В.В. Никитяева,
кандидат юридических наук
КОНСТИТУЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
В настоящее время вопросы безопасности пронизывают фактически все сферы обществен -ных отношений. В юридической литературе больше принято говорить о национальной, государственной, общественной безопасности.
Данная потребность диктуется, с одной сто -роны, растущим количеством нормативных актов, имеющих целью изучить проблемы правового регулирования безопасности Российской Фе -дерации, с другой стороны, повышенным инте -ресом к данной проблематике как юристов, так и представителей иных наук — экономистов, социологов, политологов, историков.
Указом Президента РФ от 19 сентября 1997 г. «О межведомственных комиссиях Совета Безопасности Российской Федерации» [1] были утверждены положения, согласно которым была урегулирована деятельность десяти комиссий. За каждой из комиссий был закреплен определенный круг вопросов, касающихся сферы обеспечения безопасности в России. В частности, комиссии по оборонной, федеральной конституционной, информационной, экологической, международной, экономической, общественной безопасности.
В юридической литературе подчеркивается, что «обеспечение безопасности, равно как и за -щита конституционного строя, прав и свобод че -ловека и гражданина, является неотъемлемой частью деятельности государства и согласно ст. 71 Конституции РФ находится в исключительном ведении Российской Федерации» [2].
Сегодня, когда осуществляются мероприятия по внедрению основных конституционных идей в действительность, реализации их на практике, стал актуальным вопрос о том, что «реальное бытие конституционных норм — это не только то, что закреплено в Основном Законе, но и то, что непосредственно включено в общественную прак-тику»[3]. Поэтому справедливо и утверждение о том, что «с учетом возросшей в настоящее время роли национальной безопасности для укрепления российской государственности, создания предпосылок для построения гражданского общества, защиты прав личности возможно было бы усилить конституционную базу данного института» [4]. Иными словами, возникает необходимость придания национальной безопасности особого значения — конституционно-правового статуса.
Конечно, понятие «национальная безопасность» находится в тесной взаимосвязи с «конституционной безопасностью». «Национальная безо-
пасность» определяется как совокупность внутренних и внешних условий существования личности, общества, государства, обеспечивающих достойную жизнь гражданам, защиту интересов общества, суверенитет народа, исключающих возможность насильственного изменения конституционного строя. «Конституционная безопасность» есть защита такой гуманистической основы конституционного строя, как человек, его права и свободы, являющиеся высшей ценностью [5].
Следует отметить, что в отечественной лите -ратуре все больше принято говорить о необхо -димости рассмотрения и придания самостоятельного значения такой категории, как «консти -туционная безопасность».
Это объясняется тем, что, во-первых, Конституция по своей сути представляет собой нормативно-правовую основу безопасности личности, общества и государства, где безопасность отражает определенный режим статусного состояния соответствующих субъектов и тем самым приобретает соответственно конституционные характе-ристики, т.е. становится конституционной безопасностью. Иными словами, важно понять, что само по себе понятие «безопасность» — катего -рия конституционная [6].
Не случайно в последнем послании 2007 года Президент Российской Федерации особое вни-мание уделил проблемам здравоохранения, охраны здоровья граждан России и их защиты. По -добное «плачевное», кризисное состояние в дан -ной сфере связывается с безопасностью России. Кроме того, целью любого государства является достижение баланса интересов личности, общества и государства в соответствующих сферах общественной и государственной жизни, в том числе в процессе выполнения государством кон -ституционных обязанностей по признанию, соблюдению и защите основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Во-вторых, конституционная безопасность личности — принцип правового государства.
«Конечно, наиболее широкая основа юридической и конституционной безопасности личности воплощается в категории национальной безопасности. Но такое сложное явление, как национальная безопасность, ограничивается сферой исключительно публичных отношений, в рамках которых обеспечивается безопасность народа как носителя суверенитета и единственного источника
власти. Юридическая же безопасность личности, состояние ее защищенности выражается как ее конституционная безопасность, которая, в свою очередь, включает и интересы личности, ее права и свободы. Однако конституционную безопасность личности не следует понимать как защиту лишь частных интересов. В данной категории объективно проявляется баланс частных и публичных интересов как основа конституционного правопорядка в обществе и государстве. Соответственно, конституционная безопасность личности — неотъемлемая составляющая правового государства, а права личности — это одновременно и средство достижения интересов общества и государства» [6]. Именно поэтому права человека и гражданина составляют основу конституционной безопасности России.
