Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СВОБОДЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ QR-КОДОВ'

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СВОБОДЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ QR-КОДОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
180
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРОНАВИРУС / ОГРАНИЧЕНИЯ / QR-КОД / СВОБОДА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ларина Л. А., Пичугин В. А.

Внезапно появившийся высококонтагиозный вирус, связанные с ним ограничения и введение системы цифровой идентификации личности с помощью QR-кодов - как это сказалось на обществе и праве?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ларина Л. А., Пичугин В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION OF THE FREEDOM OF MOVEMENT OF CITIZENS IN THE RUSSIAN FEDERATION USING QR CODES

The sudden appearance of a highly contagious virus, the restrictions associated with it and the introduction of a digital identity identification system using QR codes - how did this affect society and law?

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СВОБОДЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ QR-КОДОВ»

Научная статья УДК 342.721.6:340.131.4

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-129-134 NIION: 2003-0059-2/22-233 MOSURED: 77/27-003-2022-02-432

Конституционно-правовое регулирование свободы передвижения граждан в Российской Федерации с применением QR-кодов

Лариса Анатольевна Ларина1, Владимир Александрович Пичугин2

1,2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 larinala@list.ru

2 pichugin2003@ro.ru

Аннотация. Внезапно появившийся высококонтагиозный вирус, связанные с ним ограничения и введение системы цифровой идентификации личности с помощью QR-кодов — как это сказалось на обществе и праве? Ключевые слова: коронавирус, ограничения, QR-код, свобода передвижения

Для цитирования: Ларина Л. А., Пичугин В. А. Конституционно-правовое регулирование свободы передвижения граждан в Российской Федерации с применением QR-кодов // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 2. С. 129-134. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-129-134.

Original article

Constitutional and legal regulation of the freedom of movement of citizens in the Russian Federation using QR-codes

Larisa A. Larina1, Vladimir A. Pichugin2

1,2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 larinala@list.ru

2 pichugin2003@ro.ru

Abstract. The sudden appearance of a highly contagious virus, the restrictions associated with it and the introduction of a digital identity identification system using QR codes — how did this affect society and law? Keywords: coronavirus, restrictions, QR code, freedom of movement

For citation: Larina L. A., Pichugin V. A. Constitutional and legal regulation of the freedom of movement of citizens in the Russian Federation using QR codes. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(2):129-134. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-129-134.

Свобода передвижения граждан по территории государства является одним из важнейших элементов свободы личности, условием профессионального и духовного развития человека [1]. Свобода передвижения, запрет на ограничение въезда в страну и выезда из неё гарантируются международными документами в области прав человека, такими как, ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. [2] и ст. 2 Протокола № 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод [3].

По решению Всемирной организации здравоохранения 11 марта 2020 года ситуация, вызванная вспышкой коронавирусной инфекцией, признана пандемией. Это обстоятельство поставило перед Российской Федерацией, как перед частью мирового сообщества,

© Ларина Л. А., Пичугин В. А., 2022

множество задач: политические, экономические медицинские, социальные, юридические. Важное значение имела задача ограничения контактов между людьми. Цель — снижение скорости передачи коронавируса от человека к человеку. Всемирная организациея здравоохранения 19 марта 2020 года приняла Рекомендации по сдерживанию вспышки коронавирусной болезни (COVID-2019), связанной с помещением населения в карантин. Для решения ряда задач в целях сохранения общественного здравоохранения, меры могут включать во-первых, ограничение передвижения; во-вторых, отделение граждан, которые могли быть подвержены воздействию вируса, от остального населения. Раннее выявление случаев заболевания даст шанс заболевшим скорее выздороветь и приносить пользу государству.

С началом введения чрезвычайной ситуации международного значения в области здравоохранения из-за вируса COVID-19 в большинстве государств мира произошли большие изменения, связанные с вводимыми ограничениями. Эти ограничения, значительно возросшие с перенесением Всемирной организацией здравоохранения вспышки заболевания COVID-19 из статуса эпидемии в статус пандемии, требовали правового оформления, потому что соблюдение данных предписаний — необходимость не только для отдельных государств, но и для всего мирового сообщества. В том числе и в Российской Федерации, которую ко-ронавирусная инфекция тоже не обошла стороной. В спешке введённые ограничения некоторые части населения восприняли оппозиционно к принимаемым государством мерам, а некоторые средства массовой информации поддерживали идею о неправомерности новых предписаний (например, некоторые интернет-издания, например, «Медиазона» [4]).

