Научная статья на тему 'Конституционно-правовая сущность национальной безопасности и конституционная безопасность'

Конституционно-правовая сущность национальной безопасности и конституционная безопасность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1619
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
NATIONAL SAFETY / CONSTITUTIONAL SAFETY / CONSTITUTIONAL JUSTICE / CONSTITUTIONAL VALUES / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОНСТИТУЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овчинников Алексей Игоревич

В статье раскрываются механизмы конституционно-правового обеспечения национальной безопасности государства, отмечается значимость Основного закона для стабильности и устойчивого развития страны. Автор считает, что конституционная безопасность является важнейшим элементом в системе обеспечения национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL ESSENCE OF NATIONAL SECURITY AND THE CONSTITUTIONAL SECURITY

In article mechanisms of legal maintenance of national safety of the state reveal, the importance of the constitution for stability and a country sustainable development is marked. The author considers that the constitutional safety is the major element in system of maintenance of national safety.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовая сущность национальной безопасности и конституционная безопасность»

События на Украине в феврале 2014 г. со стопроцентной ясностью выявили основные угрозы национальной безопасности России в XXI в. В новом тысячелетии русский мир, русская цивилизация, а с ними и Российская Федерация, как и в предыдущем веке, находятся под тяжелейшим прессом многочисленных угроз своему существованию, своей безопасности. При этом опыт Украины показывает необходимость борьбы государства с любыми отклонениями от конституционного курса, от тех норм и ценностей Конституции, которые могут служить аргументом в оппозиционном противостоянии власти, нарушающей Основной закон. Отсутствие системной политики в сфере обеспечения конституционной безопасности Украины стало одной из главных причин поражения Януковича и его команды. Российской государственной власти необходимо срочно сделать выводы и определить режим конституционной законности в качестве главного смысла своей деятельности.

Общеизвестно, что национальная безопасность - это один из главных аргументов общественного договора, формально-юридическим выражением которого является Конституция РФ. Иными словами, граждане России признают Основной закон в качестве высшего по юридической силе документа, прежде всего, потому, что благодаря данному акту общественного договора обеспечивается безопасность нации, т. е. всех граждан. В этом заключается конституционно-правовая сущность общественного договора.

По мнению многих ученых, современный конституционализм с его доктринальной, ценностной, мировоззренческой основой, особенно с конституционным судебным механизмом, является универсальным, примирительным, консенсуальным нормативным механизмом, который сдерживает всплеск всех видов радикализма на уровне проявления глобальных противоречий, исходя из принципа соблюдения национального суверенитета [1; 2, с. 18-21; 3, с. 14-23; 4, с. 10-16; 5]. Неслучайно все чаще высказываются мнения о необходимости включения в Конституцию РФ специальной главы, определяющей место национальной безопасности в системе конституционного строя России, формы, методы и механизмы ее обеспечения.

Следует иметь в виду, что статус Основного закона обязывает отражать все основные проблемы национальной безопасности в доктринально-векторном определении. В международно-правовых актах, федеральных законах и иных нормативных актах отдельные сферы национальной безопасности получают конкретное отражение и правовое регулирование. Несмотря на то, что в Конституции России отсутствует прямое указание на национальную безопасность, понятие «безопасность» используется в этом значении. Кроме того, в нескольких местах употребляется термин «государственная безопасность», который, очевидно, в тех нормах может считаться синонимом «национальной безопасности», хотя в науке признается меньшим по объему.

Конституция дает общее смысловое понимание национальной безопасности и формулирует институциональную систему ее обеспечения. Ее нормы должны получить последовательную конкретизацию и развитие в отраслевом, а также специальном законодательстве, имеющем своим предметом правового регулирования национальную безопасность общества и государства.Следует назвать здесь международные акты, регулирующие участие России в обеспечении международной и региональной безопасности, Хартию Шанхайской организации сотрудничества, Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом; в рамках СНГ - Устав Организации Договора о коллективной безопасности, Соглашение о правовом статусе Договора о коллективной безопасности, Соглашение о правовом обеспечении формирования Таможенного союза и единого экономического пространства. Среди нормативных актов необходимо назвать Законы, регулирующие режим чрезвычайного и военного положения, регламентирующие деятельность спецслужб и правоохранительных органов, посвященные безопасности, борьбе с терроризмом, экстремизмом, легализацией доходов, полученных незаконным путем. На Конституции основаны и многочисленные стратегии и доктрины в сфере национальной безопасности. Именно из Конституции переносится понятийно-категориальный аппарат законодательства о безопасности.

С понятием «национальная безопасность» тесно связана категория «национальные интересы», под которой следует понимать в том числе и конституционные ценности, и приоритеты развития страны. Нормативные акты, касающиеся обеспечения национальных интересов и национальной безопасности Российской Федерации, основывают оценку интересов личности, общества и государства на конституционных положениях о территориальной целостности и суверенитете народа, о его

государственном самоопределении и политическом самоуправлении; о достойном месте в мировом сообществе; процветании страны и населения на основе обеспечения прав личности и благополучия всех составляющих его социальных групп.

