Научная статья на тему 'Конститутивные признаки логопедического дискурса'

Конститутивные признаки логопедического дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
984
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕЧЬ / КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / DISCOURSE / PROFESSIONAL SPEECH / COMMUNICATIVE BEHAVIOR / INSTITUTIONAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бейлинсон Любовь Семеновна

Представлены основные характеристики логопедического дискурса: вербальные знаки профессиональной самоидентификации, постановки профессиональных задач, профессионального мониторинга и профессиональной оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutive features of logopaedic discourse

Main characteristics of logopaedic discourse are discussed: verbal signs of professional self identification, professional problems setting, professional monitoring and professional assessment.

Текст научной работы на тему «Конститутивные признаки логопедического дискурса»

Л.С. БЕЙЛИНСОН (Волгоград)

КОНСТИТУТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

Представлены основные характеристики логопедического дискурса: вербальные знаки профессиональной самоидентификации, постановки профессиональных задач, профессионального мониторинга и профессиональной оценки.

Ёё^аайа пёТ аа: дискурс, профессиональная речь, коммуникативное поведение, институциональное общение.

Как и любая разновидность профессионального дискурса, логопедический дискурс включает общие дискурсивные, общие и частные институциональные признаки. К общим дискурсивным признакам любого естественного общения относятся адресатность (или диалогичность, по М.М. Бахтину, понимаемая как направленность на реального либо виртуального партнера по общению), ситуативная и культурная обусловленность (зависимость от обстоятельств общения, времени, места, обстановки и свойственной определенному языку картины мира), жанровая специфика (проявление общения в том или ином речевом жанре) [2; 4; 7].

Общие институциональные признаки профессиональной коммуникации включают статусное позиционирование коммуникантов (противопоставление агентов и клиентов института), тематическое ограничение общения, эксплицитную стратегичность (участники общения четко представляют себе цели коммуникации, направленной на решение той или иной задачи). Частные институциональные признаки профессионального дискурса сводятся к его предметно-инструментальной специфике. Применительно к логопедическому дискурсу в качестве его частных институциональных признаков мы выделяем вербальную природу данного профессионального действия, его медико-педагогическую сущность и его специфическое осуществление в коммуникативной диаде «взрослый - ребенок» [3]. Анализ научной литературы по логопедии свидетельствует о

том, что вербальная деятельность логопеда рассматривается в соответствующих исследованиях только с позиций методики речевой коррекции (см., напр.: [5; 1; 6]).

Вербальная природа логопедической профессиональной деятельности состоит в том, что слово является основным инструментарием логопеда. Все виды профессиональной активности, как известно, делятся на три типа в зависимости от необходимости вербального взаимодействия участников этой профессиональной деятельности: девербальная, конвербальная и вербальная. Девербальная (минимально вербальная) профессиональная деятельность не требует использования речи для своего осуществления, таковы многие разновидности физического труда, профессионального искусства, спорта. Общение участников в рамках данного дискурса является фатическим либо представляет собой включения обиходного, непрофессионального дискурса. Конвербальная профессиональная деятельность подразумевает включение речевых действий в выполнение той или иной задачи наряду с неречевыми действиями (инженерная, медицинская деятельность, сервис, научная работа). Вербальная профессиональная деятельность использует слово как инструмент для выполнения профессиональных задач (педагогическая, юридическая, религиозная, административная, массово-информационная, литературная и др.). Разумеется, речь идет не об абсолютном девербальном или вербальном коммуникативном поведении, а о значимой градации вербального компонента в профессиональной деятельности и о его функциональной специфике.

Вербальная профессиональная деятельность логопеда включает знаки профессиональной самоидентификации, знаки формулировки профессиональных задач, знаки профессионального мониторинга и знаки профессиональной оценки.

Знаки профессиональной самоидентификации могут быть прямыми и косвенными. Обычно логопед ведет прием пациентов в специальном кабинете с соответствующей табличкой на двери. Облигаторным компонентом этой таблички является профессиональная номинация («Логопед»), факультативными компонентами

© Бейлинсон Л.С., 2009

выступают фамилия, имя, отчество и квалификационный ранг специалиста, например, ученая степень. Опытные специалисты используют самоидентификацию при первой встрече с пациентом и его родителями с целью установить контакт и провести включенное диагностирование речевых нарушений. Например:

«Здравствуй! Меня зовут Анжела Валерьевна. А тебя как зовут ? - Сиёза. - Серёжа? - Да, Сиёза».

