УДК 342.55(47):323.326
В. А. Фадеева
Конституционная природа института уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации
В статье рассматривается конституционная природа института уполномоченного по защите прав предпринимателей - нового органа в системе государственных органов Российской Федерации.
The article considers the constitutional nature of the Russian Business Ombudsman Institution - a new body within the Government of the Russian Federation.
Ключевые слова: уполномоченный по защите прав предпринимателей, уполномоченный по правам человека, государство, Конституция Российской Федерации.
Key words: business ombudsman, ombudsman, state, Constitution of the Russian Federation.
В теоретико-правовом аспекте природная сущность института уполномоченного по защите прав предпринимателей соотносима с институтом уполномоченного по правам человека, но вместе с тем он обладает такими особенностями, которые не позволили бы ему функционировать при омбудсмене, предусмотренном Конституцией РФ.
Необходимо отметить, что к ведению уполномоченного по правам человека относилось и рассмотрение жалоб от субъектов предпринимательской деятельности по поводу нарушения их экономических прав. Но следует констатировать, что при наличии серьезных проблем, связанных с нарушением прав предпринимателей, последние игнорировали деятельность омбудсмена, упомянутого в Конституции РФ1.
© Фадеева В. А., 2014
1 Сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Докл. [Эл. ресурс]. URL: http://ombudsmanrf.org/doklady (дата обр. 15.05.2014).
104
Федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»2 не предусматривает в своих положениях существование специализированных омбудсменов. Поэтому трактовать появление бизнес-омбудсмена с правовой точки зрения как специализированный институт уполномоченного по правам человека нельзя. Кроме того, вопрос о необходимости появления данного органа был поставлен не в рамках деятельности последнего.
Инициатива введения должности федерального бизнес-омбудсмена принадлежит предпринимательскому сообществу, которая на государственном уровне изначально была поддержана Президентом РФ. Главой государства был принят Указ «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей»3, который является лаконичным документом, содержащим лишь положение о назначении Б. Ю. Титова на соответствующую должность и о том, что данный документ вступает в силу со дня его подписания. Следующим шагом было принятие Федерального закона «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации4».
Согласно международным нормам права уполномоченного по правам человека и уполномоченного по защите прав предпринимателей следует относить к числу внутригосударственных специализированных институтов по содействию и защите прав человека. Их существование предусмотрено международной системой защиты прав человека, называемой в системе ООН - National Human Rights Institutions for the Promotion and Protection of Human Rights (NHRIs)5. Начиная с 1990 г. в странах Европы пошли по пути создания специализированных институтов дополнительно к институту парламентского омбудсмена.
Как отмечает В. В. Чуксина, несмотря на заметный рост количества и разнообразия типов специализированных институтов по содействию и защите прав человека, в отечественной юридической литературе они изуче-
2 Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: федер. конституционный закон от 26 февр. 1997 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 28 дек. 2010 г.) // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.
3 Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей: указ Президента РФ от 22 июня 2012 г. № 879 // СЗ РФ. 2012. № 26. Ст. 3509.
4 Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации: федер. закон от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ // СЗ РФ. 2013. № 19. Ст. 2305.
5 Официальные сайты: National Human Rights Institutions Forum, International Ombudsman Association: URL: http: //www.nhri.net; http://www.ombudsassociation.org/ [электронный ресурс] (дата обр. 15.05.2014).
ны недостаточно «...поскольку среди государственных внесудебных специализированных институтов исследовательский интерес вызывает преимущественно институт омбудсмена»6. Такое положение дел, в частности, объясняет существующую проблему институциональной неопределенности относительно специализированных омбудсменов, которые появляются в нашей стране.
