Научная статья на тему 'Конспирологические мифы антисемитского характера и их бытование в современном западном медиапространстве'

Конспирологические мифы антисемитского характера и их бытование в современном западном медиапространстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
93
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conspirological myths of an antisemitic nature and its existence in contemporary western media

The article deals with the problem of media coverage of the Middle East conflict in western mass media. The author suggests that in contemporary world mass media, is the key source of information through which people perceive the world and form their own opinions about events. Biased coverage, negative attitudes towards Israel in European society and postmodernist paradigm in perception of conspirological narrative have made possible an active spreading of anti-Jewish conspiracy theories through the multiple number of informational channels. Even in the usual news stories everyone is able to find popular anti-Semitic stereotypes. «Al Durah affair», media coverage of the Lebanon war in 2006, conspiracy theories about Jewish interests in 9/11 attacks in New York and Washington are the most striking examples of anti-Jewish conspiracy theories which were promoted and legalized in media. Regarding the fact that conspiracy theories have a peculiar nature and its being in public discourse always raises hot discussions but rarely leads to solutions, the author supposes that the only way to prevent a spreading of conspiracy theories in the modern world is its’ objective criticizing and maximum transparency of political process though it is almost impossible in practice.

Текст научной работы на тему «Конспирологические мифы антисемитского характера и их бытование в современном западном медиапространстве»

Илья Яблоков

Конспирологические мифы антисемитского характера и их бытование в современном западном медиапространстве

В начале 2000-х годов, в самый разгар второй интифады, стартовала антиизраильская кампания «Пей Coca-Cola — поддерживай Израиль». На одном из плакатов этой акции, пропитанном жестокостью, был изображен окровавленный палестинец.

Однако самое интересное выясняется позже: изображенный на плакате человек — американский гражданин, 20-летний студент израильской иешивы Тувия Гроссман. Он ехал на такси с двумя друзьями, водитель решил свернуть и проехать через какой-то арабский квартал, в котором в тот момент проходила демонстрация палестинцев. В машину полетели камни, пассажиров вытащили на улицу и начали бить. Почувствовав, что если он ничего не предпримет, его просто убьют, Тувия из последних сил добрался до близлежащей заправки, на которой по чистой случайности оказался военный патруль (событие произошло накануне праздника Рош ха-Шана).

Из воспоминаний Тувии: «Я упал на землю, и в этот момент группа фотографов-фрилансеров начала делать снимки. Израильский полицейский защищал меня, крича на палестинцев и прикрывая меня от окончательной расправы. На фото, переданном по каналам агентства Associated Press, меня определили как палестинца, а бил меня, судя по снимку, полицейский».

Он делает вывод: «Конечно, мало приятного быть избитым до крови, получить множество шрамов на голове... Но быть пешкой в медиавойне, являясь частью палестинской пропаганды, чтобы завоевать международное признание, куда больнее»1.

Этот случай — один из многочисленных, но наиболее показательных примеров того, как события, происходящие на Ближнем Востоке и, в частности в Израиле, описываются западными СМИ.

^ Электронные СМИ имеют более широкую аудиторию,

>а чем пресса, и позволяют людям сформировать свои соб-sf ственные взгляды и позиции, не выходя из дома. Но за-1 частую они становятся отличными трансляторами мифов

различного толка. g Вообще, массмедиа фигурируют во многих хрестоматий-

^ ных «теориях заговора»: достаточно вспомнить пресловутые | «Протоколы сионских мудрецов», когда пресса играла одну >а из главных ролей в реализации коварного плана достижения ^ евреями мирового господства. Да и в целом уже с момента щ осознания влиятельности прессы в обществе непрестанно существовали страхи манипуляций информационными со-| общениями — ведь факты, излагаемые в новостях, трудно ^ проверить самостоятельно. Это некая другая реальность, су-<3 ществующая параллельно. В ней воплощаются стереотипы, мифы, домыслы и прочие составляющие нашего сознания и подсознания.

Фернан Бродель, описывая «длинное время», противопоставлял ему «звенящее время» журналистики как нечто мимолетное, не фиксируемое в longue durée. Иногда при просмотре новостных сюжетов (не только связанных с Израилем или еврейской культурой) чувствуется «мерное дыхание Большого времени»2.

С 80-х годы прошлого века специалисты отмечают своеобразный перелом в освещении западными СМИ ближневосточных событий. При анализе сюжетов и сообщений можно выделить множество самых разнообразных точек соприкосновения с конспирологическим мифотворчеством, часто преподносящим израильскую позицию в негативном свете и стремящимся не оставить зрителя/читателя (если речь идет о читателе веб-сайта) равнодушным к происходящему.