В-третьих, о необходимости развития вопроса о конституционной безопасности немало говорится на страницах печати. Это, прежде всего, обеспечение защиты основ конституционного строя, которые включают в себя нормы Конституции, регламентирующие исходные начала системы права, важнейшие принципы статуса и деятельности субъектов конституционно-правовых отношений, позволяющие определять и развивать инсти -туты и направления конституционного законодательства. Рассматриваемые понятия выступают по отношению друг к другу как часть и целое. Если конституционная безопасность обеспечивает охрану юридической конституции, то национальная — фактической конституции страны.
Возникает ряд проблем, связанных с вопросами безопасности.
Во-первых, одной из актуальных проблем было и остается обеспечение прав человека.
Современный период внес кардинальные из -менения как в конституционное законодательство, служащее регулятором конституционно-правовых отношений, так и в действенный меха -низм реализации прав человека. Конституцион -ное признание прав и свобод человека и гражда -нина высшей ценностью государства влечет не только пересмотр содержания правового состояния личности в государстве, но и создание реальных условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Повыша -ется роль и значимость отношения различных категорий населения к конституционным нормам и их возможностям регулирования социальных процессов, гарантирования реализации основных прав личности и законных интересов. Системное восприятие Конституции России и принятых в ней положений федеральных законов свидетельствует, что регулирование прав и свобод граждан составляет прерогативу федеральных органов власти (ст. 71 Конституции РФ) и лишь защита урегулированных на федеральном уровне прав и свобод относится к совместному ведению феде -рации и субъектов .
Во-вторых, наблюдается несоблюдение кон -ституционной нормы о разграничении понятий
«государственная безопасность» и «обществен-ная безопасность».
Справедливо замечено, что в отечественном законодательстве и научной литературе пока не выработан единый понятийный аппарат в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации, что нередко приводит к неоднозначному пониманию содержания различных дефиниций в теории и создает проблемы в правоприменитель -ной практике [2].
Ч. 5 ст. 13 и ч. 3 ст. 55 Конституции Россий -ской Федерации закрепляют «безопасность государства», ч. 1 ст. 82 — «безопасность и целостность государства». Понятие «государственная безопасность» используется в п. «д» ч. 1 ст. 114 Конституции, «безопасность» — в ст. 71, в п. "д" ч. 1 ст. 72, говорится об обеспечении «экологи -ческой безопасности» как сфере совместного ве -дения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Тем самым Конституция России разграничивает понятия «государствен-ная» и «общественная» безопасность. Т.е. о государственной безопасности говорится применительно к государству в целом и эта функция относится к исключительному ведению Россий -ской Федерации. В совместном ведении Россий -ской Федерации и субъектов Российской Феде -рации находится обеспечение «законности, правопорядка, общественной безопасности» (п. «б» ч. 1 ст. 72). Таким образом, обеспечение государственной безопасности Российской Федерации возлагается на государство в целом. Ни субъекты федерации, ни коммерческие и иные негосударственные структуры, ни отдельные граждане функциями и полномочиями по обеспечению государственной безопасности не наделяются.
В-третьих, налицо недостаточность правового регулирования вопросов определения места роли конституционной безопасности в сфере правового регулирования.
Конечно, само по себе понятие «безопасность» как конституционная категория еще не получило должного научного обоснования. Это связано, прежде всего, с тем, что Конституция отражает различные стороны правовой (юриди -ческой) безопасности личности, безопасности государства и безопасности общества. Конечно, никто не отрицает, что наиболее широкая, в дан -ном случае интегральная, основа юридической и, соответственно, конституционной безопасности личности воплощается в категории националь-ной безопасности [6]. Такое сложное, многогранное явление, как национальная безопасность, ограничивается исключительно сферой публичных отношений, в рамках которых обеспечивается безопасность народа как носителя суверените -та и единственного источника власти. Между тем конституционный режим национальной безопасности включает и интересы личности, ее права и свободы [6].
