Научная статья на тему 'Конституционно-правовой институт публичных слушаний: процедуры и проблемы реализации'

Конституционно-правовой институт публичных слушаний: процедуры и проблемы реализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
650
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ / PUBLIC HEARING / MUNICIPALITY / LEGAL REGULATION / PARTICIPATION OF CITIZENS IN LOCAL GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федина Светлана Викторовна

В предлагаемой статье представлены основные аспекты правового регулирования института публичных слушаний в муниципальных образованиях (на примере муниципального образования «Город Орел»). Рассмотрен порядок организации и проведения процедуры публичных слушаний. Автором проанализированы современное состояние и значение публичных слушаний и определены наиболее распространенные проблемы данного правового института и сформулированы предложения по их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the main aspects of the legal regulation of public hearings in the municipalities (on the basis of the municipality “Orel City”). The order of organization and procedure of public hearings is considered. The author analyzed the current status and importance of public hearings and determined the most common problems of this legal Institute; recommendations for their solution are offered.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовой институт публичных слушаний: процедуры и проблемы реализации»

УДК 347.93 DOI: 10.12737/18853

Федина Светлана Викторовна,

студент юридического факультета, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал, (Российская Федерация, г. Орел), e-mail: Sveta_k_2004@mail.ru

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ: ПРОЦЕДУРЫ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

В предлагаемой статье представлены основные аспекты правового регулирования института публичных слушаний в муниципальных образованиях (на примере муниципального образования «Город Орел»). Рассмотрен порядок организации и проведения процедуры публичных слушаний. Автором проанализированы современное состояние и значение публичных слушаний и определены наиболее распространенные проблемы данного правового института и сформулированы предложения по их решению.

Ключевые слова: публичные слушания, муниципальное образование, правовое регулирование, участие граждан в местном самоуправлении.

Fedina S. V., Student of Law Faculty, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: Sveta_k_2004@mail.ru

CONSTITUTIONAL AND LEGAL INSTITUTE OF PUBLIC HEARINGS: PROCEDURES AND PROBLEMS OF IMPLEMENTATION

The article presents the main aspects of the legal regulation of public hearings in the municipalities (on the basis of the municipality "Orel City'). The order of organization and procedure of public hearings is considered. The author analyzed the current status and importance of public hearings and determined the most common problems of this legal Institute; recommendations for their solution are offered.

Keywords: public hearing, municipality, legal regulation, participation of citizens in local government.

Фундаментальной основой любого демократического общества является степень участия граждан в общественной и политической жизни государства. Статьей 3 Конституции РФ провозглашено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления1.

1 Конституция Российской Федерации // Собрание

Гражданская активность населения должна, в принципе, находить свое проявление во всех сферах политической системы, тем самым формируя основные приоритеты развития общества. Модель взаимоотношений между государством в лице органов государственной власти и местного самоуправления и его гражданами позволяет реализовать такой основной конституционный принцип как народовластие. При этом основная цель данных взаимоотно-

законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

шений заключается в возможности максимально приблизить к населению демократические процедуры, сделав их более понятными и доступными в современных условиях.

Научный и практический интерес представляет, на наш взгляд, изучение форм взаимодействия граждан с самым нижним уровнем власти, наиболее приближенным к населению и их реальным проблемам, - местным самоуправлением, посредством чего население муниципального образования имеет возможность реализовать свои права и в определенной мере воздействовать на процесс право-творчества1.

Одной из важных форм такого взаимодействия являются публичные слушания. Это так называемая дебилиративная2 демократия или «демократия обсуждения». Следует отметить, что как в стране в целом, так и на уровне местного самоуправления, данный вид демократии находится пока ещё в стадии становления (зарождения), что обусловлено исторически сложившейся системой, когда реформы «спускались сверху» при минимальном либо формальном участии в их принятии непосредственно граждан.

Прежде чем говорить о понятии, целях, порядке проведения публичных слушаний, необходимо, на наш взгляд, рассмотреть правовую основу данного института.

1. Конституция Российской Федерации, а именно ст. 130, в которой закреплено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

2. Европейская хартия местного само-

1 Борисов А.С. К вопросу о понятии правотворчества //Вестник государственного и муниципального управления. - 2014. - № 3 - С. 30-35.