Несмотря на постоянный мониторинг прессы (www.memri. org, www.honestreporting.com и др.) и выявление очевидных конспирологических «уток», их количество за последние не-

сколько лет не только не уменьшилось, но и, наоборот, увеличилось. При каждом таком случае начинается волна критики со стороны прежде всего еврейской общественности, которую СМИ воспринимают как атаку конкурентов или, что, в принципе, неудивительно, как элемент манипуляции (т.е. за- Р говора), которую осуществляют евреи и их приспешники3. е

Мифотворчество здесь отмечается по различным стерео- | типным элементам, присущим конспирологическому анти- о семитскому мифу. Например, евреи-отравители и убийцы в детей — еще средневековый элемент негативного отноше- е ния. Владеющие и манипулирующие печатью — характерный элемент мифоконструкций Х1Х-ХХ веков. о

Элементы того или иного заговора можно обнаружить во о многих теориях, размышлениях, текстах, посвященных со- кр бытиям или анализу обстановки на Ближнем Востоке. Так, в ^ 1983 году в г. Дженине девочки подросткового возраста стали 1 терять сознание, были госпитализированы, позднее врачи со- и общили об их отравлении. Начали распространяться слухи, и м девочки в других школах тоже стали терять сознание. Какое- р то время этому процессу не могли найти объяснения. Когда число «пострадавших» приблизилось к 1000, палестинцы объявили Израиль главным отравителем девочек. Истинная причина тоже вскоре была найдена: стерилизация молодых девушек, которые уже могли бы выйти замуж и родить детей. Все это было названо планом по «борьбе против палестинского демографического роста» и «новой нацистской войной против палестинского народа»4.

История далеко не новая, а элементы ее популярны не только среди палестинцев. Это своеобразная реакция этноса на трагические события, действующая на глубоко эмоциональном, подсознательном уровне. Так, в 2006 году было много сообщений о припадках чеченских девочек в Шелковском районе Чеченской республики. Природа их так до сих пор до конца и не выяснена, многие (в первую очередь, борцы за права человека) склонялись к «отравлению русским спецназом», врачи, наоборот, к варианту массового психоза, известного с незапамятных времен (Салем — самый знаменитый из примеров)5.

История со стерилизацией, которую распространили палестинцы через СМИ, тоже чрезвычайно популярна среди организаций, заявляющих о своем притеснении со стороны правительств. В США эта теория популярна, в частности, ¡^ среди сторонников организации «Нации ислама», обвиняю->з щих правительство США и еврейских врачей (характерный 5Г для средневековой антиеврейской мысли стереотип) в рас-1 пространении наркотиков и проведении медицинских экспе-И риментов с чернокожим населением Соединенных Штатов, g чтобы стерилизовать их.

^ Западные СМИ ухватились за историю дженинских дево-

| чек и растиражировали ее повсеместно, что вкупе с собы->а тиями в Ливане вызвало широкую волну негативного отно-^ шения к израильской политике. Попытки внести ясность в щ ситуацию со стороны Израиля не помогли, но инициирован-^ ное ООН и ВОЗ официальное расследование не подтвердило ! факт отравления, хотя вывод тоже был сделан неоднозначный: психологическое расстройство, вызванное «фактом ок-сЗ купации палестинских территорий»6.

Это решение комиссии, к сожалению, не так известно, как сама история о дженинских девочках, по вполне понятным причинам: потеряв остроту, эта новость не только потеряла бы рейтинг, но и нанесла бы серьезный ущерб репутации многих респектабельных СМИ, поспешивших опубликовать ее. Опровержение напечатала только New York Times, поместив его при этом в самом незаметном месте выпуска.

Тем не менее должный эффект был достигнут. Начиная примерно с рубежа 70-80-х годов, в западноевропейском обществе постепенно формируется негативный образ Израиля в связи с его агрессивной политикой в отношении палестинцев и соседних государств (например, Ливана). Добавим сюда общее негативное отношение к Израилю, его связи с Соединенными Штатами, без восторга принимаемые левыми интеллектуалами.

Лидеры палестинцев осознали мощь и эффективность журналистского слова уже в первую ливанскую войну и тщательно фильтровали информацию, поступающую к журналистам. Иногда доходило до того, что последним угрожали

расправой или держали их под вооруженной охраной (как было в Бейруте в начале 80-х). В 2006 году, по сообщениям журналистов, ливанские боевики уже активно использовали подобную тактику, угрожая репортерам.

