администрации, Комитета по вопросам территорий приоритетного развития в Луганской области, Главного управления экономики ОГА, органов местного самоуправления ТПР. В регионе уже накоплен достаточный опыт самостоятельного хозяйствования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон Украины «О специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития в Луганской области» от 15.07.1999 г. // ВВР Украины.-1999. - №38.- Ст.351.
2. Указ Президента Украины «О дополнительных мерах по увеличению поступления инвестиций в экономику Украины» от 22.02.2001г.// ОВУ. -2001 .-№9. - Ст.345.
3. Указ Президента Украины «О мерах по повышению эффективности деятельности Консультативного совета по вопросам иностранных инвестиций в Украине» от 01.04.2002г. //ОВУ. -2002.-№14. -Ст.715.
4. Сухорукое А. Проблемы повышения инвестиционной активности регионов // Экономика Украины. -2002. - №8. - С.26-33.
5. Хозяйственное право. Учебник/ В.К. Мамутов, Г.Л.Знаменский, К.С.Хахулин и др.; Под ред Мамутова В.К. - К.: Юринком Интер, 2002. - 912с.
Стаття надмшла до редакцп 17.10.2002 р.
УДК 336.774
Л.В. Курносенко
КОНСОРЦИУМНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ КРУПНОМАСШТАБНЫХ ПРОЕКТОВ
Рассмотрены преимущества банковского консорциумного кредитования как способа консолидации различных источников финансирования проектов и их комплексного использования. Ист. 5.
Эффективное использование средств коммерческих банков для финансирования масштабных по срокам и ресурсам проектов в сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте, в социальной и управленческой сфере предполагает использование консорциумного кредитования.
Прочной законодательной базы, регулирующей вопросы создания временных банковских объединений и осуществления ими совместных кредитных операций, в Украине не выработано. На сегодня единственным нормативно-правовым актом, регламентирующим отношения в сфере предоставления кредитов субъектам хозяйственной деятельности консорциумом коммерческих банков, является Положение о порядке осуществления консорциумного кредитования, утвержденное постановлением Правления НБУ от 21.02.1996г. №37, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правления НБУ от 19.01.1999 года №19, от 03.11.1999 года №533. Следует отметить, что Закон Украины "О банках и банковской деятельности" от 07.12.2000 г., а также законопроект "О банковском кредите" вообще не содержат определения такого вида банковского объединения как консорциум,
Общераспространенным определением понятия "банковский консорциум" является "временное объединение банков, которое создается для координации действий при проведении различного рода банковских операций, или для
кредитования одного, но большого проекта и основано банками на паритетных началах" [1].
Практика консорциумного кредитования в Украине показывает, что для проведения совместных кредитных операций чаще объединяются зарубежные банки и кредитно-финансовые учреждения, которые финансируют крупномасштабные проекты и программы под государственные гарантии Правительства Украины. Иностранные кредиторы направляют финансовые ресурсы в основном на реализацию проектов по поддержке энергетической и угольной отраслей, сельского хозяйства, транспорта, городской инфраструктуры, - такие, в частности, как реконструкция аэропорта "Борисполь", телекоммуникация ИТУР (Италия - Турция - Украина - Россия), коммерциализация железнодорожного транспорта, основание первой украинской энергосервисной компании и т.д.
Участие же украинских банков в долгосрочном финансировании крупномасштабных проектов в большинстве случаев ограничивается предоставлением посреднических услуг в двух направлениях.
Первое связано с разработкой проекта для своего клиента с последующей презентацией его зарубежным банкам или международным финансовым организациям - Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР), Мировому банку и т.д. Финансирование проекта, в случае принятия положительного решения, происходит напрямую, в обход украинского банка.
Второе основано на привлечении украинскими банками кредитов от международных финансовых учреждений, в том числе и ведущих зарубежных банков, под гарантии страховых компаний с последующим кредитованием своих клиентов. Такое финансирование украинские банки могут осуществлять, получив статус агента по обслуживанию линий международных финансовых организаций.
Выработка и использование механизма кредитования проектов, требующих масштабных финансовых вложений путем создания отечественных банковских консорциумов в условиях недостаточного стимулирования государством отношений в этой сфере банковской деятельности, в настоящее время приобретает особую актуальность.
Нормативно-правовыми актами Национального банка Украины жестко регламентирован размер регулятивного капитала коммерческих банков и размер "больших" кредитов, выдаваемых наиболее платежеспособным заемщикам. Этот размер установлен на уровне 25% собственного капитала банка для одного заемщика. Общий размер предоставленных кредитов одним банком не может превышать восьмикратного размера его собственных средств. Т.е. кредитование масштабных проектов требует средств намного больше, чем может предоставить один банк, не нарушив требований НБУ в отношении выполнения экономических нормативов кредитного риска.
