Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В РОССИИ'

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
213
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
конституция / конституционно-правовой механизм / правоохранительные органы / государство / власть / права человека.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Заиграева О.В.

Правоохранительные органы занимают ведущее место в системе органов государственной власти по обеспечению значимых функций российского государства, поскольку позволяют решать задачи, относящиеся к различным сторонам функционирования и развития ключевых институтов политической системы общества, гражданского общества и государства. По смыслу п. «л» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации организация и деятельность судебных и правоохранительных органов находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В РОССИИ»

G^ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-12-181-185 ЗАИГРАЕВА Ольга Вячеславовна,

NIION: 2018-0076-12/22-1206 кандидат юридических наук, доцент,

MOSURED: 77/27-023-2022-12-1403 кафедра конституционного и

международного права РГГУ, e-mail: mail@law-books.ru

СЕДОЙ Илья Сергеевич,

начальник отделения по борьбе с имущественными преступлениями ОУР МУ МВД России «Люберецкое»,

e-mail: mail@law-books.ru

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В РОССИИ

Аннотация. Правоохранительные органы занимают ведущее место в системе органов государственной власти по обеспечению значимых функций российского государства, поскольку позволяют решать задачи, относящиеся к различным сторонам функционирования и развития ключевых институтов политической системы общества, гражданского общества и государства. По смыслу п. «л» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации организация и деятельность судебных и правоохранительных органов находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации.

Ключевые слова: конституция, конституционно-правовой механизм, правоохранительные органы, государство, власть, права человека.

ZAIGRAEVA Olga Vyacheslavovna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Department of Constitutional and International rights of the Russian State Humanitarian University

SEDOY Ilya Sergeevich,

Head of the Department for Combating Property crimes of the ESD MU of the Ministry of Internal Affairs

of Russia "Lyuberetskoye"

CONSTITUTIONAL AND LEGAL MECHANISM FOR THE ORGANIZATION AND ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES

IN RUSSIA

Annotation. Law enforcement agencies occupy a leading place in the system of state authorities to ensure significant functions of the Russian state, since they allow solving problems related to various aspects of the functioning and development of key institutions of the political system of society, civil society and the state. Within the meaning of paragraph "l" of Part 1 of Art. 72 of the Constitution of the Russian Federation, the organization and activities of judicial and law enforcement agencies are jointly administered by the Russian Federation and the constituent entities of the Federation.

Key words: constitution, constitutional and legal mechanism, law enforcement agencies, state, government, human rights.

В юридической литературе к правоохранительным органам принято относить суды судебной системы Российской Федерации органы прокуратуры, органы предварительного расследования, начальников след-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022

ственных отделов, органы дознания, нотариат, адвокатуру1.Важнейшие из них - следственный

1 См.: Рыжак Н.И., Кваша Ю.Ф. Правоохранительные органы: понятие, основные черты и классификация // Васильев В.П., Васильев Н.Н., Кваша Ю.Ф.,

комитет, федеральная служба безопасности, министерство внутренних дел, федеральная служба судебных приставов, федеральная служба исполнения наказаний, федеральная противопожарная служба МЧС, федеральная таможенная служба, прокуратура, обеспечивают, как внутреннюю, так и внешнюю правоохранительную функцию государства, поскольку наряду с текущими задачами, выполняют функции во взаимодействии с правоохранительными органами зарубежных государств, с которыми у Российской Федерации имеются международные соглашения.

Исследованию роли, места и значения правоохранительных органов в осуществлении задач и функций российского государства предшествует выявление и разграничение самих органов власти в общей системе правоохранительных органов, с учетом базовых конституционных положений и норм действующего российского законодательства. Эти органы власти выполняют присущие им специфические функции, а их роль в обеспечении задач и функции российского государства является существенной, поскольку обеспечиваемые ими общественные отношения настолько важны, что их роль в состоит в стабилизации и развитии российского государства, охране и защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечении безопасности государств и общества. И хотя в Конституции Российской Федерации слово «правоохранительный» используется всего один раз, это вовсе не свидетельствует об отсутствии конституционно-правового механизма организации и деятельности правоохранительных органов в российском государстве. Наоборот, Конституция Российской Федерации содержит в себе такой конституционно-значимый энергетический потенциал основных (базовых) положений, который беспрепятственно позволяет реализовывать правоохранительными органами возложенные на них задачи и функции. С позиции исследования роли и места правоохранительных органов в решении задач и функций российского государства следует выделить несколько аспектов имеющих высокий научно-методологический потенциал.

