Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПЕРЕХОДА СССР К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ'

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПЕРЕХОДА СССР К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
205
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / СОЮЗНЫЕ РЕСПУБЛИКИ / ПЕРЕСТРОЙКА / РАДИКАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лукашевич Дмитрий Александрович

Фундаментальные экономические изменения, произошедшие в СССР во второй половине 1980-х гг., нашли отражение в нормах конституционного права. Особенно активно конституционное законодательство развивалось в союзных и автономных республиках, что было обусловлено «парадом суверенитетов». В отличие от республик, конституционные изменения на уровне Союза ССР были более «скромными», поскольку внимание союзного законодателя было сосредоточено на разработке проекта нового союзного договора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL FORMALIZATION OF THE USSR’S TRANSITION TO A MARKET ECONOMY

Fundamental economic changes that occurred in the USSR in the second half of the 1980s were reflected in the norms of constitutional law. Constitutional legislation developed especially actively in the Union and Autonomous republics, which was due to the “parade of sovereignties”. In contrast to the republics, the constitutional changes at the level of the USSR were more “modest”, since the attention of the Union legislator was switched to the development of the draft of a new Union Treaty.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПЕРЕХОДА СССР К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ»

УДК 34.01 DOI 10.24412/2073-0454-2021-2-24-30

ББК 67.3 © Д.А. Лукашевич, 2021

Научная специальность 12.00.01 - теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПЕРЕХОДА СССР К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Дмитрий Александрович Лукашевич, старший научный сотрудник НИИ Образования и науки, кандидат юридических наук

(123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1, издательство «Юнити-Дана») E-mail: kremlin2024@mail.ru

Аннотация. Фундаментальные экономические изменения, произошедшие в СССР во второй половине 1980-х гг., нашли отражение в нормах конституционного права. Особенно активно конституционное законодательство развивалось в союзных и автономных республиках, что было обусловлено «парадом суверенитетов». В отличие от республик, конституционные изменения на уровне Союза ССР были более «скромными», поскольку внимание союзного законодателя было сосредоточено на разработке проекта нового союзного договора.

Ключевые слова: рыночная экономика, частная собственность, союзные республики, перестройка, радикальная экономическая реформа.

CONSTITUTIONAL FORMALIZATION OF THE USSR'S TRANSITION TO A MARKET ECONOMY

Dmitry A. Lukashevich, Senior Researcher at the Research Institute of Education and Science, Candidate of Legal Sciences (123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1, Unity-Dana publishing house) E-mail: kremlin2024@mail.ru

Abstract. Fundamental economic changes that occurred in the USSR in the second half of the 1980s were reflected in the norms of constitutional law. Constitutional legislation developed especially actively in the Union and Autonomous republics, which was due to the "parade of sovereignties". In contrast to the republics, the constitutional changes at the level of the USSR were more "modest", since the attention of the Union legislator was switched to the development of the draft of a new Union Treaty.

Keywords: market economy, private property, Union republics, perestroika, radical economic reform.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Лукашевич Д.А. Конституционно-правовое оформление перехода СССР к рыночной экономике. Вестник Московского университета МВД России. 2021(2):24-30.

Переход СССР к рыночным отношениям нашел отражение в советском конституционном законодательстве, причем, в основном, на уровне союзных республик.

В Конституции СССР 14 марта 1990 г. были лишь отражены поправки, связанные с закреплением новой системы форм собственности: государственной, коллективной и индивидуальной (собственность граж-

данина СССР)1. В ст. 12 Конституции СССР была закреплена коллективная собственность арендных предприятий, коллективных предприятий, кооперативов, акционерных обществ, хозяйственных организаций и других объединений. Признание коллективной собственности акционерных обществ фактически оз-

1 Закон СССР от 14.03.1990 № 1360-1 «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 12. Ст. 189.

начало признание права частной собственности. При этом в Конституции СССР сохранялась «социалистическая» преамбула, норма о государственной монополии внешней торговли, о народнохозяйственном планировании и так далее. Думается, что такое невнимание союзного законодателя к экономическим нормам Конституции СССР вызвано разработкой проекта нового союзного договора.

Все официально опубликованные проекты нового союзного договора не содержали даже упоминания социализма и закрепляли разнообразие и равноправие всех форм собственности1. Интересно, что июньский и июльский 1991 г. проекты союзного договора предполагали новое наименование государства -СССР (Союз Советских Суверенных Республик»), то есть из названия было убрано именно упоминание «социалистических»2.

