- интенсификация подготовки бакалавров к решению исследовательских профессиональных задач за счет использования новых информационных технологий.
Динамику формирования компонентов процесса подготовки бакалавров психолого-педагогического образования к решению исследовательских задач можно оценить, опираясь на характеристики уровней, выделяемых в освоении компонентов процесса профессиональной подготовки [2].
Низкий уровень сформированности характеризуется отсутствием потребности в использовании знаний и умений; усвоением материала на уровне представлений; неумением самостоятельно выявлять и формулировать исследовательскую профессиональную задачу.
Средний уровень характеризуется неустойчивым интересом, осознанием ценности обучения решению исследовательских задач, но при изучении профильных дисциплин; полным усвоением материала, умением решать исследовательские задачи только со стандартными условиями; затруднением в интерпретации полученного решения.
Высокий уровень сформированности компонентов процесса подготовки бакалавров психолого-педагогического образования к решению исследовательских профессиональных задач качественными и количественными методами характеризуется осознаванием ценности использования исследовательских методов в будущей профессиональной деятельности; полным усвоением материала, умением самостоятельно решать профессиональные задачи с нестандартными условиями; умением оценить полученный результат.
Приведенные теоретические положения легли в основу нашего исследования по разработке модели формирования готовности бакалавров психолого-педагогического образования к решению исследовательских профессиональных задач качественными и количественными методами.
Литература
1. Гришкина Т.Е., Юрьева Т.А. Качественные и количественные методы исследования в решении профессиональных задач бакалавров психолого-педагогического образования // Теория и практика общественного развития. - 2014. №5. - С. 87-90.
2. Юрьева Т.А. Динамика формирования компетенции применения качественных и количественных методов исследования в профессиональной подготовке социальных педагогов в вузе // Теория и практика общественного развития. - 2012. №4. - С. 154-157.
References
1. Grishkina T.E., Jur'eva T.A. Kachestvennye i kolichestvennye metody issledovanija v reshenii professional'nyh zadach bakalavrov psihologo-pedagogicheskogo obrazovanija // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. - 2014. №5. - S. 87-90.
2. Jur'eva T.A. Dinamika formirovanija kompetencii primenenija kachestvennyh i kolichestvennyh metodov issledovanija v professional'noj podgotovke social'nyh pedagogov v vuze // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. - 2012. №4. - S. 154-157.
Дуспулова Ф.Г.
Студент, Поволжская государственная социально-гуманитарная академия КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО КРУЖКА НА ТЕМУ «ГЕОБОТАНИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОВРАГА
КУКСИННЫЙ»
Аннотация
В статье приводится методическая разработка конспекта занятия краеведческого кружка на тему: «Геоботаническое изучение оврага Куксинный (Большечерниговский район, Самарская область)».
Ключевые слова: конспект занятия, краеведческий кружок.
Duspulova F.G.
Student, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities LESSON SYNOPSIS OF LOCAL LORE CLASS ON «GEOBOTANICAL STUDY OF KUKSINNYJ RAVINE»
Abstract
The article provides a plan of lesson synopsis of local lore class on «Geobotanical study of Kuksinnyj ravine (Bolshechernigovsky district, Samara region)».
Keywords: lesson synopsis, local lore class.
Учителю биологии очень важно уметь организовывать и проводить с учащимися такой вид деятельности, как краеведческая работа. Она требует от педагога особых знаний и умений, которыми он будет руководствоваться во время проведения кружковой работы. Полевые материалы были собраны заранее, в рамках изучения биологического разнообразия природных территорий Самарской области [1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8].
Нами разработана программа краеведческого кружка для МОУ Аверьяновская ООШ Большечерниговского района Самарской области (Самарская обл., п. Сестры, филиал), которая включает в себя два образовательных модуля «Флора Самарской области» и «Растительность Самарской области». Календарно-тематическое планирование учебных занятий учитывает возрастные особенности детей 8-11 классов. Общая трудоемкость работы краеведческого кружка составляет 64 часа в год (2 часа в неделю), из них 24 часа лекционных и 40 часов практических занятий. В программе подробно расписан ход работы каждого занятия, в него включены экскурсии, которые помогут школьникам узнать много нового и интересного. Итогом таких экскурсий должен быть собранный материал для собственных научно-исследовательских работ учеников.