Конституционная безопасность личности — принцип правового государства. Состояние за -щищенности личности на правовом уровне, т.е.
юридическая безопасность, выражается, прежде всего, как ее конституционная безопасность. Конституционную безопасность личности не следует понимать как защиту лишь частных ин -тересов. В данной категории объективно прояв -ляется баланс частных и публичных интересов как основа конституционного правопорядка в обществе и государстве.
Соответственно, конституционная безопасность личности — неотъемлемая составляющая правового государства и верховенства закона, а права личности — это одновременно и средство достижения интересов общества и государства.
Именно поэтому права человека и граждани -на составляют основу конституционной безопасности России. Конституционная безопасность личности и есть тот самый баланс между публичными и частными интересами, международными (универсальными) и национальными (спе -цифическими) ценностями, для достижения ко -торого Конституцией РФ предусмотрены самые различные механизмы разрешения обществен -ных противоречий.
Таким образом, ставится задача о необходи -мости определения приоритетных основных за -дач в области обеспечения безопасности личности в конституционно-правовом аспекте.
1. Проблема обеспечения социальной ста -бильности в обществе, преодоления бедности, неоправданного неравенства.
В ряду вну тренних угроз конституционной безопасности России проблема бедности, социального расслоения, неоправданного неравенства и, как следствие, проявлений социальной неста -бильности обретает особую остроту и актуаль-ность. Весьма показательны в этом отношении результаты социологических исследований. На вопрос «Если вы считаете, что угроза демократическим завоеваниям в России есть, то в чем она проявляется?» наибольшее количество респондентов выбрали следующие варианты отве-тов: «в большом разрыве между богатством и бедностью» (30,4% — первое место по числу ответов); «в отсутствии равенства всех перед зако -ном» (18,2% — второе место). И лишь на шестом месте оказалась «угроза демократии со стороны международного терроризма» (6,3%) [9]. Другое социологическое исследование, касающееся
оценки россиянами причин бедности и богатства, показало, что 77% опрошенных видят причину бедности в «плохой экономической системе» и соответственно 80% опрошенных считают, что причиной богатства является «экономическая система, позволяющая богатым наживаться за счет бедных». В то же время «способности и та -ланты», «усилия и упорный труд» как причина богатства рассматриваются россиянами в последнюю очередь [8].
Практически в каждом рассматриваемом Конституционным Судом деле приходится в той или иной мере сталкиваться с проблемами справедливости и равенства. Это наглядно демонстрирует, например, статистика решений, приня-
тых Судом только в 2001 — 2004 гг.: вывод о соответствии обжалуемых положений норматив -ных правовых актов требованиям ст. 19 Консти-туции РФ был сделан в 50 решениях, а 27 постановлений и определений Конституционного Суда, принятых за тот же период, содержат выводы о тех или иных формах и аспектах несоответствия обжалуемых норм конституционным требованиям равенства [6].
2. Неопределенность правовых норм — отрицание равноправия граждан, угроза конституционной безопасности. Неопределенное содержание правовой нормы приводит к произвольному, основанному на субъективном усмотрении истолкованию и применению данной нормы, что, соответственно, свидетельствует о нарушении такой нормой, примененной в конкретном деле, конституционных прав и свобод граждан; это яв -ляется, в свою очередь, основанием для призна -ния ее не соответствующей Конституции Российской Федерации [4]. Критерий определенно -сти правовой нормы вытекает именно из консти -туционного принципа равенства всех перед зако -ном и судом (ст. 19 ч. 1 Конституции РФ), поскольку та кое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит, к нарушению принципов равенства и верховенства за -кона [6]. Таким образом, неопределенность содержания правовой нормы выступает в качестве особой формы нарушения законодателем принципа равноправия.
Анализ практики Конституционного Суда показывает, что им был принят ряд решений о несоответствии Конституции отдельных положе-ний законов, порождающих неравенство в социальной сфере в силу неопределенности проверяемых норм. Первым среди них было дело о проверке конституционности ч. 1 и 2 ст. 54 Жи -лищного кодекса РСФСР [6].
3. Рассмотрение прав человека и гражданина как фактора конституционной безопасности России.
Данная необходимость вызвана следующими обстоятельствами.