Первый аспект - выявление и изучение роли правоохранительных органов в процессе осуществления всех функций российского госу-

Кваша Л.Ф., Козлов В.А., Рыжак Н.И., Сурков К.В. Правоохранительные органы Российской Федерации. Под общей редакцией Ю.Ф.Кваши. Часть первая: Учебное пособие. - М.: ЧеРо-Контур, 2000. С. 13-14; Правоохранительные органы: учебник и практикум для вузов / М. П. Поляков [и др.] ; под общей редакцией М. П. Полякова. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. С. 32; Правоохранительные органы: учебник для вузов / Н. Г Стойко [и др.]; под редакцией Н. Г. Стойко, Н. П. Кирилловой, И. И. Лодыженской. - 4-е изд., пере-раб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. -518 с.

дарства - политической, экономической, социальной, экологической и др., поскольку если принять во внимание объем полномочий правоохранительных органов, различие в компетенциях, то так или иначе они участвуют в обеспечении практически всех функций государства. Второй аспект -исследование объекта охраны конституционно-значимых ценностей, а именно, прав и свобод человека и гражданина, институтов государственной власти и местного самоуправления, гражданского общества. Здесь следует согласиться с С.М. Зыряновым в том, что выделяя правоохранительную функцию государства, важным объектом охраны являются конституционные права, а также правовые установления, направленные на их охрану1. Данный аспект имеет настолько весомое для реализации правоохранительной функции государства значение, поскольку конституционные права и свободы человека и гражданина, закрепленные в главе 2 Конституции Российской Федерации подлежат обязательной охране и защите, как со стороны судебных, так и правоохранительных органов, разумеется в случае их нарушений. Третий аспект - соотношение правоохранительной функции государства с реализацией иных функций государства. Исследование данного аспекта представляет существенное теоретическое и практическое значение, поскольку правоохранительная функция государства направлена на сохранение в стабильном состоянии других функций государства. Это одно из ее основных предназначений. Четвертый аспект -координация и взаимодействие правоохранительных органов, в общем, конституционно-правовом механизме обеспечения правопорядка в России. Данный аспект имеет высокое теоретическое и практическое значение, поскольку выполняемые правоохранительными органами функции и задачи настолько специфичны и одновременно имеют тождественность в определенном объеме и алгоритме их реализации, что обусловливают необходимость поиска путей, как разумного сочетания, так и исключения в случае дублирования, в тем, чтобы избежать возникновения правоохранительных конфлктогенов, а также возможных коллизий в законодательстве препятствующих эффективному осуществлению функций и задач российского государства. Пятый аспект - надлежащее осуществление правоохранительными органами функций государства. Данный аспект имеет высокое теоретическое и практическое значение, поскольку в настоящий период развития общества и государства, включая развитие сферы информатизации, правоохранительные органы

1 См.: Зырянов С.М. Правоохранительная функция государства // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 5. С. 46.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022

обязаны следовать принципам правового, демократического государства, строго соблюдать принципы законности, равенства всех граждан перед законом. Верное понимание конституционного правопорядка1 способствует исключению всевозможных злоупотреблений со стороны должностных лиц правоохранительных органов, что повышает уровень соблюдения законов в государстве с развивающейся моделью рыночных отношений.

