Научная статья на тему 'Конституционно-правовое регулирование статуса Украины как безъядерного государства'

Конституционно-правовое регулирование статуса Украины как безъядерного государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
608
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗЪЯДЕРНЫЙ СТАТУС / ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЯДЕРНОЕ РАЗОРУЖЕНИЕ / РЕЖИМ НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ / NUCLEAR-FREE STATUS / NUCLEAR SAFETY / NUCLEAR DISARMAMENT / NON-PROLIFERATION REGIME

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Коцюба Руслана Александровна

В статье анализируются теоретические и практические аспекты современного правового статуса Украины как безъядерного государства и политико-правовые подходы к созданию на ее территории безъядерной зоны, что обусловливается безотлагательностью обеспечения гарантий национальной безопасности Украины как первого в мире государства, по доброй воле отказавшего де-юре и де-факто от статуса ядерной державы. В исследовании рассматриваются нормативно-правовая база, регламентирующая статус Украины как неядерного государства, правила и процедуры обретения безъядерного статуса в целом. Автор приходит к выводу, что украинский вариант ядерного разоружения был реализован впервые в практике. В международном праве нет определения «безъядерного статуса» в отличие от понятий, имеющих правовое содержание: «ядерное разоружение»; «зона, свободная от ядерного оружия», «неядерное государство». В связи с этим Украина стоит на пути формирования правового режима, который предусматривал бы права и обязанности государства, добровольно отказавшегося от ядерного оружия и претерпевшего процесс разоружения при участии стран, обладающих ядерным оружием в соответствии с требованиями ДНЯО. Создание такого правового режима должно обеспечивать не только гарантии национальной безопасности, а также в полной мере раскрыть содержание безъядерного статуса государства и рассматривать его шире, чем зона, свободная от ядерного оружия, с урегулированием прав и обязанностей как со стороны государства, так и со стороны международного сообщества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL REGULATION OF THE STATUS OF UKRAINE AS A NON-NUCLEAR STATE

The article analyzes the theoretical and practical aspects of the current legal status of Ukraine as a non-nuclear state, as well as political and legal approaches to formation a nuclear-free zone on its territory. It is caused by the priorities of ensuring of the national security guarantees of Ukraine as the first State in the world that de jure and de facto voluntarily refused from the nuclear status. The study examines the legal regulation of the status of Ukraine as a non-nuclear State, rules and procedures for obtaining a non-nuclear status in general. The author proves that the Ukrainian version of nuclear disarmament has been implemented in practice first-ever. In international law there is no definition of «non-nuclear status» in contrast to the concepts that have legal meaning: «nuclear disarmament»; «zone free of nuclear weapons», «non-nuclear state». In this regard, Ukraine is on the way of formation of a legal regime that would provide for the rights and obligations of the State that voluntarily refused from the nuclear weapons and has undergone a process of disarmament, with the participation of countries possessing nuclear weapons, in accordance with the requirements of the Non-Proliferation Treaty. The formation of the mentioned legal regime should provide not only the guarantee of the national security, as well as develop the content of non-nuclear status of the State and consider it wider content than the region free of nuclear weapons, with the settlement of rights and obligations, both by the State and by the International Community.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовое регулирование статуса Украины как безъядерного государства»

УДК 342.72:342.4:349.7(477)(043.3)

Р. А. Коцюба

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник Институт законодательства Верховной Рады Украины, г. Киев, Украина

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТАТУСА УКРАИНЫ КАК БЕЗЪЯДЕРНОГО ГОСУДАРСТВА

Аннотация. В статье анализируются теоретические и практические аспекты современного правового статуса Украины как безъядерного государства и политико-правовые подходы к созданию на ее территории безъядерной зоны, что обусловливается безотлагательностью обеспечения гарантий национальной безопасности Украины как первого в мире государства, по доброй воле отказавшего де-юре и де-факто от статуса ядерной державы. В исследовании рассматриваются нормативно-правовая база, регламентирующая статус Украины как неядерного государства, правила и процедуры обретения безъядерного статуса в целом. Автор приходит к выводу, что украинский вариант ядерного разоружения был реализован впервые в практике. В международном праве нет определения «безъядерного статуса» в отличие от понятий, имеющих правовое содержание: «ядерное разоружение»; «зона, свободная от ядерного оружия», «неядерное государство». В связи с этим Украина стоит на пути формирования правового режима, который предусматривал бы права и обязанности государства, добровольно отказавшегося от ядерного оружия и претерпевшего процесс разоружения при участии стран, обладающих ядерным оружием в соответствии с требованиями ДНЯО. Создание такого правового режима должно обеспечивать не только гарантии национальной безопасности, а также в полной мере раскрыть содержание безъядерного статуса государства и рассматривать его шире, чем зона, свободная от ядерного оружия, с урегулированием прав и обязанностей как со стороны государства, так и со стороны международного сообщества

