Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ В СРАВНИТЕЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ И ПРЕПОДАВАНИИ'

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ В СРАВНИТЕЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ И ПРЕПОДАВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
479
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / СРАВНИТЕЛЬНОЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / КОНСТИТУЦИЯ / МОДИФИКАЦИИ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА / ПРЕПОДАВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кравец Игорь Александрович

Признавая конституционализм необходимым условием становления демократического и правового государства, ученые, тем не менее, по-разному определяют его содержание. Автор статьи придерживается мнения, что наилучшим образом можно понять сущность и значение конституционализма лишь при условии его изучения в сравнительном конституционном праве и с учетом исторического опыта его развития в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ В СРАВНИТЕЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ И ПРЕПОДАВАНИИ»

Конституционализм в сравнительном изучении и преподавании

Игорь Кравец

Признавая конституционализм необходимым условием становления демократического и правового государства, ученые, тем не менее, по-разному определяют его содержание. Автор статьи придерживается мнения, что наилучшим образом можно понять сущность и значение конституционализма лишь при условии его изучения в сравнительном конституционном праве и с учетом исторического опыта его развития в современном мире.

^ Конституционализм; сравнительное конституционное право; конституция; модификации конституционализма; преподавание

Постановка проблемы

для сравнительного изучения

конституционализма

Сравнительное конституционное право показывает современные модели конституционного регулирования в страноведческом, региональном и глобальном аспектах.

Конституционализм выступает стержневой основой формирования современного конституционного права.

Позиция исследователя в сфере конституционного права, если речь идет о сравнительном методе исследования, напоминает нам о чувстве патриотизма, на которое наложено цензурное вето. Однако это вето не должно препятствовать формированию толерантной позиции ученого к опыту других стран и уважительному отношению к опыту собственного государства.

Исследователь, по-видимому, должен утолить свое научное любопытство независимо от социальных предрассудков, которые, несомненно, существуют в каждой стране относительно отечественного опыта конституционного развития. В то же время возвышение над отечественным опытом конституционализма ставит перед ним весьма сложную задачу: увидеть объективные реалии из опыта других стран, не попадая в зависимость от

стереотипов конституционного регулирования в собственной стране.

Масштаб оценки конституционализма в сравнительном праве не должен всецело основываться на достоинствах и недостатках отечественного опыта конституционного развития.

Исследователь в страноведческом контексте развития конституционализма сталкивается с рядом трудностей, к которым относятся:

1) фактор времени возникновения, продолжительность опыта, который может быть взят за основу, особенно если конституционное развитие проходило не в линейной перспективе, а со значительными разрывами и спадами, частичными успехами конституционализма;

2) фактор конституционного патриотизма, который, несомненно, может служить как вспомогательным ориентиром, так и идейной основой для генерализации враждебных сравнений;

3) фактор частичного взвешивания достоинств и недостатков отдельных элементов конституционализма для возможной рецепции, заимствования и перенесения на отечественную почву.

Кроме того, всякий раз необходимо понять, какие компоненты конституционализма

имеют значение для сравнения. С этой целью, на наш взгляд, необходимо ответить на следующие вопросы.

1) Каков механизм реализации конституции, в том числе обеспечения прямого действия ее норм, а также верховенства в правовой системе страны?

2) Какие способы конституционализации правового порядка применяются в правовой системе и насколько они эффективны для гармонизации различных отраслей права?

3) Как регулируются и реализуются принципы конституционализма, какова степень их проникновения в различные компоненты правовой и политической системы?

4) Каковы конституционные гарантии политического многообразия в контексте развития демократического процесса в стране?

5) Насколько соблюдаются конституционные гарантии выборов органов государственной власти, конституционные сроки реализации полномочий органов государства?

6) Каково сочетание в конституционно-правовой ответственности органов государственной власти и их должностных лиц элементов политической и юридической ответственности?

7) Каковы приемы и способы толкования конституции и их значение для эволюционного развития правовой системы и подготовки ситуации конституционной революции?

8) Каковы правовое регулирование и эффективность использования процедуры внесения поправок в конституцию и пересмотра ее текста?

9) Каково соотношение парламентских и внепарламентских форм контроля при реализации различных полномочий органов государства?

Происхождение и множественность смыслов термина «конституционализм»

Термин «конституционализм» происходит от термина «конституция», однако не равнозначен ему и имеет множество интерпретационных значений в юридической, политической и исторической науках. Конституции в современном смысле слова появились в период Нового времени, когда формулировались теории и закладывались основы современного демократического государства. Сам термин «конституция» происходит от латинского

«constitutio» (установление, предписание, норма, правило) и известен еще со времен Древнего Рима. Во множественном числе он употреблялся в римскую императорскую эпоху в качестве общего наименования различных видов предписаний римских императоров: эдиктов, декретов, мандатов и рескриптов, являвшихся наряду с решениями сената важнейшими законодательными актами1. По своей форме конституции распадались на общие постановления (edicta), предписания или инструкции для чиновников (mandata), судебные решения (decreta) и ответы (rescripta) на запросы чиновников и прошения частных лиц. Собрания императорских конституций издавались неоднократно2. Создание конституции у римлян выражалось техническим термином «rempublicam constituerez. Из него и возникло выражение «конституция» в смысле устройства государства, которое стало употребляться в этом значении, как отмечал Г. Еллинек, только с XVIII столетия3.