Несколько иной была ситуация с проектами Конституции СССР. Некоторые проекты были построены с закреплением рыночных экономических основ [3, с. 503-508], другие - сохраняли нормы о социалистической плановой экономике3, третьи сочетали нормы о социалистическом планировании с нормами о рыночной экономике [3, с. 120].

Однако осуществленные конституционно-правовые изменения произошли на уровне союзных республик.

Как и в случае с коренными политическими преобразованиями [4, с. 223-225], «первопроходцами» среди союзных республик по переходу к рынку стали прибалтийские республики.

16 ноября 1988 г. Эстонская ССР приняла конституционную поправку достаточно интересного содержания: «Основу экономической системы Эстонской ССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной, кооперативной собственности, а также собственности общественных организаций и общественных движений.

В экономическую систему Эстонской ССР входят также личная, частная и смешанная собственность. Государство защищает все формы собственности и создает условия для приумножения соответствующего этим формам имущества»4.

Получалось, что, с одной стороны, оставался «священным и неприкосновенным» фундамент социалистической экономики - социалистическая собственность на средства производства, но, с другой стороны, впервые в конституции советской социалистической республики была закреплена возможность существования частной собственности. Причем последнее - было главным, центральным в новой редакции конституционной нормы, поскольку положение о социалистической собственности на средства производства появилось не в 1988 г., а изначально, после принятия Конституции Эстонской ССР 1978 г.5, а нормы о частной собственности не было6. При обсуждении данной конституционной поправки официально отмечалось, что закрепление частной собственности является необходимым юридическим следствием экономических изменений, произошедших в СССР за несколько лет перестройки7. Понятно, что в условиях 1988 г., когда официально КПСС заявляла о развитии и укреплении социализма, о построении «социализма с человеческим лицом», прямо закрепить в основном законе республики переход к рыночным отношениям было невозможно, поэтому приходилось подтверждать приверженность социализму и сохранять норму о «социалистической собственности на средства производства», но главная норма для капитализма - признание и защита частной собственности - появилась. Рубикон был перейден.

Закон об экономической самостоятельности Лит-

1 Союзный договор (проект) // Правда. 1990, 24 нояб.; Договор о союзе суверенных республик (проект) // Известия. 1991, 9 мар.; Договор о союзе суверенных государств (проект) // Правда. 1991, 27 июня; Договор о союзе суверенных государств (согласован 23 июля 1991 г.) // Правда. 1991, 15 авг.; Договор о Союзе Суверенных Государств (проект) // Правда. 1991, 27 нояб.

2 Договор о союзе суверенных государств (проект) // Правда. 1991, 27 июня; Договор о союзе суверенных государств (согласован 23 июля 1991 г.) // Правда. 1991, 15 авг.

3 Конституция Союза Суверенных Советских Республик (основные положения, проект подготовлен В.И. Митрохиным) / Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990-1993 гг.). Т. 5: Альтернативные проекты Конституции Российской Федерации (19901993 гг.). Под общ. ред. канд. юрид. наук. О.Г. Румянцева. М., 2009. С. 303-317.

4 Закон Эстонской ССР от 16.11.1988 «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Эстонской ССР» // Ведомости ВС и Правительства Эстонской ССР. 1988. № 48. Ст. 684.

5 Ст. 10 Конституции Эстонской ССР 1978 г. (в ред. от 13.04.1978 г.) / Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Конституции (Основные Законы) Союзных Социалистических Республик. М., 1985. С. 706

6 Неслучайно Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.11.1988 г., отменивший впоследствии данную конституционную поправку Эстонской ССР, установил, что введенная норма о частной собственности «не соответствует статьям 10 и 13 Конституции СССР, которые среди форм собственности в СССР частную собственность не предусматривают» / Указ Президиума Верховного Совета СССР № 9836 - XI от 26.11.1988 «О несоответствии закона Эстонской ССР «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Эстонской ССР» и Декларации Верховного Совета Эстонской ССР о суверенитет Эстонской ССР, принятых 16 ноября 1988 г., Конституции СССР и Законам СССР» // Ведомости ВС СССР. 1988. № 48. Ст. 720.