Главный международный корреспондент CNN Ник Роберт- £ сон признался, что его репортаж из Бейрута от 18 июля 2006 "ре года о жертвах среди мирного населения был постановочным | при участии группировки «Хизбалла» с начала и до конца. о «Бойцы «Хизбаллы» проинструктировали операторов, где и в что снимать. Они обозначили места, куда нам идти, у нас не "ре было времени, чтобы заглянуть и разобрать завалы, чтобы по- | смотреть, что под ними. На юг, вдоль побережья, «Хизбалла» § стреляла из «катюш», но я не мог говорить об этом, так как у о них были копии наших паспортов, и многих журналистов они кр уже предупредили, а одного — запугали»7. Легко представить ^ себе, какова степень объективности той информации, кото- 1 рая поступила в ведущие мировые СМИ. и

Самое громкое и актуальное на сегодняшний момент со- м бытие: дело Мухаммеда Аль Дуры (Al Durah affair). В пери- р од второй интифады ведущие телеканалы демонстрировали ролик французского журналиста Шарля Эндерлина, передававшего репортаж о расстреле семьи палестинцев израильской армией. На кадрах показано, как солдаты стреляют в безоружных мирных жителей, а в конце убивают 12-летнего мальчика Мухаммеда и его отца.

Пленка вызвала огромный резонанс, так как действительно производила ужасное впечатление. Казалось, лучшей иллюстрации бесчинств «израильской военщины» не найти. На ум сразу же приходит расхожий образ еврея, убивающего младенцев, что не замедлило воплотиться в серии карикатур в европейских газетах (особенно там, где сильно влияние католической церкви, был популярен образ младенца Христа).

Лишь у нескольких наблюдателей закралось сомнение в действительности происходящего на пленке, так как с начала второй интифады у палестинцев стало популярно снимать постановочные сюжеты с участием мирного населения, демонстрируя картины злодейств израильских военных и одновременно с этим создавая вокруг палестинцев ореол

борцов за свободу. Видеозапись с расстрелом семьи Мухаммеда Аль Дуры — одно из подобных творений. В результате выяснилось, что это не только постановка, но и искусный монтаж8. Целая запись длится около 40 минут. Показанный ¡^ по ТВ ролик — менее двух минут. После ряда журналистских >а расследований канал France 2 был обвинен в подлоге. В ответ ÜT на это дирекция канала подала в суд на Филиппа Карсенти, 1 руководителя службы по мониторингу СМИ, который наи-fe. более активно доказывал, что пленка с расстрелом семьи Аль § Дуры — подделка. Во время судебного процесса была пока-^ зана полная запись, которая и выявила все факты. Несколь-| ко месяцев назад французский суд вынес вердикт, в котором >а этот вывод оформлен официально. Но об этом, к сожалению, ^ вновь знают не так много людей, как о том, что Мухаммед щ Аль Дура был расстрелян во время операции израильской ^ армии в секторе Газа. Он стал символом сопротивления и ! моральным оправданием для террористов. ^ Вскоре после начала массовых протестов в связи с пока-

сЗ зом ролика про Мухаммеда Аль Дуру сюжеты с элементами христианского антисемитизма появились на многих каналах. К примеру, корреспондент BBC в Иерусалиме Хилари Андерсон начала сюжет о смерти палестинских детей со слов: «Глубоко под землей в Вифлееме хранятся останки столь жестокого и отвратительного зверства, убийства царем Иродом невинных». Затем она перешла к убийствам детей, взывая к историческим образам Ирода и проводя параллель с современными событиями так, что складывалось впечатление, будто евреи как убивали, так и продолжают убивать ни в чем неповинных детей9. Косвенно эта история также пересекается с «дженинскими девочками» в аспекте мифа об убийствах евреями детей.

Воплощением стереотипа мирового заговорщика явился миф о том, что теракт 11 сентября 2001 года был делом рук Мосада и других израильских спецслужб, чтобы направить гнев американцев на мусульман, активно проводивших вторую интифаду.

Основные версии конспирологического характера терактов появлялись в арабских СМИ со ссылками на «высокопо-

О

ставленных арабских дипломатов». Эта информация также была опубликована в ряде европейских и американских газет. Вот эти версии.

