Научная статья на тему 'Константы традиционной культуры Большого Алтая (к вопросу о методологии исследования)'

Константы традиционной культуры Большого Алтая (к вопросу о методологии исследования) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
87
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / КОНСТАНТА КУЛЬТУРЫ / МИФ / ЭПОС / МЕТОД / ПРИНЦИП ИССЛЕДОВАНИЯ / TRADITIONAL CULTURE / THE CONSTANT CULTURE / MYTH / EPIC / METHOD / PRINCIPLE RESEARCH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гекман Л. П.

В статье выявляются методологические основы исследования констант традиционной культуры народов Большого Алтая. На материале мифологии и эпического творчества выявляются инвариантные и вариативные мотивы. Определяются возможности отдельных методов и принципов анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTANTS OF TRADITIONAL CULTURE OF BIG ALTAI (ON THE METHODOLOGY OF THE STUDY)

The article identifies the methodological foundations of studies of constants traditional culture of peoples Greater Altai. On the material of mythology and epic literature revealed invariant and varied motives. Identify opportunities for individual methods and principles of analysis.

Текст научной работы на тему «Константы традиционной культуры Большого Алтая (к вопросу о методологии исследования)»

или женщина) в своей жизни не должен совершать «черных дел».

Традиционное воспитание не только создает идеал человека, на который должен ориентироваться каждый ребенок, но и определяет путь и важнейшее условие, позволяющие достигнуть желаемой цели: человек становится сильным, умным, храбрым, если он пройдет суровую школу жизни, преодолеет трудности и выработает такие качества, как выносливость и самостоятельность. Мудрость народа гласит, что беды и трудности формируют стойкий, волевой характер: «Кац сугга кадар, кижи бергээ кадар» (Сталь закаляется в воде, человек закаляется в беде).

В практике семейного воспитания немаловажное значение имеют отношения детей между собой. Влияние старших братьев и сестер (т.е. сиблингов) в семье трудно переоценить. Как правило, они заботливо ухаживают за младшими, учат их мастерству, труду, прививают навыки культурного поведения. Как гласят тувинские пословицы: «У старшей сестры научишься, у младшей сестры понежишься», «Старший в семье всех мудрее, младший в семье всех милее». Тувинцами заме-

чено, что воспитывать детей легче в многодетной семье, спаянной общностью хозяйственных устремлений и забот друг о друге: «Дуцмалыг кижи дыш, угбалыг кижи ус» (С младшим братом - отдых будет, со старшей сестрой - умелой будет). Поэтому в многодетной семье дети были по-настоящему близки друг другу: «Халышкылар ынаа хая-даштан артык» (Любовь братьев крепче скалы) [8, с. 215-216]. Безусловно, одна из важнейших характеристик - это отношение старших к младшим, особенно, если в семье присутствует старшая сестра. Воспитание младших братьев и сестер является бесценным жизненным опытом, который был необходим девочке в дальнейшем при создании своей собственной семьи.

Таким образом, главными «фигурами» при трансляции культурных и социальных ценностей, влияющих на решение задач воспитания и социализации детей, в тувинской культуре являются прежде всего родители, старшие дети семьи, другие родственники. Фольклор является средством передачи традиции воспитания и культурного олыта от поколения к поколению.

Библиографический список

1. Константинова, С.С. Этнология. - М.: Изд-во «РИОР», 2005.

2. Матпаадыр: сборник. - Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2006.

3. Отчет агронома Турчанинова А.А. за 1915 - 1916 гг. Урянхайский край // Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец XIX - начало XX в.) / сост. А.К. Кужугет. - Кызыл, 2003.

4. Вайнштейн, С.И. Тувинцы-тоджинцы. - М., 1961.

5. Айыжы, Е.В. Тувинцы Кобдосского аймака Монголии: этничность и культура. - Кызыл, 2007.

6. Мудрость народа: пословицы и поговорки. - Кызыл, 1994.

7. История Тувы. - Новосибирск, 2001. - Т. 1.

8. Курбатский, Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре. - Кызыл, 2001.