7 Внеочередная восьмая сессия Верховного Совета Эстонской ССР одиннадцатого созыва 16 ноября 1988 г. Стенографический отчет. Таллинн, 1989. С. 35.

вы1 гарантировал свободу хозяйственной деятельности, рыночные отношения и многообразие форм собственности. Ст. 7 закона - «Рыночные отношения» - устанавливала, что в Литве действуют рынки средств производства, предметов потребления и услуг, инноваций, рабочей силы, капитала и валюты2.

Латвийская ССР провозглашала сотрудничество с другими союзными республиками на основе товарно-денежных отношений, многообразие и одинаковую защиту форм собственности, свободу хозяйственной деятельности и создание условий для конкуренции между предприятиями3. Законодательно допускалось создание коммерческих, инвестиционных банков и иных кредитных учреждений, а сама республика «свободно включалась в мировую экономическую систему»4.

При обсуждении закона об экономической самостоятельности Латвийской ССР говорилось о необходимости при переходе к рынку активно использовать такие экономические инструменты, как прибыль, кредит, цены, договор5. При этом также необходимо развивать частную собственность6.

Изначально Конституция СССР 1977 г. устанавливало союзное ведение в отношении вопросов руководства экономикой страны и проведения единой социально-экономической политики (ч. 5 ст. 73 Конституции СССР 1977 г.). Однако затем союзный законодатель признал экономическую самостоятельность союзных республик, при этом особо подчеркивалось, что республики формируют общесоюзный рынок, основой которого является самостоятельность и свобода товаропроизводителей на основе состязательности и равноправия всех форм собственности «с учетом антимонопольного и иного законодательства о рынке»'.

1 Закон Литовской ССР от 18.05.1989 № XI - 2959 «Об основах экономической самостоятельности Литовской ССР» // Ведомости Верховного Совета и Правительства Литовской ССР. 1989. № 15. Ст. 168.

2 Там же.

3 Закон Латвийской ССР от 27.07.1989 «Об экономической самостоятельности Латвийской ССР» // Ведомости Верховного Совета и Правительства Латвийской ССР. 1989. № 32. Ст. 450.

4 Там же.

5 О проекте Закона Латвийской ССР «Об экономической самостоятельности Латвийской ССР» и проекте концепции экономической самостоятельности (самоуправления и самофинансирования) Латвийской ССР / Заседания Верховного Совета Латвийской ССР одиннадцатого созыва. Двенадцатая сессия. 27, 28 и 29 июля 1989 года. Стенографический отчет. Рига, 1990. С. 33.

6 Заседания Верховного Совета Латвийской ССР одиннадцатого созыва. Двенадцатая сессия. 27, 28 и 29 июля 1989 года. Стенографический отчет. Рига, 1990. С. 37.

7 Закон СССР от 10.04.1990 № 1421-1 «Об основах экономических

отношений Союза ССР, союзных и автономных республик» //

Ведомости СНД СССР и ВС СССР 1990. № 16. Ст. 270.

При этом создание правовых основ функционирования общесоюзного рынка относилось к совместному ведению Союза ССР и союзных республик8.

Добровольная передача союзным центром вопросов правового регулирования отношений руководства экономикой ускорило процесс появления союзных республиках конституционно-правовых норм, оформляющих переход республик к новой экономической системе.

В Туркменской ССР о переходе к рыночным отношениям свидетельствовали конституционные нормы о разнообразии и равноправии форм собственности9. Аналогично - в Казахской ССР10 и РСФСР11.

В РСФСР переход к рыночной экономике также был закреплен в изменении преамбулы Конституции республики и отказе от упоминания в ней «Великой Октябрьской Социалистической революции», «социализма», «коммунизма», «свержения власти капиталистов и помещиков»12. Также кардинально изменилось определения общественно-экономической сущности государства РСФСР - формулировка «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей республики» была заменена на: «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами»13.

1 ноября 1991 г. из Конституции РСФСР была исключена ст. 16, предусматривавшая, что экономика РСФСР является частью единого народно-хозяйственного комплекса, а руководство экономикой республики осуществляется на основании государственных планов экономического и социального развития

8 Закон СССР от 26.04.1990 «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 19. Ст. 329.

