Конспект познавательно- исследовательской деятельности
в старшей группе
Тема : «Весна пришла!»
Автор: Ковалева Ирина Викторовна, Финк Ольга Николаевна Организация: МБДОУ - детский сад № 45 «Росинка»
Населенный пункт: Белгородская область, город Старый Оскол Задачи:
Образовательные:
- Систематизировать знания о характерных признаках весны;
- Совершенствовать умение классифицировать птиц;
- Развивать речь детей: умение отвечать на вопросы полным ответом, умение доказывать свою точку зрения;
- Обогащать знания о первоцветах;
-Обогащать словарь детей: ледоход, весна -красна, первоцвет;
-Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, память. Развивающие:
- развивать логическое мышление детей;
- развивать зрительное и слуховое внимание дошкольников;
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе весной;
- вызвать у дошкольников желание участвовать в трудовой деятельности. Предварительная работа: наблюдения за изменениями в природе весной; чтение художественной литературы по теме «Весна».
Оборудование: картина зимы, отгадки к загадкам в картинках, кормушка, картинки с зимующими и перелетными птицами, картинки первоцветов: медуница, мать-и-мачеха, подснежник, ландыш, семена декоративных цветов "Астры", фартуки, стаканчики с землей, дневник наблюдения, тарелочка.
Ход:
1.Вовлечение детей в образовательную область.
Дети заходят в группу и становятся в круг.
Воспитатель: Ребята, наступил новый день. Я вижу, что у вас хорошее настроение. Мне очень приятно, что мы сегодня здесь собрались. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети:
Здравствуй, Солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю -Всех мы вас приветствуем!
Дети садятся на стулья.
Воспитатель:
- Ребята, кто- то бросил нам в окошко,
Посмотрите, письмецо.
разводим в сторону правую руку разводим в сторону левую руку поднимаем обе руки вверх опускаем обе руки вниз кладем обе руки на грудь
разводим обе руки в стороны
Может это лучик солнца,
Что щекочет нам лицо.
Может это воробьишко, пролетая, обронил,
Или кот письмо, как мышку на окошко заманил.
От кого пришло письмо,
Вам ведь хочется узнать?
Тогда надо постараться Вам загадку отгадать.
Воспитатель читает загадку о весне.
Идёт красавица,
Земли касается,
Где был снег и лед,
Трава цветёт.
Дети:
- Это Весна.
Воспитатель:
- Да, ребята, письмо прислала Весна. Послушайте, что она пишет:
«Я спешила к вам, друзья,
Разубрать луга, поля,
Ручейки огнем зажгла И порядок навела.
Но Зима, колдунья злая,
Уступать мне не желая,
Навредила всем вокруг,
Погрустнел и лес, и луг.
То Зима на нас серчает,
Что прошла ее пора.
Помогите, детвора,
Мне, Весне-красе, убраться,
Все в природе пробудить,
Чтобы луг пестрел цветами Птицам было бы где жить.
Сил своих вы не жалейте,
Вам нужны сноровка, знания,
Чтобы выполнить задания.»
- Ну что, ребята, поможем весне.
Дети:
-Да, поможем.
Воспитатель:
-А чтобы вам легче было выполнить задания, весна прислала на помощь своих братьев месяцев.
- Ребята, как называются весенние месяцы?
Дети:
- Весенние месяцы называются март, апрель, май.
Воспитатель:
- Ребята, позвольте вам представить первый месяц весны.
В тёплых солнечных сапожках,
С огонёчком на застёжках По снегам бежит мальчишка.
Снег пугает шалунишку:
Только ступит - стаял снег,
Раскололся лёд у рек.
Охватил его азарт.
А мальчишка этот - Март.
2.Игра ”Оживи картинку”
Дети сидят на стульях и по очереди подходят к мольберту с картинкой. Воспитатель:
- Ребята, месяц Март принес нам картинку зимы. Он просит нас превратить ее в картинку весны. А для этого нам нужно отгадать загадки и с помощью отгадок рассказать, какие изменения происходят в природе с приходом весны? С каждым верным ответом мы сможем превратить нашу зимнюю картинку в весеннюю.
