Научная статья на тему 'Конституционно-правовое гарантирование специальных социально-детерминированных статусов в России'

Конституционно-правовое гарантирование специальных социально-детерминированных статусов в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
75
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
SOCIAL STATE / MOTHERHOOD / FATHERHOOD / CHILDHOOD / DISABLED / ELDERLY PERSON / LEGAL STATUS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тихонов Д. В.

The analysis of the Russian legislation, which ensures a specially-deterministic status in the Russian Federation is carried out. It is considered the arguments in favor of separation of these statuses and provides suggestions for improving studied law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional and law guarantee of special social and determined status in Russia

The analysis of the Russian legislation, which ensures a specially-deterministic status in the Russian Federation is carried out. It is considered the arguments in favor of separation of these statuses and provides suggestions for improving studied law.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовое гарантирование специальных социально-детерминированных статусов в России»

ПРАВО

УДК 340

Д.В. Тихонов

Юридический институт

Белгородского государственного национального исследовательского университета Белгород, Россия [email protected]

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ГАРАНТИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ДЕТЕРМИНИРОВАННЫХ

СТАТУСОВ В РОССИИ

[TikhonovD.V. Constitutional and law guarantee of special social and determined status in Russia]

The analysis of the Russian legislation, which ensures a specially-deterministic status in the Russian Federation is carried out. It is considered the arguments in favor of separation of these statuses and provides suggestions for improving studied law.

Key words: social state, motherhood, fatherhood, childhood, disabled, elderly person, legal status.

Основываясь на положении ст. 7 отечественной Конституции, Российская Федерация является социальным государством [1]. Определенные в Базовом законе цели политики России как социального государства (ч. 1, ст. 7) предопределили обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Если в силу возраста, состояния здоровья, по другим независящим от него причинам человек трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества. В данной связи Конституция сопрягает обязанности социального государства не только с охраной труда и здоровья людей, установлением государственного минимального размера оплаты труда, но и с обеспечением государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитием системы социальных служб, установлением государственных пенсий, пособий и иных гарантий защиты [27].

Исходя из приведенного теоретического тезиса, а также с учетом конституционного установления ст. 7 Конституции России, полагаем, целесообразно обособление социально-детерминированного специального статуса, который применим к институтам, состояниям и категориям лиц, задекларированным на уровне базового закона государства - семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам.

Применительно к специальному социально-детерминированному статусу семьи, заметим, что нормы международных договоров обязывают Россию осуществлять защиту семьи как естественной и основной ячейки общества, естественной среды для роста и благополучия всех ее членов, особенно детей, в том числе при образовании семьи, пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях, их воспитании [19; 20; 21].

Материнство является особым состоянием женщины, в котором она пребывает как в период беременности (вынашивания ребенка), так и после рождения ребенка [28]. Отцовство - кровное родство между отцом и его ребенком [28]. В юридической науке обосновано мнение, которое мы также склонны разделять. Оно сводится к тому, что сформировавшиеся в научной юридической литературе позиции и отраженный в процессе законодательного регулирования подход (узко-биологический) к пониманию отцовства не раскрывают всей совокупности правовых отношений, складывающихся в этой связи, и препятствуют их комплексному развитию. По мнению П.А. Деревянко, корректировке данной ситуации способствует конституционно-правовая институционализация отцовства. Таким образом, автор предложил интерпретацию конституционно-правового института отцовства как сформированную на основе принципа гендерного равенства и конкретизирующую конституционные положения совокупность юридических норм, отражающих изначально присущие или приобретенные в связи с воспитанием ребенка права, свободы, обязанности и ответственность отцов с учетом защиты их прав публичными и непубличными органами [26].

