- Юридические науки-
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ
М.В. Щенников, студент
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Россия, г. Абакан)
DOLЮ.24412/2500-Ю00-2022-3-3-Ш-П3
Аннотация. В данной статье поднят вопрос конституционно-правового статуса полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе. Указана большая роль полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе в управлении государством. Освещены некоторые проблемы регламентации деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральном округе. Даны рекомендации по улучшению законодательной базы, регулирующей деятельность полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральном округе.
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, Президент Российской Федерации, полномочного представителя Президента Российской Федерации, федеральный округ, органы государственной власти.
О полномочном представителе Президента Российской Федерации в Конституции РФ упоминается один раз: так, согласно пп. «к» ст. 83 Основного закона Президент Российской Федерации назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации. Коме того, в ходе изучения научных работ на указанную тему обнаружилось, что исследований относительно правового положения полномочного представителя Президента РФ не так и много, не говоря и о его конституционно-правовом статусе. В этой связи изучение конституционно-правового статуса полномочного представителя Президента РФ в рамках настоящей работы представляется весьма актуальным. В научной статье будет рассмотрен конституционно-правовой статус полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе.
Поскольку Конституцией РФ установлено, что Россия представляет собой федеративное государство, состоящее из достаточно большого количества субъектов. Как писала А.И. Ширяева, такое количество участников федеративных отношений явно не могло сказаться положительно на системе государственного управления ввиду невозможности в масштабах такой огромной территории эффективно построить и
организовать систему контроля за деятельностью органов государственной власти в самих субъектах [4].
Более детальное распространение конституционно-правовое положение полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе получило в Указе Президента РФ от 13.05.2000 № 849 (далее - Указ № 849), который был принят «в целях обеспечения реализации Президентом Российской Федерации своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля» [3].
Под конституционными полномочиями Президента РФ подразумеваются полномочия, прописанные в статье 83 Конституции РФ. Следовательно, полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе представляет собой своеобразный «рупор» Президента РФ на подведомственной ему территории. На полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе возложены обязанности по способствованию реализации Президентом его конституционных полномочий, которыми он наделен Основным законом, а также улучшению эффективности работы федеральных органов государственной власти, их взаимодействия между собой, а
- Юридические науки-
также обеспечению контроля их деятельности. Это заложено в основу конституционно-правового статуса полномочного представителя Президента РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2000 №29 «О взаимодействии федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» было закреплено, что институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах является одним из важнейших звеньев в системе федеральной исполнительной власти [1]. При этом М.Г. Шишкин обращал особое внимание на то, что согласно Указу №849 субъекты РФ лишь находятся в пределах соответствующего федерального округа, но не переходят в его подчинение [5].
Как писали О.Н. Кичалюк и А.О. Егоров, вопрос существования федеральных округов, как особых надсубъект-ных территориальных образований, еще долгое время будет актуальным. В условиях складывающихся непростым образом федеративных отношений, напряжённость которых меняется в зависимости от политической ситуации в России и в мире, глава государства нуждается в посредниках, в качестве которых выступают полномочные представители, деятельность которых
способствует наиболее эффективному решению проблем, стоящих перед органами власти [2].
Существенной проблемой можно считать то обстоятельство, что в конституциях и уставах субъектов РФ отсутствует нормативно-правовая база, сформированная с целью взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и полномочных представителей Президента РФ в федеральном округе. Помимо этого, отсутствует законодательное определение федерального округа, не регламентирован правовой статус полномочных представителей. Таким образом, отсутствие достаточной правовой базы является препятствием в реализации полномочным представителем своих полномочий [5].
В заключение, можно сделать вывод о том, что полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе представляет собой ключевую фигуру в управлении государством. Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе способствует осуществлению возложенных на Президента РФ конституционных полномочий, а также реализует функции консолидации и контроля по отношению к органам государственной власти. В совокупности указанная деятельность полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе позволяет выстроить более гармоничные и эффективные федеративные отношения между субъектами РФ.
Библиографический список
1. Дощатов А.А., Миронов Н.В. Значимость института полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Уральский журнал правовых исследований. - 2021. - №2 (15). - С. 31-45.
2. Кичалюк О.Н., Егоров А.О. К вопросу о правом статусе полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе // Евразийский юридический журнал. - 2018. - №1.
- С. 346-347.
3. Указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». // Доступ из СПС «Консультант Плюс».
4. Ширяева А.И. История становления и развития института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах // Конституционализм и государствоведение.
- 2017. - №2. - С. 132-137.
5. Шишкин М.Г. Федеральные округа в России: опыт совершенствования государственного управления // Вестник Поволжского института управления. - 2021. - №4. -С. 33-40.
- WpudunecKue HayKU-
CONSTITUTIONAL AND LEGAL STATUS OF THE PLENIPOTENTIARY REPRESENTATIVE OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION
M.V. Shchennikov, Student
Khakass State University named after N.F. Katanov (Russia, Abakan)
Abstract. This article raises the issue of the constitutional and legal status of the plenipotentiary representative of the President of the Russian Federation in the federal district. The large role of the plenipotentiary representative of the President of the Russian Federation in the federal district in government is indicated. Some problems of regulation of the activity of plenipotentiary representatives of the President of the Russian Federation in the federal district are highlighted. Recommendations are given to improve the legislative framework that regulates the activities of plenipotentiaries of the President of the Russian Federation in the federal district.
Keywords: Constitution of the Russian Federation, President of the Russian Federation, authorized representative of the President of the Russian Federation, federal district, public authorities.