Научная статья на тему 'Константы и коды современной литературы: теория и практика (Некрасова И. Современная русская проза : закономерности, тенденции, имена : научно-методическое пособие. – Brno : Tribun EU, 2018. – 208 с.)'

Константы и коды современной литературы: теория и практика (Некрасова И. Современная русская проза : закономерности, тенденции, имена : научно-методическое пособие. – Brno : Tribun EU, 2018. – 208 с.) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
259
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современный литературный процесс России / авторские жанры / документализм / интертекстуальность. / modern literary process of Russia / authors’ genres / documentary reflection / intertex- tuality.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Герасимова Людмила Ефимовна, Алтынбаева Гульнара Монеровна

Статья является рецензией на книгу И. В. Некрасовой, посвященную современной русской литературе последних лет. Автор научно-методического пособия дает анализ новейших тенденций сюжетосложения, жанровых модификаций, стратегий автобиографизма, типологии современных героев, взаимодействия художественной прозы с кинодраматургией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Герасимова Людмила Ефимовна, Алтынбаева Гульнара Монеровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Invariables and Codes of the Modern Literature: Theory and Practice (Nekrasova I. Modern Russian Prose: Patterns, Tendences, Names. Scientific and methodological guide. – Brno: Tribun EU, 2018. – 208 p.)

This article is a review of the book by I. V. Nekrasova, dedicated to modern Russian Literature of recent years. The author of this manual presents the analysis of the newest tendences in plodformation, genre modifications, authobiographic strategies and the typology of modern characters. It also highlights the interrelations of fiction and cinematography.

Текст научной работы на тему «Константы и коды современной литературы: теория и практика (Некрасова И. Современная русская проза : закономерности, тенденции, имена : научно-методическое пособие. – Brno : Tribun EU, 2018. – 208 с.)»

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2019. Т. 19, вып. 2

КРИТИКА И

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ

УДК 821.161.109

Константы и коды современной литературы: теория и практика

(Некрасова И. Современная русская проза : закономерности, тенденции, имена : научно-методическое пособие. - Brno : Tribun EU, 2018. - 208 с.)

Л. Е. Герасимова, Г. М. Алтынбаева

Герасимова Людмила Ефимовна, кандидат филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, [email protected]

Алтынбаева Гульнара Монеровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. П Чернышевского, [email protected]

Статья является рецензией на книгу И. В. Некрасовой, посвященную современной русской литературе последних лет. Автор научно-методического пособия дает анализ новейших тенденций сюжетосложения, жанровых модификаций, стратегий автобиографизма, типологии современных героев, взаимодействия художественной прозы с кинодраматургией. Ключевые слова: современный литературный процесс России, авторские жанры, документа-лизм, интертекстуальность.

Invariables and Codes of the Modern Literature: Theory and Practice

(Nekrasova I. Modern Russian Prose: Patterns, Tendences, Names. Scientific and methodological guide. - Brno: Tribun EU, 2018. - 208 p.)

L. Ye. Gerasimova, G. M. Altynbayeva

Ludmila Ye. Gerasimova, http://orcid.org/0000-0002-1677-3388, Saratov State University, 83 Astra-khanskaya St., Saratov 410012, Russia, [email protected]

Gulnara M. Altynbayeva, http://orcid.org/0000-0001-5168-7138, Saratov State University, 83 Astra-khanskaya St., Saratov 410012, Russia, [email protected]

This article is a review of the book by I. V. Nekrasova, dedicated to modern Russian Literature of recent years. The author of this manual presents the analysis of the newest tendences in plod-formation, genre modifications, authobiographic strategies and the typology of modern characters. It also highlights the interrelations of fiction and cinematography.

Keywords: modern literary process of Russia, authors' genres, documentary reflection, intertex-tuality.

DOI: https://doi.org/10.18500/1817-7115-2019-19-2-246-248

Книга И. В. Некрасовой - один из самых интересных обзоров современной прозы. Необычна композиция книги: обозначив ближайшие истоки современной литературы, автор даёт подвижную, многокрасочную, богатую картину прозы конца Хх - начала XXI в. (вплоть до 2018 г.), в которой вырисовываются тенденции, художественные стратегии, и только потом восходит к традициям русской классики, по-разному преломляемым писателями-современниками. Смена масштабов видения создаёт объём исследования, уточняет аксиологические критерии.

Ещё одна притягательная особенность книги И. В. Некрасовой: анализ произведения начинается с его художественной формы, в которой

© Герасимова Л. Е, Алтынбаева Г. М, 2019

Л. Е. Герасимова, Г. М. Алтынбаева. Константы и коды современной литературы

видятся смыслы - неповторимо-авторские, поко-ленческие, со-временные.

В калейдоскопичной литературе рубежа ХХ-XXI вв. И. В. Некрасова стремится увидеть аккумулированные этой литературой «разнообразные художественные тенденции, эстетические изыски, творческие методы» (с. 22) и периода «оттепели», и времени «стагнации», и первых лет свободы.