В различные исторические эпохи термином «конституция» именовались правовые акты, юридическое и политическое значение которых было иным, чем у конституций Нового времени на протяжении XVIII, XIX и XX веков. Например, в средневековой Европе конституциями назывались уставы монашеских орденов и акты, определявшие структуру управления городов-государств4. В Средние века и даже в Новое время конституциями иногда назывались законы императоров и владетельных князей, а также папские буллы, в особенности булла Климента IX «Unigenitus», противники которой получили имя «антиконституционистов»5. Однако только в Новое время с появлением писаных конституций — впервые в североамериканских штатах, а затем и в странах континентальной Европы, Латинской Америки, Азии и Африки — получила распространение парадигма современной конституции.

Несмотря на различные подходы к проблеме возникновения конституционализма, преобладающим следует признать мнение, что сам термин «конституционализм» появился впервые в американской политико-правовой мысли в конце XVIII — начале XIX веков. Им деятели американской революции и отцы-основатели Конституции США 1787 года обозначали верховенство писаной конституции над издаваемыми законами и

иными правовыми актами6. Но в дальнейшем в юридических, политических и исторических исследованиях данный термин получил более широкое значение и стал применяться для характеристики процессов перехода к демократии и установления конституционного строя в государствах сначала Западной, а потом Центральной, Восточной и Южной Европы, Латинской Америки, Азии и Африки. Тем не менее в современных исследованиях концепцию конституционализма считают тесно связанной с идеей господства права, верховенством закона. Эта концепция связывает господство права (верховенство закона) с понятием писаной конституции, устанавливающей основные процедуры, которые должны использовать правители и которым им следует подчиняться. По мнению немецкого исследователя Стефана Войта, конституционализм является нормативной концепцией, которая не должна быть смешана с конституцией de facto, используемой любым обществом7.

Как явление мировой политико-правовой культуры конституционализм сформировался при переходе от традиционного общества к индустриальному. Такой переход совершался постепенно, в ходе реформ и революций буржуазно-демократического типа. Он был связан с разрушением феодальных отношений и окончательным формированием капитализма. Английская, американская и французская революции XVII—XVIII веков заложили основы современного конституционализма, провозгласив права человека естественными и неотчуждаемыми, а власть — ограниченной и связанной правовыми нормами. Однако, пройдя стадии спада и возрождения в Новейшее время, конституционализм по-прежнему является важнейшим фактором развития демократических государств. Он сохраняет значение нормативной основы демократического развития при переходе к информационному обществу (постиндустриальному развитию), несовместимому с тоталитарным порядком и требующему свободного обмена информацией. Политико-правовая система конституционализма, являясь важной институциональной и процедурной гарантией становления, развития и функционирования институтов гражданского общества, выступает как условие построения правового государства в России.

Исторический подход к выявлению истоков современного конституционализма стран

развитой демократии позволяет выделять античный, средневековый и современный конституционализм. Последний получил свое развитие в период Нового времени в Англии после Славной революции 1688 года, в США — в ходе американской революции и принятия Конституции 1787 года, во Франции — после 1789 года8. Страноведческий подход к эволюции конституционных учреждений стал основой для характеристики конституционализма отдельных государств-наций. В таком случае конституционализм выступает как синоним демократического конституционного государства, окрашенный национальной спецификой. В этом смысле говорят об американском, германском, французском или английском конституционализме, причем термин «конституционализм» становится применимым и к странам, где нет писаной (кодифицированной или некодифициро-ванной) конституции, однако реально функционирует режим конституционной демократии.

В ряде исторических и сравнительно-правовых исследований конституционализм выступает в качестве преобладающей революционной модели преобразования общества. В рамках такой модели выделяются «конституционные революции», которые рассматриваются как средство преобразования общества и подчинения власти конституционным принципам правления9. Такие конституционные революции происходили в России в 1905—1907 годах, в Турции в 1908 году, в Иране в 1906 году, в Мексике в 1910 году и в Китае в 1911 году. Их деятели, выдвигая сходные требования, стремились создать конституционные системы, представлявшие собой новый порядок осуществления власти.

