Научная статья на тему 'Конституционно-правовая природа разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями государственной власти'

Конституционно-правовая природа разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями государственной власти Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
572
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Ключевые слова
Конституция Российской Федерации / федерализм / разграничение предметов ведения и полномочий / органы государственной власти / централизация властных полномочий / децентрализация власти. / Constitution of the Russian Federation / federalism / delimitation of competences and powers / public authorities / centralization of power / decentralization of power

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Джума Валиевна Камилова, Дайганат Багаутдиновна Джамалутдинова

Авторами в статье рассмотрены особенности конституционно-правовой природы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Проведенный авторами конституционно-правовой анализ особенностей конституционно-правовой модели разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями государственной власти позволил сделать вывод о том, что на разных этапах развития российского федерализма наблюдался перекос как в сторону высокой децентрализации властных полномочий субъектов РФ, так и в сторону централизации властных полномочий у Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Джума Валиевна Камилова, Дайганат Багаутдиновна Джамалутдинова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional and legal nature of limitation of objects of management and authority between the levels of state power

The authors of the article considers the features of the constitutional legal nature of the delimitation of objects of competence and powers between the state authorities of the Russian Federation and the state authorities of the constituent entities of the Russian Federation. The author's constitutional analysis of the features of the constitutional legal model of delimitation of competencies and powers between levels of state power led to the conclusion that at different stages of development of Russian federalism, there was a bias towards high decentralization of authority of the subjects of the Russian Federation and side of the centralization of powers of the Federation.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовая природа разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями государственной власти»

УДК 323.172 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10191

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ПРИРОДА РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ УРОВНЯМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Джума Валиевна КАМИЛОВА, доцент кафедры конституционного и международного права Юридического института Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук E-mail: kamilova1122@gmail.com

Дайганат Багаутдиновна ДЖАМАЛУТДИНОВА, магистрант Юридического института Дагестанского государственного университета

Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право;

конституционный судебный процесс; муниципальное право

Аннотация. Авторами в статье рассмотрены особенности конституционно-правовой природы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Проведенный авторами конституционно-правовой анализ особенностей конституционно-правовой модели разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями государственной власти позволил сделать вывод о том, что на разных этапах развития российского федерализма наблюдался перекос как в сторону высокой децентрализации властных полномочий субъектов РФ, так и в сторону централизации властных полномочий у Федерации.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, федерализм, разграничение предметов ведения и полномочий, органы государственной власти, централизация властных полномочий, децентрализация власти.

Annotation. The authors of the article considers the features of the constitutional legal nature of the delimitation of objects of competence and powers between the state authorities of the Russian Federation and the state authorities of the constituent entities of the Russian Federation.

The author's constitutional analysis of the features of the constitutional legal model of delimitation of competencies and powers between levels of state power led to the conclusion that at different stages of development of Russian federalism, there was a bias towards high decentralization of authority of the subjects of the Russian Federation and side of the centralization of powers of the Federation.

Keywords: Constitution of the Russian Federation, federalism, delimitation of competences and powers, public authorities, centralization of power, decentralization of power.

В юридической науке федерализм обозначен как способ распределения и размежевания властных полномочий по вертикали между федеральным центром и его субъектами на основе конституции, договоров или соглашений.

Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации явля-

ется одним из базовых принципов российского федерализма, который нашел соответствующее закрепление в Конституции РФ.

В связи с этим особую значимость в сфере федеративных отношений играет правовое регулирование разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, являясь одной из главных особенностей Российской Федерации как федератив-

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2019

ного государства, но, вместе с тем, и одной из самых проблемных ее характеристик, требующей внимательного конституционно-правового исследования.

Исследование проблем, связанных с механизмом разграничения полномочий между уровнями публичной власти, особенно актуально на современном этапе развития российской государственности, когда механизм разграничения полномочий между уровнями публичной власти ориентирован уже на децентрализацию власти.

В конституционно-правовой науке существует множество различных теоретических и практических исследований, посвященных анализу конституционно-правовой модели разграничения предметов ведения и полномочий в РФ1.

Конституционное регулирование института разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ имеет ряд особенностей, которые оказывают не малое влияние на содержание процессов формирования института законодательных полномочий субъектов Российской Федерации и должны быть обстоятельно изучены и учтены как составляющие методологии текущего законотворчества и договорного правотворчества, развивающие соответствующие конституционные положения и составляющие методологии деятельности конституционного правосудия, обеспечивающего толкование и высшую юридическую силу федеральных конституционных принципов и норм2.

Модель разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ отражает специфику федеративных отношений в Российской Федерации. Исходя из того, какова юридическая конструкция разграничения предметов ведения и полномочий между федерациями и ее субъектами, такая форма федеративных отношений и применима в конкретном государстве3.

Конституция РФ устанавливает правовые формы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Процесс и порядок разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями го-

сударственной власти в РФ является процессом достаточно динамичным и постоянно развивающимся.

Статьи 71 и 72 Конституции РФ устанавливают предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Анализ принципа разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации позволяет сделать вывод, что на разных этапах развития российского федерализма наблюдался перекос как в сторону высокой децентрализации властных полномочий субъектов РФ, так и в сторону централизации властных полномочий у Федерации.

В ходе политических реформ наивысший пик децентрализации власти пришелся на начало 90-х годов прошлого века. Так называемый парад суверенитетов привел в ряде случаев к конфронтации между Российской Федерацией и ее субъектами, в том числе и к военному конфликту на территории Чеченской Республики.

В период 1993 — 2000 гг. дезинтеграция системы государственной власти, длящийся процесс перераспределения власти в пользу регионов привели к такому уровню деформации принципов федерализма и российской конституционной системы, когда взаимоисключающие положения законодательства Федерации и ее субъектов перестали поддаваться контролю со стороны федеральной власти.

На сегодняшний день чрезмерная децентрализация власти сменилась избыточной концентрацией властных полномочий у Федерации.

1 Родионова А.К. Организационные и функциональные признаки федерализма // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 1. С. 22.

2 Овсепян Ж.И. Законодательные полномочия и интересы субъектов Российской Федерации: к вопросу об обеспечении реализации конституционного принципа разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ. К 20-летию Конституции РФ 1993 года // Журнал конституционного правосудия. 2014. № 1. С. 23—37.

3 Мирзоев М.Г. Некоторые теоретико-методологические аспекты федеративных отношений в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 11. С. 53—57.

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.