Научная статья на тему 'Конституционно-правовые аспекты социальной поддержки многодетных семей: Российский и зарубежный опыт'

Конституционно-правовые аспекты социальной поддержки многодетных семей: Российский и зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3251
418
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ЛЬГОТЫ И ПОСОБИЯ / LARGE FAMILIES' SOCIAL SUPPORT / LEGAL REGULATION / FOREIGN EXPERIENCE / FAMILY ALLOWANCE AND PRIVILEGES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнова Кристина Сергеевна

Рассматривается и сопоставляется правовое регулирование в области социальной поддержки многодетных семей в России и в зарубежных странах. На основе положительного зарубежного опыта дается ряд предложений по совершенствованию российского законодательства о семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional and Legal Aspects of Large Families Social Support: Russian and Foreign Experience

The author considers and compares legal regulation in the field of large families social support in Russia and in foreign countries. Proposals on perfection of the Russian Federation legislation on the basis of positive foreign experience are made.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые аспекты социальной поддержки многодетных семей: Российский и зарубежный опыт»

K.S. Smirnova

Constitutional and Legal Aspects of Large Families’ Social Support: Russian and Foreign Experience

The author considers and compares legal regulation in the field of large families' social support in Russia and in foreign countries. Proposals on perfection of the Russian Federation legislation on the basis of positive foreign experience are made.

Key words and word-combinations: legal regulation, large families' social support, foreign experience, family allowance and privileges.

Рассматривается и сопоставляется правовое регулирование в области социальной поддержки многодетных семей в России и в зарубежных странах. На основе положительного зарубежного опыта дается ряд предложений по совершенствованию российского законодательства о семье.

Ключевые слова и словосочетания: правовое регулирование, социальная поддержка многодетных семей, зарубежный опыт, льготы и пособия.

УДК 342.415 ББК 67.400

К.С. Смирнова

КОНСТИТУЦИОННОПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

^^соответствии с нормами международного права материнство и семья находятся под защитой государства [1, ст. 22, ч. 2 ст. 25; 2, ст. 10]. Конституция РФ, учитывая положения международных нормативно-правовые актов, закрепляет одним из основных направлений социальной политики государства государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства [3, ст. 38].

Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан. Для многодетных семей законодательством многих стран предусмотрены льготы и поощрения. С этой позиции представляется интересным рассмотреть, сопоставить правовое регулирование социальной поддержки многодетных семей в России и в зарубежных странах и на основе положительного зарубежного опыта выработать некоторые предложения для Российской Федерации.

Положениями ст. 72 Основного Закона России закреплено, что защита семьи, материнства, отцовства и детства находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В рамках реализации данных

норм федеральной Конституции принят ряд законов как на общенациональном, так и на региональном уровнях.

На сегодняшний день у многодетных матерей в России существует перечень льгот, в числе основных можно назвать: ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком; пенсионные льготы; льготы по оплате жилищнокоммунальных услуг. Многодетные матери, в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [4], получают ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Данное пособие выплачивается в размере минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход.

В зарубежной практике закреплены подобные льготы, однако в части как формально-юридической, так и содержательной они могут заметно отличаться от российских аналогов. Например, в Германии в рамках Реализации ст. 6 Конституции [5, с. 160-163] приняты Закон «О подоходном налоге» (Einkommensteuergesetz) [6] и Федеральный закон «О детских пособиях» (Bundeskindergeldgesetz) [7], которые закрепляют право получения дополнительного налогового бонуса многодетными семьями за рождение каждого ребенка и право на получение детского пособия. Согласно данным законам, на каждого ребенка в возрасте до двух (а в некоторых землях - до трех) лет мать получает по 300 евро в месяц. Помимо того, законодательством Германии предусмотрены пособия в размере 154 евро на ребенка (если их в семье до трех человек) и 179 евро - на каждого последующего. Это пособие выплачивается до 27 лет, если «ребенок» живет с родителями и не работает (имеется в виду, что он получает среднее, а затем и высшее образование).

