Консорциум «Россибмаш» — ремонтным предприятиям железных дорог России
А.П. ЗАХАРОВ, канд. экон. наук, исполнительный директор консорциума «Россибмаш», Омск В.П. МИТЬКИН, директор ЗАО «НТЦ «Сибмаш», Омск
«Разработка, производство, внедрение и использование наукоемкой продукции различной степени сложности — актуальная необходимость предстоящего технического перевооружения, становления и развития ремонтных баз ж/д транспорта на качественно новом уровне. И в этом плане ремонтное депо «Московка» предстает как будущее образцовое предприятие и базовый катализатор передовых научно-технических и производственных достижений в области ремонта подвижного состава на Западно-Сибирской ж/д.»
Исходя из стратегических направлений научно-технического развития ОАО «РЖД» на период до 2015 года и вытекающей из них необходимости кардинального технического перевооружения, модернизации и совершенствования ремонтных предприятий ж/д транспорта, одной из актуальных задач является повышение эффективности, качества функционирования подвижного состава и, как следствие, снижение издержек перевозок.
В настоящее время наблюдается острый дефицит современных научно-технических разработок в области создания и совершенствования ресурсосберегающих технологий и оборудования для ремонта подвижного состава.
Для комплексного и масштабного решения этих задач необходима современная прикладная наука с ее мобильными научными и научно-производственными структурами, способными активно создавать и быстро внедрять качественно новую наукоемкую продукцию.
Консорциум «Россибмаш» в настоящее время обладает всеми возможностями прикладной науки, расширяющей на современном этапе область разработок и создания наукоемкой продукции для технического перевооружения ремонтных баз ж/д транспорта.
Опыт работы консорциума «Россиб-маш» в разработках и создании современной наукоемкой продукции для перевооружения электромашинных цехов депо и ремонтных предприятий ж/д России, а в последнее время и ближнего зарубежья, позволяет утверждать следующее:
1. Отсутствуют программы для каждой из отдельных российских
железных дорог, объединяющие потребности и инвестиции их ремонтных баз.
2. Нет координации действий по созданию современного оборудования, оптимизирующего технологические потоки и повышающего качество ремонта и снижающего долю ручного труда.
3. Предприятия могут заказывать оборудование только через инвестиционные представительства ОАО «РЖД», а не напрямую у изготовителя, что ведет к техническим проблемам (недопониманию), ибо эти представительства, в отличие от производителя оборудования, слабо владеют технической стороной дела. Изготовитель тратит много времени на выяснение, разработку и согласование с получателями (депо) необходимых технических и исходных данных.
Несмотря на это, ЗАО «НТЦ «Сибмаш» в рамках консорциума за счет собственных сил и средств изучает нужды потребителей, разрабатывает и согласовывает технические задания, разрабатывает конструкторскую документацию, по которой создается и продолжает создаваться современное технологическое оборудование для депо и ремонтных предприятий.
В последнее время большое внимание консорциум уделяет созданию не только нового оборудования, но и унификации и усовершенствованию ранее выпущенного.
Только несколько характерных примеров:
На базе наплавочной установки УН-1М создана уста-
новка УН-2 для наплавки внутренних и наружных цилиндрических поверхностей крупногабаритных корпусных деталей в большом диапазоне диаметров.
Система управления выполнена на основе промышленного контроллера, программируемых электроприводов вращения и вертикальной подачи мундштука, обеспечивающих широкие технологические и эксплуатационные возможности установки.
Если раньше каждая модификация станка СРС-1 была предназначена для обработки горловин моторно-осевых подшипников только для одного тягового электродвигателя, то в настоящий момент создана конструкция станка СРС-3 для обработки моторно-осевых горловин для 3-х различных ТЭД. Ведутся работы по дальнейшему увеличению номенклатуры ТЭД, растачиваемых на одном станке.
