УДК 342
ББК 67 © Р.С. Галиев, К.А. Васильков, 2018
Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ДЕМОКРАТИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУТА ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
Рустам Салижанович Галиев,
доцент кафедры конституционного и международного права, кандидат юридических наук Барнаульский юридический институт МВД России (656038, Барнаул, ул. Чкалова, 49)
E-mail: [email protected]; Константин Александрович Васильков, слушатель факультета подготовки сотрудников полиции и следователей Барнаульский юридический институт МВД России (656038, Барнаул, ул. Чкалова, 49)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Представлен анализ конституционно-правового регулирования реализации права граждан на участие в делах государства на примере института общественной инициативы посредством использования Интернет-ресурсов. Проведен анализ отечественной и зарубежной практики реализации Интернет-демократии, и предложены пути совершенствования рассматриваемого института на региональном уровне на примере Алтайского края.
Ключевые слова: демократия, электронная демократия, общественная инициатива, право на участие в делах государства.
CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION OF INTERNET-DEMOCRACY IN THE RUSSIAN FEDERATION AND WAYS TO IMPROVE THE INSTITUTION OF PUBLIC INITIATIVES (ON THE EXAMPLE OF THE ALTAI TERRITORY)
Rustam S. Galiev,
Associate Professor of the Chair of Constitutional and International Law, Candidate of Law Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (656038, Barnaul, ul. Chkalova, 49);
Konstantin A. Vasilkov, Student of the Faculty of training of police officers and investigators Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (656038, Barnaul, ul. Chkalova, 49)
Abstract. The article presents an analysis of the constitutional and legal regulation of the realization of the citizens' right to participate in the affairs of the state on the example of the institution of public initiative through the use of Internet resources. The analysis of domestic and foreign practice of Internet democracy realization is carried out, and ways of improvement of the considered institute at the regional level are offered on an example of Altai territory.
Keywords: democracy, e-democracy, public initiative, the right to participate in the affairs of the state.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Галиев Р.С., Васильков К.А. Конституционно-правовое регулирование Интернет-демократии в Российской Федерации и пути совершенствования института общественных инициатив (на примере Алтайского края). Вестник экономической безопасности. 2018;(3):24-7.
Объективная необходимость реформы демократических институтов в Российской Федерации определяет актуальность рассматриваемой тематики. Современные технологические возможности использования Интернет-демократии существенно меняют архитектуру и характер политической коммуникации. Стремительное развитие российского общества, прежде всего связанные с расширением его структур, неизбежно влечет использование современных информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента взаимодействия общества и государства.
Любое современное демократическое государство немыслимо без институтов гражданского
общества и одним из таких институтов является — институт общественной инициативы. Учитывая современный уровень развития информационных технологий и проявляющиеся тенденции к стремлению построения информационного общества полагаем, что посредством Интернет-демократии возможно более эффективное участие граждан в регулировании общественных отношений.
Современное конституционное развитие российского государства, потребность апробации новых форм взаимодействия в сочетании с классическими институтами прямой демократии, в целях повышения эффективности диалога общества и го-
сударства, предопределяет необходимость исследования правового регулирования и реализации общественных инициатив.
Цель настоящей статьи заключается в исследовании проблем конституционно-правового регулирования и практики применения средств телекоммуникационной сети «Интернет» направленных на реализацию и совершенствование институтов демократии, в частности института общественной инициативы.
Институт общественной инициативы является одной из форм участия граждан в управлении делами государства, с использованием существующих механизмов реализации права на общественную инициативу. В современных реалиях данный институт носит эпизодический характер и требует повышения его эффективности.
Одним из инструментов реализации общественных инициатив граждан на сегодняшний день является Интернет-ресурс «Российская общественная инициатива». Указ Президента РФ от 4 марта 2013 г № 183 (ред. от 23.06.2014) «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием Интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» [1] (далее — РОИ), устанавливает правила пользования Интернет-порталом РОИ, где гражданин может предложить любую инициативу, которая предварительно проверяется некоммерческой организацией (Фондом информационной демократии), после чего за нее голосуют другие граждане и если она наберет необходимое количество голосов то поступает в экспертную рабочую группу соответствующего уровня (федеральный, региональный, муниципальный).
Данный портал — это принципиально новая форма прямого волеизъявления граждан с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, что позволяет в разы улучшить продуктивность института прямого народовластия.
Говоря о зарубежном опыте электронной демократии, следует отметить, что в Евросоюзе аналог Российской общественной инициативы существует уже с весны 2014 года. Идею может продвигать только группа из семи граждан семи разных стран, собрать надо не менее миллиона голосов, инициатива поступает в директорат Еврокомиссии, потом по ней проводятся слушания в Европарламенте [7, с. 55].