2 Сигарев А.В. Публичные слушания: типичные проблемы муниципально-правового регулирования // Российская юстиция. — 2012. — № 4. — С. 70 — 72.

управлени3 - это международный договор, который определяет, что под местным самоуправлением понимаются право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут иметь подотчетные им исполнительные органы.

3. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» 4 (п. 6 ст. 26.13), в котором закреплено требование о проведении публичных слушаний по проекту бюджета субъекта Российской Федерации и проекту годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации;

4. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131—ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде-рации»5, в частности ст. 28.

Главенствующую роль в правовом регулировании порядка организации и проведения публичных слушаний занимают правовые акты муниципальных образований субъектов РФ, так как в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» данный вопрос регу-

3 Европейская хартия местного самоуправления // Собрание законодательства РФ, 07.09.1998. — №36. - ст.4466.

4 Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : Федеральный закон от 06.10.1999 № 184—ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999. — № 42. — ст. 5005.

5 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федеральный закон от 06.10.2003 № 131— ФЗ (ред. от 15.02.2016) // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003. — №40. — ст.3822.

лируется лишь в общих чертах.

Правовые акты органов местного самоуправления. В Муниципальном образовании «Город Орел», в настоящее время, вопросы связанные с публичными слушаниями, регулируют следующие нормативные правовые акты:

- Устав города Орла (ред. от 24.12.2015), принятый Постановлением Орловского городского Совета народных депутатов от 22.06.2005 № 72/753-ГС (с изм. и доп., вступившими в силу с 16.01.2016)1.

- Положение «О публичных слушаниях в городе Орле» 2, принятое Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 31.08.2006 № 6/095-ГС (ред. от 27.06.2013)

- Положение «О порядке проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в городе Орле» 3, принятое Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.11.2006 №9/161-ГС (ред. от 29.05.2014).

Следует особо отметить, что институт публичных слушаний появился как форма непосредственной демократии для осуществления местного самоуправления относительно недавно - с принятием Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В ранее действова-шей редакции данного Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ (ред. от 21.07.2005)4 дан-

1 Устав города Орла (ред. от 24.12.2015) // Вестник Орловского городского Совета народных депутатов. - 2010. - №11

2 Положение «О публичных слушаниях в городе Орле» : Решение Орловского городского Совета народных депутатов от 31.08.2006 № 6/095-ГС (ред. от 27.06.2013) // Вестник Орловского городского Совета народных депутатов. — 2006. — № 9.

3 Положение «О порядке проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в городе Орле» : Решение Орловского городского Совета народных депутатов от 30.11.2006 № 9/161 -ГС (ред. от 29.05.2014) // Вестник Орловского городского Совета народных депутатов. - 2006. — № 12.

4 Об общих принципах организации местного само-

управления в Российской Федерации: Федеральный

закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ (ред. от 21.07.2005) //

ная форма участия населения в осуществлении местного самоуправления не предусматривалась и, соответственно, никак не регламентировалась.

Понятие публичных слушаний раскрывается в ст. 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 5 и представляет собой проводимые представительным органом местного самоуправления или главой муниципального образования заседания с участием жителей для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

Одной из новелл законодательства, регулирующего институт публичных слушаний, является то, что в законе особо выделены требования, касающиеся обязательности проведения публичных слушаний по отдельным вопросам, что позволяет не только приблизить демократические процедуры к населению, сделав их более понятными и доступными, но и создать реальную возможность гражданам, проявить инициативу, защитить свои права, выразить собственное мнение в процессе правотворче-ства6 и принятия решений по отдельным вопросам.

Безусловно, прямое участие населения в принятии управленческих решений органами местного самоуправления благоприятно влияет на политическую обстановку как в стране в целом, так и в отдельных ее субъектах и муниципальных образованиях.

Кроме того, в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» четко

Собрание законодательства РФ. — 28.08.1995. — № 35. — ст. 3506.

5 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 15.02.2016) // Собрание законодательства РФ. — 06.10.2003. — № 40. — ст. 3822

6 Борисов А.С., Щеголева Н.А. К вопросу об ограничении права на правотворческую инициативу населения муниципального образования // Среднерусский вестник общественных наук. — №4. — 2013. — С. 154— 160

определены основные признаки публичных слушаний, к которым можно отнести: консуль-тативность, общезначимость, обязательность, публичность, периодичность проведения, прямое участие жителей в публичных слушаниях, установление круга субъектов, обязательное участие населения муниципального образования в процессе их проведения, формальную определенность, нормативность и др1.

