Научная статья на тему 'Конституции республик Российской Федерации: особенности их структуры и содержания'

Конституции республик Российской Федерации: особенности их структуры и содержания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6474
529
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ / СТАТУС РЕСПУБЛИКИ / ФЕДЕРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОСОБЕННОСТИ / СПЕЦИФИКА / САМОБЫТНОСТЬ / ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васенева Дарья Сергеевна, Сушенцова Валентина Георгиевна

В статье рассматривается структура конституций республик в составе Российской Федерации, исследуются общие признаки, различия и особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitution of the Republic of the Russian Federation: features of their structure and content

The article deals with the structure of the constitutions of the republics within the Russian Federation and it investigates common features, differences and peculiarities.

Текст научной работы на тему «Конституции республик Российской Федерации: особенности их структуры и содержания»

т

Конституционное, муниципальное и административное право

УДК 342.4

КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ИХ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ

Васенева Дарья Сергеевна,

магистрант Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола. E-mail: dashalamon@mail.ru

Научный руководитель: Сушенцова Валентина Георгиевна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола. E-mail: anani@marsu.ru

В статье рассматривается структура конституций республик в составе Российской Федерации, исследуются общие признаки, различия и особенности.

Ключевые слова: конституции субъектов Российской Федерации, конституция республики, статус республики, федеративные отношения; особенности, специфика, самобытность, традиции.

Согласно ст. 1 Конституции Российской Федерации (далее РФ), РФ - это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, в составе которого (ст. 65) находятся 85 субъектов РФ, 22 из которых - республики, являющиеся государствами и в силу этого имеющие свою конституцию и законодательство. В данной статье выявляются основные особенности структуры конституций и проблемы развития конституций республик.

Конституция республики закрепляет статус субъекта в составе РФ: основы взаимоотношений с Федерацией, полномочия субъекта, систему его органов государственной власти, избирательную систему, организацию местного самоуправления и другие аспекты устройства данного субъекта. Учредительные документы республик именуются конституциями, как это и предусмотрено в ст. 5 Конституции РФ. Однако в Республике Калмыкия этот акт называется «Степное Уложение (Конституция) Республики Калмыкия», как дань уважения и сохранения традиций и самобытности ее многонационального народа [4, с. 26].

Конституции республик РФ в целом не имеют модельного акта. Они все индивидуальны и каждая в правовой форме выражает свои особенности и традиции многонациональной государственности республик.

Практически у всех конституций республик одна структура: преамбула, разделы, главы, за исключением Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия, там такое разделение текста не предусмотрено.

Преамбула предполагает основные начала, на которых строятся конституции, идеалы, цели и парадигма развития государственности республик.

Практически у каждой конституции республик есть главы, которые называются «Основы конституционного строя», они закрепляют сущностные характеристики государства, а именно: народовластие, принцип разделения властей, государственные языки, основы экономики и виды собственности, политическое и идеологическое многообразие, международные и внешнеэкономические связи [6, с. 98]. Они имеют от 9 до 21 статьи, и лишь в Конституции Татарстана имеется 26 статей. Положению основ конституционного строя никакие другие положения конституций не могут противоречить.

Существуют разделы и главы конституций республик, посвященные правовому статусу человека и гражданина. В конституциях большинства республик, как и в Конституции РФ, они называются «Права и свободы человека и гражданина», в отдельных -«Права, свободы и обязанности человека и гражданина» (Башкортостан, Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия, Тува, Хакасия). В Татарстане и Республике Коми к этому названию добавляется характеристика «основные». Раздел второй Конституции Республики Алтай «Правовой статус человека и гражданина» структурирован и прописан более подробно и состоит из четырех глав, посвященных общим положениям; гражданским и политическим правам и свободам; экономическим, социальным и культурным правам; гарантиям прав и свобод; обязанностям гражданина и человека.

Наиболее лаконичной является гл. 2 Конституции Удмуртии «Защита прав и свобод человека и гражданина», в четырех статьях которой устанавливается, что права и свободы человека и гражданина, предусмотренные Конституцией РФ, защищаются в Удмуртской Республике согласно общепризнанным

Васенева Д. С.

принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ и Конституцией Удмуртской Республики. Практика этой республики наиболее точно отвечает требованиям Конституции РФ. А в ст. 58 Конституции Чувашской Республики констатирует, что законами республики могут устанавливаться дополнительные, не установленные Конституцией РФ и федеральными законами гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина за счет финансовых, материальных и иных средств Чувашской Республики [1]. Такая норма представляет потенциал развития государственности Чувашской Республики и пример для других республик.

Разнообразно регулируется в конституциях республик их государственное устройство, что отражается в наименовании и содержании соответствующих глав: государственное устройство (Кабардино-Балкария, Чеченская Республика) либо государственный статус (Республика Коми), государственно-правовой статус (Бурятия), национально-государственный статус (Республика Саха (Якутия). В конституциях некоторых республик есть только главы, посвященные их административно-территориальному устройству (Республика Башкортостан, Ингушетия, Марий Эл, Татарстан, Тува). В ряде случаев государственный статус, устройство связаны с административно-территориальным устройством (Республика Коми, Мордовия, Хакасия, Северная Осетия (Алания), Республика Саха (Якутия). В Конституции Рес-пу-блики Карелия нет отдельной главы о ее государственном или административно-территориальном устройстве. Однако основные их нормы помещены в основных положениях ее Конституции.

Существуют особенности и в главах конституций республик, устанавливающих системы органов государственной власти: высшего должностного лица -главы республики, парламента, правительства, судебных органов [5, с. 126].