Наряду с изучением конституционных революций за пределами Западной Европы некоторые ученые предлагают для лучшего понимания либерального конституционализма многообещающую исследовательскую программу в сравнительном конституционном праве. Такой программой, по их мнению, может служить сравнительный революционный конституционализм в США, Франции и Германии, способный пролить свет в сравнительном изучении конституционного права и развитии конституционных учреждений государств, которые в настоящий период времени считаются демократическими и консти-

туционными одновременно10. Интерпретация сравнительного революционного конституционализма может оказаться важной для понимания различий между западноевропейской и восточноевропейской моделями конституционного развития.

Наконец, конституционное развитие стран Восточной Европы после 1989 года ставит задачу переосмысления категорий либерального конституционализма применительно к постсоциалистическому и постсоветскому периоду трансформации их политических и правовых систем. Выдвигаются новые концепции постсоциалистического и постсоветского конституционализма, которые вбирают в себя как элементы конституционализма, основанного на индивидуальных правах, так и элементы коммунитарной концепции конституционализма, согласно которой общность (community) является определяющей для идентичности индивида и поэтому влияет на решение вопроса о том, какой надлежит быть справедливости11.

В политической философии конституционализм изучается как совокупность базовых для государства и общества политических и правовых идей и принципов Нового времени, осмысляется взаимосвязь конституционализма с современным пониманием демократии. В своей статье «Конституционализм и демократия» профессор юриспруденции школы права Нью-Йоркского университета Рональд Дворкин обсуждает связи между законом и юриспруденцией, с одной стороны, и моральной и политической теорией — с другой. Им ставится проблема современного понимания конституционализма и демократии, их соотношения в правовых системах современных демократических государств12.

Под конституционализмом Р. Дворкин понимает систему, устанавливающую индивидуальные юридические права, в отношении которых доминирующий законодательный орган не обладает властью лишать их юридической силы или компрометировать. Понятый таким образом, конституционализм является все более и более популярным политическим явлением. По его мнению, стало общим правилом предполагать, что респектабельная правовая система должна включать конституционную защиту индивидуальных прав.

Вместе с тем против конституционализма было выдвинуто сильное возражение, заклю-

чающееся в том, что он ниспровергает или ставит под угрозу демократию, поскольку, если конституция запрещает законодательной власти принимать закон, ограничивающий, например, свободу слова, это умаляет демократическое право большинства иметь такой закон, который оно хочет. Р. Дворкин ставит вопрос: если мы уважаем конституционализм, а также демократию, то что мы должны делать? Иначе говоря, каково надлежащее размещение между двумя идеалами?

Несмотря на взаимосвязь конституционализма и демократии, их не следует считать тождественными понятиями. Принимая во внимание, что демократия — это установленное устройство, которое предполагает право людей управлять собой, конституционализм нацеливается на создание институциональных ограничений для правителей, даже если они избраны и осуществляют власть легально. Тем самым конституционализм предполагает реализацию принципов саморационализации и самоограничения народного правления. Он устанавливает ограничения принципа мажоритаризма (большинства) в конституционной и парламентской практике политической демократии. Конституция может установить перечень основных прав и свобод, которые не могут быть ограничены путем принятия закона парламентом. В этом случае законодательный (представительный) орган лишен права изменять (через ограничение) содержание основного конституционного права или свободы. Конституция также может предусмотреть возможность ограничения отдельных прав и свобод парламентским законом в конституционно значимых целях, однако в этом случае окончательным арбитром в вопросе конституционности подобного закона становится та или иная система судебного конституционного надзора или контроля над конституционностью правовых актов.

Феномен конституционализма в различные исторические эпохи, начиная с Нового времени, претерпевал изменения, модифицировался в государствах, различавшихся своим уровнем социально-экономического и политического развития. Общая динамика на европейском континенте заключалась в постепенном переходе от либерального к демократическому конституционализму, опосредующему деятельность государства с социально ориентированной рыночной эконо-

микой. Например, по мнению Ю. Хабермаса, во второй половине XX столетия происходит трансформация либерального конституционного государства в социальное правовое государство (sozialer Rechtsstaat) или социальное государство всеобщего благоденствия (social-welfare state)13.

Конституционализм как правовое, историческое и политическое явление (значимость для преподавания)

В Новое и Новейшее время происходило волнообразное и в значительной степени асинхронное развитие конституционализма сначала в европейских странах, а затем в государствах Латинской Америки, Азии и Африки. Государства первой волны конституционного развития (Великобритания, США, Франция) оказывали влияние на страны второй волны. Третья волна демократического развития возродила конституционализм в государствах Восточной Европы, на которые, в свою очередь, влияли конституционный опыт и учреждения стран первой и второй волны. Подобные влияния стали предпосылками для повторяемости многих форм и типов конституционализма в новых исторических и социокультурных условиях. Поэтому можно выделить несколько модификаций конституционализма, которые в определенной степени являются идеальными типами, так как в конкретных политико-правовых реалиях черты различных типов могли сочетаться и варьироваться: мнимый (номинальный) и подлинный, парламентарный (в форме парламентской республики или монархии) и дуалистический (в форме президентской республики и дуалистической монархии), республиканский (основанный на принципе народного суверенитета) и монархический (базирующийся на монархическом принципе), народный (возникший вследствие принятия конституции избирательным корпусом или его представителями в парламенте или учредительным собранием), договорный (возникший в условиях соглашения между главой государства (монархом или президентом) и парламентом) и октроированный (юридическим основанием которого явился акт, пожалованный главой государства, как правило монархом).

