JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №1. 2014
СЛОВО РЕДАКТОРА
www.hjournal.ru
КОНСТИТУЦИОННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
БЕЛОКРЫЛОВА ОЛЬГА СПИРИДОНОВНА,
доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории, Южный федеральный университет, e-mail: [email protected]
В статье анализируется предметное поле конституционной политической экономики как нового направления в экономической теории. Обоснована эффективность применения методологии конституционной политической экономии для теоретического осмысления происходящих институциональных изменений межтерриториальных связей России с Украиной и Республикой Крым.
Ключевые слова: Конституционная политическая экономия; Конституция; Республика Крым; межтерриториальные связи; Украина; Ростовская область.
TH E CO N STI TU TI O N AL PO LI TI CAL E CO N O M Y I N TH E CO N TE XT O F TH E O RY AN D PRACTI CE
BELOKRYLOVA OLGA, S.,
Doctor of Economics (DSc), Professor of the Department of Economics,
Southern Federal University, e-mail: [email protected]
The author analyzes the subject field of constitutional political economy as a new direction in the economic theory. The application effectiveness of constitutional political economy methodology for theoretical interpretation of occurring institutional changes of interterritorial relations of Russia with Ukraine and the Republic of Crimea.
Keywords: Constitutional political economy; the Constitution; the Republic of Crimea; the interterritorial relations; Ukraine; the Rostov region.
JEL: A10, Rll.
Как всегда, значительная часть статей первого номера посвящена различным институциональным проблемам развития российской экономики — от чистого институционализма (Вольчик В. В., Нечаев А. Д. Теоретические подходы к идентификации трансакционных издержек) до практического проектирования нового института государственно-частного партнерства (Мерзлов И. Ю. Подходы к структурированию проектов государственно-частного партнерства), что отражает формирование на юге России одной из национальных институциональных школ. Сегодня всех нас — как ученых-институционалистов, так и граждан России -одинаково остро волнуют стремительно развивающиеся институциональные изменения — события на Украине и присоединение к России новых территорий, новых субъектов Федерации — республики Крым и г. Севастополь. Это требует соответствующего теоретического осмысления проблем и эффектов этого расширения территории России.
Прежде всего, события последних месяцев на Украине вновь поставили на © Белокрылова О. С., 2014
повестку дня вопрос о значимости Конституции и неукоснительного следования ее правилам и нормам всеми гражданами, особенно политическими акторами для обеспечения единства государства и предотвращения его распада. Нарушение Основного закона обусловливает эффект домино, когда развитие противостояния в обществе угрожает уже не просто целостности государства, но и самому его существованию. В экономической теории эти проблемы анализируются в рамках относительно нового направления — конституционной политической экономики, которая с 2011 г. читается на экономическом факультете Южного федерального университета.
Родоначальником конституционной политической экономии (КПЭ) как нового направления экономической теории, рассматриваемого чаще всего в контексте продолжения, развития теории общественного выбора, является Дж. Бьюкенен. Его работа «Конституциональная экономическая теория» (constitutional economics) (Buchanan, 1990; Бьюкенен, 2004. С. 167-179) была издана в 1990 г., но в экономической теории используется термин «конституционная политическая экономия», введенный Р. Мак-Кензи в 1982 г.
Исходя из достаточно широкой трактовки конституции Дж. Бьюкененом и Г. Таллоком в работе «Расчет согласия» как набора «заранее согласованных правил, по которым осуществляются последующие действия» (Бьюкенен и Таллок, 1997. С. 35), следует отметить, что конституционная экономика изучает не какой-то конкретный предмет, а является особым методологическим подходом к анализу различных наборов основополагающих правил, прежде всего, общественного договора, формирующего государственную власть (Заостровцев, 2009. С. 125).
Содержательная характеристика предметного поля конституционной политэкономии в отечественной литературе существенно отличается от Бьюкененской и других зарубежных экономистов. «Конституционная экономика -научное направление, изучающее принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность в государстве» (Баренбойм, Гаджиев, Лафитский и May, 2006. С. 10). Однако, на наш взгляд, более содержательной представляется трактовка предмета КПЭ Заостровцевым А. П.: «КПЭ
сосредоточивается на изучении происхождения самих правил, и, прежде всего, конституционных норм и прав. Таким образом, они для нее оказываются не экзогенными, а эндогенными переменными» (Заостровцев, 2011. С. 35).
Конечно, конституционная политэкономия не возникла из ничего, она имеет достаточно развитые предпосылки, «"родственные связи" с классической политической экономией и может рассматриваться как важный аспект общего возрождения классического подхода ... Адама Смита», который «занимался сравнением альтернативных институциональных структур, альтернативных наборов ограничений, в рамках которых экономические субъекты осуществляют выбор» (Бьюкенен, 2004. С. 168-169).