В связи со сложной эпидемиологической ситуацией, большой смертностью населения, органами государственной власти были приняты меры по запрету посещения гражданами некоторых иностранных государств, а так же, и ограничения въезда в Российскую Федерацию некоторых иностранцев. Такие же меры касались и перемещения внутри страны, а в некоторые периоды в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением некоторых спецсубъектов. В определенные периоды в Российской Федерации, был введен локдаун.

В связи этими событиями, органы государственной власти сталкивались с проблемами уяснения обществом масштабности проблемы пандемии. Так, Конституционный Суд Российской Федерации, по запросу Протвинского городского суда Московской области рассматривал вопрос о соответствии законов, вводящих ограничения на передвижение [5]. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации о проблеме правомерности введения местными властями ограничений, в соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции РФ: «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства» [6]. Однако есть исключения, установленные, например, для режимных и особо режимных объектов или лиц, находящихся в местах лишения свободы. Такие исключения, как мы знаем, предусмотрены ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации. Однако, ограничения предписаны так же подпунктом 3 пункта 5 постановления Губернатора Московской области «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой ко-ронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области» [7], которое находится в иерар-

хии актов намного ниже, чем федеральные законы. По этой причине, Протвинский городской суд Московской области посчитал, что Губернатор Московской области превысил полномочия, издав вышеуказанный акт, и нарушил статьи 15, 17, 18, 27, 55, 71 и 72 Конституции РФ, ограничив свободу передвижения граждан.

Конституционный Суд Российской Федерации поясняет: «Конституция Российской Федерации (статьи 2, 7 и 41) исходит из того, что жизнь и здоровье человека — высшее благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а потому забота об их сохранении и укреплении образуют одну из основополагающих конституционных обязанностей государства». Природа актов Конституционного Суда РФ такова, что они обязательны как для заявителей, так для органа, издавшего такой акт, а так же и для всех государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц. Акт Конституционного Суда Российской Федерации окончателен, не подлежит обжалованию, вступают в силу после провозглашения, действует непосредственно, не требует утверждения иными органами и должностными лицами и обладают государственно-властным велением.

Безусловно, ответственность за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе путем принятия и исполнения законов, направленных на предотвращение и устранение рисков для жизни и здоровья граждан, возникающих в связи с эпидемическими заболеваниями возложены на государство — Российскую Федерацию. Конечно, Российская Федерация несет ответственность за население. Правовые средства, направленные на защиту жизни и здоровья граждан, в целях предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с эпидемическими заболеваниями, относится к праву законодателя, который, осуществляет защиту прав и свобод человека и гражданина, устанавливает соответствующее ситуации правовое регулирование, обязан предусмотреть конкретные эффективные гарантии соблюдения иных прав и свобод граждан, соответствующие целям сохранения жизни граждан и их здоровья.

Реализация гражданами права на свободу передвижения в условиях возникновения реальной общественной угрозы предполагает проявление с их стороны разумной сдержанности. Принятие государством конституционно допустимых и вынужденных временных ограничительных мер в отношении данного права, направленно на коллективную безопасность общества перед возникновением общей глобальной угрозы. Это является проявлением социальной солидарности, основанной на взаимном доверии общества и государства.

С учетом этого, введение ограничений прав граждан, обусловленных распространением опасных — как для жизни и здоровья граждан, так и по своим социальным, экономическим последствиям — эпидемических заболеваний, требует обеспечения кон-

ституционно-приемлемого баланса между защитой права и свободы конкретного гражданина и жизни и здоровья населения. Для поддержания приемлемых условий жизнедеятельности общества это является главным акцентом спора. При этом, обеспечение является естественным элементом механизма правового регулирования (при необходимости соблюдения ограничений мерами юридической ответственности, в том числе административной). Осуществление же соответствующего регулирования и правоприменения представляет собой особую задачу, уклониться от решения которой государство не вправе (ст. 18 Конституции Российской Федерации)».