На общегосударственном уровне это действует в Австрии, Испании, Италии, Швейцарии, на Филиппинах, на региональном — в США, Швейцарии и других странах (в субъектах федерации), где существуют специальные нормативно-правовые акты, регламентирующие прямое электронное волеизъявление граждан.
Отмечая положительный опыт России, следует обратить внимание на реализуемый в Новосибирской области с 24 февраля 2014 года и по сей день проект «Электронная демократия» [2].
Портал представляет собой единую информационную платформу региона, состоящую из взаимосвязанных функциональных элементов, поддерживаемых совместно органами власти, гражданами и организациями в части администрирования и конкретного наполнения. В числе главных целей создания портала: укрепление связей между гражданами, органами власти и другими субъектами общественной деятельности путем формирования особой культуры коммуникации, ориентированной на совместный поиск компромиссных решений и снижение административных барьеров и уровня коррупции посредством повышения уровня открытости процессов взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества.
Таким образом, на наш взгляд, необходимо синтезировать опыт Российской Федерации (и отдельных регионов) и представленных зарубежных стран в вопросе электронного прямого народовластия граждан и в рамках ч. 1 ст. 3, п. «н» ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 130 Конституции Российской Федерации, сформировать в Алтайском крае интернет-портал, усовершенствованный относительно представленных нами ранее примеров, и привести его в соответствие со спецификой правотворческой деятельности в Алтайском крае.
Сразу стоит отметить, что предлагаемая нами модель предполагает не только рассмотрение инициатив граждан по изменению или принятию НПА, но и улучшение социально-экономического благополучия населения в регионе.
Зарегистрированный пользователь Единой Системы Идентификации и Аутентификации (ЕСИА) (для этого достаточно зарегистрироваться на сайте «Госуслуги»), который проживает на территории Алтайского края, может зайти на сайт Правитель-
ства Алтайского края предложить какую-либо инициативу. Инициатива может быть любого рода и из любой сфер общественных отношений (ЖКХ, дороги, транспорт, медицина и т.д.).
Далее инициативы предполагается разделять в зависимости от их характера и содержания. Другими словами, если предложение касается отдельной отрасли общественных отношений и его реализация зависит от органа исполнительной власти Алтайского края, то она напрямую направляется конкретному органу, в пределы компетенции которого входит решение данных вопросов в течение 10 дней. Мониторинг и направление предложения по подведомственности предполагается осуществлять отделом по взаимодействию с институтами гражданского общества Департамента Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края по вопросам внутренней политики.
Систему контроля в данном случае необходимо выстроить таким образом, что если уполномоченный орган, куда уже поступило предложение, в течение 10 дней не отреагировал на него, то данные передаются в контролирующий орган (в частности в прокуратуру).
Во втором случае, если инициатива касается изменения или принятия нормативно-правового акта, она проходит предварительную экспертизу, которая заключается в проверке на отсутствии нецензурной брани, оценки четкости и чистоты изложения и др. Основания отказа в размещении достаточно продублировать из Указа Президента № 183.
Срок проведения предварительной экспертизы не должен превышать 30 рабочих дней. Также считается необходимым направлять ответ гражданину о движении его инициативы на электронную почту. При этом любая инициатива (даже из числа не прошедших экспертизу) помещается в специальную базу данных, в целях мониторинга активности ресурса и отсортировки тех инициатив, которые уже были отклонены (рассмотрены).
Предварительную экспертизу, возможно проводить «Ассоциации Юристов России» Алтайскому региональному отделению общероссийской организации, как, например, это было сделано в Санкт-Петербурге.
После этого инициатива размещается на интернет-портале, где она будет видна другим пользова-
телям с возможностью голосования и оценки вероятного полезного результата предложения; при том каждый гражданин имеет лишь один голос «за» или «против». Кроме того, на наш взгляд, определенного результата можно добиться, если дублировать инициативы, выдвинутые гражданами через интернет-портал, в СМИ.
По официальным данным территориального органа федеральной службы государственной статистики в Алтайском крае общая численность населения в городе Барнауле составляет 633 301 чел., в г. Барнауле 633 301чел.
В соответствии с Указом Президента № 183, необходимый порог для рассмотрения общественной инициативы представляется излишним, к примеру, для муниципальных инициатив установлен порог 5% жителей муниципального образования (при этом необходимо учитывать, что районы города не являются самостоятельным муниципальным образованием). В связи с этим предполагаем, что в городах с районным делением (например — Барнаул, Бийск) необходимо установить порог в 5% от жителей конкретного района, потому как зачастую проблемы жителей одного района не интересуют жителей другого, в связи, с чем представляется затруднительным голосование более 30 000 жителей г. Барнаула за какую-либо инициативу, касающуюся отдельно взятого района.
