Кафедра студентов
УДК. 342.5 ББК 67
DOI 10.24411/2312-0444-2019-10103
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Проблемы реализации и пути их разрешения
Максим Александрович ЛЕБЕДЕВ, студент Юридической школы Дальневосточного федерального университета E-mail: [email protected]
Данил Ярославович ШПАКОВСКИЙ, студент Юридической школы Дальневосточного федерального университета
Научный руководитель: Я.В. Поливода, ассистент кафедры конституционного и административного
права Дальневосточного федерального университета
Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам реализации конституционно-правовой ответственности, предлагаемым подходам к их разрешению. Авторы, проанализировав существующие взгляды теоретиков о конституционно-правовой ответственности, аргументируют необходимость создания легального института конституционно-правовой ответственности в российском законодательстве. Значение исследования, посвященного созданию легального института конституционно-правовой ответственности, заключается в недопущении ошибок общественного и государственного масштаба субъектами конституционно-правовой ответственности, а также возможных последствий таких ошибок, в повышении законности и общественного правопорядка.
Ключевые слова: конституционно-правовая ответственность, субъекты конституционно-правовой ответственности, статус личности, государственная власть, меры государственного принуждения.
Проблема формирования института конституционно-правовой ответственности является одной из актуальных в демократическом обществе, в котором конституция предопределяет высшие социальные ценности, основы конституционно-правового статуса личности, устройство общества и государства. Сущность конституционной ответственности заключается в юридической защите, охране и обеспечении стабильности конституционного строя, побуждая участников конституционно-правовых отношений к надлежащему исполнению возложенных на них прав и обязанностей.
Исследуя отечественный опыт изучения данного вопроса, можно сделать вывод, что при-
Annotation. This article is devoted to actual problems of realization of constitutional and legal responsibility, approaches to their solution are offered. The author analyzes the existing views of theorists on constitutional and legal responsibility and argues for the need to create a legal institution of constitutional and legal responsibility in the Russian legislation. The importance of the study on the establishment of a legal institution of constitutional and legal responsibility is to prevent errors of public and state scale, the consequences for such errors and the increase in the rule of law and public order.
Keywords: constitutional and legal responsibility, subjects of constitutional and legal responsibility, personal status, state power, measures of state coercion.
знание конституционной ответственности в качестве самостоятельной юридической ответственности сопряжено с несколькими проблемами.
Во-первых, отсутствие легальной дефиниции рассматриваемой категории.
Во-вторых, относительная новизна этой категории, вызванная увеличением удельного веса конституционно-правовых отношений, требующих правового регулирования.
В-третьих, дискуссии ученых о сущности и признаках такой ответственности [7, с. 7].
С.А. Авакьян отмечает, что «если есть отрасль права, она должна обеспечивать реализацию своих норм, прежде всего собственными
№ 2/2019
средствами, в том числе мерами ответственности, санкциями, а уж затем мерами других отраслей права» [3, с. 110].
Конституция России прямо не признает конституционно-правовую ответственность в качестве отдельного института. Термин «ответственность» употребляется лишь в статьях 41, 54, 122 Конституции Российской Федерации [1], причем в последней статье речь идет исключительно об уголовной ответственности.
Согласимся с теми авторами, которые выделяют конституционно-правовую ответственность в качестве самостоятельного вида юридической ответственности, осуществление мер которой (в виде различных неблагоприятных последствий для субъектов) устанавливается конституционно-правовыми нормами, направленными на защиту конституционных отношений [4, с. 5].
На наш взгляд, не вызывает сомнения, что установление такого вида юридической ответственности будет повышать не только эффективность конституционно-правовых норм, но и усиливать регулятивное воздействие на общественно-политическую сферу общества.
Многоаспектный характер понятия конституционно-правовой ответственности является причиной неразрешенности вопроса и о субъекте юрисдикции, четкое определение которого необходимо для констатации наступления конституционно-правовой ответственности. Субъектами конституционно-правовых отношений являются участники данных отношений, а именно, физические лица, публичные, коллективные образования и др.
Отдельные авторы отмечают, что «у конституционно-правовой ответственности свой специальный субъект — федеральные и региональные органы государственной власти, а также органы местного самоуправления и их должностные лица» [8, с. 40].
В узком смысле в качестве субъектов ретроспективной конституционно-правовой ответственности, прежде всего, следует рассматривать именно органы государственной власти и должностных лиц, что обусловлено их высоким правовым статусом в связи с исполнением конкретных конституционных обязанностей.
Вместе с тем механизм применения мер конституционно-правовой ответственности (например, досрочное прекращение должности Президента РФ или высшего должностного лица субъекта РФ, роспуск Правительства РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ) четко не определен в российском законодательстве. На
федеральном уровне это обусловлено достаточно сильной президентской властью в системе разделения властей.
Так, в соответствии с ч. 3 ст. 115 Конституции РФ Президент имеет право отменять акты Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ, что, по нашему мнению, подменяет собой правомочие Конституционного Суда РФ по разрешению вопросов о соответствии Конституции РФ постановлений Правительства РФ (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ).