Косвенные знаки профессиональной самоидентификации проявляются в устном общении логопеда с родителями пациентов и касаются профессионального опыта («Мне уже приходилось иметь дело с подобными речевыми нарушениями»), профессионального статуса («Коллеги регулярно обращаются ко мне с просьбами посмотреть трудные случаи ринолалии»), профессиональной эрудиции (Нарушение произношения шипящих бывает обусловлено различными причинами, в данном случае имеет место не органическое, а функциональное расстройство). Профессиональная самоидентификация специалиста включает подразумеваемую позитивную оценку и отчасти носит рекламный характер.

Профессиональная самоидентификация может быть непосредственной и опосредованной. Примером опосредованной самоидентификации является также рекламное объявление в сети «Интернет»:

Логопед в Москве. Центр коррекции речи

Консультация логопеда по вопросам речевого развития и уровня готовности детей к школе, коррекционные занятия с детьми и взрослыми, работа над дикцией, техникой речи.

Прием ведут логопеды-дефектологи высшей категории, аттестованные Московским департаментом образования, психолог, врач-стоматолог, ортодонт, ортопед и другие специалисты. Логопеды имеют опыт работы свыше 20 лет, занимаются коррекцией нарушенных речевых функций при дизартрии, алалии, афазии, дислалии, дислексии, дисграфии и др. Имеют опыт работы с иностранцами, для которых русский язык не является родным.

Логопедическая консультация включает в себя полное обследование, выдачу заключения специалистов коррекционной педагогики и подбор индивидуальной коррекционной программы. Запись на консульта-

цию по телефону +7 (495) 748-97-95. Консультации и коррекционные занятия проводятся в центре коррекции речи, также возможен выезд специалистов.

При логопедической (коррекционной) работе применяются массаж лица и органов артикуляции, миогимнастика, артикуляционная гимнастика и другие методы. Среднее время занятия с логопедами - 45 минут. Рекомендуемая периодичность занятий - 2 - 4 в неделю.

В этом рекламном объявлении названы объекты профессиональной деятельности логопеда: диагностика речевого развития детей, коррекция речевых нарушений у детей и взрослых, совершенствование дикции и техники чтения. Акцентируются профессиональный опыт и квалификационный ранг специалистов (логопеды-дефектологи высшей категории, опыт работы более 20 лет, опыт работы с иностранцами), дается информация о методике логопедической работы.

Центральным моментом в профессиональном общении логопеда с пациентом и его родителями является формулировка профессиональных задач. Цель профессиональной деятельности этого специалиста -исправление речевых нарушений. Для достижения данной цели логопед должен определить тип речевого нарушения у ребенка либо взрослого пациента, установить вероятную причину данного дефекта речи, выявить степень речевого расстройства, обратить внимание на сопутствующие речевые и неречевые характеристики поведения пациента, определить оптимальную методику работы для исправления дефекта произношения, провести серию занятий по устранению речевого нарушения, дать инструкцию пациенту и его родителям (либо сопровождающему лицу) о самостоятельной работе дома по коррекции неправильного произношения, объективно оценить итоги работы.

Специфика логопедического дискурса состоит в его медико-педагогической природе: по своей цели - исправить речевые нарушения - этот дискурс является медицинским, а по способу такого исправления - научить ребенка правильно произносить звуки речи - данный дискурс следует квалифицировать как педагогический. Диагностика речевых нарушений осуществляется вербально, логопед вступает

в беседу с ребенком и его родителем и на основании проявления тех или иных речевых нарушений ставит диагноз. Например:

Л.: Здравствуй! Как тебя зовут?

Д.: Масим.

Л.: Понятно, Максим. А фамилия?

Д.: Гигоеф.

Л.: Григорьев?Правильно, да ?А лет тебе сколько?

Д (показывает 4 пальца.)

Л.: Скажи: че-ты-ре.

Д.: Си-ты-е.

Л.: Понятно, будем работать. Ты ведь хочешь говорить правильно? (Обращаясь к маме мальчика) Это серьезные нарушения произношения, они исправляются, но нужно будет систематически работать. Сейчас я Вам расскажу, что нам нужно сделать и как мы будем заниматься.

Логопед устанавливает контакт с пациентом, определяет тип и степень нарушения речи - сложная дислалия с нарушением свистящих, заднеязычных и вибранта. Обычно нарушения произношения заднеязычных звуков (к, г, х) свидетельствуют о сложных проблемах, типичными причинами которых являются родовая травма, ринолалия (врожденное анатомическое нарушение строения органов речи). Нарушения в произношении шипящих и свистящих обычно возникают в тех случаях, когда родители стремятся преждевременно заставить ребенка произносить те звуки, к артикуляции которых он еще не готов. Распространенной причиной подобного нарушения является та ситуация, когда ребенок начинает подражать заведомо неправильному произношению кого-либо из взрослых, обычно престарелых членов семьи. Но чаще всего подобные нарушения являются показателем соматической ослабленности речевого аппарата (ребенок часто болеет, и его артикуляционный аппарат ослаблен). Неправильное произношение вибранта - одно из наиболее частых речевых нарушений и обычно свидетельствует о том, что родители заставляют ребенка произносить этот звук в то время, когда он к этому еще не готов. Анатомической причиной такого нарушения речи может быть укороченность подъязычной связки вследствие отсутствия сосательного рефлекса у ребенка, если, например, была родовая травма или ребенок нахо-