Во-первых, вменение в обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина означает, что государство (все его органы и должностные лица):
• признает уже принадлежащие личности в силу рождения или в силу гражданства неотъем -лемые и неотчуждаемые права и свободы;
• соблюдает их, то есть не вмешивается в сферу самостоятельного осуществления человеком и гражданином своих прав и свобод и пользования ими, но создает условия для их реализации (например, государство не контролирует волеизъявления избирателей, но создает условия для проведения свободных демократических выборов);
• защищает права и свободы от любых посягательств и нарушений, устанавливая в Консти -туции и законодательстве широкий круг гаран-тий их реализации, в том числе различные виды ответственности за их нарушение (например, гл. 19 Уголовного кодекса Российской Федерации называется «Преступления против конституци-онных прав и свобод человека и гражданина»).
Поэтому права человека должны рассматриваться в качестве действенного институционно-правового средства достижения национальных интересов.
Во-вторых, права человека и гражданина как фактор конституционной безопасности — главное в характеристике самих основ общества и государства, его конституционного строя. Характеризуя уровень развитости гражданского общества и правового государства, права человека как бы определяют общество и государство с точки зрения общедемократических ценностей и закономерностей их развития.
В-третьих, права человека — «средство достижения гражданского мира и согласия в обще -стве. Сами по себе права человека консенсуаль -ны по своей природе. Обеспечивая согласование интересов личности, общества и государства по -средством поиска баланса между свободой и властью, права человека становятся важным фактором конституционной безопасности России» [7].
В этой связи можно выделить некоторые направления обеспечения конституционной безопасности России. На государственно -правовом уровне это фокусируется в ряде про -блем фундаментального характера, имеющих первостепенное значение. Среди таких про -блем можно выделить:
1. Сочетание основных ценностей и традиций России с взглядами, идеями, убеждениями и ценностями прав человека. Не случайно Концеп -ция национальной безопасности Российской Фе -дерации 2000 г. ставит на первое место в перечне приоритетов интересы личности, на второе — интересы гражданского общества, а на третье — интересы государства.
2. Соотношение интересов гражданского общества и государства как фактор обеспечения конституционной безопасности.
Следует отметить, что, хотя гражданское общество представляет собой самоорганизующуюся систему, его развитие протекает более успеш -но, если государство создает для этого благоприятные условия. В настоящее время правовое выполнение государством обязательств по обеспечению общественных отношений находится в стадии формирования. Колебания и изменения в политике, в экономике порождают высокую социальную напряженность в обществе. Процве-тают правовой нигилизм, неуважение к Консти -туции, законам, правам, растет преступность.
3. Обеспечение надежных гарантий консти -туционной безопасности.
Конституционный Су д Российской Федерации является гарантом конституционной безо -пасности личности, общества, государства. Кон -ституционный Суд РФ, являясь судебным органом конституционного контроля, обладает государственно-властными полномочиями особого характера, позволяющими принимать решения, имеющие общеобязательный характер и нередко обладающие нормативностью.
Безопасность личности, общества и государства обеспечивается с помощью различных спо -собов конституционно-судебного контроля в рамках полномочий Конституционного Суда, определенных ст. 125 Конституции.
Это, во-первых, толкование норм Конститу -ции РФ , с помощью чего обеспечивается как внутренняя оценка и осознание личностью соответствующих сфер социальной действительно -сти, так и развитие содержания самих конститу -ционных норм без изменения текста соответствующих конституционных статей, и одновременно — обоснование отраслевого законода-тельства, конкретизирующего данные конститу -ционные нормы и институты.
Во-вторых, выработка конституционных ин-струментов преодоления правового сепаратизма, что имеет прямой выход на обеспечение консти -туционной стабильности, правовой комфортности и безопасности в обществе и государстве.
В-третьих, разрешение споров между высши -ми органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Например, постановление Конституционного Суда Российской Фе -дерации от 1 декабря 1999 г. по спору о компетенции между Президентом РФ и Советом Феде -рации Федерального Собрания РФ по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора РФ от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела [6].
В-четвертых, конституционное понимание и толкование именно с позиций Конституции правовых норм отдельных отраслей российского законодательства является, в конечном счете, особой формой правотворческой деятельности Конституционного Суда, направленной на преодоление противоречий между частными и публичными интересами.