Таким образом, введение со стороны государства различных ограничений на передвижение правомерно. В таком случае, необходимо обратить внимание на то, как планируется система регулирования передвижения людей по территории России — введение QR-кодов.

Как видит каждый житель более-менее крупного города России, а тем более — столицы, ограничения свободы передвижения сильно сказались на жизни людей, в основном негативно. Даже если не учитывать так называемых «антипрививочников», которые практически образовали отдельный социальный слой, неприязненное отношение рядовых граждан к вводимым властью ограничениям можно проследить в современном фольклоре: так, коронавирус получил название «коровий вирус», а QR-коды — «куриные коды».

QR-коды заслуживают отдельного упоминания во всей этой «коронавирусной истории»: согласно новостному сайту rbc.ru [8], россияне называют их введение «началом цифрового концлагеря» и привязывают их появление к мифу «мирового чипирования» [9]. Из-за негативного отношения населения к QR-кодам, согласно данным портала «Новости mail.ru», в Кремле обсуждают названия документа, который будет гарантировать посещение привитыми людьми общественных учреждений. Таким образом, власть «планирует свести к минимуму использование термина «QR-код».

Вообще, QR-коды никогда ранее не применялись как средство идентификации: изначально они создавались для целей маркировки товаров и грузов и рекламирования различной продукции, поскольку они являются информацией визуальной, а потому незащищённой при предъявлении в общественных местах. На этой почве уже существуют различные мошеннические схемы: начиная от продажи кодов людям, не желающим прививаться, заканчивая хищением личной информации. Последнее может осуществить кто угодно — достаточно просто сфотографировать этот самый код и перейти по нему на сайт Госуслуг. На такие случаи, должен быть применен Уголовный Кодекс Российской Федерации. Например, «т. к. QR-код содержит гиперссылку на сертификат о вакцинации с номером, датой рождения и датой вакцинации, он будет считаться официальным документом. Поэтому использование заведомо подложного QR-кода может наказываться по п. 5

ст. 327 УК» [10]. Использование чужого QR-кода также наказуемо — ч. 1 ст. 13.11 КоАП. А если злоумышленник сфотографировал QR-код и с его помощью добыл личную информацию о человеке, в том числе сведения о вакцинации, то ему будет предъявлено обвинение по ст. 137 УК РФ. Таким образом, использование QR-кода не опаснее предъявления паспорта при покупке табачной продукции в магазине.

12 ноября 2021 года правительство внесло в Госдуму законопроект о введении QR-кодов в общественных местах, которое было принято первом чтении 16 декабря [11]. Согласно изначальной концепции, граждан планировалось обязать предъявлять электронные сертификаты с QR-кодами и в общественных местах, и на транспорте. Однако председатель Госдумы Вячеслав Володин сообщил, что проект о необходимости сертификатов на транспорте был снят с обсуждения. Данное решение вполне взвешенно, так как существует ряд причин, которые можно предположить самостоятельно:

• отсутствие у части населения доступа к интернету — в России 81 % населения имеет доступ к интернету, однако данные вычисления достаточно грубы, поскольку часть населения, имея возможность подключения к Сети, отказывается от её использования;

• отсутствие современных мобильных устройств у многих граждан — кто-то отказывается от новых моделей компактных устройств, имеющих связь с интернетом посредством сотовой связи, в силу дороговизны, кто-то — по причине неустойчивости к механическим повреждениям, а кто-то — из-за обскурантисткого склада мышления;

• задержка работы транспортных артерий из-за проведения проверок сертификатов пассажиров - не стоит забывать, что QR-код является визуальной информацией, поэтому для его считывания необходим лазерный сканер, который нужно непосредственно приблизить считывающей частью к изображению. Это требует времени, особенно, если речь идёт о неблагоприятных погодных условиях: повышенной влажности, осадках и т. д.

В соответствии с этим кратким перечнем причин, вероятно, и было принято решение о снятии проекта с рассмотрения Госдумой.

