Научная статья на тему 'КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ УШИНСКИЙ О ЗНАЧЕНИИ РЕЧИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ'

КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ УШИНСКИЙ О ЗНАЧЕНИИ РЕЧИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ушинский / родной язык / речь / детская литература / развитие / обучение / воспитание / Ushinsky / native language / speech / children's literature / development / training / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Альбина Борисовна

Статья конкретизирует идеи К.Д. Ушинского о феномене речи в развитии личности: слово является мощным орудием, способным перевернуть сознание человека. Показана актуальность идей великого педагога для современной теории обучения и воспитания в практике обучения родному языку. Выделена значимость речевого развития человека для сохранения народа: речь является механизмом передачи знаний потомкам. Отражена роль семьи в развитии ребенка: семейное воспитание Ушинский считал общественным воспитанием. Рассмотрена многозначительность гармоничного развития разных сторон речи, вербальной и невербальной коммуникации. Охарактеризовано первостепенное значение книг для чтения: в литературе заключена нравственная сила слова. Представлена сверхценность развития у детей дара слова. Подчеркнута важность развития речи как основы формирования личности, ее социализации и взаимодействия с окружающим миром. Представлен результат исследования публикаций в научной электронной библиотеке по проблематике статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KONSTANTIN DMITRIEVICH USHINSKY ABOUT THE IMPORTANCE OF SPEECH IN PERSONAL DEVELOPMENT

The article concretizes the ideas of K.D. Ushinsky about the phenomenon of speech in personality development: the word is a powerful tool that can turn a person’s consciousness around. The relevance of the ideas of the great teacher for the modern theory of teaching and upbringing in the practice of teaching the native language is shown. The importance of human speech development for the preservation of the people is highlighted: speech is a mechanism for transmitting knowledge to descendants. The role of the family in the development of the child is reflected: Ushinsky considered family education to be social education. The significance of the harmonious development of different aspects of speech, verbal and non-verbal communication is considered. The primary importance of books for reading is characterized: literature contains the moral power of the word. The super value of developing the gift of language in children is presented. The importance of speech development is emphasized as the basis for the formation of personality, its socialization and interaction with the outside world. The result of a study of publications in a scientific electronic library on the subject of the article is presented.

Текст научной работы на тему «КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ УШИНСКИЙ О ЗНАЧЕНИИ РЕЧИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ»

УДК 37.032

КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ УШИНСКИЙ О ЗНАЧЕНИИ РЕЧИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

Павлова Альбина Борисовна

доцент кафедры гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин, кандидат педагогических наук, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет», Покровский филиал, г. Покров, Владимирская область, Россия

E-mail: a.b.pavlova@mail.ru

KONSTANTIN DMITRIEVICH USHINSKY ABOUT THE IMPORTANCE OF SPEECH IN PERSONAL DEVELOPMENT

Pavlova Albina Borisovna

Associate Professor of the Department of Humanities and psychological and pedagogical disciplines, candidate of pedagogical sciences, Federal state budget educational institution of higher education

«Moscow Pedagogical State University», Pokrovsky branch, Pokrov, Vladimir region, Russia

E-mail: a.b.pavlova@mail.ru

Аннотация. Статья конкретизирует идеи К.Д. Ушинского о феномене речи в развитии личности: слово является мощным орудием, способным перевернуть сознание человека. Показана актуальность идей великого педагога

для современной теории обучения и воспитания в практике обучения родному языку. Выделена значимость речевого развития человека для сохранения народа: речь является механизмом передачи знаний потомкам. Отражена роль семьи в развитии ребенка: семейное воспитание Ушинский считал общественным воспитанием. Рассмотрена многозначительность гармоничного развития разных сторон речи, вербальной и невербальной коммуникации. Охарактеризовано первостепенное значение книг для чтения: в литературе заключена нравственная сила слова. Представлена сверхценность развития у детей дара слова. Подчеркнута важность развития речи как основы формирования личности, ее социализации и взаимодействия с окружающим миром. Представлен результат исследования публикаций в научной электронной библиотеке по проблематике статьи.