Ключевые слова: безъядерный статус, ядерная безопасность, ядерное разоружение, режим нераспространения.

R. A. Kotsiuba

Candidate of law senior stuff scientist, leading researcher Legislation Institute of the Verkhovna Rada of Ukraine, Kiev, Ukraine

CONSTITUTIONAL REGULATION OF THE STATUS OF UKRAINE AS A NON-NUCLEAR STATE

Abstract. The article analyzes the theoretical and practical aspects of the current legal status of Ukraine as a non-nuclear state, as well as political and legal approaches to formation a nuclear-free zone on its territory. It is caused by the priorities of ensuring of the national security guarantees of Ukraine as the first State in the world that de jure and de facto voluntarily refused from the nuclear status. The study examines the legal regulation of the status of Ukraine as a non-nuclear State, rules and procedures for obtaining a non-nuclear status in general. The author proves that the Ukrainian version of nuclear disarmament has been implemented in practice first-ever. In international law there is no definition of «non-nuclear status» in contrast to the concepts that have legal meaning: «nuclear disarmament»; «zone free of nuclear weapons», «non-nuclear state». In this regard, Ukraine is on the way of formation of a legal regime that would provide for the rights and obligations of the State that voluntarily refused from the nuclear weapons and has undergone a process of disarmament, with the participation of countries possessing nuclear weapons, in accordance with the requirements of the Non-Proliferation Treaty. The formation of the mentioned legal regime should provide not only the guarantee of the national security, as well as develop the content

of non-nuclear status of the State and consider it wider content than the region free of nuclear weapons, with the settlement of rights and obligations, both by the State and by the International Community.

Key words: nuclear-free status, nuclear safety, nuclear disarmament, non-proliferation regime.

Актуальность исследования теоретических и практических аспектов современного правового статуса Украины как безъядерного государства и политико-правовых подходов к созданию на ее территории безъядерной зоны обусловливается безотлагательностью обеспечения гарантий национальной безопасности Украины как первого в мире государства, по доброй воле отказавшего де-юре и де-факто от статуса ядерной державы.

Нарушение Российской Федерацией территориальной целостности Украины в 2014 году, через двадцать лет после присоединения к Договору о нераспространении ядерного оружия (далее - ДНЯО), послужило поводом и стимулом к изучению впервые в мировой истории вопросов права государства на возобновление или, точнее, приобретение ядерного статуса как действенной гарантии защиты национальных интересов, несмотря на противоречие таких интенций ряда украинских политиков, юристов и специалистов в области национальной безопасности действующему международному режиму ядерного нераспространения. К сожалению, сегодня в среде украинских политиков наблюдается негативная тенденция к пересмотру целесообразности ядерного разоружения страны в период 1990-1996 годов, которое оценивается как серьезнейшая стратегическая ошибка того времени, в связи с чем рядом партий в общественное сознание продвигается идея о необходимости возобновления ядерного статуса Украины [4-6].

Правовой аспект обретения Украинским государством безъядерного статуса и формирования в стране безъядерной зоны является неисследованным с точки зрения конституционного права, что предопределяет новизну постановки проблемы исследования в целом и, прежде всего, вопроса о праве государства на выход из ДНЯО в связи с нарушением суверенитета и территориальной целостности государства в результате беспрецедентной агрессии по отношению к Украине со стороны одного из ядерных государств-гарантов её безопасности.

Задачи настоящего исследования заключаются в комплексном изучении нормативно-правовой базы, регламентирующей статус Украины как неядерного государства, правил и процедур обретения безъядерного статуса в целом. Автор видит цель исследования в освещении правовых вопросов статуса Украины как государства, добровольно оказавшегося от ядерного оружия, раскрытии резервов усовершенствования практики оформления безъядерной зоны на территории Украины и обозначении направления оптимизации конституционно-правового регулирования в этой сфере.