Анализ новейшего периода русской литературы начинается с тенденций сюжетостроения в прозе. В этом разделе рассматриваются разные по своим художественным качествам произведения: сборник рассказов Т. Толстой «Река Оккервиль», романы Л. Улицкой, И. Грековой, Д. Рубиной, Е. Чижовой, А. Слаповского, В. Пелевина, Д. Быкова, Т. Кибирова, Г. Щербаковой и др. Литературовед не уходит от оценки художественного уровня текста - оценки корректной и доказательной, но исследовательский интерес сосредоточен на тех особенностях сюжетостроения, которые присущи и «высокой прозе», и массовой продукции (читая, задаёшься вопросом: как происходит взаимовлияние, взаимопересечение разных сфер литературы?).

Среди самых интересных аспектов сюжетного анализа - приёмы хронотопа, интертекстуальные контексты, практика драматизации прозы, игра автора с читателем. Тонко проанализированы музыкальные контексты, «филологическая составляющая», особенности метатекта в «Зелёном шатре» Л. Улицкой, в романе Е. Чижовой «Терракотовая старуха», в романе Д. Быкова «Июнь».

Через всю книгу проходят наблюдения автора над взаимодействием современной прозы с другими родами литературы, другими видами искусства, например с кинематографом.

Один из самых богатых новейшим материалом - раздел III «Жанровые контаминации и модификации, создание "авторских жанров", жанровые уточнения и "новообразования"». Представив россыпь писательских обозначений жанра - от кокетливо-претенциозных до обещающе-конструктивных, И. В. Некрасова утверждает: «Стремление современных авторов расширить -точнее, наверное, углубить - возможности заголовочного комплекса можно только приветствовать. "Приговаривание", уточнение авторской позиции, непосредственная коммуникация с реципиентом, ориентация на адресата художественного текста - все эти моменты не просто допустимы, а желательны в условиях современного общества, привыкшего к определенному "матричному" поведению и восприятию» (с. 109). Наблюдение и примеры убедительны, но нельзя не отметить, что в массовой литературе обозначенная тенденция приобретает технологически-обязательный характер, доходя до границ пошлой травестии1.

Среди стратегий развития современного литературного процесса И. В. Некрасова справедливо выделяет документальность и автобиографизм. Опыт исследования прозы В. Шаламова в пред-

шествующих книгах Ирины Владимировны позволяет ей глубоко и актуально поставить вопросы о природе документа, о формах автобиографизма в художественном произведении, о соотношении fiction и non-fiction в литературе ХХ и XXI вв. Уместно включён в разговор о современной прозе экскурс в теорию документальных жанров, развиваемую отечественными и зарубежными учёными. «Достоверность, опора на подлинные события, автобиографизм - это бесспорная и устойчивая традиция отечественной словесности,

- пишет И. В. Некрасова. - Названные свойства можно считать константами, кодами русской литературы - как классической, так и современной» (с. 111).

Прочитанная по этим кодам современная проза открывает новые возможности автобиографизма и раздвигает границы романа. Мемуарность и особые формы автобиографизма И. В. Некрасова наблюдает в текстах, ранее не исследованных в этом аспекте. Интересно сопоставлены книга Л. Улицкой «Священный мусор» и её роман «Лестница Якова»; показано, как на глазах читателя меняется мера условности в современных автобиографических повестях. Соотношение факта и вымысла, дистанция между автором и автобиографическим героем актуальны не только для литературы. Документальный и псевдодокументальный дискурс эксплуатируются в социальных сетях, «"жизнь напоказ" становится нормой» (с. 130). «Документ в сегодняшних литературных текстах, - итожит свои многолетние наблюдения Ирина Владимировна, -воспринимается как определенный тип нарратива, как способ повествования, как особенный "режим восприятия текста"» (с. 130).

Обзор современной прозы завершается в книге разделом V «Традиции, темы, мотивы русской классики и их развитие в современной прозе». Традиция «лагерной прозы» просматривается от Достоевского, Солженицына, Шаламова до произведений XXI в. Новый аспект темы, свежий взгляд на трагические события 30-х гг. отмечается в романе Г. Яхиной «Зулейха открывает глаза», продолжение шаламовской традиции угадывается в романе Е. Водолазкина «Авиатор» и в романе А. Олеха « Безымянлаг». В дополнение к размышлениям И. В. Некрасовой о движении лагерной темы в современной русской прозе приходится с горечью сказать о редукции, а то и травестии темы в ряде сегодняшних произведений. Д. Быков в романе «Оправдание» скрыто полемизирует с Солженицыным, в фантастическом плане развивая идею о сверхчеловеках, выковываемых в лагерях и укрепляющих страну. З. Прилепин полемизирует открыто, назвав « Архипелаг ГУЛАГ» «сборником лагерных баек» и создавая в романе «Обитель» образ начальника лагеря Эйхманиса

- блестящего, талантливого менеджера, парадоксального и элегантного, карикатурные образы священников, уводя читателя от политического и духовного осмысления силы, породившей лагерь,

Критика и библиография

247

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2019. Т. 19, вып. 2

и утверждая: «Человек тёмен и страшен, но мир человечен и тёпел»2.