Abstract. The article concretizes the ideas of K.D. Ushinsky about the phenomenon of speech in personality development: the word is a powerful tool that can turn a person's consciousness around. The relevance of the ideas of the great teacher for the modern theory of teaching and upbringing in the practice of teaching the native language is shown. The importance of human speech development for the preservation of the people is highlighted: speech is a mechanism for transmitting knowledge to descendants. The role of the family in the development of the child is reflected: Ushinsky considered family education to be social education. The significance of the harmonious development of different aspects of speech, verbal and non-verbal communication is considered. The primary importance of books for reading is characterized: literature contains the moral power of the word. The super value of developing the gift of language in children is presented. The importance of speech development is emphasized as the basis for the formation of personality, its socialization and interaction with the outside world. The result of a study of publications in a scientific electronic library on the subject of the article is presented.

Ключевые слова: Ушинский, родной язык, речь, детская литература, развитие, обучение, воспитание.

Keywords: Ushinsky, native language, speech, children's literature, development, training, education.

«Родное слово - великий народный педагог» Константин Дмитриевич Ушинский Развитие личности представляет собой сложный процесс взаимодействия человека с социальной средой, в ходе которого происходит адаптация, социализация, индивидуализация самой личности. Эти и другие процессы оказывают значительное влияние на развитие человека.

Среди детерминант, влияющих на развитие личности, выделяют генетику (биологические факторы), окружающую среду (социальные факторы) и педагогическое воздействие (обучение и воспитание). Только благоприятное сочетание вышеперечисленных компонентов, способствует гармоничному формированию и развитию личности. От того, какое будет влияние данных факторов (положительное или отрицательное), зависит результат развития личности человека.

Константин Дмитриевич Ушинский - выдающийся русский педагог и писатель, автор многочисленных трудов по педагогике, психологии, истории и литературе. В своих работах Ушинский уделял особое внимание феномену речи как основному фактору развития личности и общения между людьми. Ученый отмечал, что развитие речи начинается с самого раннего возраста и происходит параллельно с общим развитием ребенка.

Речь не только помогает ребенку выражать свои мысли и чувства, но и служит основой для формирования социальных навыков, выражения своего отношения вербальными и невербальными средствами коммуникации. По мнению Ушинского, развитие речи должно быть всесторонним, включающим в себя развитие устной, письменной речи, а также развитие таких форм коммуникации, как жесты и мимика. Великий педагог подчеркивал, что в каждой стране, в каждой культуре существуют свои особенности использования и восприятия речи. И этот факт необходимо учитывать при

36

обучении детей, при формировании у них навыков речевого взаимодействия.

Константин Дмитриевич придавал огромное значение формированию личности будущего поколения нашей страны. Особенно он выделял это в идее народности. В своих трудах автор описывал «народный идеал человека» [6, с. 124]. Характер человека развивается под влиянием природного и духовного, считал К.Д. Ушинский. Природные наклонности, привычки, убеждения, образ мыслей, образ действий формируются в ребенке с самого раннего детства в семье.

В «Журнале о воспитании» К.Д. Ушинский раскрывает роль семьи в развитии ребенка. Мать и отец, по мнению великого педагога, отвечают за развитие ребенка. «Природа передается из поколения в поколение, развиваясь, изменяясь под влиянием жизни» [5, с. 155]. Семейное воспитание автор считал общественным воспитанием.

Но одними природными факторами развитие не ограничивается. Воспитание и обучение оказывают сильное влияние на формирование личности. Ушинский называл это «второй природой для человека» [Там же, с. 157]. И часто воспитанию приходится бороться с природой человека.

Главной отличительной особенностью человека является речь, то есть способность говорить, писать, слушать, понимать другую речь. Речь является формой общения людей. Именно с помощью речи человечество передает знания следующему поколению. Процесс развития речи является предметом изучения нескольких наук, как медицинских, психологических, так и педагогических.