Статья поступила в редакцию 5.12.09

УДК 130:398.22

Л.П. Гекман, д-р культурологии, проф. АлтГАКИ, г. Барнаул, E-mail: altgaki@gmail.com

КОНСТАНТЫ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БОЛЬШОГО АЛТАЯ (К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ)

В статье выявляются методологические основы исследования констант традиционной культуры народов Большого Алтая. На материале мифологии и эпического творчества выявляются инвариантные и вариативные мотивы. Определяются возможности отдельных методов и принципов анализа.

Ключевые слова: традиционная культура, константа культуры, миф, эпос, метод, принцип исследования.

Рубеж XX - XXI вв. ознаменован активным вниманием гуманитарных наук к проблемам мифологии и мифотворчества. Философско-культурологические дискуссии о перспективах динамики планетарной культуры в контексте реалий нового тысячелетия непременно учитывают концепцию С. Хантингтона о том, что «линиями разлома» между этническими культурами станет их стремление сохранить духовнохудожественные традиции. Этот процесс действительно проявляется на разных уровнях: от «бархатного занавеса», отделяющего одну этнокультуру от другой, до экстремистских выпадов, террористических актов представителей мусульманского мира, отстаивающих свое право на религиозно-духовную автономию и противопоставляющих свои приоритеты и ценности инокультурным системам путем насилия.

В такой ситуации культурологическая рефлексия по поводу духовно-художественного наследия локальных культур становится условием возможности конструктивного диалога, детерминированного пониманием культуры как феномена, «... в котором ничто не является бессмысленным, в котором ни один существенный компонент функционального целого не приносит с собой крушения надежд, не на то направленных и не вызывающих сочувствия усилий» [1, с. 473]. Кроме того, накопленный человечеством опыт бытия - в - культуре и бытия культуры подтверждает справедливость классических культурологических и историко-философских выводов А. Тойнби [2], К. Ясперса [3], П. Сорокина [4] и др., которые Э.

Сепир суммирует афористическим замечанием: «Цивилизация как целое шагает вперед, культура приходит и уходит [1, с. 476]. «Уход культуры» и - шире - многих этнических культур происходит на наших глазах как своеобразный результат эксперимента по переплавке этнически-свободного и автономного культурного феномена в «культурного кентавра», где экспериментальный формогенез задан временем и социальноэкономическими условиями, генезис семантической составляющей этнической культуры сознательно тормозится ее носителями.

Исследование наиболее консервативной, если не константной компоненты этнической культуры предполагает подключение к анализу как обязательных для культурологического исследования методов: системного, структурно-функционального, проблемно-логического, так и специфических: приемов виртуалистики и аксиологии.

Факт системности культуры фундаментально осмысленный Т. Парсонсом [5], М.С. Каганом [6], и др., с такими имманентными культуре характеристиками, как открытость системы; диалектическое единство ее мультиплетности и симуль-тантности; инвариантности и вариативности элементов системы внутри самой системы и пр., принимается нами априорно. Логика исследования культурных костант должна учитывать, на наш взгляд, следующее: традиционные культуры народов алтайской языковой семьи имеют общую прародину и, соответственно, общие основы формирования того,