Общее между исследуемым нами органом и уполномоченным по правам человека состоит в том, что бизнес-омбудсмен также имеет государственно-общественный статус, независимость, обладает набором контрольных функций за действиями и решениями органов исполнительной власти и должностных лиц государства, направленностью на защиту прав человека (права на свободное осуществление предпринимательской деятельности). Все это следует относить к существенным признакам института уполномоченного по правам человека7. Но вместе с тем в отличие от омбудсмена, предусмотренного Конституцией РФ, уполномоченный по защите прав предпринимателей не имеет принадлежности к представительной государственной власти. Он назначается Президентом РФ по согласованию с предпринимательским сообществом. Кроме того, бизнес-омбудсмен обладает властными полномочиями, в частности, он может приостановить действие ненормативных правовых актов органов местного самоуправления до решения суда. Иными словами, правовая регламентация деятельности уполномоченного по защите прав предпринимателей вносит неопределенность в понимание места исследуемого нами органа в национальной системе органов государственной власти и общественных институтов.
Особая роль исследуемого нами государственного органа, состоит в том, что он находится между предпринимательским сообществом и властью, являясь своего рода связующим элементом между ними. С одной стороны, это орган государства, имеющий достаточную степень самостоятельности, но в то же время это и агент той части гражданского общества, которая призвана реагировать на нарушения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности со стороны государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц. Другими словами,
6 Чуксина В. В. Специализированные институты по содействию и защите прав человека и «классический» омбудсмен: сравнительно-правовой анализ // Акад. юрид. журн. № 1 (43). 2011. С. 52-53.
7 Корнеева Н. В. Конституционно-правовые основы деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2002. С. 21.
106
уполномоченный по защите прав предпринимателей в РФ - это особый механизм, стоящий на страже прав и законных интересов субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в нашей стране.
Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей представляет собой дополнительную гарантию, обеспечивающую защиту и свободную реализацию права на свободу осуществления предпринимательской деятельности. «Необходимость создания данного института была обусловлена тем, что нередко субъекты предпринимательской деятельности не в силах самостоятельно разрешить проблемы, связанные с нарушением их прав и законных интересов, особенно в тех случаях, когда имеют место административные барьеры, бюрократическое давление, коррупционные проявления со стороны органов государственной власти и их должностных лиц и тому подобное»8.
Существует две взаимоисключающие позиции по поводу того, что представляют собой гарантии, входящие в основы правового статуса личности. Например, Л.Д. Воеводин, Н.В. Витрук, П.П. Глущенко считают,
9
что гарантии следует рассматривать в качестве составного элемента основ , в то время как Г.В. Мальцев, А.В. Мицкевич и А.Г. Бережной отвергают такое решение на том основании, что гарантии, прежде всего по отношению к правам и свободам, к их главному элементу, выступают в виде внешней стороны - нечто вроде внешних условий их реализации10.
Мы придерживаемся первой позиции и считаем, что в Конституции РФ на этот вопрос дан ясный ответ. Основной закон РФ включает нормы-гарантии в одну главу с правами и свободами человека и гражданина, а содержащиеся в ней положения характеризует как основы правового статуса человека и гражданина Российской Федерации (ст. 64 Конституции РФ).
8 Сайт Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации. Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. Пояснительная записка к проекту федерального закона «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» [эл. ресурс]. URL: http://asozd2.duma.gov.rUmain.nsf/%28SpravkaNeW/o29?OpenAgent&RN=185348-6&02 (дата обр. 12.05.2014).
9 См.: Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ; ИНФРА-М-НОРМА, 1997; Витрук Н.В. Реализация прав и свобод личности как процесс. М., 1983; Глущенко П.П. Социально-правовая зашита конституционных прав и свобод граждан. СПб., 1988.
10 Мальцев Г.В. Социалистическое право и свобода личности (теоретические вопросы). М., 1968; Мицкевич А.В. О гарантиях прав и свобод советских граждан в общенародном социалистическом государстве // Сов. гос-во и право. 1963. № 8. С. 28; Бережной А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М., 1970.
107
Поэтому гарантии следует рассматривать в качестве составного элемента основ, поскольку это следует из содержания Конституции РФ11.