дился на искусственном вскармливании, и поэтому его артикуляционный аппарат не получил достаточного развития. Могут действовать и различные факторы генетического порядка. Логопед делает подобные выводы на основе короткого разговора с ребенком и развернутой беседы со взрослым, в ходе которой выясняется, какие болезни перенес пациент. Логопед стремится настроить маму пациента на сотрудничество, вселить в нее уверенность в успешной коррекции этого сложного речевого нарушения и в то же время показать, что такая работа потребует систематических занятий.

Формулировка профессиональных задач в институциональном дискурсе осуществляется в двух вариантах - для агентов и для клиентов. В качестве агентов логопедического дискурса могут выступить специалисты, которых пригласили на консилиум (коллеги-логопеды или представители смежных профессий - психоневрологи и стоматологи). Их профессиональное общение носит специфический характер, основными чертами которого являются обсуждение профессиональной проблемы, определение причин речевого нарушения и выработка стратегии решения соответствующей проблемы. Такое общение тяготеет к свернутым эллиптическим высказываниям, состоящим чаще всего из имен существительных-терминов. Например:

Пс: (После осмотра) ОНР?

Л.: Да, слоги, сигматизм, падежи.

Пс.: Мимика в норме.

Л.: И ринолалия.

Пс: Функциональная.

Осмотрев ребенка, специалисты приходят к выводу, что его нарушения речи носят характер комплексной патологии, которая называется общим недоразвитием речи (ОНР). Эта патология проявляется как нарушение звуко произношения, отставание в формировании грамматического строя и лексикона. Ее характерным признаком является сокращение количества слогов, т. е. деформация интонационно-ритмического рисунка слова (муравей -мавей). Установлена замена падежных окончаний. Имеет место и нарушение фонематического порядка, неправильное произношение шипящих и свистящих (сигматизм). Вместе с тем приглашенный пси-

хоневролог отмечает, что в данном случае нет олигофрении, которая имеет некоторые черты сходства в речевом выражении (при задержке умственного развития страдают мимика и жестикуляция). Отмечается и дополнительный дефект произношения - некоторый назальный призвук, который, по мнению специалиста, носит не органический, а функциональный характер. Диагноз поставлен, и логопед далее может вести коррекционную работу по одной из стандартных методик.

В отличие от дискурса для агентов (внутреннего институционального общения) постановка профессиональных задач в дискурсе для клиентов характеризуется развернутым и упрощенным выражением. Например:

Л.: Нам нужно научиться правильно произносить шипящие звуки. Сейчас я поиграю с тобой, у меня есть такая лопаточка (логопед берет шпатель), открой рот, мы этой лопаточкой поможем твоему язычку (логопед опускает кончик языка пациента за нижние резцы), и теперь ты повтори за мной: са - са - са.

Профессиональный мониторинг представляет собой наблюдение за развитием ситуации и сводится в вербальном выражении к констатирующим и побудительным высказываниям, подтверждающим или модифицирующим поставленные профессиональные задачи. Например:

Л.: Смотрим на картинки и отвечаем на вопросы: Кто это? - Девочка, мальчик, кошка, лошадка, собака. Что делает? -Идет, бежит, лежит, стоит, спит.

Профессиональный мониторинг часто выражается в виде коротких замечаний («Все идет по графику»; «Немного запаздываем»; «Есть пока проблемы со звуком “р”»).

Главная характеристика мониторинга - отслеживание динамики изменений. В профессиональном дискурсе логопеда можно выделить устные либо письменные высказывания, соответствующие записям в вахтенном журнале. В этом плане дискурсивный мониторинг можно разбить на два типа - перформативный и фатический, в первом случае специалист официально констатирует положение дел, во втором случае показывает, что следит за развитием событий, т. е. позиционирует себя как представителя определенного института.

Профессиональная оценка представляет собой вербальное выражение соответствия

определенной ситуации должному состоянию. К логопеду приходят пациенты с дефектами речи, поэтому специалист, констатируя речевое нарушение, не дает ему оценку, но может обозначить степень соответствующего нарушения:

Л.: Есть некоторое нарушение звуков, будем исправлять прикус.