Однако контроль общественных мест не так прочно привязан ко времени, да и не всем гражданам необходимо посещать какие-либо заведения за исключением места работы и магазинов товаров первой необходимости, на которые, вероятнее всего, закон не будет распространять своё действие.

Анализируя вышеназванное, можно сделать вывод, что скоро QR-коды, как когда-то ИНН станут частью нашей повседневной жизни. Однако, информацию, закодированную в виде QR-кода, можно закодировать

цифровым путём. Таким образом, можно будет упростить её считывание — не будет требоваться время на сканирование визуальных данных, а также пропадёт проблема погодных условий, если речь идёт о проверке у дверей заведения на улице. Тем более, опыт электронного документооборота в сфере идентификации личности уже имеется в других государствах, и этот опыт при должном анализе можно применить и к российским реалиям.

Использование электронных средств идентификации в Мире. При упоминании «электронных паспортов» сразу же на ум приходит Китай, в которой система электронной идентификации успешно работает уже почти 17 лет. Основой системы является шень-фэньчжень, или Удостоверение личности гражданина Китайской Народной Республики, представляющая собой пластиковую карту со встроенной платой интегральной схемы (integrated circuit card). Такие карты были запущены в эксплуатацию ещё 1 января 2004 года взамен обычных ламинированных пластмассовых карт первого поколения без электроники. Карты второго поколения в обязательном порядке содержат, согласно закону КНР «Об удостоверениях личности» (в редакции 2011 года) (в переводе Бажанова П. В.) «имя и фамилию, пол, национальность, дату рождения, адрес постоянного проживания, номер удостоверения гражданина, фотографию владельца удостоверения, дактилоскопическую информацию, срок действия удостоверения и наименование органа, выдавшего удостоверение» (ст. 3) [12]. При том, согласно той же статье, для восстановления утраченного удостоверения необходимо лишь предоставить дактилоскопическую информацию. Достаточно удобная система. Также предполагается введение в гражданский документооборот карт третьего поколения, содержащих помимо обязательной информации любую другую, которую захочет пользователь — будь это реквизиты банковского счёта для совершения быстрых платежей, медицинская карта, которую можно будет моментально предоставить врачу или скидочная карта магазина [13]. Вероятно, в неё можно будет внести и информацию о вакцинации, что уже близко к нашей теме.

Ещё одна страна, включившая электронную идентификацию личности в активный документооборот — Эстония. Поскольку страна занимает всего лишь 45 227 кв. км, а её население (по данным переписи 1 января 2021 года) составляет менее 1,5 миллиона человек, ввести так называемые ID-карты в оборот среди населения было не такой сложной задачей, как в Китае. Содержащаяся на такой карте информация почти ничем не отличается от информации на шеньфень-чженях, однако существенной деталью, выделяющей её на фоне китайских карт, является электронная подпись, которая, согласно части 1 параграфа 3 эстонского «Закона об электронной подписи» («Dig itaalallkirj a seadus») «должна иметь те же правовые последствия, что и собственноручная подпись» [14]. Получается,

носитель карты может подписать электронный документ, не печатая его и не доставая ручку из кармана, а просто приложив ID-карту к считывателю.

Также похожие документы есть в Польше, Израиле, Сингапуре, Гане и во многих других странах. Проект о введении идентификационных карт в России был создан ещё в 2019 году. Такая карта должна будет содержать основную информацию из паспорта, СНИЛС, ИНН и биометрические данные. Во время обсуждения предполагаемой датой называли 2023 год [15]. Возможно, такой проект осуществится, однако существует ряд проблем, мешающих введению таких масштабных изменений в национальном документообороте, к которым можно отнести, например, высокая численность населения и беспрецедентно крупная территория, требующая соответствующего контроля на всей своей протяжённости и т. д.

Список источников

1. Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.1996 № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы» [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. URL: http://base.garant. ru/10106058.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. URL: http://base. garant.ru/2540295/

3. Протокол № 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней от 16 сентября 1963 года. [Электронный ресурс] / Информационный портал Ozlib.com. URL: https:// ozlib.com/967845/pravo/protokol_evropeyskoy_ konventsii_zaschite_prav_cheloveka_osnovnyh_ svobod_obespechenii_nekotoryh_prav_svobo.

