Научная статья на тему 'Конституционно-правовые аспекты реализации права на жилье военнослужащими Российской Федерации путем участия в программе накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения'

Конституционно-правовые аспекты реализации права на жилье военнослужащими Российской Федерации путем участия в программе накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
242
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИПОТЕЧНЫЕ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые аспекты реализации права на жилье военнослужащими Российской Федерации путем участия в программе накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения»

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ЖИЛЬЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПУТЕМ УЧАСТИЯ В ПРОГРАММЕ НАКОПИТЕЛЬНО-ИПОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Стерликова О.Б., соискатель

Поволжская Академия Государственной службы имени П.А. Столыпина Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Право на жилье занимает особое место в системе прав человека. Проблема обеспечения военнослужащих жильем названа в Послании Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 года Президентом Российской Федерации В.В.Путиным одним из главных вопросов социальной политики государства на последующий период развития.1 В связи с чем хотелось бы рассмотреть один из аспектов, каким образом военнослужащие могут реализовать свое конституционное право на жилье.

«Право на достаточное жилье относится к тем социальным правам, развитию которых в мире уделяется все большее внимание. Право на жилище закреплено не менее чем в 12 различных международных документах, принятых и провозглашенных ООН».2 «Право на жилище означает возможность иметь жилище, пользоваться им на условиях, установленных законом».3 По мнению Лука-шевой Е.А. право на жилище, как закрепленное в статье 40 Конституции РФ, может быть отнесено к категории основных прав человека.4 Признание права каждого на достаточное жилище, отмечают В.И.Иваненко, В.С.Иваненко, имеет очень важное значение. Это признание особой значимости пригодного и безопасного места проживания всех и каждого для обеспечения человеческого достоинства, физического и психического здоровья и каче-

1 Российская газета.Новые законы и нормативные акты.№19.2007.С.17

2 Корякин В.М. «Жилищная проблема как ключевая проблема современной военно-социальной политики: состояние и перспективы развития.» Военно-российский правовой сбор-ник.М.2005.С.6.

3 Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Жилищные права военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.М.2000.С.20.

4Комментарии к Конституции Российской Федерации//Под

ред.Л.А.Окунькова.М.1994.С.127.

ства жизни в целом.5 Богданов Е.В. обращает внимание на то, что «государство приняло на себя обязанности по созданию условий для осуществления гражданами права на жилище, поскольку не может быть права без соответствующей обязанности и, наоборот, обязанности без корреспондирующего ей права,...граждане и государство находятся в правовой связи, то есть в правоотношени-ях».6

В соответствии с принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1988 году Глобальной стратегией в области жилья до 2000 года «право на надлежащее жилье получило всеобщее признание со стороны международного сообщества. Достаточное жил и ще означает надлежащую жилую площадь, надежную защиту частной жизни, надежную безопасность, надлежащее освещение и вентиляцию, надлежащую базовую инфраструктуру, надлежащее расположение в отношении производственных и других важных объектов, причем все это - за умеренную плату. Все граждане всех государств, и бедные в том числе, имеют право ожидать от правительства проявления заботы об их потребностях в жилье, а также принятия правительствами важных обязательств по защите и улучшению, а не разрушению и повреждению домов и жилых рай-онов».7

Статьей 40 Конституции РФ каждому гарантировано право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Право на жилище реализуется системой жилищного законодательства, прежде всего в Жилищном кодексе РФ, а также в других законах и актах, в том числе о правах военнослужащих. Гарантии жилищных прав военнослужащих установлены статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которой военнослужащим гарантируется предоставление жилья из государственного и других жилищных фондов. Обеспечение граждан страны жильем всегда было острой проблемой для нашей страны. Как, например, отмечает Долженко М.А. «.к большому сожалению, только незначительный процент населения России в современных экономических условиях может позволить себе приобретение жилья на вполне законных основаниях, поэтому в данной ситуации норму Конституции о праве на жилье можно трактовать таким образом: если у тебя есть жилье, значит, ты реали-

5 Иваненко В.А., Иваненко В.С. Социальная защита человека и социальные обязанности государства.СПб.2003.С.137-138. 6Богданов Е.В. Природа и сущность права граждан на жилище //Журнал российского права.2003. №4.С.22.

