КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ТРУДЯЩИХСЯ МИГРАНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(НА ПРИМЕРЕ ГРАЖДАН БЕЛОРУССИИ И КАЗАХСТАНА)
Д. С. ХАРЛАМОВА,
адъюнкт кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о конституционно-правовом статусе трудящихся мигрантов в Российской Федерации на примере граждан из Белоруссии и Казахстана с учетом ратифицированного Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей 11 июля 2011 г.
Ключевые слова: трудящийся мигрант, российский работодатель, правовой статус, вид на жительство, разрешение на временное проживание.
CONSTITUTIONAL AND LEGAL STATUS OF MIGRANT WORKERS IN RUSSIA (EXAMPLE THE CITIZENS OF BELARUS AND KAZAKHSTAN)
D.S. KHARLAMOVA,
adjunct of the chair of constitutional and municipal law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. This paper examines the constitutional and legal status of migrant workers in Russia for example, the citizens of Belarus and Kazakhstan with the ratified agreement on the legal status of migrant workers and their families July 11, 2011. Keywords: migrant workers, employers that legal status, residence permit, a temporary residence permit.
ii
Прежде всего определим, кто является трудящимся-мигрантом. Термин «трудящийся-мигрант» означает лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является. Данное определение содержится в ст. 2 Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1990 г. Вступила в силу 1 июля 2003 г.1.
с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации состоит в следующем: «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации»3. Тем не менее именно законодательное закрепление за мигрантом, временно проживающим на территории РФ, определенных прав и обязанностей позволяет осуществлять первичное регулирование Сегодня Россия является одним из самых крупных миграционных потоков в РФ. Речь идет как об иммиграции (т.е. первичном въезде на территорию страны не-
государств, принимающих мигрантов, не только на постсоветском пространстве, но и в Европе, и в мире в целом. Приток мигрантов объективно востребован в сложившихся экономических реалиях и будет востребован в еще больших масштабах в связи с демографической ситуацией. Действие многих факторов, таких как геополитическая ситуация, более стабильное экономическое положение России по сравнению с другими странами СНГ, демографические проблемы, связанные с абсолютным уменьшением численности населения, «прозрачность» границ со странами СНГ, наличие в России больших национальных диаспор, указывают на то, что Россия останется принимающей страной на долгое время2. Значительная часть иммигрантов нацелена на постоянное проживание в России. Многие из тех, кто намерен вернуться в свои страны, живут здесь продолжительное время — несколько лет. Правовой статус таких лиц в соответствии
резидента), так и о последующей внутренней трудовой миграции по территории субъектов РФ4.
Правовой статус мигранта носит временный характер — в дальнейшем он либо натурализуется (получает гражданство страны своего проживания и работы), либо отбывает на территорию государства, гражданином которого является. Специфика его правового положения состоит также в том, что вне рамочных конвенций и международных соглашений, ратифицированных принимающей стороной и вступивших в законную силу на момент въезда на ее территорию обозначенного лица,
1 Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.
2 Авакьян С.А. Конституционное право России. Т. 1. М., 2005.
3 Конституция РФ / Российская газета. 2009. 21 янв.
4 Там же.
легитимность его статуса всецело зависит от норм национального законодательства, которые в каждом отдельном государстве обладают своей спецификой. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, где закреплено, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора»5. 11 июля 2011 г. Россия ратифицировала Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (далее — Соглашение). Данное Соглашение было подписано нашей страной, Белоруссией и Казахстаном еще 19 ноября 2010 г., однако вступило в силу только 26 июля 2011 г. Итак, Соглашением предусматривается, что гражданам из договаривающихся стран не требуется разрешение на работу в Российской Федерации. Они могут привлекаться к трудовой деятельности без учета ограничений по защите национального рынка труда.
Отметим, что данное нововведение актуально прежде всего для граждан Казахстана, поскольку в отношении граждан Белоруссии это правило действовало уже давно. В соответствии с п. 1, 2 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» на граждан Белоруссии не распространяется общий порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы, т.е. гражданам Белоруссии и раньше не требовалось получать разрешение на работу. Теперь этого не надо делать и гражданам Казахстана. Конституция РФ в ст. 37 гарантирует свободу труда и закрепляет право каждого на труд в условиях безопасности и гигиены. Вследствие своей неосведомленности о существующих вакансиях, условиях и оплате труда иностранные граждане и лица без гражданства работают, как правило, в условиях, не отвечающих тем, которые предусмотрены законодательством. Нежелание работодателей создавать иностранным работникам условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, приводят в результате к несчастным случаям и повышенному травматизму на производстве6. Кроме того, граждан Казахстана российский работодатель теперь вправе принимать на работу и на те должности, в отношении которых действуют ограничения, установленные Правительством РФ во исполнение п. 5 ст. 18.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранцев в России» (далее — Закон № 115-ФЗ)7. Напомним, что ежегодно Правительство РФ устанавливает допустимую долю иностранных работников, привлекаемых в различ-
ные отрасли экономики. Размер такой доли утверждается в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность как в одном или нескольких субъектах РФ, так и по всей России. Это означает, что работодатель не вправе привлекать больше иностранных работников, чем установлено по тем видам деятельности, которые определены Правительством РФ. Поскольку гражданам Белоруссии миграционная карта не выдается, представить ее должны только граждане Казахстана.