1. Израильтяне отсутствовали на своих рабочих местах в момент катастрофы, так как получили предупреждение из аппарата израильского Министерства безопасности. g

2. Израильские секретные службы порекомендовали Ариэлю Ша- ®

рону отменить визит, запланированный на 11 сентября. §

ев

3. По сообщениям некоторых ближневосточных газет, ФБР аресто- е вало пятерых израильтян, которые снимали дымящиеся и горя- с

щие здания Всемирного торгового центра (ВТЦ) на камеру, по |

10 §

подозрению в «странном поведении»10. §

о

Укоренившийся в сознании западного человека архетип р еврея, несущий негативную информацию, не способны сегод- ^ ня разрушить никакие разоблачения ложных, порой фанта- 1 стических конструкций, транслируемых СМИ. Как однажды и сказал Малек Бути, президент французской ассоциации «SOS ^ Расизм», «всегда найдется весомая причина для выражения р антисемитских взглядов для того, кто этого очень хочет»11.

В последующих исследованиях возникало разное число евреев, погибших во время атаки на ВТЦ: от 130 (в речи Дж. Буша-мл.) до 500 человек по подсчетам других наблюдателей. Но факт гибели в этой чудовищной катастрофе подтвержден многими документами, тогда как никаких подтверждений о предупреждениях обнаружено не было, что не мешает до сих пор эксплуатировать подобный миф, столь привычный и комфортный для традиционного массового сознания, в кон-спирологической литературе.

Мишель Леруа, автор замечательного исследования мифа об иезуитах во Франции, писал: «В мифе образ, заимствован ли он из исторического предания или же почерпнут из традиционной риторики, претерпевает существенные изменения. Богатство и яркость образа заслоняют тот реальный предмет, к которому относится метафора: воображаемый план начинает значить больше, чем план жизненный; то, с чем сравнивают, вытесняет то, что сравнивают... Чем банальнее образ, тем настоятельнее он отсылает к привычному кругу

ассоциаций, к литературной условности, к религиозной или мифологической традиции или просто к ежедневным впечатлениям... Образ — не украшение речи, но главное орудие убеждения. Апеллируя к воображению, можно достичь боль-¡^ шего успеха, чем если обращаться только к разуму»12. >а Действительно, эмоциональное воздействие событий 11

ÜT сентября вызвало множество самых разнообразных конспи-1 рологических гипотез, о многих из которых западные СМИ с fe. удовольствием поведали, стараясь придать им эффектный и § яркий образ. И право верить в одну из них осталось за зри-^ телем/читателем, которому в конечном итоге предстоит ре-| шить для себя, что же это было: стечение обстоятельств или >а же спланированное мероприятие.

^ Говоря о современном медиапространстве, стоит упомя-

щ нуть о некоторых ключевых проблемах, влияющих, в част-g ности, на распространение конспирологических представле-| ний. Среди прочих может быть упомянуто стремление объ-^ ективно показать происходящее. При этом объективность <3 соблюдается совершенно странным образом: так, Ибрагим Хелаль, бывший главный редактор телесети «Аль-Джази-ра», был нанят Службой информации BBC для консультаций журналистов по вопросам освещения событий на Ближнем Востоке, чтобы они «правильнее понимали Ближний Восток», — так было сказано в пресс-релизе13.

С другой стороны, постмодернистский дискурс, позволяющий существовать разным точкам зрения в равной степени, зачастую допускает совершенно неоправданные трактовки событий, которые не позволяют говорить о журналистской этике вообще: вырываемые из контекста новости, неправильная трактовка фактов, недосказанность, избирательное использование фактов — все то, к чему европейские СМИ часто прибегают14.

Не отказываются европейские СМИ и от помощи стрингеров из числа местного населения, которые не только подают информацию в одностороннем освещении, но и фальсифицируют факты. Том Гросс, журналист, который уже не один год занимается мониторингом европейских СМИ на предмет антиизраильской пропаганды, так описывает происходящее

с авторитетным агентством Reuters: «Возросшая благодаря широкому распространению Интернета скорость обмена информацией вынудила во многом полагаться на палестинских стрингеров. Практически все срочные новости приходят именно от них»15. Их нанимают, полагаясь на их знание мест- Р ных традиций, а также чтобы сэкономить время и деньги. Но е часто информация, поступающая от них, чрезвычайно ис- I кажена, однако, благодаря престижу Reuters, американские но и другие международные новостные службы используют эту в информацию как факт. ре

Эти и другие аспекты приводят к тому, что не только му- | сульманское общество, но и еврейское все труднее идет на во компромисс в принятии политических решений, склоняясь к о поддержке правых партий и силовому решению вопросов. И р это неудивительно: ведь то, что они видят по телевизору, не ^ совпадает с тем, что происходит в действительности и чему 1 они становятся свидетелями. и

Но все же самое опасное следствие для Израиля в длитель- м ной перспективе — это то, что обращение к элементам кон- р спирологических мифов в описании событий европейскими медиа лишает Израиль его легитимности как государства в глазах обычного европейского обывателя, подрывая позиции страны на мировой арене.