В настоящий момент в Украине существует не более 5 банковских учреждений, способных предоставлять долгосрочные инвестиционные кредиты за счет собственных средств. Это объясняется недостаточной капитализацией банковской системы и несбалансированностью кредитных ресурсов. В структуре обязательств банковской системы Украины более 66% приходится на средства субъектов хозяйственной деятельности и вклады населения - основной источник финансирования долгосрочных потребностей экономики [4]. Но в Украине эти средства привлекаются на срок максимум до 1 года. Еще ни один банк не предпринял попытки объявить акцию по привлечению вкладов физических лиц сроком на 2 года, в связи с чем добиться соответствия длинных активов и коротких пассивов в балансе банка почти нереально.
На сегодняшний день из 154 украинских банков, которые имеют лицензию НБУ на осуществление банковских операций, 44 имеют размер капитала менее 5 млн. евро, 65 менее 10 млн. евро, 45 банков имеют капитал, превышающий значение 10 млн. евро, т.е. из 109 банков, размер капитала которых не дотягивает до значения 10 млн.евро, ни один не способен предоставить кредит на финансирование единичного проекта в размере, превышающем 1,5-2 млн.долл. Кредитный портфель одного из самых крупных банков Украины "Проминвестбанка" составляет 3 млрд. грн, это единственный банк в Украине, способный выдать в "одни руки" кредит в размере 20 млн.долл.
Увеличивающееся количество обращений к НБУ со стороны коммерческих банков, относительно предоставления разрешений на превышение или установление индивидуальных экономических нормативов кредитного риска, подтверждает существование потребности в кредитовании крупных проектов в размерах, которые превышают возможности отдельного банка [2].
Консорциумная форма кредитования позволяет не только объединить кредитные ресурсы коммерческих банков для финансирования масштабных проектов, но и диверсифицировать кредитный риск, поддержать ликвидность баланса банка. Каждый банк, входящий в консорциумное соглашение, имеет возможность автономно оценить эффективность проекта и определить для себя условия участия в нем. Банки-участники консорциумного соглашения могут самостоятельно предлагать свой вариант проведения различных операций, для которых создается консорциум.
Механизм аккумуляции средств и реализация консорциумного соглашения имеет следующий вид.
Предприятие, организация, разрабатывающие масштабный проект, требующий огромных ресурсов, самостоятельно определяют банк, который берет на себя обязательства по организации банковского консорциума. Практикой существования украинских банков доведено, что обычно функции головного банка при осуществлении консорциумного кредитования берут на себя большие банки, входящие в восьмерку крупнейших банков страны, имеющие достаточные ресурсы и значительный опыт проведения крупных кредитных операций.
Головной банк координирует работу консорциума и представляет его интересы перед покупателем, заказчиком, третьими лицами. Он действует в пределах предоставленных ему полномочий и согласовывает принципиальные вопросы со всеми членами консорциума. Как правило, банком-координатором выступает банк, обслуживающий клиента, которому для реализации проекта необходимы значительные средства. За свою работу он получает от других членов консорциума вознаграждение (3-5% от доли каждого участника).
Условием принятия банков в консорциум является согласие на минимальный размер участия, который зависит, прежде всего, от размера самого кредита и степени риска проекта. Более рискованные проекты предполагают участие большего количества банков в консорциуме, что позволит снизить риск кредитования проекта для каждого субъекта кредитных отношений.
Головной банк исполняет функции посредника между заемщиком и банками-участниками консорциумного соглашения: согласовывает условия договора между членами консорциума и заемщиком, изучает предложенный для кредитования проект, оценивает присущие проекту риски. Он аккумулирует средства банков-участников в размере доли участия каждого в консорциуме и предоставляет эти средства заемщику в соответствии с разработанным и согласованным механизмом кредитования. Головной банк получает от заемщика плату за пользование кредитом и распределяет ее между участниками
соглашения, а также берет на себя функции контроля над соблюдением сторонами условий кредитного договора и распространения финансовой информации между участниками соглашения.
Консорциумное кредитование крупномасштабных проектов и программ наиболее полно отвечает смыслу проектного финансирования как способу консолидации различных источников финансирования и комплексного использования разных методов финансирования конкретных инвестиционных проектов и оптимального распределения, связанных с реализацией проектов, финансовых рисков.
