Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2019. Т. 19, вып. 2
КРИТИКА И
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ
УДК 821.161.109
Константы и коды современной литературы: теория и практика
(Некрасова И. Современная русская проза : закономерности, тенденции, имена : научно-методическое пособие. - Brno : Tribun EU, 2018. - 208 с.)
Л. Е. Герасимова, Г. М. Алтынбаева
Герасимова Людмила Ефимовна, кандидат филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, [email protected]
Алтынбаева Гульнара Монеровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. П Чернышевского, [email protected]
Статья является рецензией на книгу И. В. Некрасовой, посвященную современной русской литературе последних лет. Автор научно-методического пособия дает анализ новейших тенденций сюжетосложения, жанровых модификаций, стратегий автобиографизма, типологии современных героев, взаимодействия художественной прозы с кинодраматургией. Ключевые слова: современный литературный процесс России, авторские жанры, документа-лизм, интертекстуальность.
Invariables and Codes of the Modern Literature: Theory and Practice
(Nekrasova I. Modern Russian Prose: Patterns, Tendences, Names. Scientific and methodological guide. - Brno: Tribun EU, 2018. - 208 p.)
L. Ye. Gerasimova, G. M. Altynbayeva
Ludmila Ye. Gerasimova, http://orcid.org/0000-0002-1677-3388, Saratov State University, 83 Astra-khanskaya St., Saratov 410012, Russia, [email protected]
Gulnara M. Altynbayeva, http://orcid.org/0000-0001-5168-7138, Saratov State University, 83 Astra-khanskaya St., Saratov 410012, Russia, [email protected]
This article is a review of the book by I. V. Nekrasova, dedicated to modern Russian Literature of recent years. The author of this manual presents the analysis of the newest tendences in plod-formation, genre modifications, authobiographic strategies and the typology of modern characters. It also highlights the interrelations of fiction and cinematography.
Keywords: modern literary process of Russia, authors' genres, documentary reflection, intertex-tuality.
DOI: https://doi.org/10.18500/1817-7115-2019-19-2-246-248
Книга И. В. Некрасовой - один из самых интересных обзоров современной прозы. Необычна композиция книги: обозначив ближайшие истоки современной литературы, автор даёт подвижную, многокрасочную, богатую картину прозы конца Хх - начала XXI в. (вплоть до 2018 г.), в которой вырисовываются тенденции, художественные стратегии, и только потом восходит к традициям русской классики, по-разному преломляемым писателями-современниками. Смена масштабов видения создаёт объём исследования, уточняет аксиологические критерии.
Ещё одна притягательная особенность книги И. В. Некрасовой: анализ произведения начинается с его художественной формы, в которой
© Герасимова Л. Е, Алтынбаева Г. М, 2019
Л. Е. Герасимова, Г. М. Алтынбаева. Константы и коды современной литературы
видятся смыслы - неповторимо-авторские, поко-ленческие, со-временные.
В калейдоскопичной литературе рубежа ХХ-XXI вв. И. В. Некрасова стремится увидеть аккумулированные этой литературой «разнообразные художественные тенденции, эстетические изыски, творческие методы» (с. 22) и периода «оттепели», и времени «стагнации», и первых лет свободы.
Анализ новейшего периода русской литературы начинается с тенденций сюжетостроения в прозе. В этом разделе рассматриваются разные по своим художественным качествам произведения: сборник рассказов Т. Толстой «Река Оккервиль», романы Л. Улицкой, И. Грековой, Д. Рубиной, Е. Чижовой, А. Слаповского, В. Пелевина, Д. Быкова, Т. Кибирова, Г. Щербаковой и др. Литературовед не уходит от оценки художественного уровня текста - оценки корректной и доказательной, но исследовательский интерес сосредоточен на тех особенностях сюжетостроения, которые присущи и «высокой прозе», и массовой продукции (читая, задаёшься вопросом: как происходит взаимовлияние, взаимопересечение разных сфер литературы?).
Среди самых интересных аспектов сюжетного анализа - приёмы хронотопа, интертекстуальные контексты, практика драматизации прозы, игра автора с читателем. Тонко проанализированы музыкальные контексты, «филологическая составляющая», особенности метатекта в «Зелёном шатре» Л. Улицкой, в романе Е. Чижовой «Терракотовая старуха», в романе Д. Быкова «Июнь».