При приеме на работу трудящийся-мигрант должен представить документы, которые предусмотрены законодательством государства трудоустройства, а также документы, подтверждающие законность нахождения в этом государстве. Законное нахождение в России в соответствии со ст. 2 Закона № 115-ФЗ может подтвердить один из следующих документов:
1) вид на жительство;
2) разрешение на временное проживание;
3) виза и (или) миграционная карта;
4) иной предусмотренный федеральным законом или международным договором документ, подтверждающий право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ.
Поскольку гражданам Белоруссии миграционная карта не выдается (Письмо ФМС России от 21 января 2005 г. № МС-2/559), представить ее должны только граждане Казахстана. В остальном список необходимых для трудоустройства документов такой же, как и для российских граждан. Он установлен ст. 65 Трудового кодекса Российской Федерации8.
Еще одна важная льгота, предусмотренная Соглашением, заключается в том, что трудящиеся-мигранты и члены их семей освобождаются от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в течение 30 суток с даты въезда в государство трудоустройства. Раньше они были обязаны уведомлять миграционные органы о своем прибытии в Россию не позднее семи рабочих дней со дня прибытия (п/п. 2 п. 3 ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Феде-рации»)9. Максимальный срок временного пребывания трудящегося-мигранта и членов его семьи — это срок действия его трудового договора с работодателем (ч. 2 ст. 5 Соглашения).
Однако, если трудовой договор с иностранным гражданином будет прекращен досрочно, этот гражда-
5 Конституция РФ / Российская газета. 2009. 21 янв.
6 Тюнина И.И. Конституционно-правовое регулирование внешней трудовой миграции в Российской Федерации // Закон и право. № 7.
7 СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.
8 СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
9 СЗ РФ. 2006. № 30. Ст. 3285.
№ 6 / 2013
Вестник Московского университета МВД России
131
нин лишится статуса трудящегося-мигранта, поскольку перестанет осуществлять трудовую деятельность. Соответственно, находиться в России он сможет не более 90 суток с даты въезда, потом ему необходимо будет выехать из страны (абз. 2 п. 1 ст. 5 Закона № 115). Если же на момент расторжения трудового договора он уже пробыл в РФ более 90 суток, то он имеет право в течение 15 дней заключить новый трудовой договор. Если за указанное время он не устроится на работу, ему придется покинуть страну.
Очень важно отметить, что в Соглашении предусмотрено право детей трудящегося-мигранта посещать дошкольные учреждения и получать образование согласно законодательству государства трудоустройства (ст. 12 Соглашения). Однако необходимо, чтобы дети проживали совместно с мигрантом. Российские дошкольные и образовательные учреждения не вправе отказать в приеме таких детей на том основании, что они не являются гражданами РФ.
Чтобы ребенка взяли в детский сад или школу, трудящийся-мигрант должен написать заявление и приложить документы, подтверждающие его статус как мигранта. К таким документам относится миграционная карта (для граждан Казахстана) и трудовой договор с российским работодателем.
Что касается медпомощи, то в соответствии с Соглашением право на ее получение регулируется законодательством государства трудоустройства и международными договорами, участниками которых оно является.
Например, граждане Белоруссии, временно пребывающие и временно проживающие в Российской Феде-
рации и работающие там по трудовым договорам, имеют равные права с российскими гражданами на получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Это предусмотрено ст. 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 24 января 2006 г. «О порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации».
Трудящимся-мигрантам из Казахстана, которые временно пребывают, а не проживают в России, плановая медицинская помощь оказывается на платной основе в соответствии с договором на предоставление платных медицинских услуг или договором добровольного медицинского страхования. Это установлено Правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2005 г. № 54610.
Таким образом, можно сделать вывод, что в дальнейшем предвидится тенденция к увеличению числа государств, участвующих в обмене трудовыми ресурсами и заключению соглашений между государствами упрощающих порядок приема трудящихся-мигрантов на работу. В будущем такие соглашения предвидятся между Россией и Таджикистаном, Узбекистаном и Китайской Народной Республикой.
СЗ РФ. 2005. № 36. Ст. 3708.
ПРАВООК Р Д М1/ ТЕ П ЬН Ы Е ОРГАНЫ
зарубежный
СТРАН
Правоохранительные органы зарубежных стран: учебник /Подред. A.B. Ендольцевой, О.В.Химичевой, Г.Б. Мир-зоева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
Определены методологические положения курса «Правоохранительные органы зарубежных государств», поняли «правоох-рана», «правоохранительный орган». Рассмотрены методологические начала теории правоохраны, а также правовая основа организации правоохранительных органов зарубежных государств.
Рассмотрены правоохранительные органы США и Федеративной Республики Бразилия; пяти европейских государств — Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Французской Республики, Федеративной Республики Германия, Королевства Испаши, Итальянской Республики; всех иных, помимо Российской Федерации, стран — участниц СНГ — Республики Беларусь, Украины, Республики Казахстан, Республики Узбекистан, Республики Армения, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Туркменистана, Кыргызской Республики, Азербайджанской Республики; прибалтийских государств — Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, а также вышедшей из состава СНГ Грузии.