Научная статья на тему 'Конституционно-правовой статус регионального правительства в системе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации'

Конституционно-правовой статус регионального правительства в системе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
713
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Ключевые слова
REGIONAL GOVERNMENT / CONSTITUTIONAL AND LEGAL STATUS / RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Томилина Елена Сергеевна

В статье рассматриваются основы конституционно-правового статуса регионального правительства в системе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Автор приходит к выводу, что существенную роль в структуре органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации выполняет региональное правительство действующий на постоянной основе орган исполнительной власти субъекта Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовой статус регионального правительства в системе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»

УДК 342.51

Томилина Елена Сергеевна, магистр юридического факультета ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», г. Саранск. (cool. elena2203@mail. ru)

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕГИОНАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются основы конституционно-правового статуса регионального правительства в системе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Автор приходит к выводу, что существенную роль в структуре органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации выполняет региональное правительство -действующий на постоянной основе орган исполнительной власти субъекта Федерации.

Ключевые слова: региональное правительство, конституционно -правовой статус, российская федерация.

Tomilina Elena Sergeevna, Master 1 courses of the department of law in Ogarev Mordovia State University, Saransk.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL STATUS OF GOVERNMENT IN THE SYSTEM OF EXECUTIVE AUTHORITIES OF CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The article discusses the constitutional and legal status of regional

government in the system of Executive authorities of constituent entities of the

Russian Federation. The author comes to the conclusion that a significant role in the

1

structure of Executive authorities of subjects of the Russian Federation performs the regional government is working on permanent basis, the Executive authority of the Federation.

Key words: regional government, constitutional and legal status, Russian Federation.

Современные внутриполитические процессы, происходящие в России, нацелены на построение правового государства, представляющего собой систему социально-правовых институтов и органов, которые обеспечивают нормальное функционирование институтов гражданского общества на базе основных прав и свобод человека и гражданина, экономического подъема экономики страны и духовного развития нации. Особенностью федеративного устройства России является сложная структура исполнительной власть в субъектах Федерации, где, наряду с главой региона, есть правительство, которое также выполняет управленческие задачи. Свободный процесс установления и образования правового статуса большинства правительств в субъектах России актуализирует проблему систематизации и специального исследования их системной и структурной характеристики.

В контексте темы исследования отметим, что изначально с начала существования новой России существенную роль в структуре органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации (РФ) играет высший орган исполнительной (государственной) власти субъекта Федерации -региональное правительство.

Название высшего органа исполнительной (государственной) власти в субъекте Федерации, а также его полномочия, структура, порядок формирования закреплены в Конституции, Уставе или ином нормативно-правовом акте региона в силу национальных, исторических, социально -культурных или иных традиций.

К примеру, если обратиться к статье 94 Конституции Республики

Татарстан Кабинет Министров в указанном субъекте РФ формируется

2

непосредственно главой региона (президентом). Он предлагает свои кандидатуры в Госсовет региона, касающиеся такой должности как премьер-министр Республики Татарстан [1].

Президент Республики Татарстан при согласовании с Госсоветом Республики Татарстан назначает:

- заместителей премьер-министра, некоторые из которых сочетают работу по управлению профильным министерством (министр информатизации и связи, министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, министр промышленности и торговли и др.);

- отраслевых министров (в Министерство здравоохранения, Министерство культуры, Министерство лесного хозяйства, Министерство транспорта и дорожного хозяйства и др.);

- председателей государственных комитетов (в Государственный комитет по архивному делу, в Государственный комитет по закупкам, в Государственный комитет по тарифам, в Государственный комитет по туризму, Государственный комитет Республики Татарстан по биологическим ресурсам);

- руководителей других органов исполнительной власти региона, которые входят в состав Кабинета Министров изучаемого субъекта РФ [1].

Президент Республики Татарстан вправе освободить от занимаемой должности премьер-министра региона, а также членов его Кабинета Министров. Глава Татарстана также выдвигает свои предложения о формировании либо упразднении министерств, ведомств и государственных комитетов региона.

Согласно статьям 48 и 51 Конституции Республики Марий Эл, Глава

региона предлагает на утверждение Законодательного Собрания (Госсобрание

Республики Марий Эл) состав правительства, назначает руководителей

органов государственной власти (отраслевых министров, ведомственных

руководителей, председателей комитетов и иных уполномоченных лиц).

Однако кандидатуры председателя правительства (премьер-министра),

министра экономики и министра финансов обсуждаются с депутатами

3

Госсобрания региона. Премьер и указанные министры назначаются Главой региона только в том случае, когда получено согласие большинства от избранных депутатов регионального парламента [2].

В компетенцию регионального правительства обычно входят вопросы государственного управления, которые отнесены к предмету ведения субъекта Российской Федерации и не составляют сферу деятельности высшего органа исполнительной власти в регионе (руководителя субъекта РФ), а также регионального парламента. Нормативно-правовыми актами регионального правительства выступают по аналогии с федеральным правительством распоряжения и постановления, которые принимаются для исполнения законодательных актов конкретного субъекта Российской Федерации.