Описание сути результатов. Научное понимание юридического содержания безъядерного статуса требует внесения определенной ясности в существующие определения смежных понятий, а именно: безъядерная зона, зона, свободная от ядерного оружия, безъядерное или неядерное государство.

На уровне международных договоров создание безъядерных зон предусмотрено ДНЯО, в соответствии с которым гарантируется право групп государств заключать региональные договоры с целью обеспечения полного отсутствия ядерного оружия на их соответствующих территориях (ст. VII) [3].

В соответствии с Резолюцией ООН «Всеобъемлющее исследование по вопросу о зонах, свободных от ядерного оружия, во всех его аспектах» от 11 декабря 1975 года [1] зоной, свободной от ядерного оружия, считается любая признаваемая таковой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций зона, которую создала любая группа государств при свободном осуществлении ими своего суверенитета в силу договора или конвенции, в которых:

а) определен статут о полном отсутствии ядерного оружия, действующий в отношении этой зоны, включая процедуру делимитации зоны;

б) учреждена международная система проверки и контроля для обеспечения гарантии выполнения обязательств, вытекающих из этого статута.

В мире создано пять зон с таким правовым режимом: 1) Договор о запрете ядерного оружия в Латинской Америке и странах Карибского бассейна (Договор Тлателолко 1967 г.), 2) Южно-Тихоокеанский договор о безъядерной зоне (Договор Раротонга 1985 г.), 3) Договор о безъядерных зонах Юго-Восточной Азии (Банг-кокский договор 1995 г.), 4) Африканский договор о безъядерных зонах (Пе-линдабский Договор 1996 г.), 5) Договор о безъядерных зонах в Центральной Азии (Семипалатинский договор 2006 г.).

Существуют также еще три зоны, свободные от ядерного оружия: Антарктика, морское дно и космос. В соответствии с Договором об Антарктике 1959 г. под безъядерной зоной подразумевается запрещение любых ядерных взрывов и удаление радиоактивных материалов в этом регионе.

В Договоре 1967 года о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, предусматривается, что государства-участники обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом.

Договором о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1970 года государства-участники обязуются не устанавливать и не размещать на дне морей и океанов и в его недрах за внешним пределом зоны морского дна какое-либо ядерное оружие или любые другие виды оружия массового уничтожения, а также сооружения, пусковые установки и любые другие устройства, специально предназначенные для хранения, испытания или применения такого оружия.

Таким образом, создание безъядерной зоны в том или ином регионе регламентируется международным правом с оформлением гарантий государствами, предусмотренными в протоколах к договору. Правовой режим безъядерной зоны как неотъемлемая составляющая режима нераспространения предполагает независимо от концепции создания таких зон запрет производства, испытания, размещения, а в некоторых случаях и транзита ядерного оружия и его компонентов на определенной территории. Необходимым также является осуществление делимитации зоны и международных гарантий контроля над нераспространением. В истории международных отношений предлагались также варианты юридического оформления обязательств путем одностороннего подписания государствами соответствующих деклараций (например, «план Рапацкого» по разоружению Центральной Европы и другие инициативы) [2].

В силу исторических обстоятельств, после развала СССР, Украина стала де-факто и де-юре собственником ядерного оружия. В Декларации о государственном суверенитете 1990 года провозглашалась обязанность соблюдения неядерных принципов. В 1991 году было принято Заявление о безъядерном статусе Украины. В 1993 году Верховной Радой Украины было принято постановление «Об основных направлениях внешней политики Украины», утратившее силу в 2010 году, в котором определялось, что Украина активно выступает за вывод из соседних с ней государств иностранных войск и провозглашение Черного моря зоной мира, свободной от ядерного оружия.

Ядерное разоружение Украины с намерением в будущем стать безъядерной страной, а также создание зоны Черного моря, свободной от ядерного оружия, предполагали проведение последовательной как внутренней, так и внешней политики с соблюдением международных общепризнанных правил и процедур

создания таких зон. При этом нормативно-правовое регулирование обозначенных вопросов внутригосударственными актами было явно недостаточным для достижения целей заявленного регулирования. Справедливости ради отметим сложность и беспрецедентность решения вопросов ядерного разоружения и создания безъядерной зоны на территории стран, которые оказались собственниками ядерного ресурса (на сегодня единственный Семипалатинский договор создан на территории, ранее располагавшей ядерным оружием (Казахстан)).