что этнологи называют «сакральным ядром культуры». Они сохраняют и общность способа воплощения сакрального ядра, в частности, на вербальном уровне - в виде мифа, фрагментарно или целостно представляющего космогонический акт и космологию этноса; этиологические формы мировосприятия; вариант эсхатологических представлений как обязательные компоненты мировоззренческой системы, где факты возникновения и развития мира, его гибели и возрождения сопровождаются, но не покрываются этиологическим дискурсом. Вербально оформленная мировоззренческая система - минимум в ходе расселения этносов и обретения ими нового исторического опыта; включения в транскультурные процессы на новых местах обитания предполагает неизбежность морфогенеза вербальной версии мировоззрения. Результатом морфогенеза становятся крупные повествовательные своды, существовавшие в течение столетий в изустной форме. Позднейшие нарративы, сохраняя сакральное ядро культуры, разрабатывают «культурную тему этноса» [7, с. 13], т.е. тот круг феноменов, который является для этноса неизменно актуальным и не подлежит сомнению в силу своей принадлежности к области сакрального. Основными составляющими сакрального ядра этнической культуры оказываются представления о строении мира и его динамике, персонифицированные образами богов и духов - покровителей природных начал. Факт персонификации богов позволяет предположить наличие специфического феномена - персоносферы - у каждого из народов, населяющих регион Большого Алтая. Феномен персоно-сферы фиксируется как константа культуры в крупных эпических сводах, обладающих несомненной ценностью для носителей культуры. Субъектом трансляции прецедентных текстов и заложенных в них аксиологем оказывается сказитель, роль которого выходит далеко за пределы роли чтеца-испол-нителя. Сказитель соединяет сакральный и профанный уровни бытия; он оказывается трансгредиентным всем персонажам исполняемого текста и создателем особого типа реальности -реальности виртуальной, возникшей «здесь и сейчас», ситуативной - порожденной, но актуальной и интерактивной. При возможном и даже неизбежном варьировании текста его инварианты - имена богов, характер подвигов героев, модель мира оказываются константами.

В рамках системного анализа можно вычленить следующие элементы системы: метасистема - планетарная культура; макросистема - традиционные культуры народов Большого Алтая; микросистема - мифоэпические своды, содержащие и воспроизводящие константы культур.

Уточнению культурных констант, выявляемых на материале эпических сводов, восходящих к мифу, может помочь применение структурно-функционального анализа. Обратимся к идеям одного из основоположников метода - К. Леви -Строса. Основным его посылом является тезис о том, что возможность познать нечто - не значит посмотреть на него со стороны рационалистического разоблачения, но значит, что познать нечто возможно через открытие разных измерений обмена значениями и исследование символической стороны любых обменов. К. Леви - Строс воспринимал этническое как конститутивную характеристику человеческой идентичности, которая воплощается в сетке этнических сходств и различий, где последние признаются определяющими [8, с. 147-149]. Признаки этноидентичности обнаруживаются в процессе анализа фактов (в данном случае фактов эпической словесности), и несомненность этноидентичности определится, если факту-альность равномерно распределится по «периметру этнической культуры». Фактуальность в области символического обрисовывает границу между знанием и «незнанием перед лицом знания», поскольку в среде интеллигибельных, не поддающихся редукции или рискованному преобразованию современных людей число значений, находящихся в расположении человека, превосходит число означаемых объектов.

Природа мифологического и символического - основной объект исследования французской школы структуралистов -передается в своей осязаемости только при условии обнаружения разрыва между временами и пониманиями. Факты,

принадлежащие глубоким слоям древности, могут стать достоянием Современности через повествовательный модус «здесь» и «сейчас». Выявление структуры для Леви - Строса -это поиск принципа аналогий, поскольку не сами структуры, а их модели представляют объект гуманитаристики.

Метод структурного анализа использовался видными специалистами в области эпосоведения: В.М. Жирмунским [9], Е.М. Мелетинским [10], И.В. Пуховым [11] и др. при вычленении повторяющихся инвариантных элементов сюжета героической эпики, для установления жанровых признаков эпоса. Аналитика структуры эпоса в диахронии позволяет обнаружить и соотнесение инвариантного / вариативного в исследуемых текстах. Так, эпика народов региона Большого Алтая свидетельствует о наличии таких общих структурных элементов, как чудесное рождение «божественного младенца» - будущего спасителя мира (рождение происходит в момент надвигающейся катастрофы в масштабах этнической вселенной); его стремительное возмужание под опекой духа - покровителя этноса; битва с хтоническим чудовищем или чужеземным завоевателем, имеющим признаки божества подземного мира; победа и обустройство «нового» мира. Вариативность проявляется в описании появления младенца: это либо дитя природных объектов, обожествляемых этносом; либо земная аватара верховного божества; либо сын небесных богов, посланный ими в средний мир в качестве его спасителя. Вариативны способы противоборства героя и его антагониста; судьба героя после завершения земной миссии.