Через всю книгу проходят наблюдения автора над взаимодействием современной прозы с другими родами литературы, другими видами искусства, например с кинематографом.
Один из самых богатых новейшим материалом - раздел III «Жанровые контаминации и модификации, создание "авторских жанров", жанровые уточнения и "новообразования"». Представив россыпь писательских обозначений жанра - от кокетливо-претенциозных до обещающе-конструктивных, И. В. Некрасова утверждает: «Стремление современных авторов расширить -точнее, наверное, углубить - возможности заголовочного комплекса можно только приветствовать. "Приговаривание", уточнение авторской позиции, непосредственная коммуникация с реципиентом, ориентация на адресата художественного текста - все эти моменты не просто допустимы, а желательны в условиях современного общества, привыкшего к определенному "матричному" поведению и восприятию» (с. 109). Наблюдение и примеры убедительны, но нельзя не отметить, что в массовой литературе обозначенная тенденция приобретает технологически-обязательный характер, доходя до границ пошлой травестии1.
Среди стратегий развития современного литературного процесса И. В. Некрасова справедливо выделяет документальность и автобиографизм. Опыт исследования прозы В. Шаламова в пред-
шествующих книгах Ирины Владимировны позволяет ей глубоко и актуально поставить вопросы о природе документа, о формах автобиографизма в художественном произведении, о соотношении fiction и non-fiction в литературе ХХ и XXI вв. Уместно включён в разговор о современной прозе экскурс в теорию документальных жанров, развиваемую отечественными и зарубежными учёными. «Достоверность, опора на подлинные события, автобиографизм - это бесспорная и устойчивая традиция отечественной словесности,
- пишет И. В. Некрасова. - Названные свойства можно считать константами, кодами русской литературы - как классической, так и современной» (с. 111).
Прочитанная по этим кодам современная проза открывает новые возможности автобиографизма и раздвигает границы романа. Мемуарность и особые формы автобиографизма И. В. Некрасова наблюдает в текстах, ранее не исследованных в этом аспекте. Интересно сопоставлены книга Л. Улицкой «Священный мусор» и её роман «Лестница Якова»; показано, как на глазах читателя меняется мера условности в современных автобиографических повестях. Соотношение факта и вымысла, дистанция между автором и автобиографическим героем актуальны не только для литературы. Документальный и псевдодокументальный дискурс эксплуатируются в социальных сетях, «"жизнь напоказ" становится нормой» (с. 130). «Документ в сегодняшних литературных текстах, - итожит свои многолетние наблюдения Ирина Владимировна, -воспринимается как определенный тип нарратива, как способ повествования, как особенный "режим восприятия текста"» (с. 130).
Обзор современной прозы завершается в книге разделом V «Традиции, темы, мотивы русской классики и их развитие в современной прозе». Традиция «лагерной прозы» просматривается от Достоевского, Солженицына, Шаламова до произведений XXI в. Новый аспект темы, свежий взгляд на трагические события 30-х гг. отмечается в романе Г. Яхиной «Зулейха открывает глаза», продолжение шаламовской традиции угадывается в романе Е. Водолазкина «Авиатор» и в романе А. Олеха « Безымянлаг». В дополнение к размышлениям И. В. Некрасовой о движении лагерной темы в современной русской прозе приходится с горечью сказать о редукции, а то и травестии темы в ряде сегодняшних произведений. Д. Быков в романе «Оправдание» скрыто полемизирует с Солженицыным, в фантастическом плане развивая идею о сверхчеловеках, выковываемых в лагерях и укрепляющих страну. З. Прилепин полемизирует открыто, назвав « Архипелаг ГУЛАГ» «сборником лагерных баек» и создавая в романе «Обитель» образ начальника лагеря Эйхманиса
- блестящего, талантливого менеджера, парадоксального и элегантного, карикатурные образы священников, уводя читателя от политического и духовного осмысления силы, породившей лагерь,
Критика и библиография
247
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2019. Т. 19, вып. 2
и утверждая: «Человек тёмен и страшен, но мир человечен и тёпел»2.
Ещё одна неизбывная тема литературы -Великая Отечественная война. И. В. Некрасова обращает внимание прежде всего на поиск «новой правды» в военной прозе рубежа ХХ-ХХ1 вв. Действительно, новые грани правды о войне открываются в «воспоминательной прозе». В книге убедительно анализируются повесть Л. Петру-шевской «Маленькая девочка из "Метрополя"» и роман Л. Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик». «Перед нами - не личностный, живой отклик на трагические дни войны, - пишет И. В. Некрасова, - а воссоздание ее контекста в гранях человеческих судеб» (с. 166). Этот контекст она интерпретирует как предельную ситуацию, раскрывающую смысл человеческой жизни, как доминанту последующего поведения героя.