Следует отметить неточность в правовых формулировках на уровне нормативно-правовых актов, которые не соответствовали Декларации о государственном суверенитете. Вопреки положениям данной Декларации был введен новый правовой термин «безъядерный статус» в Заявлении о безъядерном статусе 1991 года без разъяснений его конкретного содержания. Обозначенный статус, с нашей точки зрения, как свидетельствуют результаты анализа последующих документов, представлял собою скорее систему мер по ядерному разоружению и отказу от правопреемственности ядерного оружия, а также возможности его создания в будущем. Более того, провозглашенный безъядерный статус предполагал создание на территории Украины и Черного моря зоны, свободной от ядерного оружия.

Гарантии национальной безопасности Украины в условиях тотального разоружения Украины должны были стать неотъемлемой составляющей механизма международных гарантий, предоставляемых ядерными государствами в соответствии с требованиями Договора о нераспространении ядерного оружия, государствам, не обладающим ядерным оружием. В то же время, как засвидетельствовало время, ядерные государства-гаранты фактически не выполнили взятые на себя обязательства по обеспечению территориальной целостности, независимости и суверенитета Украины, что подорвало доверие к существующему режиму нераспространения.

Фактически провозглашение безъядерного статуса Украиной означало ее ядерное разоружение. Рассмотрим правовое регулирование этого вопроса с двух позиций. Первый блок нормативно-правового регулирования касался вопросов подписания договоров с ядерными государствами-гарантами с целью разоружения и обеспечения присоединения Украины к ДНЯО. Второе направление обеспечивалось нормативно-правовым регулированием межгосударственных отношений государств, пребывавших в составе СССР, то есть решением внутренних задач по ядерному разоружению и контроля над ним.

В последнем случае отметим, что Соглашением о создании Содружества Независимых Государств от 08.12.1991 в ст. 6 предусмотрено, что государства-члены Содружества стремятся к ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем; стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерной зоны и нейтрального государства. Государства-члены Содружества будут сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием, порядок осуществления которого регулируется специальным соглашением.

В Соглашении об общих мерах относительно ядерного оружия от 21 декабря 1991 года, подписанном президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины, отмечается, что ядерные вооружения, входящих в состав Объединенных стратегических вооруженных сил, обеспечивают коллективную безопасность всех участников Содружества Независимых Государств (ст. 1). Далее, государства-участники настоящего Соглашения совместно вырабатывают политику в отношении ядерных вопросов (ст. 3). Этим Соглашением закреплено, что государства-участники обязуются никому не передавать ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства и технологии, а также контроль над такими ядерными и взрывными устройствами, ни прямо, ни косвенно;

так же как никак не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, которое не имеет ядерного оружия, к производству или приобретению каким-либо другим способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля за таким оружием или взрывными устройствами за исключением перемещения ядерного оружия с территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Украины на территорию РСФСР с целью его уничтожения.

В статье 6 настоящего Соглашения страны-участники обязались обеспечить вывоз тактического ядерного оружия на центральные предзаводские базы для его разукомплектования под общим контролем.

Этим же Соглашением предусматривалось обязательство подать на ратификацию в Верховные Советы своих государств Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений от 31 июля 1991 года (далее - Договор по СНВ).

В последующем Соглашении между государствами-участниками Содружества Независимых Государств по Стратегическим силам от 30 декабря 1991 года предусматривалось, что на период до полного уничтожения ядерное оружие, размещенное на территории Украины, находится под контролем объединенного командования Стратегических сил с целью его неиспользования и разукомплектования.

Вместе тем, следует отметить, что в связи с отсутствием предусмотренной Соглашением о совместных мерах по ядерному оружию от 21 декабря 1991 г. системы осуществления, в том числе и у Украины, действующего технического контроля за неприменением ядерного оружия, дислоцированного на ее территории, было принято Постановление Верховной Рады Украины «О дополнительных мерах по обеспечению обретения Украиной безъядерного статуса» от 9 марта 1992 года.