Отраслевые министерства, ведомства, комитеты на уровне субъекта РФ выполняют отраслевое и межотраслевое управление, имея, как правило, двойное подчинение - как председателю правительства региона, так и руководителю субъекта России. При этом помимо управленческих задач, Кабинет Министров отвечает за отраслевое развитие региона, состояние социальной сферы и т.д.

Новеллой в практике конституционно-правового регулирования в системе органов исполнительной власти между федеральным центром и регионами РФ являются соглашения о передачи некоторых полномочий от первого (федерального центра) вторым (органам исполнительной власти в регионах). Анализируемые соглашения являются безусловным стимулом развития федерализма поскольку:

- способствуют повышению эффективности деятельности региональных правительств, управляемости региональными процессами;

- обеспечивают взаимную согласованность интересов федерального центра и регионов;

- позволяют более точно учесть природные, географические, экономические, демографические и прочие аспекты регионов России;

- способствуют апробации новых правовых и экономических механизмов

4

по перераспределению полномочий между федеральной и региональной властью.

В период возникновения и развития федеративных отношений в середине 1990-х годов в отсутствии детального законодательного регулирования, касающегося вопросов делегирования и разграничения в полномочиях федеральных и региональных органов исполнительной власти, именно соглашения позволили закрыть правовые недоработки и процедурные рассогласования, что позволило наладить эффективный диалог по линии «федеральный центр - субъект федерации». На основе постоянного анализа достигнутых соглашений и практического их применения федеральным органам исполнительной власти удалось собрать недостающий фактический материал, который впоследствии стал основой большей части федерального законодательства, регулирующего взаимные отношения федеральных и региональных органов исполнительной власти. На сегодняшний день, даже не смотря на доминирующую практику законотворчества по делегированию полномочий от центра к регионам, формы согласительного взаимодействия сохраняются и развиваются.

Основными формами взаимодействия являются как передача части своих полномочий от федеральных органов исполнительной власти в региональным, так и обратная форма - передачи части полномочий от региональных органов исполнительной власти федеральным властям. На практике в процессе развития федеративных отношений в стране «односторонняя» передача части полномочий со стороны регионального правительства по отношению к федеральному правительству пока не нашла своего проявления. Более характерной является ситуация, при которой принимаются соглашения, касающиеся взаимного делегирования (фактически, передаче друг другу) части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами власти субъектов Федерации [3, а 117].

Основная цель передачи части своих полномочий от региональных

правительств федеральным структурам заключается в стратегическом

5

укреплении внутренних федеративных связей, поддержка Правительства РФ при решении социально и экономически значимых региональных проблем. Вместе с тем практика делегирования полномочий свойственна не всем субъектам РФ, однако этот факт, касающийся того, что регионы не заключают соглашения о передачи части своих полномочий органам исполнительной власти федерации, не говорит о нарушении принципов равного партнерства. При этом следует учитывать, что фактический объем взаимных прав и обязанностей федеральных и региональных исполнительных органов власти может различаться.

Таким образом, изучив конституционно-правовой статус регионального правительства в системе органов государственной власти, выделим следующие основные аспекты:

- изначально с начала существования новой России существенную роль в структуре органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации (РФ) играет высший орган исполнительной (государственной) власти субъекта Федерации - региональное правительство;

- название высшего органа исполнительной (государственной) власти в субъекте Федерации (Правительство, Кабинет Министров и т.д.), а также его полномочия, структура, порядок формирования закреплены в Конституции, Уставе или ином нормативно-правовом акте региона в силу национальных, исторических, социально-культурных или иных традиций;

- в компетенцию регионального правительства обычно входят вопросы государственного управления, которые отнесены к предмету ведения субъекта Российской Федерации и не составляют сферу деятельности высшего органа исполнительной власти в регионе (руководителя субъекта РФ), а также регионального парламента;

- по аналогии с федеральным правительством нормативно-правовыми актами регионального правительства выступают распоряжения и постановления, которые принимаются для исполнения законодательных актов

конкретного субъекта Российской Федерации;

6

- отраслевые министерства, ведомства, комитеты на уровне субъекта РФ выполняют отраслевое и межотраслевое управление, имея, как правило, двойное подчинение - как председателю правительства региона, так и руководителю субъекта РФ.

Библиографический список

1. Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г. [Электронный ресурс] : http://constitution.garant.ru/region/cons_tatar/ (дата обращения: 26.01.2018).

2. Конституции Республики Марий Эл от 24 июня 1995 г. [Электронный ресурс] : http://constitution.garant.ru/region/cons_mariy/ (дата обращения: 09.05.2017).

3. Шахрай С. М. Конституционное право Российской Федерации / С. М. Шахрай. - М. : Статут, 2017. - 624 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.