Конституционализм как правовое явление означает, прежде всего, сам факт нали-

чия конституции и ее активное влияние на политическую жизнь страны, верховенство и определяющую роль конституции как основного закона в системе действующего законодательства, опосредованность политических отношений конституционно-правовыми нормами, конституционную регламентацию государственного строя и политического режима, конституционное признание прав и свобод личности, правового характера взаимоотношений гражданина и государства14.

Конституционализм включает набор идей, принципов и правил, совокупность которых связана с решением вопроса о том, как развивать правовую и политическую систему, которая, насколько это возможно, исключала бы произвол и гарантировала основные права и свободы личности, публичную и частную жизнь индивида. Конституционализм можно определить как гармоничное правление в хорошо организованном обществе в условиях правового порядка. Такое правление ограничено правилами, созданными до момента начала их действия. Поэтому конституционализм тесно связан с концепцией верховенства права. Справедливо утверждение, что конституционализм реализует господство права в условиях Нового и Новейшего времени, неся с собой предсказуемость и безопасность в отношениях между индивидами, личностью и государством, создавая ограничения для государственной власти и в то же время определяя правовые параметры ее деятельности в различных общественных сферах.

Отдельные исследователи считают, что для современного конституционализма основополагающими понятиями являются верховенство права, разделение властей, автономный конституционный надзор и гарантии основных прав человека15. На наш взгляд, приведенный перечень не является полным и может быть расширен с учетом исторического опыта развития конституционализма в современном мире.

Американский профессор М. Розенфельд полагает, что у современного конституционализма есть три существенные характеристики: ограниченные полномочия государственной власти, приверженность верховенству права и защита фундаментальных прав16. Наиболее важным для современной конституционной демократии он считает верховенство права. При отсутствии этого принципа

современная конституционная демократия была бы невозможна.

Для современного понимания конституционализма правообразующее значение имеют классические принципы с учетом их эволюционного значения, национальной специфики реализации и новых конституционных институтов, получивших широкое распространение во второй половине XX века.

Согласно одному из классических источников конституционализма — статье 16 французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года, — «общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет конституции»17. Это значит, что конституция и конституционализм предполагают наличие гарантированных прав и свобод, а также реализацию в той или иной мере разделения властей в государстве. Фактически же возможности конституционных принципов более широкие. В дополнение к двум указанным существенными и необходимыми являются также принципы: народного суверенитета; верховенства закона; правила, касающиеся выбора должностных лиц и их ответственности по отношению к управляющим, а также принципы создания, пересмотра, толкования и реализации положений конституции.

Указанные принципы конституционализма при всей их важности не должны распространяться в современном мире при помощи насилия со стороны отдельных государств. Различные страны и народы вправе формировать свою конституционную идентичность при наличии доброй воли без навязывания основополагающих принципов конституционализма. В противном случае сравнительная конституционная теория и практика рискуют оказаться иррелевантными18.

Конституционализм как историческое явление — это продукт Нового времени, тесно связанный с доктриной и практикой либерализма. В работах исследователей либерализм рассматривался как широкий общеевропейский феномен при переходе от средневековья и феодальных порядков к Новому времени, отмеченному развитием капитализма. При этом, как справедливо полагает И. Валлерстайн, термин «переход» обозначает три различных явления. Первое значение термина «переход» должно относиться к начальному преобразованию феодальной Евро-

пы в капиталистический мир-экономику; второе значение — к последовательному включению внешних, некапиталистических систем в развивающийся и по необходимости расширяющийся капиталистический мир-экономику; третье значение — к распространению пролетаризации труда и коммерциализации землепользования внутри капиталистического мира-экономики на те регионы, где все еще используются иные способы оплаты труда или обеспечения контроля за землей19. Предпосылками либерализма и конституционализма являются социальные и идейные течения эпохи Возрождения, Реформации, Великих географических открытий. Они связаны с секуляризацией мышления, распространением рационалистических философских доктрин, сменой религиозных догматов этикой индивидуализма. По мнению исследователя Г. Ласки, наиболее полное развитие доктрина либерализма получает в период, когда буржуазия непосредственно выходит на историческую арену и заявляет о своих правах. Это произошло в ходе буржуазно-демократических революций XVII—XVIII веков. Сущность этого явления Г. Ласки видел в том, что «доктрина либерализма была побочным продуктом усилий среднего класса завоевать свое место под солнцем»20.