Поскольку оценка в речи медика существенным образом воздействует на сознание пациента и его родителей, этические нормы требуют смягчения отрицательной оценки при диагностике нарушения. Профессиональная оценка в логопедическом дискурсе существенным образом меняется в зависимости от режима общения: в дискурсе между агентами оценка носит строгий характер и часто имеет имплицитное выражение (например, достаточно сказать, что имеет место общее недоразвитие речи первого уровня, и специалисты понимают, что заболевание носит очень серьезный характер), в то время как в общении агента и клиента отрицательная оценка намеренно смягчается. Вместе с тем логопед может открыто выразить оценку -положительную и отрицательную - при квалификации результатов работы пациента и его родителей по преодолению речевого нарушения. Такая работа представляет собой серию упражнений и требует длительной тренировки для выработки соответствующих навыков. Например:

Л.: Витя, похоже, что мы мало занимаемся дома, верно? Если ты не будешь заниматься так, как я тебе сказала, у нас ничего не получится.

Критика логопеда обращена как к ребенку, так и к присутствующему родителю.

Таким образом, профессиональная оценка в логопедическом дискурсе распадается на диагностическую и педагогическую, первая выражается в режиме общения агентов и носит объективный характер либо в режиме общения агента с клиентом и намеренно смягчается, вторая относится только к режиму общения логопеда с пациентом и его родителями и служит для стимулирования активной работы по преодолению речевых нарушений.

Резюмируя, отметим, что логопедический дискурс относится к вербальной профессиональной деятельности, его специфика состоит в двойственной - медико-

педагогической природе и в общении с двумя адресатами в рамках профессионально-маркированной ситуации - с пациен-том-ребенком и сопровождающим этого ребенка взрослым. В логопедическом дискурсе выделяются вербальные знаки профессиональной самоидентификации, постановки профессиональных задач, профессионального мониторинга и профессиональной оценки. Ме дико-педагогический характер логопедического дискурса по-разному проявляется в общении логопеда с коллегами (медицинская составляющая дискурса) и с пациентами и их родителями (медико-педагогическая составляющая дискурса).

Литература

1. Акименко В.М. Коррекция нарушений зву-копроизношения у детей с применением моделей артикуляции звуков / В.М. Акименко // Логопед. 2005. №2. С. 9 - 15.

2. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров / М.М. Бахтин // Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. С. 249 - 298.

3. Бейлинсон Л.С. Профессиональная речь логопеда: учеб.-метод. пособие / Л.С. Бейлинсон. М.: Сфера, 2005. 160 с.

4. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.

5. Леонова С.В. Психолого-педагогическое обследование заикающихся детей / С.В. Леонова // Логопед. 2004. №5. С. 30 - 40.

6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова. М.: Владос, 1997. 256 с.

7. Седов К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции / К.Ф. Седов. М.: Лабиринт, 2004. 320 с.

Constitutive features of logopaedic discourse

Main characteristics of logopaedic discourse are discussed: verbal signs of professional self identification, professional problems setting, professional monitoring and professional assessment.

Key words: discourse, professional speech, communicative behavior, institutional communication.

Е.В. БОНДАРЕНКО (Волгоград)

СЕМИОСФЕРА МЕЖКУЛЬТУРНОГО СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ

Исследуется проблема межкультурного семейного общения со стороны семиотического рассмотрения общей структуры явления и коммуникативных процессов, в нем присутствующих. Автор представляет семейное межкультурное коммуникативное пространство в виде семиосферы, состоящей из разного типа знаков (вербальных, невербальных и смешанных), обладающей центральной и периферийной частями, а также выявляет наиболее конфликтогенные аспекты этого пространства.

Ёё^аайа пёТаа: семиосфера, межкультурный брак, символический артефакт, фамильелект, малая группа, знак.

Семья - это первичная естественная стационарная малая группа, функционирующая в течение длительного периода в реальных жизненных ситуациях, обладающая определенной историей, нередко характеризующаяся довольно высоким уровнем социально-психологического развития [6]. Многоуровневая структура и межличностные связи, представленные в этом универсальном социальном институте, на протяжении веков являлись предметом изучения социологов, философов, историков, антропологов, психологов и лингвистов всего мира.

Мы в своем исследовании современной межкультурной семьи обращаемся к семиотическим категориям, выдвигая следующую гипотезу: семья, в составе которой представлены два и более различных этноса, представляет собой семиотическое пространство, созданное по тем же базовым коммуникативным нормам, что и монокультурная семья, однако осложненное культурно обусловленными особенностями формирования и восприятия знаковых систем.

Семиотика дает основу для понимания базовых форм межличностной семейной коммуникации и связи этих форм друг с другом, поскольку все виды деятельности и все отношения индивидуума в семье находят отражение в знаках. Под зна-

© Бондаренко Е.В., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.