Поэтому сферой приложения КПЭ, по Бьюкенену, выступает «любой позитивный анализ, пригодный для вынесения окончательных нормативных суждений, должен отражать опирающееся на всю полноту информации сравнение особенностей функционирования альтернативных наборов правил или ограничений» (Бьюкенен, 2004. С. 170).
В первом приближении конституционная политическая экономия представляет собой междисциплинарную науку. Даже первый учебник был написан экономистами в тесном сотрудничестве с юристами1. Но более глубокий анализ
1 Баренбойм П. Д., Гаджиев Г. А., Лафитский В. И. и Мау В. А. (2006). Конституционная экономика. Учебник. М.: Юстицинформ. В составе авторского коллектива: адвокат П. Баренбойм, судья Конституционного Суда РФ Г. Гаджиев, заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ В. Лафитский, ректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ В. May. Но еще в 2003 г. П. Баренбойм совместно с А. Захаровым создали Лабораторию конституционной экономики в Институте экономики переходного периода; в 2009г. такая Лаборатория была организована П. Баренбоймом, В. May; ректор Московской государственной юридической академии О. Кутафиным; Г. Гаджиевым в ГУ Высшая школа экономики.
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №1. 2014
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №1. 2014
показывает, что методология конституционной политэкономии представляет собой всего лишь несколько модифицированную логику процессов рыночного обмена, адаптированную к исследованию политических рынков в контексте конституционноправовых и в целом институциональных ограничений.
На наш взгляд, эта методология может быть эффективно применена к анализу политико-экономических процессов 2013-2014 гг. на Украине. В силу высокой степени политической напряженности в стране в целом, обусловленной, на наш взгляд, негативной многолетней экономической динамикой (средняя зарплата в Крыму в 2013 г. составила 2854 гривны или 250 евро (29940 руб. в РФ), уровень зарегистрированной безработицы — 3,9 % или 34,3 тыс. чел. (менее 1 % в РФ), на одно рабочее место претендуют примерно 5 чел. (в РФ на 1 млн. безработных — 2,022 млн. вакансий)), — казалось бы, случайное событие, когда Янукович В. Ф. не подписал договор об ассоциации с ЕС, стало катализатором фактически национальной катастрофы.
Безусловно, это политическое событие обусловило коррекцию не только экономической стратегии России, но и Конституции РФ, т.е. правил, определяющих правила поведения экономических субъектов, - в ее новой редакции в список субъектов РФ теперь включены также Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Изменения Конституции РФ обусловлены присоединением Крыма и Севастополя в соответствии с референдумом 16 марта о статусе автономии, когда более 96% голосовавших высказались за вхождение Крыма в состав России, и 18 марта был подписан соответствующий договор между РФ и Республикой Крым.
На наш взгляд, в данном случае голосовавшие действовали не в соответствии с традиционной моделью Даунса (Downs, 1957), развитой впоследствии Райкером и Ортешуком (Riker and Ordeshook, 1968. С. 25-42), связавшими стратегию участия (точнее, неучастия) в голосовании с тем, что оно требует затрат (пусть и небольших, но все же затрат времени на посещение избирательного участка), а неучастие является полностью незатратным. Стратегия участия в голосовании и выбор в пользу присоединения к России большинства населения били обусловлены сравнительным анализом эффективности рыночного реформирования в России и на Украине.
Безусловно, любое негативное изменение политической ситуации, тем более фактически, революционного типа всегда оказывает существенное влияние на социально-экономические взаимосвязи соседних территорий, прежде всего юга России, в частности, Ростовской области. С одной стороны, коллапс экономики Украины, а с другой, — изменение конституционной составляющей хозяйственного порядка (Бережной, 2011. С. 167) обусловливают ослабление внешнеторговых связей соседних территорий. Ряд этих связей Ростовской области с украинскими контрагентами унаследован еще от СССР — это поставки комплектующих с Украины на Ростсельмаш, Роствертол. Но в последние годы сформировались и новые ростовские компании, развивающие на Украине свое производство, например, Глория Джинс.
В 2013 г. существенно расширился донской экспорт на Украину - с 278,0 млн. долл. в 2012 г. (Ростовская область, 2013. С. 859) до 427,6 млн. долл. (Социальноэкономическое положение, 2014. С. 90). Это локомотивы (НЕВЗ), стекло, производство которого начато заводом «Гардиан Стекло Ростов», построенном в Красносулинском индустриальном парке (Белокрылов, 2013), продукция плодоовощной переработки.