После, если инициатива наберет установленное число голосов за установленный срок, лица, уполномоченные проводить предварительную экспертизу, направляют инициативу в экспертную рабочую группу, где она проходит процедуру получения статуса проекта нормативно-правового акта в соответствии с Законом Алтайского Края от 9 ноября 2006 года № 122-ЗС «О правотворческой деятельности» или принятия иных мер реализации данной инициативы.
Далее проект должен будет пройти процедуру оценки регулирующего воздействия, которое проводит Министерство экономического развития Алтайского края в соответствии с Постановлением Администрации Алтайского Края от 30.07.2015 № 312 «Об организации работы по оценке регулирующего воздействия проектов нормативно-правовых актов и экспертизе нормативно-правовых актов Алтайского Края» [3].
После этого, в соответствии со ст. 18 Закона Алтайского Края от 9 ноября 2006 года № 122-ЗС «О
правотворческой деятельности» проект направляется в Алтайское Краевое Законодательное Собрание вместе с пояснительной запиской, заключением Губернатора Алтайского Края и т.д.
Кроме того, необходимо определить контролирующий орган за всем процессом хода инициативы. Наиболее это важно стадии проведения предварительной экспертизы и работы экспертной рабочей группой. На наш взгляд, необходимо контролирующим органом установить, в соответствии с Законом Алтайского Края от 29 июня 2015 года № 52-ЗС «Об общественном контроле в Алтайском Крае» (с изм. и доп. от 4 июля 2017 г.) и Законом Алтайского Края от 3 ноября 2005 года № 87-ЗС «Об общественной палате Алтайского Края» — Общественную палату Алтайского Края, а конкретно — на комиссию Общественной палаты Алтайского Края по развитию гражданского общества.
Так же каждый гражданин, который считает, что были нарушены его права в ходе регистрации или рассмотрения его инициативы, может обратиться за защитой своих прав теми средствами и способами, которые отражены в законодательстве Российской Федерации.
Таким образом, на наш взгляд, создание электронного института прямого народовластия граждан на региональном уровне просто необходимо. Кроме того, данный институт — это еще одна уверенность граждан в легитимности властей и гарантия прозрачности законотворческого процесса. Однако, самый важный плюс — это действительное улучшение социально-экономического развития региона. При этом для популяризации данной формы демократии необходимо освещение его деятельности в СМИ, с целью информированности населения.
Реализация института общественной инициативы позволяет выявлять реальные общественные потребности в правовом регулировании тех или иных отношений, учесть интересы групп граждан, стимулировать правовую активность населения. По этой причине необходимо развивать настоящий институт, популяризировать его и совершенствовать его правовое регулирование.
Литература
1. Указ Президента РФ от 04.03.2013 № 183 (ред. от 23.06.2014) «О рассмотрении общественных
инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» (вместе с «Правилами рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива»)» // СПС КонсультантПлюс.
2. Электронная демократия Новосибирской области. иК1^йр:/Мет.шо.га/ (дата обращения 20 марта 2018 года).
3. Постановление Администрации Алтайского края от 30.07.2015 № 312 (ред. от 13.06.2017) «Об организации работы по оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Алтайского края и экспертизе нормативных правовых актов Алтайского края» // СПС КонсультантПлюс.
4. Матренина К.Ю. Становление электронного голосования на выборах в Российской Федерации и перспективы его развития: конституционно-правовое исследование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2016.
5. Казьмина Е.А. Правовые последствия поддержки гражданами российской федерации общественных инициатив, направленных с использованием Интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2015. № 3 (41).
6. Казьмина Е.А. Общественная инициатива в России: отдельные аспекты внедрения в России // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2015. № 13-2.
7. Галиев Р.С., Васильков К.А. Электронная демократия и право на участие граждан в управлении государством // Права и свободы человека в контексте развития современного государства: мат-лы Всерос. науч. практ. конф., 9 декабря 2016 г. / редкол. С.А. Бут-кевич, О.А. Миронова, Н.А. Кравченко, Н.И. Костю-ченко, В.В. Прохоров, С.Ю. Русанова. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2017.
8. Галиев Р.С. Нормативно-правовая основа осуществления общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления в городе Барнауле // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: материалы двенадцатой международной научно-практической конференции: в 3 ч. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2014. Ч. II.