9 Закон Туркменской ССР от 25.05.1990 № 216-Х11 «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Туркменской ССР» // Ведомости Верховного Совета Туркменской ССР 1990. № 10. Ст. 123. См. также: Декларация о государственном суверенитете Туркменской Советской Социалистической Республики (от 22.08.1990 № 249-Х11) // Ведомости Верховного Совета Туркменской ССР. 1990. № 15-16. Ст. 152.

10 Постановление Верховного Совета Казахской ССР от 25.10.1990 № 307-Х11 «О Декларации о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики» // Ведомости Верховного Совета Казахской ССР. 1990. № 44. Ст. 408.

11 Закон РСФСР от 15.12.1990 № 423-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 29. Ст. 395.

12 Закон РСФСР от 15.12.1990 № 423-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР».

13 Там же.

СССР1.

ССР Молдова признавала переход к рыночным отношениям «основным путем оздоровления экономики республики»2, по этой причине в Молдове разрабатывалась собственная программа перехода к рынку, а Президент Молдова с целью контроля за разработкой и исполнением программы наделялся чрезвычайны-ми3 полномочиями4.

Поддержан переход к рыночной экономике был и в Таджикской ССР5, в том числе, путем допущения разнообразных форм собственности6.

Закон Украинской ССР от 03.08.1990 № 142 - XII «Об экономической самостоятельности Украинской ССР»7, как было сказано в самом акте, был направлен «на постепенный переход к рыночной экономике». Закон гарантировал разнообразие и равноправие форм собственности, децентрализацию собственности и разгосударствление экономики, свободу предпринимательства и защищенность внутреннего рынка. Верховным Советом УССР было поручено Совету Министров УССР подготовить к началу октября 1990 г. ряд законов, детально регулирующих формирующиеся рыночные отношения: о собственности, о земле, о предпринимательстве, об акционерных обществах, о банках, о разгосударствлении собственности, о ценных бумагах и фондовом рынке и т.д.8

Декларация о независимости Армении об экономическом строе упоминала вскользь, указывая, что в республике существует «многообразие видов

1 Закон РСФСР от 01.11.1991 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» // СПС «Гарант».

2 Постановление Верховного Совета ССР Молдова от 25.07.1990 № 186 - XII «О концепции перехода к рыночной экономике в ССР Молдова» // Ведомости Верховного Совета и Правительства ССР Молдова. 1990. № 25. Ст. 194.

3 В постановлении не было указано, какие полномочия относятся к чрезвычайным.

4 Постановление Верховного Совета ССР Молдова от 01.10.1990 № 288 - XII «О проектах программ стабилизации экономики и перехода к рыночной экономике в СССР (обсужденных по предложению Президента СССР М.С. Горбачева)» // Ведомости Верховного Совета и Правительства ССР Молдова. 1990. № 10. Ст. 245.

5 Постановление Верховного Совета Таджикской ССР от 05.10.1990 № 141 «Об отношении Верховного Совета Таджикской ССР к программам стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике» // Ведомости Верховного Совета Таджикской ССР. 1990. № 19. Ст. 323.

6 Закон Таджикской ССР от 07.12.1990 № 166 «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Таджикской ССР // Ведомости Верховного Совета Таджикской ССР. 1990. № 23. Ст. 381.

7 Ведомости Верховного Совета Украинской ССР. 1990. № 34. Ст. 499.

8 Постановление Верховного Совета Украинской ССР от

03.08.1990 № 143 - XII «О реализации Закона «Об экономической

самостоятельности Украинской ССР» // Ведомости Верховного Совета

Украинской ССР. 1990. № 34. Ст. 500.

собственности»9.

В Киргизии 15 декабря 1990 г. была принята Декларация № 273^!! «О Государственном суверенитете Республики Кыргызстан»10, статья 10 которой устанавливала, что республика проводит свою самостоятельную экономическую политику. В республике допускаются разнообразные формы собственности, имеющие равный правовой режим и являющиеся «основой формирования и развития рыночных отношений». День принятия декларации - 15 декабря 1990 г. - был объявлен «Днем Республики Кыргызстан»11.

Конституционный закон Азербайджанской Республики от 25.05.1991 № 116-XII «Об основах экономической самостоятельности Азербайджанской Республики»12 одним из принципов организации экономической системы называл равноправие и правовую защищенность всех форм собственности, свободу предпринимательства, «рыночные отношения спроса и предложения», защищенность иностранных инве-

"13

стиции.