В условиях практического коллапса экономики Украины начинают возникать проблемы с импортом металлов, вертолётных двигателей, в целом с импортом с Украины, который уже в 2013 г. сократился до 1419 млн. долл. (Ростовская область, 2013. С. 859) (1835,5 млн. долл. в 2012 г.) (Социальноэкономическое положение, 2014. С. 90). Конечно, для ростовских производителей будут найдены другие поставщики, в т.ч. и отечественные, но для заключения новых контрактов необходимо время. Осложняются и проблемы с экспортом, что в
условиях его роста почти на 64% в прошлом году обостряет проблему реализации продукции для донских предприятий, на которую к тому же накладывается снижение спроса в условиях развивающейся стагнации российской экономики.
Возросшие риски для инвесторов, безусловно, сократят инвестиции ростовского бизнеса на Украине. Наконец, острая проблема — это расширяющаяся миграция русскоязычных украинцев, которая усилит напряженность на региональном рынке труда — уже за январь-март 2014 г. с Украины прибыло 243 тыс. мигрантов (35% их общего числа), а нагрузка безработных на 1 вакансию в Ростовской области выросла на 9,2% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (Социально-экономическое положение, 2014. С. 84). Таким образом, сложная ситуация на Украине, безусловно, формирует негативные, но не катастрофические изменения в экономике Ростовской области. В целом, в связи с осложнением ситуации с экспортом осложняется проблема реализации продукции на НЭВЗе, в пищевой, стекольной промышленности. А ограничения новых властей Украины в области импорта в Россию негативно влияют на отрасли металлообработки, вертолетостроение, сельхозмашиностроение.
Повышенные риски развития малого и среднего бизнеса на Украине объективно способствуют перемещению его на соседние территории России. Действительно, предпринимательские способности так или иначе находят возможности реализации в условиях высокой рискованности ведения бизнеса на Украине. Прежде всего, речь идет о русскоговорящих жителях Украины, имеющих родственные связи с жителями Ростовской области. Безусловно, для такого перемещения инвестиций и бизнеса необходимо создать соответствующие институциональные условия — упрощенную систему регистрации бизнеса. Возникает проблема развития бизнеса на новых территориях России — в г. Севастополь и в Крыму, а это 26,1 тыс. км2 территории и почти 2356 тыс. населения. Предлагаются два варианта решения этой проблемы: создание специального режима для развития бизнеса и формирование государственной корпорации развития Крыма. Создание новой госкорпорации необходимо в связи с предполагаемой национализацией, например, разваливающегося Артека и, видимо, других объектов. Но более эффективным является все-таки обеспечение всем предпринимателям льготного режима налогообложения и др. преимущества в рамках особой экономической зоны.
Хотя в экономике Крыма функционирует 530 крупных и средних промышленных предприятий (в т.ч. Черноморнефтегаз, Симферопольские заводы «Фотон», «Сельхоздеталь», «Сантехпром», Джанкойский машиностроительный завод, Феодосийские механический завод и «Гидроприбор», Севастопольский приборостроительный завод, Научно-производственное объединение «Пневматика»), а в сельском хозяйстве 6 крупных животноводческих комплексов, развито виноградарство и виноделие, но место Крыма в системе общественного разделения труда и СССР, и Украины, а теперь России определяется сформировавшимся рекреационно-туристическим комплексом. Традиционно в Крыму отдыхало в сезон около 6 млн. чел., в основном украинцев. В сезон 2014 г., как показал Всероссийский туристический конгресс в Ялте 23 апреля 2014 г., ожидается наплыв 8 млн. туристов. Изменение основного закона объективно детерминирует поток россиян на отдых в Крым и расширение сотрудничества в области туризма, в частности, прежде всего, открытие в Ростовской области представительств туроператоров Крыма, а также обучение специалистов туриндустрии Крыма в профильных вузах Ростовской области. В свою очередь предприятия и профсоюзные организации Ростовской области могут приобретать на регулярной основе оздоровительные путевки в Крым.
Перспективно сотрудничество в сфере детского оздоровительного отдыха в Крыму с оплатой путевок за счет бюджета Ростовской области, но с последующей компенсацией расходов из федерального бюджета. Свой вклад в развитие туристско -рекреационного комплекса Крыма могут внести инвесторы Ростовской области, финансируя инвестиционные проекты по строительству санаториев, пансионатов, оздоровительных клиник, прибрежной инфраструктуры, обеспечивающей
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №1. 2014
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №1. 2014
продвижение популярного на Дону яхтенного туризма.