Далее мы приводим конспект одного из практических занятий по теме: Геоботаническое изучение оврага «Куксинный».
Цель занятия: изучить и описать растительные сообщества оврага «Куксинный». Задачи: 1. Образовательные: описать растительные сообщества; познакомить учащихся с понятиями «фитоценоз», «биогеоценоз», «экотоп». 2. Развивающие: развитие понятий «сообщество», «ключевой участок», «ярус»; развитие умений работать с GPS-навигатором; развитие мышления. 3. Воспитательные: формирование научного мировоззрения.
Тип занятия: экскурсия. Методы: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (натуральные объекты). Оборудование: GPS навигатор, рулетка, мерная лента, компас, блокнот, карандаш.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Учитель: Овраг «Куксинный» расположен в Большечерниговском районе Самарской области в 2 км северо-восточнее поселка Сестры и впадает в р. Сестра (левобережный приток р. Большой Иргиз). В геоморфологическом отношении территория входит в состав Сыртового Заволжья. Поверхность представляет собой типичный сыртовой водораздел - плосковершинную увалистую возвышенность с глубокими ступенчатыми овражно-балочными расчленениями, в которых выражены оползневые процессы [10].
II. Основная часть.
Объяснение задания для учащихся: Нами будет использован метод пробных площадок, который закладывается на различных элементах рельефа. На них мы будем делать геоботанические описания, собирать гербарный материал и составлять подробные флористические списки. Также производить закладку геоботанического профиля. Этот метод позволит прекрасно иллюстрировать связь между растительностью и рельефом. Будет выбрано определенное направление, по какому-нибудь видному издали предмету и ориентироваться мы станем при помощи компаса, и затем описывать все изменения растительного покрова. При этом
18
непрерывно будут вестись измерения расстояния (шагами, рулеткой или мерной лентой) и мы будем отмечать границы всех сообществ, встречаемых по линии профиля [9, 10].
III. Самостоятельные задания для учащихся.
Задание № 1. Заполните таблицу.
Ключевые участки Тип сообщества ОПП в %
1-й Типчаково-кострецовое 80%
2-й Типчаково-разнотравное 80%
3-й Ковыльно-разнотравное 80%
4-й Разнотравное с пижмой обыкновенной 85%
5-й Типчаково-разнотравное 75%
6-й Типчаково-разнотравное 70%
Задание № 2. Составив флористический список 1-го ключевого участка, выделить виды, которые относятся к семейству Астровые (цикорий обыкновенный, полынь австрийская, тысячелистник обыкновенный).
Задание № 3. Схематично зарисовать геоботанический профиль оврага «Куксинный», с указанием длины всех склонов, а также обозначить северную и южную экспозицию.
Задание № 4. Составив флористический список всех ключевых участков, распределите виды растений по подъярусам: I подъярус (80 см; некоторые растения достигают высоты до 100 см); II подъярус (10-70 см).
1- й ключевой участок: В I подъярусе (70-80 см) доминирует кострец безостый. Единично: молочай уральский, шалфей остепнённый, цикорий обыкновенный и тысячелистник обыкновенный. Во II подъярусе (10-60 см) с большим обилием встречается типчак. С меньшим - полынь австрийская, люцерна румынская, подорожник Урвиля, триния многостебельчатая.
2- й ключевой участок: В I подъярусе (80-90см) доминантов нет. С небольшим обилием встречаются кострец безостый, зопник клубненосный, цикорий обыкновенный, тысячелистник обыкновенный, молочай уральский. Во II подъярусе (10-60 см) доминирует типчак. С меньшим обилием встречается разнотравье: подорожник Урвиля, гусинный лук желтый, клевер луговой, люцерна румынская, полынь австрийская, коровяк фиолетовый.