В связи с этим при реализации мер конституционно-правовой ответственности представляется возможным наделить судебные органы (Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ) полномочием по проверке конституционности и обоснованности применения таких санкций.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ конституционный (уставный) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ [2]. Тем не менее данное право реализовала меньшая часть субъектов РФ. С учетом масштаба и частоты совершения конституционно-правовых деликтов этот вопрос также остается актуальным на сегодняшний день.
Конституционное право, главным образом, регулирует фундаментальные политические отношения, поэтому конституционно-правовой ответственности присуще политическое содержание, а ее мерам — политический характер. Применение мер конституционно-правовой ответственности сопряжено с наступлением неблагоприятных политических последствий для субъекта, допустившего публичное нарушение Конституции РФ. Именно поэтому легальный институт конституционной ответственности направлен на недопущение ошибок общественного и государственного масштаба, на повышение законности и общественного правопорядка.
Таким образом, представляется обоснованным подход, согласно которому конституционно-правовая ответственность «есть политическая ответственность, но не любая, а та, которая приобретает конституционные формы» [9, с. 34].
Вместе с тем существует опасность превращения конституционно-правовой ответственности из правового института в инструмент политической борьбы. Осуществление мер конституционно-правовой ответственности должно ограничиваться конституционно-правовыми целями: охраной конституционного строя, наказанием виновного субъекта конституционно-пра-
№ 2/2019
вовых отношений и превенцией (предупреждением) конституционно-правовых деликтов.
Попытки придать легитимность конституционно-правовой ответственности предпринимались в проекте федерального закона «О федеральных органах исполнительной власти», согласно ст. 13 которого федеральные органы исполнительной власти несут установленную законодательством Российской Федерации конституционную, дисциплинарную, гражданско-правовую и уголовную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них функций [10].
Возникает закономерный вопрос: что остановило законодателя? Возможно, непринятие правящей элитой такой формы ответственности, непосредственно затрагивающей ее интересы. Не ясно также почему только федеральные органы исполнительной власти должны претерпевать негативное воздействие конституционной ответственности. По-нашему мнению, конституционно-правовые санкции необходимо применять к каждому субъекту конституционных отношений, осуществляющему публичную (государственную и муниципальную) власть в Российской Федерации с тем, чтобы предотвратить негативные и неправовые действия с их стороны.
В отечественной юридической литературе уже поднимался вопрос о необходимости создания специального закона о конституционно-правовой ответственности. Предлагается принятие как единого «своеобразного конституционного кодекса» [6, с. 87], так и специальных федеральных законов, посвященных четко закрепленному механизму реализации конституционно-правовой ответственности.
Такой федеральный закон позволил бы конкретизировать конституционные нормы и сосредоточить в себе существующие составы конституционно-правовых деликтов, разбросанных по всему массиву нормативно-правовых актов. К тому же очевидно, что за 25 лет с момента принятия Конституции Российской Федерации назрела необходимость в конкретизации и точном толковании ее статей.
Как точно отметил в своей статье «Буква и Дух Конституции» председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин, «Надо развивать правовой потенциал Конституции» [5].
Вместе с тем быстро развивающиеся конституционные отношения молодого демократического государства требуют адекватных мер воздействия на субъекты таких отношений в целях защиты конституционного строя, комплекса конституционных ценностей: прав и свобод
личности, суверенитета, государственной целостности, единства системы государственной власти, единства экономического пространства. Поэтому законодателю необходимо установить механизм контроля для обеспечения эффективного исполнения всеми участниками конституционно-правовых отношений их конституционной обязанности — соблюдение Конституции Российской Федерации и законов. Естественно, такой механизм должен предполагать наступление негативных последствий в виде конституционно-правовой ответственности в случае неисполнения конституционных норм.
Библиографический список
1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. (принята всенародным голосованием, с учетом поправок, внесенных законами РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 28.04.2019)
2. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014 г.) // «Консультант Плюс» (Дата обращения: 25.04.2019)
3. Авакьян СА. Конституционное право России. 5-е изд., перераб. и доп. Т. 2. М., 2014.
4. Виноградов ВА. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности // Законодательство. 2002. № 10.
5. Зорькин ВД. Буква и Дух Конституции // Рос. газ. 2018. 9 окт. № 7689 (226) // Шрэ:// rg.ru/2018/10/09/zorkin-nedostatki-v-konstitucii-mozhno-ustranit-tochechnymi-izmeneniiami.html (Дата обращения 28.04.2019)
6. Колосова НМ. Конституционная ответственность — самостоятельный вид юридической ответственности. // Гос-во и право. 1997. № 2.
7. Колотыркина С.И. Превентивная и регулятивная роль конституционной ответственности в общественных отношениях // Тр. Ин-та гос-ва и права РАН. 2014. № 4.
8. Курдубанова М.Ю. Актуальные вопросы конституционной ответственности в современном российском праве // Пробелы в рос. законодательстве. 2009. № 1.
9. Лучин В.О. Ответственность в механизме реализации Конституции // Право и жизнь. 1992.
10. Архив Государственной Думы Федерального Собрания РФ. 1997 г. // Библиотечные и архивные ресурсы Государственной Думы Федерального Собрания РФ // https://parlib.duma. gov.ru/about_archive/historical/ (Дата обращения: 28.04.2019)
№ 2/2019