В соответствии с законом на публичные слушания в обязательном порядке должны выноситься проекты таких актов, как устав муниципального образования, планы и программы его развития, местный бюджет, правила землепользования и застройки, планировка территорий, вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ряд других важнейших вопросов.

Таким образом, федеральное законодательство определило минимальный уровень требований, которым должны соответствовать проводимые слушания. Однако большую часть вопросов оставило на усмотрение органов местного самоуправления.

В то же время нормативные акты муниципального образования, регулирующие рассматриваемые отношения, раскрывают и конкретизируют дополнительные элементы юридической конструкции "публичные слушания"2, устанавливая цели, порядок инициирования, подготовки и проведения слушаний, а также оформления их результатов. Все это позволяет обеспечить реализацию права граждан на участие и

1 Вязовченко Л.И. Институт публичных слушаний в Курской области: особенности правового регулирования // Муниципальная служба: правовые вопросы. — 2014. — № 4. — С. 17— 18.

2 Князев А.П. Общественные обсуждения и

общественные (публичные) слушания как формы взаимодействия институтов гражданского общества с органами государственной власти и органами местного самоуправления // Административное и муниципальное право. — 2015. — № 9. — С. 886 — 890.

управление, на выражение своего мнения в вопросах, касающихся жизни муниципального образования и затрагивающие интересы его жителей.

Публичные слушания, с одной стороны, могут использоваться муниципальным образованием как средство оказания влияния на представительный орган муниципального образования в случае установления принципиальных разногласий, а с другой стороны, для общества слушания представляют собой форму контроля за правотворческой деятельностью представительных и исполнительных органов муниципального образования3.

Положением «О публичных слушаниях в г. Орле» определены следующие цели проведения публичных слушаний (ст. 3): обсуждения и выявления общественного мнения по проекту муниципального нормативного правового акта, выносимого на публичные слушания; осуществления взаимосвязи органов местного самоуправления с населением, проживающим на территории города; учета предложений и замечаний жителей города Орла при принятии решений органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 4 Положения обязательному обсуждению на публичных слушаниях подлежат:

1) проект Устава города Орла, а также проект решения городского Совета о внесении изменений и дополнений в Устав города Орла;

2) проект бюджета города Орла и отчет о его исполнении;

3) проекты планов и программ развития города Орла, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства,

3 Малявкина Н.В. Взаимодействие и самостоятельность органов публичной власти // Вестник государственного и муниципального управления. — 2013. — №1. — С. 79— 85.

вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

4) вопросы о преобразовании муниципального образования «Город Орел»;

5) проекты правил благоустройства территорий;

6) иные вопросы, предусмотренные федеральным законодательством.

Все вышеперечисленные вопросы являются чрезвычайно важными и имеют принципиальное значение для граждан муниципального образования по причине того, что:

- устав муниципального образования определяет общие правила осуществления местного самоуправления на конкретной территории1, в том числе полномочия и ответственность органов местного самоуправления;

- местный бюджет - это общественный «кошелек», и гражданам полезно знать и принимать участие в решении вопросов о том, сколько и на что тратить (особенно учитывая постоянный дефицит бюджета);

- планы и программы - это перспективы развития территории, ее приоритеты, и участие в их обсуждении позволит жителям не на словах, а на деле решать судьбу своих населенных пунктов;

- вопросы преобразования муниципального образования также принципиально важны, так как они определяют территорию и статус муниципального образования - это вопросы слияния или разделения территорий, изменения статуса и др.2

Но вместе с тем, нельзя не отметить, что интерес и степень заинтересованности населения при рассмотрении тех или иных вопросов различенн, и, как показывает практика, вопросы

1 Малявкина Н.В. Уставы муниципальных образований: проблемы и перспективы правореализации // Вестник государственного и муниципального управления. 2014. — № 3. — С. 36— 41

2 Фомина М.Г. Консультативные формы реализации непосредственной демократии в системе местного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2013. — № 4. — С. 19 — 23.

планировки территории, правил застройки и землепользования, изменения генерального плана города Орла актуальнее, а, следовательно, вызывают больший интерес и общественный резонанс у населения, чем, к примеру, рассмотрение проекта бюджета или Устава.

