutional norms of foreign countries in the field of environmental policy implementation. A brief review of the con&itutional environmental norms of different countries of the world confirms once again that the definition of the main directions of environmental policy in the Con&itution, their specification in regulatory legal acts, and a clear law enforcement culture contribute to environmentally suStainable development.

Keywords: environmental policy, implementation of environmental policy, environmental function, environmental requirements, con&itutional guarantees, environmental legislation.

Важное место в регулировании эколого-правовых отношений занимает конституционно-правовые гарантии, которые являются основой системы экологического законодательства. Среди общерегулирующих норм, устанавливающих общие (основные) правила поведения по использованию и охране окружающей природной среды в Узбекистане, как правило, особое место занимают нормы Конституции, в которой отражены основные положения экологической стратегии Узбекистана, гарантии обеспечения экологических требований и экологической безопасности населения.

Действительно, роль и значение конституционных норм в реализации экологической политики огромны. Именно в Основном законе государства закрепляются наиболее существенные принципы формирования экологической деятельности государственных органов и общественных организаций, гарантируются экологические права, интересы личности, провозглашены экологические обязанности и ограничения физических и юридических лиц, определены приоритетные направления экологически устойчивого развития общества и т. д.

Систему конституционных норм в зависимости от характера регулирования общественных отношений, возникающих в процессе взаимодействия общества и природы, условно можно подразделить на две части:

1. Общие нормы социально-политического характера.

2. Специальные экологические нормы.

Общие нормы социально-политического характера играют важную роль при формировании демократического правового государства и гражданского общества, определении основных принципов организации деятельности органов государственной власти и управления, гарантировании жизненно важных прав и интересов граждан, укреплении экологического правопорядка и др.

Ст. 3 Основного закона нашего государства гласит: «Республика Узбекистан определяет национально-государственное и административно-территориальное устройство, систему органов государственной власти и управления, проводит свою внутреннюю и внешнюю политику. Государственная граница и территория Узбекистана неприкосновенны и неделимы» [1].

Значение данной нормы заключается в том, что она устанавливает общественно-политические принципы построения независимого, демократического государства и способствует проведению единой экологической политики на национальном и международном уровне.

В ст. 11 Конституции Республики Узбекистан закреплен принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, который также очень важен при выработке государственного правового механизма осуществления экологической политики республики.

«Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека» (ст. 24). В данном случае это означает, что на конституционном уровне регламентируются важнейшие права человека в эколого-социальном аспекте, тем самым на органы государства возлагается обязанность обеспечить право граждан на благоприятную окружающую среду.

Республика Узбекистан 30 сентября 1991 года подписала «Декларацию прав и свобод человека», ст. 29 которой гласит: «Человек имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими нарушениями» [2]. Эта важнейшая статья, конституционно узаконившая права граждан, лежит в основе всех экологических прав граждан, конкретизированных специальными законодательными актами, и возлагает на органы государства обязанности обеспечения необходимых условий для их реализации и защиты.

Раздел пятый Конституции - «Организация государственной власти» -определяет важнейшие полномочия парламента и правительства в процессе проведения единой экологической политики. В частности, в ст. 78 Основного Закона регламентированы следующие исключительные полномочия парламента, которые играют немаловажную роль в данной сфере: принятие законов экологического характера, внесение в них изменений и дополнений; определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики республики и принятие стратегических государственных программ; при формировании бюджета страны выделение финансовых ресурсов для решения экологических проблем; установление экологических налогов и других платежей

и контроль за их исполнением; осуществление парламентского контроля за исполнением государственных программ и законов; утверждение Указов Президента Республики Узбекистан в области охраны и использования природных ресурсов; ратификация и денонсация международных договоров и соглашений в области экологии и др.

При осуществлении экологической политики основополагающее значение имеют полномочия Президента и Кабинета Министров Республики Узбекистан как гарантов обеспечения устойчивой жизнедеятельности общества.

