Научная статья на тему 'КОНСТАНЦИЙ ЛИОНСКИЙ И "ЖИТИЕ ГЕРМАНА ОСЕРСКОГО"'

КОНСТАНЦИЙ ЛИОНСКИЙ И "ЖИТИЕ ГЕРМАНА ОСЕРСКОГО" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
82
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГИОГРАФИЯ / HAGIOGRAPHY / СВ. ГЕРМАН ОСЕРСКИЙ / КОНСТАНЦИЙ ЛИОНСКИЙ / CONSTANTIUS OF LYON / ST. GERMANUS OF AUXERRE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бабина Александра Аркадьевна, Тюленев Владимир Михайлович

В статье дается краткая характеристика «Жития св. Германа Осерского», написанного Констанцием Лионским ок. 480 г. Уточняются основные цели, которые преследовал автор, а также особенности изображения жизни святого. Статья служит предисловием к публикации перевода фрагмента из жития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constantius of Lyon and The Vita Germani

The article contains a brief characteristic of the Vita Germani, written by Constantius of Lyons approx. 480. The main aims pursued by the author as well as some features of the description of life of the Saint are specified here. The article is a preface to the publication of the translation of a fragment from Vita Germani

Текст научной работы на тему «КОНСТАНЦИЙ ЛИОНСКИЙ И "ЖИТИЕ ГЕРМАНА ОСЕРСКОГО"»

КОНСТАНЦИЙ ЛИОНСКИЙ

А. А. Бабина, В. М. Тюленев

(Иваново)

КОНСТАНЦИЙ ЛИОНСКИЙ И «ЖИТИЕ ГЕРМАНА ОСЕРСКОГО»

В статье дается краткая характеристика «Жития св. Германа Осерского», написанного Констанцием Лионским ок. 480 г. Уточняются основные цели, которые преследовал автор, а также особенности изображения жизни святого. Статья служит предисловием к публикации перевода фрагмента из жития.

Ключевые слова: агиография, св. Герман Осерский, Констанций Лионский.

«Житие Германа, епископа Осерского», перевод отрывка из которого публикуется ниже, - единственный известный науке литературный труд Констанция, пресвитера из Лугдуна (совр. Лион). Об этом служителе Церкви и писателе, чье творчество приходится на V столетие, известно крайне мало, хотя он был, судя по всему, довольно известной для своего времени личностью. Он состоял в переписке с Сидонием Аполлинарием, который как раз и приводит о нем отрывочные сведения, благодаря которым мы можем хоть как-то судить о нем. Сидоний пишет о Констанции как о поэте, превосходно владевшим гекзаметром1, называет его «мужем исключительного дарования»2 и адресует ему четыре своих послания3. В то же время остаются неизвестными не только сочинения самого Констанция (кроме жития Германа), но даже их названия4. Между тем, нет никаких основа-

© Бабина А. А., Тюленев В. М., 2016

1 Sid. Apoll. Ep. 11.10.3.

2 Sid. Apoll. Ep.IX.16.1.

3 Sid. Apoll. Ep.I.1; III.2; VII.18; VIII.16.

4 Биография Констанция, по понятным причинам, не попадает в De viris illustribus Геннадия Массилийского. У Исидора же

41

ний сомневаться в том, что Констанций, имея римское, классическое образование и водя дружбу с известными литераторами, упражнялся в эпистолографии, писал стихотворные сочинения.

Время написания «Жития Германа»традиционно относят к 480 г.1, когда с момента описываемых событий минуло не менее пятидесяти лет, а сам Констанций был уже стар2.

Очевидно, что житие Германа, как и другие агиографические произведения того времени, было создано Констанцием, прежде всего, для прославления святого и сохранения памяти о нем. Однако наряду с этой, первоочередной целью Констанция как автора жития исследователи пытаются выявить в его тексте дополнительные смыслы и идеологические задачи.