Детство выступает периодом возрастного развития от рождения до достижения 18-летнего или иного возраста, с которым закон связывает наступление гражданской дееспособности в полном объеме (с учетом ст. 21 Гражданского кодекса Российской Федерации дееспособность в полном объеме возникает при вступлении несовершеннолетнего лица в брак до достижения 18 лет, а также вследствие эмансипации по ст. 27 Гражданского кодекса Российской Федерации [2]).

Применительно к категории лиц - инвалидам, дается их легальное определение в ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты) [5].

Что касается пожилых граждан - это люди старше 60 лет. Всемирной организацией здравоохранения люди в возрасте от 60 до 74 лет признаны пожилыми. Ранее в российском законодательстве в ст. 5 Федерального закона от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» гражданами пожилого возраста были указаны женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет.

Безусловно, гарантирование перечисленных специальных социально-детерминированных статусов требует осуществления широкого комплекса мер, включая принятие необходимого законодательного обеспечения и создание условий для его реализации. Эффективность средств, которые должны быть для этого привлечены, в основном определяется и политической волей государства, и его экономическими возможностями [29]. Многое здесь также зависит от создания действенных институтов.

Далее, в продолжение конституционной установки ст. 7 заметим, что в России сформирована нормативная основа, направленная на гарантирование специальных социально-терминированных статусов. И в первую очередь укажем Концепцию демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [10] по причине сохранения высокого уровня смертности в России. Причем следует подчеркнуть, что это смертность взрослого населения. Отечественный демограф А. Вишневский видит коренную причину сегодяш-него неблагополучия в особенностях развития России в советский и постсоветский период. Он указывает, что «в странах, добившихся значительного снижения смертности, десятилетиями, если не столетиями, шли значительные перемены в образе жизни большинства населения, без которых невозможно выработать ни массового жизненного поведения современного типа, ни государственной политики, адекватной условиям нового этапа эпидемиологического перехода. Россия же в основном оставалась в стороне от этих перемен,

сама их необходимость не осознавалась или осознавалась недостаточно» [24, с. 70]. Одновременно в России в последние десятилетия на фоне неблагоприятных социально-демографических индикаторов наблюдается устойчивая позитивная тенденция уменьшения показателя младенческой смертности. Показатель младенческой смертности в Российской Федерации в 2006 г. составил 10,2 случая на 1000 детей, родившихся живыми, в 2014 г. - 7,08 [31]. В странах Западной Европы показатель младенческой смертности существенно ниже (например, в Германии в 2014 г. - 3,46; в Италии и Франции - 3,31) [31].

Помимо высокого уровня смертности, демографическая ситуация в России осложняется таким актуальным социальным вызовом, как продолжающееся старение населения. По прогнозным оценкам, к 2020 г. численность нетрудоспособного населения (пенсионеров и детей) может сравняться с числом россиян, находящихся в трудоспособном возрасте.

Решение задач, заявленных в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., предполагает последовательное и стабильное увеличение расходов на государственную поддержку семей с детьми, увеличение инвестиций государства в повышение уровня и качества жизни детей и матерей, значительный рост расходов государства на охрану здоровья данной категории населения, выплату различных пособий [29].

Считаем положительным наличие в государстве концептуального документа, который является теоретическим обоснованием направлений реализации указанной политики, формирования и развития законодательства в заявленной сфере в силу особенного внимания, которое необходимо ей уделять.

Для осуществления демографической политики Российской Федерации Указом Президента РФ от 31 августа 2012 г. № 1248 создан Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике [12]. Совет - совещательный орган при Президенте Российской Федерации, образованный в целях обеспечения взаимодействия между государственными органами различных уровней, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными и иными организациями при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией приоритетных национальных проектов и демографической политики. У данной структуры есть свой собственный интернет-ресурс (http://government.ru/department/288/events/), из новостного раздела которого

можно узнать о темах, обсуждаемых на заседаниях Совета и посвященных, в том числе, исследуемой нами проблематике. После рассмотрения 8 июля 2014 г. на заседании Президиума Совета была утверждена Концепция государственной семейной политики в России на период до 2025 года [18].