В ст. 93 Конституции закреплены полномочия Главы государства и исполнительной власти, которые, без сомнения, весьма значимы при регулировании экологических отношений. В частности, Президент выступает гарантом соблюдения экологических прав и свобод граждан, Конституции и законов республики; принимает необходимые социально-экономические меры, направленные на охрану, рациональное использование природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности; представляет интересы Узбекистана внутри страны и в международных отношениях при решении глобальных экологических проблем; подписывает законы в области экологии и тем самым берет на свои плечи ответственность за осуществление и исполнение требований этих законодательных актов; вводит чрезвычайное положение, объявляет зону экологического бедствия в случаях экологической катастрофы при-родно-техногенного характера для обеспечения экологической безопасности населения; издает указы, постановления, распоряжения в сфере экологической политики и др.

Особенность вышеуказанных конституционных норм общего характера заключается в том, что, во-первых, в них нет прямого специального регламентирования экологических отношений; во-вторых, эти нормы закрепляют общественно-политические, социально-экономические основы правового механизма государства, непосредственно направленные на проведение единой экологической политики в нашей стране.

Интересно обратить внимание на то, что в Конституции США нет положений, содержащих какие-либо требования по охране окружающей среды, равно как нет их и в перечне правового регулирования, составляющего исключительную

компетенцию штатов. Американские юристы называют высший закон страны «косвенным источником», служащим основополагающей правовой схемой, в рамках которой должны укладываться нормы экологического права [3]. Все конституционные нормы США, толкование которых необходимо учитывать при разработке экологического законодательства, можно объединить в 3 большие группы: 1) нормы, устанавливающие полномочия Конгресса по осуществлению правового регулирования в области охраны окружающей среды;

2) нормы, ограничивающие эти полномочия;

3) нормы, формулирующие права граждан, использование которых способно воздействовать на правовое регулирование в области охраны окружающей среды.

Особую роль в экологическом законодательстве имеет судебное толкование конституционных положений, распространяющее их действие фактически на любую область экологических отношений [4].

В отличие от Конституции США в Основном Законе нашего государства, наряду с нормами социально-политического характера, имеются также специальные экологические нормы, регулирующие общественные отношения в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов. Система специальных экологических норм в Конституции Республики Узбекистан следующая:

- экологические обязанности граждан (ст. 50);

- экологические требования, предъявляемые при использовании имущества (ст. 54);

- нормы, определяющие принципы осуществления экологической политики государства (ст. 55);

- экологические полномочия органов государственной власти на местах (ст. 100) [1].

Итак, согласно ст. 50 Конституции Республики Узбекистан, «Граждане обязаны бережно относиться к окружающей природной среде». Значимость данной нормы заключаются в том, что на конституционном уровне закрепляются экологические обязанности граждан. Такая трактовка данной нормы позволяет сделать следующий вывод: ст. 50 Конституции закрепляет обязанности граждан по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

В ст. 54 Основного закона регламентировано, что собственник по своему усмотрению владе-

ет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом. Использование имущества не должно причинять ущерб экологической среде, нарушать права и охраняемые законом интересы граждан, юридических лиц и государства.

Особенность рассматриваемой нормы состоит в том, что она, прежде всего, регламентирует правомочия собственника, определяющие содержание права собственности, в том числе на природные ресурсы; далее, по гражданскому и хозяйственному законодательству, субъектами права собственности являются физические и юридические лица, а использование имущества субъектами права собственности подразумевается как «производственно-хозяйственная и предпринимательская деятельность физических и юридических лиц»; и, наконец, в процессе осуществления производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности в различных отраслях экономики «не должен причиняться ущерб экологической среде», т. е. устанавливаются экологические требования к осуществлению этих видов деятельности.

Основы экологической политики государства закреплены в ст. 55 Конституции Республики Узбекистан: «Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир и другие природные ресурсы являются общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охраняются государством» [1].

Данная конституционная норма определяет следующие основные принципы экологической деятельности государства:

1. Природные ресурсы республики являются общенациональным богатством, т. е. в юридическом смысле они представляют собой «собственность» народа, от имени которого выступают органы государственной власти и управления в соответствии с предоставленными им законодательством полномочиями.