Политико-правовым выражением либерализма в ходе перехода к индустриальному обществу всегда был конституционализм. Как политико-правовая программа либерализма конституционализм представляет собой совокупность принципов и институтов, которые приводят к уничтожению абсолютизма, возникновению представительного образа правления, демократизации общественной жизни и внедрению правовых методов регулирования общественных отношений. Борьба за конституционализм становится необходимым атрибутом либеральной политики. Исторически конституционализм был связан с возникновением массового общества, в политической сфере — с борьбой за всеобщее избирательное право, а в гражданской — с движением за гражданские права и равноправие.

Конституционализм как политическое явление одновременно проявляет себя и как движение, ставящее целью построение правового государства и цивилизованного гражданского общества, и как совокупность общеобязательных правил политики, которые

способствуют широкому политическому участию масс в управлении делами государства, а также гармоничным отношениям между управляющими и управляемыми на основе демократического волеизъявления и согласия. Представителями политического движения борьбы за конституционализм могут быть различные по своим программам политические партии, которые объединены признанием парламентских форм политической борьбы, принципа конкуренции в ходе проведения избирательных кампаний и осуществления публичной политики, а также права на политическую оппозицию со стороны партий меньшинства, представленных в парламенте.

Конституционализм выступает и в качестве социального явления, так как он — часть более широкого социального порядка. Благодаря конституционализму государство приобретает правовой характер и в то же время не господствует над обществом, не подавляет его. Конституционализм гарантирует саморазвитие институтов гражданского общества и обеспечивает правовые формы взаимоотношений между государством, обществом и личностью. Конституционализм опирается на развитую социальную структуру и институты гражданского общества, которые в процессе взаимодействия обеспечивают частную жизнь индивидов. Социальной опорой конституционализма становится развитый и в значительной степени независимый от государства средний класс. При переходе к информационному обществу социальная база конституционализма расширяется за счет социальных групп, занятых в различных сферах услуг, участвующих в обмене информацией и обеспечивающих их трансляцию в публичную и частную сферы.

Современный конституционализм и конституционное право (грани взаимопроникновения)

Современный конституционализм сложился после трех великих революций XVП—XVШ веков: английской, американской и французской. В рамках национальной правовой системы он имеет свои особенности, основываясь на классических принципах, которые зачастую подвергаются модификации под воздействием традиций, опыта и институтов конкретной страны.

Основные модели современного конституционализма — английская (вестминстерская), американская и французская — представляют собой изначальные модели конституционного развития, которые в значительной степени повлияли на дальнейшее развитие конституционализма в планетарном масшта-бе21. Впоследствии страны Восточной и Центральной Европы, Азии и Латинской Америки внесли свой вклад, добавили национальную специфику в современное понимание конституционализма.

На рубеже тысячелетий благодаря интеграционным процессам в праве и в целом мире происходит возвышение и глобализация практики современного конституционализма. Глобализация приводит к широкому распространению моделей конституционного и демократического развития в различных странах, появляются новые версии и интерпретации конституционализма на почве национальной специфики отдельных государств. Планетарное распространение конституционализма влияет на рост использования сравнительного правоведения в изучении и исследовании конституционно-правовых институтов, практики конституционной интерпретации22.

Процесс глобализации отдельные исследователи описывают как «возвышение мирового конституционализма»23, при котором понятие индивидуальных прав, помещенных в писаную конституцию, является существенным компонентом демократического правления. Поэтому в новом тысячелетии как никогда справедливым становится выдвинутый представителями русского конституционализма начала XX века тезис о том, что конституционализм и конституционное право в целом являются продуктами совокупной деятельности цивилизованного человечества24. В нем отразилась борьба нескольких поколений конституционалистов за свободу и гармоничное развитие личности, за уважение к ее правам и свободам, за подчинение государственной власти требованиям права и справедливости.

Во второй половине XX века появилась и в настоящее время продолжает формироваться новая концепция европейского конституционализма. Ее возникновение связано с правовым оформлением европейской интеграции в рамках Европейских сообществ и позднее Европейского Союза и составля-

ющих их правовую основу договоров — так называемого «первичного» права. В современных исследованиях европейской интеграции существуют сторонники новой концепции «многоуровневого конституционализма» (multilevel constitutionalism) или «многослойного конституционализма». Понятие «многоуровневый конституционализм» применительно к процессу европейской интеграции введено немецким исследователем европейского права Ингольфом Пернисом, профессором Университета им. Гумбольта в Берлине и имеет своих сторонников и последователей25. Оно призвано отразить специфику конституционного процесса в Европе.

Другой немецкий исследователь, Райнер Арнольд, выделяет три уровня европейского конституционного права: национальный уровень, на котором действуют конституции государств — членов Европейского Союза; наднациональный уровень, на котором существуют основы права трех европейских сообществ и Европейского Союза; а также третий уровень — уровень европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод с дополнительными протоколами, которая действует в отношении членов Совета Европы26.