В науке государственного права подразумевается, что конституционная природа присуща органам, перечисленные в Конституции РФ. Биз-нес-омбудсмен в Основном законе не упомянут, но его деятельность представляет собой дополнительную гарантию обеспечивающую защиту и свободную реализацию права на свободу осуществления предпринимательской деятельности. Так как гарантии являются составным элементом конституционных основ, то органы, обеспечивающие их, также имеют конституционную природу.
Исходя из последнего тезиса, следует сделать вывод, что уполномоченный по защите прав предпринимателей - это государственный орган, который обладает в настоящее время сложной и своего рода уникальной конституционной природой.
Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей, на наш взгляд, способен стать таким органом, который мог бы эффективно решать вопросы пограничной линии между публичными интересами и интересами предпринимательского сообщества. Здесь следует сказать, что положительный опыт в этом направлении уже можно отметить. Так, вскоре после введения должности Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей федеральный бизнес-омбудсмен Б. Титов обсудил с Президентом РФ вопрос необходимости проведения в стране экономической амнистии. Глава государства поддержал данную инициативу, и на сегодняшний день экономическая амнистия активно реализуется при непосредственном участии в этом процессе федерального бизнес-омбудсмена.
Таким образом, приходим к следующим выводам: во-первых, уполномоченный по защите прав предпринимателей обладает сложной конституционной природой. Во-вторых, правовая регламентация деятельности бизнес-омбудсмена не вносит ясности в вопрос о его месте в системе органов государственной власти.
См.: Комбаров Н. В. Конституционно-правовые основы, гарантии и механизмы обеспечения правового положения личности в Российской Федерации // Журн. правовых и экон. исслед. 2009. № 4. С. 17.
Список литературы
1. Сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Доклады [эл. ресурс]. URL.: http://ombudsmanrf.org/doklady (дата обр. 15.05.2014).
2. Мальцев Г.В. Социалистическое право и свобода личности (теоретические вопросы). - М., 1968.
3. Мицкевич А.В. О гарантиях прав и свобод советских граждан в общенародном социалистическом государстве // Сов. гос-во и право. - 1963. - № 8. - С. 28.
4. Бережной А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. - М., 1970.
5. Комбаров Н. В. Конституционно-правовые основы, гарантии и механизмы обеспечения правового положения личности в российской федерации // Журн. правовых и экон. исслед. - 2009. - № 4. - С. 17.
6. Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: фе-дер. конституционный закон от 26 февр. 1997 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 12 марта 2014 г.) // СЗ РФ. - 1997. - № 9. - Ст. 1011.
7. Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей: указ Президента РФ от 22 июня 2012 г. № 879 // СЗ РФ. -2012. - № 26. - Ст. 3509.
8. Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации: федер. закон от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ (в ред. от 2 нояб. 2013 г.) // СЗ РФ. - 2013.
9. Официальные сайты: National Human Rights Institutions Forum, International Ombudsman Association: URL: http: // www.nhri.net; http://www.ombudsassociation.org/ [эл. ресурс] (дата обр. 15.05.2014).
10. Чуксина В. В. Специализированные институты по содействию и защите прав человека и «классический» омбудсмен: сравнительно-правовой анализ // Акад. юрид. журн. - № 1 (43). - 2011. - С. 52-53.
11. Корнеева Н. В. Конституционно-правовые основы деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: дис. ... юрид. наук. -СПб., 2002. - С. 21.
12. Сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. Пояснительная записка к проекту федерального закона «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» [эл. ресурс]. URL: http ://asozd2. duma.gov. ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN= 1853486&02 (дата обр. 12.05.2014).
13. См.: Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: учеб. пособие. - М.: Изд-во МГУ; ИНФРА-М-НОРМА, 1997.
14. Витрук Н.В. Реализация прав и свобод личности как процесс. - М., 1983.
15. Глущенко П.П. Социально-правовая зашита конституционных прав и свобод граждан. - СПб., 1988. - № 19. - Ст. 2305.