Лев Семенович Выготский в своем труде «Мышление и речь» считал речь «ключом к пониманию природы человеческого сознания» [1]. Развитие личности - это развитие его мышления. Этот феномен присущ только людям. Способность осознанно говорить является отличительной особенностью разумного человека.

Развитию речи, приобщению человека к культуре речи, родному языку Константин Дмитриевич посвятил большую часть своих научных трудов. В

статье «Родное слово», опубликованной в сборнике академии педагогических наук РСФСР «К.Д. Ушинский. Собрание сочинений» в 1948 году, автор отмечал, что «в начале человеческого слова... начало всех великих народностей». «Язык народа - цвет его духовной жизни» [5, с. 555, с. 557].

Такое трепетное отношение к речи, к родному языку в частности, свидетельствует о безграничной любви человека к Родине, к ее истокам, ее наследию. Результаты жизнедеятельности людей остаются в наследие следующим поколениям именно в речи, в устном и письменном содержании. Пока жив язык, жив народ. Если исчезает язык, то и исчезает народ. В этом заключается феномен языка любого народа.

Каждый человек должен осваивать науку под названием «Родной язык». Дети с самого рождения постигают азы речевого взаимодействия, учатся говорить, читать, писать на родном языке. Задача взрослого - привить любовь к родному языку, показать всю глубину и красоту слова, научить беречь свой родной язык и передавать его следующим поколениям.

Константин Дмитриевич называл родной язык «удивительным педагогом», который учит многому и легко [5, с. 559]. Ушинский писал, что на развитие личности влияют окружающая среда, картина, висящая на стене, игрушки, которыми играет ребенок. Но наибольшее влияние имеет язык народа, который является первым истолкователем природы, жизни, отношения к людям.

Основатель отечественной педагогической мысли заложил основы обучения на родном языке; научно обосновал значение речи в развитии личности человека; вслед за Я.А. Коменским сформулировал принципы обучения.

Вершиной педагогической системы обучения родному языку детей являются книги для чтения «Родное слово», «Детский мир. Хрестоматия». В этих трудах представлена целостная система воспитания, «преображающая личность ребенка» [2, с. 9].

Отсутствие хороших книг для чтения у детей приводит к

несформированности речи, неумению слушать и слышать, к косноязычию, к неумению творчески мыслить. В своих книгах для детей автор использует художественную речь, способную отобразить смысл произведения, его логическую выстроенность, богатство речевых конструкций, раскрывающих целый мир, окружающий ребенка.

К.Д. Ушинский создает учебные книги, которые на родном, доступном языке излагают определенные знания, развивающие личность ребенка, его словесное мышление. Автор формулирует основную задачу: «развить у детей дар слова» [4, с. 351].

Детская литература является неотъемлемой частью всеобщей художественной литературы. Но особенность именно детской литературы состоит в том, что она является мощным инструментом формирования и развития в детях дара слова, дара речи, дара красноречия. Данная особенность детской литературы бесценна. Детские книжки должны быть наглядными, красочными, динамичными, способствовать развитию воображения. Читая, дети познают природу, узнают об исторических событиях, культурных ценностях, постигают опыт предков, формируют свою внутреннюю позицию. Чтение является орудием воздействия на сознание, чувства, волю ребенка.

Родное слово, на котором написаны книги для детей, обладает сверхсилой, способной изменить сознание, мировоззрение, убеждения, чувства, мотивы ребенка. Родное слово, по мнению Ушинского, должно содержать «бездну необыкновенной чуткости», которая проникает в самое сердце и в разум неокрепшего еще человека [5, а 555]. И задача поэта или писателя через слово добраться до духовных порывов и зачатков идей, которые кроются в каждой душе. Соприкасаясь с родным, прекрасным, правильным, образным словом, в душе ребенка происходят потрясающие изменения, влияющие на развитие личности дитя и способные перевернуть все его сознание. В этом и заключена сверхценность родного языка.