Концепция «многоуровневого конституционализма» имеет в основе своей федералистские начала, которые проявляют себя не только на региональном или государственном уровне, но и на наднациональном конституционном уровне. Множество уровней, имеющих черты конституционного характера, все чаще рассматриваются в процессе европейской интеграции как взаимодополняющие элементы динамической конституционной системы. Они взаимосвязаны и многообразно переплетены друг с другом в институциональном, функциональном и правовом плане.

Российский подход к соотношению конституционализма и конституционного права

Осмысливая соотношение конституционализма и конституционного права, профессор В. Т. Кабышев считает, что «конституционализм — это обобщающая категория конституционных идей, концентрированно выражающая суть конституционного права, отражающая конкретное устройство государства». По его мнению, конституционализм состав-

ляет основу (несущую конструкцию) науки конституционного права, ее сердцевину27. Другой взгляд представлен в работе Н. А. Богдановой, которая, отмечая многоаспектность и многогранность понятия «конституционализм» и отражаемых им явлений, считает возможным характеризовать его с различных сторон — теоретической, практической, нормативной и организационной28.

По нашему мнению, соотношение конституционализма и российского конституционного права не оставалось неизменным на протяжении конституционного развития страны, поэтому оно не может быть описано в категориях статики. Динамика этого соотношения менялась по мере роста правовых и демократических институтов. Конституционализм как политико-правовое и культурное явление гораздо шире своей нормативной основы и конституционного права. Взаимосвязь конституционализма и конституционного права имеет многоаспектный характер. При раскрытии этой взаимосвязи можно наблюдать, как трансформируется само понятие конституционализма, как различными гранями своего проявления конституционализм влияет на формирование новых конституционных норм, принципов и институтов.

Наиболее важные аспекты взаимосвязи конституционализма и конституционного права проходят по идеологической, исторической, нормативной и социокультурной линиям.

Во-первых, идеологический аспект способен выявить влияние идей конституционализма на процесс становления, развития и современное состояние российского конституционного права. Идеология прав человека, демократического правления и правового государства как универсальная идейная основа конституционализма влияет на современные политико-правовые преобразования в России и получает нормативное выражение в важнейших актах конституционного законодательства и институтах конституционного права.

Во-вторых, исторический аспект раскрывает генезис конституционно-правовых актов, институтов и принципов в историческом пространстве, в ходе которого постепенно или революционно происходит смена типов и исторических форм российского конституционализма. В пределах каждой исторической формы конституционализма разви-

ваются конституционные нормы, принципы и институты, отличающиеся содержанием, организационным построением, степенью обеспечения прав и свобод, демократичностью применяемых избирательных процедур.

В-третьих, нормативный аспект представляет собой наиболее важную грань взаимосвязи конституционализма и конституционного права для самого конституционного права. На наш взгляд, существуют две стороны нормативности конституционализма. Первая сторона — естественно-правовая нормативность конституционализма, которая предполагает деонтологический подход к праву и конституции29. Вторая сторона — позитивистская нормативность конституционализма, которая основывается на доктрине юридического позитивизма.

Нормативный аспект формирует идеал конституционного развития страны, который выражается в деонтологической концепции конституционализма. В этом смысле можно говорить о естественно-правовой нормативности конституционализма30. Дело в том, что, как писал Н. И. Лазаревский, нормы, «выработанные конституционной практикой передовых государств, для других стран являются лишь политическим и юридическим идеалом, который обыкновенно оказывает решающее влияние на направление общего развития государственного строя во всех современных странах»31. Вместе с тем в каждой стране существует свой нормативный идеал конституционализма. Благодаря этому аспекту выявляется, насколько соответствует действующее в стране конституционное право идеальной нормативной модели конституционализма, которую стремятся реализовать в общественных отношениях ведущие политические силы страны.

Позитивистская нормативность конституционализма ограничивается установлением обязательных правил поведения в конституционном законодательстве страны. Поэтому свойство позитивистской нормативности конституционализм приобретает благодаря принципам и правилам, закрепленным в конституции и других правовых актах.

Наиболее близко к подобной характеристике нормативной стороны конституционализма подходит профессор Н. А. Богданова. По ее мнению, тот факт, что основные идеи конституционализма «приобретают правовое

закрепление, а значит, становятся правовой целью», позволяет говорить о нормативной стороне характеристики конституциона-лизма32. Такой подход свидетельствует, что Н. А. Богданова является сторонницей позитивистской нормативности: нормативный характер идеи конституционализма приобретают после их правового и конституционного оформления.

Наше понимание нормативного аспекта более широкое: конституционализм как нормативная модель определяет, какими должны быть и конституция страны, и практика ее реализации. Поэтому правовое закрепление идей конституционализма — только частичная реализация нормативной модели, а нормы действующего конституционного права всегда могут быть оценены с позиций желаемой модели конституционализма.