Настоящим постановлением также предусматривалась необходимость ратификации парламентом Соглашения о совместных мерах в отношении ядерного оружия от 21 декабря 1991 года, Соглашения между государствами-участниками СНГ о Стратегических силах от 30 декабря 1991, и Соглашения между государствами-участниками СНГ о статусе стратегических сил от 14 февраля 1992 года. Тем не менее, нет данных ведомостей о ратификации этих соглашений.

Ядерное разоружение Украины также осуществлялось при участии США. Лиссабонский протокол до Договору СНВ был подписан 23 мая 1992 г. США, РФ, Украиной, Беларусью и Казахстаном и предусматривал с учетом обязательств государств-членов Содружества Независимых Государств, что ядерные вооружения бывшего Союза Советских Социалистических Республик останутся под безопасным, строгим и надежным контролем единого объединенного командования, что Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация и Украина как государства-правопреемники бывшего Союза Советских Социалистических Республик в связи с Договором СНВ принимают на себя обязательства бывшего Союза Советских Социалистических Республик по договору (ст.1) и присоединяются в возможно кратчайшие сроки к Договору о нераспространении ядерного оружия от 1 июня 1968 года как государства-участники, не обладающие ядерным оружием, и немедленно предпринимают все необходимые действия с этой целью в соответствии с их конституционной практикой (ст. 5).

В соответствии с Постановлением Верховной Рады Украины «О ратификации Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, подписанного в Москве 31 июля 1991 года, и Протокола к нему, подписанного в Лиссабоне от имени Украины 23 мая 1992 года» были ратифицированы составляющие части этого договора со следующими оговорками относительно договора и документов-составляющих его частей. Вот некоторые из

них: все имущество расположенных на территории Украины стратегических и тактических ядерных сил, включая их ядерные боезаряды, является государственной собственностью Украины; Украина, став обладателем ядерного оружия, унаследованного ею от бывшего СССР, осуществляет административное управление стратегическими ядерными силами на своей территории; Украина как государство-собственник ядерного оружия будет идти к безъядерному статусу и избавляться поэтапно от расположенного на ее территории ядерного оружия при условии получения ею надежных гарантий своей национальной безопасности, в которых ядерные государства возьмут на себя обязательства никогда не применять ядерного оружия против Украины, не использовать против нее обычные вооруженные силы и не прибегать к угрозе силой, уважать территориальную целостность и неприкосновенность границ Украины, воздерживаться от экономического давления с целью решения любых спорных вопросов. Также предусматривается, что Украина выполнит свои обязательства по Договору, исходя из правовых, технических, финансовых, организационных и других возможностей, с должным обеспечением ядерной и экологической безопасности.

Важной оговоркой является рекомендация парламента Президенту Украины и Правительству Украины о проведении переговоров с соответствующими государствами и международными организациями: 1) по международным гарантиям национальной безопасности Украины; 2) об условиях экономической, финансовой и научно-технической помощи в выполнении обязательств по Договору; 3) по гарантийному и авторскому обслуживанию ядерных боезарядов и боевых ракетных комплексов; 4) о пересмотре условий финансирования инспекционной деятельности, предусмотренной Договором; 5) о возможностях использования под надежным контролем ШПУ в мирных целях; 6) об условиях использования оружейных материалов, которые расщепляются и будут изыматься в результате ликвидации ядерного оружия; 7) о гарантиях компенсации за материальную ценность компонентов ядерного оружия.

Условия участия и ратификация Украиной Договора СНВ-1 с соответствующими оговорками обеспечили основу разработки и ратификации последующих договоров о сокращении ядерных вооружений (СНВ-2 и СНВ-3).

Следует отметить, что принцип достижения статуса безъядерного и (или) нейтрального государства также закреплялся в Оговорке Верховной Рады Украины к Соглашению о создании СНГ, подписанной от имени Украины 8 декабря в Минске, от 10 декабря 1991 года, и в Алма-Атинской декларации от 21 декабря 1991 года, подписанной такими независимыми государствами как Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина.

Как следует из вышеизложенного, разоружение Украины происходило, с одной стороны, в условиях создания СНГ, формирования принципов отношений между республиками бывшего СССР и признания за Украиной правопреемственности в обладании ядерным оружием, что не вписывалось в существующую систему ДНЯО и требовало, безусловно, создания особого правового режима ядерного разоружения. Тем не менее, с другой стороны, только после принятия односторонних внутригосударственных документов о безъядерном статусе и заключения межгосударственных договоров со странами СНГ в условиях международного режима нераспространения Украина смогла присоединиться к ДНЯО в качестве неядерного государства.