Поправка в ст. 10 Конституции Грузии устанавливала, что «основу экономической системы Республики Грузия составляет рыночное хозяйство, основными принципами функционирования которого являются свободный труд и гарантия социальных прав, разнообразие форм собственности, предпринимательство и конкуренция»14. При этом государственное регулирование экономики допускалось только рыночными средствами15.

Отказ от социализма и переход к рынку закреплялся и в Конституциях автономных республик.

Декларация о государственном суверенитете Советской Республики Тува (утв. 12.12.1990 г.) провозглашала равноправие и разнообразие форм собственности, поддержание и развитие арендной, акционерной, кооперативной и иных форм коллективной собственности; создание условий для развития пред-

9 Декларация Верховного Совета Армянской ССР от 23.08.1990 № С-0072-XII «О независимости Армении» // Ведомости ВС Армянской ССР. 1990. № 16. Ст. 256.

10 Ведомости Верховного Совета Киргизской ССР. 1990. № 21. Ст. 318.

11 Закон Республики Кыргызстан от 15.12.1990 № 274-XII «О Дне Республики Кыргызстан» // Ведомости Верховного Совета Киргизской ССР. 1990. № 21. Ст. 318.

12 Ведомости Верховного Совета Азербайджанской Республики. 1991. № 9-10. Ст. 150.

13 Там же.

14 Закон Республики Грузия от 14.06.1991 «О внесении изменений в Конституцию Республики Грузия» // Ведомости Верховного Совета Республики Грузия. 1991. № 6. Ст. 442.

15 Закон Республики Грузия от 14.06.1991 «Об основах экономической системы республики Грузия» // Ведомости Верховного Совета Республики Грузия. 1991. № 6. Ст. 444.

принимательской деятельности; объявлялось о формировании антимонопольного законодательства1.

Согласно изменениям, в республике Коми признавались и одинаково защищались различные формы собственности, при этом частная собственность объявлялась «личным достоянием гражданина»; государство поощряло свободу хозяйственной деятельности, гарантировало свободу предпринимательства и состя-зательности2.

В соответствии с конституционной поправкой в Марийской ССР допускались разнообразные формы собственности, устанавливалась их равная правовая защита; законодательно определялись пределы свободной экономической деятельности; создавалась и поощрялась предпринимательская деятельность; обеспечивалось развитие рыночного механизма3.

Карельская АССР предусматривала обеспечение «равных прав и защиты всех форм собственности, в том числе собственности других республик, иностранных государств и их граждан»4. Аналогичные положения были в актах некоторых других автономных республик5.

Необычный подход применил якутский законодатель - с одной стороны, он гарантировал многообразие форм собственности, «включая частную и интеллектуальную собственность», с другой стороны, предусмотрел, что вопросы собственности на средства производства решаются в соответствии с федеративным и союзным договорами, а также законодательством Якутской-Саха ССР6.

Интересно, что не во всех автономных республи-

1 Тувинская правда. 1991, 23 янв.

2 См., напр.: Закон Коми ССР от 10.04.1991 «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Коми Советской Социалистической Республики» // Красное знамя. 1991. 24 апр.

3 Закон Марийской ССР от 17.04.1991 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Марийской ССР» // Пятая сессия Верховного Совета Марийской ССР (двенадцатый созыв). 16-18, 29 апреля 1991 г. Стенографический отчет. Йошкар-ола, 1992. С. 190-194. См. также: Декларация о государственном суверенитете Марийской Советской Социалистической Республики (принята 22.10.1990) // Третья Внеочередная сессия Верховного Совета Марийской ССР (двенадцатый созыв). 22 октября 1990. Стенографический отчет. Йошкар-ола, 1991. С. 103-106.

4 Декларация Верховного Совета Карельской АССР от 09.08.1990 «О государственном суверенитете Карельской Автономной Советской Социалистической Республики» // Ленинская правда. 1990, 11 авг.

5 Декларация Верховного Совета Удмуртской АССР от 20.09.1990 «О государственном суверенитете Удмуртской Республики» // Удмуртская правда. 1990, 22 сент.; Декларация Верховного Совета Калмыцкой АССР от 18.10.1990 «О государственном суверенитете Калмыцкой Советской Социалистической Республики» // Советская Калмыкия. 1990, 23 окт.