7Иваненко В.А., Иваненко В.С. Социальная защита человека и социальные жбязанности государства.СПб.2003.С.140.

Стерликова О. Б.

ИПОТЕЧНЫЕ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

зовал свое социальное право на жилище, а если у тебя нет достойного жилья, то в современных условиях, будучи законопослушным гражданином, ты вряд ли это право реализуешь».8 С высказанной точкой зрения автора трудно не согласиться.

Федеральным законом «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 2 августа 2004 года №122-ФЗ, предусматривались различные способы обеспечения жильем военнослужащих. Это предоставление жилья на общих основаниях за счет государственного или муниципального жилого фонда; выделение служебных жилых помещений; участие в программе «Государственные жилищные сертификаты», членство в жилищностроительных, жилищных кооперативах (с правом на получение безвозмездной финансовой помощи); индивидуальное жилищное строительство (с правом получения финансовой помощи) и т.д.

С 01 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон «О накопительной ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее НИС) от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ.Его основная цель - создать эффективно работающую систему обеспечения военнослужащих жильем, основанную на принципах рыночной экономики. Сразу следует отметить, что действие этого закона распространяется на следующие категории военнослужащих: лиц, окончивших военные образовательные учреждения профессионального образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 01 января 2005 года, при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, могут стать участниками, изъявив такое желание; офицеров, призванных на военную службу из запаса или поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первый контракт о прохождении военной службы начиная с 01 января 2005 года; прапорщиков и мичманов, общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет 3 года начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 01 января 2005 года, могут стать участниками, изъявив такое желание; сержантов и старшин, солдат и матросов, заключивших второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года, изъявившие желание воспользоваться НИС. То есть участников НИС можно подразделить на две группы, для каждой из которых существуют свои условия вступления в НИС. Первая группа включается в реестр участников НИС автоматически, вторая -

8 Довженко М.А.Обеспечение жильем сотрудников органов внутренних дел как одна из социальных гарантий//Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел:Межвузовский сборник научных тру-дов.ч.1.М.1999.С.150.

при изъявлении желания после подачи рапорта в письменном виде. НИС позволит военнослужащим: накопить денежные средства для приобретения жилья по избранному месту жительства; приобрести жилье в собственность через три года участия в НИС за счет ипотеки.

Федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба будет производиться ежегодное перечисление денежных средств на счета военнослужащих, являющихся согласно свому волеизъявлению, участником НИС. Объем ежегодных начислений будет эквивалентен примерно 3 квадратным метрам жилья. Денежные средства планируется индексировать, с учетом уровня их инфляции и их должно быть достаточно для приобретения военнослужащим через 20 лет службы 54 кв.м. общей площади жилого помещения. По желанию военнослужащего, перечисленные на его счет денежные средства могут быть использованы для приобретения жилья в собственность по истечении 3 лет после его включения в данную систему с использованием ипотечного кредита, предоставляемого банком под залог приобретаемого жилья. Процесс накопления денежных средств будет продолжаться и ими же будет обеспечиваться погашение ипотечного кредита. При увольнении военнослужащего с военной службы по уважительным основаниям: организационно-штатным мероприятиям, состоянию здоровья, при выслуге лет 10 и более, военнослужащий сможет распорядиться накопленными денежными средствами для решения жилищного вопроса самостоятельно. Следует подчеркнуть, что при увольнении с военной службы лиц, имеющих общую продолжительность военной службы менее 10 лет, даже по положительным основаниям увольнения (по состоянию здоровья, организационно-штатным мероприятиям, по семейным обстоятельствам и т.д.) право на участие в НИС военнослужащим утрачивается, хотя данные обстоятельства увольнения могут не зависеть от воли военнослужащего. Необходимо отметить, что для участия в этой программе обеспечения жильем военнослужащих требования о нуждаемости военнослужащего в получении жилья или улучшении жилищных условий не применяются. В соответствии с п.1 ст.11 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» каждый участник данный программы имеет право: приобретать в собственность жилое помещение или жилые помещения с использованием средств, накопленных на его именном счете; приобретать в собственность жилое помещение или жилые помещения с использованием целевого жилищного займа и(или)ипотечного кредита (займа);ежегодно получать в федеральном органе исполнительной власти (по месту прохождения военной службы) сведения о средствах, учтенных на его именном накопительном счете; ис-