Кроме того, социальная поддержка в германском законодательстве о детях дифференцирована по возрастам. Детям дошкольного возраста оплачиваются книги с картинками, небольшой набор игрушек, трехколесный велосипед. При зачислении ребенка в школу выделяются средства на покупку ранца, тетрадей и ручек, каждый год бесплатно выдаются необходимые учебники, оплачивается недорогая или подержанная спортивная форма. Многодетные (с тремя и более детьми) семьи имеют право на ежегодную бесплатную путевку для всех в санаторий или дом отдыха [8].

Пенсионные льготы для многодетных матерей в России впервые были введены Законом СССР о государственных пенсиях от 14 июля 1956 г. Позже они нашли свое закрепление в Законе РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» [9]. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» также сохранил право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет [10]. Пенсия в таком случае назначается по достижении возраста 50 лет, если мать имеет страховой стаж не менее 15 лет. Если же многодетная мать не имеет требуемого страхового стажа, пенсия по старости может быть назначена ей на общих основаниях.

В зарубежном законодательстве также закреплены подобные подходы. Например, в рамках реализации ст. 30 и 32 Хартии основных прав и свобод Чехии

[11 ] действует законодательство, закрепляющее, что каждый рожденный ребенок уменьшает на год возраст выхода на пенсию матери [12].

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» многодетные семьи имеют льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, а также право на бесплатный проезд детям на транспорте, бесплатное их питание и обеспечение школьной формой, гарантируется первоочередной прием в дошкольные учреждения, бесплатное посещение музеев, выставок [13].

Аналогичные льготы существуют и в зарубежных странах. К примеру, в Швеции в связи с реализацией положений гл. 2 Конституции [14, с. 135-140] принято законодательство, в соответствии с которым многодетные семьи получают весьма существенное прогрессивное пособие, размер которого возрастает с рождением очередного ребенка. При этом если заработная плата родителей не достигает прожиточного минимума, то многодетной семье начисляется дополнительное пособие для оплаты жилья, детских дошкольных учреждений или специальных талонов на продукты питания [15].

Кроме того, в зарубежных странах есть примеры, где многодетным семьям предусмотрено вместо предоставления льгот различные денежные пособия. Например, в Финляндии в рамках ст. 19 Конституции [16] действует закон, согласно которому многодетным семьям, а также матерям или отцам-одиноч-кам не предоставляется какие-либо льготы, а выдаются различные пособия. Финансово поощряется не только рождение каждого ребенка, но и обеспечивается его дальнейшая жизнь до наступления совершеннолетия. Так, новорожденным предоставляется большой пакет необходимых предметов, которые требуются им в течение первого года жизни, общей стоимостью около 100 евро. Ежемесячно, независимо от доходов семьи, на каждого ребенка до его совершеннолетия (18 лет) выплачиваются так называемые «дополнительные детские деньги» - около 100 евро. Необходимость данной статьи государственного расхода обусловлена сложными климатическими условиями, в которых вырастает новое поколение. Кроме того, в случае материальных затруднений оказывается финансовая помощь на приобретение школьных принадлежностей, организацию детского отдыха, дополнительное обучение. Таким образом государство, поддерживая благополучие и индивидуальное развитие ребенка, с раннего детства воспитывает в своих гражданах чувство уверенности в государственной поддержке.

В Эстонии мать после рождения ребенка в течение девяти месяцев получает полную заработную плату. Если она по истечении этого срока не выходит на работу и остается дома ухаживать за ребенком, то до достижения ребенком трехлетнего возраста может рассчитывать на дотации «по домашнему уходу за ребенком» (около 500 евро в месяц). Если это мать-одиночка, то компенсируется полная оплата квартиры, предоставляются бесплатное медицинское обслуживание и другие льготы, исходя из создавшейся ситуации [17].

Наряду с материальной поддержкой материнства и семьи, в современных государствах осуществляется иная, в том числе и моральная, статусная. Например, в Российской Федерации Указом Президента РФ от 13 мая 2008 г. был

учрежден орден «Родительская слава» и грамота о награждении орденом «Родительская слава» [18]. При награждении орденом «Родительская слава» одному из награжденных родителей (усыновителей) будет выплачиваться единовременное денежное поощрение в размере 50 тыс. рублей в порядке, определяемом Правительством РФ [19].