6 Декларация Верховного Совета Якутской-Саха Советской

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социалистической Республики // Социалистическая Якутия. 1990, 30

ках заявляли о безоговорочном переходе к рынку.

Конституционные поправки грузинкой автономии - Абхазской ССР, закрепляли различные формы собственности, но избегали термина «частная собственность», поэтому к формам собственности были отнесены: собственность граждан, коллективная, государственная и смешанная собственность7. Кроме того, устанавливалась, что исключительная собственность государства сохраняется не только на землю, недра и природные ресурсы, но и на основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, имущество торговых и коммунальных предприятий, предприятий бытового обслуживания, а также на любое иное имущество, необходимое для выполнения задач республики8.

Следующим важнейшим конституционно-правовым источником, закреплявшим переход СССР к рыночным отношениям, стал Закон «О собственности в СССР»9.

Закон предусматривал следующие формы собственности: собственность граждан СССР, коллективная собственность10 (собственность арендных предприятий, коллективных предприятий, кооперативов, хозяйственных товариществ и обществ и т.д.), государственная собственность, собственность совместных предприятий, иностранных граждан, организаций и государств. Несмотря на то что Закон не употреблял термин «частная собственность», тем не менее она была Законом легализована. Это подтверждается тем, что уже статья 1 Закона о собственности в СССР прямо устанавливала, что «собственник вправе ... заключать договоры с гражданами об использовании их труда при осуществлении принадлежащего ему права собственности». То есть главный признак частной собственности - возможность получения прибавочной стоимости за счет эксплуатации чужого труда - был нормативно закреплен. Кроме того, лега-лизовывалось право частной собственности на сред-

7 Закон Абхазской АССР от 04.12.1990 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Абхазской ССР» // Советская Абхазия. 1990, 8 дек.

8 Там же.

9 Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 11. Ст. 164. Е.А. Лукьянова справедливо указывает, что Закон о собственности имел «ярко выраженное конституционное содержание» / Лукьянова Е.А. Российская государственность и конституционное законодательство в России (1917 - 1993). М., 2000. С. 87.

10 Термин «коллективная собственность» признавался советскими специалистами по гражданскому праву неудачным, вызывающим сомнение и по юридическому содержанию, и по значению / Стенограмма заседания Комиссии по подготовке проекта Закона «О собственности в СССР» для опубликования. 13 ноября 1989 года // ГАРФ. Ф. Р9654. О. 7. Д. 46. Л. 117.

ства производства.

Законы о собственности, закрепившие фундаментальные экономические изменения, произошедшие в СССР, были приняты и в республиках - союзных1 и

1 Закон Киргизской ССР от 14.04.1990 № 58-Х11 «О собственности в Киргизской ССР» // Ведомости Верховного Совета Киргизской ССР. 1990. № 8. Ст. 110; Закон Туркменской ССР от 12.10.1990 № 303 - XII «О собственности в Туркменской ССР» // Ведомости Верховного Совета Туркменской ССР. 1990. № 19-20. Ст. 197; Закон Казахской ССР от 15.12.1990 № 423б - XII «О собственности в Казахской ССР» // Ведомости Верховного Совета Казахской ССР. 1991. № 1. Ст. 18; Закон Украинской ССР от 07.02.1991 № 697-ХП «О собственности» // Ведомости Верховного Совета Украинской ССР. 1991. № 20. Ст. 249; Закон Республики Грузия от 14.06.1991 «О внесении изменений в Конституцию Республики Грузия» // Ведомости Верховного Совета Республики Грузия. 1991. № 6. Ст. 442; Закон Республики Грузия от 14.06.1991 «Об основах экономической системы Республики Грузия» // Ведомости Верховного Совета Республики Грузия. 1991. № 6. Ст. 444. Закон Киргизской ССР от 14.04.1990 № 58-ХП «О собственности в Киргизской ССР» // Ведомости Верховного Совета Киргизской ССР. 1990. № 8. Ст. 110; Закон Туркменской ССР от 12.10.1990 № 303 - XII «О собственности в Туркменской ССР» // Ведомости Верховного Совета Туркменской ССР. 1990. № 19-20. Ст. 197; Закон Казахской ССР от 15.12.1990 № 423б - XII «О собственности в Казахской ССР» // Ведомости Верховного Совета Казахской ССР. 1991. № 1. Ст. 18; Закон Украинской ССР от 07.02.1991 № 697^!! «О собственности» // Ведомости Верховного Совета Украинской ССР. 1991. № 20. Ст. 249; Закон Республики Грузия от 14.06.1991 «О внесении изменений в Конституцию Республики Грузия» // Ведомости Верховного Совета Республики Грузия. 1991. №