Ещё одна неизбывная тема литературы -Великая Отечественная война. И. В. Некрасова обращает внимание прежде всего на поиск «новой правды» в военной прозе рубежа ХХ-ХХ1 вв. Действительно, новые грани правды о войне открываются в «воспоминательной прозе». В книге убедительно анализируются повесть Л. Петру-шевской «Маленькая девочка из "Метрополя"» и роман Л. Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик». «Перед нами - не личностный, живой отклик на трагические дни войны, - пишет И. В. Некрасова, - а воссоздание ее контекста в гранях человеческих судеб» (с. 166). Этот контекст она интерпретирует как предельную ситуацию, раскрывающую смысл человеческой жизни, как доминанту последующего поведения героя.

Подключаясь к глубинным традициям русской литературы, прозаики выдвигают на первый план вопросы нравственности, духовности. Автор рецензируемой книги показывает это в сравнении повести Ю. Вознесенской «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами», написанной с последовательно христианских позиций, и гуманистически-толерантной повести Л. Улицкой «Весёлые похороны». «Человек мира» Алик показан Улицкой как удачное соединение разных религиозных представлений, ритуалов, обычаев. Талант толерантного синтеза притягивает к нему самых разных людей - и священников, и мирян. И. В. Некрасова точно прочитывает в повести мысль: «... значима не принадлежность к определённой конфессии, а нравственная сила, человеческое взаимопонимание» (с. 145); анализируя сюжетное движение, систему деталей, констатирует: «Проблема веры и религии, заявленная как важная и сюжетообразу-ющая, преобразуется в повести в проблему духовности и нравственности, чистоты и искренности человеческих отношений» (с. 147). На наш взгляд, не преобразуется, а подменяется. Во многих произведениях Л. Улицкой (и не только её) последовательность религиозных взглядов отождествляется с фанатизмом, а эклектика - с силой интеллекта и глубиной натуры. К сожалению, «модная» религиозная тема развивается современными прозаиками нередко в духе «нового гуманизма».

Никакой обзор современной прозы не может обойти проблему «героя времени», и тут

в книге И. В. Некрасовой много интересного: размышления о герое/негерое в произведениях В. Маканина, С. Бабаяна, о «лишнем человеке» в прозе А. Иванова, Д. Быкова, А. Слаповского, Р. Сенчина. Ирина Владимировна обнаруживает новый (и, конечно же, традиционный) тип героя времени - бабушку в повестях Г. Щербаковой, И. Кочергина, П. Санаева, А. Снегирёва, Е. Чижовой. Домашнее, родовое в прозе наших дней исследователь рассматривает как отражение/ преображение классических традиций, показывает и спор с традицией. Интересно прослежено движение ещё одного «традиционного, но неоднозначного образа русской литературы» (с. 155) - образа учителя, наставника («Зелёный шатер» Л. Улицкой, «Географ глобус пропил» А. Иванова, «Учитель Дымов» С. Кузнецова и др.).

Преподаватели вузов, колледжей, гимназий будут благодарны И. В. Некрасовой за богатое «Методическое сопровождение». Планы практических занятий охватывают период от «оттепели» до наших дней. Программы учебных конференций задуманы с целью освоения современных исследовательских технологий в процессе изучения современной прозы, например, конференция по журнальной прозе (2016-2018 гг.), дискуссия «Современные писатели как критики». В качестве учебных заданий предлагается составление электронной хрестоматии произведений, опубликованных в текущем году, создание медиа-презентаций. В пособии даны вопросы для самостоятельного изучения и задания для самостоятельного исследования, темы докладов и курсовых работ, обширный список литературы, вплоть до 2018 г.

У книги И. В. Некрасовой открытый финал: дав богатый материал и для начинающих исследователей, и для профессионалов, выявив тенденции современной прозы, автор для читателей и для себя намечает новые заманчивые пути, аспекты анализа словесности, сохраняющей наше время, длящей его, а в самых высших образцах и транс-цендирующей его.

Примечания

1 См., например: Черняк В., Черняк М. Массовая литература в понятиях и терминах : учеб. словарь-справочник. М., 2018. С. 51-55.

2 Прилепин З. Обитель : роман. М., 2014. С. 746.

Образец для цитирования:

Герасимова Л. Е., Алтынбаева Г. М. Константы и коды современной литературы: теория и практика // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2019. Т. 19, вып. 2. С. 246-248. DOI: https://doi.org/10.18500/1817-7115-2019-19-2-246-248

Cite this article as:

Gerasimova L. Ye., Altynbayeva G. M. Invariables and Codes of the Modern Literature: Theory and Practice. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philology. Journalism, 2019, vol. 19, iss. 2, рр. 246-248 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/1817-7115-2019-19-2-246-248

248

Научный отдел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.