Так, у всех на слуху и активно обсуждаются в средствах массовой информации и в сети Интернет, скандальные публичные слушания по проекту планировки территории, ограниченной полосой отвода железной дороги, улицами Гагарина, Розы Люксембург и набережной реки Оки3 или слушания по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки будущем микрорайоне Малый Петербург4. А с другой стороны, публичные слушания по вопросу проекта бюджета, проведение которых во многом носит формальный характер и не вызывают серьезного резонанса в обществе.

В соответствии со ст. 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации 5 в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений, с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.

Важной особенностью нормативного регулирования института публичных слушаний в городе Орле является то, что проведение публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, в частности: по проекту генерального плана, проекту правил землепользования и застройки, планировки территорий и иным вопросам, регулируется отдельным

3 http://newsorel.ru/news/13205/publicnye-slusania-po-skandalnoj-zastrojke-na-normandм-neman-obrastaut-podrobnostami/

4 Новости: Орел — http://newsorel.ru/news/ 13460/orlovskij-malyj-peterburg-otkazyvaetsa-ot-odnogo-detskogo-sada/(дата

5 Градостроительный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005. — № 1 (часть 1). — ст. 16.

Положением «О порядке проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в городе Орле».

Инициатором проведения публичных слушаний могут выступать население города Орла, Орловский городской Совет народных депутатов, мэр города Орла. В публичных слушаниях могут принимать участие депутаты городского Совета, представители прокуратуры, органов государственной власти Орловской области, органов местного и территориального общественного самоуправления города Орла, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, расположенных на территории города, средств массовой информации, а также граждане, проживающие на территории города Орла.

Публичные слушания проводятся гласно и носят открытый характер.

Решение по теме слушаний принимается простым большинством голосов от числа участников публичных слушаний, а результаты оформляются итоговым документом, в котором отражаются рекомендации по проекту муниципального правового акта.

Изучив и проанализировав вышеуказанные правовые акты, регламентирующие порядок проведения публичных слушаний в городе Орле, необходимо отразить некоторые проблемы, которые, к сожалению, имеют место быть.

Первое, на что хотелось бы обратить внимание, — это процедура назначения публичных слушаний в случаях, когда их инициатором выступает население. Логично будет предположить, что граждане, выступившие с инициативой назначения публичных слушаний, должны иметь определенные гарантии того, что их права будут реализованы, в противном случае, теряет всякий смысл законодательно закрепленные права граждан на участие в управлении, да и понятие демократического гражданского общества в целом. При этом в Положении не дано четких формулировок, касающихся оснований для отказа в назначении публичных слушаний и критериев правомерности такого отказа. Законодатель в данном случае прописал единственное основание для отказа - это

«соответствие выносимого на публичные слушания проекта муниципального правового акта требованиям законодательства». Вместе с тем, законодательно не урегулированы такие случаи, когда, к примеру, проект правового акта, выносимый на публичные слушания, регулирует общественные отношения, не относящиеся к вопросам местного значения, или же, если данный вопрос ранее уже выносился на публичные слушания.

Второй момент, который хотелось бы отметить, — это состав участников публичных слушаний. Как отмечалось ранее, участие в публичных слушаниях принимают эксперты, депутаты и должностные лица органов местного самоуправления, представители общественности, средств массовой информации и заинтересованные граждане. При этом количественный состав участников и его внутреннее соотношение законодательно не урегулирован1.

Учитывая то, что вопросы, выносимые на обсуждение на слушаниях, весьма обширны и разнообразны как по своей тематике и содержанию, так и по уровню значимости для населения, то и заинтересованность граждан при рассмотрении тех или иных вопросов различна.

Таким образом, если состав участников публичных слушаний будет сформирован по большей части из муниципальных служащих, то и решение, принимаемое простым большинством голосов от общего количества участников, будет отражать позицию муниципалитета, независимо от того, какой позиции придерживаются граждане. Повышение количества участников со стороны представителей общественности муниципального образования, а также обеспечение разнообразия круга приглашенных лиц, позволят достичь плюрализма мнений по обсуждаемым вопросам.

Третья и, пожалуй, сама важная проблема связана с решением, принимаемым по итогам

1 Крымов С.А. Сравнительный анализ подходов к организации и проведению публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в российских городах-миллионниках // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2013. — №7. — С. 45 — 50.