Метод структурного анализа позволяет вычленить те минимальные единицы, которые определяют семантику частного и целого. Для выявления культурных констант продуктивно подключение семиотического подхода [12; 13; 14]. Наиболее ценными здесь являются идеи В. Иванова [12] и В. Топорова [14] о фундаментальных и общих для этнических и локальных культур символах мирового древа, воды, острова и др. В эпическом творчестве народов исследуемого региона обнаруживаются названные символы как смыслообразующие единицы текстов: стоствольный тополь или гора или позднейший вариант «центра мира» - жилище главного героя. Семиотический подход к анализу мифоэпических текстов предполагает рефлексивное отношение как к отдельному символу - знаку, так и к совокупности символов. Семантика текста - это, безусловно, не суммарное, а синтезированное построение и, соответственно, восприятие символического ряда, точнее, комплекса символов, воплощенного в слове. Мифоэпический текст представляет космологию этноса, существующую в традиции аксиологическую систему.

Общий дискурс анализа констант предполагает обнаружение соответствий в оппозиции: культура / антикультура специфическими формами этнического сознания. От эпохи античности до сегодняшнего дня нормативно-аксиологические феномены культуры предполагают синтез этического и эстетического в их категориальном и художественном воплощениях. Для принципиально недуализированного восприятия мира представителей традиционных культур оппозиции морального и художественного могут не совпадать и не всегда совпадают. Так, константная для исследуемого региона категория «модель мира» одинаково членится по горизонтали и вертикали, но специфически соотносит расположенные на горизонтальной оси точки «восток / запад» с категориями «добро / зло»; «порядок / хаос». Уточнение аксиологем, составляющих ценностное ядро культуры, позволяет выйти на диалектику общего и особенного в системе ценностей культур, имеющих общую историю, языковую семью, но оформивших адаптированные к условиям существования ценностные установки и ориентиры. Эпос представляет аксиологические императивы в монологах - напутствиях, обращенных к герою, а также в аналогичных монологах, произносимых для антипода героя.

Аксиологические аспекты культуры оценивались как важнейшие для ее функционирования Д. С. Лихачевым, П. Выжлецовым [15]и др. Важно иметь в виду, что культурология различает понятия «культура ценности» и «ценности

культуры». Аксиологический подход учитывает как первое, так и второе, причем второе оценивается как частное проявление понятия «культурные ценности». Культурные ценности -это один из аспектов наличного в культуре ценностного ядра, воплощенный в виде объективных феноменов, имеющий для данной культуры ценностный смысл. Традиционная культура оперирует ограниченным количеством символов - аксиоло-гем, поэтому определение их семантики зависит от контекста, варианта оформления и соотнесения с мифологическим первоисточником.

Аналитика культурных констант на материале мифоэпического творчества традиционных сообществ региона Большого Алтая требует и подключения относительно новых в культурологии приемов виртуалистики и нарратологии. Это связано со спецификой современного бытования жанра: семантические комплексы фольклора растворяются в ритуальных фразах, играх, поверьях и пр. Фольклорный дискурс не претендует на непротиворечивость, и семантические оттенки «метарассказа» (доминирующих в обществе повествований) перераспределяются в жанрах в зависимости от времени и условий бытования. Восприятие фольклора, особенно тех его жанров, которые сохраняют мифологические первоэлементы, должно учитывать не только особенности его сегодняшнего бытования, но и законы исполнения, звучания (время, место, тип исполнения и пр.), которые были приняты традиционной культурой как обязательные и выводили звучащий текст за пределы обыденного, в сферу сакральности.

Возможность и продуктивность использования приема виртуалистики обосновывается, в частности, Н. А. Носовым на основании выделения двух основных парадигм: моноонтич-ной, признающей один тип реальности, и полионтичной. допускающей существование нескольких реальностей [16, с. 26]. В Руднев возводит этимологию понятия «виртуальный» к латинскому уи1ш - «истина» и заключает, что в термине содержится парадокс: латинский корень и его семантика проти-

воречат сегодняшнему пониманию виртуальной реальности как реальности компьютерной и сближает его с архаическим значением «измененное состояние сознания, способное постичь истину» [17]. Поскольку феномен сказительства в традиционных культурах - это особый дар, сакральность которого подтверждается легендами, а статус сказителя наделяется мессианством, сказительство следует изучать с применением приема виртуалистики: оценивать реальность, создаваемую сказителем, как порожденную, актуальную и интерактивную.