Основные задачи Концепции:

• развитие экономической самостоятельности семьи и создание условий для самостоятельного решения ею своей социальной функции;

• развитие системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей;

• создание механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

• развитие жизнеохранительной функции семьи и создание условий для обеспечения здоровья ее членов;

• повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании;

• содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи;

• обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства;

• профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности;

• повышение эффективности системы социальной защиты семей с несовершеннолетними детьми, вовлеченными в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Данным документом теоретически обоснованы направления дальнейшей государственной политики и совершенствования российского законодательства применительно к гарантированию института семьи и связанных с ним состояний материнства, отцовства и детства. Далее укажем уровень федерального законодательства, который обладает гарантирующим потенциалом применительно к социально-детерминированным статусам [3; 4; 6; 7], а также соответствующие сфере подзаконные нормативные правовые акты [8; 9; 11; 13; 14; 15; 16].

Отметим, что таковые подвержены постоянному изменению в связи с вызовами времени. Так, 23 мая 2015 г. Президент России подписал Федеральный закон № 131-Ф3, разрешающий использовать средства материнского

капитала на уплату первоначального взноса по кредитам или займам на покупку или строительство жилья (в том числе обеспеченных залогом недвижимости, или ипотекой) независимо от срока, прошедшего с момента рождения или усыновления второго или последующего ребенка.

Как следует из представленного законодательства, более традиционными являются положения обеспечительного характера применительно к материнству и детству. Конституционно указанной на одном ряду с ними категории отцовства не посвящены отдельные правовые акты. Однако это не свидетельствует в пользу того, что статус отцовства дискредитирован. В последнее время нормы российского законодательства различных отраслей указывают на паритетное стремление в реализации заявленных статусах. Ряд трудовых гарантий и льгот, которые предоставляются женщинам в связи с их материнством, распространяется и на отцов, воспитывающих детей без матери. В некоторых случаях право на материнский (семейный) капитал есть и у мужчин.

В положениях налогового законодательства о предоставлении стандартного налогового вычета используется понятие «единственный родитель», содержание которого нигде не раскрывается. ФНС России предлагает понимать под единственным родителем лицо, которое воспитывает ребенка без второго родителя по причине смерти последнего, признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим [25].

Особое внимание хотели бы обратить на подходы к закреплению норм об инвалидности в России и зарубежных странах, сопоставимых с ней по политико-территориальному устройству - Канаде и Германии. В российской конституции термин «инвалид» употребляется в уже в указанной нами ч. 2 ст. 7 среди иных специальных статуса, а также в ч. 1 ст. 39 в контексте социального обеспечения применительно к определенным условиям и категориям лиц.

Иной подход обнаруживается в Канаде, первом государстве, которое включило в свою Конституцию положение о равенстве инвалидов со всеми иными категориями лиц: «Закон не делает различий для лиц и в равной мере применяется ко всем, и все имеют право на равную защиту и равное покровительство закона, независимо от каких-либо различий, в частности, основанных на признаках расы, или вследствие психических или физических недостатков» (ч. 1 ст. 15) [22].

В Конституции России есть норма с установлениями о равенстве и недопустимости дискриминации (ч. 2 ст. 19). Перечень последней открыт, что позволяет нам предположить недопустимость дискриминации по признакам психических или физических недостатков.

В Конституции Германии в контексте принципа недискриминации в ч. 3 ст. 3 определено, что никому не может быть причинен ущерб вследствие имеющихся у него недостатков [23]. Данная норма предоставляет всем гражданам право на реабилитацию и интеграцию в нормальную жизнь. Она обязывает законодательную, исполнительную власть и судебные органы как на федеральном уровне, так и на уровне земель и общин, а также прочие учреждения и организации использовать все возможности для введения инвалидов всех групп насколько это возможно, в нормальную жизнь. Однако в Конституции Германии нет требования отдавать предпочтение или оказывать содействие инвалидам для установления одинаковых условий жизни или предоставления одинаковых шансов.