Подобная практика имеется во Франции. Кроме того, в этой стране, с самой высокой в континентальной Европе рождаемостью, существует государственная программа «Большая семья», которая адресована многодетным семьям. Данная программа введена с 1921 г. и в рамках общей государственной политики по стимулированию рождаемости предлагает многодетным семьям субсидирование и льготы. Многодетным семьям предоставляются налоговые льготы. Каждый следующий ребенок уменьшает налогооблагаемую базу семьи, так что семьи с четырьмя детьми практически не платят налогов. Распространяется льгота на всех граждан, невзирая на достаток, предполагаются выплаты в зависимости от количества детей в семье и дополнительные пособия, дифференцированные по возрасту ребенка. Кроме помощи от Кассы семейных пособий (распоряжающихся выплатой пособий), семьям, живущим в Париже и имеющим детей, мэрия города предоставляет дополнительную денежную помощь при найме на работу няни [20].

Что касается субъектов Российской Федерации, то анализ региональной нормативно-правовой базы в части поддержки многодетных семей свидетельствует, что нормы региональной поддержки многодетных семей в большей своей части дублируют меры, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». В Карелии, Омской, Псковской, Свердловской, Тверской областях принят ряд региональных законодательных актов о защите семьи и детства. Вместе с федеральным законодательством они составляют единую систему, обеспечивающую реализацию положений ст. 38 Конституции РФ, существенно расширяя организационное, методическое и ресурсное обеспечение предусматриваемых мер. В то же время практически нет ни одного субъекта Федерации, в котором установленные нормы реализовывались бы в полном объеме.

Подводя итоги, необходимо отметить, что нормы, закрепленные Основным Законом России в области социальной поддержки семьи, в той или иной степени отвечают требованиям международного законодательства. Кроме того, конституционный принцип защиты материнства и детства, семьи находит свое конкретное выражение и развитие как в федеральном, так и в региональном законодательстве. На федеральном уровне и в ряде субъектов Российской Федерации приняты специальные законы, направленные на социальную поддержку многодетных семей, повышение их статуса в обществе и улучшение положения в них детей.

При всем этом, учитывая положительную практику зарубежных стран, необходимо, на наш взгляд, внесение некоторых изменений как в федеральное, так и региональное российское законодательство. В частности, в Федеральном законе «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» необходимо закрепить дифференциацию пособий в зависимости от возраста ребенка, а так-

же, учитывая сложившуюся ситуацию с недостатком мест в детских садах, предусмотреть возможность предоставления малообеспеченным семьям дополнительной денежной помощи при найме на работу няни.

Что касается регионального законодательства, то в настоящее время в субъектах Российской Федерации существует ряд общих проблем в сфере законодательного и практического обеспечения прав и интересов членов многодетных семей:

отсутствие в большинстве субъектов Российской Федерации специальных правовых документов, определяющих стратегию и приоритеты региональной политики в отношении многодетных семей;

недостатки существующего нормативно-правового регулирования на уровне субъектов Российской Федерации (отсутствие в ряде субъектов нормативных правовых актов, объединяющих основания, условия и порядок предоставления социальной поддержки многодетным семьям; действующие правовые акты не всегда адекватно отражают реальные потребности многодетных семей);

недостатки в правовой регламентации и практической организации выявления многодетных семей, нуждающихся в поддержке, влекущие неполный охват многодетных семей, нуждающихся в помощи.

Таким образом, в целом по Российской Федерации эффективность социальной поддержки многодетных семей является недостаточной. И хотя средств и способов защиты и поддержки семей в России за последние годы стало больше, необходимость в их дальнейшем совершенствовании, особенно в правовом, осталась.

Библиографический список

1. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. // Рос. газ. 1995. 5 апр.

2. Об экономических, социальных и культурных правах: международный пакт от 16 дек. 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

3. Конституция РФ: принята 12 декабря 1993 г. // Рос. газ. 1993. 25 дек.; 2009. 21 янв.

4. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федер. закон от 19 мая 1995 г. № 81 (в ред. от 25 дек. 2008 г.) // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1929; 2008. № 30 (ч. 2). Ст. 3616.