До 1 января 2015 г. в соответствии с Федеральным законом все республики должны были изъять из наименования высшего должностного лица республики слово «президент» [2]. На сегодня все республики за исключением Татарстана сделали это. Наименование в Конституции Татарстана главы государства президентом - это особенность, присущая Татарстану как государству - субъекту РФ. Татарстан - единственный из субъектов РФ, имеющий договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Татарстан [3].

Парламенты в республиках в соответствии с их конституциями - однопалатные, формируются по мажоритарной и пропорциональной избирательным системам, многопартийны, отличаются друг от друга по

численному составу и структуре, порядку организации и деятельности [7, с. 56].

Исполнительная власть в республиках по их конституциям представлена правительствами республик, во многих из которых они возглавляются главами республик (Адыгея, Республика Алтай, Республика Бурятия, Удмуртия, Марий Эл, Башкортостан, Республика Тыва, Хакасия).

Вместе с тем в десяти республиках, согласно их конституциям, наряду с главой республики установлена должность и председателя правительства республики (Дагестан, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесия, Чеченская, Чувашская республики, Республики Ингушетия, Коми, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Татарстан).

Судебную систему республик составляют конституционные суды и мировые судьи. Однако конституционные суды, к сожалению, образованы не во всех республиках. Они не предусмотрены в Конституциях Республики Алтай, Калмыкии, Мордовии, Чувашии и других. Конституци-онные суды там, где они образованы (Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабар-дино-Балкарскаяй Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Республика Тыва, Чеченская Республика), являются дополнительной гарантией защиты прав и свобод человека и гражданина, важным фактором стабильности и развития государственности республик. Поэтому и целесообразно учредить их в этих республиках.

В связи с внесением поправок в Конституцию РФ и изменением порядка назначения прокуроров республик (президентом РФ, а не Генеральным прокурором РФ, как это было ранее) в конституции республик необходимо внести соответствующие изменения.

В соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством в конституциях республик закрепляются основы местного самоуправления, которые осуществляются, как указано в конституциях, с учетом исторических и иных местных традиций. Вместе с тем с учетом опыта ряда зарубежных федераций (ФРГ, Швейцария) в РФ актуальной остается проблема децентрализации законодательного регулирования местного самоуправления.

Отдельные главы конституций большинства республик в самой лаконичной форме посвящены их государственным символам, государственным флагу, гербу и гимну, выражающим многонациональность, самобытность и традиции их народов [8, с. 15]. Их описание и порядок официального использования устанавливается республиканскими законами, в которых находят свое воплощение особенности республик. В отдельных статьях, главах конституций опре-

m

Конституционное, муниципальное и административное право

деляется столица республики и что ее статус устанавливается законом республики. Такой закон еще не принят в Республике Татарстан, что обедняет государственность продвинутого субъекта РФ.

Последние разделы и главы конституций республик посвящены порядку их изменения и пересмотра.

Действующие конституции республик в большинстве своем приняты их парламентами, за исключением Конституции Республики Ингушетия, принятой всенародным голосованием 27 февраля 1994 г., Конституции Чеченской Республики, принятой на референдуме республики 23 марта 2003 г., Конституции Республики Дагестан, при-нятой Конституционным Собранием республики 10 июля 2003 г., Конституции Республики Мордовия, принятой Конституционным Собранием Республики Мордовия 21 сентября 1995 г., Конституции Республики Марий Эл, принятой 24 июня 1995 г.

Важно подчеркнуть, что пересмотр первых разделов (глав) конституций об основах конституционного строя в ряде случаев усложнен с целью обеспечения их стабильности. Так, в Республике Адыгея такой пересмотр возможен парламентом республики при наличии положительного заключения Конституционного суда Республики Адыгея.

Таким образом, основные особенности конституций республик, отображают самобытность и традиции их многонациональной государственности, обогащают конституционную систему РФ, делают ее живой,

развивающейся, способствуют свободному развитию народов, самоопределившихся в республики.

Литература

1. Конституция Чувашской Республики (принята Государственным Советом Чувашской Республики 30 ноября 2000 г.).

2. О внесении изменения в ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов госу-дарственной власти субъектов Российской Федерации»: федеральный закон № 406-ФЗ от 28 дек. 2010 г. // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 18.

3. Об утверждении Договора о разграничении пред-метов ведения и полномочий между органами государ-ственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан: федеральный закон № 199-ФЗ от 24 июля 2007 г. // Собрание законодательства РФ. 2007. № 31. Ст. 3996.

4. Гомбожапов О. С. К вопросу о полноте государственной власти субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 7.

5. Михалева Н. А. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование). М.: ЮРКОМПАНИ, 2012. 366 с. Режим доступа: СПС «Консультант Плюс»: Постатейные комментарии и книги.

6. Фарукшин М. Х. Конституционное право республик в составе Российской Федерации: учеб. пособие. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 220 с.

7. Филиппов Н. К. Конституционное право республик -субъектов Российской Федерации: учебник. Чебоксары: Сали-ка, 2012. 85 с.

8. Франчук Я. А. Конституция (устав) субъекта Российской Федерации как источник конституционного права // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 6.

D. S. Vaseneva

CONSTITUTION OF THE REPUBLIC OF THE RUSSIAN FEDERATION: FEATURES OF THEIR STRUCTURE AND CONTENT

The article deals with the structure of the constitutions of the republics within the Russian Federation and it investigates common features, differences and peculiarities.

Key words: Constitution of the Russian Federation; Constitution of the Republic; status of the Republic; federal relations; features; specificity; identity; traditions.

VASENEVA Darya Sergeevna - Master student of the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: dashalamon@mail.ru

Scientific adviser: SUSHENTSOVA Valentina Georgievna - Candidate of History , Associate Professor of the Department of the Theory and History of State and Law of the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: anani@marsu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.