После правового оформления отказа от ядерного оружия и провозглашения так называемого безъядерного статуса Украина стала неядерным государством в понимании ДНЯО. Украинский вариант ядерного разоружения был реализован впервые в практике мирового сообщества.

В международном праве нет определения «безъядерного статуса» в отличие от понятий, имеющих правовое содержание: «ядерное разоружение»; «зона, свободная от ядерного оружия», «неядерное государство». В связи с этим в Украине осуществляется формирование такого правового режима, который предусматривал бы права и обязанности государства, добровольно отказавшегося от ядерного оружия и прошедшего процесс разоружения в соответствии с требованиями ДНЯО и при участии стран, обладающих ядерным оружием. Создание такого правового режима должно обеспечивать не только гарантии национальной безопасности, а также в полной мере раскрыть содержание безъядерного статуса государства и рассматривать его шире, чем зона, свободная от ядерного оружия, с урегулированием прав и обязанностей как со стороны государства, так и со стороны международного сообщества.

Такой подход подтверждается положениями Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Территориальная целостность Украины» от 27 марта 2014 года, в которой ООН подтвердила свою приверженность суверенитету, политической независимости, единству и территориальной целостности Украины в ее международно признанных границах, а также призвала все государства отказаться и воздерживаться от действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности Украины, в том числе любых попыток изменить границы Украины с помощью угрозы силой или ее применения или других незаконных средств.

В своей позиции ООН основывается на следующих документах: Заключительный акт Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный в Хельсинки 1 августа 1975 года, Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия (Будапештский меморандум) от 5 декабря 1994 года, Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией от 31 мая 1997 г., Алма-Атинская декларация от 21 декабря 1991 года.

В современных условиях глобализации и стремительного развития межгосударственных отношений в мире, с нашей точки зрения, является недостаточным применение указанных актов без переосмысления уменьшения их роли в регулировании международных отношений. Украина должна инициировать обсуждение вопросов безъядерного статуса, в общем, и определение гарантий его обеспечения, в частности, в международном масштабе. Из этого следует потребность в создании механизма возврата оккупированных территорий Украины и оформлении безъядерного статуса АР Крым при участии ООН.

Исходя из результатов проведенных исследований, дискуссионным представляется оценка ядерного разоружения Украины, данная в Постановлении Верховной Рады Украины 2014 года «Об обращении Верховной Рады Украины к государствам-гарантам в соответствии с Меморандумом о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия», в котором указано, что Украина получила гарантии безопасности в обмен на ядерное разоружение.

Более того, в Декларации о государственном суверенитете 1990 г. речь идет о соблюдении «трех неядерных принципов: не принимать, не производить и не приобретать ядерного оружия», в последующих документах - о принципе приобретения безъядерного статуса, что не ограничивается вопросами обмена и ядерного разоружения.

С юридической точки зрения существует резерв и потенциал для усовершенствования правовых принципов, провозглашенных в Декларации о государственном суверенитете 1990 года, Заявлении о безъядерном статусе Украины 1991 года с целью урегулирования безъядерного статуса, создания в связи с этим соответствующего правового режима, получения гарантий и разрешения вопросов восстановления территориальной целостности государства. Соответствующие

положения должны войти в конституционную практику Украинского государства и четко определить содержание неядерных принципов, безъядерного статуса, зоны Черного моря в качестве зоны, свободной от ядерного оружия, полномочия парламента в отношении принятия решений в сфере обеспечения ядерной безопасности Украины с целью недопущения возобновления ядерного статуса и денонсации ДНЯО.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Всеобъемлющее исследование по вопросу о зонах, свободных от ядерного оружия, во всех его аспектах: Резолюции 30-й сессии (1975 год) / Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/ga/30/docs/30res.shtml (дата обращения 20.11.2016).

2. Метелина О.В. Исторические аспекты создания безъядерных зон / О.В. Метели-на // Актуальные проблемы экономики и права. — 2012. — № 2. — С. 257-262 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-aspekty-sozdaniya-bezyadernyh-zon#ixzz4ScbqW947 (дата обращения 23.11.2016).