5. Конституция Федератив. Респ. Германия от 23 мая 1949 г. // Конституции зарубежных государств: учеб. пособие / под ред. В.В. Маклакова. М., 2003.

6. Закон «О подоходном налоге» («Е1пкоттетТеи^езе&»). иЕЬ: www.arbeitsagentur.de/zentialer-СоПеп1/А20-тет/А201-01£апБайоп/РиЫ1к:айоп/рё£'АпЬа^-Г-Еткоттеп^еие^е8е^-Ви^е8кт.р^

7. Федеральный закон «О детских пособиях» («Bundeskindergeldgesetz»). иКЬ: www.arbeitsagentur.de/zentraler-Content/A09-Kindergeld/A091-steuerrechtliche-Leistungen/Publikation/ pdf/DA-Famka-Bundeskindergeldgesetz-2005.pdf

8. Социальная помощь в Германии. Ц^: www.germanyhelp.pisem.net

9. О государственных пенсиях в Российской Федерации: Закон РФ от 20 нояб. 1990 г. № 340-1 (утратил силу) // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 27. Ст. 351.

10. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федер. закон от 17 дек. 2001 г. № 173-ФЗ (в ред. от 30 дек. 2008 г.) // Парламентская газ. 2001. 20 дек.

11. Хартия основных прав и свобод Чехии (Чешской Республики) от 9 янв. 1991 г. Ц^: www.constitution.garant.ru/ D0C_38 64913.htm#sub_para_N_20

12. Кузнецова 3. Социальная защита в Чехии при переходе к рынку. Ц^: www.transport.ru/ 2_period

И.В. Митякина

13. О мерах по социальной поддержке многодетных семей: Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 (в ред. от 25 февр. 2003 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 19. Ст. 1044; СЗ РФ. 2003. № 9. Ст. 851.

14. Конституция Швеции (Королевства Швеция) от 27 февр. 1974 г. // Конституции государств Европы. М., 2001.

15. Социальное страхование в Швеции и других Северных странах. ЦКЬ: www.rurik.se/ index.php?id=61

16. Конституция Финляндии (Финляндской Республики) от 11 июня 1999 г. (1999/731). ЦКЬ: www.constitution.garant.ru /D0C_3864909.htm

17. Мейнерт Л. Молодежь Эстонии. ЦК-Ь: www.demoscope.ru/weekly

18. Об учреждении ордена «Родительская слава»: Указ Президента РФ от 13 мая 2008 г. № 775 // СЗ РФ. 2008. № 22. Ст. 2533.

19. О порядке выплаты единовременного денежного поощрения одному из родителей (усыновителей) при награждении орденом водительская слава» и предоставления иных межбюд-жетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременного денежного поощрения лицам, награжденным орденом «Родительская слава»: постановление Правительства РФ от 12 янв. 2009 г. № 19 // СЗ РФ. 2009. № 3. Ст. 416.

20. Иванова М. Материальная помощь родителям от французского государства. ЦКЬ: www.foreign-parents.com/Russian_version

I.V. Mityakina

State Control (Supervision) over Self-Regulatory Organizations: Legal Regulation

Normative legal regulation of self-regulatory organizations of various spheres of activity is shown. Changes in the current legislation on state control (supervision) and the practice of its application are analyzed.

Key words and word-combinations: state control (supervision), application of right, self-regulation.

Показано нормативное правовое регулирование саморегулируемых организаций, действующих в различ-ныгх сферах. Анализируются изменения законодательства о государственном контроле (надзоре) и практика его применения.

Ключевые слова и словосочетания: государственный контроль (надзор), правоприменение, саморегулирование.

УДК 342.951 ББК 67.401.03

И.В. Митякина

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР)

В ОТНОШЕНИИ

САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ:

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ

РЕГУЛИРОВАНИЕ

I осударственный контроль (надзор) за осуществлением предпринимательской деятельности выступает как реализация экономической функции государства, форма воздействия на предпринимательские отношения и через них на состояние экономики страны, и, таким образом, может быть отнесен к публичному контролю (надзору) [1, с. 16]. С 1 мая 2009 г. в силу вступил Федеральный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.