Итак, с позиции анализа первого аспекта о роли и месте правоохранительных органов в системе задач и функций российского государства следует отметить, что правоохранительные органы занимают ведущее место в процессе осуществления функций российского государства. Прежде всего, правоохранительные органы обеспечивают свойственную им правоохранительную функцию государства. С.В. Бабаченко, предлагает разграничивать правоохранительные органы государства на те, которые специально образованны для реализации правоохранительной функции государства, а также те, которые обеспечивают технический, природный и иной надзор, занимаются обеспечением правоохраны на уровне международных отношений, силовые и не силовые органы правоохранительной направленности2. Следовательно, правоохранительные органы государства выполняют не только внутренние, но и внешние функции государства в области правоохранительной деятельности. К таким органам следует отнести, прежде всего, прокуратуру и органы предварительного расследования, поскольку это связано с необходимостью обеспечения безопасности российского государства и общества, противодействию глобальным проблемам, в которых заинтересованы все развитые в правовом и демократическом отношениях государства - транснациональная преступность, миграционные процессы, оказание правовой помощи по уголовным делам и проч. В диссертации Н.А. Карповой, посвященной правоохранительной функции правового государства3, правильно поставлен акцент с учетом типологии государства. Однако, не все государства являются правовыми и демократическими, следовательно в зависимости от того, какое государство рассма-

1 Безруков А.В. Конституционно-правовой механизм обеспечения правопорядка органами публичной власти в Российской Федерации: дисс. докт. юрид. наук. - Екатеринбург, 2017.

2 См.: Бабаченко С.В. Конституционно-правовой статус правоохранительных органов в Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. - М., 2009. С. 12.

3 Карпова Н.А. Правоохранительная функция

правового государства: автореф. дис. канд. юрид.

наук. - М., 2007. - 26 с.

тривается, может различаться объем участия (компетенция) правоохранительных органов в обеспечении функций государства. Если придерживаться позиции И. Канта, то в правовом государстве закон (право) выше любого должностного лица4. Применительно к правоохранительной функции государства, это означает, что должностные лица правоохранительных органов, осуществляя свойственные им функции и задачи, в своей деятельности основываются на законе, праве. Но, закон и право не одно и тоже. В правовом государстве идея верховенства права подчинена логике охраны и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, а деятельность государственных институтов, в априори, направлена на служение народу, нации. Отсюда - направленность правоохранительных органов на охрану и защиту конституционных ценностей - прав и свобод человека и гражданина. Не случайно в статье 1 Федерального закона «О полиции» закреплена направленность российской полиции - защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан5. Вместе с тем возникает вопрос: чем будет руководствоваться полиция законом, правами и свободами граждан, указаниями вышестоящего руководства, в случае возникновения конфликтов между государственными институтами и населением? Очевидно, что защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства, что вытекает из части 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации, однако какое место, вернее какую позицию занимают правоохранительные органы в случае протестных акций? В августе 2020 года, в Республике Башкортостан на горе «Куштау» состоялось протестные акции, вылившиеся в открытое противостояние местного населения и представителей коммерческого объединения «Башкирская содовая компания» - БСК. Защитники горы «Куштау» оказали активное сопротивление лицам - представителям БСК, поскольку основной целью коммерческой организации было промышленное освоение горы, в результате чего пострадала бы уникальная флора и фауна природной местности. На акцию протеста собрались тысячи сторонников - защитников башкирской природы, в результате чего к горе «Куштау» были стянуты многочисленные подразделения полиции, которые заняли позицию «Башкирской содовой компании» т.к. способствовали продвижению производственной техники на гору, вытесняли местное население с участков

4 История политических и правовых учений / под ред. О.Э. Лейста и В.А. Томсинова. М.: Зерцало, 2009. 584 с.