В сфере промышленности и сельского хозяйства межрегиональное сотрудничество имеет перспективы по следующим направлениям:
- создание совместных предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции;
- реконструкция предприятий легкой промышленности Крыма с целью размещения на них производств таких крупных предприятий Ростовской области, как, например, «Глория Джинс», «Донецкая мануфактура»;
- создание совместных с институтом виноградарства и виноделия им. Я. И. Потапенко или заводом цимлянских вин предприятий;
- развитие морского транспорта, сотрудничество в области судостроения, ремонта и реконструкции кораблей на судоверфях Крыма, переоборудование морских портов с участием инвесторов из Ростовской области с целью увеличения их пропускной способности;
- запуск морского маршрута Таганрог — Азов — Керчь.
Эффективно сотрудничество крупных агрокорпораций Ростовской области -«Юг Руси», «Индолина» - с Республикой Крым в сфере переработки сельхозсырья (мука, хлебобулочные изделия, подсолнечное масло, комбикорма), производства индюшатины, строительства торговых сетей по ее реализации на территории Крыма.
Ряд крупных промышленных предприятий Ростовской области в рамках торгово-экономического сотрудничества могут поставлять материалы для строительства, ремонта и оборудования объектов санаторно-курортного комплекса Крыма, например ЗАО «Эмпилс» (водоэмульсионные и масляные краски до 10 тыс. т в месяц), ООО «РЭМЗ» (арматура, до 20 тыс. т в месяц), ООО «Гардиан стекло Ростов» (стекло листовое до 70 тыс. кв. м), ОАО «Волгодонский комбинат древесных плит» (комплектующие и мебель на сумму до 500 млн. руб.), ОАО «Каменскволокно» (посуда из пластика, объемом до 10-15 млн. руб. в месяц), предприятия легкой промышленности (изделия из махровых тканей, постельное белье).
Губернатор Ростовской области В. Голубев пообещал поставить Крыму 500 комбайнов Ростсельмаша, что обеспечит заводу контракты на обеспечение аграриев Крыма запчастями. Первые 10 комбайнов отгружены в конце апреля 2014 г.
Перспективно продвижение торговых сетей Ростовской области в Крым (ФРЭШ, Солнечный круг, Мясные лавки, Донские Традиции и др.).
Вузы г. Ростова и области могут внести весомый вклад в развитие экономики Крыма, по меньшей мере, по трем направлениям. Во-первых, через формирование льготных условий приема в ростовские вузы абитуриентов-крымчан, во-вторых, посредством повышения квалификации преподавателей вузов Крыма в контексте требований государственных образовательных стандартов РФ и, наконец, в-третьих, обеспечив повышение квалификации новых российских чиновников, которые не знают российского законодательства. Этот пробел мог бы эффективно восполнить Пилотный центр государственных закупок ЮФУ, обладающий высоким потенциалом в сфере дополнительного образования руководителей контрактных служб и членов закупочных комиссий.
В целом в соответствии с решением Министерства регионального развития России за Ростовской областью в числе других 15 регионов РФ закреплен Красногвардейский преимущественно сельскохозяйственный район Крыма (Под опекой Ростовской области, 2014) для обеспечения методической и материальной помощи по организации бесперебойного функционирования всех хозяйственных объектов района.
Все эти направления взаимодействия определены в качестве дорожной карты в разрабатываемом Правительством Ростовской области Соглашении между Ростовской областью и Республикой Крым о торгово-экономическом, научнотехническом, социальном и культурном сотрудничестве.
Безусловно, для обеспечения эффективного сотрудничества необходимы серьезные вливания в экономику Крыма. Так, по оценкам, на ее модернизацию необходимо потратить около 240 млрд. руб. в ближайшие 3 года, еще 200 млрд. необходимо для выравнивания уровней жизни и покрытие роста тарифов за идущую с Украины воду. Для снятия этой зависимости требуется вложить в водное хозяйство Республики 12-15 млрд. руб., в энергетическое — 70 млрд. руб., в газовое - 35 млрд. руб., в дорожную инфраструктуру - 130-140 млрд. руб. (Цена Крыма, 2014. С. 7). Только на повышение квалификации 14 тыс. государственных чиновников Крыма в сфере российского законодательства, в т.ч. и государственных закупок, выделено почти 91,7 млн. руб. (Распоряжение Правительства, 2014). Но и отдача от этих российских инвестиций может быть достаточно высокой - как подчеркнул в своих ответах на вопросы граждан России В. В. Путин, Крым может стать одним из немногих регионов-доноров РФ.