Константин Дмитриевич Ушинский уделяет феномену речи огромное внимание как основной силе влияния в развитии личности человека. Слово -

это орудие нравственного воспитания. Нравственное совершенство ребенка невозможно без коммуникации, без литературного слова. Усвоение нравственных норм происходит под воздействием слова, речи в целом. Поэтому великий педагог обращал внимание на качество книг, которые читают дети сами, или которые им читают взрослые. Читательская деятельность формирует сознание ребенка, является источником новых знаний, обогащает словарный запас, развивает воображение, мышление, память.

В статье «О нравственном элементе в воспитании» Ушинский отмечал, что литература имеет «решительное влияние на образование нравственного достоинства в человеке» [5, а 431]. Нравственные чувства живут в человеке, как и чувства эгоизма. Литературным произведениям под силу «вытащить» из человеческой души все лучшее и ценнейшее. В этом и заключена нравственная сила художественного слова.

Большое значение К.Д. Ушинский отводил произведениям народного творчества, сказкам, пословицам, загадкам. Данные произведения помогают в развитии умственной деятельности, «лучшим образом заставляют ребенка мыслить, а, значит, развивать речь и родной язык» [3]. Простые, на первый взгляд, пословицы и прибаутки отражают глубокие взгляды русского народа, народную мудрость. Произведения народного творчества развивают в детях чутье к звуковым краскам языка; учат выражать свои мысли кратко, но в то же время, очень объемно. Составление и отгадывание загадок является хорошей тренировкой для мозга, его мыслительной деятельности. Образность родной речи способствует развитию в детских умах воображения, мышления, логики и других психических процессов, что оказывает влияние на интеллектуальное развитие человека.

Таким образом, речь, родной язык, литературные произведения, устное и письменное народное творчество являются мощными средствами для формирования и активного развития речи ребенка, его словотворчества, развития дара слова. Богатство и эмоциональность языка, его художественные

образы способны оказать сильное влияние не только на развитие личности, но и повлиять на его дальнейшую судьбу.

Актуальность идей великого педагога велика и возрастает в настоящее время. Воспитание человека, его становление как личности, является движущей силой процветания всего общества. Именно родной язык обеспечивает прочную связь поколений. Речевая деятельность является механизмом передачи накопленных знаний потомкам. Сегодня, в век технического прогресса и расцвета науки, очень важно сохранить, преумножить имеющиеся знания и обеспечить полноценную передачу новым поколениям.

Константин Дмитриевич утверждал, что развитие речи должно стать неотъемлемой частью образовательного процесса и основываться на принципах гармонии, разнообразии, учитывать культурные особенности родной страны. Ведь речь служит не только для выражения своих мыслей и чувств, но и для понимания окружающего мира, взаимодействия с ним, передачи ценностей будущим жителям нашей Родины.

В 2023 году отмечалось 200-летие Константина Дмитриевича Ушинского. Великому русскому педагогу было посвящено немало научных трудов, конференций, семинаров. Педагогическое наследие Ушинского имеет огромную научную и практическую ценность.

Мы провели исследование, целью которого было определение количества опубликованных научных статей, освещающих идеи великого педагога по проблеме развития речи личности и их реализацию в современной образовательной практике. Для этого был произведен анализ публикаций в научной электронной библиотеке Elibrary.ru. Опубликованных работ, посвященных теме развития речи (значения речи) в трудах и идеях К.Д. Ушинского, за 2023 год всего 29 публикаций. На наш взгляд, это малое количество среди всех публикаций.

Тематика опубликованных работ представлена в таблице 1.

Таблица 1

Опубликованные работы по теме развития речи в трудах Ушинского

(часть публикаций)

№ Тема публикации Выходные данные

1. Использование идей К.Д. Ушинского в развитии речи младших школьников В сборнике: Высшая школа педагогики: учитель и время. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 200-летнему юбилею выдающегося российского педагога Константина Дмитриевича Ушинского (1823-1871). Орехово-Зуево, 2023. С. 147-149.

2. Использование идей К.Д. Ушинского для развития речи детей раннего возраста В сборнике: Высшая школа педагогики: учитель и время. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 200-летнему юбилею выдающегося российского педагога Константина Дмитриевича Ушинского (1823-1871). Орехово-Зуево, 2023. С. 153-155.