В-пятых, необходимость в конституционной корректировке сложившейся правоприменительной практики, поскольку она может придать неконституционный смысл нормам текущего законодательства, на основе чего возможно возникновение различного рода противоречий и конфликтов социального и (или) правового характера.
В-шестых, выработка на основе разрешенных конкретных дел рекомендаций законодателю по совершенствованию правового регулирования в соответствующих конфликтных сферах [9].
4. Обеспечение с помощью института прав человека сочетания международно-правовых стандартов в области осуществления демократии с российскими национально-культурными традициями. Международно-правовые документы в области
прав человека оказывают влияние на развитие национального законодательства. Это особенно важно, поскольку для государств — участников тех или иных международных документов после выполнения соответствующих процедур содержащиеся в них предписания становятся обязательными. Основная их цель состоит в обязанности уважать и соблюдать права и свободы человека без какой-либо дискриминации. Стандарты поведения, содержащиеся в международных правовых актах, служат моделью для разработки и принятия государствами национального законодательства в области прав человека. Конституция Российской Федерации — первый в отечественной практике правовой документ, воплотивший широкий перечень прав и свобод человека, который сформировался под воздействием международных стандартов в сфере прав человека.
В юридической литературе отмечается, что права человека в современном мире предполагают согласование международных стандартов с национальным позитивным правом, с исконными традициями и ценностями. В этом плане крайне важна объективная оценка современных проти -воречивых тенденций глобализации, в том числе в правовой сфере. С одной стороны, универсализация правовых стандартов — это гарантия наи-более полной защиты охраняемых ценностей, за -лог всеобщего признания ценности прав челове -ка во всех странах. Однако недопустимой явля -ется ситуация, когда под лозунгом глобализации отдельные наиболее экономически развитые государства и их союзы пытаются навязать иным государствам свою политику, установить свой «гуманитарный», «демократический» диктат.
Отсюда исходит реальная опасность доминирования на международной арене права сильного, а не силы международного права, включая область защиты прав человека [6].
Все это имеет принципиальное значение для понимания и выработки новых, более эффектив -ных механизмов взаимодействия норм международного и внутригосударственного права в области защиты прав человека. Сами же права человека должны служить не только фактором национальной безопасности, но и, как это указыва -ется в преамбуле Всеобщей декларации прав че -ловека, основой всеобщего мира.
С учетом все возрастающей роли безопасности в жизни современного общества можно говорить о необходимости обоснования, рассмотрения и закрепления в Конституции России права человека на безопасность, поскольку консти -туция — прочная нормативно-правовая основа обеспечения юридической безопасности личности, общества и государства. Конституционная же безопасность должна занимать особое место, поскольку без ее обеспечения невозможна реализация человеком иных прав и свобод.
1. Собрание законодательства Российской Федерации.— 1997.— № 39.— Ст. 4527.
2. Патрушев Н.П. Особенности современных вызовов и угроз национальной безопасности России / Н.П. Патрушев // Журнал Российского права.— 2007.— №7.— С. 3..
3. Лучин В. О. Конституционные нормы и правоотношения: учебное пособие / В.О. Лучин.— М., 1997.— С.99.
4. Мамонов В. В. Понятие и место национальной безопасности в системе конституционного строя России / В. В. Мамонов // Журнал Российского права.— 2003.— № 6.
5. Ку тафин О. Е. Конституционные основы общественного строя и политики СССР / О.Е Кутафин.— М., 1985.— С. 214.
6. Бондарь Р. С. Конституционная безопасность личности, общества, государства: поста -новка проблемы в свете конституционного правосудия, обеспечения социальной справедливо -сти, равенства и прав человека / Р. С. Бондарь // Законодательство и экономика.— 2004.— № 4.
7. Петухов В. Россияне разочарованы в демократии / В. Петухов // Родная газета.— 2004.— 19 марта.— С. 15.
8. «Лишь бы не было богатых». Новые дан -ные о том, что думают россияне о социальной справедливости и неравенстве // Известия.— 2004.— 22 января.
9. Кононов А.Л. Принцип определенности правовой нормы в конституционном судопроизводстве / А.Л. Кононов // Уголовное право.— 1999.— № 2.
ЛИТЕРАТУРА