Благодаря тому, что значительное место в житии отведено рассказу о поездке св. Германа в Британию, несложно услышать в тексте Констанция антипелагианское звучание3, хотя он и не вдается в религиозную полемику относительно Божественной благодати. В то же время обращает на себя внимание неоднократно сделанный автором упор на апелляции его героя к помощи Св. Троицы. Это дает основание предполагать, что наряду с полемикой против пелагианства в тексте могут быть обнаружены следы противостояния никейцев и ариан4. Тем более, если учесть остроту религиозного вопроса на континенте, усиление конфликта между партиями в условиях нашествия германцев-ариан, то стремление ортодоксального автора утвердить истину даже в неполемическим по жанру сочинении не удивительно. Так, отрывок, публикуемый в настоящем издании, включает в себя рассказ о возвращении епископом голоса петухам (§ 11). За

Севильского в одноименном сочинении он упомянут лишь мимоходом и именно как автор «Жития Германа» (Isid. Sev. De vir. Ill.21).

1 Bardy G. Constance de Lyon biographe de Saint Germain d'Auxerre // Saint Germain d'Auxerreet Son Temps / Ed. G. Bardy. Auxerre, 1950. P. 111; PlacíM. Germaind'Auxerre par Constance de Lyon. Neuchatel, 2007. P. 5 (URL: http://www2.unine.ch/repository/default/content/sites/ia/files/shared/docume nts/theses_travParticuliers/TravauxPartic_Placi_Mauro.pdf)

2 Vermaat R. Constantius of Lyon - de Vita sancta Germani (URL: www.vortigernstudies.org.uk/artsou/constant.htm)

3 Karen G. Gildas's "De ExcidioBritonum" and the Early British Church. Woodbridge: Boydell& Brewer, 2009. P. 111.

4 Plací M. Op. cit. P. 8.

счет игры слов (galli = Galli) у читателя должно возникнуть понимание того, что галлы вновь обрели голос (по сути, использовать Слово) благодаря епископу, исповедующему Троицу.

В числе других целей жития исследователи обнаруживают также стремление агиографа создать новый культ - св. Германа - в противовес распространенному в это время культу св. Мартина1. Используя аллюзии на «Житие св. Мартина Тур-ского» Сульпиция Севера, Констанций фактически уравнивает двух святых, одинаково прославившихся своими добродетелями и творимыми через них чудесами.

Житие, состоящее из 46 отрывков, открывается риторическим вступлением из двух писем. Первое адресовано епископу лионскому Патиенту (с 450 по 494 г.), которого Констанций называет «блаженнейшим апостольским господином», «патроном» и «папой» (domino beatissimo apostolico... patron Patienti papae). Из письма следует, что житие написано по просьбе именно лионского епископа (imperasti saepissime, ut vitam sancti Germani episcope... traderem). Второе - епископу Цензурию, ставшему третьим после Германа епископом Осера. Именно в этих коротких письмах Констанций демонстрирует свои риторские навыки, любовь к изысканной речи, которая, быть может, не столь прослеживается по тексту жития. В центре повествования Констанция - епископ Осера и один из наиболее почитаемых святых Галлии, Герман (ок. 378-448 гг.). Этот епископ известен двумя своими посещениями Британии, где он способствовал созданию монастырей и борьбе с пелагианской ересью. Кроме того, Герман Осерский вместе с Мартином Турским считается родоначальником монашества галльского типа2.

В целом житие подчинено тем правилам агиографии, которые постепенно утверждались в латинской христианской литературе, и представляет собой последовательное изложение жизненного пути и религиозных подвигов святого. Однако Констанций лишь в общих фразах сообщает о жизни святого до ру-

1 Egmond W. S. van. Conversing with the Saints: Communication in Pre-Carolingian Hagiography from Auxerre. Turnhout: Brepols, 2006. P. 33.

2 Мирри Л. Герман Оксеррский // Католическая энциклопедия: в 5 т. Т. 1. А-З. М., 2002. С. 1268.

