Научная статья на тему 'Конституционализация прокуратуры Российской Федерации в системе публичной власти'

Конституционализация прокуратуры Российской Федерации в системе публичной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
прокуратура / конституционализация / система публичной власти / Конституция РФ / Prosecutor's office / constitutionalization / public authority system / Constitution of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Роман Германович Борисов

В статье на основе изучения взглядов российских исследователей, а также сравнительного анализа законодательства Российской империи, СССР и Российской Федерации раскрывается процесс конституционализации прокуратуры в разные исторические периоды России. Цель статьи — исследование процесса конституционализации прокуратуры в России, ее места в механизме органов публичной власти, а также формулирование предложений по реформированию российского законодательства о прокуратуре. Задачи исследования: определить основные этапы конституционализации прокуратуры; выявить общее и особенное в конституционализации прокуратуры в разные исторические периоды России. Объектом исследования стали общественные отношения, складывающиеся в процессе учреждения и функционирования прокуратуры как государственно-правового института в России, а предметом — непосредственно нормы о прокуратуре. Методологию исследования составили общенаучные методы познания (диалектический, сравнительно-правовой, методы анализа и синтеза, моделирования и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutionalization of the Prosecutor’s office of the Russian Federation in the system of public authority

The article, based on the study of the views of Russian researchers, as well as a comparative analysis of the legislation of the Russian Empire, the USSR and the Russian Federation, reveals the process of constitutionalization of the prosecutor's office in different historical periods of Russia. The purpose of the article is to study the process of constitutionalization of the prosecutor's office in Russia, its place in the mechanism of public authorities, as well as to formulate proposals for reforming Russian legislation on the prosecutor's office. Research objectives: to determine the main stages of constitutionalization of the prosecutor's office; to identify the general and specific in the constitutionalization of the prosecutor's office in different historical periods of Russia. The object of the study was the social relations that develop in the process of the establishment and functioning of the prosecutor's office as a state and legal institution in Russia, and the subject was directly the norms on the prosecutor's office. The methodology of the study consisted of general scientific methods of cognition (dialectical, comparative legal, methods of analysis and synthesis, modeling, etc.).

Текст научной работы на тему «Конституционализация прокуратуры Российской Федерации в системе публичной власти»

Закон и право. 2024. № 10. С. 69-73. Law and legislation. 2024;(10):69-73.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-69-73 EDN: https://elibrary.ru/EDGKWM

NIION: 1997-0063-10/24-501 MOSURED: 77/27-001-2024-10-701

Конституционализация прокуратуры Российской Федерации в системе публичной власти

Роман Германович Борисов

Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет), Москва, Россия, Borisov_2003@List.ru

Аннотация. В статье на основе изучения взглядов российских исследователей, а также сравнительного анализа законодательства Российской империи, СССР и Российской Федерации раскрывается процесс конституционализации прокуратуры в разные исторические периоды России.

Цель статьи — исследование процесса конституционализации прокуратуры в России, ее места в механизме органов публичной власти, а также формулирование предложений по реформированию российского законодательства о прокуратуре.

Задачи исследования: определить основные этапы конституционализации прокуратуры; выявить общее и особенное в конституционализации прокуратуры в разные исторические периоды России.

Объектом исследования стали общественные отношения, складывающиеся в процессе учреждения и функционирования прокуратуры как государственно-правового института в России, а предметом — непосредственно нормы о прокуратуре.

Методологию исследования составили общенаучные методы познания (диалектический, сравнительно-правовой, методы анализа и синтеза, моделирования и др.).

Ключевые слова: прокуратура, конституционализация, система публичной власти, Конституция РФ

Для цитирования: Борисов Р.Г. Конституционализация прокуратуры Российской Федерации в системе публичной власти // Закон и право. 2024. № 10. С. 69—73. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-69-73 ББЫ: https://elibrary.ru/EDGKWM

Roman G. Borisov

Moscow Institute of Physics and Technology (National Research University), Moscow, Russia, Borisov_2003@List.ru

Abstract. The article, based on the study of the views of Russian researchers, as well as a comparative analysis of the legislation of the Russian Empire, the USSR and the Russian Federation, reveals the process of constitutionalization of the prosecutor's office in different historical periods of Russia.

The purpose of the article is to study the process of constitutionalization of the prosecutor's office in Russia, its place in the mechanism of public authorities, as well as to formulate proposals for reforming Russian legislation on the prosecutor's office.

Research objectives: to determine the main stages of constitutionalization of the prosecutor's office; to identify the general and specific in the constitutionalization of the prosecutor's office in different historical periods of Russia.