пользовать средства в размере накоплений для жилищного обеспечения, учтенных в его именном накопительном счете для погашения ранее полученного целевого жилищного займа; использовать средства, накопленные на его именном накопительном счете, для улучшении жилищных условий или иных целей.В 2005 году в данную систему вошли 22,6 тыс. военнослужащих, из них: 1200 офицеров, призванных из запаса на 2 года и решивших заключить контракты о прохождении службы; 3,6 тыс. прапорщиков и солдат-контрактников, имеющих выслугу 3 года и более, остальные - офицеры

- выпускники военных вузов. Из 80,6 тыс. военнослужащих- 43,7 тыс. проходят службу в 13 крупных административных центрах. Из них наиболее проблемными являются 5 регионов - Москва, Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Калининградская области. В этих регионах сумма денежных средств, необходимая для того, чтобы решить жилищную проблему, составит 15 млрд.руб. в 2006 г. и 15 млрд. - в 2007г.9

Анализируя результаты действия Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы» от 20 августа 2004 года №117-ФЗ можно говорить о недостатках, связанных с его реализацией. Так, круг лиц, имеющих право принять участие в данной программе, существенно сужен. Например, даже после вступления данного закона в силу, участниками НИС не могут стать следующие категории военнослужащих: выпускники военных образовательных учреждений профессионального образования, которым первое воинское звание офицера было присвоено в период обучения; лица, не имеющие воинского звания офицера и поступающие на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера; военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, не имеющие воинского звания офицера, при назначении на должность, для которой предусмотрено воинское звание офицер и т.д.

Тем не менее, эта программа развивается и в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации «О проведении эксперимента по ипотечному кредитованию участников НИС от 29 января 2007 года №51 (далее Постановление) утверждено проведение эксперимента по программе НИС и установлены как правила предоставления целевых жилищных займов при проведении эксперимента по ипотечному кредитованию участников, так и правила оформления ипотеки военнослужащими, участвующими в эксперименте. Право на участие в эксперименте получили

военнослужащие, включенные в реестр участников НИС, у которых основания для включения в указанный реестр возникли в 2005 году. Решение об участие в эксперименте военнослужащими принимаются на основании поданных рапортов.Целью эксперимента является предоставление военнослужащему целевого жилищного займа, его использование путем погашения первоначального взноса при получении ипотечного кредита (займа), или займа и погашения обязательств по ипотечному кредиту. Предоставление займа определено двумя этапами и за счет различных источников финансирования: первый этап - за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на проведение эксперимента, которые подлежат возврату по достижении 3 лет с даты возникновения основания для включения участника эксперимента в реестр участников НИС (расчетная дата);второй этап

- (после расчетной даты) - за счет накоплений для жилищного обеспечения, учитываемых на именном накопительном счете участника эксперимента, в соответствии со ст.14 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». Размер займа, предоставляемый участнику эксперимента на первом этапе состоит из: первоначального взноса - сумма законодательно утвержденных накопительных взносов за 2005-2007 г.г. (2005г. - 37 тыс.руб.;2006

- 40 тыс.600 руб.;2007 г. - 82 тыс.800 руб.); ежемесячных платежей по ипотечному кредиту до расчетной даты, исчисленные как одна двенадцатая размера законодательно утвержденного накопительного взноса на 2007 год (1/12 от 82,8 тыс.руб. = 6 тыс.900 руб.).

Предоставление займа осуществляется по договору целевого жилищного займа, утвержденного вышеуказанным Постановлением. Участнику эксперимента возврат денежных средств федерального бюджета будет осуществляться за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на именном накопительном счете военнослужащего на день наступления расчетной даты.

Безусловно давать оценку эффективности программы НИС обеспечения военнослужащих, а также эксперимента по его проведению пока преждевременно, но несомненно, эта система реально может стать одним из важных элементов совершенствования системы обеспечения жилья военнослужащих в целом.

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

9В.М.Корякин. О месте и роли приоритетных национальных проектов в военно-социальной политике Российской Федерации. Право в Вооруженных Силах.2006.№8.С.2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.