Различные формы финансирования могут предполагать различные формы участия банковского консорциума в кредитовании проекта:
- для полного финансирования проекта;
- для предоставления основной части кредита.
Во втором случае проектное финансирование предполагает использование широкого круга дополнительных источников - выпуск ценных бумаг, операционный и финансовый лизинг, привлечение средств институциональных инвесторов. В зависимости от специфики конкретного проекта выстраивается оптимально надежная и эффективная схема его финансирования с использованием консорциумной формы кредитования. В условиях регламентации со стороны государства деятельности коммерческих банков в отношении осуществления операций по кредитованию крупных заемщиков преимущество консорциумного кредитования для коммерческих банков очевидно и заключается в следующем:
- аккумулирует значительные средства для кредитования крупномасштабных проектов, что в свою очередь позволяет банкам-участникам выдержать экономические нормативы кредитного риска, контролируемые Национальным банком Украины;
- позволяет распределять коммерческие риски между банками-участниками пропорционально доле участия каждого в консорциумном соглашении;
- способствует поддержанию ликвидности банков-участников, т.е. способности своевременно и постоянно проводить активные операции, при формировании резервов под кредитные операции резервированию подлежит только та часть кредита, которая предоставлена непосредственно банком-участником;
- позволяет банкам-участникам соглашения повысить свой деловой рейтинг и банковскую репутацию в финансовых кругах;
- носит временный характер, после завершения действия кредитного договора консорциум прекращает свои полномочия, в случае удачной реализации проекта или в случае возникновения необходимости совместная деятельность банков-участников может быть возобновлена;
- позволяет развивать и совершенствовать не только кредитные операции коммерческих банков, но и гарантийный бизнес, операции по страхованию риска невозврата кредитов. При консорциумном кредитовании банки выступают в различных качествах, в том числе как банки-кредиторы, гаранты, финансовые консультанты, лизинговые, консалтинговые организации, институциональные инвесторы, приобретающие ценные бумаги проектных организаций;
- не ограничивает количество банков-участников консорциума, так же, как и не ограничивается его деятельность одним регионом Украины;
- не ограничивает участие зарубежных кредитно-финансовых институтов. В консорциумном соглашении могут принимать участие как украинские, так и зарубежные банки. Отечественный банк, помимо разработки проекта и
На сегодняшний день из 154 украинских банков, которые имеют лицензию НБУ на осуществление банковских операций, 44 имеют размер капитала менее 5 млн. евро, 65 менее 10 млн. евро, 45 банков имеют капитал, превышающий значение 10 млн. евро, т.е. из 109 банков, размер капитала которых не дотягивает до значения 10 млн.евро, ни один не способен предоставить кредит на финансирование единичного проекта в размере, превышающем 1,5-2 млн.долл. Кредитный портфель одного из самых крупных банков Украины "Проминвестбанка" составляет 3 млрд. грн, это единственный банк в Украине, способный выдать в "одни руки" кредит в размере 20 млн.долл.
Увеличивающееся количество обращений к НБУ со стороны коммерческих банков, относительно предоставления разрешений на превышение или установление индивидуальных экономических нормативов кредитного риска, подтверждает существование потребности в кредитовании крупных проектов в размерах, которые превышают возможности отдельного банка [2].
Консорциумная форма кредитования позволяет не только объединить кредитные ресурсы коммерческих банков для финансирования масштабных проектов, но и диверсифицировать кредитный риск, поддержать ликвидность баланса банка. Каждый банк, входящий в консорциумное соглашение, имеет возможность автономно оценить эффективность проекта и определить для себя условия участия в нем. Банки-участники консорциумного соглашения могут самостоятельно предлагать свой вариант проведения различных операций, для которых создается консорциум.
Механизм аккумуляции средств и реализация консорциумного соглашения имеет следующий вид.
Предприятие, организация, разрабатывающие масштабный проект, требующий огромных ресурсов, самостоятельно определяют банк, который берет на себя обязательства по организации банковского консорциума. Практикой существования украинских банков доведено, что обычно функции головного банка при осуществлении консорциумного кредитования берут на себя большие банки, входящие в восьмерку крупнейших банков страны, имеющие достаточные ресурсы и значительный опыт проведения крупных кредитных операций.
Головной банк координирует работу консорциума и представляет его интересы перед покупателем, заказчиком, третьими лицами. Он действует в пределах предоставленных ему полномочий и согласовывает принципиальные вопросы со всеми членами консорциума. Как правило, банком-координатором выступает банк, обслуживающий клиента, которому для реализации проекта необходимы значительные средства. За свою работу он получает от других членов консорциума вознаграждение (3-5% от доли каждого участника).