Как известно, сущностная характеристика Конституции проявляется в том, что она является юридически узаконенным равновесием интересов всех социальных групп общества, мерой достигнутого в обществе и государстве баланса между властью и свободой. Поэтому Конституция является нормативно-правовой базой обеспечения безопасности личности, общества и государства. С одной стороны, многие статьи Конституции РФ гарантируют безопасность личности, общества и государства, с другой, отдельные нормы разграничивают ситуации конфликтов между интересами безопасности личности, общества и государства. Например, безопасность личности отражена в статьях: статья 20.1. Каждый имеет право на жизнь...; статья 21.1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления; статья 21.2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам; статья 22.1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.; статья 23.1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. и др. В то же время, п. 3 ст. 55 гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Иными словами, в интересах безопасности государства безопасность отдельной личности может пострадать. Например, безопасность военнослужащего, выполняющего воинский долг, может быть нарушена для защиты государственной безопасности. Статья 56 Конституции Российской Федерации в качестве одной из целей ограничения прав и свобод при чрезвычайном положении указала безопасность граждан, т. е. общества.

Согласно Конституции РФ безопасность государства является основанием для запрета деятельности общественных объединений, цели или действия которых ее подрывают (ч. 5 ст. 13); относится к ведению Российской Федерации (п. «м» ст. 71); является одной из главных задач Президента РФ, который произносит клятву, обязывающую его защищать безопасность (ч. 1 ст. 82); относится к ведению Правительства РФ (п. «д» ст. 114).

Для того, чтобы государство эффективно обеспечивало национальную безопасность, необходим четкий алгоритм его функционирования, закрепленный в Основном законе. От наличия конституционного строя в государстве зависит и безопасность последнего. Неслучайно в УК РФ отдельная глава называется «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства». Поэтому охрана Конституции, обеспечение всех защищенных ею ценностей и приоритетов, основ конституционного строя получила отражение в науке через категорию «конституционная безопасность».

Различные ученые по-разному определяют эту категорию. Под конституционной безопасностью часто понимают состояние защищенности жизненных интересов личности, общества и государства на основе последовательного обеспечения верховенства права, баланса конституционных ценностей. Также конституционную безопасность можно определить как обеспечение защиты основ конституционного строя, которые включают в себя нормы Конституции, регламентирующие исходные начала системы права. Существует и точка зрения, будто конституционная безопасность обеспечивает охрану юридической конституции, а национальная безопасность - фактической конституции страны. Очевидно то, что конституционная безопасность является важной составляющей национальной безопасности, характеризует ее внутриполитическую, внутригосударственную грань.

К угрозам и вызовам конституционной безопасности следует отнести: нарушения со стороны общественных объединений, а также органов государственной власти и местного самоуправления Конституции и законов Российской Федерации, вред отраженным в Конституции национальным интересам России, правам и свободам человека и гражданина, нарушения в ходе избирательных кампаний, отсутствие контроля над соблюдением требований Конституции и исполнением законов;

межэтнические и межконфессиональные конфликты; экстремизм; сепаратизм; бездействие власти в ходе возникновения социальных конфликтов; деструктивную деятельность оппозиции и т. п.

Особое место в конституционной безопасности занимает проблема суверенитета России. Конституция закрепляет суверенную государственность России, целостность и неприкосновенность ее территории в качестве одной из основ конституционного строя (преамбула, ч. 1 и 3 ст. 4). Органы государственной власти в пределах своих полномочий осуществляют предусмотренные Конституцией и федеральными законами меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечению обороны страны и безопасности государства (ст. 71, 80, 82, 83, 87, 114 и др. Конституции). Поэтому Уголовный Кодекс РФ рассматривает деяния, направленные на подрыв безопасности государства, в одной главе «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства».

Важнейшую роль в обеспечении конституционной безопасности играет Конституционный суд РФ. Конституционный суд оказывает охранительно-гарантирующее воздействие на систему обеспечения национальной безопасности посредством охраны конституционно-правовой системы и обеспечения безопасности конституционных ценностей. Ведь как уже отмечалось, режим конституционной безопасности тесно связан, даже является определяющим для режима национальной безопасности.

Свою роль в защите национальной безопасности Конституционный суд РФ проявил в вопросе о суверенитете республик в составе Российской Федерации. Дело в том, что некоторые Конституции республик закрепляли принцип суверенитета в качестве основы своей государственности. Конституционный суд РФ в Постановлении от 7 июня 2000 г. установил, что республики не обладают суверенитетом. Суверенитет может принадлежать только государству - Российской Федерации. Принцип равноправия субъектов Российской Федерации, закрепленный в ст. 5 Конституции РФ, до этого подвергавшийся сомнению, был подтвержден - тем самым борьба с «ползучим» сепаратизмом национальных республик была успешно завершена. Поскольку республики не обладают суверенитетом, то не может быть выявлено и признаков неравноправия субъектов Федерации. Все субъекты Российской Федерации равноправны, все они не обладают суверенитетом, все они являются составной частью единого государства - Российской Федерации.