6. Ст. 442; Закон Республики Грузия от 14.06.1991 «Об основах экономической системы Республики Грузия» // Ведомости Верховного Совета Республики Грузия. 1991. № 6. Ст. 444. Закон Киргизской ССР от 14.04.1990 № 58-XII «О собственности в Киргизской ССР» // Ведомости Верховного Совета Киргизской ССР. 1990. № 8. Ст. 110; Закон Туркменской ССР от 12.10.1990 № 303 - XII «О собственности в Туркменской ССР» // Ведомости Верховного Совета Туркменской ССР. 1990. № 19-20. Ст. 197; Закон Казахской ССР от 15.12.1990 № 423б - XII «О собственности в Казахской ССР» // Ведомости Верховного Совета Казахской ССР. 1991. № 1. Ст. 18; Закон Украинской ССР от 07.02.1991 № 697-XII «О собственности» // Ведомости Верховного Совета Украинской ССР. 1991. № 20. Ст. 249; Закон Республики Грузия от 14.06.1991 «О внесении изменений в Конституцию Республики Грузия» // Ведомости Верховного Совета Республики Грузия. 1991. № 6. Ст. 442; Закон Республики Грузия от 14.06.1991 «Об основах экономической системы Республики Грузия» // Ведомости Верховного Совета Республики Грузия. 1991. № 6. Ст. 444. Закон Киргизской ССР от 14.04.1990 № 58^П «О собственности в Киргизской ССР» // Ведомости Верховного Совета Киргизской ССР. 1990. № 8. Ст. 110; Закон Туркменской ССР от 12.10.1990 № 303 - XII «О собственности в Туркменской ССР» // Ведомости Верховного Совета Туркменской ССР. 1990. № 19-20. Ст. 197; Закон Казахской ССР от 15.12.1990 № 423б - XII «О собственности в Казахской ССР» // Ведомости Верховного Совета Казахской ССР. 1991. № 1. Ст. 18; Закон Украинской ССР от 07.02.1991 № 697^П «О собственности» // Ведомости Верховного Совета Украинской ССР. 1991. № 20. Ст. 249; Закон Республики Грузия от 14.06.1991 «О внесении изменений в Конституцию Республики Грузия» // Ведомости Верховного Совета Республики Грузия. 1991. № 6. Ст. 442; Закон Республики Грузия от 14.06.1991 «Об основах экономической системы Республики Грузия» // Ведомости Верховного Совета Республики Грузия. 1991. № 6. Ст. 444.

2

автономных2.

Важным конституционно-правовым показателем построения в республиках новой экономической системы являлось изменение официальных наименований союзных и автономных республик, исключавших теперь указание не только на «советская», но и на «социалистическая»3. Прежние названия казались анахранизмом, не отвечающим новому политическому и экономическому пути, выбранному республиками.

Как видно из анализа нормативных актов союзных и автономных республик, некоторые республики прямо закрепляли переход своих экономик к рыночным отношениям, другие - опосредованно, через легализацию многообразия форм собственности, их равного правового режима и защиты, через установление гарантий развития предпринимательской деятельности. Были и такие республики (Республика Абхазия), которые отказывались признавать рынок.

Конституционно переход к капиталистическому экономическому укладу оформлялся неодинаково:

2 Закон Коми АССР от 21.11.1990 «О собственности в Коми АССР» // Красное знамя. 1990, 21 нояб.; Закон Карельской АССР от 30.03.1991 № XII-6/157 «О собственности в Карельской АССР» // Ведомости Верховного Совета КАССР 1992 г.; Закон Якутской-Саха ССР от 02.03.1991 № 416-XII «О собственности в Якутской-Саха ССР» // Якутские ведомости. 1991. № 3; Закон Марийской Советской Социалистической Республики от 18.04.1991 N 156-Ш «О собственности в Марийской ССР» // Пятая сессия Верховного Совета Марийской ССР (двенадцатый созыв). 16-18, 29 апреля 1991 года. Стенографический отчет. Йошкар-ола, 1992. С. 277-295; Закон Республики Татарстан от 19.10.1991 № 1244-XII «О собственности в Республике Татарстан» // Советская Татария. 1991, 10 дек.; Закон Мордовской ССР от 01.11.91 № 508-XII «О собственности в Мордовской ССР» // Ведомости ВС Мордовской ССР. 1993. № 1; Закон Башкирской ССР от 20.03.1991 «О собственности в Башкирской ССР» // Закон Башкирской «О собственности в Башкирской ССР». Принят на пятой сессии Верховного Совета Башкирской ССР двенадцатого созыва 20 марта 1991 г. Уфа,