Условием принятия банков в консорциум является согласие на минимальный размер участия, который зависит, прежде всего, от размера самого кредита и степени риска проекта. Более рискованные проекты предполагают участие большего количества банков в консорциуме, что позволит снизить риск кредитования проекта для каждого субъекта кредитных отношений.
Головной банк исполняет функции посредника между заемщиком и банками-участниками консорциумного соглашения: согласовывает условия договора между членами консорциума и заемщиком, изучает предложенный для кредитования проект, оценивает присущие проекту риски. Он аккумулирует средства банков-участников в размере доли участия каждого в консорциуме и предоставляет эти средства заемщику в соответствии с разработанным и согласованным механизмом кредитования. Головной банк получает от заемщика плату за пользование кредитом и распределяет ее между участниками
соглашения, а также берет на себя функции контроля над соблюдением сторонами условий кредитного договора и распространения финансовой информации между участниками соглашения.
Консорциумное кредитование крупномасштабных проектов и программ наиболее полно отвечает смыслу проектного финансирования как способу консолидации различных источников финансирования и комплексного использования разных методов финансирования конкретных инвестиционных проектов и оптимального распределения, связанных с реализацией проектов, финансовых рисков.
Различные формы финансирования могут предполагать различные формы участия банковского консорциума в кредитовании проекта:
- для полного финансирования проекта;
- для предоставления основной части кредита.
Во втором случае проектное финансирование предполагает использование широкого круга дополнительных источников - выпуск ценных бумаг, операционный и финансовый лизинг, привлечение средств институциональных инвесторов. В зависимости от специфики конкретного проекта выстраивается оптимально надежная и эффективная схема его финансирования с использованием консорциумной формы кредитования. В условиях регламентации со стороны государства деятельности коммерческих банков в отношении осуществления операций по кредитованию крупных заемщиков преимущество консорциумного кредитования для коммерческих банков очевидно и заключается в следующем:
- аккумулирует значительные средства для кредитования крупномасштабных проектов, что в свою очередь позволяет банкам-участникам выдержать экономические нормативы кредитного риска, контролируемые Национальным банком Украины;
- позволяет распределять коммерческие риски между банками-участниками пропорционально доле участия каждого в консорциумном соглашении;
- способствует поддержанию ликвидности банков-участников, т.е. способности своевременно и постоянно проводить активные операции, при формировании резервов под кредитные операции резервированию подлежит только та часть кредита, которая предоставлена непосредственно банком-участником;
- позволяет банкам-участникам соглашения повысить свой деловой рейтинг и банковскую репутацию в финансовых кругах;
- носит временный характер, после завершения действия кредитного договора консорциум прекращает свои полномочия, в случае удачной реализации проекта или в случае возникновения необходимости совместная деятельность банков-участников может быть возобновлена;
- позволяет развивать и совершенствовать не только кредитные операции коммерческих банков, но и гарантийный бизнес, операции по страхованию риска невозврата кредитов. При консорциумном кредитовании банки выступают в различных качествах, в том числе как банки-кредиторы, гаранты, финансовые консультанты, лизинговые, консалтинговые организации, институциональные инвесторы, приобретающие ценные бумаги проектных организаций;
- не ограничивает количество банков-участников консорциума, так же, как и не ограничивается его деятельность одним регионом Украины;
- не ограничивает участие зарубежных кредитно-финансовых институтов. В консорциумном соглашении могут принимать участие как украинские, так и зарубежные банки. Отечественный банк, помимо разработки проекта и
согласования его с иностранными банками, будет принимать участие в его финансировании;
- предоставляет возможность оперировать краткосрочными кредитными ресурсами. При такой форме кредитования, когда в соглашении принимают участие зарубежные кредитно-финансовые учреждения, украинские банки смогут оперировать краткосрочными кредитами. Выплата процентов по долгосрочному кредиту может быть сразу направлена на погашение той его части, которая предоставлена отечественным банком. Благодаря этому кредит украинскими банками может предоставляться фактически на менее длительный срок, чем срок консорциумного соглашения.