коположения его в епископы. Из первых отрывков жития мы узнаем, что Герман был рожден в городе Осер и происходил из богатой, знатной семьи; что он получил блестящее образование, изучал право и стал адвокатом (§ 1). Женившись на благочестивой девушке, он занял в Галлии высокий пост. Когда скончался осерский епископ Аматор, по единогласному решению народа, Герман, вопреки его желанию, был избран епископом (§ 1-2). Оставив мирское служение, он раздал свое имущество бедным, стал жить с женой как брат с сестрой и предался аскетическим подвигам. Так, Констанций пишет, что в любую погоду святитель Герман носил один и тот же капюшон и плащ и не менял их, пока они не превращались в лохмотья, спал одетым, не снимая обуви, на убогой подстилке, наполненной углями (§ 3-4). Также Констанций упоминает, что в начале своего епископского служения Герман основал на берегу р. Икавны (совр. Йонны) монастырь (§ 6).

Весь период между избранием Германа на епископскую кафедру и его первой миссией в Британию агиограф заполняет описанием добродетелей и чудес святого. Первый визит епископа в Британию для борьбы с ересью пелагианства автор описал настолько подробно, что он кажется одним из важнейших событий в служении Германа. Именно эти отрывки, повествующие о миссии Германа в Британию, а также рассказы о чудесах, совершенных святым до этого плавания, и о поездке его в Арелат для защиты интересов своей паствы мы и публикуем в настоящем выпуске альманаха.

Эти отрывки вполне позволяют увидеть и риторические особенности жития, основные поднимаемые в нем темы, способы изображения чудес, и некоторые исторические реалии V в., в том числе место епископа в жизни своего города, решение им не только религиозных, но и мирских вопросов. Так, если плавание Германа в Британию с целью утвердить августиновскую соте-риологическую доктрину в противовес пелагианству (§ 12-18) показывает его духовным патроном, радетелем религиозной истины, то поездка его в Арелат с целью защиты города от чрезмерного налогового бремени (§ 19-24) представляет его защит-

ником мирских интересов своей паствы, что для Запада V в. вообще оказывалось нормой1.

Житие вообще богато на историческую информацию. Оно дает яркую характеристику повседневной жизни в Галлии второй четверти V в., множество топонимов, имен участников тех событий, многие из которых известны только благодаря этому тексту. В то же время интересно, что текст, описывающий эпоху, полную серьезных испытаний, практически ничего не говорит ни о варварских вторжениях, ни о серьезных конфликтах между центральной властью и провинциями. Единственным исключением, пожалуй, является рассказ о событиях в Арморике 447-448 гг., связанных с мятежом багаудов, когда епископ вынужден был вмешаться в разрешении конфликта, выступив защитником армориканцев от царя аланов Гоара (§ 28).

Житие Германа оказало влияние и на последующую литературу. Так, зависимость от труда Констанция Лионского обнаруживается в «Житии св. Геновефы», «Житие св. Аматора»; довольно активно житие Германа использовал Беда Достопочтенный, включивший в «Церковную историю народа англов» несколько отрывков из труда Констанция Лионского.

CONSTANTIUS OF LYON AND THE VITA GERMANI Aleksandra A. Babina, Vladimir M. Tyulenev

The article contains a brief characteristic of the Vita Germani, written by Constantius of Lyons approx. 480. The main aims pursued by the author as well as some features of the description of life of the Saint are specified here. The article is a preface to the publication of the translation of a fragment from Vita Germani.

Key words: hagiography, St. Germanus of Auxerre, Constantius of

Lyon.

1 См. об этом, в частности: Brown P. Power and Persuasion in Late Antiquity: Towards a Christian Empire. Madison, 1992; Izdebski A. Bishops in Late Antique Italy: Social Importance vs. Political Power // Poenix. Vol. LXVI. 2012. № 1-2. P. 158-175

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.