Создаваемый сказителем тип повествования - нарратив характеризуется всеми признаками последнего, если исследователь имеет дело не с литературным авторизованным переводом. Текст сказителя анормативен с точки зрения правильности синтаксических конструкций и характера описываемых ситуаций. Анормативность вызвана, вероятно, главным событием эпоса: деформацией мира, предшествовавшего рождению его спасителя - чудесного младенца. Поведение и внешность главного героя мифоэпического произведения могут резко противоречить общепринятым представлениям (Гэсэр, Нюргун, Дэвэлчэн и др). В ходе инициальных действий анор-мативность преодолевается новым типом нормы: герой обретает черты красавца - богатыря. Пространство, воссоздаваемое сказителем, - это виртуальное пространство, центром которого является сам сказитель. Поэтому вполне органичны такие сказительские ремарки, как «направо отсюда пойдешь...», «налево отсюда пойдешь.». В русле нарратологии следует воспринимать атемпоральные варианты провиденциальных и визионерских эпизодов мифоэпического произведения.

Определяя методологию исследования культурных констант, мы не претендуем на решение проблемы только с ее учетом и использованием. Подобная методологическая основа представляется продуктивной при анализе текстов, составляющих сакральный багаж традиционных культур Большого Алтая.

Библиографический список

1. Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. - М.: Изд. фирма «Прогресс», 1993.

2. Тойнби, А. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1991.

3. Ясперс, К. Истоки истории и ее цель // Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991.

4. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992.

5. Парсонс, Т. О социальных системах. - М.: Академический проект, 2002.

6. Каган, М.С. Философия культуры. - СПб: Петрополис, 1996.

7. Лорд, Л.Б. Сказитель. - М.: Восточная литература, 1995.

8. Леви-Строс, К. Структурная антропология. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2001.

9. Жирмунский, В.М. Тюркский героический эпос. - М.: Наука, 1978.

10. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа. Исследования по фольклору и мифологии Востока. - М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2000.

11. Пухов, В.И. Героический эпос тюрко-монгольских народов Сибири: общность, сходства, различия // Типология народного эпоса. - М.: Наука, 1975.

12. Иванов, В.В. Очерки по истории семиотики в СССР. - М.: Наука, 1976.

13. Лихачев, Д.С. Русская культура. - М.: Искусство, 2000.

14. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифологического: избранное. - М.: Изд. группа «Прогресс - культура», 1995.

15. Выжлецов, П. Аксиология культуры. - СПб.: Изд-во Петерб. ун-та, 2000.

16. Носов, Н.А. Виртуальная психология. - М.: Аграф, 2000.

17. Руднев, В.П. Энциклопедический словарь культуры XX в. Ключевые понятия и тексты. - М.: Аграф, 2001.

Статья написана при финансовой поддержке совместного гранта РГНФ - Мин ОКН Монголии (проект № 08-04-92306 а/О) «Специфика проявления культурных констант России и Монголии в трансграничной области на Алтае».

Статья поступила в редакцию 6.11.09

УДК 130:7.031.5(519.3)

М.Ю. Шишин, д-р филос. наук, проф. АлтГАКИ, г. Барнаул, E-mail: altgaki@gmail.com

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КАНОН БУДДИЙСКОГО ИСКУССТВА МОНГОЛИИ КАК КОНСТАНТА КУЛЬТУРЫ

В начале статьи на примере горлового пения алтайцев (кая) рассматриваются сущностные основания и ключевые атрибуты констант культуры. Далее выявленные закономерности используются при анализе художественного канона буддийского искусства Монголии, рассматриваемом как константа культуры.

Ключевые слова: константа культуры, интуитивное познание, онтология, эпическое сказание, художественный канон, буддийское искусство, Монголия, иконометрия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.