5 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022

акций протестов, задерживали граждан, причем без составления на месте протоколов задержания. Однако, после того, как к разрешению конфликтной ситуации подключился Президент Российской Федерации, оказалось, что коммерческое объединение «Башкирская содовая компания» было приватизировано незаконно. После слияния группы компаний в БСК доля государственного участия в этой организации уменьшилось с 67 до 38 %. Ее доходы направлялись не на модернизацию производства, развитие социальной инфраструктуры и зарплаты работникам, а выводись в оффшорные зоны, чем наносился вред и государству и обществу. В итоге, после публичного выступления Президента Российской Федерации действия правоохранительных органов переориентировались на уголовно-правовую и иную оценку функционирования БСК и его руководителей. Отсюда вопрос: когда люди защищали гору «Куштау» от неправомерных, несогласованных с местным населением действий представителей коммерческой компании, чем руководствовалась полиция, Конституцией Российской Федерации, законами государства, конституционными правами и свободами граждан, указаниями вышестоящих органов исполнительной власти или чем-то еще? Интерес местного населения в данном случае был в защите природной территории, в том, чтобы оставить флору и фауну в нетронутом состоянии и передать ее последующим поколениям. Но, интерес, с юридической позиции, не есть право, он, этот интерес может быть материальным, духовным, специальным, в том числе и законным. Имел ли место в данном случае законный интерес? Да имел, поскольку под «законным интересом следует понимать стремление субъекта пользоваться определенным социальным благом и в некоторых случаях обращаться за защитой к компетентным органам в целях удовлетворения не противоречащих нормам права интересов»1. Насколько, исходя из приведенного примера, законные интересы населения право-пользования и защиты природной территории в национальном субъекте федерации корреспондируются с частью 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, провозглашающей природные ресурсы, как основу жизни и деятельности народов, проживающих на территории России? В данном случае, очевидно, что указанные конституционные основы и законные интересы в области охраны и защиты природных ресурсов тесно взаимосвязаны. И хотя прав Н.С. Малеин, что зачастую законодатель не успевает закрепить появля-

1 Субочев В.В. Законные интересы / В.В. Субо-чев // Проблемы теории государства и права. Учебник / Под ред. А.В. Малько. - М.: Юрлитинформ, 2012. - С. 362.

ющиеся новые интересы2, в приведенном примере такого правового закрепления не требуется, важно другое - охрана конституционных основ жизни и деятельности народов, соблюдение конституционных прав и свобод граждан. Здесь возникает вопрос: если полиция на горе «Куштау» совершала активные предупредительные и пре-секательные действия в отношении защитников природы - местного населения Башкирии, то, как эти действия корреспондируются с ролью правоохранительных органов в обеспечении экологической функции государства? Материалы о событиях на горе «Куштау», имеющие доказательственную силу, свидетельствуют о том, что полиция вместо того, чтобы обеспечивать экологическую функцию государства, применяло меры общей и специальной превенции в отношении тех, кто действительно желал защитить природу от неправомерных, можно сказать неконституционных посягательств. Следовательно, в аспекте исследования роли и места правоохранительных органов в системе решения задач государства имеет высокое теоретическое значение вопрос о правильном или ложном правопонима-нии, конституционном правопонимании осуществления профессиональных компетенций должностными лицами исследуемых органов. Этот вопрос имеет существенное значение, поскольку исключение ложного правопонимания при осуществлении профессиональных функции дает возможность правильно ориентировать правоохранительные органы на выполнение задач, поставленных перед ними государством. Любые указания вышестоящих органов, данные сотрудникам правоохранительных ведомств - приказы и прочее не должны противоречить Конституции Российской Федерации, а установление единства и системной взаимосвязанности учредительных положений и норм текущего законодательства является одной из важнейших задач формирования конституционно-правового механизма организации и деятельности правоохранительных органов в Российской Федерации.

Список литературы:

[1] Рыжак Н.И., Кваша Ю.Ф. Правоохранительные органы: понятие, основные черты и классификация // Васильев В.П., Васильев Н.Н., Кваша Ю.Ф., Кваша Л.Ф., Козлов В.А., Рыжак Н.И., Сурков К.В. Правоохранительные органы Российской Федерации. Под общей редакцией Ю.Ф.Кваши. Часть первая: Учебное пособие. - М.: ЧеРо-Кон-тур, 2000. С. 13-14; Правоохранительные органы: учебник и практикум для вузов / М. П. Поляков [и др.] ; под общей редакцией М. П. Полякова. -

2 Малеин Н.С. Охраняемый законом интерес // Советское государство и право. 1980. № 1. С. 30-31.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022

Москва: Издательство Юрайт, 2020. С. 32; Правоохранительные органы: учебник для вузов / Н. Г. Стойко [и др.]; под редакцией Н. Г. Стойко, Н. П. Кирилловой, И. И. Лодыженской. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 518 с.