4. «Куриные коды и шмон наостановках. Что происходит вКазани после введения обязательных QRкодов на транспорте» [Электронный ресурс]/ Интернет-СМИ «Медиазона». URL: https://zona.media/article/2021/11/24/qr-kazan/

5. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2020 г. № 49-П город Санкт-Петербург «По делу о проверке конституционности подпункта 3 пункта 5 постановления Губернатора Московской области «О введении в Московской области режима повышенной готовности для

органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области» в связи с запросом Протвинского городского суда Московской области» [Электронный ресурс] / Интернет-портал «Российской газеты» RG.RU. URL: https://rg.ru/2021/01/15/postanovlenie-ks-o-rejime-povyshgotovnosti-v-podmoskovje-dok. html.

6. Новый текст Конституции РФ с поправками 2020 [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://duma.gov.ru/news/48953/

7. Постановление Губернатора Московской области от 12.03.2020 № 108-ПГ «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Московской области» [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал Правительства Московской области. URL: https://mosreg. ru/dokumenty/normotvorchestvo/prinyato-gubernatorom/postanovleniya/12-03-2020-16-59-52-postanovlenie-gubernatora-moskovskoy-oblasti-ot.

8. Новостной сайт rbc.ru [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru.

9. Статья «Как спорить с антиваксером, вред санкций США для Минска. Главное за ночь» [Электронный ресурс] / Новостной сайт rbc.ru. URL: https://www.rbc.ru/ins/society/03/12/2021/6 1a99ae09a7947a0d9d2aa31/

10. Статья «Эксперты рассказали о схемах мошенничества с QR-кодами» [Электронный ресурс] / Новостной сайт rbc.ru. URL: https://www.rbc. ru/society/05/12/2021/61ac5d659a79475f6faa89db ?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop.

11. Госдума приняла в I чтении законопроект о QR-кодах в общественных местах [Электронный ресурс] / Новостной сайт РИА Новости. URL: https://ria.ru/20211216/zakonoproekt-1764068370. html.

12. Закон КНР «Об удостоверениях личности» (в редакции 2011 г.) [Электронный ресурс] / Информационный портал Chinalaw.center. URL: https://chinalaw.center/administrative_law/ china_resident_identity_card_law_revised_2011_ russian/

13. «Китайские ID-карты. От ветхих бумажек до

карты «все в одном» [Электронный ресурс] / Веб-сайт «Хабрахабр». URL: https://habr.com/ ru/post/377241/

14. Digitaalallkirja seadus (Закон о цифровой подписи) [Электронный ресурс] / Официальное издательство правительства Эстонии «Рий-ги Театая». URL: https://www.riigiteataja.ee/ akt/13314840.

15. «Электронные паспорта РФ будут введены в 2024 году» [Электронный ресурс] / Информационный ресурс iot.ru. URL: https://iot.ru/ gorodskaya-sreda/elektronnye-pasporta-rf-budut-vvedeny-v-2024-godu.

References

1. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation dated 04.04.1996 № 9-P «On the case of checking the constitutionality of a number of normative acts of the city of Moscow and the Moscow Region, Stavropol Territory, Voronezh Region and the city of Voronezh regulating the procedure for registration of citizens arriving for permanent residence in the named regions» [Electronic resource] / Information and legal portal GARANT.RU. URL: http://base .garant.ru/10106058.

2. The International Covenant on Civil and Political Rights (New York, December 16, 1966) [Electronic resource] / Information and legal portal GARANT. RU. URL: http://base .garant.ru/2540295/

3. Protocol No. 4 to the European Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms on ensuring certain rights and freedoms in addition to those already included in the Convention and its First Protocol of September 16, 1963. [Electronic resource]/ Information Portal Ozlib.com. URL: https://ozlib.com/967845/ pravo/protokol_evropeyskoy_konventsii_ zaschite_prav_cheloveka_osnovnyh_svobod_ obespechenii_nekotoryh_prav_svobo.