3- й ключевой участок: I подъярус (80 см; некоторые экземпляры до 100-200 см) с максимальным обилием встречается ковыль волосатик. Высокотравье редкое: молочай уральский, ферула татарская, скабиоза светло-желтая, полынь обыкновенная, пижма обыкновенная, крестовник Швецова. Во II подъярусе (10-70 см) доминантов нет. Встречаются тысячелистник обыкновенный, полынь австрийская, подорожник, клевер луговой, подмаренник настоящий, шалфей остепненный, пырей плевеловидный, лебеда белая.
4- й ключевой участок: В I подъярусе (80 см; некоторые экземпляры до 100-180 см) доминирует пижма обыкновенная, с меньшим обилием встречаются: вейник наземный, цикорий обыкновенный, кровохлебка лекарственная, полынь обыкновенная, подсолнечник однолетний. Во II подъярусе (10-60 см) доминантов нет. С небольшим обилием отмечены: солонечник мохнатый, ферула татарская, коровяк фиолетовый, подмаренник настоящий, одуванчик лекарственный, цикорий обыкновенный, молочай уральский, люцерна румынская, тысячелистник обыкновенный и др.
5- й ключевой участок: I подъярус (70 см; некоторые экземпляры до 100 см) образован малообильным разнотравьем: василек косматоголовый, крестовник, цикорий обыкновенный, зопник клубненосный. Во II подъярусе (10-60 см) доминирует типчак. С меньшим обилием: молочай уральский, полынь австрийская, коровяк фиолетовый, одуванчик лекарственный, солонечник мохнатый, гусинный лук желтый, подмаренник настоящий, подорожник Урвиля, земляника зеленая, герань луговая.
6- й ключевой участок: В I подъярусе (60 см; некоторые экземпляры до 100-200 см) доминантов нет. Разнотравье: василек косматоголовый, мордовник обыкновенный, зопник клубненосный, крестовник эруколистный, молочай уральский, кровохлебка лекарственная, цикорий обыкновенный. Во II подъярусе (10-60 см) доминирует типчак. Разнотравье: одуванчик поздний, резак обыкновенный, подорожник Урвиля, подмаренник настоящий, шалфей остепненный, солонечник мохнатый, люцерна румынская, коровяк фиолетовый, клевер луговой, тысячелистник обыкновенный и др. [10].
IV. Заключительная часть. Подведение итогов, возвращение в школу.
Литература
1. Устинова А. А., Матвеев В. И., Ильина Н. С., Соловьёва В. В., Митрошенкова А. Е., Родионова Г. Н., Шишова Т. К.,
Ильина В. Н. Охраняемые природные территории Самарской области: выделение, мониторинг, растительный покров // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2011. Т. 13. № 1-6. - С. 1523-1528.
2. Ильина В. Н., Ильина Н. С., Митрошенкова А. Е., Устинова А. А. Ко второму изданию Красной книги // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. Т. 14. № 1(7). - С. 1742-1744.
3. Кулешова Н. А., Митрошенкова А. Е. Эколого-биологическая характеристика флоры карстовых форм рельефа пригородных лесов города Самары // Успехи современного естествознания. - 2012. № 6. - С. 208-209.
4. Ильина В. Н., Митрошенкова А. Е., Устинова А. А. Организация и мониторинг особо охраняемых природных территорий в Самарской области // Самарский научный вестник. - 2013. № 3 (4). - С. 41-44.
5. Митрошенкова А. Е. Особо охраняемые природные территории как потенциальные объекты для научно-исследовательской и учебной деятельности студентов // Самарский научный вестник. - 2014. № 2 (7). - С. 68-71.
6. Митрошенкова А. Е., Ильина В. Н. Ботаническое краеведение Самарской области: актуальные проблемы и перспективы развития // Самарский научный вестник. - 2014. № 2 (7). - С. 71-74.
