Учителю историии
УДК 372.893 ЦОС 372.893
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА. 7 КЛАСС
significance of the reforms of Peter the Great for the future development of the Russian Empire. Keywords: Peter the Great, reforms, Northern war, A. D. Menshikov, the Azov campaigns, Sophia Alekseevna, the Great Embassy
С.Ю. Талько Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет
имени А.С. Пушкина» Россия, 196605, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, Петербургское шоссе, д.10 магистрант e-mail: t.talko@yandex.ru
Аннотация: В статье дается технологическая карта урока истории для среднего школьного звена (7 класс). Тема урока - петровские реформы в России XVIII в. Учитель ставит перед собой задачу показать важность и необходимость петровских реформ для России того времени, а также проанализировать итоги и значение реформ Петра Великого для будущего развития Российской империи.
Ключевые слова: Петр I, реформы, Северная война, А.Д. Меншиков, Азовские походы, Софья Алексеевна, Великое Посольство
SUMMARY OF THE LESSON ON THE HISTORY OF THE RUSSIA. GRADE 7.
S. Y. Talco
Autonomous educational institution of higher
professional education «Leningrad state University named after A. S. Pushkin»
Russia, 196605, St. Petersburg, Pushkin, Peterburgskoe shosse, 10
undergraduate e-mail: t.talko@yandex.ru
Тема: Предпосылки и начало реформ Петра I. Тип урока: изучение нового материала. Цели урока. 1) Определить предпосылки реформ, сложившиеся к концу XVII в; 2) развить умение выделять главные факты, обобщать и делать выводы; 3) воспитать чувство коллективизма и чувство ответственности за результат своей группы.
Ожидаемые результаты. Учащиеся смогут: 1) раскрывать значение важнейших исторических событий; 2) составлять таблицу на основе текста и иллюстраций учебника; 3) определять смысл изображения; 4) проявлять умение работать в группе.
Оборудование: программа, учебник «Российская история Нового времени XVI - XVIII вв.», презентация «Предпосылки и начало реформ Петра I».
Учитель: Талько Светлана Юрьевна. План урока:
1) Борьба за престол наследников Алексея Михайловича.
2) Приход Петра к власти и Азовские походы (1689 - 1696).
3) Великое посольство в Европу и первые реформы (1697 - 1699).
Ход урока:
Abstract: the article gives a flow chart of a history lesson for middle school level (7th grade). The theme of this lesson is Peter's reforms in Russia XVIII century Teacher aims to show the importance and necessity of the Petrine reforms in Russia at that time, as well as to analyze the results and
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА. 7 КЛАСС
Структура урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащихся
1. Орг. момент Тема урока «Предпосылки и начало реформ Петра I». Вопрос: Как выдумаете, какая будет главная цель нашего занятия? Возможные ответы: В этой теме мы попытаемся выяснить причины и предпосылки преобразований, а также узнать в каких сферах жизни они начали действовать.
2.Изучение нового материала 1)Борьба за престол наследников Алексея Михайловича. Рассказ основных положений. Картина художника А. И. Кор-зухина. Мятеж стрельцов в 1682 г. Вопрос: Как вы думаете, какое событие отражено на этой картине? Кто изображен на ней? Отмечает основные события: 1682 г. - смерть Федора Алексеевича, май 1682 г. - 1-ый стрелецкий бунт. Задание: Составить династическую таблицу в тетради. Возможные ответы: Художник отобразил мятеж стрельцов. На картине изображен маленький Петр со своей матерью, стрельцы, бояре. Составляют династическую таблицу (Приложение 1)
Рассказ основных положений. Основные события: 1689 г. - II стрелецкий бунт, весна 1695 г.- I Азовский поход, 1696 г. - II Азовский поход. Вопросы: 1) Как каждое из этих событий могло повлиять на характер молодого государя? 2) Назовите причины и результаты 1-го и 2-го Азовских походов (С. 165-166).
Возможные ответы: 1) а) После II стрелецкого бунта у Петра до конца жизни нервно дергалась щека во время переживаний, в нем могло после этого сформироваться такие черты характера как: опасливость, нервозность и непроизвольная агрессия; б) во время Азовских походов Петр имел незначительный чин в своем полку, где большую часть времени он должен был активно участвовать в военных действиях, и поэтому в нем могли сформироваться такие качества как: мужество, отвага и самоотверженность. 2) Причиной 1-го и 2-го Азовских походов было желание государя получить выход к торговым морям. Для этого, Петр решил выбрать наиболее удобный способ - переправится через Дон и Волгу к турецкой крепости и осадить ее. В результате этих походов удалось блокировать крепость, и у России появился морской порт.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА. 7 КЛАСС
Организует работу учеников в
группах.
Вопросы:
1 группа «Какова была цель Великого посольства? Чем занимался Петр во время путешествия? (С.166 - 168)
2 группа «Когда произошел III стрелецкий бунт. Каковы его последствия? (С.169)
3 группа «Когда произошли реформы в быту? Что нового Петр привнес во внутреннюю жизнь страны? (С.169 -170) Вопрос для всех групп: Какое влияние данное событие или явление могло оказать на формирование характера и образа мыслей Петра I?