3. Развитие речи и начальное образование в трудах К.Д. Ушинского В сборнике: Высшая школа педагогики: учитель и время. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 200-летнему юбилею выдающегося российского педагога Константина Дмитриевича Ушинского (1823-1871). Орехово-Зуево, 2023. С. 185-191.

4. Методика развития речи детей по К.Д. Ушинскому как основа обучения интерпретации текстов в современном мире В сборнике: Начальное филологическое образование и подготовка учителя в условиях внедрения стандартов третьего поколения. Материалы Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, студентов. В год 200-летия со дня рождения К.Д. Ушинского. В рамках университетской научной сессии «ДНИ НАУКИ МГПУ - 2023». Москва, 2023. С. 77-82.

5. Сказки Ушинского как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста В сборнике: Развитие современной науки: теория, методология, практика. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Москва, 2023. С. 45-47.

6. Эволюция идеи К.Д. Ушинского о развитии «дара слова» ребенка Начальная школа. 2023. № 9. С. 31-33.

7. Вопросы развития речи младших школьников: история и современность В сборнике: ХХХ Рязанские педагогические чтения "Образование и социокультурная сфера: история и современность". Сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции, посвященной 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского. Под общей редакцией Л.А. Байковой, Н.В. Евтешиной, А.А. Захаровой, Н А. Фоминой. Рязань, 2023. С. 84-89.

8. К.Д. Ушинский -основоположник методики начального обучения русскому языку В сборнике: Великие идеи Великого К.Д. Ушинского: инструменты развития сельской школы (проектируем будущее). Материалы международной научно-практической конференции. Ярославль, 2023. С. 47-51.

Мы приходим к выводу, что педагогические идеи К.Д. Ушинского по проблеме значения речи, ее развития и формирования не достаточно изучены научным сообществом.

Таким образом, идеи К.Д. Ушинского о значимости речевого развития, об историческом значении родного языка остаются актуальными и требуют дальнейшего изучения современной педагогической наукой.

Обращение к идеям великого педагога К.Д. Ушинского формирует универсальную «формулу речевого образования», актуальную во все времена: речь, слово, книги обладают мощным потенциалом развития личности, создают предпосылки для формирования целостного мировоззрения ребенка, способствуют духовно-нравственному, интеллектуальному развитию обучающихся, являются основным способом передачи знаний следующим поколениям. «Язык есть самая... прочная связь, соединяющая... поколения народа в одно великое, историческое живое целое» [5, с. 557].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Питер, 2019. - 432 с. - ISBN 978-5-4461-1109-1.

2. Горячева И.А. Учебные книги К.Д. Ушинского как образец педагогической классики. 2-е изд., испр. и доп. / И.А. Горячева. -Екатеринбург: Издательство «Артефакт», 2019. - 304 с. - ISBN 978-5-90709429-1.

3. Журавлева Н.В. Творчество К.Д. Ушинского и речь детей как объект изучения и воспитания. - URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2022/03/21/statya-tvorchestvo-k-d-ushinskogo-i-rech-detey-kak-obekt (дата обращения: 20.01.2024).

4. Ушинский К.Д. Лекции в Ярославском лицее. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. - М.: Издательство Юрайт, 2024. -358 с. - ISBN 978-5-534-11866-7.

5. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании / К.Д. Ушинскиий // Собр. соч. в 11 т. - Т. 2. - С. 155. - URL: http://elib.gnpbu.ru/text/ushinskiy_sobranie-sochineniy_t2_1948/go,156;fs,1/ (дата обращения: 01.02.2024).

6. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 2 Педагогические статьи 1857-1861 г.г. / К.Д. Ушинский. - Москва-Ленинград, 1948. - 656 с. - URL: http: // elib.gnpbu.ru/text/ushinskiy_sobranie-sochineniy_t2_1948/go,124;fs,1/ (дата обращения: 01.02.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.