В-четвертых, социокультурный аспект показывает восприимчивость населения страны, различных социальных групп к новым институтам конституционного права, степень их приверженности базовым ценностям современного конституционализма, способность адекватно использовать в процессе реализации конституционные права и свободы. Данный аспект определяет возможности и трудности формирования конституционного правосознания и конституционной культуры в обществе, находящемся на стадии незаконченной модернизации.

Метод сравнения и конституционализм (эффект для изучения и преподавания)

Существуют различные уровни сравнения, когда речь идет о применении сравнительно-правового метода анализа к вопросам возникновения, развития и современного состояния отдельных конституционно-правовых институтов.

Во-первых, сравнение можно проводить на «горизонтальном уровне», вовлекая в анализ конституционно-правовые институты, одновременно существующие в различных странах (например, институт парламента во Франции и ФРГ и т. п.).

Во-вторых, сравнение может проводиться на «вертикальном уровне», когда конкретный конституционно-правовой институт или группа институтов исследуются в контексте определенного исторического периода. В

этом случае лучше видна эволюция правового института, элементы прогресса или регресса в его развитии, состояние национального института в контексте мирового конституционного развития.

Временная вертикаль — эффективная, но в то же время весьма сложная для понимания, шкала исследования.

Сторонники сравнительно-правового метода отстаивают необходимость проведения подобного анализа по двум основаниям: по институтам и по функциям.

Институциональное сравнение — это сопоставление институтов права с точки зрения их правового регулирования, степени развития, сложности конструкции. В силу того что конституционно-правовой институт представляет собой сложное и порой комплексное правовое образование, сравнение может проводиться в отношении всего института, а также его отдельных элементов — субинститутов или с использованием комплексного метода анализа, когда институт исследуется на фоне развития более крупных правовых форм действительности, на срезе взаимодействия с другими смежными конституционно-правовыми институтами или правовыми институтами смежных отраслей права, которые имеют генетические или правореа-лизационные взаимосвязи.

Функциональное сравнение предполагает качественно иной подход, когда деятельность органов государства, их должностных лиц, других субъектов конституционно-правовых отношений, а также реализация отдельных норм и институтов сравниваются в контексте эффективности, страноведческого подхода и системного анализа с аналогичными функциями, выполняемыми другими органами или посредством иных процедур.

В российском опыте изучения и преподавания сравнительного конституционного права роль конституционализма до недавнего времени недооценивалась. Настала пора более активного вовлечения основных компонентов конституционализма во взаимосвязанное изучение в контексте мирового и российского опыта развития.

Кравец Игорь Александрович - заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Сибирской академии государственной службы, заведую-

щий кафедрой теории и истории государства и права, конституционного права Новосибирского государственного университета, заведующий кафедрой конституционного и международного права Сибирского университета потребительской кооперации, профессор, доктор юридических наук.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

kravia67@rol.ru

1 См.: Бартошек М. Римское право (Понятия, термины, определения): Пер. с чешск. М.: Юрид. лит., 1989. С. 87—88; Словарь античности: Пер. с нем. М.: Эллис Лак; Прогресс, 1993. С. 284.

2 См.: Конституция // Большая энциклопедия. Т. 11. СПб., 1896. С. 290.

3 Еллинек Г. Общее учение о государстве / Пер. под ред. В. М. Гессена, Л. В. Шалланда. СПб.: Тип. т-во «Обществ. польза», 1903. С. 335, прим. 2.

4 См.: Автономов А. С. Правовая онтология политики: к построению системы категорий. М.: ООО Фирма «Инфограф», 1999. С. 91-92.

5 Климент IX (Джулио Роспильози) стал папой в 1667 году и умер в 1669-м.

6 См.: Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования: Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 370.

7 Voigt S. Making Constitutions Work: Conditions for Maintaining the Rule of Law // CATO Journal. Vol. 18. 1998. No. 2. P. 196-197.

8 См.: Reynolds N.B. Constitutionalism and the Rule of Law // Constitutionalism and Rights / Ed. by G. C. Bryner, N. B. Reynolds. Provo, UT: Brigham Young University, 1987. P. 83-90.

9 См.: Сравнительный анализ «конституционных революций» в Оттоманской империи, Иране и России в 1905-1908 годах дан в работе: Sohra-bi N. Historicizing Revolutions: Constitutional Revolutions in the Ottoman Empire, Iran, and Russia, 1905-1908 // American Journal of Sociology. Vol. 100. 1995. No. 6. P. 1383-1447.

10 См.: Richards D. A. J. Comparative Revolutionary Constitutionalism: A Research Agenda for Comparative Law // New York University Journal of International Law and Politics. Vol. 26. 1993. No. 1. P. 1-4.