© Борисов Р.Г. М., 2024.

Original article

Constitutionalization of the Prosecutor's office of the Russian Federation in the system of public authority

LAW & LEGISLATION • 10-2024

The object of the study was the social relations that develop in the process of the establishment and functioning of the prosecutor's office as a state and legal institution in Russia, and the subject was directly the norms on the prosecutor's office.

The methodology of the study consisted of general scientific methods of cognition (dialectical, comparative legal, methods of analysis and synthesis, modeling, etc.).

Keywords: Prosecutor's office, constitutionalization, public authority system, Constitution of the Russian Federation.

For citation: Borisov R.G. Constitutionalization of the Prosecutor's office of the Russian Federation in the system of public authority // Law and legislation. 2024;(10):69—73. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-69-73 EDN: https://elibrary.ru/EDGKWM

Российская государственность, ее принципы построения, ценности и ориентиры закреплены Конституцией Российской Федерации [1].

От качества и полноты выполнения полномочий органами государственной власти, в том числе надзорными (контрольными) органами, и в особенности теми, которые призваны обеспечивать верховенство права, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, зависит и реализация положений Конституции России, достижение ее основных целей и задач.

В настоящее время существует несколько определений понятия конституционализации. Определение конституционализации как обретение конституционного статуса, закрепление определенных положений в структуре и содержании Конституции, придание этим положениям законной силы, развитие норм права при помощи механизмов публичной власти является наиболее полным.

Конституционализация представляет собой процесс, который определяет общественные отношения и основной целью которого является решение задач, стоящих перед государством, в том числе реализация принципов верховенства права, законности, равенства всех перед законом (равноправия), взаимной ответственности личности и государства. Конституционализация должна совершенствовать систему органов публичной власти, механизмы взаимодействия органов публичной власти, которые обязаны использовать свои полномочия в целях решения задач в интересах всего народа.

Прокуратура, исходя из своего конституционно-правового статуса, обеспечивает выполнение комплекса задач по обеспечению законности и правопорядка, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению Конституции России [3]. От успешности решения указанных задач зависят эффективность ра-

боты системы органов публичной власти, стабильность процесса государственного строительства и развития государства в целом, а, следовательно, вопрос конституционализации прокуратуры является закономерным и актуальным.

Конституционализация правовых норм в деятельности органов конституционной юстиции (к которым относится и прокуратура) осуществляется в процессе углубления и развития представлений о Конституции и фактического преобразования тех или иных ее параметров в изменяющейся социально-правовой системе.

При учреждении прокуратуры императором Петром Первым она наделялась особыми полномочиями и ей были определены задачи по осуществлению надзорной деятельности, охватывающей практически все сферы государственного управления [10].

Впервые задачи и полномочия прокуроров на местах в России были четко определены в 27 главе Манифеста императрицы Екатерины II об «Учреждении для управления губерний Всероссийской империи» от 7 ноября 1775 г. Данным Манифестом были созданы прокурорские должности при судах Российской империи, сформулированы задачи и полномочия губернских прокуроров [12].

Так, в указанном Манифесте установлено, что «Вообще губернский прокурор и губернские стряпчие смотрят, и бдение... имеют о сохранении везде всякого порядка законами определенного, и в. производстве и отправлении самых дел. Они сохраняют целость власти, установлений и интереса императорского величества, наблюдают чтоб запрещенных сборов с народа никто не собирал, и долг имеют истреблять по всю-ды зловредные взятки. Буде губернский прокурор где усмотрит злоупотребления противныя законам, учреждениям или указам, то долженствует о том прилично по тому случаю напамя-товать, и уведомить наместническое правление и генерал прокурора, дабы злоупотребление поправлено было» [13].

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

В соответствии с Манифестом императора Александра I «Об учреждении Министерств» от 8 сентября 1802 г. прокуратура была включена в состав Министерства юстиции, но функции надзора сохранила: «Как должность Министра Юстиции особенно определена быть имеет при издании сочиняемого уложения законов; то и повелеваем до того времени оставаться оной на основании Инструкции Генерал-Прокурора... Ежели Сенат и прежде окончания года усмотрит из получаемых им рапортов, или из доношений Губернских Прокуроров, что в какую-нибудь часть вкрались злоупотребления, и что дела до нее касающиеся, производятся беспорядочно и противозаконно: в таком случае Сенат должен, не отлагая до другого времени, тотчас требовать объяснения от Министра той части, и ежели ответ его не будет признан удовлетворительным, то представить Нам о том доклад»1.