1992. С. 3-20. Закон Мордовской ССР от 01.11.91 № 508^П «О собственности в Мордовской ССР» // Ведомости ВС Мордовской ССР.

1993. № 1; Закон Башкирской ССР от 20.03.1991 «О собственности в Башкирской ССР» // Закон Башкирской «О собственности в Башкирской ССР». Принят на пятой сессии Верховного Совета Башкирской ССР двенадцатого созыва 20 марта 1991 г. Уфа, 1992. С. 3-20.

3 См., напр.: Закон Литовской Республики от 11.03.1990 «О наименовании государства и гербе» // Советская Литва. 1990, 13 марта; Закон Армянской ССР от 24.08.1990 № С-00754 «О переименовании Армянской ССР» // Ведомости ВС Армянской ССР. 1990. № 16. Ст. 257; Закон Белорусской ССР от 19.09.1991 № 1085-XII «О названии Белорусской Советской Социалистической Республики и внесении изменений в Декларацию Верховного Совета Белорусской Советской Социалистической Республики о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики и Конституцию (Основной Закон) Белорусской ССР» // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1991. № 30. Ст. 490; Закон РСФСР от 25.12.1991 № 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» // Ведомости СНД И ВС РФ. 1992. № 2. Ст. 62; Декларация Совета народных депутатов Юго-Осетинской автономной области от 20.09.1990 «О государственном суверенитете Юго-Осетинской Советской Демократической Республики» // Ведомости Верховного Совета Грузинской ССР. 1990. № 3. Ст. 52.

одни республики предпочитали по этому поводу вносить изменения в свои конституции, включать нормы об экономике в декларации о государственном суверенитете, другие - добавляли к этому специальные законы об экономической самостоятельности, об экономической системе.

Важное значение в отражении экономических изменений в республиках имело изменение их официального наименования, исключившего упоминание социалистического строя.

Был различен временной нормативный переход республик к рыночной экономике - некоторые из них осуществили его раньше, чем Союз ССР, другие -позже, учитывая изменившуюся общесоюзную экономическую политику.

Союзный законодатель внес в Конституцию СССР достаточно ограниченные конституционно-правовые поправки, закрепившие рыночные отношения. По-прежнему союзная Конституция сохраняла «социалистическую преамбулу», нормы о народнохозяйственном планировании, государственной монополии внешней торговли и другие положения. Представляется, что это было следствием пристального внимания законодателя не к Конституции, а к разработке проекта нового союзного договора.

Литература

1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000.

2. Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стено-

граммы, материалы, документы (1990-1993 гг.). Т. 5: Альтернативные проекты Конституции Российской Федерации (1990-1993 гг.). Под общ. ред. канд.юрид.наук. О.Г. Румянцева. М., 2009.

3. Концепция новой Конституции Союза ССР (предложения Института государства и права АН СССР) / Конституционная реформа в СССР: актуальные проблемы. М., 1990.

4. Лукашевич Д.А. Юридический механизм разрушения СССР. М., 2016.

5. Лукьянова Е.А. Российская государственность и конституционное законодательство в России (1917 - 1993). М., 2000.

References

1. Avakian S.A. Constitution of Russia: nature, evolution, modernity. Moscow, 2000.

2. From the history of the Constitution of the Russian Federation. Constitutional Commission: transcripts, materials, documents (1990-1993). Vol. 5: Alternative drafts of the Constitution of the Russian Federation (1990-1993).

3. The concept of the new Constitution of the USSR (the proposals of the Institute of state and law of the USSR) / Constitutional reform in the Soviet Union: current problems. M., 1990.

4. Lukashevich D. A. Legal framework destruction of the USSR. M., 2016.

5. Yelena Lukyanova Russian statehood and constitutional law in Russia (1917 - 1993). M., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.