Активное антиизраильское мифотворчество в сфере СМИ основывается, как я постарался показать, на некоторых базовых стереотипных чертах, заложенных много столетий назад в результате межэтнических взаимоотношений и конфликтов.

Мифологические стереотипы весьма живучи, и практически ничто не способно их истребить. Такой на первый взгляд маловажный и редко долгоживущий предмет, как телесюжет, несет в себе крайне устойчивые механизмы, активно взаимодействуя с человеческим воображением и ментальными установками общества. Порой просмотр подобных сюжетов выглядит так, будто ты прикасаешься к истории, то, о чем ты только читал в книгах, оживает в реальности. Яркая картинка телесюжета отсылает к устойчивым установкам нашего сознания. И, может, даже неосознанно автор использует рас-

хожие стереотипы, задевая при этом что-то более глубинное. Учитывая, что стереотипное мышление присуще нашему сознанию, приходится сделать печальный вывод о том, что мы еще не раз столкнемся с подобными проявлениями антисе-^ митизма.

>з К сожалению, каждый раз, когда начинаешь задумывать-

5Г ся и анализировать происходящее, приходишь к мысли, что 1 эти проблемы не поддаются решению. Все сплелось в один И клубок контекстов и интересов, от которых зачастую зависят § судьбы людей. Да и какие кардинальные изменения может ^ внести такого рода небольшое исследование? | Мне кажется, здесь существует всего один действенный

>з рецепт: постоянно, изо дня в день обращать на эти проблемы ^ внимание, вносить свой, пусть небольшой, вклад. щ В России много говорится о контроле над прессой. И это

объективно так. В пример приводятся западные СМИ, кото-| рые во главу угла поставили принцип свободы слова. Но при ^ близком рассмотрении это, к сожалению, не всегда так. В од-сЗ них случаях СМИ руководствуются принципами политкор-ректности, в других — интересами владельца, преподнося информацию в свете тех взглядов, которых придерживается их круг читателей.

Я полагаю, что надо самим взять на себя груз и самостоятельно анализировать точки зрения на то, что происходит в мире. Только так можно добиться взвешенной и близкой к правде оценке событий. Понимаю, что это трудно, но другого пути, к сожалению, я не вижу.

См. http://www.aish/jewishissues/israeldiary/Victims_of_the_Media_War.asp Мучник В.М. Большое время в пространстве локальных информационных программ (перспективы возможного исследования) // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Томск, 2007. C. 74.

Leigh D. Media manipulators // http://www.guardian.co.uk/Archive/Article/ 0,4273,4140042,00.html

Israeli R. Poison: modern manifestations of a blood libel. P. 38.

3

4

О

См. http://www.hro.org/war/2006/02/21.php, http://www.newizv.ru/news/ 2006-02-22/41038/

Israeli R. The Jenin Syndrome // http://www.trebach.org/commentary/jenin. htm

Gross T. The media war against Israel // http://www.nationalpost.com/news/ story.html?id=b0d85941-2565-4b47-b853-4041944114ee

См. http://www.seconddraft.org/aldurah.php е

Gross T. New Prejudices for Old: The Euro press and the Intifada // http:// е

www.nationalreview.com/comment/comment-gross110101.shtml ^

Curtis B■ 4,000 Jews, 1 Lie: Tracking an internet hoax // http://www.slate. §

com/id/116813/ в

Kaplan E. Antisemitism After September 11-th // Public eye magazine (2002). g

Vol. XVI. № 2. C. 28. с

Ьеруа М. Миф о иезуитах: от Беранже до Мишле. М., 2001. C. 292. 3 Gross T. Living in a Bubble // http://www.nationalreview.com/comment/

gross200406181018.asp о

См. http://honestreporting.ru/articles/index.php?id=72 р

Gross T. The case of Reuters // http://www.nationalreview.com/issue/gross- ^

200407120846.asp |

£ s s<

s

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.