Научная статья на тему 'Конституционно-правовые аспекты территориального устройства современных государств'

Конституционно-правовые аспекты территориального устройства современных государств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
366
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ГОСУДАРСТВО / ТЕРРИТОРИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов Александр Юрьевич

В статье характеризуются общие проблемы территориального устройства государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые аспекты территориального устройства современных государств»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ Иванов А.Ю.

Иванов Александр Юрьевич - специалист, кафедра частного права, юридический факультет, Государственный университет управления, г. Москва

Аннотация: в статье характеризуются общие проблемы территориального устройства государств.

Ключевые слова: анализ, государство, территория.

Территориальное устройство современных государств является динамической категорией: границы государства, его внутреннее деление подвергаются изменениям, обусловленным множеством причин социального, политического, военного и других характеров. В любом случае, какие бы причины не привели к необходимости изменения территориального устройства государства, имеет место вопрос правомерности осуществления таких изменений.

Наиболее общая проблематика изменения территориального устройства современных государств представляется следующей:

1. Говоря об изменении территориального устройства государства в правовом аспекте мы подразумеваем, что это государство является именно правовым - уже имеющим законодательно установленную (утвержденную) территориальную форму, форму государственного управления и законодательный фундамент, определяющий порядок изменения территориального устройства. В противном случае (при отсутствии названных объектов) речь будет идти не столько об изменении, сколько о формировании государства, что является более широким вопросом, т.к. способы образования государства многогранны и вариативны.

2. Изменение территориального устройства как акт действий множество субъектов всегда имеет целевую основу. Изменение производится по инициативе определенных субъектов, с ориентацией на определенные цели, которые должны быть достигнуты. На практике целевой компонент изменений не всегда является четким и признанным остальными субъектами (например, когда одно государство предъявляет свои права на часть другого государства, что категорически не признается вторым). Следовательно, проблема заключается в балансе и стабилизации интересов всех субъектов, которых затрагивает процесс изменения территориального устройства государства.

3. Проблемы, касающиеся правовой регламентации процесса изменения территориальной формы государства. Осуществление этого процесса имеет положительный результат тогда, когда процесс соответствует четко установленным нормам законодательства, обеспечивающим его благоприятность, контролируемость, механизмы и средства достижения целей изменений. Законодательная база, регламентирующая процесс изменения территориальной формы государства, во многих странах характеризуется «пробелами», двусмысленностью и прочими правовыми погрешностями, с которыми сталкивается государство при изменении формы территориального устройства.

Названные выше проблемы являются общими, присущими большинству изменений территориального устройства государств, их происхождение -индивидуально. Например, оно может заключаться в проблеме симметрии и асимметрии в территориальном (прежде всего в федеративном) устройстве, которая

70

привлекает внимание западной политологии и юриспруденции уже в течение нескольких десятилетий. Следует также иметь в виду, что на практике симметрия и асимметрия правового положения регионов в определенном смысле выступают в диалектическом единстве. Реализация формально равных правовых возможностей, естественно, может приводить к разнообразным правовым результатам (в том числе к появлению различий в индивидуальных правовых статусах).

Настороженное отношение к асимметрии в правовом положении территориальных образований часто основано на ее категоричном представлении как угрозы равноправию жителей разных местностей. Однако в действительности дифференциация административной или законодательной компетенции регионов совершенно не обязательно означает, что проживающим в них гражданам будут предоставляться права в различном объеме или оказываться неодинаковые публичные услуги. И, напротив, такое неравенство вполне возможно при внешней правовой симметричности регионов — просто вследствие различий в материальных возможностях территориальных образований и в результате пространственной неравномерности трансфертов и прямого расходования общегосударственных средств1.

Вместе с тем, важным аспектом управления государств с точки зрения их территориального устройства является потенциальная возможность изменения формы территориального устройства, а именно - реформирование унитарной модели в федеральную, что в научной литературе именуется термином «федерализация». Федерализация в общем смысле представляет собой переход от унитарного государственного устройства к федеративному в результате конституционной реформы. Процесс федерализации имел место в Бельгии и фактически в Российской Федерации. Федерализация является процессом становления и развития федеративных отношений, происходящие под влиянием этого процесса, а изменения, касающиеся государственного устройства, оказывают влияние на структуры власти.

Федерализация рассматривается как определяющий процесс в системе государственного устройства, где важное место занимают и основными факторами являются субъекты или внутригосударственные регионы. Точнее, включение субъектов в систему политико-правовых отношений, их внутренняя организация и территориальное распределение функций государственной власти, статус региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью, государственным управлением и т. д.

Основными мотивами создания региональных политико- административных единиц называют следующие:

1) необходимость диффузии (размывания) власти с целью блокирования возможности установления диктатур;

2) раскол монолитной и неэффективной национальной бюрократии;

3) устранение излишней политической концентрации на национальном уровне (регион представлен однородной административно-территориальной единицей, где превалируют в меньшей степени общеполитические и общеэкономические аспекты и в большей степени - конкретные проблемы организации, функционирования хозяйственной и социальной сферы);

4) стимулирование процессов регионального планирования, которые бы пришли на смену провалившимся общенациональным.

Помимо этого, государства, разделенные на составные части, независимо от формы их территориального устройства, сталкиваются с проблемой разграничения полномочий между центром и регионами. Как правило, в центральной части осуществляется централизованное управление государством, однако самобытность

1 Лексин И.В. Правовая асимметрия в территориальном устройстве государства: теория и практика // Государственное управление: электронный вестник. 2012. №35. С.10.

71

административно-территориальных единиц унитарных государств или субъектов федерации требует реализации так называемой «институциональной политики» и децентрализации управленческих полномочий.

Необходимость проведения «институциональной политики», направленной на децентрализацию политических и административных структур, Б.Г. Преображенский обосновывает выделением трех

«преимуществ» децентрализации:

— предоставление и расширение прав граждан на участие в управлении государством через политическую интеграцию и самоидентификацию;

— развитие системы «сдержек и противовесов» в процессе разделения полномочий между уровнями управления;

— формирование институциональный условий, необходимых для инициирования, продвижения и осуществления«самоподдерживающегося» развития на местном и региональном уровнях и основ формирования гражданского общества.

Однако, следует подчеркнуть, что децентрализация будет эффективной лишь в том случае, если объем полномочий, ресурсов и ответственности субъектов самоуправления достаточен для принятия решений, инвариантных к полномочиям и контрольным функциям региональных органов государственной власти.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

2. Некрасов С.И. Институциональные и территориальные аспекты организации публичной власти в современном государстве: монография / М.: ГУУ, 2012.

3. Преображенский ¿./.Разграничение полномочий и компетенций в сфере отношения«регион-муниципалитет»: теоретический контекст децентрализации управления // Регион: системы, экономика, управление, 2013. № 3. С. 35.

4. Лексин И.В. Правовая асимметрия в территориальном устройстве государства: теория и практика // Государственное управление: электронный вестник, 2012. № 35. С. 10.

5. Плотникова О.В. Особенности унитарных государств и влияние регионализма на их развитие // Сибирский институт международных отношений и регионоведения, 2011. № 13. С. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.