[2] Зырянов С.М. Правоохранительная функция государства // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 5. С. 46.

[3] Безруков А.В. Конституционно-правовой механизм обеспечения правопорядка органами публичной власти в Российской Федерации: дисс. докт. юрид. наук. - Екатеринбург, 2017.

[4] Бабаченко С.В. Конституционно-правовой статус правоохранительных органов в Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. - М., 2009. С. 12.

[5] Карпова Н.А. Правоохранительная функция правового государства: автореф. дис. канд. юрид. наук. - М., 2007. - 26 с.

[6] История политических и правовых учений / под ред. О.Э. Лейста и В.А. Томсинова. M: Зерцало, 2009. 584 с.

[7] Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.

[8] Субочев В.В. Законные интересы / В.В. Субочев // Проблемы теории государства и права. Учебник / Под ред. А.В. Малько. - М.: Юрлитин-форм, 2012. - С. 362.

[9] Малеин Н.С. Охраняемый законом интерес // Советское государство и право. 1980. № 1. С. 30-31.

Spisok literatury:

[1] Ryzhak N.I., Kvasha YU.F. Pravoohrani-tel'nye organy: ponyatie, osnovnye cherty i klassifik-aciya // Vasil'ev V.P., Vasil'ev N.N., Kvasha YU.F., Kvasha L.F., Kozlov V.A., Ryzhak N.I., Surkov K.V.

Pravoohranitel'nye organy Rossijskoj Federacii. Pod obshchej redakciej YU.F.Kvashi. CHast' pervaya: Uchebnoe posobie. - M.: CHeRo-Kontur, 2000. S. 13-14; Pravoohranitel'nye organy: uchebnik i praktikum dlya vuzov / M. P. Polyakov [i dr.] ; pod obshchej redakciej M. P. Polyakova. - Moskva: Izdatel'stvo YUrajt, 2020. S. 32; Pravoohranitel'nye organy: uchebnik dlya vuzov / N. G. Stojko [i dr.]; pod redakciej N. G. Stojko, N. P. Kirillovoj, I. I. Lodyzhenskoj. -4-e izd., pererab. i dop. - Moskva: Izdatel'stvo YUrajt, 2020. - 518 s.

[2] Zyryanov S.M. Pravoohranitel'naya funkciya gosudarstva // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2017. № 5. S. 46.

[3] Bezrukov A.V. Konstitucionno-pravovoj mekhanizm obespecheniya pravoporyadka organami publichnoj vlasti v Rossijskoj Federacii: diss. dokt. yurid. nauk. - Ekaterinburg, 2017.

[4] Babachenko S.V. Konstitucionno-pravovoj status pravoohranitel'nyh organov v Rossijskoj Federacii: avtoref. dis... kand. yurid. nauk. - M., 2009. S. 12.

[5] Karpova N.A. Pravoohranitel'naya funkciya pravovogo gosudarstva: avtoref. dis. kand. yurid. nauk. - M., 2007. - 26 s.

[6] Istoriya politicheskih i pravovyh uchenij / pod red. O.E. Lejsta i V.A. Tomsinova. M: Zercalo, 2009. 584 s.

[7] Federal'nyj zakon ot 7 fevralya 2011 g. № 3-FZ «O policii» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2011. № 7. St. 900.

[8] Subochev V.V. Zakonnye interesy / V.V. Sub-ochev // Problemy teorii gosudarstva i prava. Uchebnik / Pod red. A.V. Mal'ko. - M.: YUrlitinform, 2012. -S. 362.

[9] Malein N.S. Ohranyaemyj zakonom interes // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1980. № 1. S. 30-31.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.