Существующая проблема автоматизированного ремонта коллекторов электромашин постоянного тока (ЭПТ) близка к разрешению путем создания технологии и установки УРК-1 (установка ремонта коллекторов), которые разработаны на уровне «ноу-хау», отечественных изобретений и зарубежного опыта. Технология и соответствующее ей оборудование обеспечивают качественное восстановление коллекторов ЭПТ. На установке будут выполняться все операции обработки коллектора: проточка, обработка дорожек и фасок ламелей специальным инструментом, упрочнение поверхностей ламелей методом статической прикатки.
К данной работе уже проявлен интерес целого ряда российских депо и ремонтных предприятий, УРК-1 ждет своих заказчиков.
Создана и поставлена установка УЗП-1ТВ для снятия и монтажа главных и дополнительных полюсов ТЭД и ВМ.
Установка снабжена независимыми приводами поворота каждой планшайбы, гайковертами, гидравлическими устройствами съема полюсов, пневмо-зубилом и пневмощеткой для удаления битумной заливки и фиксирующих пластин.
Унифицированы поставляемые стенды-кантователи СК-1М для разборки-сборки ТЭД и ВМ электровозов, тепловозов и электропоездов.
Это ли не пример творческого подхода консорциума «Россибмаш» к решению проблем и нужд ремонтных предприятий?
Особо следует отметить, что в Омске сложились благоприятные условия по дальнейшей реализации задач «перевооружения», связанных, например, с ремонтом тяговых электродвигателей и вспомогательных машин.
Во-первых, это академическая (Ом-ГУПС) и прикладная (ЗАО НТЦ «Сиб-маш») наука, во-вторых — производственные базы предприятий консорциума «Россибмаш» и возможности не
полностью задействованных заводов ВПК, в-третьих, здесь же находится крупное депо Московка, нуждающееся в современном оборудовании для технического переоснащения. В связи с этим представляется, что именно депо Московка может реально и должно стать образцово-показательным предприятием, а по большому счету полигоном, использующим и отрабатывающим передовые технологии ремонта, оснащенным самым современным оборудованием. На такое депо смогут равняться остальные ремонтные предприятия как Западно-Сибирской железной дороги, так и других дорог России.
Консорциум «Россибмаш» и ЗАО НТЦ «Сибмаш» намерены и готовы участвовать в проекте приведения депо Московка к максимальному уровню культуры производства, технологическому перевооружению, повышению производительности труда и эксплуатационной надежности локомотивного парка. В этих целях разработана и представлена концепция технического перевооружения электромашинного цеха по ремонту ТЭД и ВМ,
Концепция предусматривает создание рабочей группы специалистов академической, прикладной науки и специалистов депо, которая проведет паспортизацию технологических процессов ремонта и оборудования, определит степень моральной и физической изношенности, выработает технические предложения по каждому
и
Б
переделу ремонта и представит их на рассмотрение и утверждение. Утвержденные предложения будут служить основой для разработки технического задания и программы технического перевооружения электромашинного цеха, которые будут включены в общую программу развития и инвестирования депо как образцового предприятия.
Сегодня и в обозримом будущем наши усилия устремлены на то, чтобы быть признанными лидерами в занимаемой нише производимого оборудования, быть наиболее компетентными, способными быстро и эффективно решать технически сложные проблемы.
В стремлении к высоким результатам эффективности предприятия консорциума «Россибмаш» способны максимально удовлетворять запросы и ожидания рынка, а также сохранять высокую конкурентоспособность и с оптимизмом смотреть в будущее.
Не исключаем, что статья вызовет определенный интерес у специалистов всех уровней и послужит катализатором встречных предложений, направленных на консолидацию совместных усилий по кардинальному техническому перевооружению, модернизации и совершенствованию ремонтных баз железнодорожного транспорта России.
Консорциум «Россибмаш»
644042, Омск, пр. К. Маркса, 18/1, офис 404
Почтовый адрес: 644046, а/я 5730
Тел.: (3812) 39-63-90, 39-64-86
Тел./факс: (3812) 53-14-97
www.rossibmash.com
I