4. «Chicken codes and shmon at bus stops. What happens in Kazan after the introduction of mandatory QR codes on transport» [Electronic resource]/ Mediazona Internet media. URL: https://zona.media/article/2021/11/24/qr-kazan/

5. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of December 25, 2020 № 49-P the City of St. Petersburg «In the case of checking the constitutionality of subparagraph 3 of paragraph 5 of the decree of the Governor of the Moscow Region «On the introduction of a high-alert regime in the Moscow Region for the management bodies and forces of the Moscow Regional Emergency Prevention and Response System and some measures to prevent the spread of a new coronavirus infection (C0VID-2019) in the Moscow Region" in connection with the request of the Protvinsky City

Court of the Moscow Region» [Electronic resource] / The Internet portal of Rossiyskaya Gazeta RG.RU. URL: https://rg.ru/2021/01/15/postanovlenie-ks-o -rej ime -povyshgotovno sti-v-podmo skovje-dok. html.

6. The new text of the Constitution of the Russian Federation with amendments 2020 [Electronic resource] / Official Internet portal of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation. URL: http://duma.gov.ru/news/48953/

7. Resolution of the Governor of the Moscow Region № 108-PG dated 12.03.2020 «On the introduction of a high-alert regime in the Moscow Region for the Management bodies and forces of the Moscow Regional Emergency Prevention and Response System and Some Measures to prevent the spread of a new coronavirus infection (2019-nCoV) in the Moscow Region» [Electronic resource] / Official Internet Portal of the Government of the Moscow Region. URL: https://mosreg. ru/dokumenty/normotvorchestvo/prinyato-gubernatorom/postanovleniya/12-03-2020-16-59-52-postanovlenie-gubernatora-moskovskoy-oblasti-ot.

8. News site rbc.ru [Electronic resource]. URL: https://www.rbc.ru.

9. Article «How to argue with the anti-vaxxer, the harm of US sanctions for Minsk. The main thing for the night» [Electronic resource] / News site

rbc.ru. URL: https://www.rbc.ru/ins/society/03/12 /2021/61a99ae09a7947a0d9d2aa31/

10. Article «Experts told about fraud schemes with QR codes» [Electronic resource] / News site rbc.ru. URL: https://www.rbc.ru/society/ 05/12/2021/61ac5d659a79475f6faa89db?utm_ source=yxnews&utm_medium=desktop.

11. The State Duma adopted in the first reading a bill on QR codes in public places [Electronic resource] / RIA Novosti news site. URL: https:// ria.ru/20211216/zakonoproekt-1764068370.html.

12. The law of the People's Republic of China «On identity cards» (as amended in 2011) [Electronic resource] / Information Portal Chinalaw.center. URL: https://chinalaw.center/administrative_law/ china_resident_identity_card_law_revised_2011_ russian/

13. Chinese ID cards. From old pieces of paper to an all-in-one map [Electronic resource] / Habrahabr website. URL: https://habr.com/ru/post/377241/

14. Digitaalallkirja seadus (Digital Signature Law) [Electronic resource] / Official Publishing House of the Government of Estonia «Riigi Teataya». URL: https://www.riigiteataja.ee/akt/13314840.

15. «Electronic passports of the Russian Federation will be introduced in 2024» [Electronic resource] / Information resource iot.ru. URL: https://iot.ru/ gorodskaya-sreda/elektronnye-pasporta-rf-budut-vvedeny-v-2024-godu.

Информация об авторах

Л. А. Ларина — заместитель начальника кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент; В. А. Пичугин — Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the authors L. A. Larina — Deputy Head of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor; V. A. Pichugin — Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot'.

Вклад авторов:

Ларина Л. А. — научное руководство; концепция исследования; доработка текста; Пичугин В. А. — написание исходного текста.

Contribution of the authors:

Larina L. A. — scientific guidance; research concept; revision of the text; Pichugin V. A. — writing the source text.

Статья поступила в редакцию 29.12.2021; одобрена после рецензирования 24.01.2022; принята к публикации 21.02.2022.

The article was submitted 29.12.2021; approved after reviewing 24.01.2022; accepted for publication 21.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.