11 См.: Пройсс У. Модели конституционного развития и перемены в Восточной Европе // Полис. 1996. № 4. С. 133-136.

12 См.: Dworkin R. Constitutionalism and Democracy // European Journal of Philosophy. Vol. 3. 1995. No. 1. P. 2.

13 См.: Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a Category of Bourgeois Society. Cambridge, MA: MIT Press, 1989. P. 222-235.

14 Одним из первых исследований в отечественной правовой науке, раскрывшим понятие конституционализма в историко-правовом и сравнительном контексте, был цикл работ, выполненных под общей редакцией В. С. Нерсесянца. См.: История буржуазного конституционализма XVII—XVIII вв. / Отв. ред. В. С. Нерсесянц. М.: Наука, 1983; История буржуазного конституционализма XIX в. / Отв. ред. В. С. Нерсесянц. М.: Наука, 1986.

15 См.: Baxi U. Constitutionalism as a Site of State Formative Practices // Cardozo Law Review. Vol. 21. 2000. No. 4. P. 1185.

16 См.: Rosenfeld M. The Rule of Law and the Legitimacy of Constitutional Democracy // Southern California Law Review. Vol. 74. 2001. No. 5. P. 1307.

17 Текст Декларации, принятой Национальным Собранием 26 августа 1789 года, был включен в Конституцию 3 сентября 1791 года. См.: Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII—XIX вв.: Англия, США, Франция, Италия, Германия: Сборник документов / Под ред. проф. П. Н. Галанзы. М.: Госюриздат, 1957. С. 251.

18 См.: Baxi U. Op. cit. P. 1185.

19 Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / Пер. с англ. П. М. Кудюкина; Под общ. ред. Б. Ю. Кагарлиц-кого. СПб.: Университетская книга, 2001. С. 67.

20 Цит. по: Медушевский А. Н. Либерализм как проблема современной западной историографии // Вопросы истории. 1992. № 8-9. С. 168; Он же. Политическая философия русского конституционализма: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 1994. С. 20-21.

21 Немецкий исследователь Ульрих Пройсс отмечает три варианта современного конституционализма, которые возникли в Новое время. См.: Preuss U.K. Constitutionalism (§ 1) // Routledge Encyclopedia of Philosophy CD-ROM / Gen. ed. E. Craig. Version 1.0. London: Routledge, 1998.

22 Американские исследователи прямо отмечают, что рост использования сравнительной юриспруденции является частью более обширного феномена - глобализации практики современного конституционализма. См.: Choudhry S. Globalization in Search of Justification: Toward a Theory of Comparative Constitutional Interpreta-

tion // Indiana Law Journal. Vol. 74. 1999. No. 3. P. 820-827.

23 См.: Ackerman B. The Rise of World Constitutionalism // Virginia Law Review. Vol. 83. 1997. No. 4. P. 771.

24 См.: Лазаревский Н. И. Лекции по русскому государственному праву. Т. 1: Конституционное право. СПб.: Тип. АО «Слово», 1908. С. 3-4.

25 См.: Pernice I. Multilevel Constitutionalism and the Treaty of Amsterdam: European Constitution-Making Revisited? // Common Market Law Review. Vol. 36. 1999. No. 4. P. 703-750.

26 См.: Арнольд Р. Европейское конституционное право: некоторые размышления о концепции, возникшей во второй половине двадцатого века // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2001. № 4 (37). С. 107-114.

27 См.: Кабышев В. Т. Конституционализм в современной России // Государство и право на рубеже веков: Материалы Всероссийской конференции. Конституционное и административное право. М.: Ин-т государства и права РАН, 2000. С. 11.

28 См.: Богданова Н. А. Категория «конституционализм» в науке конституционного права // Российский конституционализм: проблемы и решения: Материалы международной конференции. М.: Ин-т государства и права РАН, 1999. С. 135.

29 Деонтология (от греч. deon, deontos - должное) - это раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и должного. Термин введен английским философом Бентамом, который употребил его для обозначения теории нравственности в целом. В юридических исследованиях деонтологический подход характерен для сторонников теории естественного права (юснатурализма), интерпретирующих конституционные нормы с позиций их этической оценки. Право в этом случае рассматривается как феномен, лишенный прежнего объективного субстрата. См.: Медушевский А. Н. Сравнительное конституционное право и политические институты: Курс лекций. М.: ГУ-ВШЭ, 2002. С. 23, 492.

30 Переосмысленное понимание естественного права по отношению к прежней традиции содержится в современных исследованиях Джона Финниса. См.: Finnis J. Natural law // Routledge Encyclopedia of Philosophy CD-ROM / Gen. ed. E. Craig; Finnis J. Natural Law and Natural Rights. Oxford: Clarendon Press, 1980.

31 Лазаревский Н.И. Указ. соч. С. 4.

32 Богданова Н. А. Указ. соч. С. 137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.