2. Природные ресурсы подлежат рациональному использованию. В экологическом праве под «рациональным» понимается «использование природных ресурсов в строгом соответствии с экологическими нормативами и стандартами». Данная норма в буквальном смысле закрепляет природоохранительные и природно-ресурсовые отношения в системе «общество -природа».

3. Объекты и ресурсы природы охраняются государством. Это означает, что государство берет на себя обязанность защиты режима использования и охраны природных ресурсов и выступает гарантом соблюдения экологических прав и свобод физических и юридических лиц, а также соблюдения экологического правопорядка.

В ст. 100 Конституции перечислены основные полномочия органов государственной власти на местах. В числе приоритетных направлений деятельности этих представительных органов закреплены полномочия по «охране окружающей среды» в областном, районном и городском масштабе.

На наш взгляд, важность и значимость данной нормы заключается в том, что, во-первых, она определяет основные задачи по охране окружающей среды, а во-вторых, возлагает личную ответственность на хокимов всех уровней за соблюдение требований экологического законодательства на подведомственный им территории.

Анализ конституций различных стран мира показывает, насколько разнообразно регламентируются в них эколого-правовые нормы.

В Конституциях Албании, Болгарии, Венгрии, Литвы, Польши, Словакии, Словении, Хорватии, Чехии и Эстонии довольно четко прописаны права и обязанности граждан и государства в области экологии. Так, ст. 24 Конституции Греции (1975 г.) гласит: «Охрана природной и культурной окружающей среды является обязанностью государства».

Конституция Украины (ст. 16) объявляет обязанностью государства обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории Украины, преодоление последствий Чернобыльской катастрофы, сохранение генофонда украинского народа [5].

В Австрии действующий Федеральный Конституционный закон (1920 г.) «О всеобъемлющей защите окружающей среды» является свидетельством стремления страны обеспечить комплексную охрану окружающей среды.

Высшим законом в Германии является Конституция, которая в отличие от правил, определяющих полномочия федеральных и местных властей в области охраны окружающей среды, содержит

только одну статью. Это ст. 20а Конституции, требующая от государства защищать окружающую природную среду, имея в виду ответственность современников за будущие поколения [6].

В Италии задача по охране окружающей среды возложена на государство. Ст. 9 Конституции Италии (1947 г.) гласит: «Республика охраняет природу страны».

Правовая основа охраны окружающей среды в Индии представлена конституционными положениями, которые обязывают государство стремиться охранять и улучшать окружающую среду и требовать того же от каждого гражданина Индии [7].

Краткий обзор конституционных экологических норм различных стран мира еще раз подтверждает, что определение основных направлений экологической политики в Конституции, их конкретизация в нормативно-правовых актах и четкая правоприменительная культура способствуют экологически устойчивому развитию.

Экологическая политика государства во многих странах мира, наравне с политическими, социально-экономическими, культурно-просветительскими сферами общественной жизни, считается одним из приоритетных направлений государственного строительства.

В Конституции нашего государства закрепляются основные экологические права и обязанности, а также принципы охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов. Механизм же реализации этих норм конкретизируется в экологическом законодательстве. Значимость конституционных норм и требований заключаются в том, что, во-первых, закрепляются базовые принципы и нормы правового режима личности, институтов гражданского общества и деятельности государственных органов и институтов; во-вторых, устанавливаются государственно-правовые гарантии реализации экологической политики государства в условиях устойчивого развития.

Список использованной литературы

1. Конституция Республики Узбекистан. - Т.: Узбекистан, 2019.

2. Декларация прав и свобод человека. - Т.: Узбекистан, 1998.

3. Environmental policy and law. - 19|3|4. - 1989. - March. - Р. 115.

4. Краснова И.О. Экологическое право США: сравнительно-правовое исследование: Дисс. ... докт. юрид. наук. - М., 1997.

5. Конституции стран мира. - М.: Юрист, 2010.

6. Люббе-Вольф Г. Основные характеристики права окружающей среды Германии // Гос. и право. - 2000. - № 11. - С. 90.

7. Лапина М.А. Нормативное правовое обеспечение экологической безопасности в зарубежных государствах // Экологическое право. - 2001. - № 1. - С. 38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.