Возможные ответы:
1 группа: Великое посольство создавалось по нескольким причинам: необходимо было привлечь союзников для войны с Турцией, узнать расстановку сил в Европе и поучиться морскому и корабельному делу. Петр за границей осматривал различные достопримечательности городов, после чего, он работал на верфи простым рабочим,
а также знакомился с достижениями европейской культуры. В результате у него появилась любовь ко всему новому и неизвестному, также формировалось трудолюбие и настойчивость в выполнении каких-либо задач.
2 группа: В 1689 г. произошел III стрелецкий бунт. Он был подавлен до приезда Петра. Царевну Софью насильственно постригли в монахини, около 2 тыс. стрельцов было казнено. Стрелецкие полки были распущены. Этот бунт мог оказать влияние на формирование таких качеств как: недоверие, подозрительность, развило в нем требование усиления дисциплины и преданности подданных своему отечеству.
3 группа: 1698 - 1700 гг. - Петр приступил к реформам быта. Они приносили ряд новшеств в повседневной жизни людей: 1) Появился указ, запрещавший носить бороды всем сословиям, кроме крестьянства и духовенства. 2) В моду усиленно входила европейская одежда, а старинные русские платья постепенно становились под запретом. 3) Петр I стал награждать своих поданных за проявленную отвагу и верность Отечеству рыцарскими орденами. 4) Прошла реформа календаря. С началом этих реформ русский государь осознавал большую необходимость заимствования многих знаний из Европы в Россию.
3. Закрепление
Закончите предложения:
1) Преобразования были необходимы, чтобы преодолеть...
2) На характер будущих реформ во многом влияла.
3) Основными событиями, повлиявшими на характер русского государя, были:.. .а)... б)...в)...
4) Реформы в быту произошли в ....... гг. Они вносили во внутреннюю жизнь страны такие новшества как: а).. .б).. .в)...
Возможные варианты:
1) .отсталость России от других европейских стран;
2) .личность Петра I;
3) .а) ЦЦП стрелецкие бунты; б) I, II Азовские походы; в) Великое посольство в Европу.
4) .произошли в 1698 - 1700 гг. .а) указ запрещавший носить бороду; б) мода на европейскую одежду; в) появление в качестве наград рыцарских орденов; г) реформа календаря.
4. Рефлексия
Раздаются карточки, на которых необходимо записать свои достижения на уроке.
Возможные ответы: Сегодня на уроке я ответил на сложный вопрос, активно проявил себя в работе с группой, правильно заполнил таблицу и т.д.
5. Подведение итогов урока, оценивание результатов.
Вопрос: Какие же были предпосылки петровских реформ? Критерии: оценка «5» ставится, если учеником было дано 3 и более правильных ответов, и проявлена активная деятельность в группе. 2 ответа - «4».
Возможные ответы: Причинами реформ являлась та атмосфера, в которой проходила жизнь Петра. События влияли на его характер мышления, его образ мыслей, поведение, которые и стали в будущем тем самым фундаментом, заложившим основу будущих реформ.
6. Домашнее задание.
(параграф 16, С. 170-171) проанализировать источники и ответить письменно на вопросы после них.
Записывают домашнее задание в дневник.
■ЭР
Особенности истинно-православного движения в Воронежской области
Слайд 1
План урока
1. Борьба за престол наследи и кон Алексея Михайловича.
2. Приход Петра к власти и Азовские походы (1689 -1696 гг.)
3. Великое посольство в Европу и первые реформы (1697 - 1699 гг.)
Слайд 2
"В надежде славы и добра Гляжу вперед я без боязни -Начало славных дней Петра Мрачили мятежи и казни".
A.C. Пушкин
Слайд 3
Слайд 4
Федор Алексеевич Софья Алексеевна Иоанн V Алексеевич Петр I Алексе»
Слайд 5
Слайд 7
Задания по вариантам
1 вариант - Азовские походы.
1. Какова цель этих походов?
2. Назовите даты Азовских походов?
3.С кем воевала Россия?
4.Каковы результаты 1 и 2 Азовских походов?
Слайд 8
2 вариант - «Великое посольство».
1.Когда состоялось «Великое посольство»?
2.Цели «Великого посольства».
3.Состав «Великого посольства».
4. Итоги «Великого посольства».
л
1. Преобразования были необходимы, чтобы преодолен....
2. На характер будущих реформ во многом влияла...
3. Основными событиями, повлиявшими на характер русского государя были: 1)...2)...3)...
4. Реформы в быту произошли в____—____гг,
Они вносили во внутреннюю жизнь страны такие новшества как: 1)...2)...3)...4)...
Слайд 9
у-.'
1. Преобразования были необходимы, чтобы преодолеть отсталость России от других стран.
2. На характер будущих реформ во многом влияла и чностъ Петри I.
3. Основными событиями, повлиявшими на характер русского государя были: 1) стре: не
бунты ( 1-ый - 1682 Щ 2-ой - 1689 г., 3-ий - 1698 г); 2) Азовские походы ( 1-ый — 1695 г., 2-ой — 1696 г); 3) Великое посольство в Европу (1697 — 1699).
4. Реформы в быту произошли в - ')() гг. Они вносили во внутреннюю жизнь страны такие новшества как: 1) указ запрещавший носить бороду; 2) мода на европейскую одежду; 3) появление в качестве наград рыцарских орденов; 4) реформа календаря.
-
Слайд 10
Талько Светлана Юрьевна - магистрант 1 курса Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина e-mail: t.talko@yandex.ru Tal^ Svetlana - 1st year graduate student of the Leningrad state University named after A. S. Pushkin
e-mail: t.talko@yandex.ru