В Германии в основе законодательства об инвалидах лежит идея о том, что реабилитация и последующее трудоустройство инвалидов экономически выгоднее, чем постоянное обеспечение их пенсиями и пособиями. Здесь действует Федеральная программа занятости лиц с тяжелой степенью инвалидности, предусматривающая различные льготы и субсидии предпринимателям, трудоустраивающим инвалидов [31].

В Российской Федерации на универсальном государственном уровне лишь с 2011 г. функционирует государственная программа «Доступная среда» на 20112015 гг. [17] Программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы с целью интеграции инвалидов с обществом.

Считая положительным реализацию подобного рода проекта, все-таки признаем необходимым обращение к немецкому опыту и перспективной разработку государственной программы занятости лиц с тяжелой степенью инвалидности, предусматривающей различные льготы и субсидии предпринимателям, трудоустраивающим инвалидов.

В условиях дальнейшего совершенствования обеспечения прав инвалидов, считаем обоснованной корректировку российского законодательства в части введения принципа «недопустимости причинения ущерба вследствие имеющихся у индивида физических или психических недостатков» (например, в ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Подводя итоги, укажем, что конституционно-правовое гарантирование специальных социально-детерминированных статусов в России осуществляется на основе совокупности правовых норм в их видовом многообразии: конституционном, государственно-концептуальном, государственно-программном, законодательном и подзаконном.

Положительным аспектом данной совокупности представляется наличие именно государственно-концептуального компонента, который, на наш взгляд, должен быть основой для государственно-программных документов применительно ко всем специальным социально-детерминированным статусам, быть ориентиром в реализации и дальнейшем развитии соответствующего законодательства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 5.02.2014 г. № 2-ФКЗ) // Российская газета. 1993, 25 декабря; СЗ РФ. 2014. № 9. Ст. 851.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2015 г.) // Российская газета. 1994, 8 декабря; http://www.consultant.ru/popular/gkrf1

3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 20.04.2015 г.) // Российская газета. 1996, 27 января; http://www.consultant.ru/popular/family/

4. Федеральный закон РФ от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ред. от 02.07.2013 г.) // Российская газета. 1995, 24 мая; http://www.consultant.ru/popular/posobie/

5. Федеральный закон РФ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 06.04.2015 г.) // Российская газета. 1995, 2 декабря; 2015, 8 апреля.

6. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (ред. от 02.07.2013 г.) // СЗ РФ. 2007. № 1. Ч. 1. Ст. 19; http://www.consultant.ru/popular/posobie/

7. Федеральный закон РФ от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (ред. от 22.12.2014 г.) // Российская газета. 2008, 30 апреля; 2014, 26 декабря.

8. Указ Президента РФ от 5 ноября 1992 г. № 1335 «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организаций» (ред. от 05.10.2002 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 45. Ст. 2609.

9. Указ Президента РФ от 4 марта 1993 г. № 337 «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» (ред. от 01.09.2000 г.) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 11. Ст. 937.

10.Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2007. № 42. Ст. 5009.

11.Указ Президента РФ от 18 октября 2007 г. № 1373с «О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров» // Российская газета. 2007, 20 октября.

12.Указ Президента РФ от 31 августа 2012 г. № 1248 «О Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике» (ред. от 28.05.2014 г.) // СЗ РФ. 2012. № 36. Ст. 4871; http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=163643

13.Постановление Правительства РФ от 11 декабря 1992 г. № 958 «О мерах по обеспечению социальной защиты граждан из подразделений особого риска» (ред. от 24.12.2008 г.) // СЗ РФ. 1999. № 22. Ст. 2756; 2009. № 2. Ст. 214.

14.Постановление Правительства РФ от 27 июля 1996 г. № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» // Российская газета. 1996, 10 августа.