3. Договiр про нерозповсюдження ядерно! збро! вщ 1 липня 1968 року: Договiр, М1жнародний документ вщ 01.07.1968 / Офщшний веб-портал Верховно! Ради Укра!ни [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/995_098 (дата обращения 25.11.2016).

4. У разi повернення ядерного статусу Укра!на стане iзгоeм / Сайт з питань ядерно! безпеки, ращацшного захисту та нерозповсюдження ядерно! збро!. 26.10.2016 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://uatom.org/index.php/uk/2016/10/26/u-razi-povernennya-yadernogo-statusu-ukrayina-stane-izgoyem-kopchynskyj / (дата обращения 27.11.2016).

5. Ядерна зброя для Укра!ни: мри чи реальшсть? / 1нтернет-видання «Вголос». 30.08.2016 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vgolos.com.ua/news/ yaderna_zbroya_dlya_ukrainy_mrii_chy_realnist_225487.html (дата обращения 23.11.2016).

6. Ядерний статус Укра!ни. Мiф чи реальшсть / Правда из блогов Uainfo. -01.08.2016 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://uainfo.org/blognews/ 1470062250-yaderniy-status-ukrayini-mif-chi-realnist.html (дата обращения 23.11.2016).

REFERENSES

1. Vseob"emliushchee issledovanie po voprosu o zonakh, svobodnykh ot iadernogo oru-zhiia, vo vsekh ego aspektakh: Rezoliutsii 30-i sessii (1975 god) (Comprehensive study of the question of nuclear-weapon-free zones in all its aspects: Resolutions adopted on the reports of the First Committee). Available at: http://www.un.org/ru/ga/30/docs/30res.shtml (accessed 20.11.2016)

2. Metelina O. V. Historical aspects of creating non-nuclear zones. Aktual'nye prob-lemy ekonomiki i prava = Urgent problems of economy and law, 2012, no. 2 (22), pp. 257- 262 Available at: http: // cyberleninka. ru/article/n/ istoricheskie-aspekty-sozdaniya-bezyadernyh-zon#ixzz4ScbqW947 (accessed 23.11.2016).

3. Dogovir pro nerozpovsyudzhennya yadernoi zbroi vid 1 lipnya 1968 roku (Treaty on the Non-Proliferation of Nuclear Weapons on the 1th July, 1968). Available at: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/995_098 (accessed 25.11.2016).

4. U razi povernennya yadernogo statusu Ukraina stane izgoem (If the nuclear status of Ukraine returns, Ukraine will become an outcast). Available at: http:// uatom.org/index.php/uk/2016 /10/26/u-razi-povernennya-yadernogostatusuukrayina-stane-izgoyem-kopchynskyj/(accessed 27.11.2016).

5. Iaderna zbroia dlia Ukraini: mrii chi real'nist'? (Nuclear weapons in Ukraine: Dream or Reality?). Available at: http://vgolos.com.ua/news/yaderna_zbroya_dlya_ukrainy_mrii_chy_ realnist_225487.html (accessed 23.11.2016).

6. Iadernii status Ukraini. Mif chi real'nist' (The nuclear status of Ukraine. Myth or reality). Available at: https://uainfo.org/blognews/1470062250-yaderniy-status-ukrayini-mif-chi-realnist.html (accessed 23.11.2016).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Коцюба Руслана Александровна — кандидат юридических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, Институт законодательства Верховной Рады Украины, 04053, г. Киев, Нестеровский переулок 4, Украина, e-mail: ruslana-k.22@mail.ru.

AUTHOR

Kotsiuba Ruslana Aleksandrovna — Candidate of law, senior stuff scientist, leading researcher, Legislation Institute of the Verkhovna Rada of Ukraine, 4 Nestorivsky Lane, Kiev, 04053, Ukraine, e-mail: ruslana-k.22@mail.ru.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Коцюба Р.А. Конституционно-правовое регулирование статуса Украины как безъядерного государства / Р.А. Коцюба // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2016. — Т. 4, № 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //esj.pnzgu.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Kotsiuba R. A. Constitutional regulation of the status of Ukraine as a non-nuclear State. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2016, vol. 4, no. 4, available at: http:/ /esj.pnzgu.ru (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.