Воспитатель читает загадки:
- Итак, слушаем первую загадку.
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ...
Дети:
- Солнце.
Воспитатель:
-Что происходит с солнышком весной?
Дети:
- Весной солнце не только светит, но и греет, припекает, ласкает. День становится длиннее.
Воспитатель:
- Если снег на крышах тает,
То сестрицы вырастают.
Эти зимние сестрёнки Холодны, прозрачны, звонки,
А растут макушкой вниз.
Ты под них не становись!
Дети:
- Это сосульки.
Воспитатель:
-Что происходит с сосульками весной?
Дети:
- Весной сосульки под солнцем тают, капают.
Воспитатель:
- Лед на речке треснул, солнце пригревает.
Речка зашумела, льдины подгоняет.
Весеннее явление, как его называют?
Дети:
- Это весенне явление называется ледоход.
Воспитатель:
- Что происходит со льдом весной?
Дети:
- Весной лёд на реке тает, трещит, ломается, плывёт.
Воспитатель:
- Он в голубой рубашке,
Бежит весною по овражку,
Журчит звонкий голосок,
Кто же это?
Дети:
- Ручеек.
Воспитатель:
-Что вы можете рассказать о ручейках?
Дети:
- Снег весной тает и превращается в ручьи, которые бегут, журчат, звенят. Воспитатель:
- Пробиваюсь я в апреле -Все поля позеленели!
Покрываю, как ковер,
Поле, луг и школьный двор.
Дети:
- Это трава.
Воспитатель:
- Что вы можете рассказать о траве?
Дети:
- Весной земля согревается под солнцем и начинает пробиваться молодая трава.
Воспитатель:
- На поляне возле ёлок Дом построен из иголок,
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион.
Дети:
- Это муравейник.
Воспитатель:
- Что происходит с насекомыми весной?
Дети:
- Весной насекомые просыпаются и вылезают из своих укрытий.
Воспитатель:
- На ветках — плотные комочки.
В них дремлют клейкие листочки.
Дети:
- Это почки на деревьях.
Воспитатель:
- Что вы можете рассказать о почках на деревьях?
Дети:
- Весной на деревьях распускаются почки.
Воспитатель:
- Здесь на ветке чей-то дом Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут ...
Дети:
- Гнездо.
Воспитатель:
- О каких признаках весны рассказывает эта отгадка?
Дети:
- Весной возвращаются перелетные птицы и вьют гнёзда.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, посмотрите какая красивая картина весны у нас получилась!
3. Дидактическая игра "Какая птица?”
Воспитатель:
- А сейчас я хочу представить вам второй месяц весны.
Будит лес, поля и горы,
Все полянки и сады.
Он во все стучится норы,
Напевает у воды.
"Просыпайтесь! Просыпайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!"
Далеко слышна свирель.
Это будит всех Апрель.
- Ребята, месяц Апрель принес кормушку, а в ней так много птиц, что он не знает, какая из них зимующая, а какая перелетная. Он просит вас назвать птицу и прикрепить зимующую птицу на снежинку, а перелетную птицу на солнышко.
Дети становятся вокруг кормушки, берут картинку с изображением птицы, демонстрируют детям, называют ее и прикрепляют на мольберт.
Дети:
- Синица - зимующая птица, прикреплю на снежинку.
- Воробей - зимующая птица, прикреплю на снежинку.
- Снегирь - зимующая птица, прикреплю на снежинку.
- Голубь - зимующая птица, прикреплю на снежинку.
- Ласточка - перелетная птица, прикреплю на солнышко.
- Журавль - перелетная птица, прикреплю на солнышко.
- Скворец - перелетная птица, прикреплю на солнышко.
- Лебедь - перелетная птица, прикреплю на солнышко.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, помогли месяцу Апрелю. А теперь немного поиграем.
4. Физкультминутка «Весна идет”.
Улыбаются все люди -
(Идут по кругу)
(Поднимают руки над головой и ритмично хлопают в ладоши)
Весна! Весна! Весна!
