Научная статья на тему 'Конституционная основа стратегических задач муниципальной службы'

Конституционная основа стратегических задач муниципальной службы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
239
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ИХ АППАРАТА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ / MUNICIPAL SERVICE / CONSTITUTIONAL TASKS FOR LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES AND THEIR APPARATUS / ENSURING AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Большакова Валентина Михайловна

В статье дается обоснование стратегических задач муниципальной службы в условиях реформирования и развития местного самоуправления. Автор показывает необходимость постановки органами местного самоуправления стратегических задач аппарату муниципальной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article substantiates the strategic tasks of the municipal service in the context of reforming and developing local self-government. The author shows the need to set up the strategic tasks for the apparatus of the municipal service by local governments.

Текст научной работы на тему «Конституционная основа стратегических задач муниципальной службы»

БОЛЬШАКОВА Валентина Михайловна — кандидат юридических наук, доцент; заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Нижегородского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (603009, Россия, г. Нижний Новгород, пр-кт Гагарина, 46)

конституционная основа стратегических задач муниципальной службы

Аннотация. В статье дается обоснование стратегических задач муниципальной службы в условиях реформирования и развития местного самоуправления. Автор показывает необходимость постановки органами местного самоуправления стратегических задач аппарату муниципальной службы. Ключевые слова: муниципальная служба, конституционные задачи органов местного самоуправления и их аппарата, обеспечение полномочий

Конституция РФ 1993 г. положила начало продолжительному и многосложному процессу реформирования местного самоуправления на основе всестороннего развития его правовой основы. Несмотря на то что в Конституции РФ понятийный аппарат, относящийся к муниципальной службе, не был использован, в ст. 72 содержится принципиально важное указание для федерального и регионального законодателей, косвенно имеющее отношение к муниципальной службе. В частности, анализ пунктов «к» и «н» ч. 1 указанной статьи позволяют сделать вывод, что правовое регулирование муниципальной службы отнесено Конституцией РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов в ее составе, ибо к совместному ведению в пункте «к» отнесена такая отрасль российской правовой системы, как трудовое законодательство, а именно трудовое право непосредственно регулирует муници-пально-служебные отношения, а в пункте «н» к совместному ведению отнесено «установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления», имеющих непосредственное отношение к деятельности как государственного, так и муниципального аппарата. Методологическое значение для организации муниципальной службы имеет также указание ст. 12 Конституции РФ на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Из этого следует, что и муниципальный аппарат (муниципальная служба) органов местного самоуправления также не должен входить в систему государственного аппарата (государственной службы РФ).

Вот почему реформа местного самоуправления, которая начала разворачиваться в стране в начале нулевых годов, не могла не затронуть и муниципальную службу. Становилось очевидным, что федеральные законы о местном самоуправлении 1995 г. и о муниципальной службе 1998 г. уже не отвечали требованиям времени. Сначала 6 октября 2003 г. принимается новая редакция федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Ф3, а затем 2 марта 2007 г. - федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ. Глубинная взаимосвязь указанных федеральных законов обусловлена предназначением муниципальной службы - обеспечить полномочия местного самоуправления, которыми муниципальные органы власти наделяются федеральным законом в целях решения вопросов местного значения.

2 018' 0 9

ВЛАСТЬ

49

Органы местного самоуправления, олицетворяющие политическую власть, по отношению к муниципальному аппарату, осуществляющему власть административную, призваны направлять его деятельность, формулируя стоящие перед ними общие стратегические задачи, которые определяются, с одной стороны, требованиями Конституции РФ и принимаемыми в соответствии с ней федеральными законами, а с другой - спецификой и потенциальными возможностями социально-экономического развития территорий муниципальных образований. Постановка стратегических задач деятельности аппарата органов местного самоуправления, на наш взгляд, позволит конкретизировать профессиональную служебную деятельность муниципальных служащих и добиться качественных изменений в социально-экономическом и культурном развитии территорий, в удовлетворении повседневных нужд населения муниципальных образований.

Очевидно, существует динамика стратегических задач, выдвигаемых перед муниципальной службой по мере реформирования и развития местного самоуправления. При этом ключевыми (базовыми) задачами деятельности органов местного самоуправления и их аппарата, непосредственно вытекающими из требований Конституции РФ, всегда остаются следующие:

1) обеспечение прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18);

2) оптимизация социально-экономических и иных условий жизнедеятельности населения, удовлетворение его повседневных потребностей, прежде всего в сферах:

- организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях;

- создания условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального образования в соответствии с территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

- обеспечения правомочий органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом;

- создания условий для обеспечения муниципальных образований услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Эта стратегическая задача непосредственно корреспондирует со ст. 7 Конституции РФ, в которой российское государство признается социальным, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. На основе этого фундаментального конституционного положения муниципальная служба в РФ формируется как социальный институт гражданского общества, призванный обеспечить полное удовлетворение духовных и материальных потребностей населения на местном уровне;

3) обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения, включая владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (см. ч. 1 ст. 130 Конституции РФ). Решение этой задачи, по нашему мнению, предполагает создание в муниципальных образованиях реального организационно-правового механизма решения населением вопросов местного значения путем:

- разработки в муниципальных правовых актах механизмов реализации законодательных установлений об активизации деятельности всех субъектов местного самоуправления;

- настойчивой и контролируемой населением организаторской деятельности структур муниципальной службы в решении всего комплекса проблем социально-экономического развития территорий муниципальных образований.

Другими стратегическими задачами муниципальной службы, призванной обеспечивать полномочия органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, являются:

1) организационно-правовое обеспечение всего управленческого цикла местных органов власти: подготовка, принятие, организация исполнения и контроль за реализацией устава муниципального образования и других муниципальных правовых актов;

2) исполнение на территории муниципалитета Конституции РФ, федерального законодательства, законов соответствующего субъекта федерации, а также отдельных государственных полномочий РФ и субъектов в ее составе, передаваемых органам местного самоуправления. В правотворческом процессе и правоприменительной практике на местном уровне муниципальная служба призвана стоять на защите прав и законных интересов населения муниципального образования, обеспечивая сотрудничество и взаимодействие органов местного самоуправления с государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, а также иными субъектами хозяйственной деятельности, расположенными на территории соответствующих поселений, муниципальных районов и городских округов;

3) обеспечение участия органов местного самоуправления в формировании единой системы оказания государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, организация предоставления услуг в многофункциональных центрах по принципу «одного окна», поэтапное улучшение качественных показателей процессов предоставления услуг в электронной форме на основе перехода на реестровую модель предоставления услуг [Головин, Большакова 2018: 154-159].

Список литературы

Головин Е.Г., Большакова В.М. 2018. Государственные и муниципальные услуги: формирование основ правового регулирования: монография. Н. Новгород: Изд-во НИУ РАНХиГС. 170 с.

BOL'SHAKOVA Valentina Mikhailovna, Cand.Sci. (Legal), Associate Professor; Head of the Chair of Constitutional and Municipal Law, Nizhny Novgorod Institute of Management — branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) (46 Gagarina Ave, Nizhny Novgorod, Russia, 603009)

CONSTITUTIONAL FRAMEWORK OF THE STRATEGIC OBJECTIVES OF THE MUNICIPAL SERVICE

Abstract. The article substantiates the strategic tasks of the municipal service in the context of reforming and developing local self-government. The author shows the need to set up the strategic tasks for the apparatus of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.