15.Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» (ред. от 30.01.2015 г.) // Российская газета. 2007, 19 декабря; СЗ РФ. 2015. № 6. Ст. 960.

16.Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (ред. от 10.02.2014 г.) // Российская газета. 2009, 27 мая; СЗ РФ. 2014. № 7. Ст. 687.

17.Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» (ред. от 19.02.2015 г.) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175817/#p17

18.Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года» // http://www.consultant.ru/law/hotdocs/36787.html

19.Всеобщая декларация прав человека (Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН 10.12.1948 г.) // Российская газета. 1995, 5 апреля.

20.Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

21.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19.12.1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 1831.

22.Конституционные акты Канады от 17 апреля 1982 г. // http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions/cons tit/canada/ canada-r.htm

23.Конституция Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г. // www.dipdip.ru/konstitucija-frg- 1949-goda-referat.html

24.Вишневский А. Сбережение народа, или Депопуляция России. М., 2010.

25.Денисова А. Гарантии и льготы для отцов, воспитывающих детей без матери // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012.

26.Деревянко П.А. Конституционно-правовой институт отцовства в Российской Федерации: Авторфе. дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2011.

27.Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / под ред. В.Д. Зорькина. М.: Норма, Инфра-М, 2011.

28. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Екатеринбург, 1994.

29.Права человека и правовое социальное государство в России: монография / отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма, ИНФРА-М, 2014.

3 0. http://total-rating.ru/23-mladencheskaya-smertnost-v-stnanah-mira-2014 .html

31. http://www.msrt.ru/main/people/pressa/pressa_c/pressa_three/ s_21_28_J.shtml

REFERENCES

1. The Constitution of the Russian Federation adopted by popular vote on December 12, 1993 (as amended by the Law of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 02.05.2014, № 2-FCL) // the Russian newspaper. 1993 December 25; NW. 2014. № 9. Art. 851.

2. The Civil Code of the Russian Federation (part one) of November 30, 1994 № 51-FZ (ed. By 05.23.2015, the) // the Russian newspaper. 1994, December 8; http://www.consultant.ru/popular/gkrf1

3. The Family Code of the Russian Federation of December 29, 1995 № 223-FZ (ed. By 04.20.2015, the) // the Russian newspaper. 1996, January 27; http://www.consultant.ru/popular/family/

4. Federal Law of May 19, 1995 № 81-FZ "On State benefits for citizens with children" (ed. By 02.07.2013, the) // the Russian newspaper. 1995 May 24; http://www.consultant.ru/popular/posobie/

5. Federal Law dated November 24, 1995 № 181-FZ "On Social Protection-invariant with disabilities in the Russian Federation" (ed. By 04.06.2015, the) // the Russian newspaper. 1995, December 2; 2015, April 8.

6. Federal Law of December 29, 2006 № 256-FZ "On Additional Measures of State Support for Families with Children" (Ed. By 02.07.2013, the) // Russian Federation. 2007. № 1. Part 1. Art. 19; http://www.consultant.ru/popular/posobie/

7. Federal Law of April 24, 2008 № 48-FZ "On guardianship" (ed. By 12.22.2014, the) // the Russian newspaper. 2008, April 30; 2014 December 26.

8. Presidential Decree of November 5, 1992 № 1335 "On additional measures to sotsi-cial protection of pregnant women and women with children aged up to three years, dismissed due to the liquidation of organizations" (ed. From 05.10.2002 Mr. .) // Vedomosti of UMP and the Armed Forces. 1992. № 45. Art. 2609.

9. Presidential Decree of March 4, 1993 № 337 "On the priorities of the sovereign, public policies against women" (ed. By 01.09.2000 g) // Meeting of acts of the President and the Government of the Russian Federation. 1993. № 11. Art. 937.

10.Presidential Decree of October 9, 2007 № 1351 "On approval of the Concept of the demo graphic policy of the Russian Federation until 2025" // Russian Federation. 2007. № 42. Art. 5009.