Подключаясь к глубинным традициям русской литературы, прозаики выдвигают на первый план вопросы нравственности, духовности. Автор рецензируемой книги показывает это в сравнении повести Ю. Вознесенской «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами», написанной с последовательно христианских позиций, и гуманистически-толерантной повести Л. Улицкой «Весёлые похороны». «Человек мира» Алик показан Улицкой как удачное соединение разных религиозных представлений, ритуалов, обычаев. Талант толерантного синтеза притягивает к нему самых разных людей - и священников, и мирян. И. В. Некрасова точно прочитывает в повести мысль: «... значима не принадлежность к определённой конфессии, а нравственная сила, человеческое взаимопонимание» (с. 145); анализируя сюжетное движение, систему деталей, констатирует: «Проблема веры и религии, заявленная как важная и сюжетообразу-ющая, преобразуется в повести в проблему духовности и нравственности, чистоты и искренности человеческих отношений» (с. 147). На наш взгляд, не преобразуется, а подменяется. Во многих произведениях Л. Улицкой (и не только её) последовательность религиозных взглядов отождествляется с фанатизмом, а эклектика - с силой интеллекта и глубиной натуры. К сожалению, «модная» религиозная тема развивается современными прозаиками нередко в духе «нового гуманизма».
Никакой обзор современной прозы не может обойти проблему «героя времени», и тут
в книге И. В. Некрасовой много интересного: размышления о герое/негерое в произведениях В. Маканина, С. Бабаяна, о «лишнем человеке» в прозе А. Иванова, Д. Быкова, А. Слаповского, Р. Сенчина. Ирина Владимировна обнаруживает новый (и, конечно же, традиционный) тип героя времени - бабушку в повестях Г. Щербаковой, И. Кочергина, П. Санаева, А. Снегирёва, Е. Чижовой. Домашнее, родовое в прозе наших дней исследователь рассматривает как отражение/ преображение классических традиций, показывает и спор с традицией. Интересно прослежено движение ещё одного «традиционного, но неоднозначного образа русской литературы» (с. 155) - образа учителя, наставника («Зелёный шатер» Л. Улицкой, «Географ глобус пропил» А. Иванова, «Учитель Дымов» С. Кузнецова и др.).
Преподаватели вузов, колледжей, гимназий будут благодарны И. В. Некрасовой за богатое «Методическое сопровождение». Планы практических занятий охватывают период от «оттепели» до наших дней. Программы учебных конференций задуманы с целью освоения современных исследовательских технологий в процессе изучения современной прозы, например, конференция по журнальной прозе (2016-2018 гг.), дискуссия «Современные писатели как критики». В качестве учебных заданий предлагается составление электронной хрестоматии произведений, опубликованных в текущем году, создание медиа-презентаций. В пособии даны вопросы для самостоятельного изучения и задания для самостоятельного исследования, темы докладов и курсовых работ, обширный список литературы, вплоть до 2018 г.
У книги И. В. Некрасовой открытый финал: дав богатый материал и для начинающих исследователей, и для профессионалов, выявив тенденции современной прозы, автор для читателей и для себя намечает новые заманчивые пути, аспекты анализа словесности, сохраняющей наше время, длящей его, а в самых высших образцах и транс-цендирующей его.
Примечания
1 См., например: Черняк В., Черняк М. Массовая литература в понятиях и терминах : учеб. словарь-справочник. М., 2018. С. 51-55.
2 Прилепин З. Обитель : роман. М., 2014. С. 746.
Образец для цитирования:
Герасимова Л. Е., Алтынбаева Г. М. Константы и коды современной литературы: теория и практика // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2019. Т. 19, вып. 2. С. 246-248. DOI: https://doi.org/10.18500/1817-7115-2019-19-2-246-248
Cite this article as:
Gerasimova L. Ye., Altynbayeva G. M. Invariables and Codes of the Modern Literature: Theory and Practice. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philology. Journalism, 2019, vol. 19, iss. 2, рр. 246-248 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/1817-7115-2019-19-2-246-248
248
Научный отдел