публичных слушаний, и результатами их проведения. Несмотря на законодательно закрепленную обязательность проведения слушаний по ряду вопросов, механизм учета мнений и рекомендаций, высказанных в процессе их проведения, отсутствует1. Так, в соответствии со ст. 5 Положения решения, принимаемые на публичных слушаниях, носят рекомендательный характер для органов местного самоуправления.

Отсутствие законодательной нормы, обязывающей муниципалитет учитывать при принятии ими соответствующих решений результаты публичных слушаний, на практике приводит к ряду негативных последствий, которые значительно снижают эффективность публичных слушаний. У жителей муниципального образования нарастает недовольство действиями органов местного самоуправления, которые имеют возможность, проигнорировав мнение жителей, принять «удобное» для муниципалитета решение. Все это увеличивает социально-политическую напряженность на территории муниципального образования2, подрывает авторитет властных органов и может послужить поводом для акций протестов населения.

Таким образом, среди основных проблем в вопросах организации и проведения публичных слушаний следует выделить следующие:

Во-первых, отсутствие четко закрепленных в нормативно-правовых актах оснований для отказа в назначении публичных слушаний по инициативе населения и критериев правомерности такого отказа.

Во-вторых, не урегулированный законодательно состав участников публичных слушаний, его количественный состав и внутреннее соотношение.

В-третьих, необязательный характер реше-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Комарова В.В. Особенности непосредственного народовластия на местном уровне осуществления публичной власти // Евразийский юридический журнал. - 2013. — № 11. — С. 87 — 89.

2 Бровченко В.Н., Дегтярев О.Ю., Кириенко Г.С. О некоторых вопросах порядка организации и проведения публичных слушаний в России // Гражданское общество в России и за рубежом. — 2013. — № 3. — С. 2— 5.

ний, принимаемых по итогам публичных слушаний, и результатам их проведения.

Учитывая обозначенные выше проблемы, в целях их устранения целесообразно, будет реализовать целый комплекс взаимосвязанных мер, среди которых основными будут:

Прежде всего более подробное закрепление в нормативных правовых актах порядка организации и проведения публичных слушаний (в том числе определение требований, предъявляемых к лицам, участвующим в публичных слушаниях, закрепление механизма доведения информации о проведении публичных слушаний до как можно более широкого круга заинтересованных лиц, то есть обеспечение таких условий, при которых общественное мнение будет максимально учтено).

Кроме того, это усовершенствование процедуры назначения публичных слушаний и подачи заявок, а также качественного и количественного состава участников слушаний.

И, наконец, законодательно закрепить обязательный характер результатов публичных слушаний при принятии органами местного самоуправления муниципальных нормативных правовых актов по вопросам местного значения.

Комплекс названных мер позволит, как мне кажется, обеспечить более справедливую процедуру выработки итогового решения по результатам публичных слушаний, повысить их гласность, легитимность, публичность и тем самым повысить заинтересованность участия граждан в процессе принятия управленческих решений.

Подводя итог, следует сказать о том, что потенциал публичных слушаний как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления достаточно велик. Данный институт был задуман законодателем как институт непосредственной демократии, а основной целью его создания является достижение общественного согласия, предоставление гражданам возможности участия в решении общественных проблем, не прибегая к использованию радикальных методов воздействия на органы власти.

Однако, реальность такова, что в настоящее время задуманной законодателем эффективности институт публичных слушаний, к сожалению, не достиг. Причин тому несколько. Это и отсутствие незаинтересованности в проведении публичных слушаний со стороны органов местного самоуправления, с одной стороны, и безынициативная позиция жителей муниципального образования при непосредственном участии в решении вопросов местного значения, с другой. Кроме того, немаловажную роль в снижении качественности института публичных слушаний играет их условная результативность и зачастую формальный характер проведения публичных слушаний, когда происходит подмена цели проведения слушаний и в результате, вместо объективного обсуждения проблем они используются для одобрения заранее определенных решений.

Для того чтобы конституционно-правовой институт публичных слушаний превратился в действительно работающий механизм диалога органов местного самоуправления и граждан, предстоит проделать еще достаточно большую работу в целях устранения обозначенных ранее проблем. Целесообразно, будет реализовать целый комплекс мер, в том числе организационно-правового характера, который позволил бы обеспечить конструктивный диалог между общественностью и органами публичной власти посредством публичных слушаний.