29 сентября 1862 г. император Александр II утвердил «Основные положения преобразования судебной части в России», которые предусматривали учреждение при каждом суде прокуроров и их товарищей (помощников).

До февральской революции 1917 г. министр юстиции являлся одновременно и генерал-прокурором.

С приходом советской власти судебно-след-ственные и прокурорские органы были упразднены. Но уже 28 мая 1922 г. Постановлением ВЦИК было утверждено «Положение о прокурорском надзоре», в соответствии с которым прокурорский надзор был восстановлен.

23 ноября 1923 г. Постановлением Президиума ЦИК СССР «Положение о Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик» была образована Прокуратура Верховного Суда Союза ССР.

Весь период существования СССР прокуратура была неразрывно связана с судебной системой, но при этом определялась как самостоятельный конституционный орган: глава 7 Конституции СССР от 31 января 1924 г. называлась «О Верховном Суде и Прокуратуре Союза Советских Социалистических Республик», глава 9 Конституции СССР от 5 декабря 1936 г. называлась «Суд и прокуратура», раздел VII Конституции СССР от 7 октября 1977 г. назывался «Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор».

Основной функцией прокуратуры, закрепленной в конституциях СССР от 31 января 1924 г.

1 https://base.garant.ru/58101807/?ysclid=mluggcg0y kl68835268

и от 7 октября 1977 г. был «Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов».

Несмотря на то что на сегодняшний день в России существует более 270 видов государственного контроля (надзора), 220 из которых осуществляются только на федеральном уровне органами, деятельность которых поднадзорна прокуратуре, с принятием Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. и Закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. понятие высшего надзора исчезает.

В 1999 г. в результате продолжающейся реформы прокуратура наделяется полномочиями по надзору за соблюдением Конституции Российской Федерации.

В период с 2000 г. до 2014 г. в России проводились концептуальные административные реформы, в результате которых были значительно изменены правовой статус и полномочия прокуроров, создан Следственный комитет Российской Федерации и упразднено «прокурорское» следствие.

В соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» [2] и Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» меняется наименование главы 7 Конституции России («Судебная власть и прокуратура»), закрепляются статус прокуратуры как единой федеральной централизованной системы и цели деятельности прокуратуры, вводится новый порядок назначения на должность заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров.

Конституционализация органов прокуратуры в современной России происходила в несколько этапов. Это связано с соответствующими этапами государственного строительства, становлением механизма органов публичной власти, определением места и роли прокуратуры в системе органов публичной власти и закреплением статуса прокуратуры в Конституции России в качестве единой федеральной централизованной системы.

Прокуратура Российской Федерации является самостоятельным государственным институтом и значимым элементом системы управления государством. Она занимает особое место в сис-

LAW & LEGISLATION • 10-2024

теме органов публичной власти и представляет собой конституционную систему органов, функционирующих на всех уровнях публичной власти, как государственных, так и муниципальных.

Статус прокуратуры, наряду с высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти, закреплен в Конституции Российской Федерации. В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации целями деятельности прокуратуры являются обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Исходя из указанных целей деятельности проистекает особенность конституционализации прокуратуры, которая выражается не только в ее особом положении в системе разделения властей, но и в разнонаправленности ее деятельности, многообразии форм взаимодействия с другими органами публичной власти и публичными институтами.

Прокуратура органично вписывается в общую систему публичной власти, не только осуществляя активное взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, но и обеспечивая взаимодействие органов публичной власти между собой.

Следовательно, конституционализация прокуратуры как процесс системного воздействия конституционных правовых норм на формирование и развитие статусных, институциональных и функциональных характеристик прокуратуры представляет собой также часть процесса государственного строительства, совершенствования деятельности системы органов публичной власти.

Список источников

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28399/

2. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // Рос. газ. 2014. № 27.

3. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 06.02.2020) // https://www.consultant.ru/

4. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 № 13-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2003. № 5.

5. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) // URL: http:// www.consultant.ru

6. Авакъян С.А. Социальность как общественная и конституционно-правовая категория // Вестник Моск. гос. обл. ун-та. 2021. № 3.

7. Бондаръ Н. С., Джагарян А.А. Конституци-онализация прокурорского надзора в Российской Федерации: проблемы теории и практики / / Конституционное и муниципальное право. 2015. № 5. С. 9-23.

8. Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) // URL: https://tass.ru/ info/1249164

9. Кобзарев Ф.М. Конституционно-правовые основы взаимодействия прокуратуры и суда // Пробелы в рос. законодательстве. 2013. № 3. С. 8-10.

10. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. / С.А. Авакьян. М.: Норма: Инфра-М, 2020. 928 с.

11. Королев Т.Н. Сохранится ли прокуратура России как единая система? // Законность. 2014. № 10. С. 16-19.

12. Кутафин O.E. Избр. тр. / Сост. В.В. Комарова. М.: Проспект, 2016. 368 с.

13. Кутафин O.E. Конституционное право России: Учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. М.: Проспект, 2019. 592 с.

14. Мелъников Н.В. Прокурорская власть и личность: Правовые средства обеспечения конституционных прав и свобод граждан России. М.: Юристъ, 2003. 384 с.

15. Мыцыков А.Я. Прокурорской системе быть // Законность. 2014. № 10. С. 19-21.

16. Осипян С.А. Российский федерализм и конституционно-правовой статус прокуратуры: концептуальные проблемы: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006. 58 с.

17. Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть: Учебник / Под ред. С.А. Старостина. М.: Проспект, 2017. 336 с.

18. Феоктистов А.В. Социальное государство как государство нового типа // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2021. Т. 9. № 2 (34) С. 68-77 // https // esj.pnzgu.ru (Дата обращения: 06.06.2023)

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993, with amendments approved during the All-Russian vote on 01.07.2020) // https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/

2. The Law of the Russian Federation on the Amendment to the Constitution of the Russian Federation dated 05.02.2014 № 2-FKZ «On the Supreme Court of the Russian Federation and the Prosecutor's Office of the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta. 2014. № 27.

3. Federal Law «On the Prosecutor's Office of the Russian Federation» dated 17.01.1992 № 2202-1 (as amended on 06.02.2020) // https://www. consultant.ru/

4. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation dated 18.07.2003 № 13-P // Bulletin of the Constitutional Court of the Russian Federation. 2003. № 5.

5. Constitution (Basic Law) of the Union of Soviet Socialist Republics (adopted by the Supreme Soviet of the USSR on 07.10.1977) // URL: http:// www.consultant.ru

6. Avakian S.A. Sociality as a social and constitutional-legal category // Bulletin of the Moscow State Regional University. 2021. № 3.

7. BondarN.S., Dzhagaryan A.A. Constitutionali-zation of prosecutorial supervision in the Russian Federation: problems of theory and practice // Constitutional and municipal law. 2015. № 5. Pp. 9-23.

8. Information Telegraphic Agency of Russia (ITAR-TASS) // URL: https://tass.ru/info/1249164

9. Kobzarev F.M. Constitutional and legal bases of interaction between the prosecutor's office and the court // Gaps in Russian legislation. 2013. № 3. Pp. 8-10.

10. Constitutional law of Russia: Training course: In 2 volumes / S.A. Avakian. M.: Norm: Infra-M, 2020. 928 p.

11. Korolev G.N. Will the Prosecutor's Office of Russia remain as a single system? // Legality. 2014. № 10. Pp. 16-19.

12. Kutafin O.E. Selected works / Comp. V.V. Ko-marova. M.: Prospect, 2016. 368 p.

13. Kutafin O.E. Constitutional law of Russia: Textbook / E.I. Kozlova, O.E. Kutafin. M.: Prospect, 2019. 592 p.

14. Melnikov N. V. Prosecutorial power and personality: Legal means of ensuring the constitutional rights and freedoms of Russian citizens. M.: Jurist, 2003. 384 p.

15. Mytsykov A.Ya. The prosecutor's system should be // Legality. 2014. № 10. Pp. 19-21.

16. Osipyan S.A. Russian federalism and the constitutional and legal status of the Prosecutor's office: conceptual problems: Abstract dis. ... dr. yurid. M., 2006. 58 p.

17. Legal support of public administration and executive power: Textbook / Edited by S.A. Starostin. M.: Prospect, 2017. 336 p.

18. Feoktistov A. V. The social state as a new type of state // Electronic scientific journal «Science. Society. The state». 2021. Vol. 9. № 2 (34). Pp. 6877 // https // esj.pnzgu.ru (Accessed: 06.06.2023)

Информация об авторе

Борисов Р. Г. — ведущий инженер-технолог

Статья поступила в редакцию 09.08.2024; одобрена после рецензирования 08.09.2024; принята к публикации 14.09.2024.

Information about the author

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Borisov R.G. — leading process engineer

The article was submitted 09.08.2024; approved after reviewing 08.09.2024; accepted for publication 14.09.2024.

LAW & LEGISLATION • 10-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.