Научная статья на тему 'Конституционная регламентация системы органов публичной власти в республиках Российской Федерации'

Конституционная регламентация системы органов публичной власти в республиках Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
807
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОРГАНОВ / ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / СУБЪЕКТ / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сушенцова Валентина Георгиевна, Васенева Дарья Сергеевна

Организация результативно работающей системы органов государственной власти это главная задача каждого субъекта Российской Федерации. Решение данного вопроса опирается на основы конституционного строя и принципы, установленные федеральным законодательством, что соответствует интересам федеративного государства и прямо направлено на усиление государственной власти в РФ. В статье рассматриваются основные особенности системы органов публичной власти республик Российской Федерации, затронуты принципы построения системы региональных органов публичной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционная регламентация системы органов публичной власти в республиках Российской Федерации»

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

УДК 342.5

КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сушенцова Валентина Георгиевна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. Е-mail: valsu.63@mail.ru

Васенева Дарья Сергеевна,

магистрант ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: dashalamon@mail.ru

Организация результативно работающей системы органов государственной власти - это главная задача каждого субъекта Российской Федерации. Решение данного вопроса опирается на основы конституционного строя и принципы, установленные федеральным законодательством, что соответствует интересам федеративного государства и прямо направлено на усиление государственной власти в РФ. В статье рассматриваются основные особенности системы органов публичной власти республик Российской Федерации, затронуты принципы построения системы региональных органов публичной власти.

Ключевые слова: система органов, публичная власть, субъект, государство.

Согласно Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 11) и федеральным законам система органов государственной власти республик устанавливается самостоятельно, на основе конституционного строя и общих принципов организации системы органов публичной власти (п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ) [1].

Основные юридические документы, которые определяют полномочия региональных органов публичной власти, - это Конституция Российской Федерации и Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм.) [3].

Опираясь на вышеизложенное, можно сказать, что в формировании системы органов публичной власти субъектов РФ, установлении принципов их деятельности, ограничении пределов полномочий и форм конституционной ответственности республики руководствуются Конституцией РФ и федеральным законодательством. И только федеральное законодательство определяет основные положения, а именно принципы построения системы региональных органов публичной власти. К ним можно отнести следующие:

1) государственная и территориальная целостность России и ее субъектов абсолютно незыблема;

2) государственный суверенитет России распространен на всю страну, а также на ее субъекты;

3) принцип законности - абсолютное соблюдение федерального и регионального законодательства;

4) государственная власть едина, несмотря на её разделение на законодательную, исполнительную и судебную ветви;

5) разграничены полномочия и предметы ведения между региональными, федеральными и муниципальными органами публичной власти;

6) региональные органы государственной власти самостоятельно осуществляют свои конституционные полномочия;

7) региональных органы государственной власти ответственны перед конституциями субъектов;

8) региональные государственные структуры должны быть автоматизированы [5, с. 32].

Согласно данным принципам организации и деятельности региональных органов публичной власти можно проследить сам механизм внутренних государственных отношений, и это очень важно, так как они формируют юридический скелет государственной структуры не только РФ в целом, но и ее субъектов.

Если принципы построения системы органов публичной власти и разграничения федеральной и региональной компетенции составляют предмет федерального конституционного законодательства, то система региональных органов публичной власти, их внутренняя структура, порядок деятельности - регионального.

Многие Конституции республик посвящают организации публичной власти специальные главы или разделы. Это, например, разд. V Конституции Республики Алтай (Основной Закон) (принята 7 июня 1997 г.) - «Государственное устройство Республики

Сушенцова В. Г., Васенева Д. С.

т

Алтай. Организация государственной власти»; гл. 3 «Система органов государственной власти» Конституции Республики Ингушетия (принята 27 февраля 1994 г.); раздел IV «Организация государственной власти» Конституции Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г. и др. [2].

Если внимательно изучить конституции республик, можно заметить, что каждая из них, согласно своим полномочиям, разнообразно определяет название, состав, структуру, порядок образования и деятельности, компетенцию органов государственной власти, их соотношение между собой и с федеральными органами государственной власти. Конституционные нормы уточняются региональными законами. В некоторых субъектах приняты комплексные законы об органах государственной власти (Закон РМ № 1218-ХП «Об органах государственной власти Республики Мордовия» от 15 февраля 1994 года либо специальные акты о законодательных (представительных) органах власти, правительстве, администрации, контрольно-счетных палатах, конституционных судах, мировых судьях, уполномоченных по правам человека и т. д. [4]

Проанализировав конституционное законодательство, можно сказать о том, что региональная модель публичной власти очень схожа с федеральной. Нужно обратить внимание на то, что с самого начала наша страна была направлена на децентрализацию власти и политику невмешательства федерального центра в

дела субъектов, что не очень хорошо сказалась на всех сферах жизни, а именно на противостоянии центра и мест. Но сейчас мы наблюдаем усиление цен-тралистских тенденций, поиск оптимальной модели субординации и взаимодействия федеральных и региональных руководящих структур. Именно это и обеспечивает единство и территориальную целостность государства, а также инициативу и самостоятельность регионов.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. URL: http://constitution.garant.ru/region/ (дата обращения: 27.05.2017).

2. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации. URL: http://constitution.garant.ru/region/ (дата обращения: 29.05.2017).

3. Федеральный закон от 6 окт. 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 27.05.2017).

4. Закон РМ № 1218-XII «Об органах государственной власти Республики Мордовия» от 15 февраля 1994 года. URL: http://docs.pravo.ru/document/view/12031279/ (дата обращения: 30.05.2017).

5. Лебедев В. А. Современная система органов законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. Челябинск: Изд-во Законодательного Собрания Челябинской области, 2015. 148 с.

V. G. Sushentcova, D. S. Vaseneva

CONSTITUTIONAL REGULATION OF THE SYSTEM OF PUBLIC AUTHORITY BODIES IN THE REPUBLIC OF THE RUSSIAN FEDERATION

The organization of effectively operating system of public authorities is the main task of each constituent entity of the Russian Federation (hereinafter RF). The solution of this issue rests on the fundamentals of the constitutional system and the principles established by federal legislation, this is in the interests of the federal state and is directly aimed at strengthening state power in the Russian Federation. The article considers the main features of the system of public authorities of the republics of the Russian Federation, the principles of building a system of regional public authorities are touched upon.

Key words: System of organs, public authority, subject, state.

SUSHENTCOVA Valentina Georgievna - Candidate of History, Associate Professor of the Department of the Theory and History of State and Law, the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: valsu.63@mail.ru

VASENEVA Darya Sergeevna - Master student of the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: dashalamon@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.