Библиография:

1.Борисов А.С. К вопросу о понятии правотворчества // Вестник государственного и муниципального управления. - 2014. — № 3 — С.30— 35

2.Борисов А.С., Щеголева Н.А. К вопросу об ограничении права на правотворческую инициативу населения муниципального образования // Среднерусский вестник общественных наук. — №4. — 2013. — С. 154— 160

3.Бровченко В.Н., Дегтярев О.Ю., Кириенко Г.С. О некоторых вопросах порядка организации и проведения публичных слушаний в России // Гражданское общество в России и за рубежом. — 2013. — № 3. — С. 2 — 5.

4.Крымов С.А. Сравнительный анализ подходов к организации и проведению публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в российских городах-миллионниках// Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2013. — №7.— С. 45 — 50.

5. Комарова В.В. Особенности непосредственного народовластия на местном уровне осуществления публичной власти // Евразийский юридический журнал. — 2013. —№ 11. — С. 87 — 89.

6.Малявкина Н.В. Уставы муниципальных образований: проблемы и перспективы право-реализации // Вестник государственного и муниципального управления. 2014. — № 3.— С.36— 41

7.Фомина М.Г. Консультативные формы реализации непосредственной демократии в системе местного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы. — 2013. — №4. — С.19—23.

8.Вязовченко Л.И. Институт публичных слушаний в Курской области: особенности правового регулирования // Муниципальная служба: правовые вопросы. — 2014. — № 4. — С.17 — 18.

9.Князев А.П. Общественные обсуждения и общественные (публичные) слушания как формы взаимодействия институтов гражданского общества с органами государственной власти и органами местного самоуправления // Административное и муниципальное право. — 2015. — № 9. — С. 886 — 890.

References:

1.Borisov A.S. K voprosu o poniatii pravo-tvorchestva // Vestnik gosudarstvennogo i muni-tsipal'nogo upravleniia. — 2014. — № 3 — S.30—35.

2.Borisov A.S., Shchegoleva N.A. K voprosu ob ogranichenii prava na pravotvorcheskuiu initsia-tivu naseleniia munitsipal'nogo obrazovaniia // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk. — №4. — 2013. — S. 154— 160.

3.Brovchenko V.N., Degtiarev O.Iu., Kirienko G.S. O nekotorykh voprosakh poriadka organizatsii i provedeniia publichnykh slushanii v Rossii // Grazhdanskoe obshchestvo v Rossii i za rubezhom. — 2013. — № 3. — S. 2 — 5.

4.Кгутоу Э.Д. Sravnitel'nyi апаНг pod-khodov к organizatsii i provedeniiu publichnykh вЮвЬшм po voprosam gradostroitel'noi deia-tel'nosti V rossiiskikh gorodakh-millionnikakh// Imushchestvennye otnosheniia v Rossiiskoi Fede-ratsii. — 2013. — №7.— S. 45 — 50.

5.Komarova У.У. Osobennosti neposred-stvennogo narodovlastiia na mestnom urovne osushchestvleniia publichnoi vlasti // Evraziiskii iuridicheskii zhurnal. — 2013. —№ 11. — S. 87 — 89.

6.Maliavkina И.У. Ustavy munitsipal'nykh obrazovanii: problemy i perspektivy pravo-realizatsii // Vestnik gosudarstvennogo i muni-tsipal'nogo upravleniia. 2014. — № 3.— S.36— 41

7.Fomina М.С. Konsul'tativnye formy ге-alizatsii neposredstvennoi demokratii v si-steme mestnogo samoupravleniia // Munitsipal'-naia sluzhba: pravovye voprosy. — 2013. — №4. — S.19—23.

8.Viazovchenko □. publichnykh slu-shanii v ^геЫ oblasti: osobennosti pravovo-go regulirovaniia // Munitsipal'naia sluzhba: pra-vovye voprosy. — 2014. — № 4. — S.17 — 18.

9.Kniazev Д.Р. Obshchestvennye obsuzhdeniia i obshchestvennye ^Ы^Ь^) slushaniia kak for-my vzaimodeistviia institutov grazhdanskogo obshchestva s organami gosudarstvennoi vlasti i organami mestnogo samoupravleniia // Дdmini-strativnoe i munitsipal'noe pravo. — 2015. — № 9. — S. 886 — 890.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.