Для экономики государства и предприятий, стремящихся к воплощению крупномасштабных проектов, требующих огромных финансовых затрат, долгосрочных по периоду своей реализации и поэтому связанных с большими финансовыми рисками, привлечение средств банковских консорциумов также имеет свои преимущества:
- позволяет финансировать масштабные проекты, требующие больших объемов капиталовложений;
- средства, необходимые для реализации проекта аккумулируются на специальном счете в головном банке, и кредитование осуществляется по мере возникновения потребности в кредите. Гарантированная сумма кредита освобождает заемщика от необходимости привлечения средств на финансирование проекта из других источников;
- в соглашении могу брать участие как несколько банков, так и несколько заемщиков, что позволяет осуществлять финансирование масштабных проектов для предприятий с развитой сетью юридически самостоятельных филиалов, подразделений, дочерних фирм;
- позволяет аккумулировать временно свободные средства различных регионов и перераспределять их в развивающиеся отрасли экономики, в те сферы, которые дают максимальную отдачу на вложенный капитал;
- активное использование механизма консорциумного кредитования снимает необходимость привлечения средств международных валютно-кредитных учреждений для финансирования крупных проектов и программ государственного сектора экономики Украины, привлекаемых под гарантии Правительства Украины и имеющих наиболее высокую степень риска.
При кредитовании крупных проектов и программ с использованием консорциумного механизма могут возникнуть трудности относительно определения достаточной суммы залога. В случае, когда заявка на финансирование проекта по размерам сопоставима с активами потенциального заемщика или даже превышает их, залоговое покрытие оказывается невозможным. Выходом из этой ситуации может стать заключение договора-поручительства с третьей стороной на часть обязательств заемщика. При этом имущественным поручителем покрывается только 80% суммы залога, а остальные 20% - заемщиком, чтобы снизить риск невозврата кредита [4]. Мировая практика подтверждает обязательное участие в соглашении страховой компании, готовой почти полностью возместить сумму кредита в случае его невозврата.
Создание банковских объединений и развитие консорциумного кредитования расширит возможности использования внутренних финансовых инвестиционных ресурсов государства, позволит увеличить объемы финансирования крупномасштабных проектов, используя различные схемы проектного финансирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Постанова ПравлЫня Нацюнального банку УкраТни "Про затвердження положения про порядок здмснення консорц1умного кредитування" №37 вщ 21.02.1996р.
2. Лист Нацюнального банку УкраТни №45-311/1225-3118 вщ 21.05.2001р.
3. Пересада О. Особливост! кредитування м1жнародними банками проекте гид гарантто уряду УкраТни// Вюник НБУ. - 2001 .-№11,- С.46-48.
4. Кроток В., Юреев О., Карчева Г. Фжансовий стан та проблеми розвитку банюв УкраТни у першому квартал! 2002 року//Вюник НБУ. - 2002. - № 6. - С.14-20.
5. Брыль Р. Восхищение Восточной Европой//Украинская инвестиционная газета. -2002,-№21(347).-С.4.
Стаття над|'йшла до редакци 17.10.2002 р.
УДК 37.048.4
Е.И. Харченко
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ОСНОВА ПРОЕКТОВ РЕОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Сформулированы принципы проектов реорганизации системы допрофессиональной подготовки, базирующиеся на тенденции перехода цивилизации в эру знаний. Ист 7.
Методы управления проектами, широко применяемые в энергетике, нефтегазовой, строительной и многих других отраслях экономики, получили распространение и в образовательных проектах [1]. Общими для всех проектов признаками являются следующие: направленность на достижение конкретных целей, координированное выполнение многочисленных взаимосвязанных действий, органическая протяженность во времени [2].
С точки зрения методов управления проектами, на наш взгляд, необходимо рассматривать и проблему реорганизации системы профессиональной ориентации молодежи, важность которой продиктована временем. Острота этой проблемы обусловлена разными причинами, вот некоторые из них;
- переход к информационному обществу;
- переход экономики к рыночным отношениям;
- повышенная динамика изменения количества профессий и их содержания...
Мир вступил в эпоху новой экономики - экономики новых знаний, бурного развития информационных технологий. При этом значительно возрастает роль конкурентоспособности, особенно на рынке труда. Сейчас же практически никто не готовит молодежь к эффективному поведению в современных условиях, когда для достижения профессионального успеха молодому человеку уже недостаточно просто получить какую-то профессию, а необходимо в полной мере суметь реализовать свой личностный потенциал. Для этого ему нужно выбрать профессиональную сферу деятельности, будущую профессию, определить и наметить личную образовательную траекторию, сформулировать личный профессиональный план - образовательный проект, разработать стратегию для реализации этого плана. И главную помощь ему в этом должна оказать действенная, принципиально новая система профориентации.
Цель данной статьи - сформулировать некоторые принципы проектов по реорганизации систем допрофессиональной подготовки, в частности, системы