Конституционный суд неоднократно обращался к вопросу о понятии суверенитета, отмечая, что суверенитет, предполагающий верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, представляет собой качественный признак РФ как государства, характеризующий его конституционно-правовой статус. Конституционный суд исключил существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью.

В правовых позициях Конституционного суда Российской Федерации отражена обязанность законодателя и правоприменителя при любых ограничениях конституционных прав и свобод человека и гражданина гарантировать безопасность личности. Рассматривая дела об оспаривании норм федеральных законов, затрагивающих политические, экономические, социальные права граждан, Конституционный суд регулярно указывает, что ст. 55 Конституции и принимаемые федеральные законы не предполагают существенного ограничения конституционных прав, приводящего к их умалению и искажению их существа.

Важнейшим вкладом Конституционного суда в обеспечение национальной безопасности стало рассмотрение вопроса о защите политической безопасности страны. Согласно позиции Конституционного суда «в силу того, что единственным источником, из которого проистекают три ветви власти, и носителем воплощаемого ими суверенитета является многонациональный народ РФ, в условиях разделения государственной власти в Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ) не допускается их противоборство» (Постановление Конституционного суда РФ от 11 декабря 1998 г. № 28-П).

Следует отметить также вклад КС РФ в обеспечение социальной безопасности населения. Так как Конституция определяет Россию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7), государство обязано брать на себя гарантии социального равенства, справедливости, благополучия

своих граждан, их социальной защищенности. Данные положения находят свое отражение в решениях Конституционного суда, неоднократно подчеркивающего связь правового демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой, гарантированием достойной жизни и свободного развития человека, обеспечением государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитием системы социальных служб; установлением государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Несмотря на либеральный характер Конституции РФ, Конституционный суд устанавливает недопустимость пропаганды экстремизма, в частности, в связи с противодействием экстремистской деятельности в форме пропаганды нацистской атрибутики или символики, социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. В Постановлении Конституционного суда РФ от 28 июня 2007 г. № 8-П отмечается, что «захоронение лица, принимавшего участие в террористическом акте, в непосредственной близости от могил жертв его действий, совершение обрядов захоронения и поминовения с отданием почестей как символу, как объекту поклонения, с одной стороны, служат пропаганде идей террора, а с другой - оскорбляют чувства родственников жертв этого акта и создают предпосылки для нагнетания межнациональной и религиозной розни».

В сфере религиозной безопасности Конституционный суд подчеркивает необходимость поддержания баланса интересов в светском государстве. Так, в Постановлении от 5 декабря 2012 г. № 30-П суд говорит о том, что нужно принимать во внимание «сочетание в религиозной свободе индивидуальных (личных) и коллективных, а также частных и публичных начал», поэтому «нормативный порядок реализации права на свободу совести и свободу вероисповедания... требует соотнесения с порядком реализации иных конституционных прав, в том числе в социально-политической сфере, и обязывает как законодателя, так и правоприменителя, включая суд, обеспечивать разумный баланс интересов верующих и религиозных объединений, с одной стороны, и светских политических и государственных институтов - с другой, не посягая при этом на само существо данного права и не создавая препятствий для его реализации».

Также КС РФ внес свой вклад в развитие деполитизации религии. Согласно Постановлению Конституционного суда РФ от 15 декабря 2004 г. № 18-П в Российской Федерации как демократическом и светском государстве религиозное объединение не может подменять политическую партию, оно надпартийно и неполитично, партия же в силу своей политической природы не может быть религиозной организацией, она надконфессиональна, внеконфессиональна. Конституционный суд указал, что государство вправе предусмотреть определенные преграды, с тем, чтобы не предоставлять статус религиозной организации автоматически, не допускать легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные деяния. Возможны барьеры и на пути миссионерской деятельности (в том числе в связи с проблемой прозелитизма), если она несовместима с уважением к свободе мысли, совести и религии других и к иным конституционным правам и свободам, а именно сопровождается предложением материальных или социальных выгод с целью вербовки новых членов в церковь, неправомерным воздействием на людей, находящихся в нужде или в бедственном положении, психологическим давлением или угрозой применения насилия и т. п. (Постановление Конституционного суда РФ от 23 ноября 1999 г. № 16-П).

Литература

1. Баранов П. П. Тенденции и перспективы правового развития гражданского общества в России // Философия права. 2006. № 1.

2. Мамонов В. В. Понятие и место национальной безопасности в системе конституционного строя России // Журнал российского права. 2003. № 6.

3. Эбзеев Б. С. Конституция, государство и личность в России: философия российского конституционализма // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 11.

4. Бондарь Н. С. Конституционный суд Российской Федерации - гарант социальных прав граждан // Право и власть. 2002. № 2.

5. Бондарь Н. С. Конституционный суд России - гарант конституционной безопасности личности, общества, государства // Конституционное правосудие. Вестник Конференции органов конституционного контроля стран молодой демократии. 2003. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.