Таким образом, конституционная политическая экономия позволяет адекватно теоретически описать происходящие институциональные изменения межтерриториальных связей России с Украиной и Республикой Крым.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Баренбойм П. Д., Гаджиев Г. А., Лафитский В. И. и May В. А. (2006). Конституционная экономика: Учебник для юридических и экономических вузов. М.
Белокрылов К. А. (2013). Теория и практика институциональной модернизации экономики (на пример Юга России) // Terra Economicus, Т. 11, № 2, Ч. 2.
Бережной И. В. (2011). Институциональные основания государственной экономической политики. Ростов н/Д: Содействие-21 век.
Бьюкенен Дж. (2004). Конституциональная экономическая теория // Экономическая теория. / Под ред. Итуэлла Дж., Милгейта М., Ньюмена П. М.: ИНФРА-М.
Бьюкенен Дж. М. и Таллок Г. (1997). Расчет согласия. Логические основания конституционной демократии // Бьюкенен Дж. М. Сочинения. /Пер. с англ. М.: Таурус Альфа.
Заостровцев А. П. (2009). Теория общественного выбора и конституционная политическая экономия. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ.
Заостровцев А. П. (2011). Конституционная политическая экономия: идейные истоки и место в системе экономических учений // Вестник Удмуртского университета, Вып. 3.
Ростовская область в цифрах. 2012 г. Ростов н/Д: Ростовстат, 2013.
Социально-экономическое положение Ростовской области в январе-декабре 2013 г. Ростов н/Д: Ростовстат, 2014.
Под опекой Ростовской области оказался Красногвардейский район Крыма. 2014. (http://kuban.info/politika/325-pod-opekoy-rostovskoy-oblasti-okazalsya-
krasnogvardeyskiy-rayon-kryma.html).
Распоряжение Правительства РФ от 5 апреля 2014 г. № 536-р. (http:// government.consultant.ru/page.aspx?3624707).
Цена Крыма // Аргументы и факты, 2014, № 15.
Buchanan J. M. (1990). The Domain of Constitutional Economics // Constitutional Political Economy, vol. 1.
Downs A. (1957). An Economic Theory of Democracy. New York: Harper.
Riker W. H. and Ordeshook P. C. (1968). A Theory of Calculus Voting // American Political Science Review, vol. 62 (2).
REFERENCES
Barenboim P. D., Hajiyev G. A., Lafitsky V. I. and May V. A. (2006). Constitutional Economy: Textbook for Legal and Economic Institutions. M. (in Russian).
Belokrylov K. A. (2013). Theory and Practice of Institutional Modernization of
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №1. 2014
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №1. 2014
Economy (the Example of the South of Russia). Terra Economicus, vol. 11, no. 2, Part 2. (in Russian).
Berezhnoy I. V. (2011). Institutional Foundation of the State Economic Policy. Rostov-on-Don: Assistance — 21th Century. (in Russian).
Buchanan J. (2004). Constitutional Economic Theory. Economic Theory. / Ed. by J. Eatwell, M. Milgeyt, P. Newman. M.: INFRA-M. (in Russian).
Buchanan J. M. and Tullock G. (1997). Settlement Agreement. Logical Foundations of Constitutional Democracy // J. M. Buchanan. Works. / Transl. from English. M.: Alpha Taurus. (in Russian).
Zaostrovtsev A. P. (2009). Public Choice Theory and Constitutional Political Economy. St. Petersburg: Publ. House of StPSUEF. (in Russian).
Zaostrovtsev A. P. (2011). Constitutional Political Economy: the Ideological Origins and Place in the System of Economic Theories. Herald of Udmurt University, vol. 3. (in Russian).
Rostov Region in Figures. 2012. Rostov-on-Don: Rostovstat, 2013. (in Russian).
Social-Economic Situation of the Rostov Region in January-December 2013. Rostov-on-Don: Rostovstat, 2014. (in Russian).
Under the Tutelage of the Rostov Region Appeared Krasnogvardeysky Region of Crimea. 2014. (http://kuban.info/politika/325-pod-opekoy-rostovskoy-oblasti-okazalsya-krasnogvardeyskiy-rayon-kryma.html). (in Russian).
RF Government Decree of 5 April 2014. № 536-p. (http://
government.consultant.ru/page.aspx?3624707). (in Russian).
Price Crimea. Arguments and Facts, 2014, no 15. (in Russian).
Buchanan J. M. (1990). The Domain of Constitutional Economics. Constitutional Political Economy, vol. 1.
Downs A. (1957). An Economic Theory of Democracy. New York: Harper.
Riker W. H. and Ordeshook P. C. (1968). A Theory of Calculus Voting. American Political Science Review, vol. 62 (2).