Она везде, она повсюду Красна! Красна, Красна!
По лугу, лесу и полянке Идет! Идет! Идет!
На солнышке скорей погреться Зовет! Зовет! Зовет!
И в ручейке лесном задорно Звенит! Звенит! Звенит!
По камушкам в реке широкой Журчит! Журчит! Журчит! Разносит запахи повсюду Цветов! Цветов! Цветов!
И все живое сразу дышит
(Ритмично шагают на месте) (Взмахивают обеими руками к себе) (Ритмично щелкают пальцами рук) (Потирают ладони)
(Из пальцев делают бутон)
(Идут по кругу)
Весной! Весной! Весной!
5. Дидактическая игра «Составь целое из частей»
Воспитатель:
- Ребята, встречайте еще одного гостя. Это - третий месяц весны.
В лапотках бежит малыш,
Ты шаги его услышь.
Он бежит, и всё цветёт,
Он смеётся - всё поёт.
Спрятал счастье в лепестках У сирени на кустах.
"Ландыш мой, благоухай!"
- Повелел весёлый Май.
- Ребята, месяц Май перепутал пазлы, на которых изображены первые весенние цветы и просит вас помочь собрать их.
Дети садятся за стол и работают с пазлами (собирают картинки
первоцветов: медуница, мать-и-мачеха, подснежник, ландыш.
Дети:
- Я собрал картинку с медуницей.
Это первоцвет. Он цветет в марте.
- Я собрала пазл с ландышем.
Это первоцвет. Он цветет в мае.
- Я собрал изображение с подснежником.
Это первоцвет. Он цветет в апреле.
- А я не знаю, как называется цветок.
6. Рассказ воспитателя о мать-и-мачехе.
Воспитатель:
- Это - самый первый из всех первоцветов, его можно увидеть повсюду. Называется это растение Мать-и-мачеха. Цветков у мать-и-мачехи сразу много, и видны они издали — желтенькие, яркие, будто маленькие фонарики, которые зажгла весна. Почему растение назвали «мать-и-мачехой»? Дело в том, что когда отцветают цветы, у растения появляются листья. Сверху эти листья гладкие, холодные, темноватых оттенков. С внутренней стороны -мягкие, нежно-зелёные, по ощущениям — тёплые. Тепло в жизни идёт от матери. Ну а холодок.. .Вот и назвали весенний первоцвет - мать-и-мачеха. Цветок мать-и-мачеха занесен в Красную книгу. И все цветы, которые вы сегодня собрали, тоже занесены в Красную книгу Белгородской области.
- Ребята, а почему растения заносят в Красную книгу?
Дети:
- В Красную книгу заносят редкие растения, которые необходимо охранять.
7. Посадка цветов цинии для рассады.
- Ребята, как вы думаете, что нужно чтобы вырастить растение?
Дети:
- Для того, чтобы вырастить растение нужны семена, почва, вода, свет, воздух, тепло, уход.
Воспитатель:
- Ребята, я принесла вам семена декоративных цветов "Цинии". Эти цветы люди выращивают на клумбах. Однако, прежде чем посадить цинии на клумбе, необходимо вырастить из семян рассаду. И сейчас я предлагаю вам посеять семена цинии. Для этой работы нам надо подготовиться и надеть фартуки. Подойдите к столу. Перед вами стаканчики с землей. На тарелочках лежат семена цветов. (Воспитатель демонстрирует трудовой процесс). С помощью палочки необходимо сделать небольшие углубления и полить их водой из лейки, затем поместить туда 2- 3 семени и присыпать сверху землей. Дети самостоятельно сеют семена цветов.
Воспитатель читает стихотворение.
Мы ямку раскопаем,
Семечко посадим,
Лейкой все польем...
И немного подождем,
Всё у нас здесь подрастет И появится росток!
Воспитатель:
- Давайте наши стаканчики с семенами поставим на подоконник, рядом поставим дневник наблюдения, в котором будем отмечать рост и развитие своих цветов.
Я считаю, что сегодня мы с вами оказали Весне большую помощь. Теперь она точно справится с проказами Зимы.