7. Митрошенкова А. Е. Кустарниковые степи Самарского Высокого Заволжья // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. - 2015. № 1. - С. 52-63.
8. Митрошенкова А. Е. Педагогический проект «Экспедиция учащихся в рамках геоботанической научной школы Поволжской государственной социально-гуманитарной академии» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. № 5. -С. 106-110.
9. Митрошенкова А. Е. Эколого-фитоценотическая характеристика степных сообществ горы Маяк (Челно-Вершинский район, Самарская область) // В сборнике: Ботаника и природное многообразие растительного мира материалы Всероссийской научной Интернет-конференции с международным участием. - Казань, 2014. - С. 140-146.
10. Дуспулова Ф. Г., Митрошенкова А. Е. Характеристика растительных сообществ оврага «Куксинный» (Большечерниговский район, Самарская область) // Наука, образование и воспитание в вузе: сб. статей Международной науч. конф.: в 2-х т. / науч. ред. В. А. Зимин. - Самара: ООО «Изд-во Ас Гард», 2014. Т. 1. - С. 227-234.
19
References
1. Ustinova A. A., Matveev V. I., Il'ina N. S., Solov'jova V. V., Mitroshenkova A. E., Rodionova G. N., Shishova T. K., Il'ina V. N. Ohranjaemye prirodnye territorii Samarskoj oblasti: vydelenie, monitoring, rastitel'nyj pokrov // Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. - 2011. T. 13. № 1-6. - S. 1523-1528.
2. Il'ina V. N., Il'ina N. S., Mitroshenkova A. E., Ustinova A. A. Ko vtoromu izdaniju Krasnoj knigi // Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. - 2012. T. 14. № 1(7). - S. 1742-1744.
3. Kuleshova N. A., Mitroshenkova A. E. Jekologo-biologicheskaja harakteristika flory karstovyh form rel'efa prigorodnyh lesov goroda Samary // Uspehi sovremennogo estestvoznanija. - 2012. № 6. - S. 208-209.
4. Il'ina V. N., Mitroshenkova A. E., Ustinova A. A. Organizacija i monitoring osobo ohranjaemyh prirodnyh territorij v Samarskoj oblasti // Samarskij nauchnyj vestnik. - 2013. № 3 (4). - S. 41-44.
5. Mitroshenkova A. E. Osobo ohranjaemye prirodnye territorii kak potencial'nye ob#ekty dlja nauchno-issledovatel'skoj i uchebnoj dejatel'nosti studentov // Samarskij nauchnyj vestnik. - 2014. № 2 (7). - S. 68-71.
6. Mitroshenkova A. E., Il'ina V. N. Botanicheskoe kraevedenie Samarskoj oblasti: aktual'nye problemy i perspektivy razvitija // Samarskij nauchnyj vestnik. - 2014. № 2 (7). - S. 71-74.
7. Mitroshenkova A. E. Kustarnikovye stepi Samarskogo Vysokogo Zavolzh'ja // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Jelektronnyj nauchnyj zhurnal. - 2015. № 1. - S. 52-63.
8. Mitroshenkova A. E. Pedagogicheskij proekt «Jekspedicija uchashhihsja v ramkah geobotanicheskoj nauchnoj shkoly Povolzhskoj gosudarstvennoj social'no-gumanitarnoj akademii» // Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept». - 2014. № 5. - S. 106-110.
9. Mitroshenkova A. E. Jekologo-fitocenoticheskaja harakteristika stepnyh soobshhestv gory Majak (Chelno-Vershinskij rajon, Samarskaja oblast') // V sbornike: Botanika i prirodnoe mnogoobrazie rastitel'nogo mira materialy Vserossijskoj nauchnoj Internet-konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. - Kazan', 2014. - S. 140-146.