11.Presidential Decree of October 18, 2007 № 1373s "On some measures to ensure social protection of NlJ-certain categories of pensioners' // the Russian newspaper. 2007 on 20 October.

12.Presidential Decree of August 31, 2012 № 1248 "On the Council under the President of the Russian Federation, on the implementation of priority national projects and demographic policy" (ed. By 05.28.2014, the) // Russian Federation. 2012. № 36. Art. 4871; http://base.consultant.ru/cons / cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=163643

13.Russian Federation Government Resolution dated December 11, 1992 № 958 "On measures to ensure the social protection of citizens of the subdivisions of special risk" (ed. By 24.12.2008) // Russian Federation. 1999. № 22. Art. 2756; 2009. № 2. Art. 214.

14.Russian Federation Government Resolution dated July 27, 1996 № 901 "On the granting of benefits the disabled and families with children with disabilities, to ensure their residential premises-scheniyami, housing and communal services" // the Russian newspaper. 1996, August 10.

15.Resolution of the Government of the Russian Federation of December 12, 2007 № 862 "On the Rules of direction funds (of the funds) of maternal (family) capital to improve housing conditions Ji" (ed. By 01.30.2015, the) // Russian newspaper. 2007, December 19; NW. 2015. № 6. Art. 960.

16.Russian Federation Government Resolution dated May 18, 2009 № 423 "On some issues of the custody and guardianship for minors" (ed. By 02.10.2014, the) // the Russian newspaper. 2009, 27 May; NW. 2014. № 7. Art. 687.

17.Government Decree of April 15, 2014 № 297 "On Approval State Program of the Russian Federation" Accessible Environment "for 2011-2015" (ed. By 02.19.2015, the) // http: // www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_175817/#p17

18.Order of the Government of the Russian Federation on August 25, 2014 № 1618-r "On Approval of the Concept of the State Family Policy in the Russian Federation for the period till 2025» // http://www.consultant.ru/law/hotdocs/36787.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19.The Universal Declaration of Human Rights (Adopted and proclaimed by General Assembly resolution 217 A (III) of the General Assembly of 10.12.1948) // the Russian newspaper. 1995, April 5.

20.International Covenant on Civil and Political Rights (adopted 16.12.1966, the Resolution 2200 (XXI) in the 1492nd plenary meeting of the UN General Assembly) // Bulletin of the Supreme Court. 1994. № 12.

21.International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights (New York, 19.12.1966 city) // Bulletin of the Supreme Soviet of the USSR. 1976. № 17. Art. 1831.

22.The constitutional acts of Canada, on April 17, 1982 // http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions/cons tit/canada/canada-r.htm

23.The Constitution of the Federal Republic of Germany on May 23, 1949 // www.dipdip.ru/konstitucija-frg- 1949-goda-referat.html

24. Vishnevsky A. Saving the people, or the depopulation of Russia. Moscow, 2010.

25.Denisov A. Guarantees and benefits to fathers raising children without a mother // Sub-System Consultant cook for 2012.

26.Derevyanko P. Constitutional and legal institution of fatherhood in the Russian Federation radio: Dis. ... Cand. jurid. Sciences. Belgorod, 2011.

27.Commentary on the Constitution of the Russian Federation (itemized) / ed. V.D. Zorkin. M.: Norma, Infra-M, 2011.

28. Ozhegov S.I. Russian dictionary. Yekaterinburg, 1994.

29.Human rights, social and legal state in Russia: monograph / Ans. Ed. EA Lukashev. M.: Norma, INFRA-M, 2014.

3 0. http://total-rating.ru/23-mladencheskaya-smertnost-v-stnanah-mira-2014 .html

31.http://www.msrt.ru/main/people/pressa/pressa_c/pressa_three/s_21_28_J.shtml

_19 сентября 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.