10. Duspulova F. G., Mitroshenkova A. E. Harakteristika rastitel'nyh soobshhestv ovraga «Kuksinnyj» (Bol'shechernigovskij rajon, Samarskaja oblast') // Nauka, obrazovanie i vospitanie v vuze: sb. statej Mezhdunarodnoj nauch. konf.: v 2-h t. / nauch. red. V. A. Zimin. -Samara: OOO «Izd-vo As Gard», 2014. T. 1. - S. 227-234.
Дыба Т.Г.
Кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент,
Киевский университет имени Бориса Г ринченка
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА
ДОСТИЖЕНИЯ «АКМЕ»
Аннотация
В статье автор анализирует феноменологию непрерывного профессионального образования как средства достижения акме, которое заключается в системности, построении на уровневой основе, что расширяет его возможности, повышает уровень приспособленности к окружающим условиям, дает возможность гибко и оперативно реагировать на изменение потребностей общества, социальных групп и отдельных личностей.
Ключевые слова: непрерывное образование, феномен, акмеология, акме, профессионал.
Dyba T.H.
PhD in physical education and sport, assosiate professor Borys Grinchenko Kyiv University
THE CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION PHENOMENOLOGY AS A WAY OF “ACME” ACHIEVEMENT
Abstract
In the article the author analyzes the continuous professional education phenomenology as a way of "acme " achievement, which is systematic, built on the levels basis, which expands its capabilities, enhances adaptability to environmental conditions, enables the flexible and quick respond to of society, social groups and individuals' needs changing.
Keywords: continuous education, phenomen, acmeology, acme, professional.
Исследование проблем непрерывного профессионального образования С. А. Сысоевой, И. В. Соколовой, свидетельствуют о постоянной эволюции ее целей, задач и содержания, что, по мнению авторов, обусловлено различными факторами: социальнополитическими, экономическими, социально-культурными, а также развитием психолого-педагогической науки и педагогической практики [8].
Проблема непрерывного образования особенно актуальна в современных условиях, т.к. она обеспечивает возможность использования каждым человеком в течение жизни различных образовательных учреждений и позволяет ей рационально сочетать образование с самообразованием.
Б. Г. Ананьев обозначил следующие звенья психолого-педагогического управления развития взрослых людей: 1) обучение взрослых на всех уровнях (средние специальные учебные заведения, вузовская подготовка, аспирантура); 2) переобучение и обучению в условиях трудовой деятельности (овладение смежной профессией с элементами обучению по профессии); 3) повышение квалификации кадров (усовершенствование той квалификации, которую человек не овладела ранее) [1].
Образование в течение жизни, по данным Г. С. Сазоненко, В. В. Приступы, проходит в процессе формального образования (официальное обучение, сертифицированные документы об образовании), неформального (различные формы дополнительного образования независимо от возраста и занятости людей), а также информального образования (индивидуальная познавательная деятельность) [7].
В современных условиях недостаточно обеспечить общество профессиональным образованием в контексте возрастного и образовательного развития, а также социального и профессионального. Поэтому, как считает Е. И. Степанова, в конце ХХ века сформировалось социальный заказ на непрерывную профессиональное образование на всех возрастных периодах, поскольку высокий профессионализм и творческое мастерство специалистов - важнейший человеческий ресурс, который является фактором оптимального решения глобальных проблем [9].
Проблема обучения в течение всей жизни стала актуальной во всем мире, особенно в последнее десятилетие. Важным аспектом деятельности Совета Европы непрерывное образование взрослых, которое становится неотъемлемой составляющей их образа жизни. В связи с этим особое значение приобретает профессиональное образование на основе акмеологии, которое осуществляет подготовку высокопрофессиональных специалистов, которые мыслят профессионально, творчески компетентно.
Исследования, проведенные в последнее время Н. В. Кузьминой, показали, что профессионалами высокого класса становятся примерно 5% тех, кто занят в определенном виде профессиональной деятельности. В остальных успехи в профессиональной самореализации незначительные, что непосредственно влияет на уровень самооценки личности и на общее качество ее жизни [6].
20